Перспективное планирование логопеда в старшей группе доу. Перспективное планирование учителя-логопеда с детьми с онр
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Методическая разработка организации коррекционной работы: «Примерное перспективное планирование коррекционно-развивающей деятельности с детьми 1 уровня ОНР».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕН-НОСТЕЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С 1 УРОВ-НЕМ ОНР В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДА-ГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ………………......................................................4
1.1.Теоретическое обоснование, актуальность …………………………………4 1.2.Цель и задачи методической разработки ……………………………… 1.3. Речевая активность детей 1 уровня ОНР: изучение вопроса в работах отечественных и зарубежных ученых………………………….. ……………. 1.4. Психологические особенности детей 1 уровня ОНР …….........................8
РАЗДЕЛ 2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ………………………….. РАЗДЕЛ 3.ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ……………………………….. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Образование всегда подчинено интересам государства и выполняет его социальный заказ. Интересы развития социума требуют формирования гар-монично развитой личности, умеющей свободно общаться, приобретая и реализуя полученные знания, способной самостоятельно принимать решения, реализовывать природные возможности. Для реализации поставленных об-ществом задач был принят Государственный образовательный стандарт дош-кольного образования ДНР, направленный на поддержку разнообразия дет-ства, сохранения его самоценности и уникальности, формирование компе-тентной личности, способной устанавливать гармоничные отношения с ок-ружающими людьми и миром в целом , [у], [и] в слогах и словах (Аня, ухо и т.п.).
4.Учить детей выделять пройденные гласные и согласные из слов.
5.Закрепить умение находить место звука в слове (начало, середина, конец)
6.Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза (анализ звуковых сочетаний типа ау, ам, ну ).
4-й раздел.Развитие общих речевых навыков
- Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания, используя упражнения, отработанные в средней группе.
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи.
- Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.
- Активно работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями, в играх-диалогах.
- Продолжать развитие силы голоса в упражнениях и играх.
- Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.
5-й раздел. Лексика
Лексические темы
Сентябрь
1-я неделя - Д/с. Игрушки.
2-я неделя - Части тела. Здоровье.
3-я неделя - Умывальные принадлежности.
4-я неделя - Одежда. Обувь.
Октябрь
1-я неделя - Осень.
2-я неделя - Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.
3-я неделя - Фрукты
4-я неделя - Грибы. Ягоды. Лес.
Ноябрь
1-я неделя - Продукты питания.
2-я неделя - Посуда.
3-я неделя - Город. Строительство. Дом. Квартира.
4-я неделя - Мебель.
5-я неделя - Виды транспорта. Транспорт в городе .
1. Сформировать представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Ввести в активный словарь:
- существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад;
- прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный;
- глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать;
- наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.
2. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представление о многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь:
- существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна;
- прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.
3. Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах и фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму. Ввести в активный словарь:
- существительные: овощи, фрукты; помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; огород, сад, грядка, дерево;
- прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;
глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать.
4. Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Ввести в активный словарь:
Существительные: мухомор, боровик, подосиновик, лисичка; земляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода, ножка, шляпка;
Глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать;
- прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, мягкий, душистый;
- наречия: вкусно, сладко, кисло .
5. Уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении (об одежде, обуви, посуде, игрушках); их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Ввести в активный словарь: ,
- существительные: одежда, обувь, посуда, игрушка; мяч, машина, кубики, кукла, мишка, пирамидка, конструктор; комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан; галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки; чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож:, масленка, солонка, хлебница;
- прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный; резиновый, кожаный, легкий; стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный;
- глаголы: носить, надевать, обувать, играть, пить, есть, готовить, резать, чистить.
6. Закрепить и активизировать использование в речи частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.):
Существительные: голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец;
Глаголы: поднимать, опускать, двигать, бегать, слушать, видеть, нюхать.
7. Сформировать представления об основных видах мебели и ее частях, материалов из которых она сделана (цвет, форма), объяснить детям назначение мебели, различных ее видов:
Существительные: стол, стул, шкаф, комод и т.д.;
Прилагательные: столовая, кухонная, деревянная, стеклянная, овальная, круглая и т.д.
8. Расширить представления детей о транспорте, сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте. Ввести в активный словарь:
Существительные: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон;
- прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый;
- глаголы: перевозить, грузить .
9. Использовать разнообразные приемы (инструкции, указания, беседы), способствующие обогащению и активизации словаря.
1. Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.
2. Упражнять детей в употреблении форм именительного, родительного, винительного падежей имен существительных по всем лексическим темам.
3. Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам, а так же существительных с местоимениями моя, мой.
4. Упражнять в образовании и практическом употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. Учить употреблять глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и согласовывать их с существительными в роде и числе, образовывать приставочные глаголы с общей основой.
6. Закрепить использование в речи количественных числительных « два », « две ».
1. Учить составлять предложения из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.
2. Развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по всем лексическим темам по предложенному плану.
3. Знакомство с понятиями «слово», «предложение». Учить составлять графические схемы предложений без предлогов.
II ПЕРИОД
(декабрь-март)
1-й раздел. Звукопроизношение
- Постановка и автоматизация шипящих звуков в словах, предложениях, рассказах и в обыденной речи.
- Подготовка к формированию правильной артикуляции звуков [л], [р], постановка и автоматизацию в слогах и словах.
- Формирование правильной артикуляции звука [р’] у всех детей и его автоматизацию в слогах и словах.
- Дифференциация свистящих и шипящих звуков, а также звуков Ж-Ш, Ч-Щ на индивидуально- подгрупповых занятиях.
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова
1. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного слогового состава.
2. Работать над трехсложными словами с закрытым слогом (молоток, утенок) на индивидуальных занятиях.
1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их
различиях. Познакомить с понятиями твердости - мягкости. Познакомить детей с согласными звуками [т], [к], [х], [х’], [п’], [т’], [к’] Научить выделять эти звуки из рада звуков, слогов, слов, производить анализ и синтез слогов с ними. Познакомить детей с гласным[о], [у], [ы]. Научить выделять его из ряда звуков, слогов, слов.
- Упражнять детей в выделении пройденных согласных из слов.
- Учить детей звуковому анализу слов типа: осы, мак.
- Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих.
- Упражнять детей в членении на слоги односложных, двусложных и трехсложных слов. Ввести понятия «слог».
4-й раздел. Развитие общих речевых навыков
1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх - драматизациях.
- Продолжать воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.
- Совершенствовать в повседневных занятиях навык правильной голосоподачи.
- Совершенствовать четкость дикции детей, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.
- Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
5-йраздел. Лексика
Лексические темы
Декабрь
1-я неделя - Домашние животные
2-я неделя - Домашние птицы
3-я неделя - Зима. Зимние забавы. Месяца года
4-я неделя - Новый год
Январь
3-я неделя - Животные наших лесов
4-я неделя - Животные севера и жарких стран
Февраль
1-я неделя - Дикие птицы. Зимующие птицы
2-я неделя - Труд взрослых. Профессии в городе и селе
3-я неделя - Российская армия. День армии
4-я неделя - Конец зимы
Март
1-я неделя - Семья
3-я неделя - Начало весны
4-я неделя - Весна в городе. Правила дорожного движения
5-я неделя - Перелетные птицы
Формирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальных занятиях воспитателя, индивидуальных логопедических занятиях, закрепление в домашних условиях
1. Расширить и углубить представления детей о домашних животных и птицах, их детенышах. Выделить особенности внешнего вида, их поведения, значения в жизни человека. Ввести в активный словарь:
Существительные: корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака и т. д.; котенок, щенок, жеребенок, ягненок и т. д.; рога, лапки, вымя, щетина, пятачок; курица – петух – цыплята, утка – селезень – утята, гусыня – гусь – гусята, индюшка – индюк – индюшата;
Прилагательные: маленький, заботливая, пушистый и т. д.;
Глаголы: ходит, плавает, летает; клюет, щиплет, грызет, лакает; мычит, мяукает, хрюкает.
2. Углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы,
Существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор;
Прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, сильный,
легкий;
Глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать.
3. Закрепить знания детей о новогоднем празднике, о том что в году 12 месяцев. Что год начинается 1 января. Ввести в активный словарь:
Существительные: месяц, праздник, украшение, елка, карнавал, серпантин, гирлянда, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление;
Прилагательные: новогодний, красивый, нарядный, веселый;
Глаголы: выступать, поздравлять, дарить.
4. Расширить представления детей о диких животных наших лесов, установить связи между внешним видом, поведением животных и условиями зимнего сезона. Ввести в активный словарь:
Существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, барсук;; берлога, дупло, нора; запасы, сено, пойло; шуба, мех;
- прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный;
- глаголы: зимовать, питаться, запасать;
- Расширить представления детей о животных жарких стран и севера, об их повадках, образе жизни, особенностях внешнего вида. Ввести в активный словарь:
Существительные: крокодил, слон, кенгуру, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, морж, тюлень, песец, белый медведь, слоненок, пища, растение;
Прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, северный, холодный, ледяной;
Глаголы: лежать, плыть, доставать, нападать, глотать, носить, ухаживать, жевать, кормить.
7. Сформировать представление у детей о повадках зимующих птиц, их поведении в разную погоду. Ввести в активный словарь:
Существительные: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь; кормушка, корм, помогать;
Прилагательные: голодный, замерзший, резвый;
Глаголы: кормить, сыпать, клевать, прилетать.
8. Дать детям представления о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость Расширить представления о труде работников транспорта, детского сада, ателье, стройки.Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника. Учить использовать существительные с обобщающим значением: строитель, хлебороб, рабочий, военный и др. Ввести в активный словарь:
- существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, методист, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщица; портниха (швея), закройщица; каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, кровельщик; пограничник, моряк; экскаватор, трактор, картофелечистка, электромясорубка, пылесос и т.д.;
- прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый;
- глаголы: водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать; кроить, шить; строить, штукатурить, красить, делать, крыть; защищать, охранять;
Наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.
9. Закрепить представление о семье, родственных отношениях в семье. Заучить фамилию, имя, отчество и профессии родителей. Познакомиться с обязанностями членов семьи дома. Ввести в активный словарь:
Существительные: фамилия, отчество, родственники, обязанности, бабушка, дедушка;
Прилагательные: большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, строгая, заботливая, пожилой, юный;
Глаголы: стареть, взрослеть, зарабатывать, убирать, мыть, ухаживать, помогать.
10. Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнить представления о жизни растений весной. Ввести в активный словарь:
- существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежник, травинка, насекомое, бабочка, муха;
- прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий;
- глаголы: наступать, таять, пригреватъ, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать.
11. Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории, его достопримечательностях. Познакомить с основными правилами поведения на улицах города. Ввести в активный словарь:
Существительные: город, Армавир, площадь Ленина, Свято - Никольский собор, улица, перекресток, светофор;
Прилагательные: красивый, прекрасный, замечательный, великолепный, позолоченный, опасный, оживленный, мигающий;
Глаголы: возникать, стоять, раскинуться, течь, возвышаться, следить, переходить.
12. Познакомить детей с перелетными птицами, их внешним видом и отличительными признаками. Ввести в активный словарь:
Существительные: скворец, ласточка, жаворонок, журавль, соловей, стриж, грач;
- глаголы: прилетать, вить, выводить.
6-й раздел. Развитие грамматического строя речи
1. Продолжить работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.
2. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, под. Научить дифференцировать предлоги «на – под».
3. Учить использовать в речи дательный, творительный, предложный падежи существительных в единственном числе, а так же родительный падеж множественного числа существительных.
4. Учить называть признаки предметов выраженные прилагательными («какой по величине?», «какой по материалу?»).
5. Учить образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами – ин, – й (- ий, - ья, -ье, - ьи).
7-й раздел. Обучение связной речи
1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.
- Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.
- Совершенствовать умение пересказывать тексты с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
III ПЕРИОД
(апрель, май)
1-й раздел. Звукопроизношение
- Закончить автоматизацию шипящих звуков у всех детей.
- Продолжить дифференциацию свистящих и шипящих звуков в речи: в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, текстах - у всех детей.
- Продолжить автоматизацию звука [р] у всех детей.
- Продолжать формировать правильную артикуляцию звука [р’] и его автоматизацию.
- Продолжать формировать правильную артикуляцию звуков [л], [л’] и их автоматизацию.
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова
- Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного слогового состава
- Работать над трехсложными словами со стечением согласных (аптека).
- Работать над техсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, будильник, самосвал).
3-й раздел. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза
1. Уточнить и закрепить представление о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости - звонкости, твердости - мягкости согласных.
2. Познакомить детей со звуками [л’], [в], [ф], [ф’]; научить анализировать слоги с ними, выделять их из слов. Провести дифференциацию звуков [л’] – [й], [в] - [ф].
3. Научить различать звуки [ы] - [и], выделять их из ряда звуков.
4. Совершенствовать навык фонематического анализа слов типа: дым, кит, миф.
5. Упражнять в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определенной позиции в слове (начало, конец, середина слова).
6. Закрепить навыки слогового анализа слов. Учить составлять схему слоговой структуры слова
4-й раздел. Общие речевые навыки
1. Продолжать развивать интонационную выразительность речи,
работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета. Развивать и поощрять речевое творчество детей.
- Совершенствовать четкость дикции.
- Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.
- Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.
- Следить, чтобы дети говорили постоянно в спокойном темпе, правильно брали дыхание.
5-й раздел. Лексика
Лексические темы
Апрель
1-я неделя - Первоцветы. Комнатные растения
2-я неделя - Деревья
3-я неделя - Животный мир морей, океанов и рек
4-я неделя - Насекомые
Май
1-я неделя - Наша Родина
2-я неделя - День Победы
3-я неделя - Русские писатели и поэты
4-я неделя - Скоро лето
Формирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальных занятиях воспитателя, индивидуальных логопедических занятиях, закрепление в домашних условиях.
1.Показать, что весной происходит оживание и бурный рост
растений, а так же комнатных цветов. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями весной. Ввести в активный словарь:
Существительные: растение, цветок, стебель, лист, корень, лютики, подснежники, ландыши, кактус, фиалка, толстянка, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка;
Прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, опушенный,
колючий, рыхлый, влажный, теплый;
Глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать.
2.Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Ввести в активный словарь:
Существительные: береза, рябина, клен, дуб, ель, осина, сосна;
Прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.
3. Сформировать у детей представления о жизни морей, океанов. Сформировать представления о пресноводных рыбах, их образе жизни, повадках, размножении. Ввести в активный словарь:
- существительные: море, океан, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник; акула, дельфин, скат, меч-рыба, щука, сом, окунь, лещ, карась;
- прилагательные: прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый;
глаголы: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться.
4. Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, о
вредных и полезных насекомых. Ввести в активный словарь:
- существительные: насекомое, бабочка, жук, коровка, кокон, гусеница, комар, муха, пчела, оса, шмель;
- прилагательные: вредный, полезный, майский;
- глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать .
5. Углубить знания детей о России, памятных датах в ее истории. Сформировать представление о крае и городе, в котором живешь. Воспитывать чувство гордости за Родину. Познакомить с великим подвигом народа во время великой отечественной войны. Ввести в активный словарь:
- существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, Москва, Краснодар; герой, подвиг, война;
- прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная;
- глаголы: любить, беречь, охранять.
6.Познакомить детей с творчеством русских писателей и поэтов. Развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать смысл произведения, оценивать поступки героев.
6-й раздел. Развитие грамматического строя речи
- Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.
- Учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных.
- Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (по всем лексическим темам).
- Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги: в, на, под, к, от.
- Учить подбирать и использовать в речи глаголы - антонимы
7-й раздел. Обучение связной речи
- Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей - вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.
- Учить распространять предложения путем введения однородных определений.
3. Составлять рассказы с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки.
4. Пересказывать сказки, рассказы с опорой на серию сюжетных картин.
Список используемой литературы
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. I период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. III период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. II период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д»,1999.
- Нишева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов дефектологов воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез»; М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.:« Издательство ГНОМ и Д», 2003.
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи: М., 1991.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). - М.: Издательство «Альфа»,1993.
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/ О.С. Яцель. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
Подготовила учитель - логопед Дерябина Екатерина Александровна
МБДОУ "Детский сад № 32"-КВ г.Стерлитамака
Индивидуальный план работы (I год обучения)
б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков _____________________________________________
в) уточнить артикуляцию звуков_______________________________________________________________________
в) учить различать на слух гласные и согласные звуки
г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости;
е) учить анализу и синтезу 1-2-сложных слов.
4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов _____________________________________________________
6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять _________________________________
7. Развитие связной речи:
а) учить диалогической речи;
Дневник _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный план работы (II год обучения)
с _____________________________________________на 20___ - 20___ год
1. Развитие неречевых процессов:
а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;
б) развивать общую, мелкую моторику.
в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.
2. Коррекционная работа по звукопроизношению:
а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.
б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков ________________________________________________
в) уточнить артикуляцию звуков__________________________________________________________________________
г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.
д) дифференцировать оппозиционные звуки.
3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:
а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;
б) учить подбирать картинки на заданный звук;
в) учить различать на слух гласные и согласные звуки;
г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости - глухости;
д) учить находить место звука в слове;
е) учить анализу и синтезу 1-2-3 сложных слов;
ж) обучать печатанию букв, слогов, слов и предложений.
4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов ________________________________________________________
5. Расширение и активизация словаря.
6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять ___________________________________
7. Развитие связной речи:
а) учить диалогической речи;
б) учить подробному пересказу.
в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.
г) обучать рассказыванию с элементами творчества.
Дневник ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Светлана Ермакова
Перспективное планирование учителя-логопеда с детьми с ОНР
учитель - логопед Ермакова С. Г, Мотина А. А.
Общее недоразвитие речи с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее, как фонематическую, так и лексико - грамматическую систему языка.
Прежде чем приступить к работе по формированию лексико - грамматических средств языка, развитию связной речи и формированию правильного звукопроизношения, учитель - логопед составляет перспективный план работы на весь срок обучения. Планирование -это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления коррекционно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого ребёнка, что облегчает достижения коррекционно-образовательных задач.
Примерное перспективное планирование составлено нами с опорой на программу «Логопедическая работа про преодолению ОНР у детей» разработанной Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой и др. ,а также учитывает рекомендации , типовой программы детского учреждения «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы,Т. С., Комаровой,М. А. Васильевой. Основной формой обучения в нашей работе для детей с ОНР являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.
Существует последовательность прохождения тематического речевого материала в каждом из периодов обучения.
В перспективном плане , разработанном нами, выделены следующие основные разделы :
Общие речевые навыки; общая моторика, речь с движениями; мелкая моторика; зрительное и слуховое внимание, речевой слух, развитие памяти и мышления; развитие лексики и связной речи; развитие грамматического строя речи; звукопроизношение; грамота, развитие навыков языкового анализа и синтеза;
При работе над перспективным планом мы старались учитывать то , что совместная работа учителя -логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Такой раздел планирования , как «Лексика и связная речь» и предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является учитель-логопед , а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом . Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствования грамматического строя речи и обучение связной речи также ведёт логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого.
Предлагаем образец перспективного плана работы I год обучения, II период.
В перспективном плане в скобках указана методическая литература и номер страницы.
Список литературы первый год обучения
1. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР» .
2. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия» (старшая группа 1,2,3 период)
3. Кузнецов Е. В., Тихонова И. А. «Развития и коррекция речи детей 5-6 лет» .
4. Кислова Т. А. «По дороге с Азбукой» .
5. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду» (4-5 л. – I, 5-6 л. – II, 6-7 л. - III) .
6. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» .
7. Васильева С. Л. «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольника» .
8. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» (а)
Развитие связанной речи (б)
Развитие фонематического слуха (в)
Развитие лексико - грамматических средств языка (г)
Физминутки (д)
9. Курдвановская Н. В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет » .
Публикации по теме:
Перспективное планирование по проекту «Семейный клуб «Домашний логопед» ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ работы семейного клуба «Домашний логопед» Сроки проведения Тема, цель мероприятия Содержание мероприятия.
Перспективное планирование работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе. I этап работы. 1. Развитие общих речевых навыков. 1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Обучать.
Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям: Артикуляционная гимнастика.
Эссе «Учитель-логопед - это звучит гордо!» И для меня это действительно так. Еще будучи ребенком, учась в школе я мечтала стать ведущим или актером, и конечно, в каждой из этих профессий.
Эссе «Я - учитель-логопед» В детстве я воспитывала и учила кукол, мечтала стать учителем и быть детям не только педагогом, но и наставником и другом. Часто я играла.
Предлагаемое календарно-тематическое планирование – составная часть комплексного планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.
Все разделы календарно-тематического планирования учитывают особенности речевого и общего развития детей с ТНР. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи:
Целенаправленное формирование всех функций речи;
Усиленное внимание к семантической стороне речи (работа над значением слова, понимание инструкций, текстов, наглядных ситуаций);
Создание условий для овладения дошкольником всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность с привлечением внимания к планирующей и регулирующей речевой деятельности;
Стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………2
- Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………….................4
- Календарно-тематическое планирование I периода обучения…………………………………………………………………………..…8
- Календарно-тематическое планирование II периода обучения…………………………………………………………………………....16
- Календарно-тематическое планирование III периода обучения…………………………………………………………………………...26
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного общего и коррекционного образования.
Проблемы обучения детей с ОВЗ, их социальной адаптации и интеграции в общество одна из актуальных в работе специалистов ДОУ.
Количество детей с ТНР неуклонно растет из года в год. Отмечается и тенденция качественного изменения структуры речевого дефекта, преобладания комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ компенсирующего или комбинированного видов.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, привели к вопросу о планировании и организации продуманной системы работы учителя-логопеда в условиях группы ДОУ .
Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в общество сверстников.
Для успешности и эффективности коррекционной логопедической работы необходимо выполнение следующих задач:
Создание специальных условий обучения и воспитания детей с ТНР;
Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
Применение специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения и развития;
Специальное построение коррекционно-образовательного процесса на основе адекватных возрасту специфических детских видов деятельности.
Основной контингент детей группы компенсирующей направленности с ТНР ДОУ составляют дети с заключением ОНР. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.). Наличие у таких детей вторичных нарушений в ведущих психических процессах, создает дополнительные затруднения в образовательном процессе.
Предлагаемое календарно-тематическое планирование – составная часть комплексного планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.
Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в старшей к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, предусматривающей интеграцию действий всех специалистов дошкольного учреждения и родителей дошкольников.
Все разделы календарно-тематического планирования учитывают особенности речевого и общего развития детей с ТНР. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи:
- Целенаправленное формирование всех функций речи;
- Усиленное внимание к семантической стороне речи (работа над значением слова, понимание инструкций, текстов, наглядных ситуаций);
- Создание условий для овладения дошкольником всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
- Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность с привлечением внимания к планирующей и регулирующей речевой деятельности;
- Стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками.
Инновационная направленность .
Материалы планирования соответствуют основным разделам типовой программы ДОУ, с учетом адаптированной примерной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб., 2014. Темы ориентированы на сезонность природных явлений, «красные даты календаря», разработаны в соответствии с ФГОС. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам.
Реализация данной системы работы поможет правильно организовать и скоординировать работу педагогов в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.
Пояснительная записка
Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Число детей со сложной структурой дефекта в последние годы резко выросло. Остро встают вопросы раннего распознания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Старшие дошкольники с (ОНР III уровнь) имеют особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии
- с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.97г,
- с Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
на основе
- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб., 2014.
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
/ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
- Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012
с использованием
- программно-методических рекомендаций Т.Б. Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В. Чиркиной « Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». М.: "Дрофа", 2009
- практического пособия Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» - М.: Айрис-пресс, 2007
- пособия для логопеда Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»:. –– М.: Просвещение, 1985.
- методических рекомендаций Г.Н. Лавровой "Организация системы мониторинга в специальном (коррекционном) образовании в условиях введения ФГТ". Челябинск: Цицеро, 2012
- периодических изданий: "Логопед в детском саду", "Логопед", Библиотека журнала "Логопед".
с учетом
- нормативов, предъявляемых к образовательной нагрузке СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г № 26.
- Зачисление в группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи осуществляется по заключению и рекомендациям МОУ ППМС ЦДиК, с согласия родителей /законных представителей ребенка, на основании письменного заявления.
В логопедической группе коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Учитывая это положение, предлагается занятие оставить одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых приемов, форм в рамках каждого занятия.
Организация логопедической работы.
Коррекционное обучение с детьми условно делится на три периода:
1 период обучения (сентябрь - ноябрь) – 11 недель
2 период обучения (декабрь - февраль) – 11 недель
3 период обучения (март – май) – 12 недель.
Количество учебных недель в году – 34. Количество часов – 137.
Основной формой обучения являются занятия (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые). Фронтальные занятия проводятся трех видов: по формированию звукопроизношения; по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. В первом периоде проводят 2 фронтальных занятия в неделю по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Во втором и третьем периоде проводится 5 занятий в неделю (2 занятия по развитию звукопроизношения и 3 занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи) согласно сетке часов в МДОУ. Продолжительность фронтальных занятий 20 – 25 минут.
Распределение фронтальных занятий по периодам (по программе):
I период | II период | III период |
|
Звукопроизношение | |||
Всего: |
Итого: I период – 11 недель – 22 занятий
II период – 11 недель – 55 занятий
III период – 12 недель – 60 занятий
Всего: в год – 137 часов
В середине учебного года с 28.12. по 11.01. устраиваются зимние каникулы, если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа и игры. В июне проводится только индивидуальная и подгрупповая работа.
Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся с детьми ежедневно, состав миниподгрупп может меняться, в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. В ходе этих занятий решаются задачи по автоматизации и дифференциации звуков в самостоятельной речи (из-за необходимости многократных повторений адресного материала), а так же проводится дополнительная отработка материала фронтальных занятий с детьми, пропустившими изученные темы или испытывающими трудности в усвоении программного материала. Продолжительность индивидуальных занятий – 10-15 минут, проводятся в первую или во вторую половину дня до или после прогулки. В связи с этим, время, потраченное ребенком на индивидуальное занятие необходимо восполнить более ранним выходом детей логопедических групп на вечернюю прогулку (на 10-15 минут) по сравнению с массовыми группами.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. Негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников вызывает у детей переутомление, невротизацию, отражаются на состоянии их здоровья и эмоциональном благополучии, являясь в последующем причиной школьной дезадаптации.
По программе Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».– М.: МГЗПИ, 1991. предполагается проводить по 5 фронтальных логопедических занятий в неделю в каждом периоде, всего 170 занятий в учебном году (не учитывая индивидуальную и подгрупповую работу и образовательную нагрузку других областей). Такая учебная нагрузка приводит к резкому снижению работоспособности большинства детей. Восстановление их работоспособности в этом случае не происходит даже после дневного сна, тогда как в дни проведения двух – трех занятий после прогулки и дневного отдыха работоспособность, как правило, восстанавливается до исходных показателей. Особенно это характерно для детей с ТНР – соматически ослабленных, с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Кроме того, подобная нагрузка приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьезным нарушениям в распорядке дня, сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой деятельности, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей.
Чтобы не допустить переутомления детей речевой группы и не снижать эффективность коррекционно-образовательного процесса, в соответствии ФГОС и СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. мы предлагаем снизить количество фронтальных логопедических занятий до 4 занятий в неделю в каждом периоде за счет сокращения количества занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, что приведет к уменьшению объема образовательной нагрузки до 136 часов вместо 170. Изучение программного материала сокращенных часов вынести на образовательную деятельность воспитателя, специалистов детского сада, режимные моменты, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность детей и родителей, подгрупповые и индивидуальные занятия с логопедом, в зависимости от темы. Полнота реализации всех разделов планирования обеспечивается за счет ее интеграции с другими разделами программы и ОО, видами детской деятельности.
Распределение фронтальных занятий по периодам:
I период | II период | III период |
|
Звукопроизношение | |||
Лексико-грамматические категории. Связная речь | 2 (11+11) | (комплексные) | (комплексные) |
Всего: |
Итого: I период – 11 недель – 22 занятия
II период – 11 недель – 44 занятия
III период – 12 недель – 48 занятий
Всего: в год – 114 занятий.
Благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов, установлением связей между образовательными областями достигается высокий уровень эффективности коррекционно-развивающей работы в группе.
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) – 11 недель
Месяц | Дата | Тема занятия | Развитие лексики | Развитие связной речи |
|||
Сентябрь Октябрь Октябрь | Здравствуй лето, детский сад! День знаний! | 1-2 неделя диагностика детей, заполнение речевых карт |
|||||
Мой дом, мой город |
|
2. «скажи наоборот» (антонимия) 3. «объясни слово» (сложносоставные –новостройка, многонаселенный) | 2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже | Пересказ текста |
|||
Транспорт |
|
|
|
|
|||
Краски осени | 1 .Д/и «Отгадывание неречевых звуков» (дождь капает, дерево падает, плеск волн, каблуки стучат). 2.Послушай, как я отстукиваю слова и догадайся, какое слово отстучу: шаль, кепка, фуражка.(на каждый слог стук) | 1.Учить подбирать признаки к предметам, согласовывать существительные и прилагательные. Д/и «Подбери признак». 2.Закреплять у детей умение называть обобщающие понятия. Д/и «Подбери обобщающее понятие». 3.Развивать умение выделять части предметов (демисезонной обуви, одежды, головных уборов) Д/и «Назови предмет по названным частям» 4. Подобрать слова действия Дождь (что делает?) идет, моросит, льет Ветер (что делает?) 5. Антонимы ; Д/и «Наоборот»: Толстая-…(тонкая ткань); Чистая- …(грязная); Сухая-…(мокрая); Праздничная-…(повседневная) ;верхняя-…(нижняя) | 1.Практиковать у детей умение использовать в речи притяжательные местоимения: «мой», «моя», «моё». Д/и «Чей,чья, чьё,чьи» Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - Мои. Это чей шарф? - Мой. Это чье пальто? - Мое. 2. .Закреплять у детей умение использовать множественное число существительных. Д/и «Один – много». 3.Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Д/и «Большой – маленький» 4 .Упражнение в запоминании и исправлении слов действий (мужского и женского рода единственного числа) Д/и «Исправь ошибки» | 1.Развивать у детей желание отгадывать загадки И загадывать их другим. Воспитывать у детей уважение и любовь к народному творчеству. Отгадывание и загадывание загадок. Заучивание пословиц и поговорок об осени, примет осени. 2. Учить составлять предложения с относительными прилагательными по образцу. Согласовывать существительные с прилагательными. 3.Развивать умение последовательно и полно описывать предмет, используя схему рассказа. Составление описательного рассказа о осени. 4.Воспитание любви к народному творчеству, желания знать и рассказывать другим. Чтение и заучивание чистоговорок, поговорок. Загадывание и отгадывание загадок. 5. Закреплять у детей понятие. Что предложение содержит законченную мысль. Учить заканчивать предложение с опорой на картинки и без опоры. Д/и «Закончи предложение» |
|||
Животный мир (домашние животные) | Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные» |
| Развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию (игра «Кто самый нужный?») Составление описательного рассказа по план-схеме |
||||
Урожай (овощи, фрукты) |
|
|
|
|
|||
Октябрь | Народная культура и традиции | Развитие речевого слуха и восприятия | 1.Познакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). 2.Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). 3.Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством. 4.Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта. | 1. Образование множественного числа существительных Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Пересказ текста |
||
Октябрь | Наш быт (мебель) |
| Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. «твердый», «мягкий». Упражнять в анализе слогов. |
|
| Составление рассказа описания по схеме |
|
октябрь | Я в мире человек |
| 1.Уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков по теме «Я в мире человек» 2. Познакомить детей с частями тела человека 3. Познакомить детей с правилами гигиены | 1. образование единственного числа существительных 2. Образование множественного числа существительных 3. Согласование существительных с числительными 4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | 1. Составление рассказа |
||
Ноябрь | Дружба. День народного единства | Д/и «Какое слово не подходит?» (развитие речевого слуха и восприятия).Д/и «Раздели по слогам» (формирование умения делить слово на слоги, развивать слуховое внимание) | Д/и «Скажи иначе» (пополнение словаря детей по теме «Моя Родина») Д/и «Скажи наоборот» (формировать словарь антонимов) Д/и « Скажи какая, какое, какие?» (подбор признаков) Игра «Где я живу?» (пополнение словаря детей по теме «Моя Родина»)Д/Игра с мячом «Семейка слов» (образование однокоренных слов) |
(согласование прилагательных в косвенных падежах)
(образование притяжательных прилагательных) | Чтение, поговорок, чистоговорок (развитие интонационной стороны речи) Чтение худ. литературы. Заучивание стихотворений о России |
||
Ноябрь | Город мастеров (профессии) | Д/и «Кто самый внимательный?» (развитие фонематического слуха и восприятия) 2.Д/и «Раздели по слогам» (формирование умения делить слово на слоги) 3. Д/и «Чем я это делаю?» (формирование умения дифференцировать неречевые звуки на слух) | |||||
Ноябрь | Кто как готовится к зиме | Короткие и длинные слова. (игра «Какое слово?» | Активизация и обогащение словаря существительных. Активизация глагольного словаря. Активизация и обогащение словаря прилагательных и наречий. Активизация и антонимов и синонимов, родственных, сложных слов. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(«Назови ласково» Образование существительных в разных падежах: 1.родительный падеж множественного числа. («Один - много» 2. творительный падеж единственного и множественного числа («Охотники» Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей зверей.(«Большая семья»). согласование числительных с существительными в роде, числе падеже («Сосчитай зверей»). Образование притяжательных прилагательных(игра «Чей, чья, чье?» | Составление рассказа из простых распространенных предложений (Составление рассказа-описания по плану. Кто это? Внешний вид, повадки зверя. Чем он питается? Где живет. Что делает?) Употребление сложносочиненных предложений с противопоставлением (Составление рассказа-сравнения о двух зверях. Чем они похожи и чем отличаются) Составление рассказа по набору слов. |
||
Итого: 22 занятия |
II ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль) – 11 недель (каникулы с 28.12-11.01)
Месяц | Дата | Тема занятия | Звуки | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи |
декабрь | Здравствуй, зимушка-зима! | Звук [А] Звук [А] | Познакомить со звуком [А] и его характеристикой с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук». Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах, словах |
|
| Составление предложений о приметах времен года по сюжетным картинкам Составление рассказа о приметах зимы с опорой на плен из рисунков-пиктограмм |
|
декабрь | Город мастеров (Ремесла Южного Урала) | Звук [У] Звук [У] | Познакомить со звуком [У] и его характеристикой с опорой на артикуляцию. Учить выделять ударный гласный звук в начале слова. | 1.уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме 2. Учить подбирать слова действие (учитель что делает?) |
| Учить детей составлять рассказы о различных профессиях по рисуночному плану |
|
Декабрь | Здоровей-ка (одежда, обувь, головные уборы) | Звуки [А]-[У] Звук [И] | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА) Познакомить со звуком [И] и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить звук в слогах, словах, предложениях. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». |
|
| Составление описательного рассказа по схеме |
|
Декабрь | Новогодний калейдоскоп (зимние забавы) | Звук [И] Звуки [А]-[У]-[И] | Закрепить звук в слогах, словах, предложениях. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук. Учить выделять звук из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов). |
|
|
|
|
Декабрь | Новогодний калейдоскоп (елка) | Звук [О] (2 Занятия) | Познакомить со звуком [О] и его характеристикой с опорой на артикуляцию. Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах, словах. Развивать умения выделять ударный гласный звук в начале слова. |
|
|
|
|
28.12-10.01 Рождественские каникулы |
|||||||
Январь | В гостях у сказки (инструменты) | Звуки [А]-[У]-[И]-[О] Звук [М] | Определение в словах первого и последнего гласных в звуков, анализ и синтез сочетаний из трех гласных (АУО, ИУО, УОА) Закрепить понятия «твердый», «согласный» | 1.Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Инструменты» |
|
|
|
Январь | Этикет (посуда) | Звук [М’] Звук [Н] | Познакомить со звуком и уточнить правильное произношение. Закрепить понятие «мягкий согласный» Развивать фонематические процессы. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять в анализе обратных слогов (выкладывание слоговых схем). |
|
| Пересказ текста «Мамина чашка» |
|
Январь | Моя семья | Звук [Н’] Звуки [М]-[Н] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в начале и в конце слова. Дифференциация звуков по месту образования в слогах, словах, предложениях. Развитие навыков звукового анализа (выделение заданного согласного в слове). Развивать навык делить слова на слоги. | 1. Д/и «Подбери слово» (активизация предметного словаря) 2. Д/и «Узнай по описанию» (активизация предметного словаря) 3. Д/и «Скажи наоборот» (формировать словарь антонимов) 4. Подбери к предмету нужную часть тела (закрепить названия частей тела) Лепка человека. 5. Покажи действие. (формирование умения употреблять слова-действия) с опорой на наглядность. 6. отгадывание загадок о частях тела человека с последующим музыкальным сопровождением (активизация словаря по данной теме) | 1. Д/и «Назови ласково» (учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные) 2. Про что можно так сказать: «Мой, моя, мои». (развивать умение образовывать притяжательные местоимения) 3. Д/и «Один – много» (образовывать существительные множественного числа) 4. Д/и «Два, две» (правильному употреблению числительных «два» и «две») 5. Д/и «Расскажи о себе» с опорой на наглядность (формирование умения согласовывать слова-действия в наст. вр. с местоимениями) 6. Д/и «Что делает, а что сделал, сделала?» с опорой на наглядность (развитие умения употреблять слова-действия в наст., прош., буд. времени) 7. Д/и «Подбери предлог» (активизировать в речи применение предлогов) 8. Д/и «Сосчитай-ка» (формировать умение согласовывать сущ.+числ.) | 1. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Помощь бабушке » (развитие умения составлять связный, содержательный, законченный рассказ) 3.Чтение, поговорок, чистоговорок (развитие интонационной стороны речи) 4. Чтение худ. литературы. 5. Д/и «Подружи слова» (учить составлять целое предложение из слов) |
|
Февраль | Быть здоровыми хотим (продукты питания) | Звук [Ы] (2 занятия) | Познакомить со звуком [Ы] и его характеристикой с опорой на артикуляцию. Выделять звук из ряда других звуков. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторение звуковых рядов и слогов). | 1. Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме 2. Объяснить значение пословиц, заучивание одной 3. Учить подбирать антонимы 4. Подбор прилагательных к существительным | 1. Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников») 2. Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет») 3. Образование множественного числа существительных 4. образование притяжательных существительных | Пересказ текста |
|
Февраль | Азбука безопасности (электроприборы) | Звук[П] Звук[П’] | Познакомить со звуком [П] и его характеристикой с опорой на артикуляционные и акустические признаки Познакомить с понятием «согласный» и местонахождение звука в конце слов. Учит выделять звук в открытом слоге и в конце слова. Уточнить артикуляцию и произношение. Усвоить практически понятия Согласный «твердый», «мягкий» Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога). |
|
|
|
|
Наши защитники | Звук [Т] Звук [Т’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Формировать звуковой анализ обратных слогов (выкладывание слоговых схем). Формировать фонематическое восприятие и память (воспроизведение слоговых рядов). Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Закрепить понятия «слог», «слово», «твердый», «мягкий». Упражнять в анализе слогов. Упражнять в выделение места звука в лове | Активизировать, обогащать и расширять словарь существительных, глагольный словарь и словарь признаков по теме. |
| Составление предложений и небольших рассказов о людях, которые служат в нашей армии с опорой на рисуночный план. |
||
Маленькие исследователи (насекомые) | Звук [К] Звук [К’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Учить преобразовывать слоги за счет изменения первого звука: а) выделение первого звука; б) замена первого звука на другой. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Закрепить понятия «твердый», «мягкий» Упражнять в преобразовании слогов за счет изменения первого звука. | Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме «Насекомые» |
| Составление рассказа-описания по схеме |
||
Итого: 44 занятия |
|||||||
III период (март, апрель, май) – 12 недель (в июне – индивидуальная и подгрупповая работа) |
|||||||
Месяц | Дата | Тема занятия | Звуки | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи |
Женский день | Звук [Х] Звуки [П]-[Т]-[К]-[Х] | Познакомить с односложными и многосложными словами. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Развитие фонематического представления на основе фонематического восприятия – выделение звука на фоне слога – добавление звука к заданному слогу Закрепить дифференциацию звуков по месту образованию и звонкости глухости. Формировать навык различения слов близких по звуковому составу. Развивать звуковой анализ в слогах (выкладывание звуковых схем). | Активизировать, обогащать и расширять словарный запас детей |