Все Культура в Челябинская область (Россия). Красивые места челябинской области Красивые деревни в челябинской области
Практически в каждой большой поездке получается отрезок маршрута, проходящий в отдаленном от цивилизации месте. Обычно этот участок в сотню другую километров занимает целый день, а уж есть там что снимать или нет, это зависит от удачи.
Поездка по Южному Уралу не стала исключением. Все сегодняшние фотографии сняты вдалеке от больших населенных пунктов и дорог. Координаты (вдруг вы тоже туда соберетесь) можно посмотреть в свойствах фото.
01.
Подъезды к Вознесенке радовали политическим чутьем жителей. Кто там говорил, что итоги выборов не отражают реальности?
02.
Сама Вознесенка известна большой старой церковью. Церковь в хорошем состоянии, действующая. Рядом есть памятник отмене крепостного права.
03.
Вокруг следы огромного колхоза. Колхоза нет, ангары разрушаются, столовая закрыта. Все как везде.
04.
Места очень красивые, люди живут.
06.
Маленький башкир
07.
А это уже жители деревни Мулдашево. Где-то тут должны находиться заброшенные корпуса завода царских времен.
08.
Не смотря на отдаленность, в селе живет около ста человек и заброшенных домов не много.
09.
Село, кстати, довольно старое и в нем сохранились столетние дома и ворота.
10.
Услышав стук топора пошел на звук. Мужики рубят пристройку к дому.
11.
Население тут в основном башкирское, говорят на смеси русского с чем-то. Не всегда понятно.
12.
Как найти завод я так и не понял, дороги в Челябинскую область вроде бы тоже нет.
13.
Местный ковбой. Паренек практически не говорил по-русски, но очень хотел помочь. Да, завод есть, но там одни стены и вы туда сейчас не проедете. Ну и что, что лето, не проедете. Что еще интересного? Да ничего. Поселок недалеко заброшенный есть. Да, проехать можно. Но на лошадях, вы не проедете и там сейчас живут волки.
14.
Брат. Ковбой-джуниор.
15.
Летние канукулы в разгаре. Кстати, магазин я видел, а вот школу что-то не приметил. Может, плохо смотрел.
16.
Выехали, чуть не закопавшись в глине, обратно по своим следам и доехали до стеллы на местной дороге. Чисто теоретически, если ехать дальше, то можно доехать прямиком до Ленинска. На практике дорога кончается в ближайшей деревне, а дальше идет разбитая тропка. Нам не повезло, весь день шел дождь, тропинки размыло и мы развернулись в поисках более цивилизованного проезда.
17.
Рядом со стеллой стоит памятный камень. С этого перекрестка жители окрестных деревень провожали своих мужчин на две войны.
18.
Это Ленинск. Поселок абсолютно не интересный, даже нет памятника Ильичу.
19.
Жительница очередной деревеньки на очередной границе Башкортостана и Челябинской области.
20.
Почему дети так любят надевать обувь наоборот?
21.
Примерно там же. В Муратовке стоит старая деревянная церковь, но в очень плохом состоянии. В очень.
22.
Не смотря на близкую цивилизацию, деревня производит удручающее впечатление. Старые покосившиеся дома, грязные коровы, куча собак, развалившаяся церковь и здание клуба…
23.
Местный фермер. Выкупил землю, два трактора, с женой выращивает свинок, что-то сеет. Дом хороший, крепкий, сам жизнерадостный. Для фото нам поросенка в трактор посадил без вопросов
24.
На закуску, повелитель утят на стихийном рынке птичников и животноводов рядом с Уфой.
25.
Вот и все. В тот день мы еще поплутали в поисках дорог, но ничего достойного внимания не обнаружилось.
Всё началось с одного фото, получившегося, когда я на рыбалке разглядывала деревню на противоположном берегу озера. Зум подтянул и появились очертания старой церкви...
Конечно же, в следующие выходные на рыбалку мы поехали через деревню. А вернувшись, я села искать.
Первое фото - через озеро.
Село Сугояк расположено в ста километрах к северо-востоку от Челябинска. В начале XX века село относилось к Шадринскому уезду Пермской губернии, в разные периоды советского времени - входило в состав Миасского, Бродоколмакского и Красноармейского районов.
Точная этимология слова «Сугояк» неизвестна. «Су» по-башкирски - «вода», «Аяк» - «нога». Согласно различным версиям, название озера может переводиться как «мокрая нога», «холодная нога», «остановка воды».
Точная дата основания села не установлена, однако существует интересное свидетельство древности этого населенного пункта. В «Очерках бедствий Далматовского монастыря и частию края с 1644 по 1742 год» протоиерея Григория Плотникова, опубликованных в «Пермских епархиальных ведомостях» за 1869 год, при описании башкирского восстания 1736 года уже упоминается деревня Сугояк. Между тем, станица Миасская (ныне село Миасское), а также город Челябинск были основаны именно в 1736 году. Следовательно, село Сугояк старше этих населенных пунктов.
Соседнее село Русская Теча, находящееся всего в 10 км, основано крестьянином Иваном Синицыным под названием Белоярская слобода в 1682 году, затем оно стало называться Теченская Слобода. Русская Теча - старейшее русское поселение на всей территории Челябинской области.
Один из старинных сугоякских домов
Возможно, Сугояк также возник в конце XVII в. Этому могла способствовать близость Русской Течи, игравшей важную роль в становлении Челябинского края (бывшей Исетской провинции), первым административным центром которого Русская Теча являлась в первой половине XVIII в.
О церкви. Сугоякская Ильинская церковь
построена и освящена в 1868 г. Решение о строительстве каменной церкви было принято на мирском сходе. Строили по классической русской технологии, с использованием куриных яиц для приготовления цементирующего раствора. Закрыта церковь в 1932 г., по воспоминаниям старожилов, власти пытались ее разрушить и даже пригоняли для этой цели стенобитную машину.
Фото 1992 года
Однако все, что смогли сделать - это отбить местами штукатурку да сорвать кресты с куполов; крест на колокольне так и остался по сей день самой высокой точкой в окрестностях. То, что не удалось стенобитной машине, потихоньку делает неумолимое время - церковь постепенно разрушается. Местные жители сняли железные листы с куполов, вырвали часть ажурных решеток из окон, чтобы сдать в металлолом; куда-то пропала одна из лежавших рядом с церковью мраморных кладбищенских плит - возможно, тоже кому-то пригодилась в хозяйстве. В годы советской власти Ильинская церковь использовалась под склад овощей и гараж. Благодаря тому, что помещение гаража было довольно сухим, еще в 80-х годах XX века там виднелись остатки фресок и памятных надписей.
Ильинская церковь сегодня (мои фото):
Рассказывают, что советская власть не смогла реквизировать церковное имущество в полном объеме, - часть утвари и оклады из драгоценных металлов были или вывезены, или спрятаны церковнослужителями. По одной из версий, клад спрятан где-то под зданием церкви, где были подвальные помещения и подземный ход, возможно, ведший в поповский дом, до сих пор стоящий напротив. Начало обрушенного подземного хода можно было видеть еще в конце XX в.
Поповский дом (показался странным, скорее купеческой лавкой). Начало обрушенного подземного хода мы не нашли.
Исторические факты процитированы из статьи Ирины ПАШНИНОЙ, Село Сугояк («Уральский следопыт», №12, 2006 г.)
Ильинская церковь села Сугояк (1868 года освящения)
Село Поповка располагается в живописном уголке Чебаркульского района – посреди Варламовского бора, между прочим, непростого лесного массива, а регионального памятника природы отнесенного в категорию лесных заказников. Именно здесь в начале 70-ых годов был построен промышленный объект государственной важности – цех № 11 по добыче и обогащению уранового концентрата. Производственное предприятие входило в состав горнодобывающего объединения -...
Развалины Синаро-Уральского винокуренного завода Завод представляет собой Г-образное здание, состоящее из трёхэтажной административной (в угловой части) и двухэтажных производственных частей (в крыльях). До революции выпускал алкогольную продукцию, в том числе наливки «Ерофеич» и «Спотыкач». Напитки были высокого качества, в красивых, покрытых сложным узором бутылках, наклейки отличались высоким полиграфическим качеством. Снежинские любители...
Объект представляет из себя огромные склады для сортировки и хранения зерна со множеством подземных и надземных конвееров. Все целое и находится в рабочем состоянии вплоть до обычных лампочек. На территорию заходит ветка железнодорожных путей, хотя, судя по рельсам, давно не используемая. Также на территории стоит целый автопарк заброшенной селькохозяйственной техники, буровые установки и т. п. С охраной не столкнулись, но следы присутствия...
Троицкий дизельный завод представляет из себя огромный комплекс построек. Цех литья алюминиевых сплавов расположен в трёх отдельно стоящих зданиях общей площадью 4500 кв м. Завод по периметру окружён двухметровым забором, на который очень легко забраться, потому что из него местами торчат металлические прутья. По всей территории завода и внутри зданий находится куча железа. То, что до него ещё не добрались так называемые «метальщики»,...
Жировой комбинат, расположенный в городе Троицк, при жизни производил майонез, жиры растительные пищевые, мыло глицериновое, мыло бытовое, мыло для прачечных. Полностью заброшен предположительно в 2009 году. На территории расположено около десяти зданий разного сохрана. Имеются здания, построенные очень давно, например, электроподстанция, а другие цеха - современные. Есть две небольшие градирни. «Начинки» цехов почти не осталось. Около...
Бывшая молотилка цементного завода. Расположена за городом. Примерно 1940-х годов постройки. Раньше это был целый район, были дома - в них жили работники завода. Сейчас там только руины. Во всех зданиях остались стены, некоторые перекрытия. Молотилка имела 3 этажа, однако попасть туда уже не получится. На территории было 2 цеха, и склад. Также было 2 бункера для хранения готового цемента. Были 2 капитальных 2-этажных квартирных дома и...
Завод в Златоусте, который ныне называется «Булат». На его территории активно идет демонтаж всего, что продается. Территория завода огромна - есть большая котельная, внушительные цеха, склады. В самом большом цеху вывезены все станки, остались только голые стены. В котельной все стоит на своих местах, но скоро доберутся и до нее. За рекой есть склад, двери которого опломбированы. Из охраны - только собаки.
Заброшенный цех около действующего предприятия в городе Кыштым. Небольшой по площади, состоит из производственного помещения и нескольких комнат. Внутри не осталось оборудования, лишь кое-какая мебель в административной части. На стенах остатки плакатов советской тематики. Находится в непосредственной близости от забора действующего предприятия, поэтому есть риск быть облаянным собаками.
Эта ночь в отличие от первой была теплой. Просыпаться даже рано утром было одно удовольствие.
После ритуального похода в лес, пока лагерь еще спал, пошарила в траве по всей поляне, уделив особое внимание сектору вокруг костра, попутно собрала мусор в пакет. Фонарик канул в лету. Была надежда, что кто-нибудь из наших видел и прибрал, чтобы не потерялся, но она впоследствии не оправдалась. Немного раздосадованная пошла досыпать.
В противовес вчерашнему дню, никто не решился встать первым, думая, что еще рано, раз остальные спят. Подъем был объявлен после того, как Лися, взглянув на часы, возвестила о начале одиннадцатого. Ребята посетовали, что утром по лагерю кто-то шарил, не украли бы чего! Я честно призналась, что этот коварный тип — я.
Отчет
Тюлюкский июнь
В село Тюлюк путешественники обычно едут только тогда, когда собираются отправиться покорять многочисленные близлежащие горы (хотя Большой Иремель, пожалуй, вне конкуренции) или прогуляться к Ларкиному ущелью. При этом само село представляет ничуть не меньший интерес для неспешных медитативных прогулок, уютных пикников и ловли сочных кадров. А чтобы путник здесь совсем уж не расслаблялся, местные коровы обязательно попытаются разжиться у него небрежно брошенным на заднее сиденье автомобиля пакетиком и еще его самого постараются облизать с ног до головы:)
В статье 26 примет настоящего сельского лета
Отчет
Ларкино ущелье: ради встречи с Духом леса можно и поплутать
Когда в пятницу мы приехали в Тюлюк, мой спутник по путешествию заставил сильно округлиться глаза встреченных по пути пермских туристов вскользь оброненной фразой «Мы сюда поесть приезжаем». Ага, где же еще еда может быть вкуснее, как не в пяти часах езды от Челябинска:) Впрочем, поездка действительно планировалась максимально лайтовой и ленивой. Но услышав, что туристы собираются идти к Ларкиному ущелью, невозможно было удержаться, чтобы не повторить этот путь:)
Правда, совпали у нас только конечные точки маршрута. Пока все нормальные люди шли просторной ровной тропой, мы двинулись напролом через заросли и буераки, умудрились преодолеть три брода вместо одного, чуть не убиться, едва не угробить технику и осмотреться на всех тропах, ведущих куда угодно, кроме как к ущелью.
Хотя в конце концов мы все-таки к нему вышли! А самое смешное, что на обратном пути выяснилось, что добраться до Ларкиного ущелья можно всего за 40 минут по вполне приличным широким тропам! На дорогу туда ушло около трех часов.
Хотя, честно говоря, мы так и не поняли, как, идя вдоль русла реки в течение нескольких часов, мы в итоге вышли к броду, который начинается от самого села, где мы начали свой путь! И вот от этого-то брода как раз и идти чуть больше получаса до ущелья. Получается, мы в какой-то точке начали идти назад? Колдовство какое-то!
Когда я пыталась дойти к ущелью впервые, два года назад, наша большая компания ушла куда-то далеко вверх, попала под ливень и под унылое кряхтенье одной из участниц вылазки приняла решение разворачиваться. Так что и тогда место водило за нос:) Впрочем, в том-то и кроется его очарование — чем глубже здесь забредаешь, тем больше своих тайн лес тебе открывает. В этот раз нам даже Дух леса показался во всей красе!
Отчет
Тюлюк: вся соль в деталях
Село Тюлюк я люблю не только за удивительную атмосферу, необыкновенно пряные лесные ароматы и чарующие горные виды, но и за замечательную креативность местных жителей, которые кто во что горазд дополняют свои дома разнообразным украшательством и милыми деталями. Туристические базы, естественно, отличаются не менее креативным подходом к оформлению.
В статье шесть показательных образчиков сельского творческого самовыражения
Отчет
Ты чо, с Урала?
Я — да! Причем из седьмого по величине российского города, столицы Южного Урала — Челябинска. Люблю его, несмотря на тяжелую экологическую обстановку в самом городе. Как и в прошлом году, улетая оттуда, меня настигла какая-то тоска. Но, наверное, это скорее по родным, которые остаются там, за почти 2000 км от меня.
Ладно, сегодня не об этом. Сегодня хочу показать природу Челябинской области.
Отчет
Во глубине уральских руд
Итак, накануне нам позвонили приятели и предложили прокатиться до Кыштыма (город в Челябинской области). В окрестностях этого города добывали слюду, по старым штольням и сейчас можно спокойно полазать. Нас дважды приглашать не надо, собрались и поехали. Тем более, очень вовремя погода свернула крещенские морозы, с почти -20 потеплело до -10. Самое время для прогулок.
Отчет
Ледяной фонтан в национальном парке «Зюраткуль»
Природа умеет удивлять, особенно зимой. Голубая диковинная скульптура из льда, величественно украшает один из пятачков заснеженного леса, притягивая многочисленные толпы туристов, желающих воочию поглядеть на хрустальный купол лесного фонтана. И не было бы такого сюрприза, если бы в 1976 году, группа геологов, сделавших скважину в поисках железной руды не пробурила водоупорный горизонт. Скважину сделали, попали в артезианский бассейн, а оттуда мощным потоком хлынула вода. Бурение пришлось прекратить. Попытки заделать скважину не увенчались успехом. И вот уже 40 лет бьёт фонтан в небо. С тех пор, это местечко стало одним из самых посещаемых в зимний период в национальном парке «Зюраткуль».
Свердловская деревня Растесс уже пятьдесят лет наводит жути на уральцев. По легенде, село исчезло в один момент. Соседи давно не видели никого из Растесса и отправили туда нескольких крепких мужиков проверить, все ли в порядке. Обратно сельчане вернулись бледные и перепуганные. «В деревне не осталось ни одного жителя, - говорили они. - При этом все вещи лежат на своих местах. Мебель и иконы нетронуты, на столах – посуда, а на одном крыльце и вовсе лежала книга, раскрытая так, словно ее хозяин отошел и вот-вот вернется».
Еще один шок ждал соседских мужиков на деревенском кладбище: могилы были раскопаны… Спустя полвека журналисты «КП » провели свое расследование и выяснили, что же произошло в загадочной деревне на самом деле…
«КОЛДУНЫ ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ!»
Рядом с Растессом колдуны всегда жили. Говорят, они там обосновались в 15 веке, еще до того, как проложили Бабиновский тракт, который вел из центральной России в Сибирь . На этом тракте-то и возникло село Растесс. Но колдуны всегда недолюбливали пришлых людей, обосновавшихся на их территории…
Мы сидим на уютной кухне у жителя села Павда Владимир Ильиченко . От руин Растесса до Павды 25 километров. Мы остановились здесь, чтобы узнать у местных, как лучше добраться до развалин.
«Хотим разгадать тайну исчезновения», - дружелюбно тараторили мы аборигенам. Но те лишь отмахивались и крутили пальцем у виска. Мол, жить что ли надоело. Лишь Владимир Петрович проявил гостеприимство. Пригласил погреться к себе домой. Но только мы отхлебнули горячего чая с душистым малиновым вареньем, у старика в ход пошли «байки из склепа».
Какой-нибудь житель Растесса пойдет в лес, набредет на это колдовское племя, те ему мысли запудрят. Человек вернется к своему дому, а внутрь зайти не может, ходит вокруг, а дверь как будто не видит. Гипнотизировали, видимо. Мне это бабка рассказывала! Мне кажется, колдуны и похитили весь Растесс для своих обрядов.
Мы благодарим за полдник и спешно собираемся в дорогу. Ну какие колдуны? 21 век на дворе. А нам вдогонку продолжают нестись «неизданные сказки братьев Гримм »:
Если вдруг услышите заунывное пение, закройте уши. Это русалки могут с реки петь. Иногда они по несколько суток поют, беду кликают…
ПРИЕХАЛИ
Ну и чего сидим? Берем рюкзаки и вперед пешком. Дальше мы точно не проедем, - мрачно улыбается наш водитель, когда наша Skoda увязла в грязевом месиве.
Мы в 500 километрах от Екатеринбурга . Самая окраина Свердловской области. Вокруг недружелюбный лес, под ногами – снежное болото, по которому с трудом удается передвигаться, а вокруг - ни души. Тут невольно начинаешь верить в байки старика из Павды. Прислушиваемся и вздрагиваем. Рядом кто-то поет… Пронесло! Это наш водитель затянул «Березы» группы «Любэ».
Вздрагивая от каждого шороха, мы все-таки умудрились пройти нужные километры. Мы вроде бы уже должны быть в заброшенном Растессе. Но мы стоим посреди поля! И ни колдунов, ни русалок вокруг. Хотя в минус пять последние, пожалуй, недееспособны.
А, может, дед Владимир правду говорил, - испуганно крестится водитель. – Может, это колдуны заставили нас заблудиться?!
Вдруг сзади раздается зычное: «Эй вы». «Точно колдуны нашли!», - в ужасе переглядываемся мы.
Ребята, вы чего здесь бродите? – приближается к нам мужчина, с головы до пят одетый в камуфляж. – Я – Сергей. Лесничий.
Когда мы делимся с новым знакомым своим редакционным заданием, тот сочувственно улыбается:
Вот ваш Растесс. Мы сейчас прямо стоим на месте села. За полвека камня на камне не осталось. Хотя какие здесь камни. Все постройки деревянные были.
Ну, а вы-то как думаете – куда все местные жители делись? Правда исчезли? – интересуемся мы.
А кто вам сказал, что исчезли все? Я лично знаю одну женщину из Растесса. Жива-здорова. Живет в городке Кытлыме . Тут недалеко. Километров 20. Навестите ее!
«МОГИЛЫ РАСКОПАЛИ БЕГЛЫЕ ЗЕКИ»
Ребята, вы даже не представляете, как мне обидно за Растесс, - встречает нас 65-летняя Людмила Половникова . – Ох уж эти россказни туристов. Никто в нашем селе не исчезал.
И колдуны в лесах не жили? – разочарованно вздыхаем мы.
Я вас умоляю, - смеется старушка. – Хотя «черти» к нам иногда захаживали. Мы так беглых зеков называли. Рядом с поселком после прихода коммунистов к власти построили колонию. И, случалось, оттуда сбегали всякие бандиты. А у нас ведь золото добывали в Растессе. Вот беглецы первым делом к нам и шли – грабили себе на новую жизнь.
Многие семьи как раз и уехали из-за заключенных. Среди зэков почему-то пошел слух: в Растессе так много золота, что местные когда хоронят людей, даже кладут золото в гроб. Вот эти скрывающиеся отморозки и перерыли однажды все кладбище. Разумеется, это испугало местных жителей, и они уехали.
Из бывших жителей Растесса Людмила Анатольевна поддерживает отношения лишь со своей подругой детства Верой Поповой . Мы с ней встречаемся на ее нынешней малой родине, в Краснотурьинске .
Помню времена, когда в Растессе было больше тридцати домов, - вздыхает Вера Михайловна. - Жили большими семьями, всегда все было живо, весело. Проблемы стали возникать постепенно. Школа, в которой раньше учили до седьмого класса, перешла на режим начальной. Родителей это, понятно, не устроило, и они стали возить детей в соседний поселок Тылай. Когда детей стали увозить учиться в другие села, поселок заметно опустел. А дальше посыпались неприятности: школу закрыли окончательно, затем исчезли клуб и медпункт… Точкой кипения для растессовцев стало закрытие единственного магазина. В нем брали все самое необходимое: сахар, муку, иногда конфеты. Когда магазин закрыли все стали массово оттуда уезжать. А что там делать? Сами посудите: ни больницы, ни магазина, ни школы, только зэки как к себе домой шастают.
- Почему жители Растесса не взяли с собой вещи во время переселения? - недоумеваем мы.
Сами подумайте, а кто с собой по бездорожью мебель потащит? - хмыкает Вера Михайловна. - Вот иконы, да, жалко: у кого-то образов много было, и взять все не удалось.
- А кто мог придумать легенду об исчезнувшем Растессе?
Да кто угодно! Мужики из соседнего села вполне могли быть настоящими: например, они видели деревню еще цветущей, а тут пришли и наткнулись на пустые дома. Если был среди них знаток местного фольклора, он легко мог нафантазировать, что все жители исчезли. Слухи в деревнях распространяются мгновенно. А потом, наверное, зашли какие-нибудь туристы. И понеслась дурная слава о поселке по России. Растесс наши предки назвали в честь Бабиновского тракта. Люди тогда говорили, что они «растесывают леса», то есть прокладывают дорогу. Вот и эта легенда проложила себе дорогу на долгие годы вперед.