Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных
Примечание 1. Обычно пишется с прописной буквы первое слово каждой строки в стихотворениях независимо от наличия или отсутствия знака препинания в конце предшествующей строки.
Примечание 2. После многоточия, не заканчивающего предложения, а обозначающего перерыв в речи, первое слово пишется со строчной буквы, например: А у меня на этой неделе... того... сын помер (Чехов).
Примечание 3. Если вопросительный, или восклицательный знак, или многоточие стоит после прямой речи, а в следующих далее словах автора указывается, кому принадлежит эта прямая речь, то после названных знаков первое слово пишется со строчной буквы , например:
— Да, он славно бьётся! - г оворил Бульба, остановившись (Гоголь).
— Жить-то надо? - в здыхая, спрашивает Мигун (М. Горький).
— Ветру бы теперь дунуть... - г оворит Сергей (М. Горький).
§ 93. С прописной буквы пишется первое слово, следующее за знаком восклицательным, поставленным после обращения или междометия, находящегося в начале предложения, например:
О Волга! П осле многих лет я вновь принёс тебе привет (Некрасов).
Ах! П оскорее бы эта ночь прошла (Чехов).
Примечание. Слово, следующее за восклицательным знаком, поставленным после междометия в середине предложения, пишется со строчной буквы, например:
Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! т еперь уже нет (Гоголь).
§ 94. С прописной буквы пишется первое слово после двоеточия:
- Если это начало прямой речи, например:
Вытеснив меня в кухню, Болеслав шёпотом сказал: «Э то человек из Парижа, с важным поручением, ему необходимо видеть Короленко, так вы идите, устройте это...» (М. Горький).
- Если это начало цитаты, являющееся самостоятельным предложением, и первое слово цитаты начинает собой предложение в цитируемом тексте, например:
Он раскрыл книгу и прочитал: «О сень 1830 года Пушкин провёл в Болдине».
Примечание. Цитата, включаемая в предложение как продолжение его, пишется со строчной буквы, например:
Когда-то и где-то было прекрасно сказано, что «повесть есть эпизод из беспредельной поэмы судеб человеческих». Это очень верно; да, повесть - распавшийся на части, на тысячи частей роман, глава, вырванная из романа. (Белинский).
- Если это начало отдельных рубрик текста, начинающихся с абзаца и заканчивающихся точкой (см. §128).
§ 95. Пишутся с прописной буквы имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища , например: Александр Сергеевич Пушкин , Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) , Макбет , Иван Грозный , Сципион Старший , Иван Кольцо , Соловей Разбойник , Ричард Львиное Сердце , Владимир Красное Солнышко , Пётр Первый (Пётр I) .
Примечание 1. Артикли и частицы при иностранных фамилиях и именах пишутся со строчной буквы, например: д’Артуа , ван Бетховен , де Валера , Леонардо да Винчи , фон дер Гольц , ла Мотт , Бодуэн де Куртене , де ла Барт , Абд эль Керим , Кёр-оглы , Измаил-бей .
Артикли и частицы, слившиеся с фамилиями, а также такие, которые присоединяются к фамилии при помощи дефиса, пишутся с прописной буквы, например: Лафонтен , Лавуазье , Ванкувер , Макдональд , Ван-Дейк . С прописной же пишутся все фамилии, начинающиеся с о (присоединяемого к фамилии апострофом) и с мак- , сен- , сан- , например: О’Коннор , Мак-Магон , Сен-Симон , де Сен-Моран , Сан-Мартин .
Примечание 2. Китайские фамилии (они стоят перед именами) пишутся слитно, независимо от числа слогов, и начинаются с прописной буквы. В китайских именах (стоят после фамилий) первая часть начинается с прописной буквы, вторая же, если она есть, пишется со строчной буквы и присоединяется к первой дефисом, например: Цяо (фамилия) Гуань-хуа (имя), Чжань Хай-фу , Чэнь И .
В личных фамилиях и именах корейцев, вьетнамцев, бирманцев и индонезийцев все части пишутся с прописной буквы и дефисом не соединяются, например: Хо Ши Мин , У Ну , Ко Тун , Аунг Сан , У Ну Мунг , Такин Коде Хмеинг .
Примечание 3. Индивидуальные названия людей, превратившиеся из имён собственных в имена нарицательные, пишутся со строчной буквы, например: ловелас , донжуан , меценат , ментор .
Но если такие названия людей лишь употребляются в нарицательном смысле, но не превратились в имена нарицательные, то они пишутся с прописной буквы, например:
Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать (Ломоносов);
Не каждый день рождаются Гоголи и Щедрины.
Примечание 4. Индивидуальные названия людей, употребляющиеся в презрительном смысле как родовое название, пишутся со строчной буквы, например: азефы , квислинги .
Примечание 5. Названия предметов и явлений, образовавшиеся из имён или фамилий людей, пишутся со строчной буквы, например: ом , ампер , кулон (физические единицы), форд (автомобиль), браунинг , маузер (виды автоматических пистолетов), френч , галифе (виды одежды), наполеон (пирожное).
Примечание 6. Наименования званий, титулов и должностей пишутся со строчной буквы, например: министр , президент , маршал , заслуженный деятель науки , учёный секретарь , сенатор , статский советник , папа , король , шах , хан , паша .
Примечание 7. Наименования высших должностей и почётных званий в СССР - Председатель Президиума Верховного Совета , Председатель Совета Министров СССР , Герой Социалистического Труда , Герой Советского Союза , Маршал Советского Союза - пишутся с прописных букв.
§ 96. Пишутся с прописной буквы индивидуальные названия, относящиеся к области религии и мифологии , например: Христос , Будда , Зевс , Венера , Вотан , Перун , Молох .
Примечание. Индивидуальные названия мифологических существ, превратившиеся в имена нарицательные, пишутся со строчной буквы, например: молох империализма .
§ 97. Пишутся с прописной буквы индивидуальные названия животных (клички) , например: Изумруд , Холстомер (лошади); Пестрянка , Белянка (коровы); Леди , Каштанка , Разброс (собаки); Мурка , Серый (кошки).
Примечание. Индивидуальные названия, употребляемые в качестве названий видов животных, пишутся со строчной буквы, например: бурёнушка (корова), мишка (медведь), барбос (собака).
§ 98. Пишутся с прописной буквы в баснях, в драматических и других художественных произведениях названия действующих лиц, выраженные именами, обычно имеющими значение нарицательных, например: Пустынник , Медведь , Осёл , Пушки , Паруса (в баснях Крылова); Леший , Снегурочка , Дед Мороз (в «Снегурочке» Островского); Сокол , Уж (у М. Горького) ; Некто в сером (у Л. Андреева) .
§ 99. Пишутся с прописной буквы прилагательные , образованные от индивидуальных названий людей, мифологических существ и т.п. (см. §§95-98) :
- если они являются в полном смысле слова притяжательными (т.е. выражают принадлежность чего-либо данному человеку, мифологическому существу) и содержат в своём составе суффикс -ов (-ев ) или -ин (без последующего суффикса -ск- ), например: Марксов «Капитал» , Далев словарь , Зевсов гнев , Лизина работа ;
- если они входят в состав названий, равных по смыслу «имени», «памяти» такого-то, например: Ломоносовские чтения .
Примечание 1. Прилагательные, образованные от индивидуальных названий людей, пишутся со строчной буквы:
- если они не являются в полном смысле притяжательными, например: пушкинский стиль , суворовская тактика , рентгеновский кабинет , адамово яблоко , базедова болезнь , пастеровская станция , сизифов труд , эзоповский язык , прокрустово ложе ,
- если они являются в полном смысле притяжательными, но содержат в своём составе суффикс -овск- (-евск- ) или -инск- ; например: толстовская усадьба , тургеневские «Записки охотника» , пушкинская квартира .
Примечание 2. Наречия, образованные от индивидуальных названий людей, всегда пишутся со строчной буквы , например: по-пушкински , по-суворовски .
§ 100. Пишутся с прописной буквы индивидуальные названия астрономических и географических объектов (в том числе и названия государств и их административно-политических частей), улиц, зданий.
Если эти названия составлены из двух или нескольких слов, то с прописной буквы пишутся все слова, кроме служебных слов и родовых названий, как-то: остров , мыс , море , звезда , залив , созвездие , комета , улица , площадь и т.п., или порядковых обозначений светил (альфа , бета и т.п.), например:
Астрономические названия:
Марс , Козерог , Северная Корона , звезда Эрцгерцога Карла , созвездие Большого Пса , альфа Малой Медведицы , бета Весов .
Примечание. Слова солнце , луна , земля пишутся с прописной буквы, когда они употребляются в качестве астрономических названий, например: вокруг Солнца обращаются следующие планеты: Меркурий, Венера, Земля (со своим спутником Луной), Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон ; период вращения Земли , но: обработка земли, восход солнца .
1 Слово кремль пишется с прописной буквы, когда является собственным именем района города, например: Москва расположена кольцеобразно: в центре находится Кремль, далее идёт Китай-город и т.д. Но: В Пскове, как и в других русских городах, имеется кремль (здесь кремль - имя нарицательное в значении крепости).
Географические административно-территориальные и иные названия:
Памир , Пиренеи , Дарданеллы , Северный полюс , тропик Рака , Новая Гвинея , остров Святой Елены , остров Королевы Шарлотты , Балеарские острова , Балканский полуостров , мыс Челюскин , мыс Доброй Надежды , Коринфский перешеек , Малые Альпы , Скалистые горы , Главный Кавказский хребет , Ключевская сопка , гора Магнитная , Атлантический океан , Балтийское море , море Лаптевых , Гибралтарский пролив , Онежская губа , Ладожское озеро , Большое Солёное озеро , озеро Байкал , Голубой Нил , река Белая , Москва-река , Волго-Донской канал , Военно-Грузинская дорога , Союз Советских Социалистических Республик , Западно-Казахстанская область , Новгород-Северский , Аскания-Нова , Покровское-Стрешнево , Кремль 1 , Моховая улица , улица Горького , шоссе Энтузиастов , Комсомольская площадь , площадь Восстания , Большой Каменный мост , мост Лейтенанта Шмидта , Летний сад , Боровицкие ворота .
В официальных названиях советских республик и стран народной демократии слово республика пишется с прописной буквы, например: Украинская Советская Социалистическая Республика , Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика , Китайская Народная Республика , Народная Республика Болгария .
Неофициальные названия государств и их частей, образные названия географических объектов также пишутся с прописной буквы, например: Советский Союз , Страна Советов , Советская Башкирия , Полтавщина , Зауралье , Белокаменная (Москва).
Существительные, входящие в состав сложных собственных наименований и условно называющие предмет, пишутся с прописной буквы, например: Золотой Рог (бухта), Чешский Лес (горы), Красное Село (город), Малые Кочки (улица), Большая Медведица (созвездие).
Примечание 1. Названия сторон света (север , юг , восток , запад , юго-восток , северо-запад и т.д.) пишутся со строчной буквы, например: пароход взял курс на юг, а затем повернул на запад .
Но когда они заменяют территориальные названия, то пишутся с прописной буквы, например: языки народов Севера и Востока .
Примечание 2. Артикли и частицы, находящиеся в начале иноязычных географических наименований, пишутся с прописной буквы и присоединяются дефисом, например: Лос-Анджелес , Ла-Манш , Ле-Крезо , Де-Кастри .
Примечание 3. Служебные слова, входящие в состав иноязычных географических названий и находящиеся в середине сочетания, пишутся со строчной буквы, например: Булонь-сюр-Мер , Пьяцца-ди-Сан-Марко .
Примечание 4. Иноязычные родовые наименования, входящие в состав географических названий, пишутся с прописной буквы, за исключением тех, которые вошли в русский язык, например: Аму-Дарья , Рио-Негро (хотя дарья и рио значат «река»), но: Варангер-фиорд , Де-Лонг-фиорд (слово фиорд существует в русском языке как географический термин).
Примечание 5. Географические названия, употребляемые в переносном смысле, сохраняют написание с прописной буквы, например: Мюнхен (в значении «соглашение с фашизмом»), Версаль (в значении «Версальский мир»), Седан (в значении «военный разгром»).
Примечание 6. Названия животных, растений, тканей и других предметов, а также явлений, образовавшиеся от географических названий, пишутся со строчной буквы, например: сенбернар (порода собак), цинандали (сорт вина), бостон (ткань, танец).
§ 101. Пишутся с прописной буквы прилагательные, образованные от собственных географических названий:
- если они входят в состав сложных географических названий, например: Московская область;
- если они входят в состав сложных индивидуальных названий людей в качестве их прозвищ, например: Димитрий Донской , Александр Невский , Пётр Амьенский;
- если они входят в состав сложных названий исторических событий, учреждений и т.п., написание которых с прописной буквы установлено ниже (см. §102) .
§ 102. В названиях исторических событий , эпох и явлений, а также исторических документов, произведений искусства и иных вещественных памятников с прописной буквы пишется первое слово, а также входящие в их состав имена собственные.
Сюда относятся названия, выражаемые:
- одним именем существительным, например: Октябрь , Возрождение , Ренессанс , Реформация , Домострой ; те же слова могут употребляться в качестве имён нарицательных, и тогда они пишутся со строчной буквы, например: в XVI в. реформация коснулась различных сторон культуры Германии ; стиль ренессанс;
- сочетанием прилагательного, образованного от собственного имени, с именем существительным, например: Петровская реформа , Сассанидская эпоха , Каролингская династия (но: допетровская эпоха , преднаполеоновские войны ), Нантский эдикт , Полтавская битва , Парижская коммуна , Эрфуртская программа , Ленский расстрел , Версальский мир , Венера Милосская , Лаврентьевская летопись;
- любым иным сочетанием с начальным прилагательным или числительным; например: Долгий парламент , Смутное время , Великая хартия вольностей , Сто дней , Семилетняя война , Третья республика , Июльская монархия , Великая Октябрьская социалистическая революция , Великая Отечественная война .
Названия исторических событий, эпох и т.п., не являющиеся собственными именами, пишутся со строчной буквы, например: палеолит , феодализм , античный мир , крестовые походы , средние века , вторая мировая война .
§ 103. Пишется с прописной буквы первое слово в названиях революционных праздников и знаменательных дат, например: Первое мая , Международный женский день , Новый год , Девятое января .
Если начальное порядковое числительное в таком сложном названии написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово, например: 9 Января , 1 Мая .
Примечание. Названия религиозных праздников и постов, а также дней недели , месяцев и т.п. пишутся со строчной буквы, например: рождество , троицын день , святки , масленица , великий пост , курбан-байрам , четверг , сентябрь .
§ 104. В полных названиях орденов все слова, кроме слов орден и степень , пишутся с прописной буквы, например: орден Трудового Красного Знамени , орден Отечественной Войны I степени , орден Славы II степени .
Дата проведения: 03.03.2016г.
СОШ №34, г.Бийск
Учитель начальных классов Кузнецова И.Б.
Тема:
Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.
Цель урока:
Подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.
Задачи:
1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.
2. Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах.
3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.
Предполагаемые результаты:
1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося.
2. Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем исследовательского характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
3. Дети проводят обобщение частных понятий «имен собственных». На практическом уровне знакомятся с правилом написания большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях.
Оборудование:
проектор
доска
иллюстративный материал
книги, задания для групп, карта
символы для оценки
Учитель
Учащиеся
Формируемые УУД
Организационный момент
а.Приветствие.
Добрый день гости и ребята.
На улице весна. Солнышко с каждым днём светит всё ярче. Вот-вот зажурчат весёлые ручейки, прилетят из тёплых стран птицы. Давайте мы тоже зажжём в своих ладошках солнышко, улыбнёмся ему. Подарите солнышко соседу по парте, нашим гостям. И я вам дарю своё солнышко.
У нас урок русского языка. Мы будем учиться красиво и грамотно писать.
б.Подготовка руки к письму.
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.
Внимание, ребята!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики!
«Замочек»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили,
По замочку постучали,
Постучали и открыли.
Дети приветствуют гостей.
На доску вывешивается солнышко.
Дети делают разминку для рук.
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные: самоконтроль.
Минутка чистописания.
Начать урок мне поможет одна вещица.
Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки. (ручка)
Открываем тетради, записываем число. (Какое сегодня число?)
Волшебная ручка покажет нам красиво и правильно написать букву
– Вспомни букву по описанию (назвать элементы буквы “Ш”).
Для шипенья хороша
В алфавите буква...
Буква рассыпалась, но остались элементы, назвать элементы буквы “Ш”. Давайте попробуем собрать букву.
– Какие правила связаны с “Ш”? (придумай слова на это правило). ЖИ – ШИ.
Запишем букву Ш (комментированное письмо).
– В какую букву превратится Ш, лишь элемент в средине не напишешь? (И) , рассматривание элементов.
Самостоятельно себе диктуем под счет пишем букву «И».
Дети разгадывают загадку.
Дети записывают число в тетради.
1 ученик комментирует написание прописной буквы, а другой – строчной.
Дети берут из коробочки различные смайлики и выбирают необходимую наклейку и оценивают работу.
Коммуникативные: использование речи для активизации действий, участие в учебном диалоге.
Мотивация учащихся. Постановка проблемы.
Наша гостья пришла на урок не одна.
Хотелось бы вам узнать, кто с ней пришел?
Тогда разгадайте ребус
Запишите это слово в тетради. Шарик, шарик.
Кто хочет написать это слово на доске?
Почему у вас появились разные варианты?
Как правильно написать это слово?
- Что обозначает слово Шарик? шарик?
На доске появляются две иллюстрации (воздушный шарик и собака).
Для чего нужна прописная (заглавная) буква? (фамилия, имена, клички, географические названия).
Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке?
Дети разгадывают ребус
Дети записывают слово в тетради, выходят к доске и записывают слово на доске.
Дети вносят предположения, учитель записывает их на листах, в форме шарика.
Познавательные: анализ и обобщение материала.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Коммуникативные: готовность допускать существование разных точек зрения, выражать свои мысли, сотрудничество со сверстниками.
Физкультминутка.
Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете.
Москва, цветок, Матросова, Бия, город, Барнаул, море, Марина, Пушок, Звездочка.
Почему вы по-разному выполняли движения?
Почему у вас возникли сомнения, когда вы услышали последние слово?
Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет?
Дети выполняют необходимые движения.
Дети отвечают на вопрос учителя.
Правило, использовать слово в речи и проверить.
Коммуникативные: лидерство и согласованность действий.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Поиск решения проблемы.
Работа в группах (парах).
Написание географических названий.
Найди на карте названия 1 города, реки, страны. Выпиши их в тетрадь. Сделай вывод.
Названия городов, рек, морей пишутся с………..
Вывешиваем табличку – ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ
Написание имен и фамилий.
Посмотрите, как подписана ваша тетрадь. Что вы заметили. Запишите имя и фамилию в тетрадь. Сделайте вывод.
Имена и фамилии пишутся с………………..
Вывешиваем табличку – ИМЕНА, ФАМИЛИИ, ОТЧЕСТВА
Написание кличек животных.
Прочитай стихотворение. Выпиши клички животных в свою тетрадь. Закончи стихотворение.
Кошка - Маришка,
Котенок - Тишка.
Щенок - Дружок,
Цыпленок – Пушок.
Все клички до одной
Пишем с буквы…………………
Вывешиваем табличку – КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ
Как можно по-другому назвать все эти слова? (имена собственные).
Составляется до конца схема-кластер.
Клички животных -
Географические названия – ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ
Имена, фамилия, отчества людей -
Вывод: К именам собственным относятся - фамилии, имена, отчества, географические названия, клички животных. Имена собственные пишутся с большой буквы!!!
Дети работают в малых группах.
Представитель от каждой группы рассказывает о выполненной работе.
Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Личностные: следование в поведении этическим требованиям.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества в поиске и сборе информации, учет разных мнений, достижение договоренностей, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.
Познавательные: выбор оснований для выбора объектов.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, представление информации в виде текстовой работы.
Коммуникативные: оценка результата коллективной работы на основе заданных критериев.
Обобщение знаний.
Давайте вернемся к нашим предположениям в начале урока. Какие из наших предположений оказались верными?
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Дети читают вопрос, приводят примеры.
Дети читают предположения и определяют, что было определено, верно.
Познавательные: извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами.
Коммуникативные: использование речи для активизации действий.
Физкультминутка
Игра «Море волнуется раз, море волнуется, два» (изображение фигур-букв).
Применение знаний на практике.
Работа с проектором.
Выполнение практических заданий.
Выписать из текста все имена собственные.
Читаем 1, 2, 3, 4 предложение, выписываем.
Проверка в парах, оценивание – смайл.
Сравнивание с доской.
Покажите сколько у нас получилось смайликов с улыбкой.
Урок наш заканчивается давайте подведем итоги:
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради. Если времени недостаточно, то задание выполняется устно.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.
Познавательные: выбор основания для отбора объектов.
Познавательные: планирование, прогнозирование и структурирование знаний
Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения.
Рефлексия. Итог урока.
Завершите фразы.
Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я понял…
Мне понравилось…
Мне было трудно…
В самом начале урока мы с вами зажгли солнышко, поделились им друг с другом.
Давайте теперь оценим своё настроение в конце урока.
при помощи изображения солнышка.
У вас на столе солнышки:
Желтое, улыбается – все понял, все знаю, хорошее настроение.
С облачком - маленько грустно, не все понял.
Поместим наши солнышки к большому и посмотрим, с каким настроением мы заканчиваем урок.
Дети помещают солнышко на доске и садятся на место.
Ну вот мы с радостным настроением уходим отдыхать на переменку. Урок окончен. Спасибо.
Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, продолжают фразы.
Анализируют свою познавательную активность и успешность
Помещают солнышки на доске.
Личностные: объяснение самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Регулятивные: соотнесение результата своей деятельности с целью и оценка его.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
О. Е. Жиренко. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
«Физкультминутка! 100 стишат для малышат» Елена Субботина, под ред.: Бахметова Ю., Издательство: Феникс, 2015 г. серия: Мир вашего ребенка.
4. Л. Пчелина «Русский язык: Нестандартные уроки в начальной школе», Издательство: Учитель, 2004 г.
Имена существительные делятся на собственные и нарицательные по их значению. Сами определения этой части речи имеют старославянские корни.
Термин «нарицательное» происходит от «нарицание», «нарекание», и используются для общего названия однородных, похожих предметов и явлений, а «собственное» означает «особенность», индивидуальное лицо или единичный предмет. Такое называние отличает его от других однотипных предметов.
Например, нарицательным словом «река» определяются все реки, но Днепр, Енисей – названия собственные. Это постоянные грамматические признаки существительных.
Что такое имена собственные в русском языке
Имя собственное — это исключительное наименование предмета, явления, лица, отличного от других, выделяющегося из иных множественных понятий.
Это имена и прозвища людей, названия стран, городов, рек, морей, астрономических объектов, исторических событий, праздников, книг и журналов, клички животных.
Также свои имена могут иметь корабли, предприятия, различные учреждения, бренды изделий и многое другое, требующее особого наименования. Могут состоять из одного или нескольких слов.
Правописание определено следующим правилом: все имена собственные пишутся с большой буквы. Например: Ваня, Морозко, Москва, Волга, Кремль, Россия, Русь, Рождество, Куликовская битва .
Названия, имеющие условное или символическое значение, заключаются в кавычки. Это названия книг и различных изданий, организаций, фирм, мероприятий и др.
Сравните: Большой театр, но театр «Современник», река Дон и роман «Тихий Дон», пьеса «Гроза», газета «Правда», теплоход «Адмирал Нахимов», стадион «Локомотив», фабрика «Большевичка», музей-заповедник «Михайловское».
Обратите внимание: одни и те же слова, в зависимости от контекста, бывают нарицательными или собственными и пишутся согласно правилам. Сравните: яркое солнце и звезда Солнце, родная земля и планета Земля.
Имена собственные, состоящие из нескольких слов и обозначающие единое понятие, подчеркиваются как один член предложения.
Рассмотрим на примере: Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение, которое сделало его знаменитым. Значит, в этом предложении подлежащим будут три слова (имя, отчество и фамилия).
Типы и примеры собственных существительных
Имена собственные изучает лингвистическая наука ономастика. Этот термин образован от древнегреческого слова и означает «искусство давать имена»
Эта область лингвистики занимается исследованием информации о наименовании конкретного, индивидуального объекта и выделяет несколько типов наименований.
Антропонимами называют собственные имена и фамилии исторических личностей, фольклорных или литературных персонажей, известных и простых людей, их прозвища или псевдонимы. Например: Абрам Петрович Ганнибал, Иван Грозный, Ленин, Левша, Иудушка, Кощей Бессмертный.
Топонимы изучают появление географических наименований, названий городов, улиц, в которых могут отражаться специфика ландшафта, исторические события, религиозные мотивы, лексические особенности коренного населения, экономические признаки. Например: Ростов-на-Дону, Куликово поле, Сергиев Посад, Магнитогорск, Магелланов пролив, Ярославль, Черное море, Волхонка, Красная площадь и др.
Астронимы и космонимы анализируют появление наименований небесных тел, созвездий, галактик. Примеры: Земля, Марс, Венера, комета Галлея, Стожары, Большая Медведица, Млечный путь .
Есть в ономастике другие разделы, изучающие имена божеств и мифологических героев, наименования народностей, клички животных и пр., помогающие понять их происхождение.
Имя нарицательное — что это такое
Эти существительные называют любое понятие из множества подобных. Они имеют лексическое значение, то есть информативность, в отличие от имен собственных, которые таким свойством не обладают и только называют, но не выражают понятие, не раскрывают его свойств.
Нам ничего не говорит имя Саша , оно лишь идентифицирует конкретного человека. В словосочетании девочка Саша , мы узнаем возраст и пол.
Примеры нарицательных существительных
Нарицательными именами названы все реалии окружающего нас мира. Это слова, выражающие конкретные понятия: людей, животных, явления природы, предметы и др.
Примеры: врач, студент, собака, воробей, гроза, дерево, автобус, кактус .
Могут обозначать абстрактные сущности, качества, состояния или характеристику: смелость, понимание, страх, опасность, мир, могущество.
Как определить собственное или нарицательное имя существительное
Имя нарицательное можно отличить по значению, т. к. оно называет предмет или явление, относящиеся к однородным, и грамматическому признаку, потому что оно может изменяться по числам (год — годы, человек — люди, кошка – кошки ).
Но многие существительные (собирательные, отвлеченные, вещественные) не имеют формы множественного числа (детство, темнота, нефть, вдохновение ) или единственного (заморозки, будни, потемки ). Пишутся нарицательные существительные с маленькой буквы.
Собственные имена существительные являются отличительным наименованием единичных предметов. Они могут употребляться только в единственном или множественном числе (Москва, Черемушки, Байкал, Екатерина II ).
Но если называют разные лица или предметы, могут употребляться во множественном числе (семья Ивановых, обе Америки ). Пишутся с заглавной буквы, при необходимости в кавычках.
Стоит отметить: между собственными и нарицательными именами постоянно происходит обмен, им свойственно переходить в противоположный разряд. Нарицательные слова вера, надежда, любовь стали в русском языке собственными именами.
Многие заимствованные имена первоначально тоже были нарицательными. Например, Петр – «камень» (греч.), Виктор — «победитель» (лат.), София – «мудрость» (греч.).
Часто в истории имена собственные становятся нарицательными: хулиган (английская семья Хулихэн с дурной репутацией), вольт (физик Алессандро Вольта), кольт (изобретатель Сэмюэл Кольт). Литературные персонажи могут приобретать нарицательность: донкихот, иудушка, плюшкин.
Топонимы дали название многим предметам. Например: ткань кашемир (Кашмирская долина Индостана), коньяк (провинция во Франции). При этом одушевленное имя собственное становится неодушевленным нарицательным.
И наоборот, бывает, что родовые понятия становятся ненарицательными: Левша, кот Пушок, синьор Помидор.
Имена нарицательные
В русском языке по значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные .
Слово «нарицательное » образовался от старославянского слова и означает «говорить ».
Нарицательные имена существительные - это общее название для всех однородных предметов и явлений.
Имена собственные
Слово «собственный » также образовалось от старославянского слова и означает «личное, себе принадлежащее ».
Имя собственное - это имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.
Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц, единичных предметов.
Отличительной особенностью нарицательных существительных является то, что они несут в себе лексическое значение слова.
Например, мы говорим «ученик» и понимаем, о чём идет речь.
Имена собственные таким свойством не обладают.
К именам собственным относятся:
Фамилии, имена, отчества людей, а также клички животных.
Географические названия
Названия газет, журналов.
Чтобы выделить на письме имена собственные, их принято писать с заглавной буквы.
Задания для закрепления
А теперь потренируемся в определении нарицательных и собственных имён существительных.
Рассмотрим картинки. Назовём предметы. Определим, собственное или нарицательное существительное.
Рис. 1. |
Рис. 2. |
Рис. 3. |
Рис. 4. |
Рис. 5. |
Рис. 6. |
Проверим, что получилось.
Москва - собственное - название города.
Трава - нарицательное.
Айболит - собственное - имя сказочного персонажа.
Дом - нарицательное.
Дон - собственное - название реки.
Пушкин - собственное - фамилия поэта.
Прочитаем слова. Чем они различаются?
Скворцов, скворцов.
Рыбаков, рыбаков.
Арбузов, арбузов.
Вставим в каждое предложение подходящие по смыслу слова.
Лёва …… делал домик для ……
Андрюша …… любил слушать рассказы ……
Толя …… привёз много ……
Проверим.
Первые слова - это имена собственные - фамилии - пишутся с заглавной буквы - Скворцов, Рыбаков, Арбузов.
Вторые слова - это нарицательные имена существительные.
Лёва Скворцов делал домик для скворцов.
Андрюша Рыбаков любил слушать рассказы рыбаков.
Толя Арбузов привёз много арбузов.
Это задание помогло нам понять, что одно и тоже слово может быть и собственным и нарицательным. Необходимо помнить, что имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Выберем нужную букву в скобках и объясним свой выбор.
Нашего кота зовут (Р,р)ыжик.
Папа привёз из леса душистые (Р,р)ыжики.
Около нашей деревни течёт река (Б,б)елая.
На ученице надета (Б,б)елая блузка.
Летом мы поедем на (Ч,ч)ёрное море.
Мама купила (Ч,Ч)ёрное платье.
Проверим правильность выполнения задания.
Нашего кота зовут Рыжик.
Рыжик напишем с заглавной буквы - это кличка животного - собственное существительное.
Папа привёз из леса душистые рыжики.
Рыжики - напишем со строчной буквы - название грибов - нарицательное существительное.
Около нашей деревни течёт река Белая.
Белая - напишем с заглавной буквы - название реки - собственное существительное.
На ученице надета белая блузка.
Белая - напишем со строчной буквы - название цвета - нарицательное существительное.
Летом мы поедем на Чёрное море.
Чёрное - напишем с заглавной буквы - название моря - собственное существительное.
Мама купила чёрное платье.
Чёрное - напишем со строчной буквы - название цвета - нарицательное существительное.
История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:
Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.
Один из античных мифов рассказывает о красивом юноше Нарциссе, который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение.
На этом уроке мы узнали, что существительные могут быть собственными и нарицательными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
- Mysait1.ucoz.ru ().
- Nsportal.ru ().
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 103 С.82, 111 С. 83.
- Разделите слова на две колонки: собственные и нарицательные имена существительные.
Байкал, балкон, Балканы, белка, Белкин, белок, Белов, булка, Булкина.
- * Используя полученные на уроке знания, придумай 5 предложений, описывающих картинку. При этом используй не менее 5-ти имён собственных. Аккуратно карандашом подпиши над всеми существительными: соб. (собственное) или нар. (нарицательное).
Рис. 11. Дети в лесу ()
Здравствуйте, объясните, пожалуйста, почему прилагательные "жюль-верновский" пишется через дефис, а "донжуа нский" -слитно. Спасибо.
Дело в том, что существует существительное донжуа н , которое пишется слитно.
Орфографический словарь
До н Жуа н , -а (лит . персонаж) и донжуа н , -а (искатель любовных приключений)
донжуа ни зм , -а
донжуа нский
донжуа нство , -а
донжуа нствовать , -твую, -твует
Вопрос № 288225 | ||
Как правильно – с прописной буквы или со строчной – писать фамилии, если они используются не как указание на конкретного человека, а как указание на какой-то характерный набор качеств? Например, есть российский футболист по фамилии Пуцко. Он стал образцом молодого, неопытного, не уверенного в своих действиях защитника. И вот в этом смысле мы используем его образ в предложении: «Допустив ошибку, уругвайский защитник, наверное, расстроился – переживать в таких случаях свойственно Пуцко разных стран, а не только российским». С прописной или со строчной?
Ответ справочной службы русского языка
Имена собственные могут употребляться обобщенно (переносно) как названия людей с определенными чертами характера и поведения, с определенными качествами. Но для того чтобы они начали писаться строчными, должна сложиться многолетняя (и даже многовековая) традиция такого употребления. Ср.: робинзон, донжуа н, меценат, иуда, ловелас. В приведенном Вами примере, конечно, надо сохранить прописную букву в имени собственном.
Вопрос № 270095 | ||
Здравствуйте! В печатных изданиях встречается употребление имен собственных в значении нарицательных, например, "Белгородский Брейвик", "Тамбовский Мавроди". Как же все-таки правильно должно оформляться такое написание? Нужны ли кавычки и что писать с большой буквы. Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Нет сомнений, что имена собственные Брейвик, Мавроди , употребляясь в переносном значении, сохраняют прописную букву (они всё же отличаются от ставших нарицательными донжуа н, робинзон, меценат и др.). Для написания с прописной прилагательных оснований нет. А вот кавычки на месте: они указывают и на условность, и на целостность именования. Поэтому корректно: «московский Брейвик», «белгородский Брейвик», «тамбовский Мавроди».
Вопрос № 246820 | ||
"На сцене появились какие-то маленькие шаляпины". Правильно ли, что в этом предложении имя собственное стало именем нарицательным и написано с маленькой буквы?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно с прописной: маленькие Шаляпины. Только некоторые собственные имена лиц, литературных или мифологических персонажей, употребляясь обобщенно (переносно), пишутся со строчной буквы; написание таких слов определяется в словарном порядке: иуда, робинзон, меценат, донжуа н и др. В большинстве случаев употребление собственных имен в нарицательном смысле не требует замены прописной буквы на строчную, ср.: мы все глядим в Наполеоны (Пушкин).
Вопрос № 205862 | ||
Пожалуйста! Это срочно(сегодня сдаем номер). С прописной или строчной буквы пишутся имена собственные, употребленные в множественном числе? Конкретно интересует данный случай: "Помнится, в начале 90-х вся страна, затаив дыхание, следила за любовными перепетиями, происходившими со всякими Мариями, Хуанитами и Луис-Альбертами." "...Лусий и Диего заменили Маши и Пети". мне кажется, что с заглавной буквы написано верно, т.к. всплывает в голове следующее правило: если имя собственное стало нарицательным(донжуа н(ы), меценат(ы), папарацци), то оно пишется со строчной буквы, но если оно только употреблено с значении нарицательного, то - с прописной. Вот я не могу толком разобраться: в указанном случае имена собственные употреблены в значении нарицательных или обозначают несколько лиц с одним именем? Или же вообще они стали нарицателньыми уже? В общем - с какой буквы все-таки писать? Спасибо! Очень жду ответа!
Ответ справочной службы русского языка
рекомендуем писать с прописной (большой) буквы все имена в этом примере.