План- конспект по литературному чтению на тему: "Стихотворение А.А. Фета «Печальная берёза»"
Цели урока:
1) научить детей сопоставлять поэтические тексты;
2) способствовать формированию умения пользоваться выразительными средствами языка для создания художественного образа;
3) воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Оборудование: портреты С.Есенина, А.Фета, иллюстрации, тексты стихотворений
Ход урока
1. Вступительное слово.
Хочу начать урок с загадки.
Есть дерево об четыре дела:
Первое дело – мир освещать,
Другое дело – мир унимать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело-чистоту соблюдать.
А вы знаете загадки, стихи о березе? (на проекторе)
- Все эти стихи, загадки напоминают нам о том, что береза – самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян.
2.
Сегодня на уроке мы будем работать по исследованию двух текстов. Это стихотворение С.Есенина “Береза” и А.Фета “Печальная береза”
Наша задача – выяснить, какие языковые средства используют поэты для создания художественного образа и выражения своих чувств;
Сопоставив их, найти, что общего в данных стихотворениях и в чем их различие.
Итак, перед нами два стихотворения (на проекторе). Портреты поэтов.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Их траурный наряд.И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу с ветвей.А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Выразительно прочитайте стихотворения.
Какова тема?
– береза;
– человек и природа;
– взаимоотношение человека и природы.
Она раскрывается на конкретном примере художественного образа березы и чувств лирического героя.
Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя.(на проекторе)
…человек идет рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении.
– Прокомментируйте его в связи с данными стихотворениями.
Обратите внимание на первые две строчки стихотворений.
- Слово какой части речи свидетельствует о сопереживании лирического героя, о его сопричастности?
– притяжательное местоимение мой
- А в каком стихотворении появляется и личное местоимение?
- Как вы думаете, для чего?
– Оно придает оттенок искренности, взволнованности, выразительности
Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза.
У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки.
– Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых…
- Какие чувства вызывает у вас образ белой березы?
– Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни…
– Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной…
Учитель : Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.
…В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно… Н.В.Гоголь.
(На проекторе)
Назовите глагольные формы в первых четверостишиях, которые работают на создание образа.
– В чем разница? Прокомментируйте.
У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой, и стремление спрятать, сберечь то, что таится внутри.
Можно подобрать контекстуальный синоним – принарядилась
О чем говорит краткая форма причастия “ разубрана”?
Прихоть – капризное желание, причуда.
– Какие строчки убеждают нас, что в отличие от есенинской кокетливой красавицы береза Фета печалится, ее не радует зимний наряд?
И радостен для взгляда
Весь траурен наряд.
Использование краткой формы не случайно. Она свидетельствует о переменном, изменчивом во времени признаке. Краткая форма придает особую экспрессию
Отличаются ли по настроению березы?
У Есенина кокетливая красавица, легкая, изящная.
У Фета печальная, ее не радует зимний наряд
– Какие тропы помогают увидеть красоту зимнего наряда берез?
– Сравнения.
У Есенина – “точно серебром”, “белой бахромой”
У Фета – “как гроздья винограда”
– Эпитеты:
Итак, природа прекрасна в любое время года. И настроение лирического героя Есенина созвучно с настроением зимней березы. Настроение покоя, тишины, умиротворенности.
Какой еще образ возникает в стихотворениях?
– Он оттеняет красоту берез.
– Заря-денница (устар., книжн., поэт.)
Какими строчками Есенина можно пояснить метафору Фета “игра денницы”
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
– Почему эта игра происходит в “ сонной тишине”?
Интересно об этом явлении пишет К.Паустовский:
…Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово “заря” – одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. “Развидняет”, как говорят об этой поре суток в народе”.
Итак:
- Что объединяет эти два стихотворения? (художественный образ березы).
- А в чем различие?
- Что помогает поэту раскрыть образ? (художественно-изобразительные средства языка).
Вывод:
Одно и то же явление природы воспринимается каждым поэтом по-своему, вызывает разные ассоциации, чувства. Для раскрытия одного и того же образа поэты используют свои неповторимые языковые средства.
3.Попробуйте угадать, какие эпитеты подобрал А.Прокофьев в стихотворении “Береза”.
На проекторе:
Люблю березу русскую,
То ……… , то ………. ,
В беленом сарафанчике,
С. ............. застежками,
С ………… сережками.
Люблю ее нарядную,
………… , ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То ………., ………… .
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
(А.Прокофьев)
Слово “береза” в общеупотребительном смысле означает дерево. Но в поэтической речи приобретает другой смысл. Это и образ Родины, и образ русской женщины, образ русской природы.
4.Представьте себя художником.
Леонардо да Винчи сказал: “Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят”.
С помощью каких красок вы попытались бы представить картину, изображенную с помощью слова, в стихотворениях Фета, Есенина?
– ярких, белых, голубых, серебристых…
- Обратите внимание на репродукцию картины Игнатия Эммануиловича Грабаря “Февральская лазурь”.
- Смог ли художник красками передать настроение, ощущение радости, счастья от созерцания березы?
Средства создания художественного образа у поэта и художника могут быть разные, но их объединяет способность увидеть необычное в обыкновенном, прекрасное в обыденном.
Это же стремление по-своему представить одно и то же явление, увидеть “свою” березку, выразить свои чувства, ассоциации я ощутила в ваших ответах, над которыми вы работали на сегодняшнем уроке.
5.
Д/з: выучить наизусть или сочинить самим стихотворение о березе.
Есенин написал стихотворение “Береза” как воспоминание о своем детстве – перед его домом в Рязанской губернии как раз росла такая красавица. Краткий анализ “Береза” по плану может быть использован на уроке литературы в 5 классе, чтобы ученики лучше поняли суть произведения и почувствовали его эмоциональный настрой.
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано восемнадцатилетним Есениным в 1913 году, являясь частью его раннего творческого наследия.
Тема – красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года.
Композиция – простая, одночастная, развивающаяся линейно.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – трехстопный хорей с пиррихием.
Эпитеты – “белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро” .
Метафоры – “береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, “заря обходит кругом” .
Сравнение – “снегом точно серебром”.
История создания
К 1913 году, когда было написано это стихотворение, восемнадцатилетний Есенин уже уехал из родных мест в Москву. Но его история создания связана не со столицей России, а с Рязанской губернией. Возле дома, где поэт родился и вырос, росла белоснежная красавица, так что он мог наблюдать за сменой ее образов в самые разные времена года.
Несмотря на то, что Москва действительно впечатлила Есенина, который полюбил и ее размеры, и ее суету, именно родное село Константиново так навсегда и останется у него связанным не только с домом, но и с понятием красоты. Именно эту идею поэт и воплотил в стихотворении “Береза”.
Оно было впервые представлено читателям в 1914 году в популярном до революции литературном журнале “Мирок” и подписано псевдонимом “Аристан”, которым Есенин в тот период пользовался.
Тема
Красота березы не только как символа России, но и как части природы, как воплощения волнующих воспоминаний есенинского детства. Для кого-то это обычное дерево, но главный герой, который “озвучивает” мысли поэта, воспринимает его как воплощение всего прекрасного, что происходит в окружающем мире. При этом стихотворение не просто выражает чувства его автора – оно создавалось с расчетом на то, чтобы вызвать у читателя ответные эмоции.
Нельзя не заметить, что “Береза” стала своеобразным прощальным письмом в родные места – поэт тоскует за ними, понимая, что вернуться получится не скоро.
Композиция
Благодаря максимально простой линейной композиции, развивающейся от первой строфы до последней, в этом четырехстрофном стихотворении Есенин смог понятно и в то же время красиво высказать главную мысль: русская природа прекрасна в любое время года, как прекрасна береза, символ страны.
В первой строфе он рисует картинку дерева, укрытого снегом, раскрывая этот образ во второй и третьей строфах, где он сравнивает ее снежное убранство с белой бахромой и рассказывает о горящих в сонной тишине снежинках. Четвертая строфа завершает произведение и символично показывает вечный природный круговорот.
Жанр
Этот стих – классический образец пейзажной лирики, которая преобладает в творческом наследии Есенина. Некоторые исследователи также трактуют его как образно-философское произведение, мотивируя это тем, что поэт считал себя в некотором роде язычником, так что береза была для него не просто деревом-воспоминанием, она также символизировала возрождение и чистоту духа.
Есенин использовал для стиха трехстопный хорей с пиррихием. Эта едва ли не нарочитая простота перекликается с темой произведения: о таком простом и прекрасном дереве, как береза, нельзя писать заковыристым размером, он ему не подходит. Пиррихий же делает звучание стихотворения более плавным.
Чередование мужской и женской рифмы также придает поэтическому повествованию плавность, ту же функцию выполняет и кольцевая рифма.
Средства выразительности
В этом стихотворении Есенин не использует никаких сложных художественных средств. Простота делает созданные им образы максимально выразительными и объемными. Добиться такого эффекта помогают:
- Эпитеты – “белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро” .
- Метафоры – “береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, “заря обходит кругом” .
- Сравнение – “снегом точно серебром”.
Кроме того, поэт использует олицетворение : береза рассматривается им как спящая красавица. То есть Есенин воплощает в ней классические женские образы, близкие русскому человеку – не только Родины, но также матери, сестры, возлюбленной. Созданный образ также является явной отсылкой к известной сказке о спящей царевне.
В то же время каждый читатель может создать собственный образ березы – свобода есенинского стихотворения вполне позволяет это сделать, не навязывая никаких доминирующих концепций.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 33.
Тема: | Стихотворение Фета «Печальная берёза» СЛАЙД тема, цель, задачи |
Предмет: | Чтение |
Тип урока: | Урок открытия нового знания (урок- исследование) |
Базовая технология: | Мнемотехника. |
Межпредметные связи: | Русский язык, окружающий мир, изо |
Формы работы: | Работа в паре. |
Цель урока: | Знакомство с произведением Фета, формирование умений заучивать стихотворные произведения наизусть, используя ассоциативные приёмы. |
Задачи: | 1.Раскрыть идею и смысл стихотворения Учить выразительности чтения Выучить стихотворение наизусть 2. Развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; мыслительные операции: память, внимание, воображение. 3. Формировать эмоционально-чувствительное отношение к действительности и личностное видение окружающего мира. |
Знания, умения, навыки, которые приобретут уч-ся в ходе урока | 1. Предметные: Учащиеся научатся выразительно читать, выучат стихотворение наизусть. 2. Метапредметные: а) познавательные УУД: Учащиеся научатся использовать различные приёмы запоминания стихотворного текста б) коммуникативные УУД: Учащиеся научатся обмениваться информацией, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы в паре; Высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; в) регулятивные УУД: Учащиеся научатся контролировать свою речь при выражении своей точки зрения; Формировать умения выполнять свои действия по образцу и собственному замыслу; 3. Личностные: Учащиеся научатся толерантному отношению друг к другу, уважать мнение других. |
Оборудование: презентация , портрет А. Фета, Толковый словарь С. И. Ожегова.
Конспект урока
Этапы урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг.момент
Приветствие.
Готовность к уроку.
Проверяет готовность к уроку, настраивает уч-ся на позитивную работу
Контролируют готовность к уроку.
РегулятивныеУУД:
Личностные УУД: у учащихся формируются учебные мотивы; положительное отношение к школе .
Самоопределение к деятельности.
Тема урока
Прочитайте слово: ЯИЗЭОП.
Кто может сказать, о чем будет речь на уроке?
Сегодня мы отправимся в мир поэзии.
Прочитайте предложения:
Поэзия зимнего утра.
Поэзия зимнего леса.
Поэзия родной природы
Что же такое поэзия?
– Попробуйте другим словом заменить слово поэзия ? (Красота).
– Прочитайте эти предложения вновь, заменив слово поэзия словом красота .
Красота зимнего утра.
Красота зимнего леса.
Красота родной природы
Так что же такое поэзия?
– Сколько же значений имеет слово поэзия , обратимся к словарю С. М. Ожегова.
Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами.
Поэзия – красота, прелесть чего-либо.
Как может звучать тема урока?
Какие задачи можем решить в ходе занятия?
Как вы думаете, что узнаете на уроке, чему научитесь?
Предлагает задание.
Подводит к новой теме.
СЛАЙД (2)
Даёт научные знания.
СЛАЙД (2)
Выполняют задание.
Делают вывод, определяют тему урока.
Предметные УУД: Учатся работать со словом.
Познавательные УУД: Учатся анализировать, д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные УУД: Учатся прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные УУД: Учатся выказывать своё отношение к изучаемому.
Личностные УУД: у учащихся формируется мотивация к обучению.
II. Речевая разминка
В мире поэзии слова встают в определённый строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения
Прочтите слова, чётко выговаривая звуки:
берёзы, морозы, денница, птицы
– Похожи ли эти слова на стихи? Почему? (Они складываются, оканчиваются одинаково).
Что такое денница? (лучи утренней зари)
Все ли слова мы произносим одинаково? (С разной интонацией)
– Прочитайте фразу: Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят.
А сейчас попробуйте произнести, произнося её восторженно
– А если её произнести с удивлением ?
Задаёт вопросы.
Предлагает варианты заданий. СЛАЙД
Обогащает словарный запас учащихся. СЛАЙД
Работа над дикцией.
СЛАЙД (2)
Отвечают на вопросы.
Учатся чётко произносить звуки.
Знакомятся с новым словом.
Предметные УУД: Находят ответы на вопросы, опираясь на изучаемый материал.
Регулятивные УУД: учатся контролировать своё настроение.
Коммуникативные УУД: учатся обмениваться информацией.
Личностные УУД: учатся уважать мнение других.
III. Актуализация опорных знаний
Сегодня нас ожидает встреча с великими русскими поэтом.
Прочитайте его имя. А.А. Фет Кто знаком с творчеством поэта?
Демонстрирует портрет. СЛАЙД
Воспринимают зрительную и словесную информацию.
Предметные УУД: учатся воспринимать информацию.
Познавательные УУД: у учащихся развивается внимание, память.
Этап урока - Открытие нового знания продемонстрирую.
IV. Открытие нового знания
V .
VI . ФИЗМИНУТКА
VII . Рефлексия.
VIII . Итог урока.
IX . Домашнее задание.
И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
А платьице – в полоску.
Какое дерево ты узнаешь … березку?
Прослушайте стихотворение.
1. Слуховое восприятие (слушают стих в моём исполнении)
«Печальная береза»
А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
Лишь прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей
Загадывает загадки.
Стимулирует интерес учащихся.
Знакомит с текстом.
Отгадывают загадки.
Воспринимают текст на слух.
Делятся впечатлениями. (Понравилось ли стихотворение? Какое настроение передаёт автор?)
СЛАЙД стих
2. Зрительное восприятие (на доске стих и читают самостоятельно) Презентация
Какие картины представили?
Найдите образные выражения:
эпитет,
сравнение,
противопоставление.
Проверяет первичное восприятие текста.
Организует чтение учащихся.
Учит работать над текстом.
Делятся впечатлениями об услышанном.
Читают текст.
Оценивают свои эмоциональные впечатления.
Отвечают с опорой на текст.
Предметные УУД: Учащиеся, работая над текстом, учатся находить образные выражения.
Познавательные УУД: Формируется умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Регулятивные УУД: учатся самоконтролю.
Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь учителя, взаимодействовать с ним.
V .
3. Игровой момент (Учитель начинает, а дети вспоминают и продолжают)
СЛАЙД
Печальная… береза
У моего... окна,
Лишь прихотью… мороза
Разубрана … она.
Как гроздья … винограда,
Ветвей концы … висят, -
И радостен для … взгляда
Весь траурный … наряд.
Люблю игру … денницы
Я замечать … на ней,
И жаль мне, … если птицы
Стряхнут красу … ветвей
4. Двигательны й (читаем стих и делаем движения)
СЛАЙД (берёза)
СЛАЙД (окно)…,
5. Визуальный (картинки) 1 четверостишие
Проводит игру.
Стимулирует интерес учащихся.
Использует упражнение, направленное на развитие рукодвигательной памяти.
Демонстрирует
Вспоминают конец строчки.
Одновременно читают текст и выполняют движения.
Вспоминают текст с
Печальная береза
У моего окна,
Лишь прихотью мороза
Разубрана она.
СЛАЙД рисунок учителя
6. Мнемотаблица учителя. 2 четверостишие
7. Самостоятельная работа. 3 четверостишие.
Продолжаю анализ урока
8. Подготовка к чтению наизусть. Работа в парах.
9. Чтение наизусть .
фотографии.
Демонстрирует мнемотаблицу.
Наблюдает за работой учащихся.
Наблюдает.
Оценивает и анализирует чтение.
опорой на иллюстрацию.
Воспроизводят по таблице текст.
Составляют мнемотаблицу.
Читают друг другу.
Читают наизусть.
Предметные УУД: учатся читать выразительно, заучивать стихотворение наизусть.
Познавательные УУД: у учащихся формируется зрительная, рукодвигательная, образная память; учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД: учатся контролировать выполнение своих действий по образцу и собственному замыслу, осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений .
Коммуникативные УУД: учатся оценивать результат одноклассников, взаимодействовать с ними во время работы в паре; выражать своё мнение в процессе деятельности.
Личностные УУД: учатся показывать своё отношение к произведению.
VII . Рефлексия.
1. Что запомнилось?
2. Что удивило?
Пригодится ли вам это в жизни? Где? Когда?
А понравился вам урок или нет, покажите с помощью мимики (нахмурьтесь или улыбнитесь)
Задаёт вопросы.
Отвечают, анализируют и оценивают своё участие в познавательной деятельности.
Регулятивные УУД: учатся осуществлять познавательную и личностную рефлексию .
Коммуникативные УУД: адекватно оценивать свою работу.
VIII . Итог урока.
Что узнали на уроке?
Чему научились?
Задаёт вопросы
Регулятивные УУД: учатся анализировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные УУД: адекватно оценивать свою работу.
IX . Домашнее задание.
Попробуйте дома выучить новое стихотворение А.А.Фета наизусть, используя понравившийся способ запоминания.
Записывают в дневник.
Личностные УУД: у учащихся формируется интерес к новому учебному материалу.
Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.
Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная" . Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.
Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она" , то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.
Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд" . Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.
В последней строфе игра света утренней зари ("денницы" ) так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна" , "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать" , "жаль мне" . Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.
В заключение остается добавить, что слова "ветви" , "денница" , свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.
Анализ «Печальной березы» - не единственное сочинение по творчеству Фета:
- Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
- «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
- «Буря», анализ стихотворения Фета
Афанасий Афанасьевич Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
«Печальная береза...», анализ стихотворения Фета
Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.
Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная". Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.
Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она", то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.
Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд". Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.
В последней строфе игра света утренней зари ("денницы") так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна", "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать", "жаль мне". Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.
В заключение остается добавить, что слова "ветви", "денница", свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.
План1. Человек - существо общественное.2. Преемственность поколений.3. Счастье - это когда умеешь понимать.4. Радость быть человеком.Молодость с ее благородным энтузиазмом, с ее смутными стремлениями к честному, справедливому, к общественной правде есть одна из величайших сил прогресса. Н. ШелгуновЧеловек не может прожить без общества, без людей. В какой угодно обстановке он будет искать взаимопонимания - оно необходимо ему для духовного, морального роста, становления. И образцом в становлении характера, образа мыслей молодежи должно стать поколение взрослых. М
Обломов Илья Ильич - главный герой романа, молодой человек «лет тридцати двух - трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица... мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки». Таким читатель застает героя в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром. С образом О. связана основная идея романа, о которой писал Н. А. Доброл
Хлестаков - один из характерных персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Это «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове...». Остановившись в небольшом уездном городке без гроша в кармане, он неожиданно был принят местными чиновниками за ревизора из Петербурга, путешествующего инкогнито. Не понимая поначалу причины произошедших с ним перемен, Хлестаков, тем не менее, сумел блестяще сыграть роль ревизора. Он напускает на себя важность и значительность и отчаянно врет, расписывая свое положение в столице и свои возможности.