Открытое занятие по экологии "Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов"
Общероссийский образовательный проект «Вода России. Чистые реки» реализуется в рамках федеральной целевой программы «Вода России» по инициативе Минприроды России при поддержке Зелёного движения России ЭКА.
Цель урока — развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам России, познакомить их с главными реками страны и направлять их к совершению конкретных шагов по водосбережению и охране природы в повседневной жизни.
Задачи:
- Расширить представление учащихся о строение рек и показать зависимость между строением рек и выполняемыми ими природными функциями.
- Расширить представление учащихся о значении рек в природе и для человека.
- Познакомить с 5 великими реками России: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
- На примере 5 великих рек России обсудить экологические проблемы, характерные для рек России в целом и пути решения этих проблем.
- Предложить возможные подходы к экономии и меньшему загрязнению воды в быту.
- Способствовать формированию у школьников ответственного отношения к водным ресурсам.
Начался урок так: мы обсудили с учащимися способы пополнения рек водой. Сначала дети устно разгадывали ребусы и узнавали названия разных типов питания рек, а потом смотрели презентацию об особенностях каждой реки.
Разобравшись с особенностями строения рек в целом, учащиеся отправились в виртуальное путешествие по России и познакомились с 5 главными реками страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Перед началом «путешествия» на каждый стол были положены набор карточек. Задача детей - после того, как они услышат рассказ про очередную реку, отобрать карточки, на которых изображены те функции, которые может выполнять, по их мнению, эта река в хозяйстве человека. Затем обсудили с детьми их решения.
Для получения информации о том, как способствовать сохранению рек чистыми и полноводными, учащиеся выполнили игровое задание. На каждый стол выдан был комплект карточек. Учащиеся советовались в группе и отбирали те действия, которые помогут снизить загрязнение воды от различных хозяйственных действий человека. После выполнения задания состоялось обсуждение, благодаря которому были проверены как правильность выполненных заданий, так и сформированы конкретные советы по водосбережению.
В конце урока учащиеся получили книжки-памятки, которые забрали с собой для выполнения домашнего задания по теме урока.
Такие уроки помогают с ранних лет прививать детям уважение и бережное отношение к водным ресурсам, сохранять водные богатства нашей страны.
25-26 мая 2018 года в 5-7 классах лицея № 87 прошёл Всероссийский интерактивный урок «ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И СВЯЗЬ С СОХРАНЕНИЕМ ЛЕСОВ».
ЦЕЛЬ УРОКА — с помощью увлекательных игровых форматов рассказать о том, как лес стоит на страже природы и людей, помогая приспосабливаться к опасным климатическим изменениям.
А главное — вдохновить и научить школьников действовать для сохранения лесов и более благоприятного климата!
БЛАГОДАРЯ УРОКУ учащиеся узнали, как устроено и живет дерево; какие важные функции выполняют леса в природе; что происходит с экосистемой, когда вырубается лес; как мы, люди, меняем климат и чем это грозит нам и природе; какую роль играют леса в замедлении изменения климата; какие простые правила нужно соблюдать, чтобы сохранить лес.
Ребята научились в ходе игровых заданий моделировать разные ситуации, находить и обосновывать решения по сохранению леса и благоприятного климата; беречь лес и его богатства и снижать свой климатический след с помощью простых повседневных действий; делиться этими знаниями со своими сверстниками и родителями.
Изменение климата и сохранение лесов — крайне актуальные на сегодняшний день темы, которым очень важно уделять внимание и время при работе со школьниками!
Лес и климат — вещи неразрывные. Без лесов невозможен благоприятный для нас климат, а если допустить сильное изменение человеком климата планеты, то исчезнет очень много лесов. Нашим детям предстоит жить в меняющемся мире, и они должны понимать как причины происходящих изменений, так и то, что можно делать на разных уровнях, чтобы эти изменения в будущем были менее опасными для людей и природы. Мы должны беречь лес и делать всё, чтобы избежать слишком сильных изменений климата.
Благодаря экоуроку «Лес и климат» школьники узнали о функциях лесов в природе, их роли в замедлении изменения климата, о мерах по их сохранению и др. Обучающиеся научились снижать свой климатический след с помощью простых повседневных действий. В ходе игровых заданий ребята совершили путешествие по нашей планете вместе с молекулами углекислого газа.
Игровые задания позволили детям выработать меры и решения, соблюдение которых поможет сохранить леса, чтобы они, в свою очередь, помогли замедлить изменение климата и уменьшить разрушительную силу его последствий. Урок получился очень динамичный и гармоничный, благодаря интересной и познавательной беседе, показу презентации, развивающей игре и, конечно же, отзывчивым сердцам ребят. Дети очень активно участвовали в ходе беседы и игры, рассуждая и делая соответствующие выводы.
У нас в школе проводился экологический урок. Буду рада, если кому-то пригодится моя разработка.
Цели урока:
Знакомство обучающихся с богатством природы России - водой, ее значением и воспитание бережного отношения к водным ресурсам нашей страны;
Просмотр содержимого документа
«urok_2klas_okruzh_mir»
Экологический урок «Вода России»
Подготовила: Саликова Кристина Сергеевна,
учитель начальных классов
2 «Д» класс
Тема урока: Вода России
Цели урока:
Знакомство обучающихся с богатством природы России – водой, ее значением и воспитание бережного отношения к водным ресурсам нашей страны;
Знакомство со значением воды в жизни человека;
Расширение знания o формах существования воды в природе.
Задачи урока.
знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.
ХОД УРОКА
Орг. момент
– Здравствуйте, ребята. Доскажите словечко:
Вы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).
Постановка темы и цели урока .
О чем мы сегодня будем говорить на уроке вы, узнаете, послушав стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
без воды нам не прожить!
-Предположите о чем сегодня будем говорить на уроке? Чему учиться?
Мотивация учебной деятельности
Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.
На столе стоит глобус.
Это ребята наша испытательная площадка. Что за предмет вы видите на испытательой площадке?
Что такое глобус? – Д. это модель Земли
Раскрути глобус.
Какого цветом кажется глобус?
Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли. Какие водные запасы Земли вы знаете?
Но в морях и океанах вода какая? (Соленая).
А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много.
Аукцион загадок:
Где я пройду – переполох. (Град.)
И не снег, и не лед,
Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)
А серебром деревья уберет. (Иней)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)
Белая простыня
По небу плыла. (Облако)
Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)
Работа по теме урока
А какое значение имеет вода?
С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д.)
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым.
Значит вода – это здоровье.
По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога.
Сделаем вывод: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека
Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей)
Физминутка (электронная «Злая тучка»)
Работа по теме урока
Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма!(подготовленные дети разыгрывают сказку )
Из страны заморской, дальней
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
На Салым я поспешил
Леску в воду опустил
Друзья: Ну и что, поймал?
Рыбак: Поймал!
Может, рыбку золотую?
Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!
В речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.
Рыбак: Что с твоим речным народом?
Грязь всю в речку к нам сливают
От нее все погибает
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда, браток, какая!
Что же делать? Как нам быть?
Соберу-ка, я друзей
И решим вопрос скорей.
Грустная сказка! Но и быль не радостней.
Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. Объясните, отчего загрязняется вода?
Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.
Как еще человек загрязняет воду?
Бросает мусор, моет машины.
Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, в нашем городе Ивантеевка на реке Уча?
(Учащиеся обсуждают этот вопрос в парах, затем отвечают)
Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.
По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.
Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.
Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.
Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно”? (ответы детей)
Надеюсь, вы так и будете поступать.
Практическая работа.
Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр. Вы будете исследователями.
Опыт №1
Вы, наверное, догадались, что у вас в колбе?
Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (Дети демонстрируют.)
Она текуча.
Какой сделаем вывод?
Вода-жидкость.
Опыт №2
Всегда ли она жидкая?
Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?
Какой сделаем вывод?
Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.
Опыт №3
Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?" Д. Она испарилась.
Мы говорим “испарилась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. .. Вода – это газ, пар.
Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?
Минутка отдыха
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
Работа в группах по карточкам
Сейчас вы посмотрите мультфильм «Капелька» и ответите на вопросы в карточках. Будьте внимательны.
1ряд.
Что происходит с водой, когда она нагревается?
Почему намокли бабушкины очки?
2 ряд.
Почему по утрам трава мокрая?
Что происходит с водой при сильном охлаждении?
3ряд.
Из чего состоит туман?
Почему туман рассеивается?
Какой вывод мы можем сделать. Какая бывает вода?
Вывод: Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном.
Рефлексия учебной деятельности
Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки.
Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы.
Ребята! Вы – настоящие исследователи! Скажите, чем мы сегодня занимались?
Мы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.
И какие выводы сделали для себя?
Просмотр содержимого презентации
«2 класс»
Чтобы появилась буква, дождаться руки и нажать на прямоугольник.
Чтобы вернуться к следующему вопросу, нужно нажать ещё раз на букву.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …
3 / 4
Тело медузы
на 90 – 95% состоит из воды
Тело человека
состоит на 2 / 3 из воды
Физкультминутка
Физкультминутка
роса,
снег,
дождь,
иней,
туман,
град,
облака,
снежинка
5. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Тема урока: «Вода в нашей жизни». (7 класс) Цели и задачи урока: доказать обучающимся что вода – является основой жизни; расширить знания обучающихся о распространении воды в природе, ее свойствах, значении и применении; активизировать познавательную деятельность у обучающихся по теме данного урока; продолжить формирование убежденности о необходимости охраны воды; воспитывать бережное отношение к воде. Ход урока: Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ. Вода самое удивительное и полное тайн вещество. Среди всех благ, подаренных нам природой, вода занимает особое место. Вода – это уникальное богатство живой природы. Мы даже представить не можем свою жизнь без воды. Ведь вода – нужна человеку ежедневно. В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода, И кажется сказкою это, А, в сущности только вода... Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги фонтана, А всё это только вода... В бирюзовой дали исчезая, Лебедями плывут облака, Вот туча идёт грозовая, А в сущности только вода... Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода. И топит, как будто играя, Большие морские суда. Как пухом, зимой одевает Снег белый родные поля. Но время придёт всё растает, И будет простая вода. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета это вода океаны, моря, озёра, реки. Около 97 % массы гидросферы составляют соленые океанические воды, 2,2 % воды ледников, остальная часть приходится на подземные, озерные и речные пресные воды.
Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Вода в природе встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Льды, снега, которые никогда не тают на высоких горах, в Арктике, Антарктиде это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, дожде, снеге, в виде пара. Это газообразное состояние воды. Какова роль воды в жизни растений, животных, человека? Об этом нам расскажет Черемисина Кира. Сообщение на тему «Вода в жизни растений, животных и человека» Без воды нет жизни. При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды всего лишь несколько дней. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Без воды нельзя приготовить пищу. Воду мы пьём, водой мы моемся, стираем. В составе любого живого организма вода занимает ведущую роль. Без воды человек не проживет и трех дней! При массе тела человека 70 килограмм, 45 килограмм приходятся на воду и лишь 25 килограмм на твердые вещества. Тело взрослого человека на 70% состоит из воды, а тело ребенка содержит до 80% воды. Из органов нашего тела больше всего воды содержит мозг81%.в крови и железах7380,% т.е. из 5 литров крови почти 4 литра это вода, меньше всего воды в костях от 22 до 34%. В составе пищевых продуктов содержится много воды. В грибах, овощах и фруктах содержится до 90% воды. В молоке от 85 90% воды, а вот в сливочном масле уже только 14% воды. Получается, что большую часть необходимой для нашего организма воды мы получаем с пищей. Учитель: Есть ли жизнь в капле воды? На этот вопрос можно ответить утвердительно. В капле воды взятой из озера, пруда, аквариума под увеличением микроскопа можно разглядеть крошечных живых существ. Это
микроскопические животные и растения. А в водоемах обитает много разнообразных живых существ. Это рыбы, водоросли, моллюски ракообразные, рыбы, звери и насекомые для них вода это дом родной, который обеспечивает их всем необходимым для жизни. Но иногда вода содержит болезнетворных микробов опасных для человека и других живых организмов. В средние века бактерия чумы распространилась по Европе и уничтожила 40 миллионов человек. Главная причина была в проникновении в питьевую воду бактерии чумы, изза нечистоплотности людей. Через воду могут распространяться возбудители тифа, дизентерии, холеры и сибирской язвы. Поэтому люди должны соблюдать гигиену и бережно относиться к воде. Каково значение воды для человека? Сообщение на эту тему подготовила Пчелинцева Эльвира Сообщение на тему «Значение воды в жизни человека» Вода - удивительная жидкость. У неё нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Калорийность воды равна нулю. Некоторые люди называют её настоящей загадкой. В воде удивительным образом сочетается как простота, так и сложность. Казалось бы: в молекуле воды всего три атома - один кислорода, и два водорода. Тем не менее, учёным всё ещё не ясно до конца, как действуют эти молекулы. Но точно известно одно: не будет воды - не будет и жизни на Земле. Вода в жизни человека играет огромную роль. Без неё не проживут ни люди, ни растения, ни животные. Ни огромный слон, ни микроскопические бактерии не обойдутся без этой живительной жидкости. Без неё не вырастет урожай на полях, а соответственно - не будет продуктов питания. Итак, совершенно очевидно: без воды жизнь на планете быстро бы прекратилась, и заменить её нам было бы нечем. Вода важный помощник для человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода используют в сельском хозяйстве. Для работы заводов и фабрик тоже нужна вода. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции электричество. Для человека вода незаменима, и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь.
Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода. Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй. Из рек люди используют воду для питья, полива. Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Изза постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются. Загрязняя воду мы убиваем себя! Учитель: А теперь немного цифр для тех, кто любит факты. Почти половина всей воды, а именно 46%, находится в Тихом океане, на Атлантический океан приходится 23,9% воды, Индийскому океану досталось 20,3%, а Северному Ледовитому 3,7%. Температура, при которой замерзает морская вода равна 1,91 градуса Цельсия. В одном стакане с водой находится 8 септиллионов молекул! На нашей планете существует около 1330 природных видов воды. Они классифицируются по способу происхождения (талая, почвенная, дождевая) и по составу. За свою жизнь человек выпивает примерно тридцать пять тонн воды. А тридцать три литра воды можно вскипятить энергией человеческого тела, выделяемой за сутки. А какие интересные факты о воде узнали вы, готовясь к сегодняшнему уроку? (примерные ответы детей) Самая большая капля дождя была размером 9,4 сантиметра! Такие капли падали на США. Самый долгий дождь непрерывно шел в Индии почти два года! Самая крупная градина весила один килограмм и два грамма! Упала она на Бангладеш. Толщина тучи в небе может быть больше горы Эверест, ее толщина может достигать шестнадцать километров! Айсберг может таять целых десять лет. Холодная вода замерзает до льда медленнее горячей, это доказал школьник. Лед плотнее, чем жидкая вода, поэтому держится на ее поверхности. Самые большие запасы льда на Земле находятся на полярных "шапках".
В морской воде содержится белок и много других питательных веществ. Медуза состоит на 99% из воды, а арбуз на 93%. Средняя температура мирового океана на три градуса выше температуры ближайшего к нему слоя воздуха. В Азербайджане есть вода, способная гореть изза большого количества метана в составе. В ЮАР из кранов течет вода, пригодная в пищу без очистки третья в мире по чистоте, а первое место занимает вода Финляндии. Учитель: Возьмите колбу с водой. Добавьте ложку соли. Перемешайте. Что мы видим? (соль растворилась) Вода универсальный растворитель. Она растворяет многие газообразные, жидкие и твердые вещества. Но не все водные растворы полезны для человека. Так, дождевая вода, растворяя содержащиеся в воздухе оксиды серы, азота, выпадает на землю кислотными дождями, принося вред всему живому. Не меньший вред живым организмам приносит загрязнение воды. Это серьёзная экологическая проблема. Каковы основные причины загрязнения воды? Послушаем несколько коротких сообщений. Сточные воды. Проще говоря, это та вода, которая оказывается в канализации. Представляют собой сточные воды смесь отходов жизнедеятельности человека, грязи, моющих средств и дождевой воды. В итоге получается грязная и токсичная жидкость, которая сливается, как правило, в реки и моря. И основная проблема заключается в том, что бытовые сточные воды содержат различные химические вещества (изза моющих средств). Именно они наносят основной урон по живым водным организмам. Промышленные отходы. Оказываются они в водоёмах по различным причинам. Случается так, что промышленные отходы сливаются в реки и моря нарочно (это ведь самый
простой способ избавиться от них, и самый вредоносный). А иногда происходят несчастные случаи или утечки, в результате которых отходы оказываются в воде. Фермерские хозяйства. Изза удобрений, используемых на полях, наносится большой ущерб водоёмам. Происходит это потому, что химические и органические удобрения, находящиеся в верхнем слое почвы, смываются дождём в водоёмы (а также попадают в подземные воды). Но отказаться от ведения фермерских хозяйств было бы самоубийством, поскольку они являются поставщиками пищи. Поэтому с данной проблемой ничего не поделаешь. Утечки нефти. К сожалению, случаются они слишком часто. По некоторым данным, в одной лишь Америке происходит более 10 тысяч утечек нефти каждый год. И, попадая в водоёмы, нефтепродукты оказывают множество неблагоприятных воздействий на живые организмы. Твёрдые отходы. В мире существует множество водоёмов, которые служат в качестве какихто помоек. Туда сбрасывается различный мусор, который в большом количестве собирается на поверхности водоёмов. Изза чего препятствует попаданию солнечного света, что, в свою очередь, приводит к нарушению многих процессов, происходящих в этих экосистемах. Тепловое загрязнение. Это слив в водоёмы тёплой воды, которая образуется в результате работы тепловых и атомных электростанций. По своему составу вода не представляет никакой опасности, поскольку берётся из тех же водоёмов, но её повышенная температура оказывает неблагоприятное воздействие. Изза увеличения температуры воды ускоряются многие процессы, что приводит к различным проблемам. В таких водоёмах наблюдаются массовые вымирания живности и ускоренное зарастание водорослями. Атмосферные загрязнения. В атмосфере нашей планеты содержится множество загрязняющих веществ. Они оказывают вредоносное влияние и на водоёмы. Наибольший вред доставляют пепел, сажа, зола и различные газы. Оказываются они в атмосфере, в основном, изза промышленной деятельности людей. А после попадания в воду происходят химические реакции, изза чего образуются концентрированные кислоты.
Учитель: Загрязнение воды является серьёзной проблемой человечества, но существует множество способов её решения: научиться бережней относиться к природным ресурсам, создать более совершенные очищающие воду механизмы, внедрить бессточные технологии в промышленности, повторно использовать очищенные сточные воды. Чтобы сохранить наш прекрасный мир, необходимо беречь воду, охранять от загрязнения. Понятно, что я и вы не можем проконтролировать нефтяные скважины, но начинать нужно с себя. Какие предложения у вас будут для сохранения чистой воды в нашей местности. (примерные ответы детей) Убрать мусор и не мусорить, вести разъяснительную работу среди друзей и односельчан. Сажать деревья и кустарники они очищают воздух, а он не заражает дождевую воду. Меньше расходовать питьевой воды. Закрывать кран, собирать дождевую воду для полива. Учитель: У вас на столах лежат зеленые и красные карточки. Сейчас я буду называть различные действия человека. Если эти действия соответствуют рациональному использованию воды, или направлены на охрану поднимаем зеленую карточку. Если же это действия человека, приносящие вред воде – поднимаем красную карточку. Два человека будут выполнять же действия у доски. мытье машин водой из открытых водоемов строительство очистных сооружений подтекающий кран принятие душа, а не ванны очистка родников вырубка леса в бассейне реки Учитель: – те
Полезная, нежная, просто безбрежная, Жизнь нам дарящая, гордая, властная, Холодная, жгучая, в гневе могучая. В мир ты приходишь рекой, океанами, В доме встречаешь открытыми кранами, Каплей росы, что укрыла трава, Слезным дождем, что нам шлют небеса. Жизнь без тебя на Земле невозможна, И будем действовать мы осторожно, Чтоб сохранилась твоя чистота – Незаменимая наша вода. Как замечательно говорили природе великие люди! Аксаков назвал ее красой природы. Менделеев кровью природы. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И наша задача беречь этот дар. Подошел к концу наш урок. Дома придумайте и нарисуйте свой экологический знак на тему «Берегите воду!» Урок окончен. Всем спасибо за работу!
Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 имени А.Н. Докучая
пос. Бичевого
муниципального образования
Ленинградский район
Экологический урок
«Вода России»
Разработала
кл. руководитель 6 класса
О.С. Колесник
Цель урока:
Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к
воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы.
Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.
Задачи:
Донесение информации о водных ресурсах нашей местности и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности бережного отношения к воде.
Ход урока
Организационная часть:
Слово учителя:
На протяжении истории человечества люди боролись за воду и с водой. Глобальной проблемой на сегодняшний день стала чистая вода.
В 2003 году Организация Объединенных Наций провозгласила период с 2005 по 2015 года - Международным десятилетием действий «Вода для жизни».
При этом в течении этого десятилетия каждый год, должны быть посвящен определенной проблеме, связанной с водными ресурсами.
2015 «Вода и устойчивое развитие».будет посвящен вопросу взаимосвязи воды и энергии или проще говоря вопросам гидроэлектростанций.
Россия - водная держава. Наша страна занимает второе место по объему речного стока после Бразилии и третье по водообеспечению на одного человека после Канады и Бразилии. На территории нашей Родины 2,5 миллиона рек и 2,7 миллиона озёр. Например, на озеро Байкал приходится 20% общих мировых запасов пресной воды.
Но, такое изобилие водных запасов накладывает огромную ответственность на наше государство за сохранение этого природного ресурса. К середине 21 века проблема дефицита воды встанет очень остро, такого мнения придерживаются международные эксперты.
День воды является прекрасной возможностью напомнить людям о важности водных ресурсов. Поскольку мировые запасы были и остаются нестабильными. Из-за чрезвычайно высоких темпов роста населения, неэффективного управления, и глобального загрязнения имеющиеся запасы воды ежедневно истощаются.
А ведь в будущем этой живительной влаги будет нужно ещё больше. Она необходима для выращивания культур, санитарно-гигиенических нужд, питья, нужд промышленности. Огромный разрыв, появившийся между предложением и спросом, вскоре увеличится и поставит под угрозу экологическую устойчивость.
Учёные находятся в настоящей тревоге, поскольку их прогнозы сводятся к тому, что к 2025 г около 3 млрд человек будут ощущать нехватку воды, ведь водные ресурсы небезграничны, и она постепенно превращается в дефицитный ресурс.
Ежегодно ООН информирует общественность о проблеме снабжения людей питьевой водой, предлагает возможные решения по защите водной среды.
Без воды не будет жизни. Об этом необходимо помнить всем и каждому. Бережное отношение к природным ресурсам позволит продлить жизнь на нашей чудесной планете. Пора человечеству задуматься о том, что мы оставим в наследство нашим внукам и правнукам.
Сегодня разговор поведем о воде
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «Береги воду!»
Девиз нашего урока: Вода - это жизнь.
Слайд2
II. Основная часть:
22 марта весь мир праздновал День водных ресурсов. Проблема пресной воды становится все острее. Уже сегодня стоимость бутылки воды равняется литру бензина. В скором времени вода может стать «золотым ресурсом», а Россия - его главным экспортером.
ОЗЕРО БАЙКАЛ (1-й уч-ся)
Слайд 3,4
19 % всей пресной воды мира сконцентрировано всего лишь в одном озере, что составляет 4/5 всех поверхностных вод России. Поэтому озеро Байкал априори воспринимается как решение всех проблем пресной воды в России на долгие годы. Экологическая катастрофа на Байкале кажется невероятной, а тревожные сообщения о целлюлозно-бумажном комбинате, который сбрасывает неочищенные отходы прямо в озеро, преувеличенными. Если вспомнить, что сегодня один человек из пяти испытывает нехватку питьевой воды, то Байкал в будущем станет намного прибыльней, чем нефтяные скважины.
Тем не менее, воды Байкала не такие уж и неисчерпаемые. Несмотря на рекордную глубину и 336 впадающих рек, воды озера восстанавливаются сравнительно дольше, чем речная вода - основной источник пресной воды. Кроме того, у современных экологов вызывают опасения экологические загрязнения, причиной которых является не только печально известный комбинат в городе Байкальске, но также естественные выбросы метана со дна озера, а главное - загрязнение рек, впадающих в Байкал. Больше всего опасений вызывает река Хайлар, которая проходит на границе с Китаем и находится в совместном пользовании. На сегодняшний день - это один из самых грязных водных объектов в Забайкалье.
2. РЕКА ВОЛГА (2-й уч-ся) Слайд 5,6
Река Волга такая же широкая, как и русская душа. Даже изначальное название реки звучало как «Ра» - «щедрая». Самая большая река в Европе и сегодня не скупится на свои дары, только в широте своей она немного потеряла. Одиннадцать гидроэлектростанций и тринадцать водохранилищ - не шутки. «Реки больше нет, есть природно-техногенная система», - говорит директор Института экологии Волжского бассейна Геннадий Розенберг, обещая, что река вскоре превратится в сточную канаву.
Искусственные водоемы - это стоячая вода, которая приводит к быстрому заболачиванию. Уже сегодня большая часть территории реки превратилась в болота, и процесс продолжается. Самая большая река в Европе считается и самой грязной. Конечно, ей еще далеко до Индонезийской реки Цитарум, но если нещадная и бездумная эксплуатация будет продолжаться, то скоро главная река России потеряет свое значение как пресный запас воды и превратится в «зеленую клоаку», благодаря сине-зеленым водорослям, которые приводят к вторичному загрязнению реки.
3. РЕКА АМУР Слайд 7,8
На планете осталось всего три большие свободные реки, не огороженные плотинами, и одна из них Амур. Сегодня это самая перспективная золотая жила для России в вопросе экспорта пресной воды. Дело в том, что в современном мире самая нуждающаяся в воде страна - это не Кения или Нигер, а Китай, где нехватку воды ощущают более 300 городов. По прогнозам, в ближайшее время китайская жажда достигнет потребности в импорте 240 миллиардов кубических метров воды. Поэтому левые притоки Амура в ближайшем будущем обещают стать одним из главных пунктов в российско-китайской торговле.
4. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ Слайд 3,4
На сегодняшний день это самые чистые источники пресной воды, которые являются основной частью водного фонда России. Наибольшие запасы сосредоточены в Сибирском округе (около 28,9% от всех запасов России), где они постоянно пополняются за счет таяния вечной мерзлоты. Только оттуда ежедневно извлекаются 1,6 млн м3 воды в сутки. Кстати, одни подземные воды дают повод не бояться России иссякания питьевых запасов.
Статистические данные оптимистично говорят, что освоенные хранилища подземных вод используется только на 15%, при этом ученые утверждают, что это даже не половина из всех потенциальных подземных источников в России. Кроме того, в последнее время запас пресной воды в России используется экономно - ежегодно он сокращается на 2-3%. В условиях возможного дефицита питьевой воды в ближайшем будущем, точнее в 2050 году, как предсказывают гидрологи, подземная вода может стать «второй нефтью».
5. АРКТИЧЕСКИЙ ЛЕДНИК
По оценкам экспертов ООН, всего лишь через 40 лет потребность человечества в продовольствии, в том числе и в воде вырастет на 70%, что потребует мобилизации 90% всех мировых ресурсов пресной воды. В этих условиях дело может дойти до разработки «законсервированных» запасов - ледников. В ледяных шапках Земного шара «заморожено» самое большое количество пресной воды (примерно 25 млн км3). В случае России - это морские льды Арктики. Только за один летний сезон, когда наступает естественное таяние этого природного льда, можно получить более 7000 км3 пресной воды, а это количество превышает все мировое водопотребление.
6. ВАСЮГАНСКОЕ БОЛОТО
Болота, столь нелюбимые и зловещие места в культуре, являются прекрасными фильтрами пресной воды и еще одним хранилищем этого ценного ресурса. Страны Европы, бездумно осушившие все свои болота в XVIII-XIX веках, сегодня, когда человечество поближе познакомилось с этими явлениями природы, могут завидовать России, столь богатой на болота стране. Возьмем, например, Большое Васюганское болото в междуречье Оби и Иртыша. Оно простирается на огромные территории - 500 км. В Европе такому гиганту просто не нашлось бы места. Сегодня Васюганское болото - один из главных источников пресной воды для четырех областей (Томской, Новосибирской, Омской, Тюменской). Многие сибирские реки берут начало из Большого Васюганского болота, а на его территории находятся 800 тысяч озер.
7. АТМОСФЕРНАЯ ВЛАГА
Болота болотами, а будущее ученые видят в разработке новых способов получения питьевой воды из атмосферной влаги. Как там, в уроке географии? - «в воздухе содержится от 12 до 16 тысяч кубических километров влаги», - ни много ни мало, а весь запас воды в Великих озерах Америки. «Чай из пара» уже не является фантастикой. Еще в 90-х были изобретены первые установки по кондиционированию воды, которые могут собирать в среднем около 20-30% от водяных паров в кубическом метре воздуха. Кстати, в России активно изучаются перспективы использования атмосферной влаги при тушении лесных пожаров в засушливые сезоны.
III. Обобщение и подведение итогов. Викторина .
Викторина для закрепления.
Перечислите города, в названии которых упоминаются реки. (Волгоград, Ростов на Дону,..)
Назовите плавающую птицу, лишенную способности, летать, которая является символом одного из полюсов Земли? (пингвин)
Agua” в переводе с латинского значит “вода”. Назовите как можно больше слов, используемых в русском языке, в составе которых упоминается латинское название воды. -Разъясните значение этих слов.
Аквариум - дом для рыб. Акватория - водное пространство. Акваланг - водное снаряжение. Акварель - краска, для которой нужна вода.
Понятно ли значение этих слов? Какое отношение они имеют к теме урока?
Agua в переводе с латинского - вода. А алфавит начинается с буквы “а”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока: Вода - это жизнь.
Кто из ученых впервые осуществил анализ и синтез воды? Когда это произошло? Какое это имело значение? (Природа воды была раскрыта французским химиком Лавуазье и его коллегой математиком Лапласом. Они синтезировали воду из кислорода и водорода, причем масса полученной воды была равна массам водорода и кислорода, участвующих в реакции. Вскоре Лавуазье провел опыт по ее разложению, пропуская водяной пар над раскаленным железом, получил водород. Новый способ получения водорода заинтересовал Парижскую академию наук.
Почему? Вода стала причастна к первым полетам на воздушных шарах, открыв путь к практическому воздухоплаванью. Процесс разложения воды имеет большие перспективы, так как водород в будущем - экологическое топливо. Как вы думаете почему? (образуется вода в результате его сгорания) Но пока перед учеными стоит проблема выгодного способа разложения воды и безопасности использования водорода в качестве топлива. Может быть, кто-то из вас в будущем станет великим химиком и решит эти проблемы).
Как вы думаете, какова роль воды в организме?
(Вода в организме выступает в ролях - как растворитель, переносчик и регулирует теплоту тела).
Какое физическое явление лежит в основе процесса растворения? Как ускорить процесс растворения в воде: а) твердого вещества, например сахара; б) газа, например углекислого газа?
1 V Итог урока
Итоговое слово
- Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны.
1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать. Но такой сценарий нас не устраивает.
2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.
Мы не можем решить эти проблемы по одиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.
- Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. Обсуждение.
Если хотим сделать природе и себе добро, то должны использовать её ресурсы (воду, топливо) разумно, экономно, без излишеств. Экономят ресурсы не только жадные люди, а все, кому это небезразлично.
Итоговая беседа
Если бы Вы стали президентом, чтобы сделали Вы в области охраны природы? (нужное подчеркнуть)
а) издали больше законов по охране природы.
б) проводили контроль над деятельностью предприятий к качеству его продукции.
в) внедрили новые разработки, способствующие охране окружающей среды.
г) увеличили число заповедников.
д) поддерживали экологические движения.
е) все вместе.
и) свой вариант ответа.
Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри - Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: “Друзья мои, это и есть мое богатство”.
Оборина Наталья Юрьевна,
Воспитатель ГПД
МАОУ «НОШ № 1» г. Губахи
Всероссийский экоурок «Вода России»
Цели:
- Расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных.
- Прививать основы экологических знаний.
- Познакомить с отрицательным влиянием человека на природу.
- Воспитывать привычку бережного отношения к природе, расширять кругозор.
Оборудование : рисунки облака, капелек; глобус, фотографии рек, озёр, морей, океанов, рисунки учащихся на тему «Портреты воды», звуковой файл (журчание воды).
Ход экоурока.
I.Организация внимания учащихся. (1-ый слайд)
Ребята, сегодня у нас проходит Всероссийский экологический урок.
II.Основная часть.
2-ой слайд (звучит музыка – журчание ручья)
Учитель читает стих:
Я и тучка, и туман.
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть мог.
Ну что ребята, догадались, о чём мы будем говорить?
Да, сегодня мы поговорим о волшебной воде. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень – очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячими капельками пара. Вот, она, какая разная! (выключаем музыку)
А кто поможет мне в сегодняшней беседе о воде? (3-ий слайд)
Капа расскажет вам о том, какую огромную ценность представляет пресная вода, какие опасности угрожают ей хх веке, кто и как защищает реки и озёра нашей страны.
Учитель показывает глобус. (Показываю глобус)
Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше всего. Голубым цветом на нём изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.
4-ый слайд. Всех нас интересует один вопрос: Много ли воды на земле? И поможет нам в этом Капа. (смотрят на слайд-таблицу). Несмотря на то, что наша планета буквально залита водой, лишь 1% ее доступен человеку для использования, остальная часть приходится на долю океанов, льдов и атмосферы.
Учитель. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Дети читают стихи о воде.
Ученик1: В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В дом туманом к нам вползает.
Ученик 2 . На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Ученик 3. Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить!
Ученик 4. В озере её найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
Ребята, а вы можете найти воду в природе? Где она бывает? Где путешествует? В каких состояниях бывает вода?
Конечно, можете и знаете! На уроке рисования вам была предложена тема: «Портреты воды».
Вот какие рисунки к нашему классному часу вы нарисовали.
3. Выставка рисунков учащихся. (беседа по рисункам)
А что значит вода для всего живого, для вас?
Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. (слайд-5, 6)
Вода не только поит, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств – ничего не сделать без воды.
(слайд-7) Наша страна богата водными ресурсами и занимает 2 место в мире по запасам пресной воды. Но эти ресурсы распределяются неравномерно, там, где 80% населения сосредоточено лишь 8% пресной воды.(слайд-8), (слайд-9)
К тому же водные ресурсы используются не эффективно и не рационально. (слайд-10)
Огромный ущерб оказывают химические аварии, сточные воды от промышленного производства, вырубка лесов по берегам водоёмов, осушение болот. (слайд-11)
Теперь вы должны понять, насколько важно защищать и беречь водные ресурсы нашей страны. И каждый день вы должны совершать хоть маленькие, но главные шаги по сбережению воды у себя дома, в школе и на природе.
Ребята, а вы знаете, сколько стоит вода в нашей повседневной жизни?
Сейчас Капа наглядно вам покажет. (слайд-12).
Например: На производство 1 пары джинсов уходит – 10 тонн воды, на 1 кг.говядины-
15 тонн воды, на 1кг. бумаги-700 литров воды.
Как вы думаете, ребята, правильно ли мы используем, расходуем воду в быту, дома? Ответить на этот вопрос нам снова поможет Капа. (слайд-13)
Как мы теряем воду?
Когда чистим зубы, мы понапрасну теряем 10 литров воды(ведро), а можно воду набрать в стакан; а когда мы принимаем душ вместо ванны, мы экономим 100 литров воды.
Кто-то из вас подумает, но если беречь воду буду я один, то ничего не изменится. (слайд-14). Да мы можем это сделать все вместе. Ведь водные ресурсы нашей страны действительно нуждаются в защите и охране.
Поэтому, (слайд-15). Министерство природных ресурсов и экологии проводит масштабную федеральную целевую программу «Вода России». В её рамках проводятся: реабилитация водоёмов, строятся новые водохранилища, снижается сброс загрязнённых сточных вод.
(слайд-16) В 2014 году в рамках программы «Вода России» прошла масштабная экологическая акция «Нашим рекам и озёрам – чистые берега!». 170 тысяч человек из 72 регионов России от Сахалина до Калининграда объединились и вышли на субботник, чтобы очистить более 1700 водных объектов. Акция проводится ежегодно . А знаете ли вы, что означает число 22 марта? 22 марта – Всемирный день воды. (слайд-17)
(слайд-18) Капа подвела итог.
(слайд-19) Капа предлагает поиграть.
Облака, облака, всё летят куда – то,
Облака, облака, белые, как вата,
Поскорей их разгадать нужно нам, ребята!
Из чего состоят облака?
Да, из капелек воды.
На капельках написаны задания по 5-ти категориям. Вы, ребята, выбираете капельку, а я читаю задание, а вы всей командой отгадываете. За правильный ответ – капелька.
5 команд – 5 названий: (5 листков, 5 ручек, капельки), грамоты – 3 гр. за 1 2, 3 места и 2 гр. за участие, 5 листков для творческой работы – нарисовать друга или подругу для Капы и дать имя.) 5 категорий заданий: 1 – творческое задание, 2 – загадки, 3 – интересные факты о воде, 4 – сказки, 5 – брейн-ринг. За правильный ответ – капелька.
Подведём итоги игры. Награждение.
III . Вывод. Подведение итогов.
Вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.
(слайд-20 оз. Байкал)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь…
Вас окружает везде и всегда
Это волшебница, чудо – вода! (слайд-21)