Визуальная психодиагностика. Визуальная психодиагностика как метод изучения индивидуальных особенностей личности Визуальная диагностика в психологии
Визуальная диагностика особенностей личности была разработана на основе учения психологов о свойствах характера. Свои названия доминанты получили от используемых в психиатрии терминов, характеризующих то или иное психическое расстройство личности.
Однако доминанты или, как их еще называют, акцентуации, — это только особенности личности, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Это приводит к склонности человека применять одни и те же модели поведения в разных ситуациях, выбирать соответствующий стиль в одежде и аксессуарах.
Суть методики состоит в том, что по внешним признакам (визуальная психодиагностика) можно определить особенности характера — доминанты. Таким образом, в режиме реального времени, без применения психологических тестов можно увидеть психологические и коммуникативные особенности собеседника по его поведению, по манере строить общение и также по внешнему виду.
8 доминант:
- Паранойяльная доминанта (целеустремленный).
- Истероидная доминанта (демонстративный).
- Эпилептоидная доминанта (застревающий).
- Эпилептоидная доминанта (возбудимый).
- Шизоидная доминанта (странный).
- Гипертимная доминанта (жизнерадостный).
- Эмотивная доминанта (чувствительный).
- Тревожная доминанта (боязливый).
Паранойяльная доминанта (целеустремленный)
Это обычно люди с мощным внутренним стержнем. Живут, в основном, своей идеей, борются за нее, страдают, отстаивают. Они не восприимчивы к информации со стороны. Прислушиваются только к своему мнению («Одно мое, другое неправильное…»), что часто выливается в нежелание слушать других, приводит к стремлению избегать проблем. Люди паранойяльного типа стратеги, но не тактики. Их цели глобальны, а масштабы огромны. Именно такого типа люди упорно идут к, казалось бы, недостижимой для других цели. Жизнь таких людей построена на принципах, что позволяет им спокойно идти по головам. Основной принцип, по которому они живут: «Кто не с нами, тот против нас». Склонны врать в рамках идеи, важным считают только конечный результат, а для достижения цели, как известно, все средства хороши. Требовательны к себе и другим и всегда оценивают достоинства и недостатки собеседника. Обычно люди с паранойяльной доминантой не чувствительны к стрессам. Это, безусловно, сильный тип личности.
Одежда:
Для людей паранойяльного психотипа характерны опрятность, классический стиль одежды в рабочее время и стиль «милитари» в свободное время. Обычно в данном стиле нет ничего лишнего, все аксессуары «к месту».
Мимика:
Властная, уверенная.
Жесты:
Широкие, рубящие, указующие. Такие люди склонны часто рвать дистанцию с собеседником, чтобы ввести его в замешательство.
Речь:
Уверенная. Возможен менторский тон. Такие люди любят говорить на интересующие только их темы. Они последовательны в изложении (во-первых, во-вторых, в-третьих…) и часто используют жесткие формулировки, слова и оценки.
Модель позитивного общения
: Чтобы установить раппорт с такими людьми рекомендуется продемонстрировать свою силу (статус). В дискуссии делать ссылки на законы или мнения авторитетных людей. Стоит приводить четкую структуру аргументов (во-первых, во-вторых, в-третьих…). Успешнее всего собеседник с ярко выраженной паранойяльной доминантой прислушается к властному, авторитетному человеку, чем к подчиненному. Можно постараться показать важность Ваших предложений для решения глобальной идеи паранойяльного.
Истероидная доминанта (демонстративный)
Истероидная доминанта способствует желанию нравиться. Такие люди часто представляют себя как наделенных актерским даром. Жизнь для них — театр, а окружающие — зрители. От этого они ведут себя демонстративно и стремятся быть замеченными. В общении можно наблюдать манерность и излишнюю говорливость. Обычно истероиды верят в сказанное, несмотря на возможную недостоверность информации или несоответствие фактов. Это результат желания приукрасить любой рассказ. Иногда бывает достаточно просто слушать и «несостыковки» сами проявятся. Такой человек использует любую возможность высказаться. Это слабый тип нервной системы.
Одежда:
Часто «вызывающая», либо яркая, либо с экстравагантными деталями, дополняется большим количеством бижутерии, аксессуаров и ярким макияжем у женщин. У мужчин можно увидеть чрезмерное наличие украшений или любые другие бросающиеся в глаза детали внешнего вида. Например, шейный платок, обилие колец и др.
Мимика:
Все эмоции на лице людей с преобладающей истероидной доминантой выглядят гипертрофированно. Это широкие улыбки, смех с раскрытым ртом, печаль со слезами, вселенская скорбь.
Жесты:
Преобладают широкие, картинные жесты и акцентированные позы.
Речь:
Эмоциональная и экспрессивная, с драматическими паузами.
Модель позитивного общения:
С таким собеседником лучшая позиция — слушатель. Человек с преобладающей истероидной доминантой раскрывается больше, если делать вид, что верите игре. Если похвалить такого собеседника, то он примет любое решение в вашу пользу. Чтобы уличить во лжи, стоит просто попросить повторить рассказ.
Эпилептоидная доминанта (застревающий)
Одна из разновидностей людей с преобладающей эпилептоидной доминантой — эпилептоид застревающий. Это обозначает, что в силу своих особенностей такой человек ригиден, плохо переключается с одного на другое. Часто это люди системные, пунктуальные, неторопливые, прагматичные. Для них важна подготовка, если предстоит какое-либо решение. У них все всегда должно быть на своих местах. Данная категория людей нетерпима, когда кто-то изменяет его порядок. Такие люди привыкли планировать и все записывать. Жизненный принцип застревающего эпилептоида: «Мой дом — моя крепость». Контакты, как правило, устанавливаются застревающими плохо. Со стороны может показаться, что это угрюмый или даже злобный человек. Также застревающие исключительно разборчивы при выборе друзей. Однако если такой человек назвал Вас другом, то никогда не предаст и, в случае необходимости, пожертвует всем ради Вас. Эпилептоид любит свое дело, очень редко меняет работу. Его социальный ориентир — это семья.
Одежда:
Практичная и удобная. На работе классическая одежда, в быту предпочитает кэжуал.
Мимика:
Взгляд прямой, уверенный, иногда собеседнику может показаться тяжелым. Эмоциональные всплески редки и незначительны.
Жесты:
Четкие, выверенные.
Речь:
Медленная, вялая.
Модель позитивного общения:
Разговор с таким собеседником имеет успех, если приводить ему стройную аргументированную систему доказательств. Процесс должен проходить без суеты и спонтанных проявлений. Эпилептоид должен увидеть «свой» интерес, тогда сотрудничество Вам обеспечено.
Эпилептоидная доминанта (возбудимый)
Данная особенность людей с ярко выраженной эпилептоидной доминантой (возбудимость) определяет категорию жестких и жестоких людей. Они могут заниматься спортом или принимать участие в соревновательной деятельности. Возбудимые эпилептоиды, также как и застревающие, зачастую, опрятны и аккуратны. Такие люди предпочитают короткие стрижки, короткие ногти, спортивный стиль в одежде. Они как будто всегда готовы вступить в борьбу. Также можно заметить любовь к порядку и иерархии, нередко циничность к окружающим. Такие люди слепо верны инструкциям. Их принцип «Я выполнял приказ…». В средствах достижения целей возбудимые неразборчивы и легко обвиняют других, в том числе ложно, словно испытывая на прочность. В отличие от застревающих эпилептоидов, это люди непредсказуемые и импульсивные в решениях. Они стремятся к достижению своих личных целей, а ко всему остальному относятся по принципу «Не грузи…». Склонны к асоциальным поступкам, алкоголизму, наркомании. Это сильный тип нервной системы.
Одежда:
Возбудимый эпилептоид выражается через спортивный стиль в одежде.
Мимика:
Взгляд прямой, агрессивный, мимика чаще мелкая и скованная.
Жесты:
Тяжеловесные, подчеркнутые участием мышц (поигрывает мускулами). Это грубая демонстрация силы.
Речь:
Медленная, жесткая.
Модель позитивного общения:
В общении с таким психотипом людей рекомендуется соблюдать дистанцию и выдерживать жесткую линию без уступок (иначе сразу начнет продавливать). Также важно показать свою значимость и авторитетность в интересующем вопросе. При этом, желательно не провоцировать возбудимого эпилептоида на необдуманные действия. Либо в случае «срыва» собеседника, ситуацию будет сложно удержать под контролем. Эпилептоид с удовольствием откликнется на предложение «дружить против…».
Шизоидная доминанта (странный)
У людей с шизоидной доминантой собственные представления о реальности, свое собственное видение ситуаций. Это люди, имеющие свой личный мир, где они сами решают, каким законам подчиняться. Им присуще творчество без шаблонов и непредсказуемое поведение. Это ярко выраженные интроверты. Их особенность в том, что они «Не как все». Часто отличаются несуразной и неординарной внешностью. Это либо кажущиеся хрупкими люди, либо нескладные, где-то гротескные, местами неловкие, внешне угловатые. Тип нервной системы у таких людей слабый.
Одежда:
Часто их одежда негармонична, может быть неаккуратна и «пестрить» неожиданными деталями. В отличие от истероидной доминанты, у шизоидов нет четкого «образа».
Мимика:
Характерный взгляд «мимо собеседника в никуда…» и возможно рассогласование мимики и жестов (например, на лице радость, а кулаки сжаты).
Жесты:
Также угловатые, несогласованные и неловкие.
Речь:
Достаточно высокоинтеллектуальная, с обилием терминологии, возможно с указанием на различные источники получения информации.
Модель позитивного общения:
Учитывая интровертированность доминанты, личное общение для таких людей в тягость. Шизоидные личности предпочтут заочное общение. В случае необходимости личного контакта, в беседе с ними необходимо избегать резких оценок и прямой критики (шизоиды очень обидчивы). Задачи лучше ставить, ориентируясь на конечный результат, а отчитываться (в случае если это начальник), только конкретными выполненными результатами. Процессы такой человек не воспринимает.
Гипертимная доминанта (жизнерадостный)
Гипертимная доминанта характеризует энергичных людей, любящих жизнь во всех проявлениях. Такие люди зачастую оптимистичны и склонны в любой ситуации находить положительные стороны. Они рады всему новому и никогда не унывают. На контакты идут с удовольствием, любят общаться. Им присуще остроумие и адекватное чувство юмора. Такой человек берется сразу за несколько задач и решает их. Гипертимная доминанта отличается гибкостью и быстрой переключаемостью с одного дела на другое. Гипертимы чаще предпочитают экстремальный отдых. Это сильный тип нервной системы.
Одежда:
Универсальная, удобная, не сковывающая движений.
Мимика:
Живая, жизнерадостная, энергичная.
Жесты:
Бодрые, быстрые. В движениях гипертим — непоседа, часто роняет вещи, натыкается на углы и людей.
Речь:
Увлеченная. Такие люди могут заговориться и упустить нить разговора, но потом неожиданно вернуться к теме.
Модель позитивного общения:
С такими людьми рекомендуется открытое свободное общение. Они всегда идут на контакт, склонны к излишнему доверию.
Эмотивная доминанта (чувствительный)
Эмотивная доминанта характерна категории людей, отличающихся ярко выраженной добротой. Такие люди привыкли сопереживать окружающим. В разговоре обычно внимательно слушают и проявляют понимание. Это эмоционально пассивные люди, любящие наблюдать за чужими переживаниями, нежели переживать самому. Эмотивы любят смотреть телевизионные передачи, сериалы, фильмы с эмоциональными сценами, читают книги, которые вызывают переживания. Наблюдается склонность к избеганию конфликтов, возможны психосоматические проявления, которые на фоне стресса усиливаются. Это слабый тип нервной системы.
Одежда:
Мягкая, приятная на ощупь, скрадывающая движения или просто удобная.
Мимика:
Слабая, неуверенная. Таких людей может отличить эффект «влажных глаз».
Жесты:
Плавные, без угловатости, могут во время беседы поглаживать себе руки.
Речь:
Тихая. Эмотивы больше готовы слушать, они почти не возражают, врут редко.
Модель позитивного общения:
С такими людьми рекомендуется конгруэнтность, равенство в общении. Также важно проявлять признаки доверия и рекомендуется найти общие интересы.
Тревожная доминанта (боязливый)
Для людей с выраженной тревожной доминантой характерна повышенная тревога, постоянная перестраховка от ошибок. Такие люди часто не могут сами принимать решения. Они стараются закрываться от общения, при контактах сильно волнуются. Имеют свои успокаивающие ритуалы (например, вытереть ноги, поплевать через плечо, перед началом работы ежедневно пьют кофе «чтобы вработаться»). Они пунктуальны и следуют инструкциям, во избежание штрафных санкций. Это сдержанные в высказываниях и поступках люди. Их принцип «Семь раз отмерь, один отрежь». Слабый тип нервной системы.
Одежда:
Неяркая и закрытая. Предпочтительны темные и серые однотонные или с мелким геометрическим рисунком ткани.
Мимика:
Слабая, неуверенная.
Жесты:
Самоуспокаивающие, тревожные, часто трогает себя, заламывает руки. Позы у таких людей скованные, словно в ожидании, что вот-вот надо «сорваться» с места и бежать.
Речь:
Тихая, неуверенная. Боязнь сказать не то.
Модель позитивного общения:
Такому собеседнику рекомендуется выказывать подбадривающие знаки внимания, проявлять доверие, хвалить за любое позитивное высказывание, лучше не критиковать без надобности. Если критика необходима, следует преподнести ее в таком виде, чтобы оппонент понял, ничего страшного в сложившейся ситуации нет. Также в общении с «тревожными» подчиненными необходимо давать максимально подробную, точную инструкцию.
При необходимости диагностирования доминанты личности следует помнить, что доминанты — это лишь усиленные черты характера. Данные характеристики описывают «идеальные» категории особенностей личности. В реальности, у индивида чаще всего выражены несколько доминант (две или три доминанты), но их выраженность может быть «размыта», так как человеку присуща не одна модель поведения, а несколько. Опираясь на данную методику, диагност может предполагать, какая модель поведения наиболее соответствует успешному взаимодействию в конкретной ситуации с определенным психотипом. Для этого, во избежание ошибочных оценок, стоит всегда возвращать себя к мысли о том, что внешность бывает обманчива, как и слова. Поэтому прогноз по поступкам чаще оказывается более качественным.
Артем Павлов — консультант спецслужб и бизнеса в области поведенческого анализа с опытом оперативной работы более 15 лет. Эксперт визуальной психодиагностики личности. Профайлер. Физиогномист. Графолог. Экс-сотрудник спецслужб. Основатель Агентства экономической и кадровой безопасности "D.I".
Т ема №1-2 Визуальная психодиагностика как составляющая
психодиагностики.
Предмет, задания и методы визуальной психодиагностики.
Структура и состояние современной визуальной психодиагностики.
Возникновение и этапы развития визуальной психодиагностики.
Взаимосвязь визуальной психодиагностики с современными науками.
Где бы вы не очутились, всюду любой человек составляет первоначальное суждение о другом человеке по внешним признакам, по его лицу. Вряд ли кто будет отрицать это. Когда вы впервые встречаете человека, вы мгновенно выносите интуитивное суждение. Впоследствии вы можете подправить или изменить это суждение. Однако, существенно то, что на основании внешнего вида человека вы способны судить о его характере.
В современном мире глобализации, пространство между людьми стремительно сокращается, нам часто приходится общаться с самыми разными людьми, как по характеру, так и по ценностным ориентирам.(как определить кто перед нами? Каковы его намерения? Какой стиль взаимоотношений выбрать?)
С древних времен люди стремились по внешнему виду и действиям человека, определить характер, чувства и способности.
Однако, многие до сих пор недооценивают важность умения «читать» и понимать человеческую психологию, причем не только в деловой, но и в личной жизни. А ведь такое умение является одним из главных показателей общей культуры человека.
Еще Конфуций говорил: «Не беспокойтесь о том, что люди не знают тебя, а беспокойтесь о том, что вы не знаете людей».
Визуальная психодиагностика - это отрасль психологии,
изучающая взаимосвязь внешних физиологических признаков и внутреннего содержания личности.
В основе содержит адаптированные под современного человека системы знаний по физиогномике, хиромантии, графологии, анализа особенностей телосложения, формы рук, пальцев, мимики, жестикуляции и др.
Визуальная психодиагностика основана на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее
психологическое содержание личности.
Благодаря этим методикам изучаются: темперамент, характер, направленности, склонности и телосложение, травмы и отклонения, болезненные предрасположенности, сексуальные наклонности, психологические защиты, подверженность влияниям, зацикленности, особенности и пр.
Визуальная психодиагностика кроме общекультурного значения имеет и сугубо прикладной характер , являясь отраслью психологии кадрового менеджмента, которая разрабатывает методы изучения персонала в целях его рационального подбора, расстановки и эффективного использования.
Выступая в качестве вводной части психологии работы с людьми, визуальная психодиагностика знакомит специалистов с различными, в том числе и нетрадиционными методами изучения людей.
Как в наиболее общем виде происходит трудоустройство и подбор персонала?
Вначале руководитель или работник по кадрам ознакомляется с анкетными материалами претендента (личным листком по учету кадров, автобиографией, документами об образовании, фотографиями и т.д.)
Затем при положительном впечатлении от представленных документов проводится беседа с кандидатом на вакантное рабочее место.
В организации этой беседы важное место отводится наблюдению за поведением и внешним обликом собеседника.
Что же лежит в основе общей схемы восприятия одним человеком другого? Что прежде всего обращает на себя внимание при встрече с другим человеком?
Очевидно, три основных признака его внешнего облика (кроме,
разумеется одежды) : пол, возраст и тип телосложения .
Затем в поле зрения попадают уже более мелкие детали - конфигурация головы, осанка, походка, жесты, форма рук, пальцев и т.д. таким образом , схема восприятия человека, основывается на принципе познания от общего к частному, от более «крупного» к более мелкому, от целого к его составляющим.
Повседневное приложение этих знаний может оказаться крайне плодотворным. Во многих случаях - это двусторонний, приема - передающий канал. Продавец может оценивать возможного покупателя, а покупатель, в свою очередь, продавца. Наниматель может проанализировать качества будущего служащего и служащий может сделать то же самое по отношению к нанимателю. Любовники могут взаимно изучать друг друга. Осторожные люди смогут обезопасить себя, выявив лица с девиантным поведением или авантюрно - мошенническим складом. В других же ситуациях эти знания работают подобно отдностороннему объективу. Н - р, в год выборов избтратели смогут лучше судить о характере кандидатов, исследуя их лица на экранах телевизоров. Родители смогут лучше понять тонкости характера и особенности своих детей, а значит более правильным образом выстраивать воспитательный процесс.
Для того, чтобы овладеть методами визуальной психодиагностики необходимо развивать такие качества как: наблюдательность, объективность, критичность в оценках, нравственная чистота, осторожность в использовании полученных результатов, компетентность.
Особенно важно помнить, что познание человека посредством методов визуальной психодиагностики позволяет лишь составить наиболее общую его психологическую характеристику.
Визуальная психодиагностика - новая и относительно самостоятельная отрасль психологии кадрового менеджмента, задача которой состоит в изучении «внешних» характеристик поведения и облика человека (таких как пол, возраст, особенности телосложение, мимика, жестикуляция и др.) с целью проникновения во «внутреннее» психологическое содержание личности и оптимизации использования возможностей каждого человека.
Что означает термин «психодиагностика»?
В наиболее общем виде психодиагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза.
Этот термин, который широко использовался в психиатрии после выхода книги Г. Роршаха «Психодиагностика», довольно скоро вышел за пределы медицины и распространился на область психологии.
Психодиагностические задачи решаются различными способами, основными из которых являются специальные психодиагностические методики, используемые не только в сфере консультирования и психотерапии, но и во всех случаях, когда необходимо получить оценку той или иной психологической особенности конкретного индивида или группы.
Принципы разработки психодиагностических средств и их конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их методологическое и теоретическое обоснование, входят в предмет общей
психодиагностики.
Предметом визуальной психодиагностики является разработка
основных принципов построения психодиагностических методик, основанных на использовании различных визуальных средств
(непосредственное наблюдение, видеозапись, изучение документов, исследование почерка и т.д.).
Задача визуальной психодиагностики - состоит в разработке конкретных методов распознания индивидуально - психологических особенностей личности путем непосредственного визуального восприятия.
Эту задачу можно решить разными способами. Главный из них - наблюдение - представляет весьма ценные сведения об обследуемом. Существуют и другие методы визуальной психодиагностики, позволяющие собрать психологическую информацию в относительно короткие сроки, дать качественные сравнения одного индивида с другими, спрогнозировать общения, эффективность той или иной деятельности человека.
Психологическая диагностика является одной из наиболее сложных областей практической психологии. Правильная диагностика, опирающаяся на научную интерпретацию" данных обследования, результаты комплексного изучения человека в рамках личностного подхода, глубокий анализ содержания получаемых в диагностическом обследовании сведений - могут обеспечить только высококачественные специалисты, от которых требуются глубокие знания в области теоретической психодиагностики, психометрии, теории психологический измерений, вариационной статистики.
Практическая направленность и относительная доступность визуальной психодиагностики, предусматривает возможность
закономерности, выявленные этими учеными, установил еще в 1865 г. чешский ученый Г. Мендель. Название «генетика» предложил в 1906 г. И. Бетсон). К настоящему времени довольно подробно изучено более 1000 генов человека. По сути - генетика человека - это основа биологии человека. Успехи в генетике имеют практическое значение для визуальной психодиагностики, поскольку роль генетических факторов весьма существенна в формировании внешнего облика человека, его интеллектуальных способностей и в целом в поведении человека, что необходимо учитывать при диагностировании визуальными методами.
Антропология может служить для визуальной психодиагностики источником существенных данных, посредством которых ответы на многие её вопросы могут быть доведены до степени точности и научной определенности (как известно, древнейшие люди появились в начале четвертичного периода, несколько миллионов лет назад). Затем в процессе антропогенеза был осуществлен небывалый в истории органического мира качественный скачок из биологической сферы развития в социальную.
Данные антропологии позволяют характеризовать не только морфологические преобразования человека (изменения строения наших непостредственных предков^но и глубочайшие качественные изменения поведения и установление принципиально новых отношений к окружающему миру.
Для более полного понимания условий возникновения и формирования современного человека, его расовых, половых и национальных особенностей, всегда проявляющихся во внешнем облике и поведении, необходимо широко использовать данные исторической и географической наук, а так же социолингвистики - которая изучает закономерности становления и развития вербального и невербального взаимодействия людей.
проведения отдельных обследований лицами без специальной психологической подготовки: педагогами, врачами, руководителями различных уровней, специалистами по работе с персоналом.
Восприятие внешнего облика человека, выражение его эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет важную роль в человеческом общении.
Распознать индивидуально - психологические особенности можно по мимике - выразительным движениям мышц лица; по пантомимике - выразительным движениям тела; по физиогномическим реакциям, сопровождающим эмоции - сосудистым, дыхательным, секреторным; по особенностям строения тела, чертам лица, рисунками кистей рук, пальцев и другим природно - биологическим признакам.
Изучение и систематизация данных о характерных отличиях внешнего облика людей и особенностях их выразительных движений, являются содержанием визуальной психодиагностики как научно - практического направления психологии работы с людьми.
Таким образом, визуальная психодиагностика изучает всю внешность человека, т.е. лицо, фигуру, положение и рисунок рук, движение и положение глаз, окраску лица, деятельность различных желез, мимику и пантомимику.
Известный русский психолог нач. XX века И. Сикорский, рассматривавший физиогномику, как «вольное и невольное отражение внутреннего состояния человека на его внешности (лице, туловище, глазах, руках и пр.)».
Научная психология немыслима без физиогномики. По своим методам, богатому содержанию и плодотворным выводам - физиогномика заслуживает быть выделенной в особую науку или отрасль науки, связанную с психологией.
Основными методами визуальной психодиагностики являются :
наблюдение;
биографический и психографический методы;
физиогномический и графологический анализы;
психогеометричесике и цветовые тесты;
морфологический и хронологический анализы;
серологические тесты;
«телесные» и другие визуальные пробы.
Таким образом, визуальная психодиагностика представляет собой - самостоятельное научно - практическое направление психологии работы с людьми, имеющее предмет, задачи, содержание, структуру и методы. Исторические корни визуальной психодиагностики.
Физиогномика, френология, хиромантия, астрология, графология - древние науки, которые по внешним признакам различных частей тела, выразительным движениям и другим особенностям поведения человека пытались выявить его внутреннюю психологическую сущность. Физиогномика разрабатывала систему соответствия между чертами лица человека и основными свойствами его характера, способностями и талантами. Первый дошедший до наших дней физиогномический трактат приписывался Аристотелю (хотя по свидетельствам историков, еще раньше физиогномикой занимался Пифагор,- которого и считают её родоначальником).
Много эмпирического материала по физиогномике содержится в «Наставлениях оратору» Кинтилиана (1 век), а римский врач Гален (2 век) расценивал физиогномические знания как «возможные и полезные». Швейцарец И. Лафатер - автор книги «Физиогномические моменты» (1775 - 1778) - остался в истории этой науки как наблюдательный и тонкий психолог.
Его последователем был австрийский врач Ф. Галь, создатель френологии
учения о связи психических особенностей человека с наружной
формой его черепа. Физиогномика и результаты изучения различных выразительных движений нашли отражение в работах П. Кампера о лицевом угле, Ч. Белля «Анатомия и философия выражения» (1806г),
Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872); Н. Белова «физиология типов» (1924); В. Бехтерева «Объективная психология» (1910).
В. Бехтерев утверждал: «что психология не должна ограничиваться изучением явлений сознания, но должна и изучать бессознательные психические явления и вместе с тем она должна изучать так же внешние проявления в деятельности организма, поскольку они являются
выражением его психической жизни».
В глубине тысячелетий теряются истоки хиромантии учения о связи строения кисти рук, формы пальцев, выпуклости и впадин, линии и бороздок на ладони с внутренней сущностью человека, его прошлым и будущим. Хиромантию знали в Древнем Китае и Индии задолго до нашей эры, а также в античной Греции и Риме. Историки того времени свидетельствуют, что в нее верили Пифагор и Гален, Сулла и Цезарь. Древнюю историю имеет астрология, разработавшая планетарную и зодиакальную типологии человека , и графология - которая искала закономерные связи между почерком и характером индивида.
В истории европейского языкознания известен еще с античных времен интерес к жесту. В настоящее время изучение жестового языка активизировалось благодаря исследованиям семиотики, социолингвистики и теории коммуникации. Жест и мимика тесно связаны со словом. Известный режиссер К. Станиславский постоянно напоминал актерам: «При словесном общении говорите не столько уху, сколько глазу», обращая внимание не роль жеста в общении.
«Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике». Движения должны отвечать диалогу и смыслу слов, - писал Цицерон.
Взаимосвязь визуальной психодиагностики с современными науками.
Изучение человека с диалектических позиций исходит из того, что человек представляет собой единство биологического и социального,
организма и личности, которое развивается в определенной природно -
географической среде.
На становление и развитие индивида одновременно воздействуют наследственные, климатические, социальные и другие факторы, что
обуславливают, с одной стороны, неповторимость каждой личности, а с другой стороны - наличие общих черт у представителей соответствующих групп (половозрастных, национально - расовых, конституциональных и д.р). все это вызывает необходимость изучения человека в русле междисциплинарного подхода, где важное место занимает философия и психология, география и история, медицина и генетика, антропология и лингвистика.
Для познания взаимодействия социального и биологического в человеке определяющее значение имеет исторический метод. Наукой установлено, что решающи ми факторами в биологической эволюции организмов являются наследственность, изменчивость и естественный отбор; доказана нерасторжимая генетическая связь человека с животным миром. Соцйализация биологии человека пронизывает всю его жизнь, поскольку человек живет в мире социальных потребностей, формирующих его психическую жизнь, которая качественно отличается от психики животных. В связи с этим, изучение человека на стыке биологических и социальных наук - одна из важных задач современного научного познания. Особая роль в решении этой задачи принадлежит психологии, генетике и антропологии.
Генетика как наука о наследственности и изменчивости организмов возникла на рубеже XIX и XX веков. Официальной датой её рождения
считается 1900 г., когда трое ученных из разных стран (немец К. Корренс, Э. Чермак из Австралии и X. Фриз из Голландии) в своих исследованиях независимо друг от друга обнаружили, что в передаче отдельных признаков от родителей к потомству существуют определенные закономерности (правда, изучение литературных источников показало, что Таким образом, современная визуальная психодиа гностика, опираясь на практический фундамент древних учений о человеке и являясь отраслью прикладной психологии, находит дальнейшее развитие во взаимосвязи.с различными областями современного знания, рассматривая Чел овека как многогранный объект междисциплинарного изучения.
Тема: Методы исследования внешних проявлений человека.
План.
Наблюдение как основной метод исследования внешних проявлений личности.
Физиогномический метод, графологический метод.
Наблюдение относится к одному из основных эмпирических Методов психологического исследования.
Состоит наблюдение в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Существуют различные методики и приемы наблюдения за поведенчискими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.
При этом искусство полного понимания «бессловесных» сообщений собеседника приобретается в процессе обучения и * постоянных тренировок. (Поэтому каждому руководителю кадровой службы, рекомендуется ежедневно уделять не менее 10 минут познавательному «чгению» жестов других людей). Для этого можно использовать общественные и деловые встречи, а также телевидение: попробуйте понять, что происходит на экране, следя только за изображением, каждые 5 минут включая звук, чтобы сравнить речевые сообщения и «прочитанные» вами жеста.
В визуальной психодиагностике метод наблюдения (который еще называют спланированным восприятием), используют при изучении личности работников, характера взаимоотношений в производственном коллективе, его социально - психологического климата и решения др-х задач.
Результаты наблюдения могут быть представлены в виде дневниковых записей или по специально разработанной схеме, а также фиксироваться в особом протоколе. Еще надежнее будут данные, записанные на видеомагнитофон, а потом коллективно Проанализированные участниками исследования.
Основное достоинство метода наблюдения заключается в том, что он представляет данные о реальном, естественном поведении и деятельности личности, а не их мнение об этом.
Косвенное наблюдение - отличается от обычного тем, что наблюдатель наблюдает не за поведенчискими реакциями человека, а лишь за отдельными предметами оформления его внешнего облика либо привычного его окружения.
Предметами такого наблюдения могут быть: личный автомобиль, предпочитаемые цвета, домашние животные и др - е «косвенные черты» психологического портрета наблюдаемого. (Н-р, некоторые психологические характеристики своих владельцев могут выдать их домашние собачки).
Первый физиогномический трактат, описанный Аристотелем, дошел до нас от древних греков. В нем высказываются суждения о ненадежности физиогномических методов, таких, как сопоставление форм и "характеров" животных и людей, изучение расовых различий в строении тела и соответст-вующих особенностей психики, установление специфики поведения и эмоционального реагирования в зависимости от внешности человека. Существует множество физиогномических систем, наиболее распространенными из которых были системы Галля, Порты, Ламброзо, Лафатера и др. (см., например, А.А.Бодалев, 1983, Э.Ледо,1895).
Культурные традиции в визуальной диагностике
Наиболее известные труды (персоналии)
Ч.Дарвин в книге «О выражении эмоций у человека и животных»
Ч.Дарвин в книге «О выражении эмоций у человека и животных» писал о соотношении привычного выражения лица и склада характера. Именно его идеи и легли в основу различных справочников по психологическим истолкованиям мимики. Дарвин выдвинул гипотезу, что мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение (например, расслабление мышц лица - улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.
Дюрвиль "О физиогномике" (1866 г.)
Лицо - это та часть тела, по которой легче всего прочесть мысль. Оно несет на себе отпечаток интеллекта человека. Мимика наиболее выразительна. Вот почему на страницах этой книги мы будем рассматривать только физиогномические черты человека. "Чем культурнее становятся люди,- говорит Делестр,- тем выразительнее их лицо в своих подробностях" ("О физиогномике"). Вы можете возразить, что лицо иногда лжет, притворяется. Верно, люди часто стараются изменить лицо, чтобы замаскировать свои мысли (Дюрвиль).
Все, в большей или меньшей степени, занимаются физиогномикой, не осознавая этого: "Я не боюсь румяных и светлых лиц Антония и Долабелы,- говорит Цезарь.- Но боюсь худых, бледных и мрачных лиц Брута и Кассия" (слова цитированы по Ижену Лидо). Врожденная способность римского императора к физиогномике его не обманула, история его смерти доказала это (Дюрвиль,)Но только сформировал истинно научную физиогномику.
Его книга "О физиогномике" - это прекрасный труд, который демонстрирует ясное понимание природы. Начиная с Делестра, физиогномика стала истинным искусством. У него мы находим конкретизированные, здоровые идеи предшественников.
И.Лидо "Трактат о человеческом лице"
И.Лидо ("Трактат о человеческом лице") в трех больших томах своего труда многое усложняет, но мало прибавляет к уже приобретенному. Заслуживает внимания только его классификация человеческих лиц по восьми планетным типам.
Обобщая, мы классифицируем человеческие формы в следующие восемь типов:
1. Квадратная форма с двумя основными разновидностями, которые мы назвали Марс и Земля.
2. Овальная форма с тремя основными разновидностями, названные нами Солнце, Меркурий, Венера.
3. Три существенные дегенеративные формы, две из которых указывают на утолщение и большую или меньшую степень округленности,- Юпитер, Луна, а третья указывает на худобу - Сатурн.
Эти восемь человеческих форм можно назвать чистыми типами. В принципе всех людей можно было бы свести к одному из этих чистых типов. Но дело, однако, не всегда так: люди с классически простой морфологией - это исключительное явление: в силу долгой истории нашей наследственности все мы представляем собой смесь этих типов. (Дюрвиль, стр.7)
Каждый из этих авторов занимался изучением не всего лица, а только отдельной части. По сути физиогномика и была одной из первых попыток соотнесения с личностными психологическими особенностями не целого лица, а его частей.
Физиогномика
Топографический рельеф лица и профиля
Физиогно́мика (от греч. φύσις - природа, γνώμων - знающий) - система знаний, которая позволяет определить тип личности человека и его душевные качества (как прирожденные, так и приобретённые) исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения.
Физиогномика разрабатывала систему корреляции между чертами лица человека и основными свойствами его характера, способностями и талантами в раннем детстве ребенка. Сторонники физиогномики считали, что ее начало находится у истоков искусства. Ссылались даже на предполагаемые генетически обусловленные способности человека считывать внутреннее состояние по мимике и выражению лица. Признавалось, что в повседневной жизни эти способности используются подсознательно и что особенной восприимчивостью в этом отношении обладают дети.
Основная мысль Лафатера касается связи внутренней природы человека с мышцами лица, предметом его наблюдений была нижняя часть лица и лицевой профиль.
Суть учения Галля состоит в том, что по форме и местонахождению выпуклостей и вдавлений на черепе человека можно как бы обнаружить его характер, наклонности, умственные способности.
Ламброзо посвятил свои исследования изучению и описанию так называемого «преступного человека».
В России горячим сторонником физиогномики был профессор И. А. Сикорский. Наибольшее физиогномическое значение И. А. Сикорский отводил «переменам в лице» зависящих от работы многочисленных мышц, придающих лицу необычную подвижность и изменчивость. Он считал, что в этом смысле лицевая мимика, а также движения рук и пальцев имеют большое диагностическое значение. Второе место в этом отношении принадлежит движениям глаз, часто выражающих субъективные состояния. Следующая ступень по значимости отводилась выразительным движениям тела (поза).
Фотопортрет
В исследовании физического облика человека многие авторы уделяют внимание изучению мимики в различных зонах лица, составлению схем и классификаций эмоциональных состояний по проявлениям экспрессии, изучению степени информативности различных элементов внешности.
Большинство исследований посвящено выяснению, насколько правильно способен человек распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного выражения эмоций.
Ч. Белл (см. Bruce, Young,2000) выдвинул несколько гипотез, касающихся роли мышц лица в выражении эмоций. Его исследования основывались в основном на методе наблюдения и дедукции. Результаты его экспериментов затрагивают только часть такой сложной системы как выражение лица.
Систематические эксперименты, касающиеся движений мышц лица, были осуществлены французским ученым Дюшеном. Он изучал конкретного пациента, потерявшего чувствительность лицевых мышц в результате повреждения лицевых нервов. Воздействуя током на различные лицевые мышцы, Дюшен заставлял их двигаться независимо. В результате было составлено несколько графических изображений лица. Как показали последующие исследования I.Eibl-Eibesfeld (1989) и Р. Ekman (1973, 1978) наиболее распознаваемые эмоции человеческого лица возникали в результате одновременного воздействия на не-сколько мышечных групп лица.
Восприятие выражения лица является многомерным процессом, в котором распознавание эмоции оказывается лишь одной из его сторон. Существует большой эмпирический материал, демонстрирующий различные аспекты изучения восприятия человеческого лица.
В дальнейших исследованиях, особенно в зарубежной психологической науке, ставились многочисленные эксперименты и велись научно-теоретические разработки, связанные с попытками установить влияет ли лицо человека, отдельные его части или скомбинированная (искусственная) их совокупность на формирование впечатления о нем. Следует сразу оговориться, что основным направлением данных исследований имело сугубо прикладной характер, ориентированный на потребности криминалистики, рекламного и PR-бизнеса. Тем не менее проведенные исследования, в частности Л.И.Иванской, Б.Умаром, Ю.В. Гранской, V.Bruce, A.Young, J.Shephered и других, имеют также теоретическое значение для психологической науки.
Приведем примеры некоторых экспериментов.
V.Bruce, A.Young, (2000) провели ряд экспериментов, посвященных влиянию светотени и контрастности на восприятие лица, и выяснили, что наше восприятие лиц основывается на информации, которая содержится в паттернах относительной светотени, однако контрастность играет не столь существенную роль, как могло бы показаться. Испытуемым предъявлялись фотографии людей, потом предъявлялись контурные изображения тех же самых людей. В первом случае 90% испытуемых узнали изображенного человека, во втором – только 47%. Предполагается, что это можно объяснить отсутствием светотеней на контурном изо-бражении.
При распознании незнакомого лица доминируют внешние характеристики лица (прическа, размер головы и т.д.), при распознании знакомых лиц – психологические характеристики. Для незнакомых лиц развернутое на ¾ лицо и запоминается и распознается легче, чем анфас. Для знакомых лиц нет разницы. V.Bruce объясняет это тем, что развернутое на ¾ лицо на изображении выглядит более объемным (очень хорошо, например, видна длинна и форма носа). Хотя эффект восприятия лица с определенной точки и под определенным углом предполагает наличие некоторого воздействия на восприятие объемного трехмерного очертания, в действительности определить кто изображен все равно трудно. В другом своем эксперименте V.Bruce показал, что внешние характеристики (светотени, пигментация, цветовая гамма) очень важны для нормального процесса восприятия. Он предложил некоторым своим сотрудникам сканировать их лица. На полученных картинках соединил точки соответст-вующих черт лица и предложил эти изображения для опознания этим же и другим сотрудникам. Никто никого не узнал.
Ph. Schyns и A. Oliva (см. V.Bruce, A.Young ,2000) с целью показать как информация о лице может быть обусловлена пространственными параметрами, провели такой эксперимент: наложили фотографию мужчины – премьер-министра Великобритании Тони Блэйера (на изображении бюст в костюме и галстуке) на фотографию женщины – бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер. Полученное изображение предъявлялось испытуемым для опознания. При восприятии с близкого расстояния однозначно видно изображение Блэйера. При восприятии этого же изображения с расстояния 1,5-2 метра отчетливо видно изображение Тэтчер. Ph. Schyns и A. Oliva объясняют это, в первую очередь, спецификой нашей зрительной системы, которая в зависимости от пространственного положения объекта, по-разному воспринимает фоновые и детальные составляющие изображения (способность человека различать в пространстве высоко- /лицо Блэйера/ и низко- /лицо Тэтчер/ частотные параметры.
Нередко в исследованиях используются детали лица в различных контекстах с целью выяснения какую нагрузку они несут, насколько они опознаваемы. Young и его коллеги (1987) создали «комбинированные» изображения (к верхней половине изображения одного человека приложили нижнюю половину изображения другого) и предъявили их испытуемым. Испытуемым было крайне трудно определить, кому принадлежит верхняя половина лица. Оказалось, что выражение верхней части лица (глаза и лоб) подвержено влиянию других черт лица (рот, подбородок, часть носа). Однако, этот эффект имел место только при условии очень точного соединения двух половинок (по чертам лица и по овалу лица). Если же соединение было некорректным, эффект пропадал.
A.W.Young, D.J.Hellawell, and D.C. Hay разделили горизонтально по центру фотографии нескольких известных лиц. Испытуемые смогли опознать эти лица по половинкам. Когда же половинки разных лиц были соединены, для испытуемых стало затруднительно назвать имена людей, чьи половинки были соединены (например, верхняя половина фотографии Маргарет Тэтчер, нижняя половина – принцессы Дианы). Однако, способность испытуемых к распознаванию увеличилась, когда соединенные лица перевернули.
Отдельные элементы лица отличаются различной степенью информативности и значимости.
Экспрессивность каждого отдельного элемента зависит от индивидуальной структуры лица. Элементы лица характеризуются рядом признаков: контуром, величиной и формой. Наиболее информативным считается общее выражение лица, далее волосы, глаза, брови, губы, уши, нос, лоб. Основная гипотеза о взаимовлиянии отдельных частей человеческого лица проверялась в экспериментальных исследованиях A. Young и его коллег. Они провели серию экспериментов, применив так называемую «композиционную технику». Испытуемым предъявлялись несколько фотоизображений лиц, разрезанные пополам горизонтально. Испытуемые с высокой степенью точности идентифицировали половинки, представленные изолированно. Ученые пришли к выводу, что мы не воспринимаем черты лица независимо друг от друга.
Эксперимены J.W. Tonaka и M.J. Fara (1993) позволили им сделать заключение, что целое лицо воспринимается информативнее, чем совокупность его отдельных частей. Они провели эксперимент с условным названием «Где нос Лари?». Испытуемым предъявлялись изображения целого лица, изолированные части лица и лицо, составленное из произвольно расположенных частей. Надо было определить, где нос Лари. Оказалось, что когда нос помещается в нормальное лицо – идентифицировать легче, чем в остальных вариантах.
Можно сказать, что взаимосвязь между различными чертами лица так же важна, как сами эти черты. H.D.Ellis (1986) назвал несколько основных характеристик лица, которые регулярно и надежно используются людьми для описания и категоризации человеческих лиц. Это форма лица, волосы, возраст и все основные размеры черт лица.
Опознание лица (характеристики, этапы или процесс опознания и вероятность того, что опознается) изучалось многими учеными – А.Young, J.Shephered, K. N. McWeeny , R.A. Johnston, V. Bruce, Л.Н. Иванская, Б.Умар, Ю.В.Гранская и др.
Художественный портрет
Макияж
Макия́ж - нанесение на кожу лица различных видов декоративной косметики с целью украшения, а также камуфлирования существующих изъянов. Макияж - это не только рисование, а так же моделирование, подправка(коррекция) формы и цвета лица. С помощью применения декоративных препаратов ставится цель подчеркнуть привлекательные черты лица или создание какого-то характерного образа.
Косметологи и визажисты накопили огромный практический опыт, позволяющий создавать разного рода иллюзии, связанные с формой черт лица, выражением глаз и рта. Визуальная диагностика загримированного лица может быть осложнена из-за этих иллюзий восприятия.
Физиогномические школы
В настоящий момент существует несколько научных коллективов, которые изучают особенности строения, выражения лица и его восприятия в связи с оценкой психологических характеристик человека и его эмоционального состояния.
Научная школа Пола Экмана
Пол Экман
Пол Экман (англ. Paul Ekman, родился 15 февраля 1934(19340215) года) - выдающийся американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи. Профессор Экман известен во всем мире и как вдохновитель и консультант популярного телесериала «Обмани меня» («Lie to me»), а также прототип его главного героя, доктора Лайтмана. На данный момент Пол Экман возглавляет «Paul Ekman Group» - небольшую компанию, которая занимается разработкой методик и учебных устройств в сфере изучения эмоций и микровыражений.
П.Экман создал методику для измерения лица, в которой перечислил все лицевые мышцы шести эмоций. Затем были составлены фотомодели, которые включали три области лица. Лицо, представляемое испытуемым в этих экспериментах, как бы разделялось на три части по горизонтали: брови-лоб; глаза-веки и основание носа; нижняя часть лица и щеки. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений лица - FAST».
Научная школа В.А. Барабанщикова
Барабащиков Владимир Александрович
В.А.Барабанщиков - член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. лаборатории системных исследований психики ИПРАН, опираясь на большой теоретический и эмпирический материал, предпринял попытку раскрыть общепсихологическую природу межличностного восприятия, описать закономерности восприятия экспрессивных состояний и индивидуально-психологических особенностей незнакомого человека по фотоизображению его лица.
Межличностное общени рассматривается В.А. Барабанщиковым в терминах когнитивно-коммуникативного процесса, в котором складываются и развиваются представления об индивидуальности коммуниканта, его оценка и отношение к нему (ОН-концепция).
Диагностика невербального общения
Мимика
Под мимикой понимают движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Существует довольно много различного рода литературы (от строго научной до примитивно-популярной), интерпретирующей все виды мимики (см. Лабунская,1999).
Один из основных параметров оценки мимика - подвижность.
- Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.
- Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.
- Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из ут-рированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).
Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.
Глаза как «зеркало души», «залог верности», «кратер ненависти», «символ жизненной силы» и «сияющие звезды» особенно часто соотносятся с психическими состояниями. Глаз действительно очень важный орган. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Мы инстинктивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать. Взгляд может «выражать больше, чем слова», но может и «убивать». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.
Рот также в значительной степени определяет выражение лица. Рот – самая подвижная часть лица. Он – центр любой улыбки и всякой боли. Если рот искажается во время разговора или смеха и чередование движений дисгармонично, то это выражает негативные стремления даже в том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Можно допустить, что улыбка возникла из первоначально угрожающего жеста «оскала зубов». Диапазон вариантов охватывает как едва заметное движение уголков рта, открытую улыбку, так и обезоруживающую улыбку. У людей, которые много улыбаются или смеются, со временем лицо вообще приобретает улыбающееся, дружелюбное выражение.
Голове как носителю важнейших органов человека особое значение отводится и в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшенного восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны она отводится назад, при уклонении от чего-то – в сторону, а при сближении – склоняется вперед.
Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов.
Если верхняя часть туловища наклонена вперед, то это свидетельствует о сближении, интересе, либо о нападении или запланированной активности.
Если верхняя часть туловища отведена назад, это может свидетельствовать об отступлении, отсутствии интереса (или занятости своими мыслями), бегстве или отсутствии какой бы то ни было активности в отношении своего партнера.
Движения вперед. Свидетельствует об интересе к тому объекту, в направлении которого мы движемся. Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно. Точное значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов.
Движения назад. Демонстрируют тенденцию к отдалению. Нередко уход предваряет бегство, причем сила раздражителя является определяющей в отношении того, совершается уход (отступление) из-за неприятного ощущения или же он (оно) переходит в бегство. Если уход сопровождается произнесением каких-либо фраз, то тогда в большинстве случаев мы имеем дело с подтверждением слов о том, что «он словно открещивается от того, что сам же и говорит». Язык поз тела уличает лживость речи.
Позы и жесты
Язык мимики и жестов существовал еще задолго до появления разговорного языка. Жесты, мимика и движения человека – это точные индикаторы его внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний. Никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Мы постоянно находимся в какой-то позе, которую можно каким-либо образом истолковать.
Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Различают указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.
Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.
Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.
Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.
Создание и презентация образа
Визуальная диагностика психологического типа
П. Цыпин осуществил попытку описать внешние характеристики соционических типов. Он выделил ряд, как ему кажется, устойчивых признаков внешности и поведения по каждому типу. Особое внимание он уделяет взгляду. Автор предлагает лишь некоторые умозаключения, которые никак научно не подтверждены. Кроме того, исследования Н.Г. Артемцевой в некотором роде даже опровергают сделанные выводы. К примеру, скажем о том, что логик может выглядеть и так, как предлагают соционики, но также и так же и человек, с доминирующей функцией "сенсорика".
В отличие от социоников, в рамках системы психологических типов Н.Л.Нагибиной (Псикосмология) не описаны внешние характеристики типов. Многолетние исследования автора типологии (Нагибина, 1998-2010) показывают, что среди одного и того же типа могут встретиться и холерики, и сангвиники, и экстраверты, и интроверты, и толстые, и худые, и высокие, и низкие… и т.д. Вероятно, поэтому в трудах Нагибиной Н.Л. и ее соратников в основном очень детально и подробно описаны психологические характеристики каждого типа, их проявления в творчестве и судьбе представителей типов и очень много фотографий персонажей, отнесенных к тому или иному психотипу.
На основании данных, полученных в многолетних исследованиях, авторы (Артемцева, Нагибина)предлагают следующие описания взгляда, свойственные каждому типу:
Тип G. Взгляд спокойный, добрый, располагающий к обще-нию
Тип GН. Взгляд спокойный, внимательный к людям, немного грустный, понимающий теплый, располагающий к знакомству.
Тип Н. Взгляд открытый, спокойный, холодно-приветливый.
Тип А. Взгляд увлеченный, самоуверенный, выражающий энтузиазм владельца, иногда раздраженный.
Тип АВ. Взгляд озорной, веселый, блуждающий, расфокусированный, не слишком заинтересованный, внимательный к окружающей реальности.
Тип В. Взгляд чувственный, самоуверенный, приветливый, располагающий к знакомству.
Тип С. Взгляд несколько высокомерный, властный, внима-тельный, как бы сверлящий, чувственный, иногда как бы «безумный».
Тип СD. Взгляд насмешливо-агрессивный, придирчивый, властный, игриво-утонченный, часто направленный как бы внутрь себя.
Тип D. Взгляд строгий, серьезный, жесткий, неприветливый, часто содержащий угрозу и агрессию.
Тип Е. Взгляд умный, размышляющий, устанавливающий жесткую дистанцию, холодно-отстраненный, без особого интереса к окружающему миру, иногда придирчивый.
Тип ЕF. Взгляд открытый, располагающий, но все же сохраняющий дистанцию, иногда отстраненный, беспристрастный, как будто равнодушный, демонстрирующий некую философскую объективность.
Тип F. Взгляд направленный куда-то вдаль, внимательный, с прищуром, ироничный, часто простоватый, но с лукавинкой.
Конечно, характеристики взгляда только тогда имеют высокую ценность при определении психотипа, когда сочетаются с другими визуальными впечатлениями от «объекта исследования».
Примеры типов псикосмологии с упражнениями для тренировки представлены на странице
Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Издательство Ростовского университета. Ростов-на-Дону 1986.
Пиз Алан. Язык жестов: увлекательное пособие для дело-вых людей. – М., Ай – Кью, 1992.
Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений. // Вопросы психологии. 1988, № 5. С.131-140
Бодалев А. А. Формирование первого впечатления.// Человек и общество. М., 1966.
Гранская Ю.В. Распознание эмоций по выражению лица./ Дисс. …канд психол.. наук. С – Пб, 1998.
Иванская Л.Н. Психологические особенности идентифи-кации лица человека по фотографии. Дисс. …канд. психол. наук, Ленинград, 1981.
Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1912.
Умар. Б. Индивидуально-типологические особенности и характеристики восприятия (на примере восприятия других людей). С.-Пб, 1998
Bruce V., Green P., Georgeson M.A. Visual perception: Physiology, Psychology and Ecology. Psychology Press. 1997. 431р.
Bruce V., Young A. In the eye of the beholder. The science of face perception. Oxford-N.Y.-Tokyo.: Oxford University Press. 2000. 280р.
Eibl-Eibesfeldt I. Human ethology. New York: de Gruyter, 1989.
Ekman P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York. 1978.
Ellis H.D. Face recall: A Psychological perspective. //Human Learning,1986. V.5. p.189-196.
Landis C. The interpretation of facial expression in emotion // In: Recegnition of facial expression. N. Y.: Arnopress. 1975.
McWeeny K.N., Young A.W., Hay D. C. and Ellis A.W. Putting names to face.// British Journal of Psychology? 1987,V.78, p.143-151.
Shepherd J. An interactive computer system for retrieving faces. // Aspects of face processing. Martinus Nijhoff, Dordrecht, 1986. P.398-409.
Tanaka J.W. and Farah M.J. Parts and wholes in face rec-ognition. //Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1993. V.46A. P.225-245.
Woodworth R.S., Schlosberg H. Experimental Psychology. N.Y.: Holt, 1954.
Young L The naked face. The Essential Guide to Reading Faces. New York. St. Martin’s Press. 1994.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие визуальной психодиагностики и ее значение при работе с клиентами. Конституционные типологии человека. Скрытая визуальная психодиагностика личности. Основные типологии распределения энергии. Особенности слабых сигналов визуальной психодиагностики.
реферат , добавлен 13.12.2009
Визуальная диагностика темперамента человека. Конституционные типологии по Э. Крэчмеру. Проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего. Основные методы визуальной психодиагностики: физиогномика, язык тела и его движений, язык рук и ног, поведение глаз.
курсовая работа , добавлен 24.04.2015
Теоретические аспекты особенностей знаков невербальной коммуникации. Роль мимики и жестов в процессе передачи информации. Проксемические особенности и значение визуального контакта. Суть невербального поведения. Жесты, используемые людьми при ухаживании.
курсовая работа , добавлен 23.06.2011
Сущность психодиагностики. Задачи научной и практической психодиагностики. Методы вычисления коэффициента корреляции. Создание количественных и качественных методов психодиагностики. Модели оценки личности. Пихологические основы взаимодействия в обществе.
тест , добавлен 10.12.2011
Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.
контрольная работа , добавлен 06.12.2007
Основные коммуникационные жесты и их происхождение. Значение контекста для толкования жестов. Положение в обществе и богатство жестикуляции. Ладони и передаваемая с их помощью информация. Жесты и сигналы глаз. Возможность подделки языка телодвижений.
реферат , добавлен 21.10.2011
Место и роль психодиагностики в системе научного знания. Методики и принципы психодиагностики. Теория психоанализа З. Фрейда, теория отчуждения Э. Фромма, трансакционный анализ личности Э. Берна. Конструирование и проблемы достоверности теста, опросника.
курсовая работа , добавлен 03.02.2010
Визуальная психодиагностика – диагностический метод изучения и интерпретации индивидуальных особенностей, психологических состояний, свойств и процессов человека на основе наблюдения по внешнему виду и поведению.
Визуальная психодиагностика как методика оценки личностных особенностей человека, базируется на простейшем принципе: «Человек отражает свой внутренний мир во внешних проявлениях свободного выбора». Прическа, аксессуары, цвета, одежда, машина — все это визуальные признаки, которые маркируют черты характера и свойства личности конкретного человека. Суть методики состоит в том, что по внешним признакам (визуальная психодиагностика) можно определить особенности характера - доминанты. Таким образом, в режиме реального времени, без применения психологических тестов можно увидеть психологические и коммуникативные особенности собеседника по его поведению, по манере строить общение и также по внешнему виду.
Цель мастер-класса
Формирование у слушателей общих представлений о феноменологии, структуре, динамике характерологических особенностях, а также об основных стилях взаимодействия в рамках психологического консультирования и подбора персонала.
Теоретико-методологический аппарат Эпилептоидный характер Истероидный характер Астенический характер Психастенический характер Ананкастический характер Циклоидный характер Шизоидный характер Органический характер Эндокринный характер Зачетное задание
Основная литература
- Волков П. В. Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилактике душевных расстройств). - М.: Аграф, 2000. - 528 с.
- Леонгард Карл Акцентуированные личности Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.- 544 с.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 256 с.
- Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. - Москва: Класс, 1998. - 480 с.
- Пономаренко В.В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов») / В.В. Пономаренко. -Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 252 с. - (Психологический практикум).