Благоразумие - энциклопедия интеллигентизации отношений. Как быть благоразумным человеком Что такое благоразумие определение
БЛАГОРАЗУМИЕ
БЛАГОРАЗУМИЕ
такое духа, когда мы «в здравом уме» и можем подавить наплыв душевных чувств ради внутренней гармонии; у Платона благоразумие – одна из четырех осн. добродетелей (см. Кардинальные добродетели). См. также Аффект.
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
БЛАГОРАЗУМИЕ
Аристотель проанализировал специфически этическое благоразумия ( , в лат. переводе- prudentia). В русских изданиях Аристотеля переводят как рассудительность, а словом “благоразумие” передают термин σωφροσύνη. Однако в последующей истории философии проблемы, стоящие за этими терминами, стали обозначать соответственно понятиями благоразумия и умеренности. Аристотель определяет благоразумие (рассудительность) как , причастный суждению склад души, предполагающий совершение поступков, касающихся человеческих благ. Главное дело благоразумного (рассудительного) .состоит в принятии правильных решений относительно блага и пользы для себя в целом-для хорошей жизни. Положительную нравственную благоразумия в трактовке Аристотеля определяет его обусловленность умеренностью (σωφροσύνη) - нравственной добродетелью, благодаря которой сознает, в чем заключается его . С помощью благоразумия человек способен выбрать правильные средства для этой цели в конкретной ситуации и осуществить его в поступке. Благоразумие как особое или как часть души, причастная суждению, отличается от нравственной добродетели, хотя одно без другого не существует. Оно также отличается от мудрости как научного знания и постижения с помощью разума наиболее ценных по своей природе вещей: благоразумие связано с человеческим благом, нацелено на принятие правильных для его осуществления решений. Аристотель подчеркивает, что быть благоразумным означает не просто знать, но быть способным совершать в соответствии со знанием поступки, и приводит в Фалеса и Анаксагора, которых называют не благоразумными, а мудрыми, так как они занимались божественными, но бесполезными для достижения человеческих благ предметами. По поводу этих предметов невозможно принимать решения, поскольку они неизменны. Если имеет дело с предельно общими, не допускающими обоснования определениями, то благоразумие предполагает в большей степени знание частного, поскольку имеет дело с принятием решений и совершением поступков в конкретных (частных) обстоятельствах. Благоразумный как способный к принятию решений умеет добиться высшего из осуществимых в конкретном поступке благ. Если мудрость обретают посредством ума, то рассудительность-посредством опыта и особого , сходного с убежденностью. Аристотель считал, что мудрость и благоразумие связаны в том смысле, что последнее, хотя и не пользуется мудростью, следит за тем, чтобы она развивалась. Своеобразие благоразумия государственных мужей в трактовке Аристотеля заключается в направленности их решений и поступков на благо государства. Это благоразумие Аристотель подразделяет на государственное (в свою очередь выделяя в нем благоразумие в принятии решений и в судопроизводстве), хозяйственное и законодательное. Значимость благоразумия в государственных делах, по Аристотелю, состоит в том, что собственное благо граждан невозможно вне зависимости от хозяйства и устройства государства. Фома Аквинский развивал концепцию благоразумия (prudentia) как одной из кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, мужеством и справедливостью) и определял его как правильное рассуждение в приложении к действию, или как мудрость в человеческих делах. Благоразумие проявляется в выборе конкретных поступков как средств для приближения к конечной цели блаженства, выражающего благость божественного миропорядка. Высшая трансцендентная в концепции Фомы определяет положительную нравственную ценность благоразумия. Он отличает подлинное благоразумие от ложного, которое заключается в выборе адекватных средств для имморальной цели, и от несовершенного, которому по той или иной причине не хватает полноты. Фома подчеркивает, что подлинное благоразумие состоит в устойчивой привычке поступать согласно добродетели и предполагает совершение правильных поступков на правильных основаниях в правильное . Для этого необходимы разумность, разбираться в конкретной ситуации, умение принимать советы, способность предвидеть последствия своих поступков.
В Новое время в философии и обыденном сознании понятия благоразумия постепенно перемещается во внеморальный . Обусловленность высшей (трансцендентной) целью все реже рассматривается в качестве необходимого личного (группового) блага. Значение благоразумия нередко трактуется двояко. Его связывают с умением, используя собственный опыт и опыт других людей, осуществлять личный или групповой и тем самым добиваться длительной выгоды, благополучия, а также продолжают считать добродетелью. А. Смит различает благоразумие, ориентированное на сохранение здоровья, благосостояния, доброго имени, личного спокойствия, и благоразумие, которое предполагает “более широкую цель” и сочетается с доблестью, с любовью к человечеству, справедливостью, геройством. Благоразумие в первом значении характеризует человека скорее осмотрительного, нежели предприимчивого, крайне бережливого, ответственного лишь за то, что определено обязанностями его положения, неизменно воздержанного, неутомимо трудолюбивого, искреннего и способного к дружбе, основанной “на благоразумном уважении скромных добродетелей”. Благоразумие во втором значении присуще великому полководцу или общественному деятелю, а в прошлом было отличительной чертой мудреца, академиков и перипатетиков. Оно основано на совершенстве нравственных и рассудочных качеств, “соединении превосходной головы с превосходным сердцем”. Если благоразумие в первом значении может “снискать лишь холодное уважение”, то второе вызывает восхищение и . Наконец, И. Кант на концептуальном уровне отделил благоразумие от морали. Он показал, что не определяется никакой внешней по отношению к нему целью, он безусловен, всеобщ и необходим. Благоразумие же направлено на естественную цель-счастье, и благоразумный является лишь средством для нее. В силу неопределенности содержания счастья, которое является идеалом не разума, а воображения, выявить разумные принципы достижения этой цели невозможно. Чтобы приблизиться к ней, следует действовать по эмпирическим советам ( бережливости, вежливости, сдержанности, диеты и т. п.), поскольку опыт учит, что они, как , способствуют достижению блага.
После Канта вновь предпринимались и предпринимаются попытки вписать благоразумие в моральный контекст. Это связано, с одной стороны, с попыткой выявить пруденциальные основания морали, с - с интересом к этике добродетелей, в которой “благоразумие” было одним из центральных.
Лит.: Аристотель . Никомахова , кн. VI.-Соч. в 4т., т. 4. M.. 1984; Кант If. Основы метафизики нравственности.-Соч. в 6т., т. 4(1). M., 1965; Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997; Nelson D. M. Prudence.- Encyclopedia of Ethics in 2 v., v.2.Chi.-L.,1992.
О. В. Артемьева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Синонимы :
Антонимы :
Смотреть что такое "БЛАГОРАЗУМИЕ" в других словарях:
Благоразумие - Благоразумие ♦ Prudence Не стоит сводить благоразумие к простому стремлению избежать опасности, a fortiori (тем более – лат.) – к некой рассудочной и расчетливой трусости. Также не следует, вопреки Канту, путать благоразумие с простым… … Философский словарь Спонвиля
См … Словарь синонимов
- (разум, догадливость). Благоразумный человек (сын разумный) сообразует действия с осознанной целью (Притч 10:5; Лк 16:3 8)и определяет пути ее достижения (Мф 7:24; 10:16). Истинное Б. это Божий дар (1Пар 22:12), исходящий из Слова Божьего (Пс… … Библейская энциклопедия Брокгауза
БЛАГОРАЗУМИЕ, благоразумия, мн. нет, ср. (книжн.). отвлеч. сущ. к благоразумный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БЛАГОРАЗУМИЕ, я, ср. Рассудительность, обдуманность в поступках. Проявить б. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
- «БЛАГОРАЗУМИЕ» (Calmness), Индия, Grihalakshmi Films, 2000, 95 мин. Драма. Двое молодых ребят, выросших бок о бок в одной и той же деревне, разделявших простые радости повседневной жизни, оказываются сторонниками разных политических партий.… … Энциклопедия кино
благоразумие - требует необходимость, субъект, модальность … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Благоразумие - – рассудительность, склонность обдумывать свои поступки. Реакция на благоразумие, как правило, положительная; она может вызвать неудовлетворенность, насмешки со стороны легкомысленных индивидов. Вы можете и должны видеться с нами, Вертер, только… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Благоразумие - это качество личности, выражающееся как способность человека действовать спокойно, продуманно, учитывая внешние обстоятельства и свои возможности. «Благоразумие – это рассудок, состоящий на службе у воли». Благоразумный человек анализирует… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
БЛАГОРАЗУМИЕ - – состояние духа, когда человек добивается внутренней гармонии, направляя «здравый ум» на упорядочивание своих поступков и душевных переживаний. Платон рассматривал благоразумие как одну из четырех основных добродетелей … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Книги
- Советы Джейн Остин Благоразумие леди эпохи Фейсбука , Смит Р. , «Советы Джейн Остин» - идеальный подарок не только поклонникам писательницы, но и всем ценителям английского стиля, тонкого юмора и подлинного благоразумия… Категория:
БЛАГОРАЗУМИЕ – качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).
По Аристотелю , главное дело благоразумного (рассудительного) состоит в принятии правильных решений относительно блага и пользы для себя в целом – для хорошей жизни. С помощью благоразумия человек способен выбрать правильные средства для этой цели в конкретной ситуации и осуществить его в поступке. Благоразумие отличается от научного знания и постижения с помощью разума наиболее ценных по своей природе вещей тем, что оно связано с человеческим благом, нацелено на принятие правильных для его осуществления решений. Аристотель подчеркивает, что быть благоразумным означает не просто знать, но быть способным совершать в соответствии со знанием поступки. Если научное и философское знание имеет дело с предельно общими, не допускающими обоснования определениями, то благоразумие предполагает знание не только общего, но и даже в большей степени частного, поскольку имеет дело с принятием решений и совершением поступков в конкретных (частных) обстоятельствах. И благоразумный как способный к принятию решений умеет добиться высшего из осуществимых в конкретном поступке благ. Если мудрость обретают посредством ума, то рассудительность – посредством опыта и особого чувства, сходного с убежденностью. Своеобразие благоразумия государственных мужей в трактовке Аристотеля заключается в направленности их решений и поступков на благо государства. Значимость благоразумия в государственных делах, по Аристотелю, состоит в том, что собственное благо граждан невозможно вне зависимости от хозяйства и устройства государства.
Фома Аквинский , опираясь на идеи Аристотеля и других предшественников в греко-римской и иудейско-христианской традициях, развивал концепцию благоразумия как одной из кардинальных добродетелей наряду с умеренностью, мужеством и справедливостью . Он определял благоразумие как правильное рассуждение в приложении к действию, или как мудрость в человеческих делах. Благоразумие проявляется в выборе конкретных поступков как средств для приближения к конечной цели блаженства, выражающего благость божественного миропорядка. Высшая трансцендентная цель в концепции Фомы определяет положительную нравственную ценность благоразумия. Он отличает подлинное благоразумие от ложного, которое состоит в выборе адекватных средств для имморальной цели, и от несовершенного – которому по той или иной причине не хватает полноты. Фома подчеркивает, что подлинное благоразумие состоит в устойчивой привычке поступать согласно добродетели и предполагает совершение правильных поступков, на правильных основаниях, в правильное время. Для этого необходимы разумность, способность разбираться в конкретной ситуации, память, умение принимать советы, опыт, способность предвидеть последствия своих поступков.
Начиная с Нового времени, в философии и в обыденном сознании понятие личного блага утрачивает необходимую для античной и средневековой культуры связь с высшим благом. Поэтому допускается, что благоразумие как умение и стремление осуществлять личный или групповой интерес и тем самым добиваться длительной выгоды, благополучия, может быть нейтральным с точки зрения морали, но также может оказаться в конфликте с ней. Так, А.Смит описывает два вида благоразумия. Благоразумие первого вида направлено на достижение «спокойного и обеспеченного положения». Для благоразумного в данном смысле человека не характерны предприимчивость, страстность, увлеченность. Он скорее осмотрителен, бережлив, неизменно воздержан, неутомимо трудолюбив, спокойно благожелателен и т.п. Такое благоразумие, считает Смит, похвально, но оно может вызвать лишь холодное уважение, но никогда не вызовет ни восхищения, ни любви. Благоразумие же второго вида принадлежит к более ценным, заслуживающим восхищения добродетелям. Его достоинство определяется более высокой, нежели здоровье, состояние, репутация, целью. Благоразумными в данном смысле являются великие полководцы, общественные деятели, законодатели. Такое благоразумие в прошлом было свойственно мудрецу-академику или перипатетику. Оно соединено с доблестью, с любовью к человечеству, «со священным уважением справедливости», с геройством, предполагает «талант и счастливое умение действовать во всех ситуациях наивозможно наилучшим образом», а также сочетание «превосходной головы с превосходным сердцем». Впоследствии И.Кант отделил благоразумие от морали. Он показал, что нравственный закон не определяется никакой внешней по отношению к нему целью. Благоразумие же направлено на естественную цель – счастье, и благоразумный поступок является лишь средством для нее.
Попытки реабилитировать благоразумие и вернуть его в сферу морали предпринимались в утилитаризме (см. также раздел УТИЛИТАРИЗМ в статье СПРАВЕДЛИВОСТЬ). Например, Генри Сиджвик считал благоразумие одним из ключевых (наряду со справедливостью и благожелательностью) принципов морали. Он сформулировал этот принцип в форме требования в равной мере заботиться обо всех частях своей жизни и не предпочитать сиюминутное благо большему благу, достижимому лишь в будущем. В современной философии попытки восстановить нравственный статус благоразумия предпринимаются в рамках этики добродетели. Основное усилие при этом направлено на критику расхожих в философии и обыденном сознании представлений о благоразумии как о корыстном следовании собственному интересу непременно в ущерб интересам других людей. Реабилитация благоразумия в современной моральной философии также предполагает восстановление его значения как практической мудрости, то есть как способности поступать в конкретных обстоятельствах наилучшим образом. Наилучшим образом – значит ориентируясь если не на морально возвышенную, то по крайней мере – на морально оправданную цель.
Ольга Артемьева
Благоразумие - это важное качество, которое помогает принимать решения и проявлять другие хорошие черты характера: справедливость, храбрость, сдержанность. Быть благоразумным - значит принимать взвешенные решения, основываясь на принципах, и подходить ко всем проблемам практично и осмотрительно. Ученые установили, что люди, которые ведут благоразумный и сознательный образ жизни, живут дольше и чувствуют себя счастливее. Старайтесь чаще проявлять благоразумие дома, на работе и на учебе.
Шаги
Благоразумие дома
- Предположим, ваши братья или сестры спорят из-за того, кто должен помыть посуду после еды. Скажите, что будет справедливо, если человек, который мыл посуду вчера, сегодня не будет этого делать и передаст эту обязанность другому.
- Благоразумие способно предотвратить более серьезные споры (к примеру, конфликт, связанный с деньгами). Посоветуйте родственникам сохранят чеки и вести учет всех расходов каждого из членов семьи. Это позволит всем избежать ссор из-за денег и лишних трат.
-
Займитесь домашним бюджетом. Чтобы финансовые дела были в порядке, наведите порядок в домашнем бюджете .Фиксируйте все расходы за месяц, связанные с бытом и домом, включая стоимость аренды или платежи по ипотеке, затраты на продукты, счета за коммунальные услуги и расходы на уборку дома. Не забывайте также отмечать все расходы, связанные с обустройством и ремонтом.
- Благоразумие в отношении денег позволит вам избежать чрезмерных трат, и вы всегда будете знать, на что вы тратите деньги каждый месяц. Благодаря этому вам будет проще оценить свои расходы на дом и планировать траты.
-
Вовремя оплачивайте счета и возвращайте долги. Платите вовремя по всем счетам каждый месяц, от коммунальных услуг до платежей по кредитной карте. Благоразумие позволит вам контролировать свои финансы и не допускать просрочки платежей.
-
Откладывайте деньги каждый месяц на депозитный счет. Думайте о будущем - откладывайте деньги каждый месяц. Это даст вам возможность подстраховаться и позволит принимать решения, исходя из долгосрочных, а не краткосрочных целей.
- Рассчитайте сумму, которую вы сможете откладывать ежемесячно, на основе своего дохода с учетом всех расходов. Старайтесь откладывать около 10% ежегодного дохода, особенно если вы много зарабатываете и мало тратите.
Благоразумие на работе
-
Ищите способы сократить количество отходов и избавиться от лишних трат на работе. Быть благоразумным на работе - значит искать способы сократить количество отходов и снизить расходы, опираясь на здравую оценку и планирование. Важны даже мелочи: попробуйте использовать бумагу повторно или печатать документы с двух сторон листа, чтобы тратить меньше бумаги и чернил.
- Можно попробовать и что-то большее. Например, предложите всем коллегам последовать вашему примеру и начать использовать офисные материалы более эффективно. Разошлите всем письмо, напоминающее о необходимости использовать бумагу повторно и печатать цветные документы только в редких случаях. Предложите сократить количество бумажной посуды и салфеток на корпоративных мероприятиях и поставить в офисе корзины для сбора мусора, подлежащего вторичной переработке.
-
Поговорите с руководством об экономии энергии в офисе . Если вы хотите проявлять активную позицию и благоразумие на работе, предложите способы экономии электроэнергии. Договоритесь о встрече с руководством и предложите небольшие изменения в привычном способе работы, которые позволят экономить деньги на электроэнергии и сделают офис более "зеленым".
- Например, можно отключать все компьютеры от сети в нерабочее время, а в рабочее - использовать все электронные устройства в режиме экономии электроэнергии. Можно заменить бумажные тарелки на офисной кухне на стеклянные. Объясните важность экономии энергии во всех ситуациях, чтобы это стало привычкой для всех сотрудников.
-
Организуйте комитет экономии энергии с коллегами. Предложите коллегам организовать комитет, который будет следить за экономией энергии и сокращением отходов в офисе. Поставьте цели и продумайте план действий. Старайтесь достичь целей за установленное время.
- Например, вы можете решить перейти на "зеленую" энергию к концу следующего фискального года либо внедрить политику переработки ресурсов за ближайшие два месяца. Поставьте четкие цели и старайтесь включить в комитет коллег из всех отделов или подразделений компании, чтобы интересы всех отделов были учтены.
-
Найдите благоразумный способ разрешения конфликтов с коллегами. Благоразумие может проявляться и во взаимодействии с коллегами. Будьте объективны и рассудительны, разрешая споры и конфликты. Предотвращайте конфликтные ситуации с помощью обоснованных суждений и грамотного принятия решений.
- Предположим, вы спорите с коллегой о том, как лучше ответить на письмо клиента. Постарайтесь активно выслушать коллегу и найти компромисс, чтобы не допустить серьезного конфликта. Это позволит вам отреагировать благоразумно и эффективно.
Благоразумие на учебе
-
Проявляйте активность в общественной жизни. Участвуйте в студенческой жизни: проявляйте активность в студенческой политике, вступите в различные студенческие объединения. Можно возглавить какую-либо организацию или вступить в организацию активистов, которые занимаются проблемами, интересующими вас (к примеру, социальная справедливость или защита окружающей среды). Благоразумие подразумевает взаимодействие с другими, способность принимать решения, основываясь на оценке, и помогать другим людям, включая одногруппников.
- Если в вашем учебном заведении нет группы активистов или объединений, организуйте свое объединение и занимайтесь теми вопросами, которые имеют для вас значение. Поговорите с администрацией учебного заведения и узнайте, что для этого нужно.
-
Сочетайте учебу и социальную жизнь благоразумно. Вам может быть сложно и учиться, и заниматься своей личной жизнью на любом этапе учебы. Подумайте, что имеет больший вес, и постарайтесь выполнять все задания по учебе, прежде чем пойти на вечеринку или уехать на каникулы. Принимайте решения относительно учебы, исходя из приоритетов: в первую очередь нужно выполнить срочные задания и сдать их в срок.
- Попробуйте составить расписание или список дел по учебе, а также всех личных планов, чтобы найти время для всего. Прежде чем пойти общаться с друзьями, выполните все задания. Это позволит вам отдыхать, не переживая из-за незавершенной работы. В этом будет проявляться ваше благоразумие и способность принимать взвешенные решения.
-
Обсудите возможные способы экономии электроэнергии со своим учителем. Поговорите об экономии в школе или университете. Привлеките к дискуссии других студентов, преподавателей и администрацию. Организуйте комитет по экономии энергии с другими студентами и старайтесь сократить потребление энергии в учебном заведении.
- Поскольку перейти к режиму экономии энергии во всем учебном заведении сразу будет сложно, сначала попытайтесь ввести незначительные изменения, а более сложные задачи оставьте на будущее. К примеру, предложите перевести все компьютеры в режим экономии энергии и выключать их из сети в конце учебного дня. Можно также предложить поставить баки для сбора разных видов мусора и использовать разлагаемые материалы при проведении больших мероприятий или выездов на природу.
-
Научитесь улаживать споры с друзьями, основываясь на объективной оценке и благоразумии. Важно уметь находить решения в спорах с людьми и оценивать ситуацию здраво. Активно слушайте друзей, между которыми возник спор, и пытайтесь помочь им найти компромисс или обсудить проблему. Предложите свою помощь, если у кого-то из друзей возникли проблемы дома или на учебе и он нуждается в поддержке.
- Ведите себя благоразумно, если вам нужно разрешить спор между вами и вашим другом или одноклассником. Не перекладывайте вину на других и не игнорируйте мнения других. С уважением отнеситесь к словам другого человека и попытайтесь спокойно обсудить проблему.
Решайте проблемы с домочадцами, используя критическое мышление, и старайтесь разрешать все конфликты конструктивно. Быть благоразумным - значит уметь обсуждать, оценивать и принимать решения. Попробуйте проявлять благоразумие дома: предлагайте свою помощь спорящим родственникам и разрешайте конфликты, опираясь на объективную оценку. Используйте особые методы решения проблем : активное слушание, рациональный анализ, обсуждение проблем с целью поиска компромисса.
Благоразумие
– качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).
Яндекс.словари | Энциклопедия "Кругосвет"
Благоразумие
– это ум светлый, здоровое суждение: благие, добрые мысли, помышления и планы - это творческие мысли, выявляющиеся на практике делами, приносящими счастье, радость, мир и добро всем людям. Благоразумие есть мудрость сердца, внутренняя духовная связь с источником жизни, то есть с Богом, а также истинное отношение к своим духовным запросам; оно есть сердце чистое, искреннее, имеющее добрые любвеобильные желания и чувствования...
Н.А.Л. | Два качества | www.blagovestnik.org
- Благоразумие – это умение применять все свои знания наилучшим образом в каждой ситуации.
- Благоразумие – это мудрость, выраженная в конкретных делах и поступках.
- Благоразумие человека – это понимание блага для себя; благоразумие государственного мужа – понимание блага для государства.
- Благоразумие – это умения отделять разумный риск от неоправданной опасности для жизни; главное от второстепенного; благое дело от неблаговидного поступка.
Преимущества благоразумия
- Благоразумие даёт возможность - при выборе сиюминутной цели не упускать из виду цели долговременной.
- Благоразумие даёт понимание - того, что заботиться о собственном благе следует, не ущемляя интересов других людей.
- Благоразумие уберегает – от необдуманных действий в ситуациях, когда опасность превышает возможные положительные последствия поступка.
- Благоразумие даёт свободу – от безрассудства во всех его жизненных проявлениях.
- Благоразумие позволяет избегать – любых крайностей в эмоциях и делах.
Проявления благоразумия в повседневной жизни
- Государственная деятельность. Стабильность и спокойствие в государстве – заслуга благоразумного управления государством.
- Межличностные отношения. Благожелательно настроенный к окружающим человек – проявляет благоразумие.
- Воинское дело. Успешные полководцы успешны за счёт благоразумия – умения верно оценить ситуацию, сделать правильные выводы и выбрать верный способ действия.
- Законодательная деятельность. Большинство законов принимаются с целью добиться общественного блага – людьми, составляющими такие законы, движет благоразумие.
- Семейные отношения. Воспитывая детей, приучая их учиться, вести себя в соответствии с нормами, принятыми в обществе, заботиться о близких и о себе – родители прививают детям благоразумие.
Как достичь благоразумия
- Благоразумие – одно из тех качеств, которые приходят к человеку вместе с воспитанием и жизненным опытом.
- Советы. Умение принимать советы от более опытных людей – признак благоразумного человека; верно и обратное – учась советоваться в сложных ситуациях, человек вырабатывает благоразумие.
- Просчитывание ситуаций. Человек, тщательно обдумывающий каждое свое решение и «просчитывающий» все варианты возможных его последствий, имеет больше шансов поступать в каждой ситуации благоразумно.
- Психологические упражнения. Для достижения благоразумия очень важно владеть своими эмоциями. Несложное упражнение – сосчитать мысленно до 10 прежде, чем начать спор или прежде, чем принять решение – помогает этому.
Золотая середина
Легкомыслие
Благоразумие
Эгоизм | излишняя забота о себе, благоразумие, направленное исключительно на самого человека и доведенное им до абсурда
Крылатые выражения о благоразумии
Если человек не внемлет благоразумию – оно ему обязательно отомстит. - Бенджамин Франклин - Благоразумие велит беречь себя сегодня для завтра, и не ставить всё на карту в один день. - Сервантес - Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради него самого. - Гегель - Благоразумие – лучшая черта храбрости. - Уильям Шекспир - Глупцов благоразумию научают несчастья. - Демокрит - Чарльз К. Манц / Временное благоразумие Если Вы еще не достигли глубинного покоя и мудрости, Вам поможет эта книга. В ней собраны простые и эффективные методики, позволяющие пробудить здравый смысл и не впасть в панику при столкновении с жизненными трудностями. Соломон Мудрый, Эпиктет / Благоразумие мудрости Два знаменитых мудреца прошлого - Соломон и Эпиктет делятся с читателем секретами жизни в гармонии с миром.
Природа сказала женщине:
будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.
Пьер-Огюстен Бомарше
Благоразумие как качество личности – способность принимать в пространстве между возбудителем и реакцией рассудительные, обдуманные, целесообразные решения для собственного блага или блага людей.
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но тот, не обращая внимания на призывы, лишь ускорил шаги. - Разве тебе безразлична судьба детей? - спросили его спасатели. Тот ответил им: - Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. Я лучше добегу до поворота и узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить.
Благоразумие в компании с умеренностью, справедливостью и храбростью является одной из четырех главных человеческих добродетелей. На языке аллегории она изображена с тремя мужскими лицами – юноши, зрелого человека и старика, смотрящими в разные стороны и подразумевавшими время с его тремя аспектами – прошлым, настоящим и будущем. В древнем Египте три аспекта времени олицетворяла статуя бога-солнца Сераписа, у которого три головы - волка, льва и собаки: волк пожирает прошлое; лев - смелость, к которой взывает настоящее; собака - ластящаяся, она рассеивает человеческие мысли о будущем. В эпоху Возрождения этот образ соединился с трехглавым человеческим олицетворением Благоразумия, образовав единое целое. Тициан изображает три мужские головы, переходящие в три головы животных, с надписью «Исходя из прошлого опыта - настоящее действует благоразумно - дабы не навредить будущему».
Благоразумие означает жить под диктовку разума, в повседневном обыденном понимании предполагает мудрое, дальновидное, рациональное поведение, в котором человек наилучшим образом реализует свои знания и умения. Оно должно стать привычкой. Но далеко не всегда человек в пространстве между возбудителем и реакцией принимает оптимальное решение, за которое не придется потом краснеть перед людьми, и о котором не нужно будет в последствие сожалеть самому. Так хочется сделать единственно правильный выбор, но, тем не менее, действия человека определяются его мыслями, а они нынешним уровнем его сознания. Иными словами, благоразумие зависит от сегодняшнего уровня сознания. Глупый поступает глупо, рациональный рационально, рассудительный – рассудительно. Поэтому улучшить «качество» своего благоразумия можно посредством работы над своим характером, развитием достоинств, стремлением взращивать в себе самые лучшие положительные качества личности.
Благоразумие – употребление разума во благо. Можно в последствие сожалеть, что поступил неверно, не довел до конца, не доделал, не доработал, не доглядел, не справился, но это все чувства и эмоции – на тот момент каждый человек поступил настолько благоразумно, насколько благоразумным у него был уровень его сознания. Сегодня он, наверняка, поступил бы иначе, более благоразумно, ибо изменился уровень сознания. Через десять лет человек опять может сожалеть о своем неблагоразумии, не понимая, что в каждый момент своей жизни он поступает в полном соответствии со своим сегодняшним уровнем сознания.
Благоразумие – инструмент достижения счастья. Но все зависит от обладателя этого инструмента, от его вкуса счастья. Если бы мы жили в обществе, где бескорыстное служение людям было доминирующим качеством личности, благоразумие реализовалось бы при условиях: «Поступать благоразумно, значит, быть в полной гармонии с внешним миром и с самим собой», «Благоразумие – это полное соответствие законам мироздания («Что посеешь, то и пожнешь», «Подобное притягивает подобное» и др). Если следовать христианской традиции, проявлять благоразумие – значит исполнять две основных заповеди: любить Бога и любить людей.
Однако мы живем в материальном мире, где главенствует эгоизм и корысть. Поведение здесь мотивируется, как правило, только собственными интересами. Поэтому благоразумие, привязанное к эгоизму личности, приобретает свои специфические черты: меркантильность, сухость, бездушие, расчетливость, узость мотивации и невежество. Человек в невежестве, например, алкоголик, поступает, по его мнению, благоразумно, оставляя на утро «похмелку». Он знает: «Если утром хорошо, значит, выпил плохо, если выпил хорошо, значит, утром плохо». Для него счастье в бутылке, и он предусмотрительно прячет от собутыльников чуть-чуть себе на утро. Убийца убирает свидетелей, с его точки зрения он поступает благоразумно. Проворовавшийся чиновник, уходя на новое место службы, уничтожает все бухгалтерские документы под предлогом, что затопило архив, где они хранились. Когда приезжает ревизия, а проверять нечего, он радуется и гордится своим благоразумием. Человек, видящий счастье в материальных благах, финансовом благополучии имеет и соответствующее благоразумие. Например, в условиях кризиса начался повальный не возврат кредитов, считалось: «Отдает кредит только трус». На заемщика, возвращающего ссуду, смотрели как на неблагоразумного транжиру. Одним словом, в эгоистичном обществе «благоразумие, - по словам Л. Валлы, - заключается в том, чтобы уметь предвидеть в ыгодное для себя и избегать невыгодного».
Благоразумие одного и того же поступка не может быть «одним на всех, мы за ценой не постоим», оно относительно, ибо подвержено различным оценкам, а у каждого, как известно, своя правда. Благоразумие неразлучно с целесообразностью. Рассмотрим ситуацию. Пьяный водитель заснул за рулем и убил на остановке двух детей, ждавших автобуса. Взглянем с кресла судьи. Судья обязан быть справедливым и при этом принимать решении в соответствии с законом. Он, конечно, осуждает убийцу и, будь его воля, дал бы ему пожизненный срок, но закон не позволяет ему подчиниться голосу сердца. Приходится выносить приговор, унижающий и ошарашивающий своей несправедливостью убитых горем родителей. Семь лет за две жизни. Где у государства благоразумие? Судья виновато призывает родителей убитых детей к благоразумию, то есть к смирению и принятию справедливости меры наказания. Благоразумие превратилось в бездушие, ибо закон и государство бездушны к потерпевшим родителям, к судье, который становится невольным соучастником произвола и к окружающим, которые, наблюдая это, сами становятся бездушными.
Насколько благоразумен человек, настолько благоразумна его цель. Благоразумен лишь тот, кто идет к своей, а не к чужой цели. Можно назвать благоразумным скупца или жадину всю жизнь копившего деньги на «черный день» и затем в одночасье оставив наследство едва знакомым наследникам? Благоразумен ли человек, работавший на трех работах, складывавший рублик к рублику, во всем себе отказывая, потерявший все здоровье, лишь бы построить дачу или купить «крутую машину»? Построил дачу, а счастья нет. Цель оказалась ложной, сформировавшись под воздействием стереотипов и влияния окружающих. На даче нужно вкалывать, оказывается, не только мы любим яблоки, гусеницы тоже их любят и картошку не только мы желаем отведать, колорадские жуки тоже не прочь ею полакомиться. Выходит неблагоразумно потрачено столько душевных и физических сил. Дача есть, а на душе опустошенность и горькое разочарование. Счастье – это путешествие к цели по излюбленному маршруту. Если путешествие делает каждый день праздником, значит, человек идет к своей цели и, следовательно, поступает благоразумно.
Человек, не умеющий контролировать свои чувства, не обладает благоразумием. Чувства, как таковые, не могут быть благоразумными. Ф. Ларошфуко заметил: «Благоразумие и любовь не созданы друг для друга: по мере того как растет любовь, уменьшается благоразумие». Чувства прерогатива ума, а не разума. Уму нравятся ощущать ласку, слышать похвалу и комплименты, получать всевозможные удовольствия и удовлетворять самые сокровенные желания. Ум зависит от чувств и в этом присутствует несвобода, что-то рабское. Именно на эту зависимость (жадность до наслаждений и материальных благ) и ловят манипуляторы всех мастей свои жертвы. К счастью, в человеческий организм встроен механизм благоразумия, способный вовремя вывести своего обладателя из под удара ловкачей. Он уберегает от необдуманных действий в ситуациях, когда размер угроз превышает возможные позитивные последствия действий, предохраняет от безрассудства во всех его проявлениях, позволяет избегать крайностей и соблюдать меру везде и во всем.