Логопедические стишки и скороговорки. Детские скороговорки Скороговорки для развития речи 7 8 лет
Толковый словарь Ушакова называет скороговорками фразы, в которых сочетание звуков в словах подобрано таким образом, что их сложно произнести в быстром темпе. Они отличаются ритмичностью, часто бывают рифмованными.
Повторение таких сложных текстов на любом языке способствует тренировке четкой дикции. Особенно большое значение имеют скороговорки для детей 7–8 лет, которые уже свободно владеют речью, но иногда имеют проблемы с четким и быстрым выговариванием отдельных звуков русского языка.
Освоение в совершенстве любого, в том числе и русского, разговорного языка, даже если он является родным, - это достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий нескольких лет.
У малышей дошкольного и младшего школьного возраста бывают трудности с произношением некоторых звуков. В их преодолении помогут специальные игры - скороговорки, или фразы с искусственно усложненной артикуляцией.
Значение скороговорок для развития речи ребенка очень велико: они помогают ему научиться правильно и чисто выговаривать определенные сложные для произношения согласные звуки языка, а также их сочетания. Скороговорочные фразы применяются профессиональными логопедами для исправления дефектов речи у детей, а также при лечении детского заикания. По мнению специалистов, эта методика дает очень хорошие результаты.
Важно! Родители могут использовать тренировочные фразы самостоятельно в домашних условиях. Также, чтобы лучше заинтересовать маленького человека, можно применять скороговорки с картинками.
Взрослые также с удовольствием участвуют в подобных играх, более того, для них существуют даже официальные соревнования по скороговоркам на скорость и четкость.
К услугам любителей этого вида развлечений в сфере русского языка имеется богатый выбор примеров - их можно подобрать практически на каждый согласный звук русского алфавита. Такое веселое развлекательное упражнение для улучшения произношения имеет различные формы. Фразы бывают:
- народные, то есть известные издавна и не имеющие автора - подобная форма фольклора встречается у всех народов, в том числе и на русском языке;
- авторские - сочиненные профессиональными литераторами.
Их можно распределить по темам и звукам, на выговаривание которых они нацелены. Как правило, в одной фразе встречается не более двух–четырех труднопроизносимых звуков либо их сочетаний. Подбирая фразы на одну определенную букву русского языка, человек постепенно тренируется в ее произнесении.
Смысл большинства таких коротких фраз, двустиший и четверостиший имеет шуточный либо ироничный характер - это облегчает их запоминание и переводит тренировки по развитию четкой дикции в игровую форму. Помимо навыков правильного произношения звуков у детей 7–8 лет короткие скороговорки развивают чувство юмора. Сбиваясь при проговаривании, они не огорчаются, а смеются вместе с другими детьми или взрослыми.
Русские и иностранные примеры
Великий русский лингвист В.И. Даль для своего «Толкового словаря живого великорусского языка» собирал не только пословицы и поговорки, но и скороговорочные фразы. Его заслуга состоит в том, что он первым из отечественных языковедов собрал, обработал, систематизировал и издал народные скороговорки на русском языке.
Однако по сравнению с пословицами и поговорками количество истинно народных скороговорок в русском языке не так велико. Некоторые из них совмещают в себе обе фольклорные формы. Так, например, фраза: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался», является одновременно скороговорочной фразой и пословицей, намекающей на то, что человек, пытаясь сделать дело правильно, перестарался, запутался, и все у него вышло неудачно и невпопад.
К числу русских народных образцов, не имеющих конкретно авторства, безусловно, можно отнести знаменитого греку, ехавшего через реку, а также следующие фразы:
- Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя.
- Во лесу вяжу лозу, на возу лозу везу.
- Евсей, эй, муку просей, испеки в печи калачи, да мечи на стол горячи.
- Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
- Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
- Косарь Касьян косой косит косо – не скосит косарь Касьян покоса.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа тупа.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Как и другие формы народного фольклора, многие иностранные фразы поддаются переводу с сохранением не только общего смысла, но и своей скороговорочной функции, направленной на отработку отдельных звуков:
- Пуд перца Питер Пайпер съел (англ.).
- В жандармерии, когда один жандарм засмеется, то смеются все жандармы жандармерии (франц.)
- Щетки с белой щетиной чистят лучше, чем щетки с черной щетиной (немецк.).
- Понемножку Пакито пакует крошечные стаканы в пакеты (исп.).
При обучении ребенка иностранному языку очень полезно использовать этот тип упражнений на языке оригинала. Они помогают без зубрежки, в игровой форме освоить артикуляцию и произношение новых звуков.
Детям очень нравятся книжки, представляющие собой скороговорки с картинками, иллюстрирующими их содержание. С их помощью освоение материала идет гораздо быстрее.
Авторские скороговорки
Поэты, пишущие для детей, часто сочиняют скороговорки-стихи, запомнить которые ребенку гораздо проще из-за их рифмованного вида. Они также подчиняются правилам жанра - ритмичному повторению сложных согласных звуков, краткости, юмористичности, и подходят не только для проговаривания, но и для чтения. Вот пример такого веселого скороговорочного стихотворения детского поэта Владимира Приходько, где акцент делается на шипящие звуки русского языка:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки,
А в деревушке Ложки
У них устали ножки -
Обратно в Пешки мышки
Приехали на кошке.
Известное стихотворение поэта Даниила Хармса про Ивана Топорышкина также можно отнести к данному жанру. Такие стихи обычно представляют собой книжную форму - скороговорки с картинками. Благодаря красочным и веселым иллюстрациям они гораздо лучше откладываются в памяти, и читать подобные книги интересно не только детям, но и взрослым.
Интересно! Иногда широко известные образцы этого творчества на русском языке, считающиеся народными, на самом деле оказываются авторскими. Так, лингвист В. Лунин в своей книге «Загадки. Скороговорки», вышедшей в свет в 1999 году, доказывает, что автором текста про кукушку, купившую кукушонку капюшон, является И. Демьянов.
Методика разучивания
Начинать заучивание нужно с осмысления содержания, чтобы до ребенка полностью доходил смысл сказанного. Взрослый может разложить короткую скороговорку на небольшой рассказ, придумав сюжет вместе с малышом.
Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.
Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.
Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.
Заучив одну фразу - для начала пусть они будут короткие - можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.
Полезное видео
Подведем итоги
Длительность уроков не должна превышать 15–20 минут, чтобы из них не уходил игровой элемент, а дети не переутомлялись. По окончании каждого занятия нужно непременно похвалить малыша, пусть он поймет, что не всегда удается достичь желаемого с первого раза, но если хорошо постараться и приложить усилия, все обязательно получится.
Вконтакте
» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.
Немножко истории
Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:
Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.
Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.
Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)
Скороговорки для 1 — 2 лет
В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:
Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:
Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.
Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Все озера – зеркала из зеленого стекла.
Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.
Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Дом - у дуба, дуб - у дома.
Скороговорки для 2 – 3 лет
После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.
Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:
Пекарь пек пироги в печи.
— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»
Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:
Белые бараны били в барабаны.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.
Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вез воду из водопровода.
Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:
От топота копыт пыль по полю летит.
Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:
Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!Прохор и Пахом ехали верхом.
Вкусная халва – мастеру хвала.
Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!Муха–горюха села на ухо.
Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Скороговорки для 3 – 4 лет
В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.
Скороговорки на отработку звука [ж]:
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорки на отработку звука [ш]:
Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.
В шалаше шесть шалунов.
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
Скороговорки на отработку звука [ч]:
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Скороговорки на отработку звука [щ]:
Волки рыщут, пищу ищут.
Мой руки чище и чаще.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.
Скороговорки на отработку звука [ц]:
В цветнике цветут цветы.
Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.
Бегают две курицы прямо по улице.
Летит скворец – зиме конец.
Скороговорки для 4 – 5 лет
Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.
Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:
На горе Арарат растет крупный виноград.
Пророворонила ворона вороненка.
У мыши в норке сыра корка.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Во мраке раки шумя в драке.
Трое трубачей трубили в трубы.
Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:
Коля колья колет,
Поля поле полет.Наш Полкан попал в капкан.
Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.
Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков
В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.
Все бобры добры для своих бобрят.
У быка тупы губы, бык тупогуб.
Как учить
- Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
- Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
- Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.
Как заинтересовать
Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.
Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.
Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.
С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:
[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)[ш]
Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.
Хороша швея Наташа! (Е. Благинина)
Гребенкина Ирина Николаевна
Скороговорки для детей
Скороговорки (в просторечии чистоговорки) были известны задолго до появления колеса. С их помощью дети учились постигать родную речь в увлекательной шутливой форме. Сегодня специально составляют скороговорки для детей из трудно произносимых последовательностей букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи.
Все скороговорки (чистоговорки) упорядочены по отрабатываемым звукам. Скороговорки для детей помогут ребенку научиться четко и красиво говорить, а также будут способствовать улучшению дикции и памяти. Скороговорки для дошкольников должны быть короткими и легкими
Скороговорки для развития речи
звуки «Б» и «К»
Кто обидит бобра - не увидит добра.
У Бобы - винт, у Вити - бинт.
звуки «Б» и «Л»
Маланья - болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Белые бараны били в барабаны.
звук «В»
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
По двору-подворью, в добром здоровье.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог через порог. Стал на горох и упал на порог.
У Аграфены и Арины растут георгины.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
звук «Ж»
Хожу–твержу, сижу–твержу, лежу– твержу: Жи, же, жа, жу.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Хорош пирожок внутри творожок!
звук «З»
Затоптали утки за будкой незабудки.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Лиза везла на возу козла и козу.
На завалинке Зоя и заинька.
Не забудьте незабудки.
Розовые розы замерзают в морозы.
У Зои мимозы.
Соломы воз возница вез.
звуки «К» и «Л»
От топота копыт пыль по полю летит.
У ёлки иголки колки.
Я сидела у Оки, ела яблоки.
звуки «К» и «П»
Наш Полкан попал в капкан.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
звуки «К» и «Г»
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
сено, граблями, краб, грабь.
звук «М»
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
На меду медовик, а мне не до медовика.
звук «С»
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Осип охрип, Архип осип.
Сидит Алеся с печки ноги свеся.
звук «Р»
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
По травке тропа протоптана.
Рано утром два барана барабанят в барабаны.
Рома Маше нарвал ромашек.
Трое трубачей трубят в трубы.
Шустрая норка юркнула в норку.
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор.
Раз дрова, два дрова, три дрова
звук «Ш»
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак за гусаком.
Шапкой Саша шишки сшиб.
Маша за Сашей шли за Глашей.
Над крышею - груша.
На груше - Андрюша.
Шапка да шубка - вот наш Мишутка.
У Маши на кармашке маки и ромашки.
звуки «Ч» и «Щ»
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Птичку напичкали спичками.
звук «Щ»
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Щипцы да клещи - вот наши вещи.
Волки рыщут, пищу ищут.
Овощи тащи - будут щи.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
звук «Ц»
Цыплята и курица пьют чай на улице.
Съел, наконец, кузнец варенец.
Легкая метелица белым снегом стелется.
Развитие речи - важный этап в жизни ребёнка. Проблемы с произношением отдельных звуков встречаются у многих детей. Скороговорки существенно облегчают процесс формирования правильной дикции у ребёнка
Скороговорка - это фраза, в которой звуки находятся в таком положении, что их сложно выговорить. Скороговорки способствуют скорому и правильному освоению речи. Детям понятен смысл скороговорок, поэтому их проговариванию они готовы уделять своё время. Ребёнка интересует то, что он понимает. Смешное звучание скороговорок построено так, чтобы запоминание приходило незаметно, без усилий. Но, в это же время, ребёнок взвешивает каждое слово и осмысливает сказанное. Нюансы в интонации и смысле чутко улавливаются ребёнком. Поэтому скороговорки способствуют не только развитию речи, но и умению слушать. Это способность будет необходима ребёнку не только в учебном процессе, но и в жизни.
Скороговорки - это доступное и эффективное средство для улучшения произношения. Ведь заниматься с ребёнком может каждый родитель. Для начала стоить посетить консультацию врача - логопеда. Это позволит получить полную картину существующей проблемы и обсудить методы её устранения. После -занятия с ребёнком можно организовывать в любое удобное время: в поездке, на отдыхе, на прогулке, в очереди к врачу.
Скороговорки притягивают детское внимание тем, что это весёлая игра. Количество существующих скороговорок не сосчитать. Смысл скороговорок важен. Поэтому у нас любимы русские поговорки.
Поэтому смешные скороговорки для детей пользуются особой популярностью. Скороговорка, которая запомнилась, повторяется ребёнком снова и снова. Это способствует чёткому произношению и правильной дикции. Проговаривается скороговорка только вслух. Сначала медленно, по слогам скороговорку произносит взрослый. После - предлагает попробовать ребёнку. Существует три шага для того, чтобы правильно усвоить любую скороговорку.
На первом этапе скороговорку учат и правильно проговаривают вслух.
Второй шаг - это проговаривание выученной скороговорки без участия голоса. В этом варианте необходимо работать губами, зубами и языком. На третьем шаге необходимо научиться читать скороговорку шёпотом.
На любое сложное сочетание звуков существуют поговорки.
Скороговорки на звук л для дошкольников можно предложить следующие:
Эй вы, львы, не вы ли выли у Невы?
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.
Скороговорки популярны не только у детей. Взрослые часто используют скороговорки в профессиональной деятельности.
Чистоговорки и скороговорки для детей могут быть самые разные. Тренировка памяти с помощью недлинных скороговорок позволит ребёнку в дальнейшем без усилий учить стихи по школьной программе.
Скороговорки для детей 7 - 8 лет могут быть короткими и достаточно длинными.
Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора.
Саша шапкой шишку сшиб.
Три чёрных котёнка
У Тёмки - кротёнка
Стащили три тонких
Картонки в потёмках.
Портной пыхтел, поров пальто,
Пришил петельки прочно,
Почистил пыльное пятно,
Пел песенку побочно.
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.
Ежик ежится у елки:
Укололся об иголки.
Елка ежится, дрожа:
Укололась об ежа.
Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Идёт Глеб с хлебом.
Глеб идёт с хлебом.
С хлебом идёт Глеб
Домой на обед.
У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонка
Черепашьи башмачки
Безжалостные медузы
над Жозефиной сжальтесь,
пожалуйста!
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Скороговорки про птиц для дошкольников - очень разнообразны. Каждый ребёнок найдёт и выучить парочку любимых.
Курочка черна - пестра, уточка с носка плоска.
Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».
Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.
Скороговорки на букву р
Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.
Скороговорки с шипящими звуками
Скороговорки с шипящими звуками - самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.
Смешные скороговорки
Простые смешные скороговорки - рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.
Сложные скороговорки
Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.
Английские скороговорки с переводом
Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.
Современные скороговорки
Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.