Понятие юморески было введено в научный оборот. Понятие аномия было введено в научный оборот
Контрольная работа
1 вариант
Что означает понятие «социология»?
1) учение об обществе как целостной системе; 3) наука, изучающая человека;
2) наука, изучающая отдельные социальные группы общества 4) наука о познании
Что из перечисленного относится к взглядам Аристотеля на общество?
1)представители высших классов не должны иметь семью, владеть собственностью
2) деление общества на три социальных класса: мудрецов-правителей, воинов и земледельцев с ремесленниками
3)допускалась частная собственность, а опорой общества назывались средние слои
4)для создания правильного общества необходимо соблюдать три принципа: гуманность, соблюдение ритуалов и воплощение нравственных принципов в жизнь
4. Укажите философскую традицию, для которой характерна следующая мысль:
«Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов».
1) философия античности; 2) философия эпохи Возрождения;
3) марксистское учение об обществе; 4) русская философия ХХ века.
5. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования предложил в своем трактате:
А) Конфуций Б) Будда В) Платон Г) Лао-Цзы
Связь с философскими трудами византийцев характерна для философии
А) древнерусской Б) древнекитайской В) древнеримской Г) древнеиндийской
7. Мифологическому сознанию древних людей присуще:
1) восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических;
2) восприятие мира через научное познание;
3)восприятие мира через теоретические обобщения;
4) это сознание ничем не отличается от сознания современного человека.
Это учение направлено на поиск путей духовного освобождения человека.
1) ислам; 2) язычество; 3) буддизм; 4) даосизм.
Верно ли суждение?
А. В древних мифах выделяется идея творения. Б. Древние мифы основаны на идее развития.
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верно А и Б. 4) оба суждения неверны.
Какие отношения К.Маркс и Ф.Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?
1) отношения собственности 2) отношения распределения
3) отношения обмена 4) отношения потребления
11. Влиятельное философское направление ХХ века. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться.
А) технократизм Б) экзистенциализм В) материализм Г) идеализм
Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма.
1) идея установления диктатуры пролетариата 2) идея социалистической революции
3) идея равенства 4) идея естественных прав человека
13. Прочитайте приведённый ниже текст. Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.
(А) Вопрос о том, что такое свобода, и может ли человек быть свободным, является одним из вечных вопросов философии. (Б) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (В) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (Г) Свобода каждого человека, вероятно, имеет свои границы. (Д) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа».
Вставьте термин
А)_______________ - согласно данному направлению, решающим фактором общественного развития выступают техника и производственные технологии.
Б) ______________ - сторонники данного направления видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем, человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным. Человек свободен тогда, когда он сам себя «проектирует».
Соотнесите имена философов Нового времени и их идеи
А) Ж.Ж. Руссо | 1. Этот философ призывал возвратиться назад к природе. Придавал исключительное значение влияния общества на человека: обвинял современное ему общество в подавлении лучших человеческих качеств. |
Б) А. Смит | 2. Создатель экономической теории. Считал, что необходимы следующие условия для экономического процветания: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику и т.д. |
В) О. Конт | 3. Ввел понятия «социология», «социальная статика», «социальная динамика». |
Г) Г. Спенсер | 4. Первооснова общественной жизни – трудовая, производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей. |
Д) К. Маркс и Ф. Энгельс | 5. Первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры. |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«___________(А) прогресса французские мыслители XVIII века видели в развитии человеческого __________(Б), в распространении __________ (В). Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX веке более сложными представлениями. Так марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической __________(Г) к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной _________ (Д) общества, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом ______(Е), то есть переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем постиндустриальному».
Анализ текста
Н. Макиавелли «Государь»
Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно...
Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных...
Вопросы и задания к тексту
Какой правитель признается мудрым?
О каких типах управления государством идет речь и как эти типы были представлены в мировой истории?
Контрольная работа
«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность человека»
2 вариант
Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?
1) Т. Мор 2) Аристотель 3) Платон 4) Дж.Локк
Учение о познании
А) этика Б) гносеология В) философская антропология Г) социогенез
Выдвинул идею о необходимости независимой судебной власти
А) Монтескье Б) Локк В) Гоббс Г) Гэлбрейт
Вставьте термин
А) _____________ - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.
Б) _____________ - это направление экономической теории, целью которой является изучение закономерностей капитализма и определение его исторического места, "открытие экономического закона движения современного общества”.
15. Соотнесите положения русской философской мысли с их представителями:
1) А.С.Хомяков | А) Россия представлена страной отсталой, стоящей на обочине цивилизованного мира. Событием, нарушившим единую с Европой линию развития, стало, по убеждению философа, принятие православия из рук дряхлеющей Византийской империи. Но Россия имеет свою историческую миссию |
2) В.Н.Татищев | Б) Сатирик, переводчик. Человек полностью ответствен за свои поступки. |
3) П.Я. Чаадаев | В) Отстаивал идею самобытности России, ее принципиального отличия от Западной Европы; любые попытки направить ее развитие в русло западной цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей. |
4) Кантемир | Г) Бытие народов и культур он рассматривал по аналогии с жизнью отдельного человека: «младенческое состояние» общества, на смену которому приходит «юношество» (именно тогда возникла письменность). Период «мужества» - принятие христианства. И наконец, наступает полная зрелость. |
5) Филофей | Д) Идея «Москва – Третий Рим» |
16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. В списке слов больше, чем вам необходимо выбрать для заполнения пропусков.
Различий между философией и наукой немало. На этом основании многие исследователи рассматривают философию как совершенно особый способ постижения мира.
Однако нельзя упускать из виду и того, что философское знание А) ___________: помимо указанных вопросов, которые можно отнести к ценностным, Б) ______________и которые вряд ли можно постигнуть научным путем, философия изучает и ряд других проблем, ориентированных уже не на должное, а на сущее. Внутри философии достаточно давно сформировались относительно самостоятельные области знания: учение о бытии - В) __________;
учение о познании - Г) _____________;
наука о морали - Д) _____________;
наука, изучающая прекрасное в действительности, законы развития искусства, - Е) _______________.
1.Эстетика
2.Экзистенциализм
3.Онтология
4.Этика
5.Гносеология
6. Плюрализм
7. Многослойность
Анализ текста
Личность, по мысли датского философа Серена Кьеркегора, - это прежде всего выбор. Выбор жизненного пути, выбор обстоятельств, поступков. Но прежде всего- выбор самого себя, ответ на вопрос: какую жизненную стратегию избрать? С. Кьеркегор намечает три основных варианта: эстетический, этический, религиозный. Для эстетика жизнь - это и переживание природы, и радость общения с другими, и наслаждение любовью. Он глубоко чувствует ценность мгновения, умеет радоваться "здесь и теперь". Но "эстетическая жизнь" распадается на моменты, разрозненные эпизоды, в ней прошлое, настоящее и будущее не связаны между собой. Такая жизнь не приносит удовлетворения: предельный вариант эстетика - тиран, которому все подвластно, все дозволено (у Кьеркегора это римский император Нерон). Казалось бы, он должен быть счастлив. Однако, увы, он несчастнейший из людей, ему страшно, и вокруг пустота... Погоня за наслаждениями бессмысленна и бесплодна, а впереди - депрессия, тоска ужас...
Другой, более высокий вариант жизненного пути, - этический, в основе которого лежит служение долгу. В этической жизни человек может быть удовлетворен даже в том случае, если в результате исполнения долга он не получает наслаждения. Для него смысл собственного существования заключается в том, чтобы жить согласно некому высшему закону, принимая жизнь такой, какая она есть...
Но есть и этической и эстетической существование суть варианты земной жизни, ярмарка житейской суеты. Человеку кажется, что они то и есть жизнь. Однако нередко оказывается, что понимание смысла жизни сопряжено с осознанием факта смерти и смертности, однократности нашего прибытия в этом мире. Что же удерживает человека "на плаву", перед лицом небытия, в состоянии тревоги и страха, кажется, нет сил превозмочь все страдания? роль спасителя выполняет вера - особое состояние, в котором человек непосредственно "прозревает" самоочевидность и духовную бесспорность открывшихся истин. Однако может ли "религиозная жизнь"(этот "третий жизненный путь", "третья жизненная стратегия") помочь человеку найти смысл жизни? ведь вера "абсурдна", она не может быть подкреплена или опровергнута доводами разума.
Вопросы к тексту:
1. Оцените варианты выбора жизненной старатегии, предложенные С. Кьеркегором.
2. Возможны ли другие варианты выбора?
3. Нужно ли вообще заниматься человеку поисками смысла жизни?
4. Можно ли прожить без этих поисков?
Контрольная работа
«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность человека»
1 вариант
Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?
1) М. Вебером; 2) К. Марксом; 3) О. Контом; 4) Аристотелем
- Почему я люблю работать в Гипертексте? - По качану! - нередко отвечал я, чтобы отвязаться ... Это приносило некую разрядку, но и после такой отповеди количество спрашивающих совсем не уменьшалось, а даже наоборот. Пришлось многократно объяснять и объясняться.... Незаметно вызрела идея поведать об этом подробнее... тем более, что я сам не только потребитель текста , но и его поставщик.... Итак... Прежде всего следует отметить, что с тех пор как я выучился читать, я всегда любил текст И всегда серьозно относился тексту - к напечатанным массивам слов и буковок, из которых они состояли... Красота напечатанного текста открывалась мне ещё до того как мне открывался смысл самого текста ... Мне достаточно было одним взглядом окинуть текст , чтобы заметить его огрехи. Я мгновенно находил ошибки... Текст , текстура , текстиль , текстолит... Мой дедушка (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку) торговал вразнос текстилем, а потому звался мальчиком... Таскал увесистые узлы по селам и деревням, - кстати, в чём разница между селом и деревней? ... Я в детстве очень любил вышивать и отдавал этому занятию почти весь досуг... Вышивал по канве крестиком и гладью... Вязал крючком, спицами и на пяльцах, но это нравилось меньше...А потом тоже, как мой дедушка, таскал узлы, работая грузчиком бельевого склада гостиницы Днепр ... Недавно мой один знакомый (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), узнав от меня, что я работал в этой гостинице неосторожно проговорился, пошутив: "Зачем было узжать в Америку !? Работал бы в гостинице до сих пор...". Им бы хотелось закрепостить меня вьючным животным навеки ... Мой отчим со товарищи (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), поверив в хрущёвский НЭП , в первую хрущёвскую оттепель из ничего создал текстильный цех, где делали тесьму, басму, бахрому, был участок по выпуску бродери ... А ещё там ткали бесконечные, - потом их разрезали - жакардовые ковры с оленями, медведями и прочей живностью... В другом цеху на тойже территории коператоры делали резиновую обувь. Галоши, боты, сапоги - из сажи и резиновой крошки... Потом мне пришлось подобное примянять на трассах газопроводов , которые в то время покрывались так называемой пековой изоляцией - смесь горячего битума с резиновой крошкой в качестве пластификатора.... Моя жена одно время была лаборантом при этом деле и делала тесты, которые назывались "кольцо и шар"... Но вернёмся к текстам и текстилям.... В этом цеху меня научили и приспособили работать с основой (большущая катушка с нитками) и стреляющим утком.... Наверху ткацкого станка располагались большие картонные перфокарты, - это же надо! - которые хранили тайну узора... Спицы, сквозь которые были продеты нити основы, взаимодействовали с перфокартами. Они то проваливались сквозь отверстия в них, то нет. А уток всякий раз пробегал между нитями.... Так получался нужный рисунок... Мне доверяли следить за станками и исправлять обрывы нити... Отдельно стояло производство трикотажа... а ещё завораживали станки тамбурной вышивки, успевай только подменять основу... В 1966 году меня наконец-то приняли в Киевский госуниверситет (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), на факультет иностранной филологии... И навалились тексты.... Плавт , Гомер , Менандр , Овидий , Софокл , Сафо , Еврипид , Катул , Эсхил , Аристофан , Бокаччио , Данте , Петрарка , Леопарди , Сервантес , Лопе де Вега , Чоусер , Шекспир , Вальтер Скотт , Диккенс , Теккерей , Пьер Ронсар , Тристан и Изольда , Песнь о Роланде , Франсуа Вийон , Рабле , Вольтер , Роберт Бернс , Флобер , Мопассан , Золя , Бальзак , Блейк, Эдгар По , Оскар Уальд , .... четыре семестра грызли латынь ... голова шла кругом... Всю жизнь учусь , а последние 35-40 лет всё больше самостоятельно... Чтение художественно литературы незаметно отодвинулось на второй план. Пришло время текстов технических.... Малообразных и худоэмоциональных, но зато высоко информативных и точных... Управленческий быт принёс тексты написанные в стиле пресловутого канцелярита , своеобразного управленческого сленга , по которому легко распознают своих... Непосвященные насмехались и пролетали... А я успешно решал вопросы на всех ярусах бюрократической системы . Достаточно было составить текст в нужном стиле.... Это работает до сих пор... И, между прочим, даже здесь в Америке (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку)... К чтению я всегда относился весьма основательно... В своих книжках я непрерывно и дотошно подчеркивал слова и выражения, казавшиеся мне опорными, т.е. ключевыми для понимания. В книжках чужих этого делать было нельзя. Я вёл конспекты, куда старательно выписывал ключевые мысли... Видимо, если бы у меня было достаточно общения, я этого бы не делал. В основном приходилось работать в уединении, в читальных залах библиотек, так сказать с текстом тет-а-тет... А потому приходилось самому доходить до сути... Ошибки в этом случались всё реже.... Первым бизнесом, который я затеял со своими детьми, стало написание толкового словаря по бизнесу. Нарождающийся рынок подхлёстывал... Я вооружил их десятками разных словарей, и мои дети принялись за составление. Сначала словарную статью писал самый старший. Вернее он её просто передирал с понравившегося ему первоисточника. Потом за дело принимались остальные, а в конце недели подключался я... Правил и критиковал... Интересная оказалась педагогическая затея... Дети сдружились в деле (кооперация!), научились спорить по делу, т.е. доказательно. Они незаметно поднабрались новых знаний. Словарь мы не издали, гонорара не случилось, но никто не роптал... Все оказалась довольны самим процесом творчества... Замечаю, что это не прошло даром, не забылось... Научно-технические тексты, несомненно, имееют свою особенность и специфику. На них лежит печать того своеобразия, которым отличается мышление научное от обыденного. Этому мышлению специально обучают молодых учёных, которые, став кандидатами наук, легко демонстрируют способность к такому мышлению.... Хорошие образцы такого мышления в виде разнообразных текстов отличаются научностью, т.е. системностью, непротиворечивостью, внутренней логикой и лапидарностью, т.е. отсуствием пустозвонства или слов без информации, эдакая сухость в эстетике холодной вечности. Ну, не глупо ли экспрессировать и суетиться у бездушной железки? Ведь такие тексты предназначены в первую очередь для обработки тупой вычислительной техникой. И только-то. А потому отсуствие эмоциональности - признак добротного текста в этой сфере человеческой деятельности... Краткость - сестра таланта! Жизнь-то коротка... "Бесчувственность" таких текстов - ещё и отличный индикатор научного профессионализма... Кто понимает... А учёные ведь тоже люди И они, чтобы это доказать - шутят. Однако их весёлость - лишь демонстрация открытости, т.е. готовности воспринять новое, часто необычное и парадоксальное... Без такой открытости в науке делать нечего. Но в такой манере они свои научные опусы не пишут. Их тексты - неумолимый "накат ", где одно возникает из другого. Да не абы как , а по определённым правилам. Где выявляются все противоречия и даются рецепты их разрешения, но тоже не абы как , а по определённым правилам. Где выявляются совсем неочевидные причинно-следственные связи или устанавливается их отстуствие. Делается это без эмоций, вернее им не позволяют вылиться в текст... Словом, тот ещё стиль! Но именно так, - по правилам - и рождается новое и скучно доказывает право на своё существование. Такова специфика научного быта и элементарной научной грамотности... Для трудящихся с телевизорным образованием пишуться научно-популярные тексты - своеобразный заниматеьный жанр. Но это не для меня. Кто в армии служил, тот в цирк не ходит... Я лучше прочитаю грамотный обзор литературы по интересующей меня теме.... Мемуарная литература - это отдельная песня ... Но и здесь, стоит только проставить гиперссылки, сразу видно всё. Круг общения, понятийный аппарат, личная скромность, совесть , самоценка, оценка других участников событий, сами эти события... и прочая, прочая... Нередко закрадывается мыслишка... Та или иная... Почитайте, может и вас посетит... каких только чудес не бывает на белом свете! С появление персональных компьютеров, сети Интернет пришло время гипертекста .... Философия гипертекста и его основы были уже давно разработаны , но всё это находилось вне внимания публики, т.к. не существовало дружественных средств реализации. Когда они появились гипертекст выскочил как чёрт из табакерки, т.е. казалось ни откуда... Я разу врубился - пора забывать про мои карандашные пометки, раскраску текста Highlight -ерами, конспекты, словари и справочники... И напрочь забыть идею издать свои Записки бывалого в бумажном виде. Мои трёхмерные гипертексты принципиально не годятся для бумаги в её сегодняшнем плоском виде... Настала пора отказаться от часто повторяющихся описаний известного и общеизвестного, всего того, что давно пережевано и прочно вошло в Анналы . Гипертекст отлично свяжет плосский текст со всем необходимым, если автор поставит все нужные гиперссылки... Текст с гиперссылками приобретает своеобразные свойства текста трёхмерного. Плоская картина, где реальный объем можно передавать только условно, отличается от скульптуры , барельефа , горельефа и даже сграффито . При этом сам исходный текст становится бесконечным, и его можно начинать читать с любого места, совсем также, как разглядывать любую архитектуру ... Был бы интерес и желание... Добавлю, что плоская, - 2 D - живопись прекрасно сосуществует с 3 D формами, в том числе и раскрашенными... И каждая имеет свою собственную нишу... Так что места всем хватит... Дополнительно . Автора гипертекста можно будет распознать по его ассоциациям и аллюзиям , ведь его гиперссылки будут весьма индивидуальными, правда, на первых порах пока авторский стиль не устаканиться в результате сублимации эмоций.... И последнее, когда я редактирую чужие произведения, превращая их в гипертекст, наличие гиперссылок свидетельствует не только о том, что я текст этот читал, но и о том, что я над ним размышлял в каждом отдельном случае, когда нужно было поставить гиперссылку. Эдакое медленное кропотливое и въедливое чтение. Это вам не быстрое чтиво в метро... Каждому своё... Внешний вид текста тоже изменился Замыленному глазу, истерично реагирующему на всё новое, кажется диким читать такой текст . Хотя достаточно вспомнить разноцветный поток автомобилей на улицах, чтобы успокоится и начать продираться сквозь заросли словесного мусора. В ъедливо докапываться до идеи, т.е. сути текста , постигая заложенный в нём message ... В литературе художественной таким посланием может стать, и нередко становится, не сам текст как таковой, не повествование, не фабула или там интрига, а энергия передаваемой эмоции... Тайна такого текста заключается в умении автора включать некие ключевые кнопочки в наших головах, возбуждая те или иные переживания... Несмотря на то, что текстовая действительность - виртуальная, а возбуждение вполне реальное. В этом смысле настоящая поэзия - верх текстового искусства... Об этом в дугой раз... Что сразу бросается в глаза с первого взгляда на гипертекст ? Прежде всего видно, что уже известно, а что нет. Известное отличается голубым цветом, который стал уже своеобразным стандартом... В этот цвет окрашиваются слова, на которые заделана гиперссылка. Остальное остаётся чёрным, а потому сразу очевиден так называемы "авторский вклад", т.е. что автор добавил к известному, что нового сказал... К сожалению, в большинство текстов после "проявления", т.е. после проставления гиперссылок, показывает, что авторский вклад представляет из себя нечленораздельное артикулирование типа мычания со всплесками пошлых эмоций... Ведь в сё существенное, - и гиперссылки ясно об этом свидетельствуют - уже было пережито пережёвано высрано выблевано и высказано другими. Часто за много тысяч лет до факта написания данного авторского текста ... Раз нет новизны, чего сотрясать воздух-то!? Но ведь пишут же... Одно спасение - нет обязанности читать.... Гиперссылка делает понимание понятийного аппарата текста более однозначным. " Непонимание - вот тот бульон, в котором разводят микробов национализма, расизма, ненависти: " Гляди, он живет не так, как ты, он ниже тебя и не хочет того признать; он говорит, что он живет лучше тебя, что он выше тебя; если ты его не убьешь, он заставит тебя жить по-своему" , - Илья Эренбург . Миролюбивые и ушлые стремятся быть правильно понятыми, а потому желают однозначности , иногда понимая, что она вряд ли достижима в принципе.... А ещё, гиперссылка существенно уменьшает потребность в кропотливой работе составителей многоязычных словарей.... Чтобы ставить гиперссылки нужно найти надёжный источник базовых знаний Сейчас в этом смыле лучшим является английская версия Википедии - прекрасная идея и её реализация! Получается новое качество - гипертекст с ссылками на Википедию . Обычный текст превращается в уникальный толковый словарь, причём русско-английский. Такой словарь нужен для дальнейших детальных исследований в Интернете. Рассейские же авторы и самые разнообразные редакции обычно не утруждают себя написанием иностранных Имён существителных личных на языке оригинала или там на английском языке. Я подозреваю, что они не ведают, что такое Имя существительное Личное, и не понимают, что иностранное почти никогда не пишеться, как слышится... Собственно, и с русским такая же история... Русская часть Википедии - жалкое подобие основного издания, а потому ей пользоваться следует очень осмотрительно... Нужно отметить, что знания английского языка заметно улучшаются, если перестать пользоваться англо-русским и русско-английским словарями, а перейти на английский толковый словарь, т.е. постигать английский через английский. Около десяти лет я атаковал русские интернет издания предложениями о гипертексте ... Лёд тронулся, гипертекст стал появлятся и здесь.... И как-то вдруг обнаружилось, что редакциям газет и журналам писать-то, собственно говоря, не о чем.... всё давным давно написано и переписано, в том числе и собственными журналистами . Успевай только ставить соответствующие гиперссылки и принимать от писак заявления об уходе. Они теперь почти поголовно ринулись в писатели... Но это ведь другое ремесло .... Да и мысли с идеями не мешало бы сначала заиметь... не говоря уж о совести ... Попутно замечу, что гипертекст делает совершенно ненужным пресловутые именные списки, составление которых может запросто привести к короткому замыканию в мозгах авторов, их помощ ников, а также корректоров и редакторов. Сам текст с гиперссылками (гипертекст) позволяет легко проводить текстуальные исследования. В частности, частотный анализ лексики и авторского лексикона ... Автор, часто не осознавая этого, упоминает, - но с разной частотой - в своих текстах людей, которые ему близки, любимы, симпатичны, ненавистны... в общем те, к которым он неравнодушен. Другие упоминаются лишь вскользь. Как бы ритуально. Нельзя, мол, не упомянуть, а то сочтут невеждой или, - ней дай Бог - некультурным, не городским... При наличии гипертекста , такое нехитрое исследование может стать доступным не только узкому специалисту-лингвисту, но и простым гражданам, дерзнувшим заглянуть в тайны авторского подтекста... Введение в научный оборот Иные учёные - особенно этим отличаются историки , - любят не по делу ввернуть фразочку типа "автор ввёл в научный оборот...". Эти словеса призваны добавить "научнага" весу к опусам претендентов на научные степени и звания. Упомянутая писанина по своей научности ничем не отличается от публикаций исходных материалов - приводится некая фотокопия "историческага" документа с неким, чаще всего ненужным, комментарием-мнением публикатора... Вот и весь пресловутый "научный вклад" соискателя... А ведь документы буде он "введён в научный оборот" правильно, должен говорить сам за себя. И это можно сделать, превратив это документ в гипертекст . Только тогда его будут "видеть" все интернетовские поисковые роботы , сам текст будут проиндексирован , и текст будет легко отыскиваться всеми интересующимися... Это и будет настоящее "введение в научный оборот" Выводы: 1. Гипертекст есть смертельная угроза пустобрехам, просто болтунам и любителям словесной жвачки 2 . Гипертекст нужен в качестве экономичного средства распространения знаний. Гипертекст как бы "закрывает" тему. Статья по теме просто превращается в энциклопедическую 3 . Гипертекст полезен своей лапидарностью (это только цветовое указание) и услужливостью, ведь гиперссылка всегда под рукой 4 . Гипертекст нужно читать въедливо, открывая все гиперссылки. Проверить свои знания всегда полезно, никогда нелишне и никогда не поздно 5 . Гипертекст нужно делать въедливо, проставляя все возможные гиперссылки. Лодари от такой работы бегут, как чёрт от ладана, распространяяа) избирательная
б) рассеянная
в) распределенная
г) все ответы неверны
107. Сторонники ____ считают, что все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия:
а) ассоционизма
б) когнитивной психологии
в) гештальтпсихологии
г) психологии сознания
108. Понятие «доминанта» было введено в научный оборот:
а) У. Найссером
б) В.М. Бехтеревым
в) А.А. Ухтомским
г) П.Я. Гальпериным
109. Во внимании линию натурального и линию культурного развития выделял:
а) Л.С. Выготский
б) С.Я. Рубинштейн
в) Н.Ф. Добрынин
г) П.Я. Гальперин
110. В теории внимания П.Л. Гальперин рассматривает его, как:
а) продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю, форму
б) психическое явление, не имеющее собственного содержания
в) феноменальное продуктивное проявление работы, ведущего, уровня организации деятельности
г) все ответы верны
111. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:
а) ведущий анализатор
б) предмет отражения
г) характер связи с практикой
112. Критерием классификации внимания на сенсорно - перцептивное, интеллектуальное, двигательное служит:
а) ведущий анализатор
б) предмет отражения
в) форма существования материи
г) характер связи с практикой
Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Он был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Однако у некоторых философов понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». В обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д. Примером таких цивилизаций можно назвать цивилизацию Майя, цивилизацию Древней Греции, цивилизацию Древнего Рима.
Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Определенность цивилизации придает духовный фактор - своеобразный склад психической жизни, воплощающий в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления.
В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами.
Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. Культура составляет стержень цивилизации, С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же - способ освоения достижений. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.
В течение последних восьми лет в Симферополе выходят книги серии по библиографии крымоведения. За это время увидели свет 18 томов. Осуществление масштабного проекта возглавил профессор Таврического университета имени Вернадского Андрей Непомнящий. Руководство Центральной библиотеки им. Л.Н. Толстого организовало встречу Андрея Анатольевича с представителями творческой интеллигенции и библиотекарями нашего города.Андрей Непомнящий вместе с авторами некоторых (уже опубликованных) трудов приехал в Севастополь не с пустыми руками. В читальном зале Центральной библиотеки им. Л.Н. Толстого они развернули выставку книг серии. В центре экспозиции оказался том с узнаваемым портретом Арсения Маркевича на твёрдой обложке. 125 лет назад Арсений Иванович выступил одним из организаторов ТУАК — Таврической учёной архивной комиссии. Он писал: «В последнее время число лиц, специально изучающих Крым и Тавриду, стало увеличиваться. И неудивительно. Этот край представляет обширное и весьма благодарное поприще для учёного-исследователя, равно как он представляет глубокий интерес для всякого образованного и любознательного человека».
С тех пор как Арсений Маркевич доверил бумаге эти слова, минуло более века. И всё это время тот «глубокий интерес» к прошлому полуострова, о котором писал известный подвижник науки, не ослабевал. Подтверждением этого могут служить заслуживающая одобрения и нашего восхищения затея профессора Андрея Непомнящего и растущее с каждым годом количество его коллег-единомышленников.
Андрей Анатольевич не только инициатор и организатор, но и самый плодовитый автор книг проекта, заслуживающего всяческой поддержки. И достаточно объёмный труд о своём выдающемся предшественнике написан Андреем Непомнящим. Эту работу высоко оценили рецензенты полутора десятков ведущих симферопольских и киевских печатных изданий. Успех книги об Арсении Маркевиче объяснил сам автор. Он сказал, что, работая над обширным материалом, ему удалось выбраться на творческую свободу из узких биографических конструкций. Перед читателем его герой предстал на фоне судеб десятков других крымоведов. Так как многие из них жили в Киеве, Санкт-Петербурге и других крупных городах Российской империи, то, лишённые, по понятным причинам, современных нам средств связи, они вынуждены были активно переписываться. Большая часть их писем дошла до наших дней, чем со знанием дела Андрей Непомнящий и воспользовался. Конечно, он осветил длившуюся три десятилетия преподавательскую деятельность героя книги в мужской и женской гимназиях. Его работа на поприще учителя русского языка и литературы была столь успешной, что он был удостоен чина действительного статского советника. Редчайший случай.
Были также замечены его многолетние заслуги как руководителя ТУАК. Он был причастен к открытию в 1918 году Таврического университета, к созданию Крымского Центрального архива, Центрального музея Тавриды. В 1927 году Арсений Маркевич организовывал и вёл выездные всесоюзные конференции археологов в Керчи и Херсонесе. Тогда же его единогласно избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР, хотя он, как это ни странно, официально не имел учёной степени.
Нам, севастопольцам, наверняка близок факт из биографии Арсения Маркевича, который, может, не отражён в объёмном труде Андрея Непомнящего. С 20-го по 31 августа 1886 года длилась организованная 31-летним преподавателем Симферопольской мужской гимназии А. Маркевичем учебная экскурсия ста воспитанников в Севастополь. Хотя со времени окончания обороны города прошло более тридцати лет, он ещё хранил следы разрушений. Арсений Иванович и его юные друзья осмотрели достопримечательности Севастополя и ближайших его окрестностей.
Примечательно, что с 28 марта по 4 апреля 1855 года длилось второе бомбардирование Севастополя. А где-то в Брест-Литовске 31 марта 1855 года родился Арсений Маркевич.
Из великого множества печатных трудов Арсения Маркевича кто-то главным считает масштабную работу «Таврика. Опыт указателя сочинений, касающихся Крыма и Таврической губернии вообще». Но автор этих скромных заметок на первое место ставит труд ровесника самых драматичных дней обороны Севастополя — книгу «Таврическая губерния во время Крымской войны». Она лишена эмоциональных всплесков. Но сколько чувств и пробуждающих мотивов для размышлений заключено в её обложке! В иной отдельной строке книги спрессовано содержание стопы подлинных документов.
О первой обороне Севастополя написано очень много, но Арений Маркевич, если не единственный, то один из немногих авторов показал, как события Крымской (Восточной) войны коснулись не только Севастополя, но и Екатеринослава, Луганска, Белгорода, Курска, Казани… Если ещё упомянуть такие городки, как Бахчисарай, Геническ, то этот список в нашем рассказе занял бы очень много места.
Историком и краеведом, равным Арсению Маркевичу, Андрей Непомнящий считает профессора Таврического университета сразу по двум кафедрам (истории и немецкого языка) Николая Эрнста. Кстати, он принимал дела у Арсения Маркевича, вступая на должность главы созданного на базе ТУАК Таврического общества истории, археологии и этнографии. Андреем Анатольевичем написана также книга и о Николае Эрнсте.
Перу профессора А.А. Непомнящего ещё принадлежат отличающиеся основательностью книги «История и этнография народов Крыма», «Записки путешественников и путеводители в развитии истории краеведения Крыма» и другие издания серии.
Доктору исторических наук А.А. Непомнящему дважды присуждалась премия Вернадского. Андрей Анатольевич — лауреат премии Автономной Республики Крым, заслуженный деятель науки и техники автономии. Эти и другие почётные звания не только за неутомимое перо учёного. Восемь лет спустя после выхода первой книги серии всё явственней просматривается созданная мэтром школа из молодых учёных и аспирантов — таких как В. Бобков, В. Калиновский, У. Мусаева, С. Волнова, и других амбициозных исследователей.
На встрече в читальном зале Центральной библиотеки им. Л.Н. Толстого из уст Андрея Непомнящего и его спутников не раз можно было услышать: «В научный оборот введено». И как было не отяготить науку новыми сведениями, если поймавшие кураж авторы извлекали на свет Божий документы, к которым в течение столетия не прикасалась рука человека. Это не только письма, но и формулярные списки, памятные книги, в том числе и по севастопольскому градоначальству. Фонд ликвидированного Центра реставрационных мастерских с залежами документов по крымским памятникам один из настырных симферопольцев обнаружил в неожиданном месте — в Центральном государственном архиве Российской Федерации в Москве.
Профессор Андрей Непомнящий и его спутники любезно подарили Центральной библиотеке им. Л.Н. Толстого книги серии. Как помнится, некоторые из них — даже не по одному экземпляру.
В нашем городе сложились свои богатые по содержанию традиции в краеведении. Но симферопольцами преподан хозяевам поучительный урок коллективной работы в рамках реализации целевой программы.
На снимках: профессор А.А. Непомнящий; Уголок выставки книг симферопольцев.