Какое изобретение стало самым значительным изложение. Приемы сжатия текста изложения в действии материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Изучение литературы в школе - это очень увлекательно и познавательно. Именно на этом предмете мы знакомимся с творчеством великих авторов, с шедеврами русской и зарубежной литературы. Но бывают и сложности в изучении. Преподаватели требуют учить стихотворения, писать сочинения и другие Сегодня мы разберем, что такое изложение, научимся правильно его писать, а также рассмотрим некоторые хитрости, которые намного облегчат вам работу.
Начнем мы с самого понятия того, что такое изложение. Приведем настоящий пример работы пятиклассника и разберем все ошибки, которые допускать не стоит. Попробуем написать идеальное изложение, учитывая поправки педагога. Предлагаем приступить незамедлительно.
Что это?
Итак, что такое один из видов творческой работы по литературе. Преподаватели очень часто используют изложение для контроля знаний учеников. Чтобы получить высокую оценку за четверть, необходимо изрядно постараться и довести качество своих творческих работ до идеального состояния.
В чем заключается смысл изложения? Вы читаете, или вам зачитывают небольшой текст, как правило, из классической литературы. Далее необходимо проанализировать прочитанное или услышанное и написать краткий пересказ, сохранив основную мысль произведения или его отрывка. Есть и такой вид работы, как устное изложение. Для чего его применяют? Изложение (устное и письменное) позволяет формировать навыки правописания и стилистики, что очень необходимо для выживания в нашем обществе. После окончания школы ученик должен представлять собой сформированную личность, которая может красиво и гладко излагать свои мысли, имеет определенные цели в жизни.
Сначала преподаватель читает текст. Задача ученика заключается в фиксировании необходимых данных (числа, имена, последовательность событий и так далее). Учитель дает некоторое время для написания чернового варианта, ученик должен оставлять пустые места там, где это необходимо (что-то забыл, не успел записать). Далее текст читается повторно. Это последний шанс что-то дополнить в своем изложении. Дополняется черновой вариант, проверяется орфография, пунктуация, стилистика. Следующий этап - написание чистового варианта.
Часто встречается такая практика: совместно с изложением необходимо выполнить небольшое творческое задание (озаглавить текст, написать развернутый вывод, то есть свое отношение к проблеме, дополнить незаконченную мысль и так далее).
План
Когда преподаватель первый раз читает текст, необходимо делать некоторые наброски. Очень важно на этом этапе сформировать план изложения. Одна часть - это отдельный абзац. Необходимо внимательно слушать и делить весь текст на смысловые части. Записывайте их, так и получится план. Он позволяет написать красивый и стройный текст, не запутаться в последовательности происходящих в тексте событий.
Написание
Что такое изложение и зачем его применяют, мы разобрались, а теперь перейдем к краткой памятке, помогающей написать качественную работу:
- Внимательно слушайте текст, выявите главную проблему.
- При первом прочтении старайтесь делать небольшие пометки (план, имена, даты, яркие выражения, которые необходимо включить в изложение).
- Уточните у преподавателя значения слов, которые вам непонятны.
- При повторном чтении составьте подробный план.
- Далее идет работа над текстом, удалите из плана пункты, которые не несут смысловой нагрузки.
- Напишите черновой вариант, проверьте орфографию, пунктуацию и стилистику.
- Приступайте к написанию чистового варианта.
Пример
Приведем в пример изложение 5 класса. Здесь же мы рассмотрим и ошибки.
"В избу поставили новую хорошую дверь, все ее хвалили".
Правильно: в избу поставили новую дверь.
"Она не пропускала зимнюю стужу и летний зной, о ней перестали говорить, потому что упрекнуть ее было не в чем".
Правильно: она хорошо закрывалась и открывалась, не в чем было ее упрекнуть.
"Зато все очень много говорили о рамах, да и как о них можно было не говорить, когда они скрипели, пропускали мороз и набухали".
Правильно: все говорили о рамах, потому что они были плохими.
Принцип написания сжатого изложения даже в этом небольшом отрывке понятен. Нужно исключать информацию, которая не несет смысловой нагрузки, убирать повторы и описания.
Приемы сжатия в действии.
Дан текст.
Между тем основы культуры, формы быта, духовные ценности, которые складывались тысячелетиями, устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники или информатики. И абсолютное обновление в области человеческих отношений, полный отказ от традиций означал бы социальную катастрофу: тогда прервалась бы связь времён, погибло цивилизованное общество. Как погибло бы оно и в том случае, если бы люди попытались сохранить все традиции в неприкосновенности.
Микротома № 1
- Было:
Мы привыкли думать, что настоящий прогресс - это не просто движение вперёд, но ещё и замена старого новым. Действительно, кто же станет ездить на лошадях, когда изобретён автомобиль? Если речь идёт о техническом прогрессе, то в основном так и происходит: старое выходит из употребления, новое приходит ему на смену. Таков закон развития техники.
- Стало:
Мы привыкли думать, что настоящий прогресс - это не просто движение вперёд, но ещё и замена старого новым. Если речь идёт о техническом прогрессе, то в основном так и происходит.
- Прием:
· Исключение предложений, содержащего второстепенную и повторяющуюся информацию.
Микротома №2
- Было
А применим ли этот закон к человеческой жизни, к жизни семьи, например? Ведь семья с развитием общества тоже как-то изменяется. Сейчас уже не существует многочисленной семьи, состоящей из представителей четырёх поколений. Осталось только маленькое ядро из родителей и детей. Иногда к этому ядру примыкает кто-то из старших - как правило, бабушка. Но всё равно факт остаётся фактом: семья стала меньше.
- Стало
А применим ли этот закон к человеческой жизни, к жизни семьи, например? Ведь семья с развитием общества изменилась: она стала меньше. От многочисленной когда-то семьи осталось маленькое ядро из родителей и детей, иногда к нему примыкает бабушка.
- Прием:
· Упрощение (замена фрагмента текста синонимичным выражением), переформулирование мысли своими словами.
Микротома №3
Было:
Да, семья стала меньше, а вот проблем во взаимоотношениях её членов - больше. Почему? Да, наверное, потому, что мы переносим закономерности технического прогресса на самих себя, на человеческое общество. Потому, что в глубине души мы уверены, что и здесь старое - значит ненужное.
Стало:
Да, семья стала меньше, а вот проблем во взаимоотношениях её членов - больше. Наверное, потому, что мы переносим закономерности технического прогресса на самих себя, на человеческое общество.
Способ:
· Исключение предложений, содержащих повторяющуюся информацию;
Микротома № 4
- Было:
Между тем основы культуры, формы быта, духовные ценности, которые складывались тысячелетиями, устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники или информатики. И абсолютное обновление в области человеческих отношений, полный отказ от традиций означал бы социальную катастрофу: тогда прервалась бы связь времён, погибло цивилизованное общество. Как погибло бы оно и в том случае, если бы люди попытались сохранить все традиции в неприкосновенности.
- Стало:
Между тем основы культуры, духовные ценности, которые складывались тысячелетиями, устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники или информатики. И абсолютное обновление в области человеческих отношений или напротив сохранение традиций в неприкосновенности привело бы к социальной катастрофе: погибло цивилизованное общество.
- Способы:
· Исключение синонимов;
· Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений), переформулирование мысли своими словами.
Микротома №5 .
- Было:
Развитие человечества - это более сложный процесс, чем совершенствование техники. Тут идут встречные потоки от родителей к детям и от детей к родителям. И встреча поколений может быть радостной, если обе стороны готовы к диалогу и компромиссу. Без неуважения, без давления, без категоричности.
- Стало:
Развитие человечества - это более сложный процесс, чем совершенствование техники. Встреча поколений может быть радостной, если обе стороны готовы к диалогу без давления, без категоричности.
- Способы:
· Исключение предложения, содержащего повторяющуюся информацию;
· Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений),
· Исключение синонимов.
Пример сжатого изложения
Мы привыкли думать, что настоящий прогресс - это движение вперед, замена старого новым. Если речь идет о техническом прогрессе, то в основном так и происходит: старое уходит из употребления, а новое приходит ему на смену.
А применим ли этот закон к человеческой жизни? Сейчас уже не существует семей, состоящих из четырех поколений. Осталось только маленькое ядро из родителей и детей. К этому ядру иногда примыкает бабушка.
Семья стала меньше, а проблем во взаимоотношениях - больше. Почему? Потому что мы в глубине души переносим закономерности технического прогресса на себя.
Формы быта, духовные ценности устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники и информатики. Абсолютное обновление в области отношений, отказ от традиций означал бы полную катастрофу.
Развитие человечества - сложный процесс. Встреча поколений должна быть радостной. Обе стороны должны быть готовы к диалогу без неуважения, без категоричности.
Под творчеством, изобретательностью и креативностью обычно подразумевают некий мыслительный процесс, способный создать нечто новое, до этого еще не виданное, но это не совсем так…
Умение творить и созидать новые идеи, рисовать гениальные картины, придумывать великолепные музыкальные произведения приписывают гениальным людям, таким как: А. Эйнштейну, Р. Баху, С. Дали … И опять таки – это не совсем так.
Люди с большим IQ априори наделены особыми талантами в придумыванию нового… А это, вообще, не верно…
Быть изобретателем, уметь творить и созидать – это некий врожденные талант, редкое сочетание генов. Еще более не правильное утверждение.
Это настоящее творчество: Мона — «та же», но по новому «оформлена»…
1. Творчество, изобретательность, креативность – это …
На самом деле, самое точное определения творчества, изобретательности и креативности – это умение переоценить старые вещи по новому .
Это как эволюция простой деревяшки в молоток. Вначале, вы палкой дубасили своего соседа по пещере, потом, оказывается: ей вы можете рыть корешки, дробить орехи… Вы берете старую вещь – палку, но на каждом витке эволюции ей придумываете новое применение. Ведь молоток просто так не появился из нечего!
Это как стучания камешка об камешек — до симфонии Моцарта. Ведь последнее не появилось из хаоса и набора случайных звуков. Ведь до этого были другие звуки и их сочетания…
Это как преобразование одной идеи в другую. Прежде чем деревяшка преобразовалась в молоток и стучание камней в уникальное звучание музыки – была идея это сделать. (В большинстве случаев, в некоторых, к примеру — изобретение пенициллина, идея была после…)
Суть Творчества (изобретательности, креативности) – новый взгляд на старые вещи!
2. Способность Творить присуща только особым людям, гениям?
На самом деле – нет. Гении и очень изобретательные люди, обладают такими же талантами, как и вы, но их таланты более развиты в силу многих причин. В большинстве случаев, чтоб их развить: Эйншетейны, Бахи, Пушкины, Гейсы и др. прилаживали невероятное усилие…
Талантом творить – присуще всем человекоподобным существам, и вы один из них. Акт творения сопровождает каждого человека каждый день. Гении же способны на более радикальное новое, чем пока что вы…
Изобретение велосипедов
Вы часто изобретаете велосипеды, т.е. то, что уже было изобретено, и по этому не обращаете на данный акт созидания никакого внимания. Но вот если вы изобретете «велик» до сего не виданный и этот шедевр будет обнародован и аплодирован – только тогда вам дадут награду в виде ярлыка, что вы – гений, творец, создатель или изобретатель…
Но творить вы способны всегда!
Творчество – это врожденная человеческая способность (присуща всем людям), это «дочка» или «сын» такой важной вещи в выживании человека в неблагоприятных природных условиях как приспосабливаемость к последнему…
Какой вид живых существ способен выжить в самых неблагоприятных условиях совершенно не обладая физическими соответственными данными? Это человек! И в космосе, и под водой, и на экваторе, и на Южном полюсе… Благодаря чему? Благодаря высокой приспосабливаемости, а именно способностям: к творчеству, изобретательности или креативности…
Глобальные масштабы, а что насчёт более мелких, бытовых?
Творческий потенциал находится в основе любой деятельности! Если вы решите бутерброд смазать медом, если вы к венику приделали палку – чтоб не нагибаться ниже, если вы звук в своей стерео системе пустили вспять ради эксперимента, если хлеб решили порезать леской…
Если вы делаете нечто до этого так не делая! —
Ты гений!
Выше перечисленное говорит о том, что ты дорогой читатель — Гений. Мелкого масштаба, и этого не чувствуешь, хотя ты поступаешь очень часто по творчески, креативно, изобретая нечто новое.
Творческая врожденность свойственна всем, но…
3. «Я не гений, не Я творец!»
Почему вы не чувствуете себя творческими личностями?
Этапы подавления творческого начала у личности
Обычно выделают несколько причин, почему человек либо не хочет творить, либо разучился это делать:
1. Школьный конвейер
Немало книг и исследований посвящено данной проблеме и побочному результату уравниловки в системе образований. Именно современное образование воспитывает, чтоб человек был «в рамке», «по правилам» и такой «как все». Ибо в таком случае его проще сделать законопослушными и «правильным».
2. Уровень IQ. У меня средний коэффициент умственного развития, значит, я не способен созидать.
Сформировалось мнение, что уровень IQ и есть показатель творческого потенциала. Чтоб опровергнуть данный миф приведу исследование. Более 1500 школьников прошли тест на IQ, некоторые из них получили весьма высокий бал, более 135, что определяет их, как умные. Они подверглись наблюдению более чем на 30-40 лет. В целом, результат такой: в большинстве случаев это были успешные люди, но ничем особенным и выдающимся в плане творческой деятельности они не прославились…
3. Страх ошибок
Людям очень страшно ошибаться. Это психологический мощный фактор. В результате боясь будущей ошибки человек вообще не хочет, даже попытаться, что-то сотворить.
А теперь интересный пример. У Эдисона более 2000 изобретений, и только чуть более 1000 разрешили ему запатентовать (остальные отвергали – как не уместные). Количество экспериментов, что предпринял изобретатель лампочки просто зашкаливает, и посчитать не возможно (в основе экспериментов всегда больше ошибок, чем , посмотрите «Разрушителей Мифов»).
4. Лень
За способностью к креативностью, изобретательности – лежит огромный труд, большая деятельность, огромное количество попыток что-то сделать. Смотрите пример с Эдисоном. Но работать, а значит, лень, что либо придумывать стоящее…
ГЛАВА 3. Изобретательность - способность творить новое
Для того, чтобы понять роль изобретательности в жизни общества и человека надо ответить на такие вопросы:
1. Что такое изобретательность как способность человека?
2. Что дает человеку способность изобретать?
3. Почему, из какой нужды возникает способность изобретать?
4. Что дает обществу изобретатель и что получает?
5. Всем ли нужно быть изобретательными?
И самый животрепещущий вопрос: можно ли научиться изобретать или нужно родиться с талантом изобретателя?
Что есть «изобретательность»?
Так что же такое «изобретательность»?
Словарь русских синонимов определяет «изобретательность» как затейливость, хитроумность, хитрость, остроумие, находчивость, выдумка, хитростность.
В словаре Ожегова находим «Изобретательный - способный изобретать, находчивый». Что же находит «находчивый»? Видимо новое, не очевидное другим. И полезное, поскольку в языке просматривается уважительное отношение к человеку изобретающему.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5. Определим изобретательность как способность человека находить новые полезные решения известных или новых проблем. Если человек постоянно занят поиском новых решений, его можно назвать «изобретателем». В Приложении 1 можно прочитать о японском изобретателе.
Ярче всего изобретательность проявляется в нештатных, необычных ситуациях, когда очевидно, что нужно найти решение, а ничто никому не приходит в голову.
И вот тут находится решение.
Что дает человеку способность изобретать?
Если у человека есть способность находить неочевидное решение в нестандартной ситуации, то он может такую ситуацию изменить в выгодную для себя сторону. И лучше, если он может это сделать, не тратя времени на раздумывание.
Изобретательность дает возможность невыгодную, проигрышную, проблемную ситуацию превратить в полезную для себя и других. Прочитайте в Приложении 2 португальскую сказку «Кувшин из серой глины». Обратите внимание на способ, найденный слабым и слепым человеком, чтобы вернуть себе деньги, украденные богатым и сильным соседом.
Почему необходимо сегодня развивать способность изобретать?
Есть несколько причин, требующих развития способности изобретать…
Мы отдалились от Природы и живем в изменяющемся Мире. Мир так быстро меняется, что целые поколения людей с трудом приспосабливаются к новому. Мир меняется, а способности человека удовлетворять свои потребности остаются прежними. Говорят, нужно учиться, получать знания. Но знания не рождают изобретательность сами по себе. Нужно тренировать себя в постоянном применении знаний.
Мир меняется и все больше возможностей открывается перед каждым человеком и нужно выбирать те, что наиболее полезны ему. Но как выбрать то, что необходимо именно мне? Особенно, когда мало времени, когда некогда выбирать, когда есть множество выборов?
Кто и где учит современного человека осуществлять сознательный и правильный выбор из множества возможностей?
Люди меняют Мир ежечасно, ежедневно. Создаются все новые ситуации: нештатные, проблемные, аварийные…
Кто-то не завернул гайки на агрегатах Саяно-Шушенской ГЭС, сорвало крышки гидроагрегатов, погибли десятки человек. Кто-то слил горючие вещества в городскую канализацию и жители трех городов Подмосковья остались без воды (Приложение 3).
В современном Мире люди сами для себя создают новые ситуации, с которыми никогда раньше не сталкивались. И в каждой такой ситуации нужно уметь найти новое, нестандартное решение.
Пример 4. В городе не стало воды. Где найти хотя бы литр воды, пригодной для питья, если всю воду разобрали?
Пример 5. Вокруг города горят леса. Воздух пропитан дымом. Где найти чистый воздух для новорожденного младенца?
Даже удовлетворение основных человеческих потребностей может потребовать изобретательности от каждого.
В изменяющемся Мире выживают и лучше живут изобретательные люди. Остальные довольствуются их достижениями, либо прозябают, жалуясь на судьбу, на происки врагов, на отсутствие удачи в жизни.
Всем ли нужно быть изобретательными?
Надо ли каждому быть изобретательным? Может быть вполне достаточно, если будут талантливые изобретатели в институтах, в специализированных фирмах? Может быть пусть они и занимаются изобретениями, а каждый нормальный человек будет им платить через налоги за их труд. Хорошо ли это?
Еще сто лет назад почти так и было. Рядом с обычными людьми жили изобретатели велосипеда, самолета, автомобиля, радио, телефона, телевизора, фотоаппарата, кино.
Пример 6. В женской гимназии Калуги работал учителем физики К.Э.Циолковский. Обыватели считали его просто сумасшедшим, не понимали его космических идей, требовали запретить ему работать над своими бредовыми фантастическими проектами и заняться делом, чтобы не позорить семью и город.
Изобретатели занимались своим делом и не мешали жить другим гражданам. Не досаждали властям жалобами на то, что им мало платят жалованья. Не требовали денег у богатых спонсоров…
Что же изменилось за сто лет?
Главное изменение - Мир стал высококонкурентным. Фермер в глубине России вынужден конкурировать с передовыми фермерами в Европе, если хочет, чтобы его хозяйство процветало. Уже сегодня малый и средний бизнес Китая успешно конкурирует с предприятиями России и всего мира.
Растет конкуренция не только в области добычи нефти и газа. Уже началась конкуренция за чистую воду, за свежий воздух - за основные природные блага. И те, кто не умеет изобретать, остаются, как говорится «на обочине прогресса».
В современном мире для того, чтобы успевать и быть успешным нужно уметь находить не столько технические решения, сколько организационные и социальные. О них можно прочитать статью патентоведа А. Ефимочкина (Приложение 4)
Можно ли научиться изобретать?
Вот несколько примеров из истории…
Древние римляне не умели делить. Задача деления одного числа на другое относилась к не решаемым.
В средние века не умели решать квадратные уравнения. Было непонятно: почему-то иногда получалось два корня, а иногда один. Решение квадратного уравнения, как и деление римских чисел, было «творческим делом»: корни находили подбором.
Во времена Д.И.Фонвизина, написавшего комедию «Недоросль», считалось, что научить грамоте можно только ребенка 14-16 лет. Обучение чтению семилеток считалось невозможным.
В чем причина? Почему задачи, считавшиеся не решаемыми еще совсем недавно, теперь решают даже дети?
Ответ простой: изменилась технология. Изобретена арабская десятичная система записи чисел, и теперь первоклассник умеет делить числа. Появились формулы Кардано и теперь поиск корней квадратного уравнения стал рутинной процедурой для школьника.
Во второй половине ХХ века педагог Н.А.Зайцев создал новое средство «Кубики» и теперь ребенок 3-4 лет можно научиться читать и писать кубиками. Николай Александрович Зайцев изобрел новую технологию обучения чтению трехлеток.
Также обстоит дело и с изобретательством. Если пользоваться старой технологией поиска решений методом проб и ошибок или озарением, то научить невозможно. Если воспользоваться достижениями ТРИЗ - технологии решения изобретательских задач, то можно научить изобретать даже школьников.
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Учёные из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолёт, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолёта и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и ещё многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведёт к добру.
Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, всё равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закреплённое на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем ещё и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.
(По материалам энциклопедии)