Проблема бережного отношения к природе. По тексту Астафьева По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород (ЕГЭ по русскому) По возвращению из краев далеких засаживал я
Виктор Петрович Астафьев- русский писатель, поднимает проблему о необходимости бедного отношения человека к природе.
Комментируя данную проблему автор рассказывает нам дачника который на протяжении всего ухаживает за своим огородом, в том числе и о дикой рябине. В конце текста рассказчик уничтожает творение природы и впоследствии с этим был наказан.
Авторская позиция заключается в следующем, что мир живой природы, окружающей человека, нуждается в защите, бережного и уважительном отношении; человек должен видеть в природе живую душу: "Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений.
Я согласен с позицией автора, ведь действительно, природа нам как мать, она обогащает нас телом, воздухом и питанием. Без её заботы наш мир будет покрыт темной, бездушной жизнью.
Так в произведении В.П. Астафьева "Царь-рыбаПонадеявшись, как и всегда, только на свои силы, Игнатьич на этот раз жестоко поплатился. Это необдуманное решение почти стоило ему жизни. Но пока он находился в воде с этой рыбой, он, как мне кажется, сильно изменился. Все дело в том, что он впервые по-настоящему попросил у всех прощения, почти не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь, да услышит его. И только попросив прощения, он ощутил душой какое-то особое освобождение, еще не постигнутое умом.
Так же в произведении Андрея Платонова "Неизвестный цветок", Даша оказав помощь цвету, помогла ему выжить в тяжёлых условиях. Она со своими друзьями привозила много пладородной земли, поливала его, "отдавала" ему свою душу. Через год Даша пришла на пустырь и увидела, что он превратился в цветущий луг, усыпанный цветами - детьми первого цветка.
Подводя итог из выше сказанного, можно смело говорить, что человек должен трепетно относиться к природе и беречь живое, что окружает его.
Текст.
(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябинку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.
(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятые розетки ягод. (б)Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каждое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась - глаз не оторвать! (8) А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.
(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.
(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.
(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останется, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розеток, так ни разу и не позарились.
(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают - не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.
(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут - медуница-веснянка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархатные листья - и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я - доблестный хозяин - к тётке присоединился.
(З0)Приезжаю следующей весной - в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся. (31)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (32)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку.
(33)Встал на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова. (34)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду, невестится каждую весну свободно и привольно.(35)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (З6)Пробовал посадить - одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.
(37)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую.
(По В. Астафьеву)
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001 гг.) - российский писатель, видный представитель «деревенской прозы», участник Великой Отечественной войны.
P. S. Это моё первое сочинение, если найдёте ошибки можете их?!
Сочинение ЕГЭ:
Часто ли вы задумываетесь о своём восприятии мира, окружающего вас? Проблему бережного, уважительного отношения ко всему «что Богом сотворено» поднимает известный писатель В.П.Астафьев в предложенном мне тексте.
Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, автор описывает фрагмент из жизни своего героя. Писатель иронично повествует о том, как «доблестный хозяин» вместе со своей тёткой, невоздержанной на слова, «по-чёрному» бранил растения на своём огороде, а на следующий год увидел там голую скорбную землю. Не случайно основным композиционным приёмом текста является антитеза. Таким образом автор противопоставляет две точки зрения по этой проблеме. На примере дикой рябинки, раздавленной колёсами машин, которая отплатила герою за спасение «всей своей благодарной и тихой душой» автор показывает, что уважение к природе всегда вызовет её благодарность. И наоборот, потребительское отношение к окружающему миру (так повёл себя герой-рассказчик по отношению к календуле и медунице) чревато серьёзными проблемами. Финальным размышлением горе-огородника автор убеждает нас: ни одно действие во вред природе не проходит без последствий и поэтому очень важно глядеть вокруг и думать, прежде чем «худое слово уронить на землю».
В.П.Астафьев не сомневается: к миру, окружающему нас, нужно относиться бережно и уважительно. На мой взгляд, финальное предложение текста - это призыв писателя к каждому с просьбой задуматься о своём отношении к природе.
Мнение автора о том, что нельзя потребительски относиться к окружающему миру, не вызывает сомнения. Убедиться в том, что писатель прав, можно, обратившись к публикациям газет и журналов. Извержения вулканов, землетрясения, наводнения - это лишь небольшая часть тех катастроф - предупреждений природы человеку.
Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к сборнику новелл В.П.Астафьева «Царь-Рыба». Природа не прощает хищнического отношения к себе - в этом убеждается главный герой произведения, рыбак-браконьер Игнатьич. Оказавшись за бортом лодки бок о бок с огромным осетром, он начинает вспоминать свои грехи и понимает, что прожил жизнь неправильно,чть относился к природе хищнически, варварски и война с ней бессмысленна и губительна. Читая произведение, убеждаешься в том, что необходимо жить в гармонии с природой и относиться к ней не как к источнику дохода, а как к верному другу, который всегда придёт на помощь.
Задуматься о том, как нужно относиться к окружающему миру, помогают «Письма о добром и прекрасном» академика Д.С.Лихачёва. С точки зрения публициста, человек может соседствовать с природой, только если он бережёт её, не наносит ей неисправимого ущерба. Вместе с автором мы анализируем взаимоотношения человека и природы и понимаем, что изначально человек ухаживал за природой, создавал её красоту. Д.С.Лихачёв сожалеет о том, что СЕГОДНЯ нарушена гармония между двумя великими культурами: человека и природы. Обращение автора к молодому поколению позволяет понять, что дело каждого- восстановить равновесие между окружающим нас миром и людьми.
Текст В.П.Астафьева обращён к каждому из нас. История главного героя заставляет переосмыслить многое и понять, как важна природа в жизни человека какого бережного, почтительного отношения к себе она заслуживает.
Текст В. Астафьева:
(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябинку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.
(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятые розетки ягод. (б)Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каждое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась — глаз не оторвать! (8) А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.
(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.
(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.
(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останется, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розеток, так ни разу и не позарились.
(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают — не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.
(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут — медуница-веснянка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархатные листья — и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я — доблестный хозяин — к тётке присоединился.
(З0)Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся. (31)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (32)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку.
(33)Встал на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова. (34)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду, невестится каждую весну свободно и привольно.(35)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (З6)Пробовал посадить — одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.
(37)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую.
(По В. Астафьеву)
Русский язык
23 из 24
(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябинку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород. (4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятые розетки ягод. (б)Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каждое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась - глаз не оторвать! (8) А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу. (9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий. (12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели. (17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останется, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розеток, так ни разу и не позарились. (20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают - не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило. (24)А вокруг рябины и под нею цветы растут - медуница-веснянка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархатные листья - и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я - доблестный хозяин - к тётке присоединился. (З0)Приезжаю следующей весной - в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся. (31)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (32)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку. (33)Встал на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова. (34)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду, невестится каждую весну свободно и привольно.(35)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (З6)Пробовал посадить - одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят. (37)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую. (По В. Астафьеву)
Показать текст целиком
"Только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой",- сказал однажды В.В.Докучаев. Так ли это? Как природа взаимосвязана с жизнью человека? Над этими вопросами размышляет В.П Астафьев.
В предложенном для анализа тексте автор с особой трепетностью и теплотой описывает красоту цветущей рябины, калины и медуницы. "Есть,есть душа вещей, есть, есть душа растений",- утверждает В.П. Астафьев. Автор акцентирует внимание читателя на том, что растения не просто живые существа, они обладают душой. "Вот тут гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую",-говорит писатель. В этих словах звучит безграничная любовь В.П.Астафьева ко всему живому.
Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Человек и природа,
Критерии
- 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
- 2 из 3 К2
(1)По возвращении домой из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне рябинами. (2)0дну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Каждый путник её бранил за то, что в неудачном месте выросла. (4)И решил я: увезу деревце в свой одичавший огород и посажу рядом с другими рябинками из питомника.
(5)Два года спустя дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (б)Одной осенью особенно уж много крупных гроздей с яркими ягодами на ней появилось.
(7)И вдруг стая свиристелей* на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (8)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (9)Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. (Ю)Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что рядом росли, даже и Не присели. (П)Думал я, что птицы непременно прилетят позже, когда корма меньше по лесам и садам останется. (12)Нет, не прилетели.
(13)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке, а на деревца, привезённые из питомника, так ни разу и не позарились.
(14)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (15)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов. (16)Крепки, терпки, тайгою отдают - сохранило деревце в жилах своих сок таёжный.
(17)А вокруг рябины цветы растут - медуница-веснянка. (18)После долгой зимы первой из цветов начинает радовать глаз. (19)Первое время густо её цвело по огороду: на грядках кое-где вырастало по несколько бархатных кустиков, которые сразу же начинали цвести. (20)Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.
(21)Тётка моя невоздержанна на слово была: взялась полоть в огороде и ну отчаянно бранить медуницу с календулой, да и я - доблестный хозяин - к тётке подсоединился и раз-другой обругал свободные неприхотливые растения.
(22)Приезжаю следующей весной - в огороде у меня пусто, скорбная земля покрыта бурьяном, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.
(23)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (24)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, скромно синеющую некрупными цветами медуничку. (25)Встал я на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова.
(26)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно. (27)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (28)Пробовал сажать - одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.
(29)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую.
(По В. Астафьеву)*
* Свиристель - небольшая птица отряда воробьиных, имеющая мягкое шелковистое оперение, красные наконечники перьев на крыльях и пышный хохолок на голове.
* Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) - русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком. В его творчестве в равной мере воплотились две важнейшие темы отечественной литературы - военная и деревенская.
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дикая рябинка хорошо росла и плодоносила, а цветы в огороде исчезли?»
1) Потому что рябинку-дичку пересаживали, а цветы - нет.
2) Потому что у растений есть душа, и грубости они не терпят.
3) Потому что цветы были однолетними растениями.
4) Потому что рассказчик попросил прощения у цветов, а у рябинки-дички - нет.
Укажите, в каком значении
употребляется в тексте слово «худое» (предложение 29).
1) дырявое 2) тощее 3) недоброе 4) испорченное
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) (2)Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.
2) (7)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой.
3) (15)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.
4) (20)Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ДОБЛЕСТНЫЙ согласный [т] не произносится.
2) В конце слова ГЛАЗ происходит оглушение согласного звука [з].
3) В слове БУРЬЯНОМ 7 звуков.
4) В слове МЯЛО количество звуков и букв совпадает.
Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) возвращении 2) современной 3) появилось 4) растений
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
БЛОКУ!. ВАРИАНТЫ 21-24
В каком слове правописание приставки не зависит от глухости или звонкости
последующего согласного?
1) сделалась 2) разгрёб 3) рассаживались 4) взрыхлил
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме»?
1) испуганно 2) привезённые 3) невоздержанна 4) отчаянно
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
Замените устаревшее слово «ныне» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Замените словосочетание «бетонная дорога»
(предложение 2), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите
получившееся словосочетание.
Выпишите грамматическую основу
предложения 27.
Ответ:____________________ __.
Среди предложений 26-28 найдите предложение с обособленным приложением.
Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Минут за десять/ 1) наверное/ 2) хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. Обработали деловые птахи дикую рябинку/ 3) а на те/ 4) что рядом росли/ 5) даже и не присели.
Ответ:_______________________ .
Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.
Ответ:_______________________ .
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В следующие осени/ 1) коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес/ 2) они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке/ 3) а на деревца/ 4) привезённые из питомника/ 5) так ни разу и не позарились.
Ответ:_______________________ .
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
Среди предложений 7-12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .
Среди предложений 17-21 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Георгия Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
:<") 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
БЛОК VII. ВАРИАНТЫ 25-28
ВАРИАНТ 25 Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание С1. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так
и всего текста в целом.
Объём изложения - не менее 70 слрв.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
С1.______________
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
Похожая информация:
Поиск на сайте:
2015-2020 lektsii.org -
Проверочный диктант по теме: «Сложное предложение» .
Ночь в Балаклаве
В конце октября, когда дни ещё по-осеннему ласковы, Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. Уезжают обременённые чемоданами последние курортники, которые в течение долгого здешнего лета наслаждались солнцем и морем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, как будто уехали нашумевшие непрошеные гости.
Поперёк набережной расстилаются рыбачьи сети, и на полированной булыжниками мостовой они кажутся нежными и тонкими. Капитаны рыболовецких баркасов точат иступившиеся белужьи крючки, несмотря на то, что в магазинах большой выбор рыбацких принадлежностей. А у каменных колодцев, где беспрерывно серебряной струйкой лепечет вода, судачат, собираясь в свободные минуты, темнолицые женщины, местные жительницы.
Опускаясь за море, садится солнце, и вскоре звёздная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. Весь город погружается в глубокий сон, и наступает тот час, когда ниоткуда не доносится ни звука. Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук ещё более подчёркивает ничем не нарушаемую тишину. Чувствуешь, как ночь и молчание слились в одном чёрном объятии. Нигде, по-моему, не услышишь такой совершенной, такой идеальной тишины.
(По А. Куприну) (161 слово)
Грамматические задания.
Произведите полный синтаксический разбор СПП.
В конце октября когда дни ещё по-осеннему ласковы Балаклава начинает жить своеобразной жизнью.
Вариант 2.
А у каменных колодцев где беспрерывно серебряной струйкой лепечет вода судачат собираясь в свободные минуты темнолицые женщины, местные жительницы.
В4. Выпишите из текста слово, разберите его по составу:
Из первого абзаца: причастие, образованное от глагола совершенного вида с НН в суффиксе.
Вариант 2.
Из второго абзаца: прилагательное с НН, где одна Н является частью корня, а вторая – суффиксом.
Из предложений второго абзаца выпишите слова:
с чередующейся безударной гласной.
Вариант 2. В3
Правописание которых определяется правилом: В приставках, оканчивающихся на З-(С-), перед глухой согласной, пишется С, перед звонкой - З
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Стемнело. На западе погасли просветы между деревьями. Морозная надвигающаяся тьма обступила лощину. Тут было тихо, но ночной ветер гулял по вершинам сосен, лес шумел то убаюкивающе-певуче, то порывисто и тревожно. По лощине тянул не видимый уже глазом, тихо шуршащий, покалывающий лицо снежок.
Неопытный в лесных делах, Алексей не позаботился заблаговременно ни о ночлеге, ни о костре. Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль ву разбитых натруженных ногах, он не нашел в себе силы идти за топливом, забрался в густую хвойную поросль молодого сосняка и замер, жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью.
Он спал как каменный, не слыша ни ровного шума сосен, ни уханья филина, стонавшего где-то у дороги, ни далекого воя волков – ничего из тех лесных звуков, которыми была полна густая и непроницаемая, плотно обступившая его тьма.
(По Б.Полевому.)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы сложного предложения.
2. Составьте схему однородных членов с повторяющимся союзом (на выбор).
3. Подчеркните неоднородные определения в одном из предложений.
4. Подчеркните как член предложения один причастный и один деепричастный оборот.
Контрольное сжатое изложение элементами сочинения
По возвращении из краев далеких засаживал я свой огород в деревне всякой разностью, прежде всего рябинами и калинами. Одну рябинку, на утесе угнездившуюся, возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колесами машин, царапало, мяло. Решил я ее выкопать и увезти в свой одичавший огород.
Осенью дело было. На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятых розетки ягод. Посаженная во дворе, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. И пошла, и пошла в рост. И каждое лето, каждую осень украшалась сверх того одной - двумя розетками и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась – глаз не оторвать!
Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте посадил я еще четыре рябинки. Эти пошли вширь и в дурь. Едва одну – две розетки вымучат, зато уж зелень пышна на них.
А дичка моя совсем взрослая и веселая сделалась. Одной осенью особенно уж ярка и обильна на ней ягода выросла.
И вдруг стая свиристелей на нее сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. И переговариваются – вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили все дерево. Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что из питомника, даже не присели.
Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. Крепки, терпки, тайгой отдают – не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таежный сохранило.
(По В.Астафьеву)
Подготовка к домашнему сочинению в жанре эссе
1)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор, на нижней площадке лестницы я увидел мать. (2)Я, вспомнив про конверт, подумал, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
(3)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то еще более усиливавшим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов. (4)Некоторые из них, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(5)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня. (6)Я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
(7)- Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю - испугается, так вот - принесла.
(8)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни. (9)Но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(10)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (11)Я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (12)Однако сделал это не потому вовсе, что мне стало ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (13) Мать все так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (14) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале. (15)И это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(16)На дворе ко мне подошли несколько товарищей, и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (17)Я, весело смеясь, ответил: «Это обнищавшая гувернантка пришла с письменными рекомендациями».
(18)Уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать еще меньше, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам. (19)И я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(20)Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
(По М.Агееву)
*Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли орфографии.
Помогите Антону доказать свою точку зрения.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужна орфография?»
Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст
и найдите необходимые примеры использования орфографических правил, аргументирующие ваши мысли.
В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные орфографические правила.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Контрольное тестирование №1
I вариант
A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.
Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.
B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
2. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...
A. подчинительным
Б. соединительным
B. разделительным
Г. противительным
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?
A. и, да (в значении и), ни - ни, тоже
Б. или (иль), либо, то ~ то, не то - не то
B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же
Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
A. простое
Б. сложносочиненное
B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.
7. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
8. Прочитайте предложение Выпал снег и.... Продолжите его дважды, добавив:
а) однородное сказуемое;
Б) простое предложение.
9. Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и.
10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение
Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.
11. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [двусоставное].
А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания
A, Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.
B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.
Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.
а) [двусоставное], и [безличное];
б) [безличное], [однако... двусоставное];
в) [безличное], и [безличное].
2 вариант
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.
Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
2. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...
A. подчинительного союза
Б. союзного слова
B. сочинительного союза
Г. интонации
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
A. и, да
(в значении и), ни
- ни, тоже
Б. или (иль), либо, то - то, не то - не то
B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же
4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
A. простое
Б. сложносочиненное
B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
B. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
7. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
8. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и.. Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [безличное].
A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
В. Уже вечерело и народ возвращался с полей.
Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза и.
К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
12. Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.
Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
а) [безличное], [зато... двусоставное];
б) [двусоставное], [также... двусоставное];
в) [неопределенно-личное], и [двусоставное]