Анна ахматова — это псевдоним или реальное имя? Биография анны ахматовой Читать про анну ахматову биография.
Анна Андреевна Ахматова (псевдоним; настоящая фамилия Горенко, в замужестве Гумилёва) родилась 11 (23) июня 1889 года
на ст. Большой Фонтан, близ Одессы.
Отец – флотский инженер-механик, мать – из старого дворянского рода. Детские годы Ахматова провела в Царском Селе, гимназию окончила в Киеве в 1907 году , там же училась на юридическом отделении Высших женских курсов (1908-1910 ). В 1910-1918 гг. замужем за Н. Гумилёвым. В 1910 и 1911 была в Париже (где близко познакомилась с художником А. Модильяни), в 1912 – в Италии. В 1912 у Ахматовой родился сын Л.Н. Гумилёв. В 1918-1921 замужем за ассириологом и поэтом В.К. Шилейко.
Стихи писала с детства; в сохранившихся ранних опытах чувствуется влияние новой русской (особенно А. Блока, В. Брюсова) и французской (от Ш. Бодлера до Ж. Лафорга) поэзии. Первая публикация в журнале «Сириус» (1907 ), издававшемся Н.С. Гумилёвым в Париже. С 1910 входила в круг В.И. Иванова, с 1911 печаталась в журнале «Аполлон». Была секретарем «Цеха поэтов» с момента возникновения до роспуска. Участвовала в группе акмеистов. Стихи 1910-1911 составили книгу «Вечер» (1912 ). Образ современной женщины, возникший в этих стихах, был воспринят читателями и критикой с глубоким интересом. Одновременно высокую оценку получило поэтическое своеобразие её лирики: сочетание тончайшего психологизма с песенным ладом, дневниковость, свободно переходящая в философские размышления, перенесение в поэзию приемов классической прозы 19 в., безупречное владение всеми возможностями русского стиха.
Вторая книга стихов, «Чётки» (1913 ), дала повод говорить о трансформации образа лирической героини, наделяемой необыкновенной силой духа, готовностью преодолеть все выпадающее на её долю испытания, ощущением особого исторического предназначения своей страны. В трех следующих книгах стихов («Белая стая», 1917 ; «Подорожник», 1921 ; «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921»), 1921 ) утверждается историзм художественного мышления, органическая связь с традициями русской поэзии, особенно пушкинской эпохи. Открытая гражданственность поэзии Ахматовой, а также намеренная загадочность многих стихотворений, в которых современники усматривали противостояние ужасам современности, привели поэтессу к столкновениям с властью. На протяжении 1925-1939 её стихи не печатались, писала она немного, занимаясь преимущественно изучением творчества Пушкина.
Литературоведческие штудии Ахматовой, при соблюдении полной научной корректности, были связаны с размышлениями о трагизме поэзии 20 в. Аресты третьего (с 1922 ) мужа, искусствоведа Н.Н. Пунина, и Л. Гумилёва стали толчком к созданию цикла стихов «Реквием», который Ахматова долгое время опасалась доверить бумаге (1935-1940 ; опублик. за рубежом в 1963 , в России в 1987 ). Приблизительно с 1936 начался новый подъем в творчестве Ахматовой: складывается окончательно не завершенная книга стихов «Тростник», в 1940 создан первый вариант «Поэмы без героя», воссоздающей атмосферу Серебряного века (работа над поэмой продолжалась вплоть до смерти Ахматовой). В 1940-1946 стихи часто публикуются, выходит сборник «Из шести книг» (1940 ), патриотические стихотворения периода Великой Отечественной войны вызывают одобрительную реакцию современных критиков. Однако постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» (1946 ) послужило началом травли Ахматовой. Она была исключена из Союза писателей, за ней велась слежка, Ахматову осмеливались поддерживать только немногие друзья. После ареста сына в 1949 , стремясь спасти его жизнь, вынуждена была написать и опубликовать казённые прославления И.В. Сталина и большевизма. Вместе с тем Ахматова писала трагические стихи, опубликованные на родине только после её смерти. Возвращение Ахматовой в литературу стало возможным лишь в конце 1950-х гг. В 1958 и 1961 выходят два сборника избранных стихотворений, в 1965 – книга стихов «Бег времени». Автобиографическая проза Ахматовой, оставшаяся по большей части незавершенной, была опубликована (как и ее воспоминания о Блоке, Модильяни и др.) лишь посмертно. В 1964 Ахматова получила итальянскую литературную премию «Этна-Таормина», в 1965 избрана почетным доктором Оксфордского университета. В последние годы жизни она была окружена вниманием младших поэтов (среди которых особенно выделяла И. Бродского) и исследователей.
Интенсивное лирическое переживание, вписанное в широкую эпическую картину не только России 19-20 вв., но и всей человеческой истории, неразрывно связано у поздней Ахматовой с осознанием собственной поэзии как составной части мировой культуры. Вместе с тем её поэзия несет в себе естественность человеческого чувства, не омраченного трагизмом жизни, в который оно погружено.
Анна Ахматова умерла 5 марта 1966 года в Домодедово, под Москвой; похоронена в пос. Комарово Ленинградской области.
Анна Андреевна Ахматова: как умерла, место смерти, дата смерти Ахматовой, причина.
Как умерла Ахматова?
Поэтесса Серебряного века, чьи стихи, как клинки, пронизывали до сердцевины, звеня, вытаскивали наружу натянутые струны души, Анна Ахматова, умерла 5 марта 1966 года . Хоть биографии и принято начинать с даты рождения, но сегодняшняя тема посвящена тайне смерти поэтессы. Для чего нам это знать? Чтобы не повторять ошибок, почтить память и понять, мотив стихотворений. К примеру, другого великого поэта, Бродского, апатия и смерть сопутствовали в произведениях всегда – , — рождаясь, благодаря образу жизни и на него же влияя. – яркий пример мятежной жизни на пределе, трагических переживаний и поиску великой надежды.
Ахматова – как много в этом слове
Псевдоним «Ахматова» был взят по фамилии прабабушки татарского происхождения Анной, урожденной Горенко, в начале своего карьерного пути. Ни один стих не был подписан настоящей фамилией, да и в псевдониме, как нам кажется, была своя скрытая сила, придавшая движение колесу славы поэтессы. Семья Горенко не уделяла поэтической карьере дочери должного внимания – никто из представителей даже не брался «за перо». Поэзия читалась в свободное время, декламировалась на торжествах и семейных вечерах, как было заведено – на досуге. Поэтическую славу Анна Ахматова снискала еще в Киеве, в период обучения – вышел сборник «Вечер», но зажглась звезда в северной столице. После переезда в Санкт-Петербург Ахматова почувствовала, что нашла себя – родилась мощная поэзия, взращенная на любви, трагизме и патриотизме. Знакомиться с Николаем Гумилевым, позднее выходит за него замуж, а еще позже – разводиться. Несмотря на расставание, уважение и глубокую привязанность, испытывала к своему первому мужу всегда. Первый трагичный удар, затронувший естество – расстрел Николая Гумилева . Личные переживания отчетливо видны в каждой строке «Реквиема».
Последние годы Анны Ахматовой
Ахматова пережила блокаду Ленинграда, послевоенную разруху, путешествия заграницу и ничто не предвещало трагичного исхода . В 1951 году была восстановлена в Союзе Писателей, через 10 лет удостоена престижной итальянской литературной премии, выпустили новый сборник «Бег времени», получила степень доктора литературы от Оксфордского университета, получила в подарок дачу в Комарово от «Литфонда». Старость дарит признание и почет, но забирает здоровье, как плату за «золотые годы». Ахматова долго болела и постоянно лечилась в санатории под Москвой. 7 марта по Всесоюзному радио сообщили о смерти поэтессы , что, как гром среди ясного неба, ознаменовало конец эпохи стихов-натянутых-нервов и тонкого психологизма строк.
Незадолго перед смертью Ахматова попросила родных привезти Новый Завет для изучения псалмов – работала над кумранскими рукописями. Близкие отмечают, что у поэтессы еще было много жизненного запала, но, к сожалению, слабое сердце. Причина смерти Ахматовой – сердечная недостаточность. 9 марта тело поэтессы было доставлено в Ленинград для захоронения на Комаровском кладбище, опасаясь диссидентских волнений. Ни родные, ни поклонники долго не могли поверить в случившееся. Лев Николаевич Гумилев, сын поэтессы, выложил каменную стену на могиле матери, которая стала местом паломничества на многие годы.
(1 оценили, оценка: 5,00 из 5)
Творчество Анны Ахматовой.
- Начало творчества Ахматовой
- Особенности поэзии Ахматовой
- Тема Петербурга в лирике Ахматовой
- Тема любви в творчестве Ахматовой
- Ахматова и революция
- Анализ поэмы «Реквием»
- Ахматова и Вторая Мировая Война, блокада Ленинграда, эвакуация
- Смерть Ахматовой
Имя Анны Андреевны Ахматовой стоит в одном ряду с именами выдающихся корифеев русской поэзии. Ее негромкий задушевный голос, глубина и красота чувств, вряд ли могут оставить равнодушными хотя бы одного читателя. Не случайно лучшие ее стихи переведены на многие языки мира.
- Начало творчества Ахматовой.
В автобиографии, озаглавленной «Коротко о себе» (1965), А. Ахматова писала: «Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское село. Там я прожила до шестнадцати лет… Училась я в Царскосельской женской гимназии… Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году».
Писать Ахматова начала в годы учёбы в гимназии. Отец, Андрей Антонович Горенко, не одобрял ее увлечения. Этим и объясняется, почему поэтесса взяла себе в качестве псевдонима фамилию бабушки, которая вела свой род от татарского хана Ахмата, пришедшего на Русь во времена ордынского нашествия. «Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним,- объясняла позже поэтесса,- что папа, узнав о моих стихах, сказал: «Не срами мое имя».
У Ахматовой практически не было литературного ученичества. Первый же ее стихотворный сборник «Вечер», куда вошли и стихотворения гимназических лет, сразу привлек к себе внимание критики. Через два года, в марте 1917 года, выходит вторая книга ее стихов - «Четки». Об Ахматовой заговорили как о вполне зрелом, самобытном мастере слова, резко выделив ее среди других поэтов-акмеистов. Современников поразил беспорный талант, высокая степень творческого своеобразия молодой поэтессы. характеризует потаенное душевное состояние покинутой женщины. «Слава тебе, безысходная боль»,- такими, например, словами начинается стихотворение «Сероглазый король» (1911). Или вот строчки из стихотворения «Меня покинул в новолунье» (1911):
Оркестр веселое играет
И улыбаются уста.
Но сердце знает, сердце знает,
Что ложа пятая пуста!
Будучи мастером интимной лирики (ее поэзию нередко называют «интимным дневником», «женской исповедью», «исповедью женской души»), Ахматова воссоздает душевные переживания при помощи будничных слов. И это придает ее поэзии особое звучание: будничность лишь усиливает затаенный психологический смысл. Стихотворения Ахматовой часто запечатлевают важнейшие, а то и переломные моменты жизни, кульминацию душевного напряжения, связанного с чувством любви. Это позволяет исследователям говорить о повествовательном элементе в ее творчестве, о воздействии на ее поэзию русской прозы. Так В. М. Жирмунский писал о новеллистическом характере ее стихов, имея в виду то обстоятельство, что во многих стихотворениях Ахматовой жизненные ситуации изображаются, как и в новелле, в самый острый момент своего развития. «Новеллизм» ахматовской лирики усиливается за счет введения живой разговорной речи, произносимой вслух (как в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью». Речь эта, обычно прерываемая восклицаниями или вопросами, отрывочна. Синтаксически членимая на короткие отрезки, она полна логически неожиданными, эмоционально оправданными союзами «а» или «и» в начале строки:
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты, красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Для поэзии Ахматовой с ее разговорной интонацией свойствен перенос незаконченной фразы с одной строчки на другую. Не менее также характерен для нее частый смысловой разрыв между двумя частями строфы, своего рода психологический параллелизм. Но за этим разрывом таится отдаленная ассоциативная связь:
Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
У Ахматовой есть и стихи, где повествование ведется не только от лица лирической героини или героя (что, кстати, тоже весьма примечательно), но от третьего лица, точнее, совмещается повествование от первого и третьего лица. То есть, казалось бы, она использует чисто повествовательный жанр, предполагающий и повествовательность, и даже описательность. Но и в таких стихах она все же предпочитает лирическую фрагментарность и недоговоренность:
Подошла. Я волненья не выдал.
Равнодушно глядя в окно.
Села. Словно фарфоровый идол,
В позе, выбранной ею давно…
Психологическая глубина лирики Ахматовой создается многообразными приемами: подтекстом, внешним жестом, деталью, передающими глубину, смятенность и противоречивость чувств. Вот, например, строки из стихотворения «Песня последней встречи» (1911). где взволнованность героини передана через внешний жест:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Ярки и оригинальны ахматовские метафоры. Ее стихи буквально пестрят их многообразием: «трагическая осень», «лохматый дым», «тишайший снег».
Очень часто метафоры Ахматовой - это поэтические формулы любовного чувства:
Все тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.
2. Особенности поэзии Ахматовой.
Чаще всего метафоры поэтессы взяты из миря природы, олицетворяют ее: «Осень ранняя развесила//Флаги желтые на вязах»; «Осень красная в подоле//Красных листьев принесла».
К числу примечательных черт поэтики Ахматовой следует отнести также неожиданность ее сравнений («Высоко в небе облачко серело,//Как беличья растеленная шкурка» или «Душный зной, словно олово,//Льется от небес до иссохшей земли»).
Часто употребляет она и такой вид тропа, как оксюморон, то есть сочетание противоречащих друг другу определений. Это тоже средство психологизации. Классическим примером ахматовского оксюморона могут служить строчки из ее стихотворения «Царскосельская статуя* (1916): Смотри, ей весело грустить. Такой нарядно обнаженной.
Очень большая роль в стихе Ахматовой принадлежит детали. Вот, например, стихотворение о Пушкине «В Царском селе» (1911). Ахматова не раз писала о Пушкине, также как и о Блоке - оба были ее кумирами. Но данное стихотворение - одно из лучших в ахматовской пушкиниане:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие огни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Всего лишь несколько характерных деталей: треуголка, том любимого Пушкиным — лицеистом Парни - и мы почти явственно ощущаем присутствие в аллеях царскосельского парка великого поэта, узнаем его интересы, особенности походки и т. п. В этом плане - активного использования детали - Ахматова также идет в русле творческих исканий прозаиков начала XX века, придававших детали большую смысловую н функциональную нагрузку, чем в предшествующем столетии.
В стихах Ахматовой много эпитетов, которые когда-то знаменитый русский филолог А. Н. Веселовский назвал синкретическими, ибо они рождаются из целостного, нераздельного восприятия мира, когда чувства материализуются, опредмечиваются, а предметы одухотворяются. Страсть она называет «раскаленной добела», Небо у нее «уязвленное желтым огнем», то есть солнцем, она видит «люстры безжизненной зной» и т. п. Но стихи Ахматовой не разрозненные психологические этюды: острота и неожиданность взгляда на мир соединяется с остротой и глубиной мысли. Стихотворение «Песенка» (1911) начинается как непритязательный рассказ:
Я на солнечном восходе
Про любовь пою.
На коленях в огороде
Лебеду полю.
А заканчивается оно библейски глубокой мыслью о равнодушии любимого человека:
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой Злой.
Надо мною только небо,
Стремление к художественному лаконизму и одновременно к смысловой емкости стиха выразилось также в широком использовании Ахматовой афоризмов в изображении явлений и чувств:
Одной надеждой меньше стало -
Одною песней больше будет.
От других мне хвала, что зола.
От тебя и хула - похвала.
Значительную роль Ахматова отводит цветописи. Любимый ее цвет - белый, подчеркивающий пластическую природу предмета, сообщающий произведению мажорный тон.
Нередок в ее стихах противоположный цвет - черный, усиливающий ощущение грусти, тоски. Наблюдается также контрастное сочетание этих цветов, оттеняющих сложность и противоречивость чувств и настроений: «Светила нам только зловещая тьма».
Уже в ранних стихотворениях поэтессы обострено не только зрение, но и слух и даже обоняние.
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
За счет умелого использования ассонансов и аллитераций детали и явления окружающего мира предстают как бы обновленными, первозданными. Поэтесса дает читателю ощутить «чуть слышный запах табака», почувствовать как «от розы струится запах сладкий» и т. п.
По своему синтаксическому строю стих Ахматовой тяготеет к сжатой законченной фразе, в которой нередко опускаются не только второстепенные, но и главные члены предложения: («Двадцать первое. Ночь… Понедельник»), и особенно к разговорной интонации. Это сообщает обманчивую простоту ее лирике, за которой стоит богатство душевных переживаний, высокое мастерство.
3. Тема Петербурга в лирике Ахматовой.
Наряду с основной темой - темой любви, в ранней лирике поэтессы наметилась и другая - тема Петербурга, людей, его населяющих. Величественная красота любимого города входит в ее поэзию как неотъемлемая часть душевных движений лирической героини, влюбленной в площади, набережные, в колонны, статуи Петербурга. Очень часто эти две темы в ее лирике соединяются:
В последний раз мы встретились тогда
На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода
И наводненья в городе боялись.
4. Тема любви в творчестве Ахматовой.
Изображение любви, большей частью любви неразделенной и полной драматизма,- таково основное содержание всей ранней поэзии А. А. Ахматовой. Но эта лирика не узко интимная, а масштабная по своему смыслу и значению. Она отражает богатство и сложность человеческих чувств, неразрывную связь с миром, ибо лирическая героиня не замыкается лишь на своих страданиях и болях, а видит мир во всех его проявлениях, и он ей бесконечно дорог и мил:
И мальчик, что играет на волынке,
И девочка, что свой плетет венок.
И две в лесу скрестившихся тропинки,
И в дальнем поле дальний огонек,-
Я вижу все. Я все запоминаю,
Любовно-кратко в сердце берегу…
(«И мальчик, что играет на волынке»»)
В ее сборниках немало с любовью нарисованных пейзажей, бытовых зарисовок, картин деревенской России, примет «тверской скудной земли», где она часто бывала в имении Н. С. Гумилева Слепнево:
Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.
И те неяркие просторы,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.
(«Ты знаешь, я томлюсь в неволе…»)
Рисуя неброские пейзажи России, А. Ахматова видит в природе проявление всемогущего Творца:
В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.
Арсеналом художественного мышления Ахматовой являлись и древние мифы, и фольклор, и Священная история. Все это нередко пропущено через призму глубокого религиозного чувства. Ее поэзия буквально пронизана библейскими образами и мотивами, реминисценциями и аллегориями священных книг. Верно замечено, что «идеи христианства в творчестве Ахматовой проявляются не столько в гносеологическом и онтологическом аспектах, сколько в нравственно-этических основах ее личности»3.
С ранних лет поэтессе была свойственна высокая нравственная самооценка, ощущение своей греховности и стремления к покаянию, характерное для православного сознания. Облик лирического «я» в поэзии Ахматовой неотделим от «звона колоколов», от света «божьего дома», героиня многих ее стихотворений предстает перед читателем с молитвой на устах, в ожидании «последнего суда». При этом Ахматова свято верила, что все падшие и грешные, но страдающие и раскаявшиеся люди найдут понимание и прощение Христа, ибо «неистощима только синева//Небесная и милосердье Бога». Ее лирическая героиня «томится о бессмертии» и «верит в него, зная, что «бессмертны души». Обильно используемая Ахматовой религиозная лексика - лампада, молитва, монастырь, литургия, обедня, икона, ризы, колокольня, келья, храм, образа и т. п.- создает особый колорит, контекст духовности. Ориентированы на духовно-религиозные национальные традиции и многие элементы жанровой системы поэзии Ахматовой. Такие жанры ее лирики, как исповедь, проповедь, предсказание й т. д. наполнены ярко выраженным библейским содержанием. Таковы стихотворения «Предсказание», «Причитание», цикл ее «Библейских стихов», навеянных Ветхим Заветом и др.
Особенно часто она обращалась к жанру молитвы. Все это сообщает ее творчеству подлинно национальный, духовно-исповеднический, почвенный характер.
Серьезные изменения в поэтическом развитии Ахматовой вызвала первая мировая война. С этого времени в ее поэзию еще шире входят мотивы гражданственности, тема России, родной земли. Восприняв войну как страшное народное бедствие, она осудила ее с морально-этической позиции. В стихотворении «Июль 1914» она писала:
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
В стихотворении «Молитва» (1915), поражающем силой самоотреченного чувства, она молит Господа о возможности принести в жертву Родине все, что имеет,- и свою жизнь, и жизнь своих близких:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
5. Ахматова и революция.
Когда в годы Октябрьской революции перед каждым художником слова встал вопрос: остаться ли на Родине или покинуть ее, Ахматова выбрала первое. В стихотворении 1917 года «Мне голос был…» она писала:
Он говорил «Иди сюда,
Оставь свой край, родной и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Это была позиция поэта-патриота, влюбленного в Россию, не мыслившего своей жизни без нее.
Это однако не означает, что Ахматова безоговорочно приняла революцию. О сложности, противоречивости восприятия ею событий свидетельствует стихотворение 1921 года. «Все расхищено, предано, продано», где отчаяние и боль по поводу трагедии России сочетается с затаенной надеждой на ее возрождение.
Годы революции и гражданской войны были очень трудными для Ахматовой: полунищенский быт, жизнь впроголодь, расстрел Н. Гумилева - все это она переживала очень тяжело.
Писала Ахматова не очень много и в 20-е, и в 30-е годы. Порою ей самой казалось, что Муза окончательно покинула ее. Положение усугублялось еще и тем, что критика тех лет относилась к ней как к представительнице салонной дворянской культуры, чуждой новому строю.
30-е годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний и переживаний. Репрессии, обрушившиеся едва ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, коснулись и ее: в 1937 году был арестован их с Гумилевым сын Лев, студент Ленинградского университета. Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании постоянного ареста. В глазах властей она была человеком крайне неблагонадежным: женой расстрелянного «контрреволюционера» Н. Гумилева и матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилева. Как и Булгаков, и Мандельштам, и Замятин, Ахматова чувствовала себя затравленным волком. Она не раз сравнивала себя со зверем, растерзанньм и вздернутым на окровавленный крюк.
Вы меня, как убитого зверя, На кровавый поднимите крюк.
Ахматова прекрасно понимала свою отверженность в «государстве-застенке»:
Не лирою влюбленного
Иду пленять народ -
Трещотка прокаженного
В моей руке поет.
Успеете наахаться,
И воя, и кляня,
Я научу шарахаться
Вас, смелых, от меня.
(«Трещотка прокаженного»)
В 1935 году она пишет стихотворение-инвективу, в котором тема судьбы поэта, трагической и высокой, соединена со страстной филиппикой, обращенной к властям:
Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
За то, что я не издевалась
Над горькой гибелью друзей?
За то, что я верна осталась
Печальной родине моей?
Пусть так. Без палача и плахи
Поэту на земле не быть.
Нам покаянные рубахи.
Нам со свечой идти и выть.
(«Зачем вы отравили воду…»)
6. Анализ поэмы «Реквием».
Все эти стихотворения подготовили поэму А. Ахматовой «Реквием», которую она создала в 1935-1940-х годах. Содержание поэмы она держала в голове, доверясь только самым близким друзьям, и записала текст лишь в 1961 году. Впервые поэма была опубликована через 22 года после. смерти ее автора, в 1988 году. «Реквием» явился главным’ творческим достижением поэтессы 30-х годов. Поэма ‘ состоит из десяти стихотворений, прозаического пролога, названного автором «Вместо предисловия», посвящения, вступления и двухчастного эпилога. Рассказывая об истории создания поэмы, А. Ахматова пишет в прологе: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми глазами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
А это вы можете описать? И я сказала:
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».
Ахматова выполнила эту просьбу, создав произведение о страшном времени репрессий 30-х годов («Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад») и о безмерном горе родных («Перед этим горем гнутся горы»), которые ежедневно приходили к тюрьмам, к управлению госбезопасности, в тщетной надежде узнать что-нибудь о судьбе своих близких, передать им продукты и белье. Во вступлении возникает образ Города, но он резко теперь отличается от прежнего ахматовского Петербурга, ибо лишен традиционного «пушкинского» великолепия. Это город-привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои мрачные корпуса над помертвевшей и неподвижной рекой («Не течет великая река…»):
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
В поэме звучит конкретная тема реквиема - плач по сыну. Здесь ярко воссоздан трагический образ женщины, у которой отнимают самого дорогого для нее человека:
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Но в произведении изображено не только личное горе поэтессы. Ахматова передает трагедию всех матерей и жен и в настоящем, и в прошлом (образ «стрелецких женок»). От конкретного реального факта поэтесса переходит к масштабным обобщениям, обращаясь к прошлому.
В поэме звучит не только материнское горе, но и голос русского поэта, воспитанного на пушкинско-достоевских традициях всемирной отзывчивости. Личная беда помогла острее почувствовать беды других матерей, трагедии многих людей всего мира в разные исторические эпохи. Трагедия 30-х гг. ассоциируется в поэме с евангельскими событиями:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Переживание личной трагедии стало для Ахматовой постижением трагедии всего народа:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною,-
пишет она в эпилоге произведения.
Поэма страстно взывает к справедливости, к тому, чтобы имена всех невинно осужденных и погибших стали широко известны народу:
Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать. Произведение Ахматовой - поистине народный реквием: плач по народу, средоточие всей боли его, воплощение его надежды. Это слова справедливости и горя, которыми «кричит стомильонный народ».
Поэма «Реквием» - яркое свидетельство гражданственности поэзии А. Ахматовой, которую нередко упрекали в аполитичности. Отвечая на подобные инсинуации, поэтесса писала в 1961 году:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Эти строчки поэтесса поставила потом эпиграфом к поэме «Реквием».
А. Ахматова жила всеми горестями и радостями своего народа и всегда считала себя неотъемлемой его частью. Еще в 1923 году в стихотворении «Многим» она писала:
Я - отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,-
Но все равно я с вами до конца…
7. Ахматова и Вторая Мировая Война, блокада Ленинграда, эвакуация.
Пафосом высокого гражданского звучания пронизана ее лирика, посвященная теме Великой Отечественной войны. Начало второй мировой войны она рассматривала как ступень мировой катастрофы, в которую будут втянуты многие народы земли. Именно в этом основной смысл ее стихотворений 30-х годов: «Когда подгребают эпоху», «Лондонцам», «В сороковом году» и других.
Вражье знамя
Растает как дым,
Правда за нами,
И мы победим.
О. Берггольц, вспоминая начало ленинградской блокады, пишет об Ахматовой тех дней: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через пречо, она несла дежурство как рядовой боец противопожарной обороны».
Войну А. Ахматова восприняла как героический акт всемирной драмы, когда люди, обескровленные внутренней трагедией (репрессиями), вынуждены были вступить в смертельную схватку с внешним мировым злом. Перед лицом смертельной опасности, Ахматова обращается с призывом переплавить боль и страдания в силу духовного мужества. Именно об этом - стихотворение «Клятва», написанное в июле 1941 г.:
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
В этом маленьком, но емком стихотворении лирика перерастает в эпику, личное становится общим, женская, материнская боль переплавляется в силу, противостоящую злу и смерти. Ахматова обращается здесь к женщинам: и к тем, с которыми еще перед войной стояла у тюремной стены, и к тем, кто теперь, в начале войны, прощается с мужьями и любимыми, недаром это стихотворение начинается с повторяющегося союза «и» - он обозначает продолжение рассказа о трагедиях века («И та, что сегодня прощается с милым»). От имени всех женщин Ахматова клянется детям и любимым быть стойкой. Могилы обозначают священные жертвы прошлого и настоящего, а дети символизируют будущее.
Ахматова в стихах военных лет часто говорит о детях. Детьми для нее являются и идущие на смерть молоденькие солдаты, и погибшие балтийские моряки, которые спешили на помощь осажденному Ленинграду, и умерший в блокаду соседский мальчик, и даже статуя «Ночь» из Летнего сада:
Ноченька!
В звездном покрывале,
В траурных маках, с бессонной совой…
Доченька!
Как мы тебя укрывали
Свежей садовой землей.
Здесь материнские чувства распространяются на произведения искусства, которые хранят в себе эстетические и духовно-нравственные ценности прошлого. Эти ценности, которые необходимо сберечь, заключены и в «великом русском слове», прежде всего в отечественной литературе.
Об этом Ахматова пишет в стихотворении «Мужество» (1942), как бы подхватывая основную мысль бунинского стихотворения «Слово»:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
В годы войны Ахматова находилась в эвакуации в Ташкенте. Много писала, и все ее мысли были о жестокой трагедии войны, о надежде на победу: «Третью весну встречаю вдали//От Ленинграда. Третью?//И кажется мне, она//Будет последней…»,- пишет она в стихотворении «Третью весну встречаю вдали…».
В стихах Ахматовой ташкентского периода возникают, сменяясь и варьируясь, то российские, то среднеазиатские пейзажи, проникнутые ощущением уходящей в глубь времен национальной жизни, ее непоколебимости, прочности, вечности. Тема памяти - о прошлом России, о предках, о людях близких ей - одна из главнейших в творчестве Ахматовой военных лет. Таковы ее стихотворения «Под Коломной», «Смоленское кладбище», «Три стихотворения», «Наше священное ремесло» и другие. Ахматова умеет поэтически передать само присутствие живого духа времени, истории в сегодняшней жизни людей.
В первый же послевоенный год на А. Ахматову обрушивается жестокий удар властей. В 1946 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором уничтожающей критике было подвергнуто творчество Ахматовой, Зощенко и некоторых других ленинградских литераторов. В своей речи перед ленинградскими деятелями культуры секретарь ЦК А. Жданов обрушился на поэтессу с градом грубых и оскорбительных нападок, заявив, что «до убожества ограничен диапазон ее поэзии,- взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельней. Основное у нее - это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности». У Ахматовой было отобрано все - возможность продолжать работу, печататься, быть членом Союза писателей. Но она не сдавалась, веря, что правда восторжествует:
Забудут? - вот чем удивили!
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
А Муза и глохла и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.
(«Забудут - вот чем удивили!»)
В эти годы Ахматова много занимается переводческой работой. Она переводила армянских, грузинских современных ей поэтов, поэтов Крайнего Севера, французов и древних корейцев. Она создает ряд критических работ о любимом ею Пушкине, пишет воспоминания о Блоке, Мандельштаме и о других писателях-современниках и прошлых эпох, завершает работу и над самым большим своим произведением - «Поэмой без героя», над которой трудилась с перерывами с 1940 по 1961 годы. Поэма состоит из трех частей: «Петербургская повесть» (1913 год)», «Решка» и «Эпилог». В нее включены также несколько посвящений, относящихся к различным годам.
«Поэма без героя» - это произведение «о времени и о себе». Будничные картины жизни причудливо переплетаются здесь с гротескными видениями, обрывками снов, с воспоминаниями, смещенными во времени. Ахматова воссоздает Петербург 1913 года с его разнообразной жизнью, где богемный быт перемешивается с заботами о судьбах России, с тяжкими предчувствиями социальных катаклизмов, начавшихся с момента первой мировой войны и революции. Много внимания автор уделяет теме Великой Отечественной войны, а также теме сталинских репрессий. Повествование в «Поэме без героя» завершается изображением 1942 года - самого тяжелого, переломного года войны. Но в поэме нет безысходности, а, напротив, звучит вера в народ, в будущее страны. Эта уверенность помогает лирической героине преодолеть трагичность восприятия жизни. Она ощущает свою причастность к событиям времени, к делам и свершениям народа:
И себе же самой навстречу
Непреклонная, в грозную мглу,
Как из зеркала наяву,
Ураганом - с Урала, с Алтая
Долгу верная, молодая,
Шла Россия спасать Москву.
Тема Родины, России возникает не раз и в других ее стихотворениях 50-60-х годов. Мысль о кровной принадлежности человека родной земле широко и философски
звучит в стихотворении «Родная земля» (1961) - одном из лучших произведений Ахматовой последних лет:
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.
До конца дней А. Ахматова не оставляла творческой работы. Она пишет о любимом ею Питере и его окрестностях («Царскосельская ода», «Городу Пушкина», «Летний сад»), размышляет о жизни и смерти. Она продолжает создавать произведения о тайне творчества и роли искусства («Мне ни к чему одические рати…», «Музыка», «Муза», «Поэт», «Слушая пение»).
В каждом стихотворении А. Ахматовой ощутим жар вдохновения, разлив чувств, прикосновение к тайне, без которых не может быть эмоциональной напряженности, движения мысли. В стихотворении «Мне ни к чему одические рати…», посвященном проблеме творчества, и запах дегтя, и трогательный одуванчик у забора, и «таинственная плесень на стене» охвачены одним гармонизирующим взглядом. И их неожиданное соседство под пером художника оказывается содружеством, складывается в единую музыкальную фразу, в стих, который «задорен, нежен» и звучит «на радость» всем.
Эта мысль о радости бытия характерна для Ахматовой и составляет один из главнейших сквозных мотивов ее поэзии. В ее лирике найдется немало страниц трагических и печальных. Но даже тогда, когда обстоятельства требовали, чтобы «душа окаменела», неизбежно возникало другое чувство: «Надо снова научиться жить». Жить даже тогда, когда, кажется, исчерпаны все силы:
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать и умирать, и жить.
Все возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить.
Эти строки написаны семидесятидвухлетней поэтессой!
И, конечно, Ахматова не переставала писать о любви, о необходимости духовного единения двух сердец. В этом смысле одно из лучших стихотворений поэтессы послевоенных лет - «Во сне» (1946):
Черную и прочную разлуку
Я несу с тобою наравне.
Что ж ты плачешь? Дай мне лучше руку
Обещай опять прийти во сне.
Мне с тобою, как горе с горою…
Мне с тобой на свете встречи нет.
Только б ты полночною порою
Через звезды мне прислал привет.
8. Смерть Ахматовой.
Скончалась А. А. Ахматова 5 мая 1966 года. Некогда Достоевский сказал юному Д. Мережковскому: «Молодой человек, чтобы писать, страдать надо». Лирика Ахматовой вылилась из страдания, из сердца. Основной побудительной силой ее творчества была совесть. В стихотворении 1936 г. «Одни глядятся в ласковые взоры…» Ахматова писала:
Одни глядятся в ласковые взоры,
Другие пьют до солнечных лучей,
А я всю ночь веду переговоры
С неукротимой совестью своей.
Эта неукротимая совесть и заставляла ее создавать искренние, задушевные стихи, давала ей силы и мужество в самые черные дни. В написанной в 1965 году краткой автобиографии Ахматова признавалась: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Это так. Не только в любовных стихотворениях, принесших А. Ахматовой заслуженную славу, проявился талант этой выдающейся поэтессы. Ее поэтический диалог с Миром, с природой, с людьми был многообразным, страстным и правдивым.
5 / 5. 1
Родилась 23 июня 1889 года под Одессой. Ее родителями были потомственный дворянин и отставной инженер-механик флота Андрей Горенко и Инна Стогова, входившая в круг творческой элиты Одессы. Девочка появилась на свет в южной части города - в поселке Большой Фонтан. Она стала третьим ребенком из шести детей в семье.
Когда Анне было два года, семья перебралась в . В новом доме из книг на русском языке был только большой том , который остался матери будущей поэтессы от первого мужа. Первые рифмы пришли к Анне после тяжелой болезни: она была в жгучем бреду несколько дней, родные и доктор уже почти попрощались с надеждой выходить ребенка. Но Анна все-таки пошла на поправку и именно после этого написала свои первые стихи. Ей было 11 лет.
Анна часто гуляла с няней в Царскосельском парке и других знаковых местах, которые хранили воспоминания об . Читать будущая поэтесса училась по , а французский язык освоила еще в раннем детстве, слушая, как гувернантка преподает его старшим братьям. В 13 лет она зачитывалась стихами французских поэтов: Шарля Бодлера, Эмиля Верхарна, Жюля Лафорга. Вдохновившись ими, Анна продолжила свои поэтические эксперименты.
Андрей Горенко литературными опытами дочери не интересовался. Более того, относился к ним с предубеждением, пренебрежительно называя Анну «декадентской поэтессой». Когда стало очевидно, что интерес дочери к стихосложению был не просто временным, он категорически запретил ей подписываться настоящей фамилией, чтобы не позорить его имя. Анна обратилась к генеалогическому древу семьи и посчитала, что фамилия ее бабушки по материнской линии Ахматова звучит мощно и величественно. Бабушка будущей поэтессы считала, что ее род идет от знаменитого ордынского хана Ахмата. Так и появился псевдоним Анна Ахматова.
Трудно представить период серебряного века в русской поэзии без такого громкого имени, как Анна Ахматова. Биография этого выдающегося человека вовсе не из легких. Личность Ахматовой окутана ореолом таинственности. В ее личной жизни присутствовала слава, любовь, но и великая скорбь. Об этом пойдет речь в статье.
Биография Ахматовой: полная
Анна Ахматова (Горенко) родилась 23 июня по новому стилю 1889 года в дворянской семье. Ее биография началась в Одессе. Отец ее работал инженером-механиком, мама принадлежала к творческой интеллигенции.
Через год семья Горенко переехала в Санкт-Петербург, где отец получил более высокую должность. Все воспоминания детства Анны связаны были с этим чудесным городом на Неве. Воспитание и образование девочки было, разумеется, на высшем уровне. Она с няней часто гуляла в Царскосельском парке, наслаждалась прекрасными творениями талантливых мастеров скульптуры.
Ей рано стали преподавать уроки светского этикета. В семье кроме Ани было еще пятеро детей. Она слушала, как гувернантка преподает французский язык старшим детям, и самостоятельно выучила этот язык таким образом. Грамоте девочка тоже выучилась сама, читая книги Льва Толстого.
Когда Анне исполнилось десять лет, она была отдана в Мариинскую женскую гимназию. Училась она неохотно. Но любила летние каникулы, которые семья проводила под Севастополем. Там, по ее собственным воспоминаниям, девушка шокировала местных барышень, ходя без шляпки, босиком, загорая до такой степени, что кожа начинала слезать. Анна с той поры полюбила море, раз и навсегда.
Возможно эта любовь к красоте природы породила в ней поэтическое вдохновение. Первый свой стих Анна написала в одиннадцать лет. Примерами для подражания служила для нее поэзия Пушкина, Лермонтова, Державина, Некрасова.
После того, как родители Анны развелись, она с матерью и остальными детьми переехала в Евпаторию, а затем в Киев. Последний курс гимназии пришлось оканчивать там. Затем она поступила на Высшие женские курсы на юридический факультет. Но, как выяснилось, юриспруденция — это не ее призвание. Поэтому Анна выбрала Женские литературно-исторические курсы в Санкт-Петербурге.
Начало творческого пути
В роду Горенко никто никогда не писал стихи. Отец запретил юной поэтессе подписываться фамилией Горенко, чтобы не позорить их род. Он считал ее увлечение поэзией чем-то неприемлемым и легкомысленным. Пришлось Анне придумывать псевдоним.
Выяснилось, что в их роду был когда-то давно ордынский хан Ахмат. Его именем и стала называться начинающая поэтесса.
Когда Анна еще училась в гимназии, с ней познакомился молодой человек по имени Николай Гумилев. Он тоже писал стихи, даже выпускал свой журнал «Сириус». Молодые люди стали встречаться, после переезда Анны вели переписку. Николай высоко оценил поэтический талант девушки. Он первый опубликовал ее стихи в своем журнале под подписью Анны Г. Это было в 1907 году.
В 1910-1912 годах Анна Ахматова совершила путешествие по странам Европы. Она была в Париже, Италии. Там произошла встреча с итальянским художником-импрессионистом Амадео Модильяни. Это знакомство, перешедшее в бурный роман, оставило заметный след в ее творческой биографии.
Но, к сожалению, влюбленные не могли быть вместе. Они расстались в 1911 году и больше никогда не встречались. Вскоре молодой художник умер от туберкулеза. Любовь к нему, переживание о его безвременной кончине отразилось в творчестве молодой поэтессы.
Первые стихи Ахматовой – лирические. Они отображают личную жизнь поэтессы, ее любовь, переживания. Они страстные и нежные, полные чувств, немного наивные, словно написанные в альбом. Сама поэтесса называла стихи той поры «бедными стихами пустейшей девочки». Они немного похожи на раннее творчество другой выдающейся поэтессы того времени – Марины Цветаевой.
В 1911 году Анна Ахматова впервые за ее творческую биографию решает самостоятельно послать свои стихи на суд профессионалов в популярный тогда московский ежемесячный журнал «Русская мысль».
Она спросила, стоил ли ей продолжать заниматься написанием стихов. Ответ был положительный. Ее стихи опубликовали.
Затем поэтесса напечаталась в других известных журналах: «Аполлон», «Всеобщий журнал» и других.
Народное признание таланта поэтессы
Вскоре Ахматова становится известной в литературных кругах. Многие известные писатели и поэты того времени замечают и оценивают ее талант. Также всех поражает необыкновенная красота поэтессы. Ее восточный нос с выраженной горбинкой, полузакрытые глаза с большой поволокой, которые иногда имели способность менять цвет. Некоторые говорили, что ее глаза серого цвета, другие утверждали, что они зеленые, а третьим запомнилось, что они небесно-голубого цвета.
Также ее степенность и царская осанка говорили сами за себя. Несмотря на то, что Анна была довольно высокого роста, она никогда не горбилась, всегда держалась очень прямо. Манеры ее были изысканные. Во всем облике царила загадочность и неповторимость.
Говорят, что в молодости Анна была весьма гибкой. Даже балерины завидовали ее необычайной пластичности. Ее тонкие руки, орлиный нос, туманные глаза с поволокой были воспеты многими поэтами, в том числе, конечно, Николаем Гумилевым.
В 1912-м году вышла первая книга Анны Ахматовой под названием «Вечер». Это были стихи исключительно лирические, трогательные и напевные. Сборник сразу же нашел своих почитателей. Это был всплеск славы в жизни молодой поэтессы. Ее приглашают выступать со своими стихами, многие художники пишут ее портреты, поэты посвящают ей стихи, композиторы пишут ей музыкальные произведения.
В богемных кругах Анна познакомилась с поэтом Александром Блоком. Он был восхищен ее талантом и красотой. И конечно, посвятил ей свои стихотворения. Многие поговаривали уже о тайном романе этих выдающихся людей. Но было ли это правдой, никто не знает уже. Также она была дружна с композитором Лурье, критиком Н.Недоброво. С ними тоже у нее были романы, по тогдашним слухам.
Через два года вышла вторая книга поэтессы, которая называлась «Четки». Эта были уже стихи высшего профессионального уровня, по сравнению с первой ее книгой. Здесь уже чувствуется сложившийся «ахматовский» стиль.
В этом же году Анна Ахматова написала свою первую поэму «У самого моря». В ней поэтесса отобразила свои впечатления юности, воспоминания о море, любовь к нему.
В начале Первой мировой войны Ахматова сократила свои публичные выступления. Тогда она слегла от страшной болезни – туберкулеза.
Но в ее личной поэтической жизни не было перерыва. Она продолжала писать свои стихи. Но больше тогда поэтессу увлекала любовь к чтению классики. И это сказалось на творчестве ее того периода.
В 17-м году вышла новая книга поэтессы «Белая стая». Книга вышла огромным тиражом – 2 тыс. экземпляров. Ее имя стало громче, чем имя Николая Гумилева. К тому времени в стихах Ахматовой был ясно виден свой стиль, свободный, индивидуальный, цельный. Другой известный поэт Маяковский назвал его «монолитом, не способным сломаться ни от каких ударов». И это была истинная правда.
Все больше появляется в ее стихах философии, все меньше наивных юношеских оборотов. Перед нами мудрая, взрослая женщина. Ее жизненный опыт, глубокий ум и в то же время простота явно прослеживаются в строках. Тема веры в Бога, православия также является неотъемлемой частью ее творчества. Слова: «молитва», «Бог», «вера» часто можно встретить в ее стихах. Поэтесса не стесняется своей веры, а открыто говорит о ней.
Страшные годы
После октябрьского переворота в стране наступают страшные времена не только для России, но и для самой Ахматовой. Она даже не предполагала, какие мучения и страдания ей придется пережить. Хотя в юности во время посещения кельи старца, он предсказал ей мученический венец и назвал ее «Христовой невестой», обещав за терпение страданий Небесный венец. Об этом посещении Ахматова написала в своем стихотворении.
Конечно, новой власти не могли понравиться стихи Ахматовой, которые были названы тут же «антипролетарскими», «буржуазными» и т.д. В 20-х годах поэтесса находится под постоянным надсмотром НКВД. Она пишет свои стихи «в стол», вынуждена отказаться от публичных выступлений.
В 1921 году Николая Гумилева арестовывают за «антисоветскую пропаганду» и приговаривают к расстрелу. Ахматова тяжело переживает его смерть.
Анна Ахматова и Николай Гумилев
В 1921 году умирает Александр Блок. Она разводится со вторым мужем. Вся эта череда трагических событий не сломила эту женщину, сильную духом. Она возобновляет работу в литературных обществах, снова печатается и выступает перед публикой. Выходит новая книга ее стихов «Подорожник».
Затем через полгода увидела свет пятая книга Ахматовой «AnnoDomini MCMXXI». Это название переводится с латинского – в лето Господне 1921. После этого она не печаталась несколько лет. Многие стихи ее того времени были утеряны при переездах.
В разгар репрессий в 35-м году были арестованы два близких ей человека: муж (Николай Пунин) и сын. Она написала в правительство об их освобождении. Через неделю их отпустили.
Но этим беды не закончились. Спустя три года сына Льва Гумилева снова арестовывают и приговаривают к пяти годам тяжелых работ на каторге. Несчастная мать часто посещала сына в тюрьме и передавала ему передачки. Все эти события и горькие переживания были отражены в ее поэме «Реквием».
В 1939 году Ахматова была принята в Союз советских писателей. В 40-м году был написан «Реквием». Затем вышел сборник «Из шести книг».
В начале Великой Отечественной войны Ахматова жила в Ленинграде. Состояние здоровья ее резко ухудшилось. По совету медиков она уехала в Ташкент. Там вышел новый сборник ее стихов. В 44-м году поэтесса решила вернуться в Ленинград.
После войны в 46-м году ее творчество было сильно раскритиковано вместе с творчеством М.Зощенко в журналах «Звезда» и «Ленинград». Они были выгнаны с позором из Союза писателей.
В 49-м снова был арестован сын Ахматовой. Она просила за сына, писала в правительство, но ей было отказано. Тогда поэтесса решается на отчаянный шаг. Она написала оду Сталину. Цикл стихов назывался «Слава миру!».
В 51-м году Фадеев предложил восстановить поэтессу в Союзе писателей, что и было исполнено. В 54-м году она принимала участие во втором съезде Союза писателей.
В 56-м году отпустили ее сына. Он был в обиде на мать, потому что, как ему казалось, она не добивалась его освобождения.
В 58-м году вышел новый ее сборник стихов. В 64-м году она получила Итальянскую премию «Этна-Таормина». На следующий год в Англии поэтессе вручили диплом доктора Оксфордского университета. В 66-м был издан последний сборник ее стихов. 5 марта того же года, будучи в санатории, она скончалась.
10 марта в Ленинграде было совершено отпевание Ахматовой в православном храме. Похоронена она была на кладбище в Комарово Ленинградской области.
Личная жизнь Ахматовой
Личная жизнь Анны Ахматовой интересует многих. Она официально была два раза замужем.
Первым мужем был Николай Гумилев. Они долго встречались и переписывались. Николай был давно влюблен в Анну, много раз делал ей предложение руки и сердца. Но она отказывала. Тогда Аня была влюблена в своего однокурсника. Но он не обращал на нее никакого внимания. Анна в отчаянии пыталась покончить собой.
Мама Анны, видя настойчивое ухаживание и бесконечные предложения руки и сердца Гумилева, называла его святым. Наконец, Анна сломилась. Она дала согласие на брак. Молодые люди повенчались в 1910 году. В свадебное путешествие они отправились в Париж.
Но, поскольку, Анна не могла никак ответить взаимностью своему мужу и согласилась на брак исключительно из жалости, то очень скоро место в ее сердце занял молодой художник Амадео Модильяни. С пылким итальянцем она познакомилась в Париже. Потом Анна приезжала к нему снова.
Он рисовал ее портреты, она писала ему стихи. Бурный, красивый роман вынужден был оборваться в самом разгаре, поскольку ни к чему хорошему бы он не привел.
Вскоре Анна и Гумилев расстались. Личная жизнь Анны Ахматовой в 18-м году изменилась: она вышла замуж второй раз за ученого Владимира Шилейко. Но и с ним развелась спустя три года.
Изменения в личной жизни Анны Ахматовой произошли в 22-м году. Она стала гражданской женой Н.Пунина. Рассталась с ним в 38-м году. Затем была в интимной связи с Гаршиным.