Что происходит с российским образованием? Образование в 90 годы 20 века.
Страница 2 из 4
Образование и наука
Скудость финансирования (в 2000 - 40% от уровня 1991) предопределила кризисное состояние системы образования. В 1992 г. принят “Закон об образовании”, согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов (в СССР предусматривалось обязательное полное среднее образование). Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пределами школы многих ребят - в 1995 г. их оказалось 1,5 млн. И хотя впоследствии Указом Президента конкурс был отменен, негативные результаты предыдущего решения преодолеть не удалось. Современная школа играет определенную роль и в развитии социально-классовой структуры, углублении социальной поляризации общества. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможности для получения образования их детьми. Появление же “дополнительных образовательных услуг” (как правило платных) в старших классах, открытие платных школ, гимназий, лицеев обусловливает воспроизводство социального неравенства уже на уровне молодежи.
Пыталась адаптироваться к новым условиям и высшая школа. С 1992 по 2000 г. число государственных вузов выросло с 535 до 590. Особенно популярными были “рыночные” профессии: экономист, финансист, менеджер, юрист. Преимущественно по этим и некоторым другим специальностям вели подготовку и новые негосударственные, в основном коммерческие, вузы. Их число с 1993 по 2000 г. выросло с 78 до 349. Однако в 1992-1995 общее число студентов было меньше, чем в советское время, составляя в среднем чуть более 2,6 млн в год (1991 - 2,8). Затем желающих учиться становилось все больше, и в 2000 г. численность студентов превысила 4 млн человек.
В Законе “Об образовании” 1992 г. проводились идеи о его деидеологизации и вариативности. Утверждение этих принципов шло противоречиво. Деидеологизация образования часто сводилась к замещению коммунистической идеологии, которая господствовала в советской школе, либеральной в ее крайне упрощенном, вульгаризованном виде. Вариативность же оказалась средством размывания общегосударственного стандарта. Появились сотни новых учебников и пособий, прежде всего по гуманитарным дисциплинам, которые внедрялись в учебный процесс без должной предварительной апробации. Многие содержавшиеся в них идеи получили неоднозначную оценку научной и педагогической общественности.
К началу нового тысячелетия сформировались представления об основных направлениях модернизации всей системы образования в России. Ее цель - осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Школа станет 12-летней: 10 классов обязательны для всех, 2 последних-профильное образование. Начинать учиться дети будут с 6 лет, а в 16 смогут получить аттестат зрелости. После этого ученик должен определиться - идти в профтехучилище или продолжать образование в старшей, профильной школе. Переход на “двенадцатилетку” планировалось осуществить к 2006/07 учебному году. Планировалось полностью изменить систему сдачи выпускных и вступительных экзаменов. В 2005 г. их заменит единый государственный экзамен (ЕГЭ), который будет проводиться вне стен вуза и школы. Существенные изменения претерпят и принципы финансирования вузов: каждый потенциальный студент должен получить Государственное индивидуальное финансовое обязательство (ГИФО), общее их количество и определит масштабы финансирования вуза в зависимости от его востребованности и популярности. В 2002 г. в эксперименте по введению ЕГЭ приняли участие 17 регионов (в 2001 г. - 5). Началась и апробация механизма ГИФО.
1990-е годы были очень трудными для отечественной науки. Резкое сокращение инвестирования в фундаментальные исследования и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) оказало негативное влияние на состояние как естественных, так и гуманитарных наук. Численность работающих в научно-технической сфере снизилась более, чем в 2,5 раза - с 2,1 млн в 1990 до менее 800 тыс. в 2000. До критического уровня уменьшился приток в науку молодых специалистов: ныне средний возраст докторов наук более 60 лет, а кандидатов - приближается к 55. Свыше 50 тыс. ученых (прежде всего математиков, физиков, химиков, биологов), вынужденных покинуть Россию, работают в других странах. Крайне недостаточно обновляется материально-техническая база науки, сократилось ее информационное обеспечение.
Согласно принятому в 1996 г. “Закону о науке и государственной научно-технической политике”, расходы на науку гражданского назначения должны составлять не менее 4% расходной части бюджета. Однако добиться этого не удалось. В этих условиях укрепляется представление о том, что приоритетному финансированию подлежат те отрасли науки, в которых Россия уже занимает признанные в мире позиции, а также сферы, способные обеспечить технологической прорыв в отечественной экономике. На это направлена реализация таких федеральных начинаний, как “Российская космическая программа”, Программа конверсии, “Электронная Россия”. Признанием достижений российской науки стало награждение Нобелевской премией известного физика академика Ж. И. Алферова.
УЧЕБНИКИ
ДЛЯ РУХНУВШЕЙ ЭКОНОМИКИ
Как финансировалось образование в 90-е
T&P и Фонд Егора Гайдара завершают спецпроект «Выпуск-90» о том, как в постсоветской России менялось образование и как оно меняло людей. Несмотря на то что с самого начала образовательной реформы денег часто не хватало , а учителя почти 10 лет ходили на митинги и забастовки как на работу , удалось сделать немало: в школах узнали, вузы из государственной монополии, высшее образование стало доступным (возможно, ), а люди осваивали и . В последней серии мы поговорили с экономистом Евгением Гонтмахером, ректором РУДН и бывшим министром образования Владимиром Филипповым, а также научным руководителем Института образования ВШЭ Исаком Фруминым о том, как в те годы выживала система образования.
Исак Фрумин
научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, заместитель главного редактора журнала «Вопросы образования»
Владимир Филиппов
председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки, ректор РУДН (с 2005 года и до этого в 1993–1998), с 1998-го по 2004-й был министром образования
Евгений Гонтмахер
экономист, член правления Института современного развития, в 1992 году был начальником Управления министерства труда, а с октября 1993-го по апрель 1994-го - заместителем министра социальной защиты
ЗАРПЛАТЫ
Владимир Филиппов : Основной проблемой в образовании и здравоохранении на тот момент были долги по заработной плате, в первую очередь – зарплате учителей. В каждой области в одних районах зарплату бюджетникам платили, а в других были долги. Помню, была такая шутка: когда в Череповце учителя перекрыли железную дорогу, то говорили, что голодные милиционеры пошли разгонять голодных учителей. В высшем образовании ситуация отличалась несильно. Когда я еще был ректором РУДН, зарплату сотрудникам и стипендию студентам часто выдавали так называемым «товаром». То есть, нам говорили: «Поезжайте на такой-то вокзал, там десять вагонов шин, это вам на зарплату. Продадите шины, возьмете деньги и выдавайте». Но мы же прекрасно понимали, что эти шины взяты с завода, где их никто не покупает, они никому не нужны. А зарплату платить людям надо. И доходило не только до забастовок, но и до голодовок: во Всеволжском районе Ульяновской области тогда учитель после голодовки умер.
Евгений Гонтмахер : В принципе, я считаю, в той ситуации делали все, что можно. Брали займы, кредиты. Но все-таки главным фактором было состояние экономики. Первые признаки выздоровления экономики начались только в 1994 году, и то слабые, чисто символические. И они не успели закрепиться. Остановилось падение производства, но устойчивого роста не было. Собственно, тогда правительство, которое пришло в 1997 году - правительство младореформаторов, - как раз готовилось провести очередную волну реформ, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост. Но случился 1998 год.
Как росли учительские зарплаты по отношению к ВВП с 1995 года
КРИЗИС 1998-ГО
Владимир Филиппов : Кризис 1998 года очень сильно подрубил профтехобразование: если нечем было платить зарплату учителям и вузовским преподавателям, то где же находить деньги на ПТУ? И тогда много социальных льгот рухнуло, хотя мы [в правительстве] очень поддерживали такую идею: если дети не поступают в вузы, то пускай идут в училища и техникумы. Это сейчас уже забывается, но в связи с дефолтом число беспризорников выросло в сотни раз. По всей стране дети убегали из семей, у родителей не было денег, чтобы кормить семью. В 1999 году у нас с МВД была целая комиссия по борьбе с беспризорниками, как при Ф.Э. Дзержинском.
В то же время, чтобы выпускать востребованных специалистов, ПТУ должны обладать современной материальной базой. Когда мы готовим детей на старых комбайнах, а частники уже приобретают новые, чему мы их учим? Или, например, мы говорим про «евроремонт», а в ПТУ преподают по советским стандартам. Сначала нужно было в училища купить хорошее современное оборудование, потому что учить было не на чем. Кроме того, долгое время существовало представление, что училища - это забота работодателей, пусть и вкладывают деньги. Такая концепция оказалась наивной: работодатели были экономически не готовы, им самим бы выжить. Мы предлагали и идею соучредительства училищ, чтобы, например, государство обеспечивало зарплату сотрудникам, а работодатель - материальную базу. Но, к сожалению, и тут ничего не получилось.
Конечно, в условиях жесткой экономии муниципалитеты закрывали некоторые ПТУ, но одновременно они понимали, что если ребята не пойдут в училища, то это же будущие беспризорники, поэтому многие сохраняли учреждения даже на очень слабом уровне, просто чтобы решать социальную проблему. А уж куда их выпускники пойдут работать - это вопрос вторичный. Поэтому мы даже в программе модернизации прописали приоритет не высшему образованию (оно все равно выживет, у него больше ресурсов), а начальному профобразованию. Людей с высшим образованием должно быть меньшинство, но у нас эта пирамида - в том числе за счет частного и платного образования в госвузах.
Сколько бюджетных и внебюджетных денег в среднем приходилось на один государственный вуз (в тысячах рублей, по ценам 1998 года)
СПРОС НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Исак Фрумин : В советской системе доступ к высшему образованию был подчинен госплану. Его получали не больше 20% выпускников [школ]. В ряде республик, включая РСФСР, количество желающих пойти учиться в вузы к концу советской власти превышало число мест в три раза. В 90-е это вдруг стало возможным. И до этого люди считали, что белые воротнички, которые выходят из вузов, живут лучше. Кстати, это отчасти правда, несмотря на то что мы иногда говорим, что в СССР инженеры жили хуже, чем рабочие.
Массовизация высшего образования отразилась на его качестве. Одно дело, когда в вузы шли 20% лучших, другое - когда пришли уже 60%. Если бы тогда был ЕГЭ, мы бы сказали, что при советской власти в вузы шли только студенты, у которых результат был выше 80 баллов, а потом пошли те, у кого он был выше 50. Кроме того, и в преподаватели тогда кто только не шел, что также ухудшило качество образования. Ну и надо признать, что в 90-е годы имущественное положение преподавателей, включая профессоров, стало безобразным, в этом смысле у них просто пропал стимул хорошо, качественно работать.
Евгений Гонтмахер : В 90-е образовался разнообразный рынок платных услуг в вузах. Вузы самого низкого качества были доступны даже для малообеспеченных. Ради того, чтобы дети получили дипломы, люди были готовы заплатить эти, в общем, небольшие деньги. Для тех, кто побогаче, более престижные вузы предлагали более объемные программы. Доступность высшего образования в 90-е повысилась за счет того, что можно было заплатить и хоть какой-то диплом получить.
Как изменилось соотношение государственных и частных расходов на образование
НОВЫЙ РЫНОК ТРУДА
Исак Фрумин : В 90-е произошел всплеск интереса к экономическим и юридическим специальностям. В СССР сервисная экономика считалась частью экономики, не требующей высшего образования. Новое время потребовало более образованных людей, и они нашли себе место. Безусловно, здесь сыграло роль обнищание значительной части инженеров и безумное обогащение какой-то группы финансистов и юристов, но в целом это было рациональное решение с точки зрения изменения структуры рынка труда. Однако важно, что и в 90-е годы, и сейчас инфляции высшего образования в собственно экономическом смысле не было и нет: у нас по-прежнему высокая премия за высшее образование.
Владимир Филиппов : Мы уже в то время понимали, что приоритет должен быть отдан не экономистам и юристам: этой сфере можно уделять меньше внимания и выделять на нее меньше бюджетных мест, потому что туда все равно будут поступать на платной основе. А поддерживать надо было технические направления, чем мы и занимались. Хотя призывать выпускников поступать в инженерные вузы в 1998-2001 годах, когда промышленность еще не поднялась, было тяжело. Дети видели, что у них в райцентрах все заводы встали - зачем идти в инженеры, когда все рухнуло? Лучше уж в какие-нибудь менеджеры. Чтобы изменить ситуацию, потребовалась не только работа министерства образования, но и экономические реформы.
ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Исак Фрумин : Граница между так называемыми элитными и неэлитными вузами в 90-е годы начала размываться. Некоторые вузы потеряли свои советские привилегии и не научились жить в новых условиях. На рынке высшего образования возникла реальная конкуренция - прежде всего за платных студентов. Появились более богатые вузы, которые начали переманивать преподавателей и студентов.
Дополнительный запрос на высшее образование удовлетворялся в основном за счет платного высшего образования. Как и во всяком бизнесе, появилось стремление сэкономить и максимизировать прибыль. Поэтому у нас существенно выросла доля заочного высшего образования. Россия - один из мировых лидеров по этому параметру.
С начала 2000-х годов одним из факторов новой дифференциации стал ЕГЭ. Затем и само государство устроило дополнительную конкуренцию, появились конкурсные программы вроде «5–100». Конкуренция за деньги студентов, качество студентов и господдержку фактически привела к возникновению нового элитного сектора. Это существенная трансформация после 90-х годов.
Евгений Гонтмахер : В отличие от вузов, типовая школа в 90-е годы жила в основном за счет бюджетных дотаций. Хотя школам разрешили коммерческую деятельность, доходы, скажем, от сдачи в аренду спортзала или от дополнительных курсов были копеечные. От школы к школе, конечно, разница есть, но в целом они оказывали очень небольшое количество платных услуг, и радикального перелома тут не произошло.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Исследование школьного гуманитарного образования на примере дисциплины школьного обществоведения в России периода 1985-2005 гг. Образовательная политика власти и общественные науки в школе. Традиции советской системы обществоведения в эпоху перестройки.
курсовая работа , добавлен 29.03.2012
Современная образовательная политика России: основные направления и проблемы, разработка мероприятий и предложения по реформированию, оценка ожидаемых результатов. Специфические особенности современного школьного обществознания в контексте модернизации.
контрольная работа , добавлен 28.03.2012
Мониторинг как средство повышения качества образования (на примере г. Южно-Сахалинска). Управление реализацией ПНП "Образование" на территории муниципального образования. Роль и задачи реформирования системы школьного образования в современном обществе.
курсовая работа , добавлен 12.08.2013
Пути преобразования школьной системы 1920-1930-х гг. Значение в развитии школьного образования декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Появление сети педагогических институтов и техникумов. Комсомольские и пионерские организации.
реферат , добавлен 28.05.2009
Обоснование варианта построения школьного курса информатики наиболее приемлемого к школам города Нижнекамска на данном этапе информатизации общества. Анализ развития мышления школьников, подготовки к практической деятельности, продолжению образования.
курсовая работа , добавлен 02.05.2012
Кризис современного школьного образования и история формирования стандартов, их функции, роль и назначение в системе обучения. Методика преподавания функциональной линии по математическим стандартам. Анализ различных учебных пособий по математике.
дипломная работа , добавлен 26.02.2012
Особенности дошкольного и школьного образования во Франции: детские сады, начальное образование, высшая школа. Обзор этапов и требований для обучения в коллеже и лицее во Франции. Отличительные черты высшего образования "короткого" и "длинного" цикла.
курсовая работа , добавлен 09.11.2010
Истоки и развитие русской национальной школы; концептуальные ориентиры и эволюция школьного исторического образования. Модернизационные и информационные изменения в обществе, формирование личности на базе овладения мировыми историческими традициями.
Куда продвигалось наше образование в 90-е годы
В 90-е годы проблемы, доставшиеся в наследство от советской системы образования, значительно обострились. Возникли и совершенно новые проблемы, не существовавшие ранее или успешно решенные советской властью.
Объемы государственного финансирования российского образования в 90-е годы значительно сократились. При этом тенденция к снижению показателя расходов на образование, как % от ВВП, отличала РФ не только от развитых стран, но и от европейских стран с переходной экономикой (табл. 1 и 2). Увеличение доли государственных расходов на образование в ВВП, позволило большинству этих стран почти не сократить расходы на образование в сопоставимых ценах в период экономического спада, сопровождавшего реформирование экономики. В большинстве этих стран средняя заработная плата работников образования не упала ниже уровня средней заработной платы занятых в экономике.
Таблица 1. Некоторые показатели финансирования системы образования Российской Федерации в 1991-2000 годы
Государственные расходы на образование: |
||||||||||
в сопоставимых ценах (1991=100)* |
||||||||||
Средняя заработная плата в образовании: |
||||||||||
В % к средней по экономике |
||||||||||
в % к величине прожиточного минимума |
*Рассчитано методом дефлятирования издержек по статьям бюджетной классификации расходов
Таблица 2. Некоторые показатели финансирования образования в период экономического спада в европейских странах с переходной экономикой *
Расходы на образование в % к ВВП: |
||||||
Болгария |
||||||
Словакия |
||||||
Расходы на образование в сопоставимых ценах (1990=100): |
||||||
Болгария |
||||||
Словакия |
||||||
Средняя заработная плата в образовании в % к средней заработной плате в экономике: |
||||||
Словакия |
||||||
*См. Trends in Education Access and Financing during the Transition in Central and Eastern Europe - World Bank Technical Paper N 371. Washington,1997.
В Российской Федерации падение реальных расходов на образование в 90-е годы носило обвальный характер. Средняя заработная плата в отрасли упала ниже величины прожиточного минимума; при этом имели место и многомесячные задержки с выплатой зарплаты. Существенно ухудшилось состояние материально-технической базы образовательных учреждений. Уровень технической оснащенности школ сократился, например, в несколько раз. Практически была провалена программа компьютеризации общеобразовательных учреждений: один современный компьютер приходится сейчас в среднем на 500 учащихся . Резко сократился ввод в действие новых объектов системы образования (рис. 1). Значительная часть зданий образовательных учреждений требуют в настоящее время капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии.
Рисунок 1. Ввод в действие объектов системы образования в Российской Федерации, в % к 1990 году
Одной из основных негативных тенденций в системе образования России в последнее десятилетие стало усиление дифференциации в доступности разных ступеней образования, а также в уровне и качестве получаемого образования. Растут межрегиональные различия, различия между городской и сельской местностью, неравенство возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов.
Среди основных причин роста дифференциации в системе образования следует отметить, во-первых, перенос ответственности финансирования большинства образовательных учреждений на уровень местных бюджетов (из общих расходов на образование консолидированного бюджета РФ в 2000 году на местные бюджеты приходилось 62%, бюджеты субъектов федерации - 20%, федеральный бюджет - 18%) при значительных различиях в величине их доходной базы и, во-вторых, рост платности образования. Идеологическим обоснованием этих процессов явилась концепция либерализации образования, в том числе децентрализации управления, расширения многообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений, предоставления "свободы выбора" форм и видов обучения.
8 - Федеральная программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-05 гг." (проект) - Народное образование, 2001, N 1.
С полуобморочным букетом растрепанных астр я стояла на первой в своей жизни линейке. На фасаде нашей школы было написано: «Славься в веках, Ленин!». Фраза надежная, красно-бело-кирпичная. Серьёзные пионеры в красных пилотках выносили багровое плюшевое знамя. Старательно отутюженные галстуки вызывали зависть первоклашек. В 1984 году начиналось наше путешествие. Казалось, маршрут предельно ясен и незыблем, как вечная строка из кирпичей.
Через 10 лет на месте надписи протянется полоса коричневой краски. Не покидая знакомых стен, мы окончим школу в другой стране. Отгладить свои галстуки еще успеем, а вот комсомольцами так и не станем. И очень быстро поймём, что готовились к жизни в мире, которого не существует…
Вернёмся в 84-й. Перестройка набирала обороты. Расцвела и созрела школьная реформа. Цвела красиво, полыхая лозунгами всеобщего компьютерного обучения. Плоды оказались весьма скудными: ввели 11-летнее образование, частично обновили учебные программы, немного повысили зарплату учителям. «Прыгать» через класс было интересно и круто. Чтобы выровнять нумерацию классов, в нашем потоке был пропущен «шестой уровень». Мы очень гордились, что небыли «шестерками» и умудрились закончить 11-й класс, проучившись всего 10 лет.
Мы взрослели, обстановка стремительно менялась. С 88-го был объявлен курс на демократизацию и гуманизацию образования. Жёсткая регламентация школьной жизни ослабевала. Ученики жадно рвались к свободе.
Одной из первых капитулировала форма. Одинаковые коричневые платья вдруг стали символом тотальной унификации и подавления личности. На школьных собраниях большинство голосовало за свободную форму. Самые отчаянные воевали с педагогами за возможность носить на уроках джинсы. Заставить учениц смыть косметику или снять золотые серёжки теперь могли только самые смелые учителя старой закалки.
Демократизация захлестнула школу, уничтожая не только пережитки тоталитарного общества, но и ценный опыт, традиции качественного образования. В начале 90-х отменён обязательный государственный минимум предметов. Школам предоставлено право выбора учебников и программ, которые плодились с завидной скоростью. Сработанные на скорую руку, не апробированные, не подкрепленные серьёзными исследованиями, новые системы посеяли хаос в образовании. Была нарушена преемственность средней и высшей школы, резко упал уровень подготовки учеников.
Страну сотрясал кризис. Звучит дико, но в 11 классе нам приходилось готовиться к экзаменам при свете керосиновой лампы. Наши родители получали зарплату с интервалом 3-6 месяцев. Учителя стали покидать школу – их оплата была одной из самых низких. Уходили талантливые и сильные, а молодежь не спешила занять их места. Позже это назовут «кадровым голодом».
Летом 94-го мы отнесли свои новенькие аттестаты в институты и колледжи, где нас ласково зазывали на коммерческие отделения. Бывшие советские первоклашки приспособились к рыночным отношениям. Хлебнули свободы, вычёркивая из Вузовских учебников имена классиков коммунизма…
Моя старая школа еще работает. Исправно принимает в свои ряды новобранцев с астеничными цветочками в потных ладошках. А я тихо надеюсь, что когда-нибудь на месте коричневой полосы напишут хорошие, добрые слова.