Правительствующий сенат - конституционный суд рф. Правительствующий сенат - конституционный суд рф История здания синода с самого начала
Сенат и Синод
Административное здание | |
Здание Сената и Синода |
|
Страна | Россия |
Центр Санкт-Петербурга | Сенатская площадь |
Координаты | 59.935278 , 30.301389 59°56′07″ с. ш. 30°18′05″ в. д. / 59.935278° с. ш. 30.301389° в. д. (G) |
Тип здания | Комплекс зданий |
Архитектурный стиль | Неоклассицизм |
Автор проекта | Карл Росси |
Строитель | Карл Росси |
Строительство | - годы |
Основные даты:
|
|
Здания:
Библиотека имени Ельцина внутренний двор |
|
Статус | Памятник архитектуры |
Здание Сената и Синода на Викискладе |
Здание Сената и Синода - памятник архитектуры Санкт-Петербурга . Первоначально было построено для двух государственных органов управления Российской империи : Сената и Святейшего Правительтсвующего Синода . Автор здания - архитектор Карл Росси ( - ; последнее его крупное произведение).
История постройки
24 августа 1829 было заложено здание Сената; в 1830 - здания Синода. Завершено строительством в 1834 году . Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карла Росси.
Раньше на этом месте стояли две постройки XVIII века: дом опального канцлера А. Бестужева-Рюмина, в котором с 1763 года размещался Сенат, и дом купчихи Кусовниковой. В конце XVIII века барочный дом Бестужева-Рюмина был перестроен архитектором И. Старовым в духе классицизма, однако этого оказалось недостаточно: с возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в реконструкции, и был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода. В конкурсе приняли участие Карл Росси, Василий Стасов , С. Шустов, А. Михайлов 2-й, П. Жако и В. Глинка. Победу на конкурсе проектов одержал Росси, которому удалось убедительно решить основную задачу конкурса - «придать зданию характер, соответствующий огромности площади».
В объём здания Сената были органично включены части стен прежней постройки - дома Бестужева-Рюмина. Здание Синода было начато строительством после того, как соседний дом купчихи Кусовниковой был выкуплен в государственную казну.
С западной стороны площадь ограничивает протяженный фасад с высокой триумфальной аркой, богато украшенной скульптурами. Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. По бокам лестниц предполагалось разместить чугунных львов, но их установке воспротивился Синод. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.
Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода отнюдь не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами. Скульптуры на фасадах здания - статуи гениев и группа «Правосудие и благочестие», венчающая арку, - созданы скульпторами Степаном Пименвым, Николаем Пименовым, Василием Демут-Малиновским , и С. Соколовым.
При значительной протяженности зданий Сената и Синода Росси довёл их высоту до семнадцати метров. В оформлении триумфальной арки он использовал один из неосуществленных вариантов арки Главного штаба, переработав его в соответствии с размерами арки Сената и Синода. Лепные украшения, статуи, скульптурная группа на аттике придали арке торжественную, почти барочную пышность.
Во время Великой отечественной войны здания Сената и Синода пострадали от обстрелов. Интерьеры сохранились только отчасти - в основном роспись и лепнина. Интерес представляют двусветный зал с полукруглым, покрытым росписью сводом и помещение бывшей церкви, украшенное шестью колоннами.
Здания высших правительственных учреждений дореволюционной России - Сената и Синода, связанные в единое целое великолепной аркой, переброшенной над Галерной улицей, ограничивают с западной стороны Сенатскую площадь. В начале XVIII столетия участок, ныне занятый зданием Сената, принадлежал А. Д. Меншикову. После его опалы дом на набережной Невы перешел в собственность вице-канцлера А. И. Остермана, а в 1744 году пожалован А. П. Бестужеву-Рюмину. В 1763 году дом Бестужева-Рюмина перешел в казну и был приспособлен для Сената, переведенного с Васильевского острова на Адмиралтейскую сторону.
В 1780–1790-х годах барочный дом Бестужева-Рюмина был перестроен, и его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма. Имя автора проекта нового здания Сената остается неизвестным. Судя по сохранившемуся в собрании Музея Академии художеств чертежу западного фасада здания проект был разработан архитектором И. Е. Старовым. После окончания перестройки Главного Адмиралтейства по проекту архитектора А. Д. Захарова возник вопрос о реконструкции здания Сената.
Для разработки проекта нового здания был организован конкурс, в котором приняли участие видные архитекторы того времени К. И. Росси, В. П. Стасов, С. Л. Шустов, А. А. Михайлов 2-й, П. Жако и В. А. Глинка. Лучшим из представленных на конкурс был признан проект К. И. Росси.
Закладка здания Сената состоялась 24 августа 1829 года. Строительство здания Синода на месте купленного в казну дома купчихи Кусовниковой началось на год позже. Надзор за строительными работами и разработка планов зданий были поручены архитектору А. Е. Штауберту. В работах по отделке зданий Сената и Синода участвовали художники Б. Медичи, Ф. Рихтер, А. И. Соловьев, Д. А. Ширяев и др. Статуи на фасадах исполнили скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов, Н. А. Токарев, И. Леппе, П. В. Свинцов и Н. А. Устинов. В 1834 году работы были закончены.
Поставленная перед строителями задача - «придать зданию Сената характер, соответствующий огромности площади», - была решена с большим мастерством и верным чувством масштаба. Значительная протяженность здания заставила Росси довести его высоту до 8,5 саженей. Здание Адмиралтейства ниже здания Сената на одну сажень (на 2,1 метра). Центром композиции фасада, оформляющего грандиозную площадь, является эффектная арка, переброшенная над Галерной улицей. В её оформлении Росси использовал один из ранее созданных им, но не осуществленных вариантов арки Главного штаба. Этот вариант переработан с учетом значительно меньшей ширины проезда, но триумфальный, торжественный характер всей композиции в целом полностью сохранен.
Введя в центральную часть фасада мотив сильных выступов, обработанных парами колонн, раскреповав антаблемент над ними и широко использовав скульптуру - свободно стоящие фигуры гениев, лепной фриз в аттике и венчающую аттик группу «Правосудие и Благочестие», - Росси придал арке черты почти барочной пышности и богатства. Входы в здания Сената и Синода, тождественные по архитектурной обработке и расположенные симметрично относительно центральной оси фасада, отмечен красивыми гранитными лестницами, пандусами и неглубокими восьмиколонными лоджиями, которые значительно обогащают композицию и создают интенсивну игру света и тени на фасаде.
Закругленный угол здания Сената обработан колоннадой из восьми свободно стоящих колонн, поставленных на стену первого этажа, играющего роль цоколя. Изогнутая по дуге монументальная колоннада, увенчанная ступенчатым аттиком, играет особенно важную роль при обозрении здания с Невы и набережных.
Из интерьеров здания интересны лестницы, сохранившие лепные карнизы и роспись, большой двусветный зал, перекрытый полуциркульным сводом с росписью, и помещение бывшей церкви. Крестообразное в плане, оно украшено шестью колоннами композитного ордера. Центральное помещение перекрыто куполом на парусах. Роспись и лепные карнизы сохранились и в некоторых других помещениях. Постройка зданий Сената и Синода завершила оформление центра города - ансамбля Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей - одного из высших достижений русского и мирового градостроительства.
Здание Сената и Синода - памятник архитектуры Санкт-Петербурга. Первоначально было построено для двух государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительствующего Синода.
Автор здания - архитектор Карл Росси (1775-1849; последнее его крупное произведение).
До 2006 года в помещениях находился Российский государственный исторический архив.
В одном крыле здания с мая 2008 год размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации. В другом крыле здания с мая 2009 год размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.
Первым зданием на углу Сенатской площади и Английской набережной стал второй дворец князя Александра Даниловича Меншикова ("фахверковый дом"). В источниках он упоминается уже с 1714 года и нет единого мнения о точной дате его постройки. Предполагается, что участок мог быть занят Меншиковым самостоятельно, мог быть взят за долги у генерал-майора Григория Петровича Чернышёва, а мог быть построен после указа Петра I о начале застройки Нижней (Английской) набережной.
Если верить первым двум вариантам, то стоит принять во внимание сведения, которые упоминают о наличии здесь строения уже в 1710 году. Если это было так, то Меншикову было сделано исключение из правил, так как прямую линию берега к западу от Адмиралтейства Пётр I собирался использовать в служебных целях для верфи. И только в 1714 году им был издан указ о начале застройки этой территории. По описаниям очевидцев, второй дворец Меншикова был и первым в Петербурге доходным домом. Его называли "княжескими мазанками". М. И. Пыляев, основываясь на воспоминаниях очевидцев, так описывает этот дом:
"В 1716 году первый здесь выстроил князь Меншиков длинное и высокое мазанковое строение, покрытое черепицею, для постоялого двора, в которое и стал пускать за "постойные деньги от казны" разных приезжих иностранцев-мастеровых".
Таким образом, мы имеем ещё один вариант даты постройки первого дома на участке здания Сената - 1716 год.
На этом же участке располагались кабак для рабочих и первая в Санкт-Петербурге школа лепки и художественной резьбы. Здесь преподавал архитектор Ж.-Б. Леблон.
дворец Бестужева-Рюмина (слева), 1753 год
Участок здания Сената принадлежал Меншикову до 1727 года. После его ссылки дом находился в ведении конторы конфискаций, а в 1732 году стал принадлежать вице-канцлеру графу Генриху-Иоганну Фридриху (Андрею Ивановичу) Остерману. В 1741 году вице-канцлер был сослан Елизаветой Петровной в Сибирь, а в 1744 году участок подарен графу канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину.
Для него в 1744-1747 годах дом был перестроен в настоящий дворец в стиле барокко. Со стороны Старо-Исаакиевской (Галерной) улицы здание украшала трёхъярусная башня с часами, привезёнными канцлером из-за границы.
Участие Бестужева-Рюмина в дворцовых интригах послужило ему плохую службу. В 1758 году он был обвинён в заговоре и приговорён к смертной казни, заменённую на ссылку. После восшествия на престол Екатерины II канцлер был помилован, но в его дворец из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат. Бывшему владельцу за дворец была заплачена денежная компенсация.
В 1780-х И. Е. Старовым здание Сената было перестроено в стиле классицизма. Изменялись и его интерьеры. В записках поэта Г. Р. Державина, служившего в Сенате, описывается переделка зала общих собраний Сената в 1779 году. Работали над интерьером скульптор Ж. Д. Рашетт, художник Г. И. Козлов. Принимал участие в этой работе и Н. А. Львов.
здание Сената (слева), 1801 год
Несмотря на перестройки и обновления, старое здание быстро ветшало. В 1808 году его станы были укреплены "железными связями", а в большом зале устроены подпоры-колонны. В это же время проводились работы по замене балок и стропил под руководством А. Н. Воронихина.
В 1810-х годах со стороны Галерной улицы по проекту Л. И. Шарлемана к зданию Сената был пристроен новый трёхэтажный корпус для типографии.
К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства, все эти дома уже не соответствовали облику площади. После победы России в войне с Францией Сенат требовал себе соответствующих своему статусу помещений. Вместе с тем, увеличилось число его служащих. 10 августа 1827 года Николай I посетил Сенат и принял решение перестроить это здание.
здание Сената (слева), 1824-1827 годы
Для проведения всех соответствующих работ был организован комитет под руководством министра юстиции князя Д. И. Лобанова-Ростовского.
Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, освободив, таким образом, полностью здание Двенадцати коллегий для нужд петербургского университета. Для Синода решили приобрести дом купчихи Кусовниковой.
Осматривавший старое здание Сената архитектор А. Е. Штауберт высказывал предположения, что возможности использования старых помещений после их модернизации. Однако, комитет настоял на полной перестройке дома. Император повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного Штаба.
Панорамный вид реки Невы от Адмиралтейства вниз по течению, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1805-1807 гг. Подпись (англ., фр.): "Лист 2. Адмиралтейство. Исаакиевская церковь. Статуя Петра I. Сенат. Английская набережная. Академия наук".
13 сентября 1827 года был объявлен конкурс на перестройку зданий. В нём участвовали К. Росси,
В. Стасов, П. Жако, С. Шустов, В. Глинка. Поль Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Карл Росси же составил проект двух новых зданий. Несколько раз этот проект перерабатывался архитектором, в итоге возник проект двух корпусов, соединённых между собой аркой.
Замысел Росси пытался оспорить начальник Инженерного управления Военного министерства князь Долгоруков. Он доносил императору:
И без приведения всей западной стороны площади под один фасад она не потеряет величественного вида, лишь бы была одинаковая высота и в том же стиле... Когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки.
На эти доводы архитектор ответил тем, что собирается использовать стены старых строений, что издержки сократит. А новая арка будет напоминать арку здания Главного Штаба, что и задумывал Николай I.
Сенатская площадь. Е.Е.Лансере. 1904.
Проект Росси был утверждён 18 февраля 1829 года. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью:
"Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт".
В 1830 году (26 августа), когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, было заложено здание Синода.
После закладки здания Синода Росси посещал эту стройку лишь изредка, так как в это же самое время он занимался строительством вокруг Александринской площади. Вместе с архитектором А. Е. Штаубертом работал его помощник Т. А. Угрюмов.
Проект скульптурного убранства был утверждён Николаем I 15 июля 1831 года. При этом император дал указание изобразить фигуры не "в рост", а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные того или превратить в аллегорические.
К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. В феврале 1833 года объект осматривал император. Здание Сената было завершено к ноябрю 1835 года. В 1834 году, после завершения внутренних работ, здесь уже работал Сенат. А ещё через год было завершено строительство здания Синода.
Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа "Благочестие и Правосудие", символизирующая веру в закон.
Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В. И, Демут-Малиновский, С. С. Пименов,
Н. А. Токарев, П. П. Соколов, П. В. Свинцов, Н. А. Устинов, И. И. Леппе.
Устиновым создана статуя "Вера" (первая ниша слева), Соколовым - "Благочестие" (вторая ниша слева). С. С. Пименов выполнил статуи "Закон" и "Правосудие". Во время работы над ними он скончался.
30 июля 1833 года модели завершил его сын Н. С. Пименов.
Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Ф. Торичелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры Гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда, установлены в августе 1835 года.
Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Самый крупный барельеф "Закон гражданский" - над аркой, выполнен П. В. Свинцовым и И. И. Леппе. На нём среди прочего изображены бюсты Петра I и Екатерины II. Этими же скульпторами создан барельеф в левой части арки - "Закон Божий" (посвящён Синоду), в правой части - "Закон естественный" (посвящён Сенату).
Входы в здания оформлены гранитными лестницами по бокам которых планировалось разместить чугунных львов. Однако против появления таких скульптур высказался Синод. Эта постройка стала последним крупным проектом Карла Росси.
У жителей города находились свои ассоциации с располагавшимися здесь учреждениями. Местные чиновники славились своей продажностью, процветала коррупция. Благодаря арке между домами родился каламбур: "Сенат и Синод живут ПОДарками".
Постройкой здания Сената и Синода завершилось архитектурное формирование западной границы Сенатской площади.
В 1909 году число служащих Сената возросло до такой величины, что потребовалось увеличить количество занимаемых ими помещений. Для этих целей был куплен соседний по набережной со зданием Сената особняк - дом Лавалей.
После 1917 года здание Сената и дом Лавалей передали Главному архивному управлению.
В 1924 году был разобран иконостас церкви Сената, а помещение церкви приспособили под книгохранилище. В 1929 и 1936 годах проводилась реставрация фасадов и скульптурного убранства.
Во время ленинградской блокады здание Сената и Синода сильно пострадало от артиллерийских обстрелов. В 1941-1942 годах в него попало восемь тяжёлых снарядов. Ремонт здания Сената и Синода начался уже в 1944 году. До 1952 года проводилась реставрация.
В 2006 году архив переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило отреставрировать здание Сената и Синода. В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд. В 2009 году здание Синода заняла библиотека им. Б. Н. Ельцина.
В работах по отделке зданий Сената и Синода участвовали художники Б. Медичи, Ф. Рихтер, А. И. Соловьев, Д. А. Ширяев и др. Статуи на фасадах исполнили скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов, Н. А. Токарев, И. Леппе, П. В. Свинцов и Н. А. Устинов.
В 1834 году работы были закончены.
Поставленная перед строителями задача - "придать зданию Сената характер, соответствующий огромности площади", - была решена с большим мастерством и верным чувством масштаба.
Значительная протяженность здания заставила Росси довести его высоту до 8,5 саженей. Здание Адмиралтейства ниже здания Сената на одну сажень (на 2,1 метра). Центром композиции фасада, оформляющего грандиозную площадь, является эффектная арка, переброшенная над Галерной улицей. В ее оформлении Росси использовал один из ранее созданных им, но не осуществленных вариантов арки Главного штаба. Этот вариант переработан с учетом значительно меньшей ширины проезда, но триумфальный, торжественный характер всей композиции в целом полностью сохранен.
Введя в центральную часть фасада мотив сильных выступов, обработанных парами колонн, раскреповав антаблемент над ними и широко использовав скульптуру - свободно стоящие фигуры гениев, лепной фриз в аттике и венчающую аттик группу "Правосудие и Благочестие", - Росси придал арке черты почти барочной пышности и богатства.
Входы в здания Сената и Синода, тождественные по архитектурной обработке и расположенные симметрично относительно центральной оси фасада, отмечены красивыми гранитными лестницами, пандусами и неглубокими восьмиколонными лоджиями, которые значительно обогащают композицию и создают интенсивную игру света и тени на фасаде.
Закругленный угол здания Сената обработан колоннадой из восьми свободно стоящих колонн, поставленных на стену первого этажа, играющего роль цоколя. Изогнутая по дуге монументальная колоннада, увенчанная ступенчатым аттиком, играет особенно важную роль при обозрении здания с Невы и набережных.
Из интерьеров здания интересны лестницы, сохранившие лепные карнизы и роспись, большой двусветный зал, перекрытый полуциркульным сводом с росписью, и помещение бывшей церкви. Крестообразное в плане, оно украшено шестью колоннами композитного ордера. Центральное помещение перекрыто куполом на парусах. Роспись и лепные карнизы сохранились и в некоторых других помещениях.
Постройка зданий Сената и Синода завершила оформление центра города - ансамбля Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей - одного из высших достижений русского и мирового градостроительства.
***
Санкт-Петербург и пригороды
21.Сенат и Синод в XVIII в.
Сенат
I При Петре
Пётр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно (в 1706, 1707, 1710) вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный. Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но в 1711 они были возложены на созданное при этом 22 февраля учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат.
Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени (Швеция, Польша) и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 Пётр говорит: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».
При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определенных очертаний. В указе, изданном несколько дней после учреждения Сената (Полное Собрание Законов № 2330), Пётр определяет, что по отбытии его Сенату следует делать: «суд имеет нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; вексели исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов.» Это, очевидно, не исчерпывающий перечень предметов ведомства, а инструкция, на что обратить преимущественное внимание. «Ныне уже все у вас в руках», - писал Петр Сенату.
Учреждением политическим, в чем-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за всё отвечал; в указе 2 марта 1711 сказано: «И ежели оной Сенат через свое ныне перед Богом принесенное обещание неправедно, что поступить… и тогда будет нами суждено, и виновный жестоко будет наказан».
Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Через этих комиссаров, назначавшихся губернаторами, создавались непосредственные сношения Сената с губерниями, куда Пётр в 1710 в интересах хозяйственного устройства своей армии перенес значительную часть дел, раньше производившихся в приказах. Комиссары не только принимали указы, но и следили за их исполнением, доставляли Сенату необходимые сведения, исполняли на местах его поручения. Впоследствии, с учреждением коллегий, значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. Одновременно с учреждением Сената Петр повелел «вместо приказа разрядного быть столу разрядному при Сенате». Таким образом к Сенату отошло «писание в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием, ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы. В 1721-1722 гг. разрядный стол преобразуется сначала в разборную канцелярию, также состоявшую при Сенате, а 5 февраля 1722 г. назначается при Сенате герольдмейстер, ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие.
Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711, была создана должность фискалов, на обязанности их лежало «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе».
При Сенате состоял обер-фискал (впоследствии генерал-фискал) с четырьмя помощниками, в каждой губернии - провинциал-фискал с тремя помощниками, во всяком городе - один или два городовых фискала. Несмотря на злоупотребления, с которыми неразрывно связано существование таких тайных соглядатаев и доносчиков (до 1714 г. не подвергавшихся взысканию даже за ложный донос), фискалы, несомненно, принесли известную долю пользы, являясь орудием надзора над местными учреждениями.
Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возникает. При все более теряющих свое значение приказах Сенат становится местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Значения Сената не подорвало и учреждение (1718-1720) коллегий, несмотря на то, что их регламенты, заимствованные из Швеции, где коллегии были высшими учреждениями в государстве, не определяли отношения коллегий к Сенату, который иностранные руководители реформы - Фик и другие - предполагали, по-видимому, упразднить. Наоборот, с учреждением коллегий, куда отошла масса текущих мелких дел, значение Сената только повысилось. По указу 1718 г. «о должности Сената» все президенты коллегий по самому званию были сделаны сенаторами. Этот порядок просуществовал недолго; медленность сенатского делопроизводства заставила Петра признать (в указе 12 января 1722 г.), что президенты коллегий не имеют достаточно времени, чтобы нести сверх того и «непрестанные» труды сенатора. Кроме того, Петр нашел, что Сенат как высшая инстанция над коллегиями не может состоять из лиц, которые сидят в коллегиях. Современники указывают ещё и на то, что президенты коллегий, будучи такими сановниками, как тогдашние сенаторы, совершенно подавляли своих «советников» и тем уничтожали всякое практическое значение коллегиального решения дел. И действительно, вновь назначенные президенты вместо прежних, оставшихся сенаторами, были людьми несравненно менее вельможными. В 30 мая 1720 г. Петр повелел ради приема в Сенат челобитен на коллегии и на канцелярии учинить персону знатную; обязанности этой должности были определены 5 февраля 1722 г. подробной инструкцией, и облеченная ею «персона» получила название рекетмейстера. Рекетмейстер весьма скоро приобрел огромное значение как орган надзора за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия.
Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры, появляющийся также в 1722 г. К учреждению прокуратуры Петр пришел не сразу. Недовольство его сенатом сказалось учреждением в 1715 г. (27 ноября) должности генерал-ревизора, или надзирателя указов. Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов и предупреждать вольные и невольные нарушения ими указов. В 1718 г. он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась.
Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний. Избранное (13 февраля 1720 г.) им лицо - Анисим Щукин - оказалось непригодным для этих обязанностей; будучи в то же время обер-секретарем Сената, Щукин сам находился у него в подчинении. Через несколько дней после смерти Щукина (28 января 1721 г.) Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии. 12 января 1722 г. на смену им появляется прокуратура в виде сложной и стройной системы надзора не только над Сенатом, но и над всеми центральными и местными административными и судебными учреждениями. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор как начальник сенатской канцелярии и как орган надзора за сенатским присутствием с точки зрения не только благочиния во время заседаний, но и соответствия сенатских решений Уложению и указам. Помощником генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор. Находясь в непосредственных отношениях с государем, генерал-прокурор сблизил Сенат с верховной властью; вместе с тем надзор его в значительной степени упорядочил производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии, и сильно поднял его деловое значение. С другой стороны, однако, генерал-прокурор лишил присутствие Сената его прежней независимости; будучи во многих случаях по закону равен всему Сенату, генерал-прокурор фактически нередко преобладал над ним.
В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделен Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывается главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного Уложения 1649 г., в области административного права пользовался весьма широко законодательною властью. 19 ноября 1721 г. Петр предписывает Сенату не чинить без подписания руки его никакого определения генерального. В апреле 1714 г. состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г., причем за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь.
С 1711 по 1714 г. местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 г. стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». 19 января 1722 г. в Москве были учреждены конторы от каждой коллегии, а над ними поставлена сенатская контора из одного сенатора, ежегодно менявшегося, и двух асессоров. Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел.
II Сенат в эпоху верховного тайного совета и кабинета (1726-1741)
Учрежденный 8 февраля 1726 Верховный Тайный Совет как при Екатерине I, так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета (указ 7 марта 1726), формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесен и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трех первых коллегий (военной - Меньшиков, морской - гр. Апраксин и иностранной - гр. Головкин), которые становятся до некоторой степени равными Сенату. Еще важнее была та дезорганизация, которая была внесена верховным тайным советом во все учреждения империи. Генерал-прокурор Ягужинский, враг партии, образовавшей верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение ее было поручено обер-прокурору Воейкову, не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 г. была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов.
После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра (1727-1728), губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишенный средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своем личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий еще при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменен титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчетов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами.
Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна вновь «восприяла» самодержавие, указом 4 марта 1730 Верховный Тайный Совет был упразднён и Правительствующий Сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве. Число сенаторов было доведено до 21, причем в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках все управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделен (1 июня 1730 г.) на 5 департаментов; задачею их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной - о решённых делах, другой - о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. 20 октября 1730 г. признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора.
В 1731 году (6 ноября) официально появляется новое учреждение - кабинет, уже около года существовавший в виде частного секретариата императрицы. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается; 9 июня 1735 г. указы, подписанные тремя кабинет-министрами, получают силу именных.
Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета (до 1735 г.), когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики. Позже, когда кабинет начал простирать свое влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчетов и реестров решенных и нерешенных дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов (одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцов и Сукин, личности с самою нелестною репутацией) довели Сенат до небывалого падения.
После указа 9 июня 1735 г. фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 г.) в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман. Поглощенному борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом.
12 ноября 1740 г. была учреждена должность придворного рекетмейстера, сначала для рассмотрения всеподданнейших жалоб на коллегии и низшие места, а с 27 ноября того же года - и на Сенат. В марте 1741 г. эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе.
III Сенат при Елизавете Петровне и Петре III
12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом Империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчиненною Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти все время занимал ничем не замечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице (даже по Св. Синоду). Учреждение конференции при высочайшем дворе (5 октября 1756 г.) сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757-1758 гг. начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять ее требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами.
Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 г. учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» (1762).
IV Сенат при Екатерине II и Павле I
П о вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила ее ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени. В 1763 г. последовало разделение Сената на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. I департамент ведал дела государственные внутренние и политические, II - судебные, III - дела по губерниям, находившимся на особом положении (Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгская губ., Нарва), IV - дела военные и морские. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI - судебными. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах (единогласно) и лишь за разногласием переносились в общее собрание. Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех самых сановных людей в государстве, а лишь от 3 - 4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче. Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате (при каждом департаменте, кроме I, с 1763 г. был свой обер-прокурор; при I департаменте должность эта была учреждена в 1771 г., а до тех пор ее обязанности исполнял генерал-прокурор). В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло громадную пользу, в значительной мере устранив ту невероятную медленность, которою отличалось сенатское делопроизводство. Еще более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесен тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства. Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в громадном большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер. При Екатерине все наиболее крупные из них (учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т. д.) вырабатываются помимо Сената; инициатива их принадлежит самой императрице, а не Сенату. Даже от участия в работах комиссии 1767 г. Сенат был совершенно отстранен; ему предоставлено было только, подобно коллегиям и канцеляриям, избрать в комиссию одного депутата. За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причем по большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховной власти. Екатерина, по-видимому, весьма мало доверяла талантам тех, кто заседал в тогдашнем Сенате, прекрасно понимала полную зависимость Сената от его канцелярии и неспособность его при неуклюжих формах его делопроизводства к энергичной, активной работе. При вступлении на престол Екатерина нашла, что Сенат довел многие части управления до невозможного беспорядка; нужно было принять самые энергичные меры для его устранения, а Сенат оказывался совершенно к тому непригодным. Поэтому те дела, которым императрица придавала наибольшее значение, она поручала отдельным лицам, пользовавшимся ее доверием, - главным образом генерал-прокурору князю Вяземскому, благодаря чему значение генерал-прокурора усилилось до небывалых раньше размеров. Фактически он был как бы министром финансов, юстиции, внутренних дел и государственным контролером. Во второй половине царствования Екатерины она стала передавать дела и другим лицам, из которых многие соперничали с кн. Вяземским по степени делового влияния. Появились целые ведомства, начальники которых непосредственно, минуя Сенат, докладывали императрице, вследствие чего ведомства эти стали совершенно независимыми от Сената. Иногда они носили характер личных поручений, определявшихся отношением Екатерины к тому или иному лицу и степенью оказываемого ему доверия; напр. после смерти Баура, бывшего как бы министром путей сообщения, дела его были распределены между адмиралом Грейгом, фельдмаршалом Чернышёвым и кн. Вяземским. Почтовое управление поручалось то Вяземскому, то Шувалову, то Безбородко. Огромным ударом для Сената явилось и новое изъятие военной и морской коллегии из его ведения, причем военная коллегия обособляется совершенно и в области суда и финансового управления. Подорвав общее значение Сената, эта мера особенно тяжело отразилась на III и IV его департаментах. Значению Сената и степени его власти был нанесен далее тяжелый удар учреждением губерний (1775 и 1780). Весьма многие дела перешли из коллегий в губернские места, и коллегии, с которыми у Сената выработался уже известный modus vivendi, мало-помалу закрывались. Сенату приходилось стать в непосредственные сношения с новыми губернскими установлениями, которые ни формально, ни по духу своему не были согласованы с учреждением Сената. Екатерина прекрасно сознавала это и неоднократно составляла проекты реформы Сената (сохранились проекты 1775, 1788 и 1794 гг.), но осуществлены они не были. Несогласованность учреждений Сената и губерний повела, во-первых, к тому, что дела наибольшей важности всегда могли быть докладываемы императрице наместником или генерал-губернатором непосредственно, помимо Сената, а во-вторых, к тому, что Сенат оказался подавленным мелкими административными делами, поступавшими к нему из 42 губернских правлений и 42 казенных палат. Герольдия из учреждения, заведовавшего всем дворянством и назначением на все должности, обратилась в место ведения списков должностным лицам, назначавшимся губернаторами. Наименьший относительно урон значение Сената понесло в области суда; по сравнению с предыдущими царствованиями, когда правительственная деятельность Сената брала верх над судебной, казалось даже, что Сенат стал по преимуществу судебным местом. Формально Сенат считался высшею судебною инстанцией; и здесь, однако, значение его умалялось, во-первых, тем небывалым дотоле влиянием, которое оказывали на решение дел обер-прокуроры и генерал-прокурор, а во-вторых, широким допущением всеподданнейших жалоб не только на департаменты, но и на общие собрания Сената (жалобы эти подавались рекетмейстеру и им докладывались императрице). Хотя закон грозил наказанием за неправое челобитье на Сенат, но, по словам Сперанского, во всё это время был только один случай, когда некто Березин был отдан за то под суд самого Сената, который, подражая милосердию императрицы, испросил ему прощение. В царствование Павла Петровича, несмотря на всё его несочувствие екатерининской системе, положение Сената среди государственных учреждений осталось почти совершенно таким же, каким оно было при Екатерине. Были образованы новые ведомства, дела которых не входили в круг ведения Сената. Восстановление некоторых из коллегий, упраздненных при Екатерине, не повлекло за собою восстановления прежних отношений между ними и Сенатом: они были поручены главным директорам, которые имели личный доклад у императора. Генерал-прокурор (князь Куракин, затем Обольянинов), сосредоточив в своей канцелярии небывалое до того времени количество дел, пользовался в этих делах властью почти самодержавною. Давление его на Сенат ещё более увеличилось. Сенат остался по преимуществу судебным местом, но и тут подвергся новым ограничениям: по делам о казённом имуществе он перестал быть высшею инстанцией (1799), дела эти могли быть разрешены лишь именными указами. Всякие ограничения права обжаловать решения департаментов и общего собрания Сената были отменены (1797), вследствие чего жалобы начинают приноситься чуть ли не по каждому делу. Это вызвало, несмотря на самые решительные меры к ускорению сенатского производства, страшное обременение Сената судебными делами, которые в это время рассматривались всеми его департаментами.
Синод
По упразднении Петром I патриаршего управления Церковью, с 1721 вплоть до августа 1917 года учреждённый им Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти Российской Империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений.
Согласно Основным Законам Российской Империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая».
В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались Императором; представителем Императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода.
Учреждение и функции
16 октября 1700 скончался Патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) Экзархом, то есть Блюстителем Патриаршего престола. Из его компетенции Петр изъял кадровые и административные вопросы. В 1701 был восстановлен упраздненный в 1667 Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.
В 1718 Петр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Петр поручил Псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей Коллегии устав, получивший название Духовный Регламент.
В течение 1720 проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись Экзарх митрополит Стефан (Яворский).
25 января 1721 был издан Манифест об учреждении Духовной Коллегии. Президентом Синода стал Стефан Яворский. В том же году Петр I обратился Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 Константинопольский и Антиохийский патриархи особой Грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.
14 февраля 1721 Духовная Коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.
До 1901 члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая в, частности, гласила:
Исповѣдую же с клятвою крайняго Судiю Духовныя сея Коллегiи быти Самаго Всероссiйскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.
До 1 сентября 1742 Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную.
В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.
Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917.
Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода - светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.
Здания Сената и Синода, расположенные на площади Декабристов (бывшей Сенатской) - памятники архитектуры Санкт‑Петербурга. Выполнены в стиле позднего классицизма. Были возведены в 1829‑1834 годах. Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карло Росси. Здания были построены для двух государственных органов управления Российской империи ‑ Сената и Святейшего Правительствующего Синода.
Раньше на этом месте стояли две постройки XVIII века ‑ дом опального канцлера Алексея Бестужева‑Рюмина, в котором с 1763 года размещался Сенат, и дом купчихи Кусовниковой. В конце XVIII века барочный дом Бестужева‑Рюмина был перестроен архитектором Иваном Старовым в стиле классицизма, однако этого оказалось недостаточно: с возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в ее реконструкции.
Высочайшим повелением император Николай I утвердил строительство нового дома Сената по образу и подобию здания Главного штаба. Тогда же было принято решение о переезде к Сенату и Синода (высшего государственного органа церковно‑административной власти, заменявшего собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений). Для Синода решено было приобрести дом купчихи Кусовниковой.
В 1828 году конкурсе на перестройку зданий участвовали проекты Карла Росси, Василия Стасова, Поля Жако, Смарагда Шустова, Василия Глинки. Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Росси, в свою очередь, составил проект из двух корпусов, соединённых между собой аркой.
18 февраля 1829 года проект Росси, главной задачей которого было «придать зданию характер, соответствующий огромной площади», был утверждён. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент была заложена памятная доска с надписью: «Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт». По проекту постройка органично включала в себя стены дома Бестужева‑Рюмина.
26 августа 1830 года, когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, на его месте было заложено здание Синода.
15 июля 1831 года Николай I утвердил проект скульптурного убранства здания. При этом император дал указание изобразить фигуры не «в рост», а сидячими, убрать трофеи, надписи на книгах, фигуры одеть в античные тоги или превратить в аллегорические.
К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, началась внутренняя отделка зданий. В феврале 1833 года император совершил осмотр строящегося объекта. В 1934 году строительство было завершено.
Два прямоугольных в плане трехэтажных корпуса с большими внутренними дворами объединены богато украшенной триумфальной аркой, под которой проходит улица. Протяженный фасад с аркой ограничивает площадь с западной стороны. По замыслу архитектора , триумфальная арка над Галерной улицей является символом единства церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа «Благочестие и Правосудие», символизирующая веру в закон. Лепные украшения, статуи, скульптурная группа на аттике придали арке торжественную, почти барочную пышность.
Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.
Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами.
В оформлении здания Сената и Синода принимали участие скульпторы Василий Демут‑Малиновский, Степан Пименов, Николай Токарев, Павел Соколов, Петр Свинцов, Николай Устинов, Иван Леппе. Устиновым создана статуя «Вера» (первая ниша слева), Соколовым ‑ «Благочестие» (вторая ниша слева). Пименов выполнил статуи «Закон» и «Правосудие». Во время работы над ними он скончался, модели завершил его сын Николай Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Фридолино Торичелли. Скульптуры Демут‑Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры гениев с книгами законов), отлитые из меди на заводе Карла (Чарльза) Берда, установлены на здании в августе 1835 года.
27 мая 2008 года в здании Сената и Синода прошло первое заседание Конституционного суда РФ .
27 мая 2009 года в здании Синода была открыта Президентская библиотека имени первого президента РФ Бориса Ельцина.
В мае 2009 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода Санкт‑Петербурга под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась