Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики. Как можно научиться читать очень быстро, понимать прочитанное и запоминать Как можно быстрее научиться читать
Навыки чтения являются основой всего обучения, одним из главных условий успешной учебы ребенка в школе. Процесс чтения для детей довольно сложен, ведь в нем одновременно участвуют память, воображение, звуковые и слуховые катализаторы. А между тем, скорость чтения должна быть максимально приближена к скорости речи. Но как научиться быстро читать? Вам предлагается методика быстрого чтения, которая поможет Вашему маленькому вундеркинду, значительно поднять собственный уровень, и увеличить скорость чтения.
В школе ребенку, у которого низкая скорость чтения будет тяжелее усваивать новый материал. За то время, которое он будет тратить на чтение условий задачи или упражнения, быстро читающий ребенок успеет все переписать в тетрадь и приступить к выполнению задания. Скорость чтения - важнейший фактор успеваемости, поэтому научиться читать быстро, очень важно. Существует такое понятие, как «оптимальное чтение», оно предполагает чтение со скоростью в минуту 120-150 слов. Эта цифра появилась не просто так - считается, что именно при чтении в данном темпе достигается наилучшее усвоение материала школьником.
Почему обучение быстрому чтению дается не всем?
Одними из основных причин замедленного чтения у деток, выступают следующие:
Причина № 1. Низкий уровень памяти и внимания (читая четвертое слово, ребенок, первого уже не помнит, а, следовательно, смысла прочитанного понять не может). Внимание - главный двигатель процесса чтения. Мозговые процессы сами по себе весьма быстры, и поэтому медленно читающий ребенок переключает свое внимание на какие-то посторонние мысли, как результат - пропадает интерес к читаемому, чтение становится механическим, и до сознания не доходит смысл. Поэтому главный совет в данном случае - обязательно систематически проводить дома работу с ребенком по развитию памяти.
Причина № 2. Снижение объема оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом охватывает не все слово целиком или даже несколько слов, а только две, три буквы.
Причина № 3. Низкий словарный запас.
Причина № 4. Регрессия - так называемые, возвратные движения глаз. Множество деток, сами того не замечая, перечитывают слово дважды, автоматически, как бы для полной уверенности в правильности чтения.
Причина№ 5. Не развитой артикуляционный аппарат.
Причина № 6. Произведения подобранные не по возрасту.
Методика быстрого чтения: как научиться быстро читать?
Существует специальное обучение быстрому чтению, разработанная специалистами специальная методика быстрого чтения. Следующие упражнения помогут сделать так, чтобы у Вашего ребенка была техника быстрого чтения, причем сознательного и выразительного: .
Обучение быстрому чтению: шаг первый.
Вовлекайте своего ребенка с малых лет в активный процесс чтения.
Чаще читайте ему сами, и, читая, на самых интересных моментах останавливайтесь и, ссылаясь на усталость, просите ребенка прочитать кусочек произведения. Сделайте вид, что Вы отвлеклись и прослушали, обязательно переспросите, что он только что прочитал, спросите, какие слова повторялись несколько раз? Объясните непонятные ребенку слова. Обсудите прочитанное.
Обучение быстрому чтению: шаг второй.
Сделайте чтение необходимым условием для повседневной жизни.
Каждый день пишите ребенку записки, какие-то открытки, планы, списки дел, которые поручаете сделать ему.
Обучение быстрому чтению: шаг третий.
Сделайте на какой-то период просмотр диафильмов традиционным, как в младенчестве, чтение сказки перед сном. Медленная смена ярких кадров, короткие подписи под каждым, удобные для чтения - отличные условия для того, чтобы техника быстрого чтения совершенствовалась.
Обучение быстрому чтению: шаг четвертый.
Осваивайте параллельное чтение.
Для этого Вам нужно приготовить два одинаковых текста. Вы будете читать текст вслух, а ребенок будет вслед за вами, водить пальцем по строчкам. Постепенно наращивайте скорость чтения, но следите обязательно, чтобы ребенок успевал за Вами. Читайте некоторые фрагменты медленно, а некоторые быстро, к примеру, выделяя, таким образом, диалоги. Поинтересуйтесь, заметил ли ребенок смену скорости?
Обучение быстрому чтению: шаг пятый.
Контролируйте технику быстрого чтения, давайте ребенку задания чтения на время.
Для этого выберите несложный текст, состоящий из знакомых ему слов, засеките время, к примеру, одну минуту, а затем посчитайте, сколько слов он успел прочитать. Обязательно скажите ему это число и «подхлестните» его интерес, вопросом типа: «А быстрее сможешь? Давай проверим!». Пускай снова читает этот же текст, прочитанных слов будет однозначно уже больше. Похвалите его и снова засеките время. Сделайте так раза три, но не больше. Данное задание продемонстрирует ребенку, что читать он может гораздо быстрее и, что научиться читать быстро совсем не трудно.
Обучение быстрому чтению: шаг шестой.
Тренируйте чтение про себя, а не вслух.
При чтении вслух происходят следующие процессы: 1. глаза читают текст, 2. в мозг идет сигнал, 3. подготавливаются органы речи, 4. текст проговаривается вслух, 5. уши воспринимают, 6. сигнал снова отправляется в мозг для анализа услышанного и сопоставления с прочитанным. При таком чтении потеря скорости очевидна, прошептывание - это совершенно та же история. Когда чтение происходит «про себя» - совсем другая картина. Глаза ребенка забегают вперед, и он начинает понимать смысл прочитанного текста, скорость соответственно возрастает, порой в разы.
Обучение быстрому чтению: шаг седьмой.
Игры с ударением.
Как уже пояснялось, понимание смысла читаемого текста - главный козырь в том, как научиться быстро читать. И расстановка правильного ударения здесь не последняя вещь. Читая слово неверно, ребенок не улавливает смысла, теряет нить истории, которую читает, и соответственно снижает скорость, и не может пересказать прочитанное. Как быстро читать, если мозг лихорадочно пытается найти смысл, а, в конце концов, так его и не находит. Поэтому обучение быстрому чтению предполагает также и занятия с ударением. Выберете любое слово и по очереди ставьте ударение на все слоги подряд, так ребенку будет понятнее, о чем именно идет речь. После поинтересуйтесь у него, как все-таки правильно произносится это слово.
Обучение быстрому чтению: шаг восьмой.
Спотыкание о согласные.
Детки зачастую спотыкаются при чтении, когда видят подряд несколько согласных букв: «сестра», «кружка», «стройка». Ваша задача выписывать подобные слова на лист бумаги и давать ребенку периодически их читать, пока не исчезнут трудности с такими моментами. Не ленитесь вписывать новые слова.
Обучение быстрому чтению: шаг девятый.
Жужжащее чтение.
Следующая методика быстрого чтения может показаться Вам странной, но не стоит ей пренебрегать - она очень полезна для того, как научиться быстро читать. Ребенку нужно читать про себя и одновременно жужжать вслух, как пчела.
Обучение быстрому чтению: шаг десятый.
Развивайте зоркость.
Напишите в ряд пять, шесть гласных букв, вставив где-нибудь в середине одну согласную букву, и спросите у ребенка какая буква лишняя?
Обучение быстрому чтению: шаг одиннадцатый.
Развивайте сообразительность.
Напишите слова, которые отличаются всего одной буквой. К примеру: 1. кот - рот, 2. кот - кит, 3. лес - вес, 4. лес - лещ. Спросите, в чем отличие, и в чем схожесть этих слов.
Обучение быстрому чтению: шаг двенадцатый.
Артикуляционная гимнастика, как методика быстрого чтения.
Такие упражнения совершенствуют произношение, ставят дыхание, делают речь четкой. Для этого читайте побольше скороговорок, причем делая это по-разному: громко и уверенно, медленно и шепотом, строго отслеживайте прочитывание, четкое проговаривание окончаний в словах. Методика быстрого чтения включается также и чтение поговорок и пословиц.
Обучение быстрому чтению: шаг тринадцатый.
Развитие поля зрения.
Возьмите лист бумаги и начертите таблицу, вписав в каждой клетке по одной букве или слогу. От ребенка требуется, прочитать про себя их все, указывая на букву карандашом, и стараясь читать быстро. Важно, чтобы он постарался запомнить расположение следующих букв или слогов друг за другом. Читать их можно сверху вниз, внизу вверх, составлять слова, и так далее. .
Обучение быстрому чтению: шаг четырнадцатый.
Развивайте антиципацию - так называется смысловая догадка.
Во время чтения текста, боковым зрением ребенок ловит следующее слова, может на основании прочитанного догадаться, каким будет следующее слово. Техника быстрого чтения может включать следующее упражнение, цель которого развитие антиципации. Вам нужно написать предложения, в которых есть слова с пропущенными слогами или буквами, пускай ребенок допишет недостающие буквы. Потом, усложняйте задачу и просто пишите для него отдельные словосочетания или слова, с пропусками в середине, в конце, в начале слов.
Обучение быстрому чтению: шаг пятнадцатый.
Чтение с закладкой.
При чтении текста, ребенок должен двигать закладкой не как обычно, под строкой, а закрывая ею уже прочитанное им слово. Такое упражнение поможет научиться читать без повторов и наращивать темп.
Обучение быстрому чтению: шаг шестнадцатый.
Сосредоточение.
Эта техника быстрого чтения подразумевает, чтение слов, которые написаны разными шрифтами. Причем такие слова могут идти подряд, составляя одно предложение. Нужно добиться того, чтобы разный шрифт не сбивал ребенка с толку, не воспринимался им как какая-то преграда.
Обучение быстрому чтению: шаг семнадцатый.
Наращивайте слова.
Пишите на листе бумаги столбиком слова, которые увеличиваются в длине при их модификации:
Обучение быстрому чтению: шаг восемнадцатый.
Обучение быстрому чтению: шаг девятнадцатый.
Чтение сквозь зубы.
Ребенок читает незнакомый текст на максимальной скорости для него, плотно сжимая зубы и губы при этом. После чтения ему нужно будет ответить на какие-то вопросы по тексту. Проводить подобное упражнение рекомендуется каждый раз перед чтением текста вслух.
Обучение быстрому чтению: шаг двадцатый.
Чтение в сопровождении.
Обучение быстрому чтению: шаг двадцать первый.
Простукивание ритма.
Упражнение подразумевает прочтение ребенком незнакомого текста, при одновременном простукивании карандашом заранее выученного ритма.
Обучение быстрому чтению: шаг двадцать второй.
Обучение быстрому чтению: шаг двадцать третий.
Обязательные ежедневные пятиминутки чтения.
Ребенок должен в режиме жужжащего чтения читать в течение пяти минут. Данные упражнения нужно проводить по 4 урока ежедневно.Семейные игры. Не ленитесь регулярно устраивать в своей семье всевозможные игры в буквы и слова. Подобная тренировка поможет ребенку с легкостью ориентироваться в пространстве множества букв и без труда читать незнакомые слова.
Обучение быстрому чтению: шаг двадцать четвертый.
Чтение согласных.
Нужно, чтобы ребенок cделал глубокий вдох и на выдохе прочитал 15 согласных - подойдет абсолютно любой набор, к примеру: с, т, п, к, н, ш, г, в, ж, л, г, щ, н, ф.
Обучение быстрому чтению: шаг двадцать пятый.
Складывание слов из половинок.
Возьмите какое-либо несложное слово, разбейте его на две части и напишете на двух разных карточках, заготовив, таким образом, на один урок около 10 слов. Предложите ребенку сложить карточки, собрав целое слово. Еще лучше если таких слов можно будет составить несколько вариантов, используя одни и те же карточки. Постоянно меняйте и дополняйте карточки. Со временем перейдите на более сложные слова, состоящие из трех и более слогов.
Обучение быстрому чтению: шаг двадцать шесть.
Чтение с выражением. Ребенку нужно прочесть небольшой отрывок текста, так как он читает обычно. Затем вернуться в начало и снова прочитать его, но с выражением, с интонацией, а значит и в другом темпе. Прочитав уже знакомый отрывок, он должен без остановки продолжать читать текс далее. Смысл заключается в том, что темп, на тексте знакомом, выработанный и ускоренный впоследствии не спадает, даже когда он переходит на незнакомую часть.
Обучение быстрому чтению: шаг двадцать седьмой.
Тренируем внимание. Во время чтения текста, ребенок по команде «остановись», прекращает чтение, отрывает от книги голову, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Затем по команде «начинай» он должен найти то самое место в книжке, где он ранее закончил читать.
Обучение быстрому чтению: шаг двадцать восьмой.
Ребенок, молча, читает с максимальной скоростью небольшой абзац, следующий абзац он должен начать читать вслух, потом снова - абзац про себя. Методика быстрого чтения в данном случае работает так: чтение про себя, как Вы помните, гораздо быстрее, чтения вслух, при резких переходах темп чтения частично сохраняется, и ребенок читает быстрее.
Обучение быстрому чтению: шаг двадцать девятый.
Ролевое чтение.
Обучение быстрому чтению: шаг тридцатый.
Чтение перевернутого текста.
Научиться читать более уверенно и быстро можно упражняясь в чтении перевернутого «вверх ногами» листа с текстом. Это способствует развитию навыка запоминания целостных эталонов букв, сочетания буквенного анализа со смысловыми окончаниями слов
Обучение быстрому чтению: шаг тридцать первый.
Набор деформированных предложений.
Потренируйтесь с ребенком менять слова в предложении. К примеру, напишите предложение: «ко мне пришли друзья на праздник», невпопад: «друзья ко праздник мне пришли на». Напишите на листе бумаге с десяток подобных предложений, пускай ребенок распутывает их.
Обучение быстрому чтению: шаг тридцать второй.
Поиск заданного слова.
Устройте соревнование с детьми или привлеките взрослого: говорите любое слово из текста на странице, кто быстрее найдет это слово - тот победитель. Поощрительные призы - приветствуются. Такая игра сформирует способность видеть не отдельные фрагменты, а целостный образ слова. Кроме этого упражнение развивает словесную память.
Обучение быстрому чтению: шаг тридцать третий.
Таблицы Шульте.
По сути - эти таблицы представляют собой случайно расположенные числа, задача - в быстром нахождении их по порядку. Главная польза данной методики быстрого чтения - в расширении поля зрения, в развитии скорости поисковых зрительных движений. Начертите квадрат примерно на 20-25 сантиметров, разбив его на 30 ячеек. В эти ячейки беспорядочно впишите числа, начиная от 1 заканчивая - 30. Процесс поиска цифры необходимо делать беззвучным счетом, молча и указывать найденные цифры карандашом. Прежде чем начать упражнение ребенку нужно зафиксировать свой взгляд в центре, так, чтобы видеть целиком всю таблицу. Кроме этого, запрещены горизонтальные или вертикальные движения глаз, взгляд, как и цифры должен быть в некотором смысле беспорядочным. Обязательное условие для того, чтобы техника быстрого чтения улучшилась - это систематичность занятий и позитивный настрой. Вопрос, как быстро читать и разработкой методик и техник быстрого чтения занимаются некоторые авторитетные специалисты, литературу которых мы бы рекомендовали Вам почитать: академик Андреев, И.Федоренко, Е.Заика, Н. Зайцев, И.Пельченко и другие. Помните, что умение читать бегло - это не самоцель, это жизненная необходимость, без которой Вашему ребенку будет очень трудно учиться дальше и достигать каких-то успехов, как учебе, так и в общении. Детки быстрее усваивают материал, проявляют готовность к творчеству и самовыражению. Успех рождает радость, уверенность в своих силах, стимулирует лидерское начало.
И главное: не скупитесь на похвалу своего ученика.
«Я просто сижу в своем офисе и читаю книги», — именно так и никак иначе описывает свой будничный день один из самых успешных и влиятельных бизнесменов Уоррен Баффетт (Warren Buffett). Он просто сидит и читает. И советует всем придерживаться этого простого и незамысловатого распорядка.
Согласитесь, это довольно полезная привычка. Но как привить себе эту привычку и не просто читать книги, а извлекать из них все полезное и ценное, знает далеко не каждый. Если вы успеваете прочитать по несколько книг в месяц и довольствуетесь кратковременными инсайтами, но ничего из прочитанного не применяете — считайте, что вы просто попусту тратите свое время.
Как читать больше и успевать осмысливать все прочитанное, запоминать и применять в жизни — вот предмет спора многих исследователей. Каждый из них считает своим долгом предложить свою уникальную методику, которая поможет вам стать более совершенным в этом деле. Однако, все они сходятся в одном — чтение книг открывает перед людьми множество возможностей для роста и достижения успеха.
О самых интересных методиках чтения книг мы и поведаем вам в этой статье. Но прежде хотим уделить внимание некоторым основам.
Как быстро вы читаете?
Один из наиболее очевидных ответов на вопрос «Как успевать прочитывать больше?» — научиться читать быстрее. Тема скорочтения настолько популярна, что некоторые компании (такие как Staples, например) применяют ее в своей маркетинговой кампании. К слову, вышеупомянутая Staples для продвижения электронных книг разработала и внедрила технологию, позволяющий определить вашу скорость чтения. К сожалению, для русскоговорящей аудитории текстов не предусмотрено.
Но Staples не просто предоставляет посетителям сайта такой виджет: компания собирает и анализирует получаемые данные. Согласно этим данным, 300 слов в минуту — средний показатель взрослого человека. Другие результаты вы можете увидеть ниже:
Средняя скорость чтения по группам: учащиеся начальной школы, 8-9 лет (Third-grade students) — 150 слов в минуту; учащиеся средней школы, 13-14 лет (Eight grade students) — 250 сл.; студенты колледжей и вузов — 450 сл; топ-менеджеры — 575 сл.; профессор университета — 675 сл.; мастер скорочтения — 1500 сл.
Однако, поможет ли вам скорочтение прочитывать больше? Правильный ли это путь и оправдан ли он? Не всегда. В процессе чтения книг самым важным остается понимание прочитанного. Ни для кого не секрет, что люди, которые ловко управляются с полутора тысячами слов минуту, на самом деле, мало что запоминают из текста, практически ничего не осмысляя. Поэтому, если ваша скорость чтения находится на среднем уровне, не печальтесь. Постепенно наращивайте скорость, но без ущерба для понимания. Только в этом случае вы сможете нащупать верный путь к тому, чтобы успевать прочитывать больше.
Как много вы читаете?
Кто-то читает быстро, а кто-то читает много. Вы удивитесь, но не все люди пытаются сэкономить время на своем любимом занятии. В этом случае скорочтение - совсем не вариант. На самом деле, в данной ситуации вопрос «Как читать много?» отпадает сам собой: если человек любит читать, он посвятит этому достаточно много времени.
Согласно результатам исследования аналитической компании «The Pew Research Center», взрослые люди в США за год в среднем прочитывают 17 книг. А сколько книг за год обычно прочитываете вы?
Ключевое слово здесь «средний». Есть люди, которые прочитывают гораздо больше 17 книг в год. Есть и те, кто не читает их вовсе (таковых — 19%, а согласно последним данным за 2013 год — 28% американцев). Что это значит? Это значит, что если вы начнете читать больше, вы будете на голову выше одной трети населения США.
5 методик, которые позволят вам прочитывать больше книг, блогов, статей
1. Скорочтение: удивительная техника Тима Феррисса (Tim Ferriss).
Его метод состоит из 2 приемов:
- Водить ручкой или карандашом вдоль каждой читаемой вами строки, как делают дети, когда учатся читать.
- Каждую новую строку начинать читать как минимум с третьего слова, а два первых слова пытаться уловить периферийным зрением. Переходить к следующей строке как минимум за три слова до конца самой строки.
Феррисс называет эту методику перцептивным расширением:
«Неподготовленные читатели тратят до половины возможностей своего периферийного зрения на чтение... полей. Если вы будете читать строки от начала и до конца, то будете терять около 25-50% времени впустую».
Как видят наши глаза?
Быть может, вы уже слышали о том, что для улучшения скорости чтения нужно использовать свое периферийное зрение. Быстрые движения глаз, так называемые саккады (быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении), происходят постоянно, пока мы читаем (с поля на начало новой строки, к примеру). Минимизировать эти прыжки — верный путь к тому, чтобы увеличить скорость своего чтения.
Вывод: использование периферийного зрения поможет вам улучшить скорость вашего чтения. Вы не добьетесь рекордных изменений в скорости, но совершенно точно начнете читать быстрее.
2. Новые методики Spritz и Blinkist
Spritz и Blinkist — это две совершенно новые, уникальные методики, которые помогут вам читать не только быстро, но и меньше.
Как было уже сказано выше, во время чтения много времени уходит на передвижение глаз. Технология Spritz полностью исключает это.
Как это работает? Вы просто смотрите на небольшой прямоугольник на экране вашего ноутбука или смартфона, в котором поочередно, друг за другом, отображаются слова из текста. В каждом слове красным цветом выделена одна буква: так глазам проще концентрироваться на центре слова.
Существует специальный букмарклет, который носит название OpenSpritz, и позволяет вам прочитать таким способом любой текст, который вы найдете в интернете. Ниже — пример одного из таких текстов, который читается на скорости 600 слов в минуту.
На главной странице приложения Spzirtz вы можете попробовать эту технологию на разных скоростях и на разных языках (в том числе и на русском).
Кроме революционной, на наш взгляд, технологии Spritz, есть и еще одна, которая называется Blankist. Вместо того, чтобы помогать читать быстрее, Blankist предлагает читать только самое важное . Программа дробит тексты на удобоваримые части. В каждой из которых заключена ключевая мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут.
3. Не смотрите телевизор и не увлекайтесь шопингом
Шейн говорит, что секретов в этом успехе нет. То время, которое он посвящает чтению, средний американец тратит на просмотр телевизора (35 часов в неделю), какие-либо интерактивные развлечения и шопинг (как минимум, час в неделю). Шейн исключил из своей жизни все эти необязательные действия и сэкономленное время направил на чтение. В общей сложности он читает на 43 часа больше в неделю, чем средний американец.
4. Купите читалку
Согласно результатам исследования «The Pew Research Center», те люди, которые пользуются электронными книгами, в среднем прочитывают за год порядка 24 книг, тогда как люди без этого устройства успевают только 15. Вопрос: хотите ли вы прочитывать в год на 9 книг больше, чем обычно? Если да, то покупайте читалку. Она легкая и удобная, и любую свободную минутку вы можете посвятить чтению. Стоит ли говорить, что при таком раскладе вы станете прочитывать гораздо больше?
5. Читайте больше, но не читайте все подряд
Для кого-то этот совет может показаться совсем уж нелогичным, но он взят из столь же нелогичной книги.
Книга «Как говорить о книгах, которых вы не читали?»
Эта книга написана профессором Парижского университета Пьером Баярдом (Pierre Bayard). В ней он повествует, что люди обычно делят все книги на те, что они прочитали, и те, что не прочитали:
- книги, которые мы прочитали;
- книги, которые мы просмотрели;
- книги, о которых мы слышали;
- книги, о которых мы забыли;
- книги, которые никогда не открывали.
Как знать: быть может, чтобы уметь читать больше, нужно просто взглянуть на процесс чтения несколько по-иному. Очевидно, что те книги, которые попадают в первые 3 категории, профессор относит к прочитанным. Поможет ли это вам? Попробуйте. Но мы, если честно, немного сомневаемся.
3 эффективных способа запомнить то, что вы прочитали
Чтобы научиться лучше усваивать прочитанное и сохранять информацию на долгие годы, нужно понять специфику работы нашей памяти. Для этого запомните 3 ключевых слова:
- впечатления;
- ассоциации;
- повторение.
Допустим, вы прочитали книгу Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Dale Carnegie «How to Win Friends and Influence People»). Книга вам невероятно понравилась, и вы хотите запомнить так много, сколько это вообще возможно.
Что нужно сделать? Работать на трех уровнях.
Впечатления. Вы запомните гораздо больше, если эмоционально проработаете книгу. К примеру, некоторые главы вы можете проиграть в своем воображении, постараться почувствовать те эмоции, которые старается передать автор или о которых ведет речь. Представьте себя главным героем прочитанных глав. Вы должны создавать и управлять своими впечатлениями. Благодаря им вы и сможете сохранить большую часть информации в своей памяти. Если визуальные образы не помогают, то попробуйте зачитывать особо понравившиеся главы вслух. Сделайте так, чтобы книга вызывала у вас прилив чувств.
Ассоциации. Метод ассоциаций известен многим, но его нельзя не упомянуть в нашем списке, поскольку он отличается рекордной эффективностью. Суть его проста: смысл прочитанного вы связываете с чем-то, что уже знакомо вам, соотносите друг с другом. Кроме того, что этот метод позволит вам лучше и четче запомнить тексты, так вы еще и лучше будете понимать их. Работает правило: объяснить что-то новое проще, если сравнить его с чем-то знакомым.
Повторение. Повторение — мать учения. И этим все сказано. Чем чаще вы возвращаетесь к наиболее понравившимся вам книгам, тем лучше сохраните их в своей памяти.
4 уровня чтения
Мортимер Адлер (Mortimer Adler), философ и автор книги «Как читать книги» («How to Read a Book»), выделяет 4 уровня чтения:
- Элементарный.
- Инспекционный.
- Аналитический.
- Тематический.
Каждый уровень основывается на предыдущем. Элементарному уровню вас обучают в школе. Инспекционный уровень — это, по факту, поверхностное знакомство с книгой или статьей, то же самое, что и «пробежаться глазами».
Самая кропотливая работа происходит на двух последних уровнях. Аналитический уровень предполагает более тщательное знакомство с материалом. Вы буквально прочитываете книгу «от корки до корки». В ходе аналитического чтения вам придется пройти 4 этапа:
- Классифицируйте книгу по тематике.
- Кратко сформулируйте, о чем книга.
- Перечислите основные главы и установите связи между ними. Опишите каждую из этих частей. Раскройте ее роль для всей книги.
- Определите проблему или проблемы, которые автор решает в книге. Опишите их.
Наконец, тематическое чтение обязывает вас прочитать несколько книг на одну тему и анализировать каждую из них в связи другой: сравнивать, противопоставлять, оценивать.
По мере вашего освоения этих 4 уровней чтения, вы также будете развивать рассмотренные выше 3 способа запоминания. Разбирая книгу на части (на аналитическом и тематическом уровнях), вы закрепите в памяти те впечатления, которые от нее получили. Вдумчивый анализ схожих по тематике работ поможет вам лучше разобраться в материале и запомнить его на долгие годы.
Делайте заметки!
Вот вам небольшой совет: делайте заметки.
Пишите на полях. Оставляйте закладки. После прочтения книги напишите небольшую рецензию. Потом вы сможете возвращаться к вашим записям и заметкам и освежать в памяти самые важные моменты из прочитанного.
Важность заметок и закладок подчеркивает уже упомянутый нами Шейн Перриш:
«После того, как я заканчиваю книгу, я откладываю ее на несколько недель. Потом я возвращаюсь к ней, изучаю все закладки и заметки, которые сделал, перечитываю главы, которые я отметил как важные. Я делаю так со всеми книгами без исключения».
Заключение
Запомните главное правило: книги нельзя читать, книги нужно изучать. В книгах нужно видеть инвестиции в собственное образование, а следовательно — и в собственный успех. Повальное увлечение техниками, позволяющими увеличивать скорость чтения, которые мы можем наблюдать сегодня, на первый взгляд, кажется спасительным, но и от них не будет никакого толка, если прочитанное не будет осмыслено и использовано. Учитесь правильно читать, и вы обязательно достигнете отличных результатов.
Успехов вам и высоких конверсий!
В этой статье я вкратце освещу вопрос — как научиться считывать энергетику людей. Первое, что вы должны сделать, чтобы научиться ощущать тонкие энергии — это самим стать более чувствительным. Это достигается соблюдением нескольких принципов:
1. Энергетичное питание.
То есть, питание продуктами, богатыми жизненной энергией. Это, прежде всего, свежие овощи и фрукты, орехи — в общем, все, что созрело в природе, в естественных условиях, или приближенных к естественным. Подробнее о таком питании читайте здесь в , и посмотрите это .
2. Выполнение усиливающих чувствительность упражнений.
Чтобы улучшить чувствительность к тонким энергиям, сначала нужно обострить наши физические органы чувств. Это достигается упражнениями, направленными на увеличение притока крови и энергии к органам чувств, а также на возобновление нервных связей с органами чувств и увеличение количества этих связей.
Более подробно такие упражнения описаны в моем «Учебнике по экстрасенсорике» . А также, в следующих статьях я коснусь этого вопроса подробнее, т.к. в одной статье все упражнения не осветить.
3. Моральная подготовка.
Прежде чем на основе обостренной физической чувствительности развивать экстрасенсорные способности, вы должны быть морально готовы, что вам откроется как бы изнанка мира. Вы увидите, ощутите как позитивные, так и негативные эмоции, чувства людей. Будете видеть не только энергию любви и радости — как она выглядит в астрале, но и злость, болезни, ненависть и иные неприятные людские проявления. На кладбищах вы начнете видеть и общаться с духами. Готовы ли вы к этому? Если нет, тогда остановитесь, и дайте себе команду снова заснуть, чтобы ваши пробуждаемые чувства заснули, и вы стали вновь нечувствительным к тонким материям.
Ежели вы готовы ко встрече с изнанкой мира, тогда вперед — развивайтесь дальше.
4. Обращение внимания на чувства.
Отслеживайте каждую вашу эмоцию и ощущение, обращайте внимание, как на те или иные чувства, мысли реагирует ваше тело. Таким образом вы начнете привыкать, что в мире существует не только материя, но и нечто тонкое — чувства, эмоции. Со временем эмоции в вашем сознании будут восприниматься каждая со своим цветом, даже звуком и запахом.
Это самые основные принципы, с помощью которых вы можете стать экстрасенсом.
Следующий этап — научиться переводить получаемую информацию в осмысленные образы. То есть, например, вы развили свою чувствительность, и обнаружили, что стали ощущать какие-то энергии, эмоции от других людей. Но вы пока не можете понять, что означает то или иное чувство, посетившее вас при концентрации на человеке. Чтобы различать это и переводить в информацию, вам нужно потренироваться переводить один вид информации в другой.
Проще всего это сделать с музыкой и рисованием. В школе нам учительница музыки часто давала задания нарисовать то, что мы представляем при прослушивании той или иной музыкальной композиции без слов. Чаще всего это были классические произведения, богатые эмоциями, звуками. Так же и вы, включите любую музыку и попробуйте нарисовать или представить в уме те картины, которые эта музыка рисует в вашем воображении. У большинства людей картины возникают сами собой. Поделайте такое упражнение почаще. Потом попробуйте нарисовать эмоцию, чувство. С опытом вы поймете, что означает то или иное чувство, ощущаемое вами от человека. У вас само собой начнут складываться образы — и вы станете уже действительно экстрасенсом, видящим «картинки» о жизни человека.
Ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. Эта статья - выдержка сведений из того семинара и личный опыт ускорения чтения.
Итак, «Проект PX» - это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Он проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд.
Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас в связи с особенностями языка - от 120 до 180. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.
Всё, что нужно, - это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.
Подготовка
Для нашего эксперимента вам понадобится:
- книга объёмом не менее 200 страниц;
- ручка или карандаш;
- таймер.
Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки).
На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время.
Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, которые помогут увеличить скорость чтения.
1. Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста
Когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа.
Каждая остановка глаз на тексте длится от ¼ до ½ секунды.
Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии:
Ну как, чувствуете?
2. Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту
Человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация.
В среднем на сознательные и бессознательные возвраты уходит до 30% времени.
3. Улучшайте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку
Люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.
4. Тренируйте навыки по отдельности
Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.
Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.
Упражнения
1. Определение начальной скорости чтения
Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитала 40 слов в пяти строчках: 40: 5 = 8 - в среднем восемь слов в строчке.
И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 × 8 = 312.
Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете.
Сколько получилось? У меня чуть больше страницы - 328 слов.
2. Ориентир и скорость
Как я уже писала выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса. В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец.
Техника (2 минуты)
Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша.
Ведём кончиком карандаша по строчкам
Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания, ведь это упражнение на развитие скорости.
Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость.
Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.
С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь при помощи ручки или карандаша, кажется, что зрение опережает карандаш и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредотачивается по странице, будто фокус отпустили и он начал плавать по всему листу.
Скорость (3 минуты)
Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше половины секунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»).
Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из прочитанного, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.
За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитала пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении - не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться.
Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.
3. Расширение области восприятия
Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его.
Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%.
Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а человек теряет от 25 до 50% времени.
Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. На иллюстрации ниже вы видите примерную картину концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением.
Вот пример. Прочитайте это предложение:
Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.
Техника (1 минута)
Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее: начинайте с первого слова строчки и заканчивайте последним. То есть пока никакого расширения области восприятия - просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.
Техника (1 минута)
Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.
Скорость (3 минуты)
Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»).
Если вы не поймёте ничего из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о понимании. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.
4. Проверка новой скорости
Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту - в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике.
Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.
Если вы попробовали эту методику прямо сейчас, делитесь успехами в комментариях. Сколько слов в минуту получилось до и после?
При обилии информации в современном мире, а также постоянной нехватке времени очень важно научиться быстро читать, ведь это единственный способ быть всегда в курсе всего необходимого. В какой бы сфере вы ни работали, постоянно появляются новшества, и вам обязательно нужно быть в курсе изменений. Не говоря уже о том, что при отсутствии навыка быстрого чтения даже ежедневный просмотр корреспонденции может превратиться в долгое и утомительное занятие.
Если ваша задача не торопясь насладиться чтением классики, покачиваясь в кресле-качалке, возможно, увеличивать скорость и ни к чему, но во всех остальных случаях она точно не помешает.
Распространенные заблуждения о сокрочтении.
Чтобы научиться читать очень быстро, следует для начала избавить свое сознание от некоторых установок, не позволяющих вам даже начать. На самом деле это не более чем мифы, но они довольно распространены. Первый из них: чтобы быстро читать, нужен особенный талант и это не всем дано. Неправда! Если вы осилили умение читать как таковое, то и увеличить скорость вы сможете. Второй звучит так: если не научился хорошо читать в детстве, с возрастом это сделать невозможно. И тоже неправда. Освоить это умение можно в любом возрасте. Было бы желание.
Количество и качество
.
Даже в далекие школьные годы техника чтения была выше у тех детей, которые больше читали – не только в пределах заданной программы, но и просто «для себя». И первое правило того, кто хочет научиться читать быстро – читайте. И не с экрана компьютера. Возьмите за правило прочитывать в день хотя бы 10-15 страниц книги, постепенно увеличивая их количество. При постоянных тренировках со временем вы уже будете «схватывать» слова целиком, быстрее узнавать их, и на чтение начнет уходить гораздо меньше времени. Таким образом вы научитесь быстро читать, даже без использования специальных техник и без различных курсов скорочтения. Но чтобы ваши занятия были более эффективными, с некоторыми приемами все же стоит ознакомиться.
Не читайте вслух!
Чтение вслух, столь необходимое на начальном этапе обучения, теперь только мешает. Если вы по-школьному шевелите губами или проговариваете каждое прочитанное слово про себя – знайте, это тормозит ваше чтение. Совершенно очевидно, что улавливать слова мы можем в разы быстрее, чем произносить их. Вот несколько упражнений, которые помогут замолчать и тем самым повысить скорость восприятия печатной информации.
- держите палец на губах и отслеживайте, чтобы они не шевелились;
- крепко прижмите язык к зубам во время чтения;
- ставьте во время чтения какую-нибудь спокойную мелодию (без слов, конечно!) и следите за ней, пока читаете.
Еще одна школьная привычка, которая портит все дело – это водить пальцем по строке, прочитывая каждое слово. Наша задача – научиться ухватывать взглядом всю строчку сразу, нет необходимости тщательно вычитывать каждое слово, чтобы понять смысл фразы. Научиться этому поможет следующее упражнение. Равномерно ведем палец вниз вдоль текста и стараемся успевать за ним. Пусть для начала это будет не книжная страница, а газетная колонка – она значительно уже. Через какое-то время вы сможете так же читать и книги. Чтобы контролировать себя можно двигать не палец, а лист бумаги с вырезанным «окошком», так чтобы в окошко помещалось 3-4 строки. Успевайте прочитывать их, пока они находятся в зоне видимости.
Концентрация.
Будьте предельно внимательны, ничто так не замедляет ваше чтение, как необходимость возвращаться и перечитывать то, что уже было прочитано. Более того, сама мысль, что вы в любой момент можете перечитать, ослабляет внимание. Не позволяйте себе возвращаться назад. Так вы сбиваетесь с ритма и теряете время. Зная, что перечитывать нельзя, вы будете прочитывать все гораздо внимательнее.
Смотреть шире.
Скорость чтения во многом зависит от того, насколько хорошо у вас развито периферийное зрение (помним, надо ухватывать всю строчку от начала до конца, глядя в ее середину). Чтобы развить его выполняйте несколько несложных упражнений.
- Напишите в квадрате числа от 1 до 9, хаотично расставив их по всей площади, а затем, глядя в его середину и не отрывая взгляда, находите цифры по порядку. Затем усложняйте задачу, увеличивая квадрат и количество чисел.
- В любой обстановке старайтесь, глядя прямо перед собой ухватить как можно больше предметов боковым зрением.
- Во время чтения переведите взгляд на окно, угол зрения увеличится, и снова вернитесь к книге.
Читайте «на время» каждый день и записывайте свои результаты, старайтесь день ото дня увеличивать скорость, хотя бы ненамного. Так со временем вы станете читать по-настоящему быстро.
Теперь, когда вы имеете представление о том, как научиться быстро читать, результат зависит только от одного – от ежедневной практики. И если у вас достаточная мотивация, то при некотором усердии вы разовьете навыки скорочтения гораздо быстрее, чем предполагаете. Дорогостоящие курсы скорочтения - это, конечно, здорово, но при желании научиться быстро читать можно и самостоятельно. Желаем вам успехов в этом нужном начинании!