Викторина на тему 9 мая день победы. Викторина ко дню победы для начальных классов
МОУ « Сланцовская ООШ Ртищевского района Саратовской области»
Учитель математики и информатики
Пыхтунова Ольга Васильевна
Игра – викторина, посвящённая Великой Победе.
Цель:
расширение знаний детей о военной истории;
формирование представлений о Великой Отечественной войне, развитие памяти, речи, художественного, музыкального вкуса учащихся;
воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, ответственности за свою Родину .
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине и долга перед Отечеством, перед павшими героями;
Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся через активные формы обучения: умения самостоятельно работать с учебниками, с дополнительной литературой.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Этот учебный год особенный.
9 мая 2015 году наша страна отмечает 70-ю годовщину Великой Отечественной войны.
Мы, молодое поколение, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Останутся в наших сердцах и имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда мы не забудем тех, кто не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.
С великим праздником, держава,
С победным светом на пути!
Светлее праздника, пожалуй,
На всей планете не найти!
Этот день людской слезой согретый.
Сколько времени бы ни прошло,
Всем, кто тихо скажет:
«День Победы!» -
Объяснять не надо ничего.
«День Победы!» - значит, умирали
Наши деды далеко не зря,
Землю нашу кровью поливали,
Чтобы мирная взошла заря.
«День Победы!» - значит,нет фашизма,
Значит, над Россией тихий свет,
Значит, дети рождены для жизни,
Для счастливых, мирных долгих лет.
Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны. Мы собрались сегодня, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсах, порадоваться за тех, кто станет победителем игры, а участниками ее будут все присутствующие.
Позвольте ознакомить Вас с правилами нашей игры – викторины.
Она будет проходить в несколько этапов:
I конкурс Разминка
II конкурс Угадай-ка
III конкурс Что ты знаешь о победе?
IV конкурс Шифровальщики
V конкурс Награды Родины
VI конкурс Песни в солдатских шинелях
Правила общения во время викторины:
- С уважением относиться друг к другу.
- Любое мнение заслуживает внимания.
- Пока один говорит, все его слушают.
- О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
- Болельщики не подсказывают, для них будет отдельный конкурс.
Представляем жюри: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
(Жюри получает судейские листы)
Судейский лист
Название конкурса | 1 команда | 2 команда |
|
Разминка | |||
Угадай-ка | |||
Что ты знаешь о победе? | |||
Шифровальщики | |||
Песни в солдатских шинелях | |||
Поздравительная открытка | |||
Вклад болельщиков | |||
Итого |
1 конкурс – «Разминка»
За 1 минуту нужно записать города, которым после ВОВ 1941-1945 годов присвоена высшая степень отличия СССР – город – герой.
(Ленинград, Одесса, Севастополь, Сталинград – Волгоград, Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость).
За каждый правильно названный город-герой, команда получает 1 балл.
2 конкурс – «Угадай-ка»
Внимание! Фото-конкурс! Нужно узнать по фотографии маршала ВОВ (на столе у вас подсказки – фамилии маршалов Советского Союза). Если команда не угадывает, помогают другие команды или болельщики.
За правильный ответ команда получает 3 балла.
3 конкурс – «Что ты знаешь о победе?».
Команды отвечают по очереди, за правильный ответ - 1 балл.
1 . Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны.
(22.06.1941- 9.05.1945)
2 . Что обозначают черный и оранжевый цвета на георгиевской ленточке?
(Дым и пламя)
3. Какая пограничная крепость стала символом стойкости советского солдата?
(Брестская крепость)
4 . В каком сражении были задействованы более 1000 танков?
(курская дуга)
5.Кто стоял во главе Советского государства?
6. Кто стоял во главе фашистской Германии?
7. Самый знаменитый советский танк Великой Отечественной войны.
(Т-34)
8. В каком городе находится знаменитый Мамаев курган и в ходе какой битвы ВОВ он стал известен всему миру?
(В Волгограде, Сталинградская битва)
9. Каким женским именем ласково называли советские солдаты боевую машину реактивной артиллерии?
(Катюша)
10. В ходе какой битвы наступил коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, и советские войска погнали фашистов с советской земли?
(Курская битва)
11. Назовите имя героя войны, который сумел закрыть своим телом амбразуру вражеского дзота?
(Александр Матросов.)
12. Какая белорусская деревня стала символом зверств фашистов на советской земле в годы ВОВ?
(Хатынь)
13. Где расположен «Дом Павлова», чем он известен и почему так называется?
(В сентябре 1942 г. во время обороны Сталинграда сержант Я. Павлов с гарнизоном из 24 человек отбил у немцев и удерживал в течение трех суток четырехэтажное здание; оно впоследствии стало опорным пунктом в системе обороны города.)
14. В столице какой страны установлен памятник советскому солдату-освободителю?
(В Германии, в Берлине)
15. За что вручали самую известную медаль ВОВ?
(За отвагу)
16. Какой город был взят в блокадное кольцо, сколько дней длилась блокада?
(Ленинград, 900 дней)
17. «Высота 102» на военных картах Сталинграда – это…?
(Мамаев курган)
18. Какое название получил парад, состоявшийся на Красной площади в Москве после окончания ВОВ, 24 июня 1945 года.
19. Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»?
(Г. К. Жукову)
20. Какая высшая воинская награда была учреждена после победы над фашистской Германией?
(Орден Победы)
21. Как в столице нашей Родины Москве в ходе ВОВ и после её окончания отмечались победы нашей армии над фашистскими захватчиками?
(артиллерийским салютом)
22. Какой город Советского Союза Гитлер хотел стереть с лица земли и создать на его месте озеро?
(Москва)
4 конкурс – «Шифровальщики».
«У разведчика глаз остер, ум хитер, отличный слух и охотничий нюх!» - говорит русская народная пословица. А сейчас командам предлагается поработать связистами, которые должны найти ключ к шифровке и расшифровать текст. Для выполнения задания даётся время (5-7 минут). За расшифровку каждого донесения команда получает по 3 балла
1. К Е Е И Н О Р Е Н
Т Р М С Ё Г А С Ё
О Д П Я Т О Г О Т
С Ц Р Г Т В Н Г.
(1.Кто сердцем присягнёт, того враг не согнёт)
2. П ЛД О УТЖСЛЕТЖИАПРВФОУ ЖДРИВЕТМСЬ - ЛВОЕДАГЖОЧЮМЕ СОДЛКВУЧМЖТАИТЗГЬ
(2. По уставу жить – легче служить ).
5 конкурс «Назови награды Родины».
Родина высоко оценила подвиги советских воинов, наградив отважнейших, орденами и медалями.
Команды по очереди называют награды. За каждый ответ получают по 1 баллу
6 конкурс – «Песни в солдатских шинелях».
Командам предлагается угадать песни.
Например:
Эх, путь-дорожка, фронтовая.
Катюша.
День Победы.
Священная война.
Три танкиста.
В землянке.
Последний бой.
Алёша.
Синий платочек.
Журавли.
Смуглянка.
Нам нужна одна победа.
Едут, едут по берлину наши казаки.
А теперь команде нужно исполнить одну из предложенных песен (вытягивают карточку со словами): «Катюша», «Три танкиста», «Нам нужна одна победа», «Последний бой», «Смуглянка».
Подведение итогов.
В классе звучат песни военных лет; жюри ведёт подсчет баллов.
IV. Награждение.
Команды награждаются грамотами.
Ведущий:
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.
Минута молчания.
Ведущий:
Вот и подошла к концу наша игра. Всем спасибо за участие, до новых встреч. До свидания!
Звучит музыка. Команды расходятся.
Викторина на День Победы, 9 мая – серьёзное, важное мероприятие. Давным-давно отгремели залпы орудий, десятилетия прошли со дня окончания Великой Отечественной войны. Но подвиг народа и его Вооружённых сил не сотрется из памяти людской никогда. Навечно останутся в истории даты решающих сражений, военных операций, другие исторические факты.
1. Почему нужно защищать Родину?
Ответ: У каждого из нас есть что-то незыблемое, дорогое, важное, оставляющее след и память на всю жизнь. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Защитить землю, на которой ты родился, которая тебя вскормила, вспоила, подняла на ноги, землю, где живут твои родители, братья и сестры, бабушки и дедушки – священный долг.
2. Что такое «Родина»? Отечество?
Наше Отечество, наша Родина – Россия. «Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, здесь говорят родным нам языком и всё здесь для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку».
3. Когда началась Великая Отечественная война?
4. Кто был инициатором начала войны?
Ответ: фашистская Германия
5. Существовал ли договор о ненападении между Германией и Советским Союзом?
Ответ: да, Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом существовал. Он был подписан 23 августа 1939 года. Его ещё называют пактом Молотова-Риббентропа. Согласно договору, Германия и СССР обязались все споры и конфликтные ситуации между собой «разрешать исключительно мирным путем в порядке дружеского обмена мнениями». Договор о дружбе и границе был подписан между СССР и Германией 28 сентября 1939 года.
6. Как называлась операция (план) вторжения Германии в СССР?
Ответ: операция (план) «Барбаросса»
7. Какие вы знаете города-герои?
Ответ: Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Москва, Одесса, Севастополь, Сталинград (ныне Волгоград), Киев, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Минск, Тула, Керчь, Брестская крепость (крепость-герой).
8. Как вы думаете, почему наша страна добилась победы?
Вариантов ответов может быть множество. Один из вариантов: цитата — «Почему русские победили немцев? Просто в основе действий немецкого солдата стоял фанатизм, фанатизм приходящий и очень скоро уходящий, а в основе русского стояли убеждения, которые приходят и никогда не уходят» .
9. Продолжите пословицу:
Родина-мать – надо её …(защищать
).
Один в поле … (не воин
).
За край родной иди бесстрашно …(в бой
).
Человек без Родины как …(соловей без песни
).
Когда народ един – он …(непобедим
).
10. Какие вы знаете военные операции, проведенные в ходе Великой Отечественной войны?
Ответ: битва за Москву, Ленинградская оборонительная операция, оборона Севастополя, Киевская операция, Смоленское сражение, Сталинградская битва, Курская битва, Белорусская операция, Берлинская операция.
11. Какая битва стала переломной в ходе Великой Отечественной войны?
Ответ: Сталинградская битва
12. Из каких произведений эти известные выражения?
а) «Гвозди бы делать из этих людей »
Ответ: Цитата из стихотворения «Баллада о гвоздях» поэта Н.С.Тихонова, в котором говорится о человеческой стойкости.
б) «Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете»
.
Ответ: А.Т.Твардовский поэма «Василий Теркин» глава 5 «О войне»
13. Какие вы знаете песни о Великой Отечественной войне?
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой…
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная,
Священная война!..
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь…
14. Какие вы знаете награды Великой Отечественной войны?
Ордена: Орден «Победа»;Орден Ленина; Орден Красной Звезды; Орден Красного Знамени; Орден Суворова; Орден Кутузова; Орден Ушакова; Орден Нахимова; Орден Славы и другие.
Медали:
Медаль «За взятие Кенигсберга»; Медаль «За оборону Москвы»; Медаль «За оборону Сталинграда»; Медаль «Золотая Звезда»; Медаль «За отвагу»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; Медаль «За взятие Берлина»; Медаль «За оборону Кавказа»; Медаль «Партизану Отечественной войны» и другие.
Занимательная викторина с ответами для школьников 9-11 класса «Песни великой Победы»
Голещихина Марина Александровна. Преподаватель по классу баян, МБОУ ДОД «Тасеевская детская музыкальная школа»
Описание работы: Песни военных лет. Иной раз задумываешься: за что их так любят и помнят в народе, сохраняют в памяти долгие годы, берегут, как святыню? Наверное, за то, что в военных песнях есть неиссякаемый оптимизм, вера в дружбу, в любовь, во все лучшее, что есть в человеке, в те идеалы, за которые люди боролись, шли на подвиг и на смерть. Песни эти полны уверенности в обязательной и неизбежной нашей победе над ненавистным врагом. В них – надежда на непременное возвращение домой, в родные края после победы. А знаем ли мы, наши дети Песни военных лет? Представленная викторина предполагает расширение кругозора школьников, закрепление знаний о Великой Отечественной Войне
Назначение: Данная викторина предназначена для школьников, студентов, педагогов, родителей. Её можно использовать в качестве проведения классного часа, в качестве занимательной командной игры, внеклассного мероприятия, посвященного Дню победы в любых образовательных учреждениях. При проведении викторины, возможно, использовать музыкальные фрагменты песен, а также видеофрагменты военной тематики.
Цель: Содействие гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и сохранение памяти о Великой Отечественной Войне.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления детей о событиях Великой Отечественной войны;
Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной Войне;
Обогатить духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны посредством песен военных лет.
Развивающие:
Развить у детей познавательный интерес к музыке и песням военных лет;
Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.
Воспитательные:
Привить чувство любви к своей Родине, уважения к ее защитникам;
Воспитывать гордость за свою Родину;
Воспитывать глубокое уважение к ветеранам ВОВ;
Не позволить забыть песни великой победы.
Примечание: курсивом выделены правильные ответы
Вопросы
1.В какой песне ВОВ встречаются следующие строки «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!С фашистской силой темною, с проклятою ордой»
а) Огонек
б) Священная война
в) День Победы
г) Темная ночь
2.О какой песне идет речь? Вот что рассказывал о рождении этой замечательной песне её автор – поэт Алексей Фатьянов, в шинели рядового прошагавший трудные военные дороги и воспевший их в этой песне: «Помню фронт… В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна». Именно таким было первоначальное название песни.
а) Соловьи
б) Священная война
в) Эх, дороги
г) Не пыли, дороженька
3.Какая песня начинается со следующих строк «Споемте, друзья, ведь завтра в поход уйдем в предрассветный туман».
а) До свиданья, города и хаты
б) Вечер на рейде
в) Прощайте, скалистые горы
г) Огонек
4.Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней. «Это были 16 домашних строк из письма жене, вспоминал автор песни, - написал я его в конце ноября, а точнее, 27, после тяжелого боя под Истрой». Автор был уверен, что песня из этого лирического стихотворения не выйдет. Но песня вышла. Сейчас, спустя 70 лет, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу. О какой песне идет речь?
а) Темная ночь
б) Смуглянка
в) В землянке
г) Синий платочек
5.Назовите композитора, написавшего музыку к песне «Священная война»
а) К. Листов
б) А. Александров
в) В. Соловьев-Седой
г) А. Новиков
6.Песня эта родилась и впервые была исполнена в популярном польском эстрадном коллективе «Голубой Джаз», участники которого, спасаясь от фашистской неволи, осенью 1939 года приехали в нашу страну и стали выступать с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах Советского Союза. Весной 1940 года состоялась встреча пианиста и композитора Ежи Петерсбурского с московским поэтом Я. Галицким, подтекстовавшим понравившуюся ему мелодию польского музыканта. Незатейливые слова и напев этой песни полюбились и запомнились многим, их подхватили и запели популярные в ту пору певцы и певицы, в том числе Л. Русланова. Свою вторую жизнь песня обрела и стала одной из знаменитых песен военных лет после исполнения Клавдии Шульженко в фильме «Концерт Фронту». О какой песне идет речь?
а) Темная ночь
б) Смуглянка
в) В землянке
г) Синий платочек
7.Из какой песни следующие строки: «Мне кажется порою, что солдаты с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда то..»
а) На солнечной поляночке
б) В лесу прифронтовом
в) Журавли
г) Лизавета
8.Эта песня получила всеобщую любовь и признание после того, как ее спел популярный советский актер Марк Беренс в кинофильме «Два бойца». О какой песне идет речь?
а) День Победы
б) Темная ночь
в) Журавли
г) Лизавета
9.«Стихи написаны на Каме, - вспоминал о рождении этой песни Михаил Исаковский, - когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру. Спустя несколько месяцев услышал по радио песню в исполнении Ефрема Флакса». О какой песне идет речь?
а) Соловьи
б) На солнечной поляночке
в) Журавли
г) В лесу прифронтовом
10.В какой песне встречаются следующие строки: «На позиции девушка провожала бойца, темной ночью простилась на ступеньках крыльца»?
а) Вечер на рейде
б) Священная война
в) Огонек
г) В лесу прифронтовом
11.Из какой песни следующие строки: «В сорок первом, в сорок памятном году, прокричали репродукторы беду. Оба сына, оба двое, соль земли – поклонились маме в пояс. И ушли»
а) Баллада о матери
б) Баллада о красках
в) Баллада о неизвестном солдате
г) Темная ночь
12."А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы - и грохочет над полночью,
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны".
Из какой военной песни эти строки?
а) Алёша
б) За того парня
в) День Победы
г) Катюша
13 «Играй, играй, рассказывай, Тальяночка сама
О том, как черноглазая свела с ума».
В какой песне встречается этот припев?
а) В лесу прифронтовом
б) Давай закурим, товарищ по одной
в) День Победы
г) На солнечной поляночке
16.«Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят».
Из какой песни эти строки?
А) Давай закурим, товарищ по одной
б) Нам нужна одна победа
в) Соловьи
г) На безымянной высоте
18.О какой песне идет речь?
Среди военной песенной лирики эта песня занимает видное место и пользуется большим успехом не только у людей старшего поколения, но и у современных слушателей. Это лирическая, игровая песня, в которой воспевается девушка-партизанка. Однако песня долгое время не была исполнена, потом были потеряны ноты, а когда по черновым наброскам композитор восстановил мелодию и предложил её на радио, песню забраковали, решив, что любовь, свидание, расставание не подходящая тема для тяжёлого 1943-го года. Впервые зазвучала эта песня в Концертном зале имени Чайковского уже в 44-м, и тогда она сразу же вошла в жизнь, как одна из любимых и популярных песен. Включенная в репертуар многих ансамблей и исполнителей, она воспринималась как новая, сегодняшняя военная песня о народных мстителях, боровшихся с гитлеровцами. Ведь мало кто знал о том, что песня написана до войны и посвящена гражданской войне в Бессарабии, боровшейся за присоединение к Советскому Союзу, за образование Молдавской ССР...
а) Смуглянка
б) Вася-Василёк
в) Катюша
г) На безымянной высоте
19.В какой песне встречаются следующие строки: «А я в Россию, домой хочу, я так давно не видел маму»
а) Смуглянка
б) Последний бой
в) Катюша
г) Нам нужна одна победа
20.О какой песне идет речь?
Это одна из первых песен о Великой отечественной войне композитора К. Листова. Пользовалась огромной популярностью на фронте и в тылу, в особенности в первые месяцы войны. Широко публиковалась в армейской печати, но, к сожалению, без указания авторов, и потому бытовала как анонимная солдатская песня.
а) Провожала мать сыночка (Материнский наказ)
б) Последний бой
в) Журавли
г) Прощание
21.О какой песне идет речь?
Музыку к стихотворению М. Исаковского «Походная песня», опубликованному «Правдой» 29 июня 1941 года, написали почти одновременно сразу несколько известных советских композиторов. Однако наибольшую известность и распространение в годы войны получила эта песня с музыкой М. Блантера. Она то и вошла в песенную антологию военных лет.
а) Вечер на рейде
б) Соловьи
в) До свиданья, города и хаты
г) Нам нужна одна победа
22. Какая песня звучит в к/ф «Офицеры»?
а) Нам нужна одна победа
б) От героев былых времен
в) Последний бой
г) Журавли
25.Песня эта известна и широко распространилась в годы войны под другим названием «Фронтовая борода». О какой песне идет речь?
а) Вася-Василек
б) Самовары-самопалы
в) У криницы
г) Лизавета
26.Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны. Песня была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого данная песня навсегда остался в репертуаре военных песен.
а) Священная война
б) День Победы
в) Нам нужна одна победа
г) Давай закурим, товарищ по одной
Викторина ко Дню Победы.
- Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной Войны.
- В честь какого полководца немецкие захватчики назвали один из своих захватнических планов?
А. Мамая
Б. Барбароссы
В. Тамерлана
Г. Наполеона
- Какое государство в 1941 году без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины?
Ответ: Германия.
- Кто был Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР в годы Великой Отечественной Войны?
Ответ: Иосиф Сталин
- Назовите крепость, ставшую символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских войнов в первые дни войны?
Ответ: Брестская крепость
- Назовите известных вам советских полководцев и военачальников, участвовавших в Великой Отечественной Войне.
Ответ: Иосиф Сталин, Георгий Жуков, Александр Василевский, Иван Конев, Семен Буденный, Климент Ворошилов, Константин Рокоссовский .
- Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы ВОВ?
Ответ: Т-34
- Как называлась реактивная система, находившаяся во время войны на вооружении артиллерии Советской армии?
Ответ: Катюша – реактивная система залпового огня БМ-13.
- Какой советский самолет в годы войны называли «летающим танком»?
Ответ: ИЛ-2 – советский штурмовик времен ВОВ, который конструкторы назвали «летающий танк».
- 28 июля 1942 года Сталин издал знаменитый Приказ № 227. О чем говорилось в этом приказе?
А. «Ни шагу назад!»
Б. «Отстоим Волгу-матушку!»
В. «Смерть фашистским оккупантам!»
Г. «Только вперед, только на линию огня!»
- Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда? О чем писал поэт: «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам»?
Ответ: Около 900 дней: 8 сентября 1941 – 27 января 1944. Ольга Бергольц в «Ленинградской поэме» описывала голод и холод зимы 1942 года в блокадном Ленинграде. С 20 ноября 1941 года ленинградские рабочие стали получать 250 граммов хлеба, а остальные жители города – по 125 граммов.
- По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда?
А. Ладожское
Б. Онежское
В. Чудское
Г. Псковское
- Назовите город-герой, который ни разу за историю своего существования не был захвачен вражескими войсками.
Ответ: Ленинград.
- Кто во время взятия Берлина командовал Первым Белорусским фронтом?
Ответ: Маршал Г. К. Жуков
- Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной Войны?
А. Сталина И. В.
Б. Молотова В.М. (Директор всесоюзного радио)
В. Левитана Ю.Б.
Г. Жукова Г.К.
- Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?
- Какие боевые ордена и медали, названные именами выдающихся русских полководцев и флотоводцев, были учреждены в период Великой Отечественной Войны?
Ответ: Ордена – Суворова, Кутузова, Ушакова, Александра Невского, Нахимова, Богдана Хмельницкого; медали – Ушакова и Нахимова.
- Как назывался высший военный полководческий орден периода ВОВ?
Ответ: Орден «Победа»
- Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года?
Ответ: Парад Победы
Викторина «Путь к Победе» с ответами для 5-9 классов
Наталия Николаевна Лебедева, учитель истории МБОУ «Кесовская оош» Краснохолмского района Тверской области.Описание: разработка ориентирована для учащихся 5 – 9 классов. Игра происходит в торжественно украшенном классе.
Подготовительная работа: изучение событий Великой Отечественной войны через проведение классных часов, уроков посвященных дням воинской славы России.
Цель :систематизировать знания по данной теме
Задачи:
развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;
воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;
воспитывать чувство гражданского долга и чувство благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.
Оборудование: плакат «70 лет Победы в Великой Отечественной войне», рисунки детей занявшие призовые места в школьном конкурсе «Я помню! Я горжусь!», музыкальное оформление: музыка песни «День Победы»
Ход: звучит музыка песни «День Победы».
Слайд 1.
Вступительное слово учителя:
Добрый день!
Я рада приветствовать всех собравшихся на этом значимом для каждого из нас мероприятии.
Сегодня мы постараемся подвести итог некоторым мероприятиям которые проходили у нас в школе в рамках подготовки к празднованию 70 – летия Победы в Великой Отечественной войне, а происходить это будет в форме игры - викторины «Путь к Победе!»
Каждый участник по ходу игры будет заполнять бланк для ответов.
По окончанию всех вопросов бланки будут переданы в жюри для подсчета голосов.
По итогам игры - викторины «Путь к Победе» будут определены победители занявшие 1 место, 2 место и 3 место.
Перед тем как начнется викторина, я хочу предложить зрителям задание.
Задание:
по окончании викторины ответить на вопрос: - Каков же он путь к Победе?
Слайд 2
Учитель:
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли,-
Этот день мы приближали, как могли.
Именно этими словами хочется начать нашу викторину.
Итак,начинаем!
Слайд 3
Станция - Начало пути
1.2 августа 1934 года умирает рейхспрезидент Гинденбург, а через три часа объявили, что должности президента и канцлера совместятся в одном лице. Он объявил себя Верховным главнокомандующим, вождем (фюрером) немецкого народа и государства.
Кто этот человек?
Ответ
: 4 /Адольф Гитлер/
2.1 июля 1940 года И.В. Сталину сэр Стэффорд Криппсон передает письмо в котором говорится о планах Германии относительно Советского Союза.
Кто был автором письма?
Ответ
:8 /У.Черчилль/
3.После нападения Германии на Советской Союз этот человек надеялся, что все происходящее - не начало войны, а "провокация" немецких генералов. Он хранил полное молчание и не выступил перед советским народом. О начале войны советские люди узнали из обращения другого человека по радио.
Кто это человек?
Ответ:
2 /И.В.Сталин/
4.Кто, спустя час после начала вторжения вручил Вячеславу Молотову меморандум?
Ответ:
5 /посол Германии в Советском Союзе граф фон Шуленбург/
5.В полдень в своем выступлении по радио он сообщил: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких – либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну.
Кто это?
Ответ:
1 /Вячеслав Молотов/
6.Его Германия разработала еще в 1940 году. При его осуществлении война должна была закончиться в течении 2 – 3 месяцев.
О чем идет речь?
Ответ:
9 / план «Барбаросса»/
7.Какой пограничный город первым принял на себя удар, и его оборона продолжалась свыше месяца?
Ответ:
3 / Брест/
8.30 июня 1941 года решением Президиума Верховного Совета СССР, Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР был создан – чрезвычайный высший государственный орган СССР, сосредоточивший всю полноту власти в стране. Председателем стал Генеральный секретарь Центрального Комитета ВКП(б) И. В. Сталин, его заместителем – Председатель Совета Народных Комиссаров СССР, народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов. В состав ГКО вошли Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, Л. М. Каганович, позже были введены Н. А. Булганин, Н. А. Вознесенский, А. И. Микоян. Каждый из них ведал определенным кругом вопросов.
Как назывался этот чрезвычайный высший государственный орган СССР?
Ответ:
6 /Государственный Комитет Обороны/
9.23 июня 1941 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР. В состав ее вошли члены Политбюро ЦК ВКП(б) И. В. Сталин, В. М. Молотов, Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов, заместитель народного комиссара обороны Маршал Советского Союза С. М. Буденный, народный комиссар ВМФ Адмирал Флота Н. Г. Кузнецов и начальник Генерального штаба генерал армии Г. К. Жуков.
Кто ее возглавил?
Ответ:
7 /народный комиссар обороны Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко/
Учитель
: как известно Великая Отечественная война делится на три периода.
Слайд 4
Задание: обратите внимание на лист для ответов, во второй строке у Вас должно быть по две цифры, отделите их друг от друга запятой
Ответ: Первый период – с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г. – включает в себя стратегическую оборону Красной Армии, разгром немецко-фашистских войск под Москвой, провал блицкрига.
Второй период – с 19 ноября 1942 г. по 31 декабря 1943 г. – характеризуется коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.
Третий период – с 1 января 1944 г. по 9 мая 1945 г. – это разгром фашистского блока и безоговорочная капитуляция Германии.
/1- 3,2; 2- 1,3; 3 – 2,1/
Станция - Летопись боевых сражений
Учитель
: У каждой войны есть свои герои, даты крупных сражений. И сейчас мы пролистаем летопись боевых сражений. Я буду зачитывать информацию по какому – либо сражению, а Вы должны выбрать правильный ответ и внести выбранную цифру в лист для ответов
Слайд 5
Учитель : Красная армия отступала все дальше и дальше. Все кто мог держать оружие в руках встали на защиту города. Из Сибири, Дальнего Востока подходило подкрепление. Гитлер планировал уничтожить этот город, а на его месте создать огромное озеро. В результате успешного контрнаступления было разгромлено 38 дивизий противника, освобождены десятки городов и сел. Враг был отброшен почти на 300 километров от города.
О каких событиях идет речь?
Ответ: 5 /Московская битва/
Учитель : В сентябре 1941 фашисты окружили этот город. Город был заблокирован со всех сторон. Начался голод. Каждый житель города получал один раз в сутки маленький кусочек хлеба – 250 грамм рабочим и 125 грамм всем остальным. Зимой через озеро появилась Дорога жизни. Окончательно город освободили только в январе 1944 года.
О каких событиях идет речь?
Ответ : 1 /битва за Ленинград/
Учитель : летом и осенью 1941 огромные территории Советского союза оказались захвачены фашистами. На оккупированных территориях оставалось много граждан которые могли бы защищать нашу Родину. Многих из них фашисты угоняли в свои лагеря, кому- то удавалось бежать и прятаться в лесу. Главной задачей их было совершать диверсии в тылу врага, вести разведку и передавать в действующую армию всю информацию о передвижении врага. Их вклад в борьбу с захватчиками был очень велик. Многие из них были награждены боевыми орденами и медалями.
О каких событиях идет речь?
Ответ: 6 /партизанское движение/
Учитель : оправившись от серьезных поражений к весне – осени 1942 года противник опять овладел инициативой. В мае 1942 года Красная Армия несет поражение под Харьковом, оканчивается провалом Керченская операция. Гитлеровцы проводили все эти крупные наступательные операции лишь с одной целью - захватить этот город, овладеть нефтеносными районами Кавказа, что позволит нанести новый удар на Москву и завершить войну в 1942 году. Эти события начались с боев за Калач и Дон. Это было величайшее сражение. Бой шли за каждую улицу, каждый дом – это дом Павлова, мельница, универмаг, тюрьма, дом Заболотного и многие другие. Некоторые позиции несколько раз переходили из рук в руки - это Мамаев курган, железнодорожный вокзал. Планы гитлеровцев были разрушены, здесь был остановлен германский натиск на Восток. Отсюда, с берегов Волги, началось изгна¬ние захватчиков с территории СССР. Время побед Германии закончилось. В Великой Отечественной войне наступил перелом.
О каких событиях идет речь?
Ответ : 2 / Сталинградская битва /
Учитель: это событие занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей. Разгром фашистов означал полный крах наступательных планов Гитлера. Этой битвой завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.
О каких событиях идет речь?
Ответ : 3 /Курская битва /
Учитель: это событие стало завершающей стратегической наступательной операцией проведенной советскими войсками с целью разгрома фашистов и соединения с войсками с союзниками.
О каких событиях идет речь?
Ответ: 4 / Берлинская операция /
Слайд 6
Эти люди внесли величайший вклад в дело Великой Победы.
Задание: приведите в соответствие факты и имена
Ответ:
/ 1 -5; 2 –9; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 7; 6 – 10; 7 – 6; 8 – 8; 9 – 4; 10 – 3;/
Учитель : вспомнив о величайшем вкладе на пути к Победе командиров, командующих фронтами, военачальников нельзя не вспомнить героизм и самоотверженность простых людей
Слайд 7
Задание: приведите в соответствие имена и факты
Имена:
1)Гастелло Николай Францевич, 2) Алексей Петрович Маресьев, 3) Матросов Александр Матвеевич, 4) Кожедуб Иван Никитович, 5) Панфилов Иван Васильевич, 6) Виктор Васильевич Талалихин, 7) Младший политрук Д.Яковлев, 8) М.Г.Фомичев, 9) Красноармеец Василий Ватаман, 10) Майор Гаврилов
Факты:
а) совершил первый ночной таран, б) один из защитников Брестской крепости, в) руководил частями дивизии в боях на подступах к Москве, г) бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру, д) командовал танковой бригадой, которая 9 мая 1945 года вошла в Прагу и приняла участие в ее освобождении, е) с гранатами бросился на танк. В его медальоне была записка: «Моя клятва. Я - партии сын, и Отчизна мне мать, в бою я не буду назад отступать. А если погибну в жестоком бою, скажите словами народу: он честно, достойно жизнь отдал свою в боях с врагом за свободу», ж) забил неисправным фаустпатроном десять гитлеровских солдат, з) воздушный таран, и) летчик трижды удостоенный звания Героя Советского Союза, к) прототип главного героя книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Ответ : /1 –з; 2 –к; 3 – г;4-и; 5 – в; 6 – а; 7 – е; 8 –д; 9 –ж; 10 – б;/
Слайд 8
Учитель: все эти события о которых мы сегодня с вами вспомнили не могли бы произойти без веры людей в Победу. Именно вера в Победу помогала людям выжить, вынести все тяготы военного времени.
Все задания викторины вами выполнены.
Прошу передать листы с ответами в жюри для подведения итогов.
Жюри подводит итоги.
Учитель : пока жюри подводит итоги я обращаюсь к зрителям, давайте поверим как Вы справились с заданием. Какой же он путь к Победе?
Заслушиваются ответы зрителей.
Жюри объявляет победителей.
Учитель:
Когда гремит над городом салют,
Погибшие за Родину встают.
Мы их не видим, мы не слышим их,
Но павшие всегда среди живых…..
Почтим память всех участников Великой Отечественной войны минутой молчания.
Учитель : а сейчас исполняется песня «День Победы» (исполняют дети)
Спасибо всем присутствующим.
До новых встреч!