Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда. Анализ и самоанализ логопедического занятия Анализ занятия по логопедии
Проведите наблюдение за коррекционно-педагогической деятельностью учителя-логопеда. Посетите индивидуальные, подгрупповые и фронтальные логопедические занятия.
Проведите логопедического обследования 2 детей и совместно с логопедом проанализируйте его по предложенной схеме.
Ознакомьтесь с документацией учителя-логопеда и дайте ее перечень в дневнике.
Методическое оснащение кабинета логопеда.
Ознакомьтесь с оборудованием логопедического кабинета. Результаты отразите в дневнике.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на профильной практики на логопунктах
1. Ознакомьтесь со спецификой работы образовательного учреждения: побеседуйте с директором, завучем по начальному обучению, учителем-логопедом. Результаты отразите в дневнике.
В беседе с заведующей, методистом ОУ студенты должны ознакомиться:
- С направлениями работы.
- Основными задачами логопункта.
- Особенностями приема детей на логопедический пункт: направление ПМПК, диагнозы, численность групп, классов и пр.
- Основными образовательными программами, по которым работает учреждение.
- Краткой характеристикой специалистов, работающих в учреждениях, кабинеты, с кем сотрудничают.
В беседе с логопедом студенты должны ознакомиться:
· с его должностными обязанностями,
· его планом работы, особенностями группы детей, с которыми он работает.
· имеющимися психолого-педагогическими диагностиками.
Зафиксировать в дневнике общие сведения:
· об особенностях работы специалиста,
· о наличии должностных инструкций,
· особенности поведения при общении с коллегами и детьми,
· основные правила ведения обследования,
· особенности профессиональной речи,
· особенности интерьера рабочего места,
· особенности внешнего вида.
· особенности учреждения.
· температурный режим;
· звукоизоляция;
· освещенность и цвет;
· организация пространства;
· обеспеченность дидактическими и методическими материалами;
· технические средства.
Ф. И. ребенка.
Дата обследования.
Методы обследования.
Разделы обследования.
Наглядный и дидактический материал.
Запишите содержание группового и индивидуального / подгруппового занятия (всего 2 конспекта) и проведите их анализ по предложенной схеме.
1. Место данного занятия в системе занятий по теме.
Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
2. Правильность постановки цели и задач занятия.
Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.
3. Организация занятия
Количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.
4. Структура занятия.
Основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.
5. Анализ этапов занятия.
Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов рациональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.
6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии.
Активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.
7. Характеристика логопеда.
Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми.
8. Результаты занятия.
Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).
9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.
6. Проанализируйте образовательные программы образовательного учреждения. Результаты занесите в дневник (на соответствующий день).
План анализа образовательной программы:
1. Программа, название.
2. Теоретическое обоснование программы.
3. Характер программных целей.
4. Возрастная дифференциация программных задач.
5. Методическая обеспеченность.
6. Связь с традиционными программами. Своеобразие.
8. Наличие критериев оценки достижений детей.
7. Посетите консультации учителя-логопеда с родителями. Результаты занесите в дневник (на соответствующий день).
1. Дата консультации.
2. Форма проведения.
3. С кем проводилась.
4. Тема консультации.
5. Особенности поведения логопеда (установление контакта, умение убеждать, соответствие терминологии, употребляемой логопедом, уровню образованности родителей).
6. Особенности поведения родителей.
7. Результаты консультации.
8. Составьте отчет о прохождении профильной практики на логопунктах:
Выполнение программы практики
Какие отклонения от программы имели место. Почему?
Что сделано сверх программы?
Какие основные дидактические задачи решались Вами за период прохождения практики?
Как вы их решали? Какие получили результаты?
Какие методы и приемы чаще всего использовались Вами для активизации речи детей?
Какие методики обследования речи Вы использовали?
Какие методики были Вам интересны?
Какие затруднения Вы испытывали при обследовании речи детей?
Чему новому научились на практике?
Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.
Родителям необходимо учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением.
Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»). вашего ребенка.
В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.
Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.
Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмышлять причинно-следственные зависимости.
Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи ребенка может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку. Только мама обладает уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, мама несомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.
5. Анализ фронтального занятия логопеда
1. Тема занятия «Одежда и обувь». Для проведения занятия логопед использовал следующее оборудование: игра «Чего нет?» с предметами одежды; предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов; конверты с письмами от сказочных героев; мнемодорожки для составления предложений; сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»; мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах; сундучок; игра «Магазин» мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»; шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей; серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки». Все это говорит о хорошей и основательной подготовке к занятию.
2. Цель занятия: формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
Упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
Упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
Упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
Обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
Развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.
3. Структура занятия: орг. момент (игра «Чего нет?»), сообщение темы и задач занятия, выполнение лексико-грамматических упражнений (упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам, упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций, игра «Письмо от портного Ежика» ), составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице (игра «Письмо от Василисы Премудрой»), игра «Магазин», динамическая пауза (игра «Письмо от неряхи»), игра «Письмо от Тани» (рассказывание стихотворения по мнемотаблице, пересказ текста по серии сюжетных картинок, послушайте, как Таня сшила обновку, рассказы детей), подведение итогов занятия.
4. Для реализации логопед подобрал практически все методы подачи информации детям: наглядные методы, игровые методы, в том числе и подвижные игры, использование театрализованных постановок.
5. Во время всего занятия логопед особое внимание уделял индивидуальным особенностям детей, по этому принципу и было разработано занятие. При возникновении затруднений он всегда приходил на помощь, при этом, не просто подсказывая правильные ответа, а побуждая ребенка вспоминать, анализировать, видеть.
6. Занятие проходило в очень интересной для детей форме, игровой, поэтому были созданы все условия для успешного взаимодействия детей в классе. Были случаи взаимопомощи между детьми, что говорит о хорошей психологической обстановке на занятии.
7. Не смотря на то, что возникали случаи затруднения в ответах детей или в восприятии нового материала, логопед старался помочь всем детям.
8. Подведение итогов занятия проходило в игровой форме. Дети отвечали на вопросы касаемые темы занятия, рассуждали о его теме. Это позволило лучше закрепить усвоенный материал.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Большеугонский детский сад» Льговского района Курской области
Анализ открытого индивидуального логопедического занятия
по теме: «Автоматизации звука [р] в слогах, словах и в предложениях».
Цель: продолжать автоматизировать звук [р] в слогах, словах и в предложениях.
Задачи:
1) коррекционно–развивающие: отработать чёткое произношение звука [р] на конкретном речевом материале; совершенствовать фонематический слух; развивать мелкую моторику, координацию движений, пространственную ориентировку; развивать воображение, внимание, слуховое и зрительное восприятие; развивать пространственное, логическое мышление, слуховую и зрительную память.
2) коррекционно-образовательные: обучать умению выделять существенные признаки звука; обучать умению отвечать на вопросы полным предложением; учить образовывать форму родительного падежа единственного числа имен существительных; обучать умению работать по образцу.
3) коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать взрослого, формировать положительную мотивацию на занятии; воспитывать умение слушать друг друга и анализировать ответы друг друга; воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Дата проведения: 25.10.2017 г.
Время проведения: 10:00
Место проведения: кабинет учителя-логопеда
Учитель - логопед: Чуприкова Наталья Владимировна
1. Соответствие программного содержания занятия развитию и возрасту детей.
Прослеживается чёткое соответствие материала теме и цели занятия, которое построено логично и последовательно. Активизации умственной деятельности ребёнка способствовал выбранный учителем-логопедом удачный игровой приём, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым. Учитель-логопед постоянно помогала мыслить, сравнивать, используя дидактический материал.
2. Деятельность педагога в случае неправильных ответов
Логопед, в случае неправильных ответов, очень аккуратно и тактично привлекает внимание ребёнка к ошибке, не торопится исправить сама, а подводит ребёнка к правильному ответу.
3. Соответствие речевого материала возрасту детей и программе
Речевой материал подобран и преподнесён ребёнку в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.
4. Использование наглядного материала
Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у ребёнка (предметные картинки, таблицы).
5. Осуществление дифференциального или индивидуального подхода.
В ходе занятия чувствовалось, что учитель-логопед знает индивидуальные эмоциональные особенности ребёнка, что помогало осуществить дифференциальный и индивидуальный подход, трудные задания сопровождались комментариями.
6. Использование методических приёмов и видов работы
На занятие было показано разнообразие видов работ и методических приемов (дидактическая игры, различные виды работ над словарём и т.д.).
7. Деятельность учителя-логопеда и ребёнка на занятии
Занятие было чётко продумано, спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе ребёнка и логопеда. В ходе занятия логопед особенно следила за четким проговариванием ребёнка, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребёнка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно.
Ребёнок в процессе занятия проявлял заинтересованность, был активным.
8. Эстетика занятия
Внешний вид ребёнка соответствовал подготовленному мероприятию. Внешний вид учителя-логопеда опрятный, эстетически культурный.
Декорации в логопедическом кабинете, в котором поводилось данное мероприятие подготовлено учителем-логопедом в соответствии с используемой темой занятия.
Вывод: Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, последние задания показали, что цели занятия достигнуты.
Анализ логопедического занятия,
проведенного в МОУ «Охочевская СОШ»
учителем – логопедом Метелкиной Е.Н.
с обучающимися 1 класса.
Особенности детского коллектива.
На занятии присутствовало 4 ребенка – это групповое логопедическое занятие. По результатам логопедического обследования (с 1 – 15 сентября 2008 г.) была сформирована группа с логопедическим заключением: ОНР (общее недоразвитие речи). Продолжительность занятия – 40 минут. (Динамическая пауза в середине занятия). Нарушения речи у детей носят системный характер. Это проявляется недостаточной сформированности основных компонентов речи: ее звуковой стороны, лексико – грамматического строя, связной речи.
Тема занятия.
Логопедическая тема: « Звук с, буква С.»
Лексическая тема: « Зима».
Грамматическая тема : «Деление слов на слоги, ударение».
3.Методика проведения занятия.
Закрепление знаний в новой учебной ситуации. На занятии применялись коррекционно – развивающие методы обучения. Приемы обучения: словесный, наглядный, наглядно – образный.
4.Чем вызвано обращение к данной теме?
Первоклассники пользуются фонемами недифференцированно. Многие из детей в начале учебного года имели нарушения звукопроизношения.
5.Место данного занятия в цикле логопедических занятий.
Процесс коррекционной работы в 1 – м классе теснейшим образом связан с обучением детей, страдающих речевыми нарушениями, чтению и письму.
Логопедическая работа в 1 – м классе осуществляется по следующим направлениям:
. Развитие фонематического восприятия;
. Подготовительная работа по подготовке органов артикуляции к уточнению и коррекции звукопроизношения;
. Коррекция и автоматизация трудных в произношении звуков.
(В данном случае звука с.);
. Развитие зрительно – пространственных функций, памяти, внимания, аналитико – синтетической деятельности;
. Формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя.
6. Тип занятия.
Урок.
7. Цель:
Активизация знаний о звуке с, букве С в устной и письменной речи. Обогащение словарного запаса по теме «Зима».
8.Задачи:
1. Проведение целенаправленной систематической работы по коррекции нарушений речи;
2. Повышение эффективности и качества обучения обучающихся, предупреждение и устранение, имеющихся у них недостатков устной и письменной речи;
3. Предупреждение неуспеваемости обучающихся,обусловленной различными нарушениями устной речи;
4. Развитие навыков само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе.
9. Обстановка проведения занятия.
Класс оформлен в соответствии с темой занятия: картины с изображением зимних пейзажей.
Мебель расставлена таким образом, чтобы обеспечить свободное передвижение педагога и обучающихся по классу.
10.Оборудование.
. Музыкальный центр.
. Раздаточный материал. (Звуковые домики, буквы, звуковые автобусы, карточки с разрезными буквами, карточки с буквами).
. Предметные картинки.
. Сюжетные картинки.
11. Этапы занятия.
. Организационный.
. Основной.
. Итог.
Показатели реализации психологического потенциала
занятия.
В начале занятия был создан положительный эмоциональный настрой и мотивация обучающихся на занятие. Каждый этап занятия предусматривает расширение знаний, умений, навыков детей, направленных на развитие фонематического восприятия, аналитико – синтетической деятельности и фонематических представлений. На мой взгляд, занятие достигло своей цели. В ходе занятия были выполнены все поставленные задачи:
. Закрепление произношения звука с в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
. формирование умений интонационно выделять звук с;
. развитие навыков простой формы фонематического анализа и синтеза, (синтез слогов и слов, определение места звука в слове, деление слов на слоги, постановка ударения);
. развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
. совершенствование навыков самомассажа, (с их помощью дети лучше улавливают ощущения мышц лицевой мускулатуры и управляют ими во время речи);
. пополнение словаря по теме «Зима»;
. развитие речеслуховой, моторной, словесно – логической, эмоциональной, зрительной памяти и зрительного внимания;
. развитие зрительного гнозиса и мнезиса, (профилактика оптической дисграфии);
. закрепление знаний и навыков, полученных на уроках русского языка;
. развитие слогоритмической структуры слов.
Развитие внимания на занятии.
На занятии были использованы различные приемы (словесный, наглядный, наглядно – образный) активизации внимания. С целью формирования познавательного интереса, ребята на уроке учились наблюдать, замечать, слышать и видеть, коррегируя недостаточность предшествующего развития и одновременно формируя необходимые учебные навыки. Использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания (яркость, новизна…). Материал к занятию был подобран с учетом возможностью детей. Темп ведения занятия менялся в соответствии со сложностью предлагаемых заданий. Смена видов деятельности на занятии способствовала поддержанию внимания обучающихся. На занятии учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания обучающихся.
Развитие памяти.
Учитывались индивидуальные особенности памяти у обучающихся (речеслуховая, моторная, зрительная, словесно – логическая, эмоциональная).
Организация мыслительной деятельности.
Цель и задачи занятия способствовали развитию умственной деятельности и развитию речевой активности обучающихся. На занятии имели место различные виды деятельности (наглядно – образное, словесно – логическое). Мыслительная деятельность обучающихся на занятии способствовала росту их интеллектуального уровня, пополнялся словарь, проводилась профилактика дисграфии. С целью формирования необходимых учебных навыков на занятии учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка. В конце занятия было использовано проблемное задание.(Слова – омонимы у Сани сани).
Нравственное значение занятия.
На занятии преобладала положительная эмоционально – нравственная атмосфера, осуществлялся личностно – ориентированный подход. Взаимодействие учителя и обучающихся на занятии доброжелательное, развивалась установка на взаимопонимание и сотрудничество. Оборудование, оснащение, эстетическое оформление занятия способствовало воспитанию культуры труда.
Гигиеническая оценка занятия.
Эффективно использовалось наиболее продуктивное время занятия. Поведение обучающихся соответствовало требованиям дисциплины, отсутствовали посторонние разговоры. Работе обучающихся на занятии не мешали дополнительные раздражители. Классная комната соответствовала гигиеническим нормам.
Общая оценка занятия.
Подводя итоги занятия, необходимо отметить, что коррекционная логопедическая работа с обучающимися 1 – го класса дает результат при соблюдении следующих условий:
. Логопедическая работа должна проводится над всеми уровнями языковой системы;
. Постепенность и последовательность коррекционной работы;
. Интеграция коррекционной логопедической работы со школьной программой по русскому языку и чтению, для того, чтобы максимально помочь ребенку в учебе и показать успешность его занятий;
. Обогащение лексики обучающихся, развитие связной речи и коррекция психических процессов, связанных с письмом и чтением;
. Использование игровых и занимательных заданий;
. Достаточное количество упражнений различной степени сложности в зависимости от этапа коррекционной работы, которое необходимо обеспечить, учитывая стойкость специфических нарушений устной и письменной речи.
Схема анализа современного логопедического занятия.
ФИО учителя - логопеда: _________________________
Дата «___» ____________ 20___ г. Анализирующий: ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-_____________________________________________________________
Цель посещения: __________________________________. Особенность занятия: открытое, рабочее _____________________.
Группа (класс)_________. Количество детей в группе (классе) _____. Присутствовали на занятии ___ учащихся.
Форма занятия: индивидуальное, подгрупповое ___________________________.
Тема занятия: ______________________________________________________________________________________________
Шкала оценки: 3 балла - низкий уровень, 4 балла - средний уровень, 5 баллов - высокий уровень.
1. Анализ цели и задач занятия:
Соответствие темы, цели и задач занятия особенностям программного материала, перспективному плану работы группы (класса), речевому профилю.
Уровень подготовленности группы (класса, ребёнка).
Постановка и доведение цели и задач занятия до детей.
2. Степень достижения цели и задач занятия:
Образовательной
Коррекционно - развивающей
Воспитательной
Единство образовательной, коррекционно - развивающей и воспитательной задач.
3. Анализ структуры и организации занятия:
Соответствие структуры занятия его цели и задачам
Логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия
Целесообразность распределения времени между этапами занятия
Рациональность выбора форм обучения
Наличие конспекта занятия, степень его освоения
Оборудование занятия, эстетичность обстановки, качество наглядных пособий и дидактического материала, использование современных ИКТ.
Рациональная организация работы учителя - логопеда и детей от простого к сложному.
Соответствие содержания занятия требованиям программ для детей с нарушениями зрения
Полнота, достоверность, доступность изложения изучаемого материала
Степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия
Подведение детей к восприятию новых знаний
Актуализация опорных знаний
Организация самостоятельной работы детей
Инструкции и помощь учителя - логопеда
Степень освоения нового материала (эффективность)
Связь нового с ранее изученным
Повторение (организация, формы, приёмы, объём)
5. Оценка коррекционной направленности занятия:
Развитие понимания речи
Использование упражнений на дыхание, артикуляционной гимнастики
Формирование правильного звукопроизношения
Развитие фонематического слуха и восприятия
Закрепление навыков произнесения слов различной звуко - слоговой структуры
Усвоение навыков звукового анализа и синтеза
Формирование практических навыков словообразования и словоизменения
Обучение самостоятельному высказыванию
Контроль за внятностью и выразительностью речи
Включение заданий с опорой на несколько анализаторов
Упражнения на развитие высших психических функций
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики
6. Анализ методики проведения занятия:
Определение обоснованности и правильности отбора методов, приёмов и средств обучения.
Соответствие методов, приёмов и средств обучения содержанию материала, поставленным задачам, возможностям группы (класса, ребёнка)
Разнообразие приёмов и методов, применяемых учителем - логопедом
Эмоциональность подачи материала
Эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала, ИКТ.
7. Анализ работы и поведения детей на занятии:
Общая оценка работы группы (класса, ребёнка)
Интерес к занятию
Активность детей (ребёнка)
Качество знаний, умений и навыков
Глубина, осознанность и прочность знаний, умение применять знания в различных ситуациях
Работа над ошибочными ответами
8. Оценка санитарно - гигиенических условий занятия:
Освещение
Предупреждение утомления и переутомления
Смена видов деятельности
Своевременное и качественное проведение физкультурных пауз, зрительных гимнастик.
Соблюдение правильной рабочей позы
Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания
Посильность нагрузки зрительного, речевого и дидактического материала
9.Оценка самоанализа, сделанного учителем - логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные присутствующими на занятии.
10. Результаты занятия:
Оптимальность обучающих действий учителя - логопеда
Качество знаний, умений и навыков детей
11. Элементы творчества, заслуживающие внедрения в практику работы других учителей - логопедов.
12. Личность учителя - логопеда:
Собранность и внимательность учителя - логопеда на занятии
Стиль и тон в работе
Речь учителя - логопеда (ясность, точность, доступность, выразительность, эмоциональность)
Соотношение речи учителя - логопеда и детей (ребёнка)
Доброжелательное отношение к детям
Соблюдение норм педагогической этики
13. Общие выводы и предложения: ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема самоанализа логопедического занятия.
1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.
2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
3. Характеристики учителем - логопедом группы (класса, ребёнка).
4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.
5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.
6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов цели, задачам и содержанию занятия.
7. Удовлетворённость или неудовлетворённость учителя - логопеда занятием (его отдельными частями).
8. Меры, намечаемые учителем - логопедом по устранению отмеченных недостатков.
9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
10. Самооценка как одно из условий творческой работы учителя - логопеда.