В каком году петр 1 изменил летоисчисление. Правильное летоисчисление на Руси
В 1700 году н.э. Пётр I издаёт указ об упразднении старого календаря, существовавшего на Руси, и вводит западный юлианский календарь от Рождества Христова. При этом он переносит начало календаря (Новолетие) со дня осеннего равноденствия (у славян-староверов) и первого сентября (у христиан) на первое «генваря» (января). 1700 год он выбирает как начальную дату.
Фото этого приказа в интернете мне найти не удалось, есть лишь тест, который начинается следующим:
Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года»
7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр
Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:
Известно ему великому государю стало, не только что во многих
европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с
восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи,
молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя
подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята,
все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой
день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую
рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699
год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый
столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета
счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего
генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года
А вот каким был календарь на Руси до 1700 года? Ведь месяц «Генварь» по славянскому счёту аж пятый: Дата начала нового календаря была выбрана Петром I не случайно. 25 декабря, весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Иисус был обрезан по иудейскому обряду, т.е. первое «Генваря» христианской церковью отмечалось Обрезание Господне.
Вот эту дату и выбрал Петр Первый. Он своим указом приказал всем подданым отмечать начало нового календаря и поздравлять друг-друга с Новым Годом.
Хотя привести в доказательство сам приказ Петра I мне не удалось, можно выложить несколько других документов, не петровских, но вполне исторических, архивных и в которых четко видна дата не от Рождества Христава, а от Сотворения мира.
Почему годом, а не летом, как было принято на Руси? При дворе Петра I, на русском языке почти не разговаривали, так как он считался языком простого народа. В основном всё общение шло на немецком и голландском языках. Так вот слово Год (God) на этих языках означает Бог. Т.е. своим указом Пётр заставил подданых поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают первого января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше.
Почему же Новое Лето, а не год? Вспомним: древние своды о прошедших событиях назывались Летописями, а не Годописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга – «сколько тебе лет», а не «сколько тебе годов». У староверов и поныне летоисчисление ведётся от осеннего равноденствия (22-23 сентября). В отличии от первого января эта дата всё-таки привязана к астрономическим событиям.
Кроме того, Пётр I не просто сменил старый календарь на новый. Он украл у народа 5508 лет Великого Наследия и приказал иноземцам написать Историю, которой раньше не было. Сейчас мало кто помнит, что раньше даты Летописях записывались буквицей древнерусского языка, а не цифрами, которые ввели по приказу Петра.
До введения нового календаря русский народ отметил по своему Коляды Дару 7208 Новолетий, и даты всегда записывалась буквицей. Это доказывает то, что письменность существовала у Славян задолго до «монахов-просветителей» Кирилла и Мефодия. Если бы не реформа Петра I, то сказка о просвещение неграмотных язычников западными монахами выглядела бы, как чья-то глупая шутка. Не зря же императрица Екатерина II говорила: «Славяне за многие тысячи лет до Рождества Христова свои письмена имели». Событие, от которого вёлся отсчёт лет у наших предков — Сотворение Мира в Звёздном Храме (5508 г. до Р.Х.).
Под Сотворением подразумевалось вовсе не сотворение вселенной библейским богом, а буквально: подписание мирного договора в год Звёздного Храма по Круголету Числобога после победы Державы Великой Расы (в современном понимании — России) над империей Великого Дракона (в современном понимании — Китая). Кстати говоря, символическое изображение всадника на белом коне, поражающего копьём дракона, известное по христианской традиции как Георгий Победоносец, на самом деле символизирует как раз эту победу. Именно поэтому издавна этот символ так распространён и почитаем на Руси среди Славяно-Арийских народов.
Константин Дорманчук, источник
(сегодня 319-я годовщина)
Подробное описание:
История календаря довольно длинная и запутанная. Современное летоисчисление берет начало от древнеримского юлианского календаря, введенного с 1 января 45 года до Нашей эры Юлием Цезарем.
В 7 веке от Рождества Христова в качестве точки отсчета было принято 1 марта 5508 до Рождества Христова (сотворение Адама Господом Богом). Так появился календарь православной византийской эры "от Сотворения мира". В итоге, с 988 года, с момента Крещения Руси Великим князем Киевским Владимиром Святым и почти на протяжении 500 лет началом года считали 1 марта.
В 1492 году по указу Великого князя Московского Ивана III, начало года официально перенесли на 1 сентября. Такое положение вещей сохранялось на протяжение 200 лет. Последний раз по этому летоисчислению Россия отпраздновала новый год 1 сентября 2208 года. После чего 19 декабря 7208 года Петр I подписал именной указ, в соответствии с которым новый год отсчитывался с 1 января, а летоисчисление вместо "от Сотворения мира" считать "от Рождества Христова". Начался 1700 год "от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа".
В истории России 1699 год оказался самым коротким – от состоял всего из четырех месяцев.
Но Юлианский календарь имеет свои недостатки - каждые 128 лет накапливается один дополнительный день, поэтому в середине 20 века уже почти все страны пользовались Григорианским календарем. В России Григорианский календарь вошел в обиход в 1918 году. В соответствии с ним была введена поправка на 13 суток. Для простоты период исчисления по Юлианскому календарю стали называть "старым стилем", а по Григорианскому – "новым стилем". Разница между старым и новым стилями составляет для 18 века 11 суток, для 19 века – 12 суток и для 20 века – 13 суток. Дни недели в календарях совпадают
В России Юлианского календаря придерживается русская Православная церковь.
«Все, что есть в природе, - математически точно и определено»
М. Ломоносов.
Новый год, в соответствии с принятой календарной эрой, отмечается в момент перехода последнего дня текущего года в первый день следующего года.
В связи с наступлением очередного Нового Года есть необходимость рассказать о возникновении современного летоисчисления «от Рождества Христова» на Руси и скрытых тайнах этого календаря. Ведь летоисчисление, введенное 1 января 1700 года Петром Первым, представляет собой одну из масонских тайн современности, до сих пор не получившую удовлетворительного объяснения в работах академических ученых. И в предлагаемой статье нам предстоит дать ответ сразу на несколько загадок русской истории. Я уже неоднократно писал о том, что большинство календарных эр древности, так или иначе связаны с датами космических глобальных катастроф Земли, и в подавляющем большинстве случаев являются датами памяти этих катаклизмов. Не стала исключением и дата от Рождества Христова, о тайне происхождения которой я подробно рассказывал в своей книге «Тайна «кометы-возмездие»».До реформы Петра Первого, в России использовалось Византийское летоисчисление «от сотворения мира», согласно которому мир был сотворён за 5508 лет до рождения Христова. (В летописях, тысячелетия обычно не писались, а употреблялись только последние цифры.) Важно сказать и о том, что Новый Год по Византийскому летоисчислению начинался 1 сентября , поэтому с 1 января по 31 августа разница с летоисчислением «от Рождества Христова»составляет 5508 лет , а для дат с 1 сентября по 31 декабря разница составляет уже 5509 лет . Забегая несколько вперед, следует сказать, что наличие «переходного года» связано с тем, что период обращения «кометы-возмездие», а соответственно и время между глобальными катаклизмами было несколько больше 4008 лет . Поэтому в народной мифологии при расчете дат предыдущих катаклизмов условно используется промежуток ровно в 4008 лет , а ураническая мифология использует точные даты предыдущих катаклизмов , вследствие чего происходит смещение дат катаклизмов на один год . Впрочем, подробно об этом будет рассказано в соответствующем месте. Празднование Нового года с 1 января впервые было введено римским императором Юлием Цезарем в 46 году до н. э.
Календарная реформа Петра Первого.
http://www.kalitva.ru/uploads/posts/2009-11/1258636401_pic2701.jpg 19 декабря 7208 года Пётр Первый издал указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира» .
В этом указе реформа календаря объяснялась необходимостью иметь согласованное с христианскими странами летоисчисление: «А то указали Мы Великий Государь учинить, для того, что во многих Христианских окрестных народах, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова» .
В честь такого значимого события, царский указ предписывал: «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным, хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком , и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям каждому на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».
Что же знаменательного было в этом событии, после которого, непривыкшие к новшествам московитяне, еще долгое время дважды отмечали Новый Год: 1 сентября, как было завещано предками, а потом и 1 января, по указу царя Петра?
Новый календарь.
Несмотря на нарушение привычного счета, новый календарь был логичнее предыдущего, потому что Новый Год следовал, как и полагалось по календарю от Рождества Христова, сразу после Рождества Христова и окончания Рождественского поста. И в этом также прослеживалась скрытая в нем логика. Давайте напомним скрытые от непосвященных тайны календаря от Рождества Христова. Несмотря на то, что летоисчисление в новом календаре начиналось с 1 января, главенствующей датой в нем все-таки является дата Рождества. Но это требует очередного дополнительного пояснения.
Рождество.
Во-первых, я уже неоднократно сообщал о том, что в новом летоисчислении Рождество Христово отмечается 25 декабря , а общепринятое летоисчисление начинается через восемь дней , с 1 января . Видимое противоречие легко объясняется тем, что иудеи не праздновали физический день рождения ребенка, но широко отмечали день обрезания , которое проводилось на восьмой день после рождения, и именно этот день считался точкой отсчета жизни новорожденного иудея Иисуса Христа.
Во-вторых, летоисчисление от Рождества Христова (25 декабря 0.0.0.0. года) является датой памяти Ноева потопа, т.е. космической катастрофы 1596 года до н.э . (1528 г. до н.э.), связанной с прохождением «кометы-возмездие» через орбиту Земли, от которой отстоит ровно на три священных индиктиона.
В-третьих, эра от Рождества Христова (25 декабря 1596 года до н.э.) является и датой памяти Второго пришествия Христа («конца света», «Страшного суда») , которое состоится 25 декабря 2412 года.
И здесь уместно рассказать, о сопоставлении календаря майя, в котором летоисчисление искусственно оканчивается на 21 декабря 2012 года , с календарем от Рождества Христова, в котором начальной точкой отсчета является 25 декабря 0.0.0.0. года, (которая является датой памяти Ноева потопа). Это сопоставление, без всякой научной натяжки, позволяет предполагать, что оторванные друг от друга цивилизации Нового Света и Старого Света, при расчете даты предстоящего «конца света» (21 (25) декабря 2412 года) использовали единые точки отсчета прохождения «кометы-возмездие» через орбиту Земли.
В-четвертых, еще одна масонская тайна нового летоисчисления заключалась в том, что выражение «С Новым Годом», при введении нового календаря, имело двойственное значение. Дело в том, что слово «Год » (англ. «God » нем. «Gott »), в немецком и английском языках имеют значение «Бог». И слово «год» в данном конкретное выражение было привнесено в русский язык из английского или немецкого языка масонским окружением Петра, разговаривавшем преимущественно на немецком и английском языках. Поэтому несвойственное ранее русскому языку выражение «с Новым Годом » является тождественным выражению с «Новым Богом ». И это действительно является ярко выраженной сущностью нового летоисчисления. Дело в том, что после каждой глобальной космической катастрофы, верховные боги Земли меняют свои имена, что легко проследить по мировой мифологии. Поэтому длительный бесплодный спор лингвистов, писать ли слово «Год» в выражении «С Новым Годом» с заглавной или строчной буквы, имеет однозначную трактовку. Слово «Бог» («God») изначально принято писать с заглавной буквы.
В-пятых, вследствие того, что это календарь нового Бога (т.е. «кометы-возмездие»), он как и все великие календари древности, для отсчета периода обращения «кометы-возмездие» использовал тайну великого священного индиктиона . Цикличность индиктиона в календаре, позволяло использовать десятки скрытых от непосвященного сакральных «дат памяти», что делало его очень удобным в религиозном культе. Именно поэтому основными сакральными числами культа «кометы-возмездие» являются числа 7, 8, 12, 40 и т.д.
Очередная масонская тайна календаря от Рождества Христова состоит в том, что он является календарем циклических катастроф Земли, напрямую увязанный с периодом обращения «кометы-возмездие» и датами глобальных космических катастроф. И летоисчисление от Рождества Христова очень удачно связало дату предыдущей космической катастрофы (Ноева потопа) с датой очередной космической катастрофы (датой ожидаемого «конца света»). Поэтому особое внимание в этом календаре имеют религиозные праздники, одним из которых являлся рождественский сочельник, который наступает в ночь с 24 на 25 декабря . Этот праздник является последним праздником уходящего года , а накануне предстоящего «конца света», подводит черту под очередным циклом периода обращения «кометы-возмездие». Кроме того следует сказать и о том, что дата смены календаря Петром Первым, также была выбрана не случайно, ибо она ровно на шесть индиктионов отстоит от 1492 года до н.э.(Подробнее см. в ст. «Второе пришествие Христа» на сайте сайт)
Юлианский календарь.
Юлианский календарь, или «старый стиль», по которому до сих пор живет Российская православная церковь, отстает от григорианского календаря на 13 дней. Исторически сложилось так, что календарь, введённый в обращение Юлием Цезарем, постепенно отстает от зодиакального астрономического календаря на одни сутки за каждые 128 лет, что составляет примерно трое суток за 400 лет. В юлианском календаре, каждый четвёртый год (порядковый номер которого делится на 4 без остатка), являлся високосным , и имеет 366 дней, вместо привычных 365 дней.
Григорианский календарь.
Поэтому в 1582 году, папа римский Григорий XIII усовершенствовал юлианский календарь, и чтобы нивелировать отставание от солнечного, в григорианском календаре все столетия, которые оканчивались на 00, признавались не високосными, если их порядковый номер не делился на 400 без остатка. То есть високосными считались 1200,1600,2000,2400,2800 столетия, а не високосными 1300,1400,1500,1700,1800,1900,2100,2200,2300,2500,2600,2700 столетия. Несложно понять, что каждый столетний високосный год, оканчивающийся на 00, увеличивает разрыв юлианского и григорианского календарей на одни сутки. В 1700 году, когда на Руси было введено новое летоисчисление, разница между юлианским и григорианским календарями составляла 11 дней, а к настоящему времени эта разница составляет 13 дней.
Григорианский календарь, принят 4(15) октября 1582 году и был сразу введен в католических странах папой Григорием XIII взамен установленного ранее Юлием Цезарем юлианского календаря. При переходе на новый календарь следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Новый календарь сразу же сдвинул на 11 дней текущую дату из-за накопившихся в юлианском календаре ошибок. Ведь земной год по продолжительности равен 365,2422 суток. Несколько слов следует сказать и о первом месяце нового календаря.
Январь
Русское название месяца январь пришло к нам от римлян. В Древнем Риме этот праздник был посвящен двуликому Янусу , богу дверей и всякого начала. Поэтому месяц январь в юлианском календаре и получил свое название в честь двуликого бога Януса, одно лицо которого всегда смотрело вперед, а другое назад. Объясняя название этого месяца, Цицерон считал, что имя бога Януса находится в связи с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. По мнению других великих римлян, Янус олицетворяет собою хаос (Janus=Hianus), или рухнувший небесный свод (упавшее небо). Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца (см. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, 1907 г.)
Не менее интересно и славянское прозвание этого месяца. На Руси январь называется Велесовым (Волосовым) месяцем. Это название дано в честь древнего верховного бога славян Волоса . Нам уже нетрудно догадаться, что свое имя Бог Волос получил в честь «волосатой звезды» - самой страшной звезды небес . Впрочем, подробно об этом также будет рассказано в соответствующем месте.
Еще одно наиболее известное название месяца январь - просинец. Однако вы напрасно будете искать в словарях и энциклопедиях истинное значение этого странного слова. Между тем этот масонский термин можно перевести как «провозвестник смерти». Приставка «про» в данном слове означает «перед» (событием), а корень этого слова «Син» означает бога Сина, верховного бога аккадского пантеона богов. Син - бог Луны, отец бога солнечного света Шамаша, богини Иштар и бога огня Нуску. Бога Сина обычно изображали в виде старца с синей (фиолетовой) бородой. (Синий (фиолетовый) цвет являлся цветом смерти и вечности). Его сакральным символом и короной считался полумесяц Луны в положении дня «песах» . (Это общепринятое графическое обозначение дня космической катастрофы.) На вкладке - бог Син, фотография с рельефа на пограничном камне.
В Славяно-Арийский Календарь - Наш календарь и вся история до 1700 г. отменена Петром 1
Наш славяно-арийский (православный, языческий, русский, старообрядческий и т.д.) календарь и вся история до 1700 г. отменена и перечеркнута Петром Первым самым первым его Указом.
В Лето 7208 от С.М.З.Х (Сотворение Мира в Звёздном Храме) Петр I перенёс Новолетие, издав 20 декабря указ поздравлять друг друга 1-го января "с новым Got-ом", и ввести новый иностранный юлианский календарь, где после 31 декабря 7208 от С.М. начиналось 1-ое января 1700 г. от рождения Христа (До XVIII века в Московском государстве было принято летосчисление "от сотворения мира" (СМ), т.е. от Адама, введённое в Византии в VI в. Сотворение мира относилось к 5 508 году до н. э. Т.е. тут виден плагиат нашей последней календарной формы счисления). Иностранное "Got" созвучно с нашим "Год", только наше обозначает временной отрезок. С "годом" связаны слово "годить" (ожидать), от сюда «погоди» (подожди меня) и т.д. По этому так легко "Got" стал "Годом".
Славяно-Арийский Календарь (Ведический)
Наше летоисчисление не связано ни с Солнцем, ни с Землями, ни
с Лунами, ни со Звёздами, а связано с Законами Творца Единого.
Ибо Солнца, Звёзды, Земли и Луны убыстряют и замедляют свой
ход, а Законы Творца Единого НЕЗЫБЛЕМЫ, и за соблюдением их
наблюдает Числобог, который является хранителем Рек Времени.
Происхождение слова "календарь"
Нам говорят, что слово календарь произошло от латинского "calendarium", что в переводе с латинского означает буквально следующее: "запись ссуд", "долговая книга". Дело в том, что в Древнем Риме должники выплачивали долги или проценты в первые дни месяца, т.е. в дни календ (от лат. "calendae" или "kalendae", ещё "календы" - название первого дня месяца у древних римлян). А вот у греков календ не было. По¬этому о закоренелых неплательщиках римляне иронично говорили, что они вернут долг в греческие календы, то есть неизвестно когда. Это выражение стало крылатым во многих языках мира.
Если вернуться к латинскому языку, то выясняется, что "долг" на латыни "debitum", "книга" - "libellus", "liber libri". "Записка" - "nota", "litterae". Записка в смысле "блокнот" - "album", "tabella". "Ссуда" будет "faeneror". А некоторые первую часть от "calendarium" слово "caleo" переводят как "провозглашать", но перевести "ndarium" (или хотя бы "darium") они не могут. Видно, что calendarium ничего общего с судами и долгами не имеет. Так может это слово позаимствовали у нас?
Календарные формы счисления:
7519 Лето от Сотворения Мира в Звездном Храме (5 508 до р.х.)
13019 Лето от Великой Стужи (Великого Похолодания) (11 008 до р.х.)
40015 Лето от 3-го Прибытия Вайтманы Перуна (38 004 до р.х.)
44555 Лето от Сотворения Великого Коло Рассении (42 544 до р.х.)
106789 Лето от Основания Асгарда Ирийского (от 9 Тайлетъ) (104 778 до р.х.)
111817 Лето от Великого Переселения из Даарии (109 806 до р.х.)
143001 Лето от периода Трех Лун (140 990 до р.х.)
153377 Лето от Асса Деи (151 336 до р.х.)
165041 Лето от Времени Тары (163 030 до р.х.)
185777 Лето от Времени Туле (183 766 до р.х.)
211697 Лето от Времени Свага (209 686 до р.х.)
273905 Лето от Времени х’Арра (271 894 до р.х)
460529 Лето от Времени Дары (458 518 до р.х.)
604385 Лето от Времени Трех Солнц (начало Даарийского летоисчисления) (602 374 до р.х.)
957519 Лето от Времени от времени появления Богов (955 508 до р.х.)
1,5млн Лето от прибытия на Мидгард первой вайтмары Великой Расы Рода небесного
Итак точно можно сказать что 7208 с.м.з.х. лето было заменено на 1700 от р.х.
Продолжение можно посмотреть и скачать сам календарь на darislav.com,
либо скачать по ссылке http://files.mail.ru/A44SAF
На следующее утро после оглашения в Москве на Красной площади указа
Петра I о реформе календаря , то есть 20 (30) декабря 7208 года от сотво-
рения мира был выпущен второй царский указ - (О праздновании Новаго го-
да"((Там же. - ј 1736).
Новолетие во многих христианских государствах мира наступило уже че-
рез день после появления последнего царского волеизъявления. В России же
оно должно было отмечаться с опозданием на декаду.
В указе ещё раз и пространнее подтверждалось прежнее реформен-ное де-
яние. В качестве его обоснования выдвигался более широкий аргу-мент:
(Великий Государь указал сказать: известно Ему Великому Госу-дарю не
только что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах
Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем сог-
ласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и са-мые Его Вели-
каго Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша пра-
вославная принята, все те народы согласно лета свои счис-ляют от Рож-
дества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 чис-ла, а не от
создания мира(.
При этом подчёркивалось, что счёт лет от сотворения мира у них уп-
разднён по причине существования широкой палитры мнений в определении
величины последней эры, о чём здесь уже говорилось ранее: (за многую
разнь и считание в тех летах(.
1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и
новый столетный век: и для добраго и полезнаго дела, указал Великий Го-
сударь впредь лета счислять в Приказах и во всех делах и крепостях пи-
сать с нынешняго Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года(.
В документе с безусловной очевидностью просматривается весьма приме-
чательная для нашего времени хронологическая погрешность: в нём предпо-
чалом нового года, но и началом (н о в а г о с т о л е т н о г о в е к
"Здесь допущена существенная ошибка, - констатировал примени-тельно к
случаю, в частности, С. И. Селешников, тогда член Комиссии по истории
астрономии Астрономического совета Академии наук СССР и член Советского
национального объединения историков естествознания и тех-ники, в книге
"История календаря и хронология" (М.: "Наука", 1970. - С. 158), - 1700
год является последним годом XVII века, а не первым годом XVIII века.
Подобная ошибка как следствие очевидной завороженности двумя и более
нулями, скажем так, вполне естественна для обыденного человеческого соз-
нания. Таковое, предположительно, можно откорректировать, по всей веро-
ятности, лишь только перенесением сроков погашения всех и всяческих на-
логовых и прочих финансовых недоимок, - приведём пример для нашего вре-
мени, - с последнего года двадцатого века и второго тысячелетия на пер-
вый год двадцать первого века и, конечно же, третьего тысячелетия. При
таком повороте событий все благоразумные (не разбой-ники!) налогопла-
тельщики, - а таковых, в смысле предпочтения отсрочки платежей, полага-
ем, будет безусловное большинство, - станут адресоваться, несомненно, к
2001 году. И даже самым решительным образом будут требовать установления
именно этой даты в судебном порядке! А пока суть да дело - будут идти
бесконечные вялотекущие либерально-заумные дискуссии, которые, впрочем,
уже начались...
В этот процесс оказалась втянутой даже ни в чём не повинная ажур-
но-железная Эйфелева башня , на которой радужно сияет световое элект-ро-
табло: (До 2000 года осталось...(! Скоро вступит в дело и её деревян-ная
соперница на противоположном берегу Сены. Презентация её в каче-стве
кульминации торжеств в ознаменование н а с т у п л е н и я третьего ты-
сячелетия намечена к проведению где-то в 2000-м году ("Коммер-
Ещё раз можно напомнить и о броском световом табло в центре Москвы,
на Тверской, напротив "Известий", и о мелькающих телезаставках, и о руб-
рике в "Московских новостях": (Рубеж веков: до 2000 года... недель(,
под которой публикуются, так сказать, зарубежные прогнозы, то есть прог-
но-зы на новый век и новое тысячелетие, со стороны российских академи-
ческих учёных и т. д. и т. п.
Но вернёмся в начало 1700 года. Петровским указом сугубое, как
оши-бочно полагалось, событие предписывалось отметить с особой торжест-
вен-ностью.
(В знак того добраго начинания и новаго столетнаго века((царст-вую-
щий град Москва(должен был быть и был надлежащим образом приук-рашен
(от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых(и оснащён (огненными
потехами(и припасами (из дров или хворосту или соломы(.
(После должнаго благодарения к Богу и молебнаго пения в церк-ви и ко-
му случится и в дому своем(, по сигналу с Красной площади всю-ду должны
были быть учинены (трожды(стрельба (из небольших пуше-чек, буде у кого
есть, или из несколько мушкетов или инаго мелкаго ружья(и запуск (нес-
колько ракетов, сколько у кого случится(.
Царским указом особо предписывалось: "(И пред Бурмистрскою Ра-тушею
стрельбе и таким огням и украшению по их рассмотрению быть же"(.
В канун Нового года Петр I сам зажёг на Красной площади первую раке-
ту, дав тем сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией,
начался колокольный звон, открылась пушечная и ружейная стрель-ба, раз-
дались звуки труб и литавр. В тёмное зимнее небо взлетали разно-цветные
ракеты, а по "(по улицам большим, где пространство есть"(, горе-ли огни
Костры и "(на столбиках"(уставленные "(худые"(смоляные бочки.
Перед дворцом был устроен грандиозный фейерверк со множеством потеш-
ный огней и пушечным громом.
Царь и горожане "(в знак веселия(" поздравляли друг друга "(с Новым
годом и с т о л е т н ы м в е к о м(".
Сам Петр I "с приятною ласкою" принимал поздравления. Потом он устро-
ил во дворце пышное угощение с музыкой и пением для знатных особ. Пос-
ледние были с женами и дочерьми "в немецком уборе". А для на-рода перед
дворцом и у трёх триумфальных ворот были расставлены "раз-личныя ествы и
чаны с вином и пивом". Гуляния продолжались всю ночь.
"Закончилось это новое торжество вечерним столом во дворце и балом, а
бя знатные особы и на которых обязательно должны были присутствовать
"жены и девицы господские". "И можно ска-зать, - заключает Голиков, из-
вестный жизнеописатель Петра I, - что с новым годом новое ввелось и об-
ращение" (Праздничные службы и церков-ные торжества в старой Москве. -
Составление: Григорий Георгиевский. - Репринт. - М.: Международный изда-
тельский центр православной литературы, 1995. - С. 232).
И целую неделю затем, согласно царскому указу, дома стояли укра-шен-
ными, а с наступлением ночи зажигались огни.
ря торжественно праздновать начало Нового года с украшением до-мов веч-
ной зеленью.
Биограф Петра I даёт весьма любопытное объяснение устроению царём
торжественных и шумных праздничных мероприятий, проведение которых
пред-писывалось царским указом при встрече Нового года. По его словам,
"ведая умо-начертание своего народа, относившего всякую перемену обрядов
на счёт, так сказать, веры, каковою казалась им и сия: то чтобы на то
время занять народные мысли каким другим предметом, рассудил премудрый
государь установленный им новый 1700 год начать с великим торжеством и
представить очам народа такие зрелища, каких он не видывал и которые бы
сильны были отвлечь его от всяких других развратных толкований".
Правда, сам царь в разговоре с прусским министром бароном Марде
Фель-дом иначе объяснял побуждения, которыми руководствовался при уст-
ройстве блестящих новогодних празднеств и фейерверков. Он говорил: "Чрез
увесели-тельные огни я могу приучить своих подданных к военному пламени
и их в оном упражнять, поелику я приметил из опыта, что тем менее стра-
шимся военного пламени, чем более привыкнем обходиться с увеселительными
Небезынтересно отметить и следующее. Едва закончились столь пышные и
затяжные празднества и народ пришел в себя после шумных новогодних за-
тей, как на Москве "поднялся довольно значительный ропот", связанный с
недо-вольством изменениями в устоявшемся счислении лет. "Весьма многие,
не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати, удив-
ля-лись: "Как мог государь переменить солнечное течение?" Многие, "ве-
руя, что Бог сотворил свет в сентябре месяце, остались при своём старом
лето-счислении. Император потом и сам позволял делать такое отступление.
"В присутственных однако же местах во всём государстве начали от сего
цер-ковные торжества в старой Москве. - С. 231-233).