Цветовые методы психодиагностики. Цветовой тест М
Опытные медики для определения состояния организма могут использовать даже раннюю диагностику по ногтям на пальцах рук, ведь вогнутые, выпуклые или слишком плоские ногтевые пластины нельзя считать здоровыми. Такие отклонения указывают на определенные проблемы, причем иногда требующие серьезного лечения. Медицина подтверждает, что состояние ногтевых пластин напрямую зависит от здоровья человека. По ним проводят диагностику грибка, проблемы с легкими, анемию и прочие патологии. Существует несколько критериев, как определить болезнь по ногтям на руках.
Диагноз по ногтям на пальцах рук
Внешний вид ногтевых пластин еще древние люди связывали с состоянием определенного внутреннего органа. Сегодня это доказано медициной, поэтому часто используется для диагностики организма. Изучаются несколько характеристик: цвет, структура, форма, лунка и пятнышки на ногтевой пластине. Отклонения по каждому из указанных критериев говорят о ряде конкретных патологий.
Как выглядит ногтевая пластина здорового человека
Нормальной считается ногтевая пластина без каких-либо трещинок, бугорков, бороздок, пятнышек. Она обладает ровным розовым цветом, гладкой поверхностью, небольшим блеском. Сама пластина слегка прозрачная, а кончики – белые или оттенка слоновой кости. Ноготь здорового человека умеренно гибкий, твердый, плотный. У его основания располагается лунула, имеющая форму полумесяца. Ее цвет колеблется от белого до бледно-розового оттенка. Форма ногтевой пластины может быть разной, так как она зависит от наследственных факторов.
Структура ногтевой пластинки
При диагностике поверхность здоровой пластины не имеет ямок, вмятинок или бугристостей, ровная, равномерно окрашена. Она состоит из десятков слоев полупрозрачных гладких ороговевших клеток, которые располагаются вплотную друг к другу. Благодаря пористой структуре она впитывает все вещества, попадающие на ее поверхность. Это и помогает лечить грибковые заболевания посредством местных препаратов. При диагностике на пластине можно увидеть несколько ее частей:
- эпонихий – это живая кожа у основания;
- гипонихий, или подногтевая пластинка – состоит из шиповатых и базальных клеток;
- свободный передний край – выступает за край пальца;
- лунула, или лунка – белый участок у основания в форме полумесяца.
За какие органы отвечают ногти на руках
Одна из самых «говорящих» частей тела – это ногтевые пластинки. Каждая из них отражает состояние определенного органа. На этом принципе основывается диагностика по ногтям. Органы, за которые отвечает каждый палец:
- легкие, бронхи, мозг – большой палец;
- зубы, рот – указательный палец;
- сердце, сосуды – средний;
- нервы, почки – безымянный палец;
- кишечник, женские репродуктивные органы – мизинец.
Как определить заболевание по ногтям рук
Чтобы определить здоровье по ногтям рук, необходимо внимательно рассмотреть пластины. Зная их нормальное состояние, можно заметить некие отклонения. На наличие проблем в организме при ногтевой диагностике указывают изменения следующих характеристик:
- цвета пластины;
- формы или рельефа ногтевой поверхности;
- состояния лунулы;
- структуры ногтевой пластинки.
Цвет ногтей и болезни
Здоровая ногтевая пластинка имеет розовый цвет. Если она вдруг стала менять свой оттенок, то это явный признак неполадок в организме. Болезни по ногтям на руках в этом случае выявляются по следующим признакам диагностики:
- Двухцветная пластинка. Верхняя ее часть намного темнее нижней, что сигнализирует о заболевании почек и почечной недостаточности.
- Темная полоса, делящая ноготь пополам. Говорит о развитии злокачественной опухоли кожи человека – меланомы.
- Коричневый оттенок. Является сигналом сахарного диабета, заболеваний эндокринной системы, почечной недостаточности, болезни Аддисона.
- Лейконихия – появление на пластинке мелких белых пятен. Развивается на фоне недостатка кальция, железа и цинка. Также организму не хватает витаминов С, Е и А. когда пятна разрастаются и приобретают форму полосок, это говорит о дефиците белка, нарушении кровообращения, почечной недостаточности, проблемах с толстой кишкой.
- Синева. Указывает человеку на патологии дыхательной системы, в том числе инфекционные заболевания легких. Если синий цвет появился у основания пластины, то диагнозом может быть сахарный диабет.
- Полностью белая ногтевая пластина. Появляется у больных циррозом печени или заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
- Желтая окраска ногтей. Такой оттенок они приобретают в случае заболевания печени и плохого пищеварения, патологий лимфатической системы или легких.
- Краснота ногтей. Возникает при повышении количества красных кровяных телец – эритроцитов.
- Мутный желтоватый цвет. Говорит о грибковом поражении, если на фоне изменения оттенка наблюдается утолщение пластины и отделение его от ложа.
Форма и рельеф ногтевой пластины
Помимо изменения цвета при некоторых заболеваниях могут наблюдаться деформации пластинки. Диагностика по ногтям рук позволяет определить следующие связанные с ними недуги, описанные в таблице:
Изменения | На какие патологии указывают |
Выпуклый ноготь, похожий на часовое стекло | Является признаком хронического заболевания печени или сердечной слабости. Наблюдается и при болезнях крови, заболеваниях щитовидной железы, врожденном туберкулезе легких, гепатите, колите, нарушении всасывания в кишечнике. В редких случаях может указывать на начало онкологического заболевания. |
Вогнутый ноготь, похожий на ложку | Является признаком недостатка железа в организме. |
Плоская, расщепленная на конце ногтевая пластина | Указывает на глистную инвазию. |
Треугольный ноготь | Является характерным признаком заболеваний позвоночника. |
Дырчатый ноготь | Свидетельствует о патологиях селезенки. |
Короткий плоский ноготь с возвышением | Указывает на органические заболевания сердца. |
Продольные желобки | Появляются на фоне развития ревматизма или воспалении зубов и пазух носа. |
Поперечные ломкие желобки | Сигнализируют о патологиях печени и желудочно-кишечного тракта, симптомах заболеваний селезенки. Нередко поперечные желобки появляются при нехватке в организме цинка. |
Дугообразные линии | Развиваются на фоне недостатка белка. |
Маленькие ямочки по всей пластине | Говорят о начале воспаления в суставах, сопровождают псориаз. |
Лунка ногтя
В диагностике по ногтям учитывают и состояние лунулы. Отсутствие ее хоть на одном пальце и бледное ногтевое ложе являются признаком снижения гемоглобина и эритроцитов. Это такие заболевания, как анемия и малокровие. Если лунка утончилась или совсем исчезла на определенном пальце, то это тоже указывает на проблемы в организме:
- На большом пальце. Лунка здесь отражает состояние черепа и мозга. Если она исчезла, то у человека серьезные проблемы с головой.
- На указательном пальце. На нем лунка исчезает при заболеваниях печени, легких, толстого кишечника и гинекологических проблемах.
- На среднем. Исчезновение лунки здесь говорит о заболеваниях кровеносной системы, проблемах с сосудами и давлением.
- На безымянном. Лунка на этом пальце отражает состояние лимфатической системы и обмена веществ.
- На мизинце. Здесь лунула отражает проблемы с тонким кишечником и нарушения сердечного ритма и другие сердечные заболевания.
Бороздки и полосы
Выявленный диагностикой поперечные бороздки часто являются признаком неправильного ухода за руками. Кроме того, они могут появляться из-за перенесенного стресса, инфекционного или другого заболевания. Недостаток цинка в организме и неправильное питание тоже проявляется бороздками на ногтевых пластинах. Продольные линии появляются не так часто. Их причиной могут быть:
- острое недоедание;
- тяжелая артериальная болезнь;
- артрит;
- плоский лишай;
- избыточное употребление углеводов;
- заболевания кишечника;
- недостаток железа.
Диагностика заболеваний по ногтям рук при появлении рисунка
О проблемах в организме говорит не только изменение цвета, но и появление различных рисунков в виде пятен, линий, кровоподтеков и пр. В нормальном состоянии такого не должно наблюдаться. Здоровая ногтевая пластина имеет равномерный розовый цвет. Появление на ней каких-либо рисунков указывает на следующие заболевания:
- Белые пятнышки. Говорят о низком гемоглобине, сниженном иммунитете, симптомах невроза, недостатке витаминов.
- Пятна черного цвета. Появляются на фоне эндокардита.
- Пары горизонтальных полосок. Наблюдаются при недостатке в питании белка. Он в большом количестве выводится из организма при заболеваниях почек.
- Деление поперек на 2 половины разных цветов – молочного и нормального. Указывает на патологию почек в запущенной стадии.
- Линия, появившаяся не от механического воздействия. Появляется в случае лихорадки и высокой температуры. Указывает на уже перенесенные заболевания.
- Коричневое или бежевое пятно. Является предупреждением о развитии онкологического заболевания.
- Коричневое или желтое пятно у края ногтевой пластины свидетельствует о псориазе.
- Крошащиеся бороздки или белые хлопьевидные пятна. Выступают признаком грибковых заболеваний.
- Кровоподтеки. Наблюдаются при механическом ударе ногтевой пластины. Причина – разрыв под ней кровеносных сосудов и кровоизлияние в мягкие ткани.
Проблемы с ногтями на руках и питание
Основной причиной проблем с ногтями является неправильно питание. По конкретным изменениям пластины можно легко провести диагностику недостатка некоторых микроэлементов или выявить несбалансированный рацион. Вследствие этого ногтевые пластинки становятся хрупкими, часто ломаются. Восстановить их красивый здоровый вид можно лишь после выявления причины ухудшения. В этом поможет диагностика по ногтям рук с признаками, которые указывают на недостаток микроэлементов или несбалансированность питания.
Нехватка витаминов и микроэлементов
Здоровые ногти растут без заусенец, кода вокруг них не имеет трещин. При нехватке витаминов определенной группы появляются некоторые отклонения от нормы:
- растрескивание вдоль и поперек пластины, ногтевые пластинки гнутся и слоятся – при нехватке витамина С;
- глубокие заусеницы – при дефиците витаминов А или Е;
- онемение пальцев – при нехватке витаминов группы В;
- белые пятна – при низком уровне цинка;
- медленный рост – при недостатке кальция;
- ломкость ногтей – при дефиците магния.
Несбалансированность рациона
Избыток или недостаток определенной пищи в рационе человека тоже сказывается на состоянии ногтей. В этом случае могут наблюдаться следующие изменения:
- белые пятнышки на пластине – избыток сахара в крови;
- горизонтальные вмятины – резкое изменение рациона;
- вогнутые пластинки – признак анемии (недостатка железа);
- вертикальные бороздки – плохое усвоение питательных веществ;
- любые изменения формы и цвета – недостаточное количество белка.
Диагностика по ногтям пальцев ног
Подобно диагностике по ногтям на руках проводится изучение состояния здоровья и по ногам. В этом случае учитываются следующие признаки:
- отсутствие лунулы – снижение количества эритроцитов в крови, анемия;
- двухцветный ноготь (у основания светлый, у края – темный) – почечная недостаточность;
- изменение окраски и темная продольная полоска – рак кожи (меланома);
- желтый цвет на фоне расслаивания и отделения от ногтевого ложа – запущенная стадия грибкового заболевания.
Ухудшение внешнего вида ногтей
Внезапное ухудшение внешнего вида ногтей может проявляться по-разному. Чаще происходит замедление их роста. Кроме того, они становятся слишком ломкими и хрупкими. Нередко явление расслаивания и расщепления пластинки. Все это говорит о проблемах в организме. Если вовремя принять меры, то можно восстановить состояние ногтевых пластинок, вернув им здоровый вид с ровной гладкой структурой, матовым розовым цветом, бледно-розовой лунулой.
Почему происходит
Если ногтевые пластинки становятся ломкими и хрупкими, медленно растут, то главной причиной этого состояния является нарушение обмена веществ. Такие изменения могут быть следствием:
- недостатка железа, витаминов группы В, А;
- ухудшения работы щитовидной железы или почек;
- плохого кровоснабжения.
Когда ноготь расслаивается или расщепляется, то причиной выступает энергетическое истощение пищеварительной системы. Такое наблюдается и при плохом кровообращении. Другие причины расслаивания:
- сбой в работе нервной системы;
- проблемы с половыми органами;
- регулярное нанесение лака, удаление покрытия жидкостью, содержащей ацетон;
- сухость воздуха, разрыв между температурой улицы и дома;
- обрезание кусачками или ножницами;
- пользование бытовыми чистящими средствами без перчаток.
На что обратить внимание
Первое, на что советует обратить внимание диагностика по ногтям рук – это рацион питания. При недостатке витаминов стоит включить в свое меню побольше свежих фруктов, овощей. Делая уборку дома или моя посуду, обязательно нужно надевать перчатки, а после контакта с агрессивными средствами протирать ноготь яблочным уксусом. Рукам необходимо давать отдыхать от лака хотя бы раз в 2 недели. Для подпиливания лучше не брать металлическую пластинку, ведь она сильно повреждает ногтевую пластину.
Ногти и болезни организма с фото
Видео
Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов.
С помощью данного теста можно определить эмоциональное самочувствие ребенка не только в данный момент, но и выявить предпочитаемое эмоциональное состояние, а также его оценочное отношение к детскому саду, семье, предстоящей учебе в школе и т.д (приложения 1-8).
Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности (отношения) к:
ü уровню комфортности ребенка в детском саду;
ü к предстоящему школьному обучению ;
ü ситуации в семье ;
ü к детскому саду в период адаптации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е. Д. Полякова, педагог-психолог
МБОУ Начальная школа-детский сад г. Ессентуки Ставропольский край. 2016.
Диагностика эмоционального состояния дошкольников
Цветовой тест М. Люшера
Области применения. Данная методика может быть использована:
- при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;
- при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
- при диагностике ситуации в семье;
- для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;
- для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Общее описание
Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек ) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.
Время проведения – 5-8 минут.
Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.
Методические рекомендации. Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.
Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование : опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..
Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным . Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.
Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):
- синий
- зеленый явно предпочитаемые цвета
- красный предпочитаемые цвета
- желтый
- фиолетовый нейтральные цвета
- коричневый
- черный негативные цвета
- серый (нулевой)
Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.
Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.
Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость и т.д.
Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция , занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние - подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди д ополнительных - со сферой бессознательного.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние , второй - действительное . В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.
1. Оценка результатов эмоционального состояния.
4 балла - в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние .
3 балла - допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла - смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый - на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.
1 балл - черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии , требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).
Приложение 1. Стимульный материал. Цветовые карточки.
Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.
Порядок предъявления карточек | Порядковый номер цвета по Вальнеффору (индикатор психологического благополучия ) | Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния | Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка (ИПБ) |
||||||||||
В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда 4 балла | Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда 3 балла | Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый - на последних позициях 2 балла | Черный и серый в начале ряда. Ребенок отказывается от выполнения задания 1 балл |
||||||||||
Порядковый номер выбранного цвета (выбранные позиции ряда) |
|||||||||||||
Приложение 3. Таблица функций основных цветов предъявления .
Функция «+» в таблице 3 цветового теста Люшера означает усиление потребности, выражаемой данным цветом, «х» - переживание состояний, связанных с ее удовлетворением, «=» - неактуальность потребности на данный момент, «-» - невозможность или нежелательность удовлетворения потребности, негативное отношение, а следовательно ее фрустрацию.
Ф-я | Цвета |
|||
Синий | Зеленый | Красный | Желтый |
|
«+» | Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, устойчивой положительной привязанности, стремление к гармонии, чувствительность. | Напряжение воли. Самоутверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль, гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности. | Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность, сила воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели. | Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего. ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности. |
«х» | Готовность к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетво-рению основных потребностей в общении | Самоопределение, самообладание. | Застой, досада, раздражаемость, конфликтность. | Готовность к контактам. |
«=» | Поверхностные связи и отношения, стремление отгородиться, уйти в сторону | Низкий уровень притязаний, пассивное отношение к устроенному порядку, режиму. | Нервозная раздражимость, нуждается в бережном обращении, отсутствие желаний к общению и деятельности. | Критическое отношение к выбору контактов и увлечений. |
«-» | Беспокойство, суетливость, отсутствие глубоких «сердечных» связей, неудовлетворенность отношениями со сверстниками и своей деятельностью. | Ограничение самовыражения, защитное напряжение, отказано в признании. Окружающие воспринимаются как оказывающие жестокое, бессердечное давление, принуждающее делать не желаемое. | Сверхраздражимость, ощущение своей слабости, чувство беспомощности. Обижен, с трудом справляется с делами. Утомлен и плохо ориентируется в окружающей обстановке. | Беспокойное ожидание. Тематическая фиксация, ограничение самораскрытия. Скованность, перевозбуждение, уход в себя. |
Приложение 4. Функции дополнительных цветов предъявления.
Цвета | Серый | Фиолетовый | Коричневый | Черный |
| Негативное отношение к коллективу, частичная интеграция | Сенсибилизация. Магическо-эротическое отождествление. | Физические потребности организма. | |
| Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция. | Стремление очаровывать, чувственность, внушаемость. | Регресс к физическим потребностям, бегство от проблем. | Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение. |
«х» | Ограниченная эмоциональная готовность к контактам. Отключение. | Чувственность. | Потребность в комфорте и физическом удовлетворении. | Протест и уход от партнера или ситуации |
«=» | Эмоциональная готовность к общению. Заинтересованность в социальных отношениях. | Сдерживает свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувствительность и обидчивость. | Разрядка физических потребностей. | Способность терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями. |
«-» | Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху. | Подавление чувствительности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку. | Подавление, вытеснение или торможение физических потребностей. | Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприим-чивость. |
Приложение 5. Вопросы для выявления эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению
- Хочешь ли ты идти в школу?
- Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?
- Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
- Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?
- Почему ты хочешь идти в школу?
- Нравятся ли тебе школьные принадлежности?
- Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?
- Кем тебе хотелось бы быть во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?
Приложение 6. Вопросы при исследовании уровня комфортности ребенка в детском саду:
- Ты любишь ходить в детский сад?
- Ты хотел бы работать в детском саду, когда станешь взрослым?
- Вы дружите в группе? А с кем дружишь ты?
- Вы часто ссоритесь?
- Тебе хорошо сегодня в группе?
- Завтра ты пойдешь в детский сад?
Приложение 7. Вопросы для диагностики ситуации в семье:
- Какой цвет выбрала бы мама?
- Какой цвет выбрал бы папа?
- Тебе нравится, когда к вам приходят гости?
- С кем бы ты пошел на карусели: с мамой? папой?
- Где тебе больше нравится играть: дома? в детском саду? в гостях?
- Какая у вас квартира (дом)? На что похожа?
- Ты хотел бы, чтобы кто-то из детского сада пришел к тебе в гости?
Приложение 8. Вопросы для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации:
- Нравится ли тебе ходить в д/с, почему?
- Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе?
- Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем?
- Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?
- Если воспитательница хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?
- Тебя каждое утро ждут в группе, тебе рады?
- Ты сам выбираешь себе игрушки?
- Завтра тоже придешь в детский сад?
“Цвета действуют на душу:
они могут вызывать чувства,
пробуждать эмоции и мысли,
которые нас успокаивают
или волнуют, они печалят
или радуют.”
(Гете)“Все живое стремится к цвету...”
(Аристотель)
Актуальность и насущная необходимость применения методик цветовой диагностики эмоций и отношений очевидна, так как эмоциональные процессы и процессы развития личности являются наиболее сложной проблемой для психологического исследования, в основном из-за того, что методики диагностики эмоциональной сферы в большинстве своем либо объемны по количеству вопросов в анкетах, либо занимают много времени при проведении опроса и интерпретации, либо субъективны в оценке, так как основная масса этих методик – проективные, рисуночные или на основе таковых.
Ни одно описание не может охватить всех человеческих чувств и состояний, как и в цветовом спектре, в эмоциях человека из основных цветов можно получить огромное количество промежуточных оттенков и состояний.
Изучение цветовой сенсорики восходит к исследованиям Фехнера. Основной вывод его исследований это – независимость цветовых предпочтений человека от культуры, воспитания, условий проживания. Человек любой национальности в определенных ситуациях предпочитает определенные цвета. Люди противопоставляют цвет один другому, противопоставляют контрастность теплых и холодных тонов. Теплота цвета в большей степени связана с нашими субъективными ощущениями, хотя теплота цвета относительна, так карминно- красный, например, выглядит холодным по сравнению с оранжевым, но воспринимается, как теплый по сравнению с синим.
С цветовыми контрастами связаны понятия не только теплый – холодный, спокойный – возбуждающий, но и понятия нравственные, плохой – хороший.
Исследователи доказали, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым фоном и насыщенностью.
По данным исследований Ч.А. Измайлова цветовой тон можно представить в виде непрерывного континуума, где будут располагаться большинство человеческих эмоций. Основная масса наших эмоций расположена в цветовой гамме от синего до сине-красного, малинового или фиолетового цвета, меньшая часть эмоций находится в спектре зеленого и зелено-синего цвета и совсем мало эмоций в спектре салатовых оттенков.
В спектре с длинами волн цветового излучения от 700 Гц до 620 Гц располагаются такие эмоции как: воодушевление, радость, веселье, восторг, раздражение, обида, гнев, возмущение стыд (синий – красный). Мы знаем выражение “покраснеть от стыда”…
В спектре с длинами волн цветового излучения от 620 Гц до 580Гц располагаются: ненависть, страх, тревога, сомнение, разочарование, отвращение (красный – желтый).
Кусочек спектра с длиной волны от 570 Гц до 550 Гц вмещает в себя тоску и печаль (желтый – зеленый). Вспомним выражение “тоска зеленая”…После 550 Гц в цветовом спектре размещаются: интерес, удовлетворение, удивление, спокойствие (зеленый – синий).
(Приложение. Рисунок 1 )
Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом, человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – и так излечивали следы оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи. По мнению исследователей, если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть и состояние человека при этом сменится на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый – на умственное, а голубой – на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки. Предпочитаемый цвет дает представление о сиюминутном состоянии, отвергаемый цвет дает информацию о причинах, которые побуждают совершать ошибки. Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом интересовали многие поколения исследователей. Многие пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого организма. В Древней Индии человека считали “светоносным” подразумевая единство цветовых энергий и соков тела: крови, лимфы и т.д. Согласно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых определяет психическую жизнь человека. Древние именовали глаза человека “окнами”, “вратами восприятия”. Мы привыкли, что организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора, однако это не единственный канал, по которому цветовая энергия достигает организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали возможность восприятия цвета не только рецепторами сетчатки глаза но и практически любой клеткой организма. Не зря цветовой спектр делится на теплые и холодные цвета, это близко к температурным ощущениям человека.
Цветопсихологами накоплено множество удивительных фактов. Существует предположение о функционировании Единой Живой Энергии, различные формы и состояния которой воспринимаются людьми как отдельные цвета.
В сочетании с направленным музыкальным воздействием цвет широко используется в коррекционной и терапевтической работе.
За долгую историю развития человечества в культуре сложились соответствия цвета тому или иному символу.
Наблюдения Г. Флиринга и К.Ауэра показали, что у каждого человека есть свое особое отношение к цвету. У большинства людей есть определенные симпатии к одним цветам и антипатия к другим, то есть у человека есть шкала любимых и нелюбимых цветов. Склонность человека к тому или другому цвету меняется под воздействием тех или иных временных или духовных факторов. Однако личностную шкалу предпочитаемых цветов Флиринг и Ауэр рассматривали как выражение индивидуальности. Эта шкала меняется в течение жизни, как правило, дети предпочитают красный цвет всем другим, у взрослых любимый цвет синий, а потом красный. Если вспомнить, что красный символизирует активность, а синий и голубой покой, то связь очевидна. Взрослые менее активны, чем дети и больше стремятся к покою, так как больше устают.
Г.Флирингом был создан тест “Цветовое зеркало”. Методика предназначена для изучения личностных характеристик. Диагностический материал представляет собой буклет из 23 цветных квадратов на серебристом фоне, которые согласно инструкции ранжируются испытуемым.
Цветопредпочтения – это психотип личности. Отвергаемые цвета означают наличие страхов и конфликтов в той области, которую символизирует отвергнутый цвет. Скачки в выборах говорят о непоследовательности и импульсивности личности испытуемого.
Психотипы личности определяются цветовой гаммой выбранных квадратов:
Зелено-синий – мыслительный тип.
Красно-оранжевый – чувственный тип.
Оливково-зеленый – интуитивный тип.
Желтый цвет +оранжевый – экстраверты.
Фиолетовый – черный – розовый – интроверты.
Не менее сложной является теория функциональной психологии Люшера. На основе функциональной психологии цветовосприятия он создал свой известный тест.
Тест Люшера относится к проективным методикам и предназначен для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Он разработан на принципах функциональной психологии, где основа чего либо (в данном случае значения цвета) – постоянная величина. Почти полвека эта методика используется педагогами, психологами, психиатрами. Она используется по всему миру и во всех культурах.
Основой для создания теста Люшеру послужила цветопсихологическая концепция связи основных цветов с определенными настроениями и спецификой отношений испытуемого с окружением. При создании теста Люшер использовал данные многолетних статистических исследований о психологическом значении различных цветов. Также Люшер учитывал теоретические выкладки известных абстракционистов-художников Кандинского, Малевича, Мондриана.. Интересно, что сам Люшер имел глубокий художественный вкус и четко понимал свои реакции на цвет.
Специфика воздействия цвета на психику остается неизменной вне зависимости от состояния организма на момент тестирования. Символическое значение цвета, его “психологический код” объективен всегда и не зависит от положения цвета в ряду выбора.
В.М. Бехтерев утверждал, что умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем лекарства. Мы уже знаем, что цвета способны возбуждать или подавлять, создавать ощущение тепла или холода, сузить или расширить пространство в помещении, создать свет или тень.
Например, красный цвет средневековые врачи использовали для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и кожных заболеваний.
Голубой цвет оказывает болеутоляющее действие.
Фиолетовый цвет и оттенки голубого лечат неврологические заболевания.
Красный и желтый цвет благотворно влияет на апатичных и анемичных детей, способствует повышению их активности и улучшению настроения.
Зеленый цвет был использован при лечении психопатических расстройств и нервных болезней. Он хорошо действует, когда нужно дисциплинировать и контролировать поступки человека.
Итак, основными цветами спектра являются: красный, синий, зеленый, желтый.
(Приложение. Рисунок 2 )
(Приложение. Рисунок 3 )
О теоретических аспектах цветовой диагностики можно говорить бесконечно, поэтому перейдем к практической части, а именно как можно психологу применить цветовую диагностику в диагностической и коррекционной работе.
(Приложение. Таблица 1 )
Однако начинающим психологам лучше пользоваться стандартными интерпретационными таблицами Люшера. Данная таблица представляет собой сокращенный вариант и удобна в случае, если тест Люшера используется в сочетании с другими методиками диагностики эмоционально-волевой сферы. В диагностике профессиональных предпочтений в качестве дополняющего теста также можно использовать вариант теста Люшера, адаптированный Собчик.
Метод цветовых выборов (МЦВ) Собчик позволяет на основании использования оригинального стимульного материала Люшера выявлять индивидуально-личностный паттерн человека, определять его типологические свойства, тип реагирования, эмоциональное состояние в момент обследования. Методика позволяет определить стрессовое состояние личности и дезинтеграцию.
Исследование с помощью цветового теста репрезентативных групп, объединенных одной профессией, позволило Собчик применить данную методику в дополнение к профориентационной диагностике.
В работе с детьми в возрасте от 6 до 11 лет как диагностической, так и коррекционной, можно использовать проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”, разработанный О.А Ореховой.
Тест разработан Ореховой на основе модели структуры личности и факте предпочтения эмоции как потребности.
Методической основой теста является цвето -ассоциативный эксперимент. Ребенок использует цвет для выражения своей эмоции. Эмоции представлены в виде “жильцов” домиков, которые ребенок раскрашивает, выбирая понравившейся ему цвет.
Тест позволяет провести диагностику:
- степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
- ценностных ориентаций ребенка, актуальности ценностей;
- предпочтений видов деятельности;
- личностные характеристики.
Также данная диагностика позволяет увидеть необходимые для коррекции эмоциональные блоки.
Процедура теста предполагает раскрашивание. Для проведения необходим ответный лист и 6 карандашей – синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми по размеру и цвету. Можно использовать грифельные или восковые.
Тест включает 3 задания по раскрашиванию. В первом задании происходит простое ранжирование цвета, во втором ребенок закрашивает “домики”, где живут: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
В третьем задании ребенок выбирает цвет “жильца” в “домик” самостоятельно. Домик нужно раскрасить в зависимости от того, что “ жилец там делает”.
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается путем использования цвета и работы с ним. Упражнения с цветом являются важнейшим средством терапии во многих психотерапевтических направлениях, включая НЛП. Произвольность использования цвета дает ребенку возможность обозначить для себя негативные эмоции и объекты и абстрагироваться от них, создавая блок психологической защиты.
Данную методику можно использовать в серии развивающих и корректирующих занятий, игр и бесед, также ее можно применять при коррекции самооценки ребенка и при работе с легкими степенями аутичности.
Подробно эта методика описана в книге О.А Ореховой “Цветовая диагностика эмоций. Типология развития.”
(Приложение. Бланк 1 )
В работе школьного психолога часто можно столкнуться с запросом администрации выявить отношение школьников к учебной деятельности и предметам. В качестве дополнения к методикам
диагностики школьной мотивации и адаптации и к социометрии можно использовать цветовой вариант диагностики отношения к предметам Тест отношения к предметам (ТОП).
В процессе моей работы постепенно появлялись все новые и новые виды бланка этого теста. В бланк можно включать:
- школьные предметы;
- педагогов по предметам (без указания фамилии, имени, отчества, например “учитель математики”);
- учебные дни недели;
- названия референтных групп;
- фамилии учащихся (для социометрических данных).
Вариантов бланка теста также очень много, но наиболее удобен для обработки вариант, где не нужно вывешивать цветовую таблицу на доске, и где цветовые эталоны указаны на самом бланке. Единственное, что необходимо сделать это раскрасить квадраты в бланке цветами, максимально приближенными к люшеровским эталонам.
Обрабатывается диагностика в Exelle, подсчитывается количество положительных и отрицательных (негативных) цветовых выборов по каждому указанному в бланке параметру. Положительными мы считаем цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Негативными считаем: фиолетовый, коричневый, серый и черный.
Далее на каждую группу параметров строятся диаграммы, в которых наглядно в процентном соотношении видно положительное или отрицательное отношение испытуемых к тому или иному параметру. Например, “положительное отношение к предметам”, “отрицательное отношение к педагогам” и т.д.
Глядя на диаграммы психологу легче сделать выводы по классам и дать рекомендации. В процессе работы тесту было дано название “Тест отношения к предметам” сокращенно ТОП.
Тест нагляден и информативен, быстр в проведении и не сложен в обработке. Упрощена инструкция к тесту. Она звучит так: “Выберите, какой цвет, по вашему мнению, подходит к тому или иному предмету (учителю, дню недели и т.д.) и поставьте галочку в нужном квадрате”.
Единственное, что может вызывать сомнение это надежность теста и валидность данных, но по опыту работы могу сказать, что результаты этого теста не противоречат наблюдениям и ситуации в том или ином классе.
(Приложение. Бланк 2 )
Соответственно, квадратики по горизонтали раскрашиваются в следующие цвета: красный, зеленый, синий, фиолетовый, желтый, черный, серый, коричневый. Раскрашивать можно в любом порядке.
По вертикали могут быть указаны любые интересующие психолога параметры: дни недели, названия референтных групп, фамилии одноклассников и т.п.
В завершении статьи хотела бы подчеркнуть, что тема цветовой диагностики и коррекции в психологии безгранична и многогранна. Могу только пожелать успеха и новых творческих открытий коллегам, работающим с цветовыми тестами!
Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей Шевченко Маргарита Александровна
Диагностика по цветам мандалы
Диагностика по цветам мандалы
Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Круг – это первичный символ единства и бесконечности. Знак абсолюта и совершенства. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь и накопить новые силы и энергию.
Бывают нарисованные мандалы, используемые для сосредоточения и исцеления, мандалы, сделанные из цветного песка, мандалы обусловленного просветления ума (бодхичитта), мандалы абсолютного ума просветления и т. д.
В настоящее время существует множество методов диагностики своего психологического состояния и познания себя. Одним из таких методов является диагностика по рисунку и цветам мандалы. Если нарисовать ее и раскрасить в разные цвета, то можно пополнить свои знания о себе как о цветовой личности.
Каждая мандала – это композиция символов, геометрических элементов и цветов, вызывающих изменения как на физическом, так и на более тонком уровне. При проведении диагностики учитываются размеры круга, толщина соединительных линий, нарисованные формы, символы и применяемые цвета.
Символы в рисунке мандалы имеют следующее значение:
Круг означает целостность и защищенность;
Крест указывает на вашу нерешительность;
Пятиконечная звезда говорит об уверенности в себе;
Квадрат означает движение энергии, состояние открытости или закрытости;
Треугольник также означает движение. Если вершина треугольника направлена вверх, это означает стремление к созиданию, если вниз – к разрушению;
Спираль указывает на развитие и динамику внутреннего процесса;
Сердце символизирует любовь, счастье, признательность, просветление;
Глаз в центре мандалы или в центре какой-нибудь фигуры в рисунке мандалы символизирует солнце, иногда ясновидение;
Различные изображения животных в рисунке мандалы – это ваше отражение зрительного представления нашего бессознательного.
Выбор цветов в мандале дает много информации о личности и душевном состоянии автора рисунка, поэтому при ее рисовании не следует думать о значении цветов, а стараться быть предельно искренним в отражении своего душевного состояния. При рисовании мандалы часто прибегают к своим любимым цветам, дети же почти всегда используют все цвета радуги. Особое психологическое значение имеют основные цвета, то есть желтый, красный, синий, которые всегда будут присутствовать в рисунке мандалы у здорового человека. Поэтому при диагностике придается большое значение преобладанию или отсутствию того или иного цвета. Цвета в рисунке мандалы могут отражать все переживания как прошлого времени, так и настоящего момента. Именно поэтому рисунок мандалы не следует рассматривать как нечто неизменное. Спустя какое-то время он может быть уже другим, отражая произошедшие изменения. Наглядно это можно увидеть из рисунков мандал одной моей клиентки на следующем примере.
Пример. Перед вами два рисунка мандал, выполненные цветными фломастерами пятидесятилетней женщиной в разный промежуток времени (см. цветную вкладку, рис. 1, 2). Первый рисунок мандалы она нарисовала до увлечения танцами, а второй – три месяца спустя, в фазе активных занятий. Сравнивая два рисунка, можно заметить, как поменялись символы, формы и цвета во втором рисунке. Так, в первом случае мандала состоит из разных мелких геометрических фигур с острыми краями. Кроме того, есть изображения за ее пределами, что свидетельствует о неблагоприятном психологическом состоянии и тревожности женщины. Да и цвета первого рисунка выглядят более мрачными по сравнению со вторым.
На втором рисунке (см. цветную вкладку, рис. 2) можно увидеть уже совсем другую картину: появились новые символы больших размеров, например, глаз и символ скрипичного ключа, который отражает тесную связь женщины с миром музыки и танцев, яркие и насыщенные цвета. Так, желтый и синий цвета в рисунке мандалы говорят о ее хорошем самочувствии и настроении. Как рассказывает сама женщина, у нее повысилась интуиция после того, как она стала заниматься танцами. Она стала более активна и подвижна.
Д. Келлог, изучая воздействие мандалы на человека, выделила два основных вида мандал в диагностике: симметричные и композиционно сложные. Первый вид мандал отражает текущий момент времени и ситуацию, а второй – осознаваемые и неосознаваемые аспекты личности. Левая половина мандалы отражает бессознательные процессы. Правая – сознательные. При диагностике мандалы внимание в первую очередь следует обращать на расположение ее центра, а затем уже на символы, формы, знаки, линии и цвет.
Рисовать мандалу можно под расслабляющую музыку акварельными красками, цветными и восковыми карандашами, фломастерами, пастельными мелками. Выбор цветов абсолютно свободный.
Красный цвет в рисунке мандалы означает энергию преобразования, действия и очищения. Если красный цвет отсутствует в рисунке, то это указывает на пассивность, а также недостаток сил для самореализации.
Розовый цвет – его преобладание в рисунке мандалы предположительно указывает на повышенную чувствительность, застенчивость, уязвимость, потребность в заботе.
Оранжевый цвет отражает веру в свои силы, волю и амбиции, активизирует общительность, желание творить. Это цвет радости, благожелательности и оптимизма.
Желтый цвет – энергия, солнце и тепло. Появление в рисунке желтого цвета указывает на индивидуальность и независимость, отражает поиск внутреннего освобождения. Преобладание или отсутствие желтого цвета указывает на большую силу воли и высокий интеллект автора рисунка.
Зеленый цвет – обновление, чувствительность и внутренняя гармония. Появление его в рисунке мандалы указывает на стремление к внутреннему равновесию и гармонии в душе.
Голубой цвет в рисунке мандалы символизирует сострадание, чувство материнства и беззаветной любви.
Синий цвет – цвет покоя и мира в душе. В рисунке мандалы темно-синий цвет отражает переживания, связанные с угрозой для жизни, а также указывает на неблагоприятные психологические условия в детстве.
Сиреневый цвет в рисунках мандалы указывает на духовное обновление, но в то же время свидетельствует о бегстве от реальности.
Фиолетовый цвет отражает ностальгию, воспоминания, стремление к духовности.
Белый – духовность, чистота, свет.
Серый – нейтральный цвет, говорит об отсутствии или подавлении эмоций, равнодушии и инерции. Частое использование серого в рисунках мандал встречается у наркоманов, так как длительный прием героина приводит к эмоциональному выхолащиванию.
Коричневый цвет – отражение потребности в эмоциональной безопасности. Использование коричневого цвета, особенно в центре мандалы, может указывать на заниженную самооценку, но иногда отражает пересмотр привычных ценных представлений.
Черный – цвет тьмы, пустоты, интуиции и возрождения. Черный фон в мандале особенно способствует раскрытию духовных ресурсов, к тому же он, в отличие от белой бумаги, побуждает использовать более светлые цвета, которые на черном фоне кажутся светящимися и появляющимися как бы из темноты.
Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек АаронДиагностика Когда человек приходит на лечение с низкой уверенностью в себе и очевидно высокой потребностью в поддержке, должен рассматриваться диагноз ЗРЛ. Например, Карен, 45-летняя замужняя женщина, была направлена на лечение ее врачом в связи с приступами паники. В
Из книги Сновидение в бодрствовании автора Минделл АрнольдГлава 16. Алмазный центр мандалы Сущность - это Пустота Все остальное несущественно…. В этом мире обмана пустота - это то Чего желает твоя душа «Пустота» Руми вторит тому, о чем говорили тантристские мистики - что «существует универсальная пустота, все сущее
Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер РобертДиагностика Будучи верным своим убеждениям, согласно которым для того, чтобы считаться достойной внимания, теория должна быть полезной, Келли называл диагностику «стадией планирования психотерапевтического лечения» (1955, р. 14) и рассматривал ее как принципиально важный
Из книги Введение в психологическую теорию аутизма автора Аппе Франческа Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна18. Динамическая природа фрактальной мандалы Итак, «…эксперименты последних десятилетий раскрыли динамическую сущность мира частиц. Понятно, что в этом «…вечно бодром круге жизни»251 бессмысленны такие понятия классической физики, как «материальная субстанция» и
Из книги Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей автора Шевченко Маргарита Александровна22. Беременность фрактальной мандалы Многим нравится метафорическое сравнение Фрактальной Мандалы с «женским лоном», «маткой» (matrix), или с «мисс яйцеклеткой»287, или, в языческом, древнерусском, бесстыдном стиле, - с похотливой и агрессивно ненасытной Богиней ПИЗИ288, или
Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф СтаниславДиагностика Тест. Мотивация успеха и боязнь неудачи (А. А. Реан) Этот тест позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет ваше поведение: желание добиться успеха или избежать неудачи. Предпочтением одного из этих двух вариантов во многом и определяется
Из книги Сновидения в бодрствовании. Методы 24-часового осознаваемого сновидения автора Минделл АрнольдДиагностика Опросник. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (Дж. Холланд) Американский психолог Дж. Холланд выделил шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный),
Из книги автораДиагностика Ориентационная анкета. Определение направленности личности (Б. Басс) Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по
Из книги автораДиагностика Опросник для оценки импульсивности Вам предлагается 15 вопросов. При утвердительном ответе ставьте рядом с вопросом знак «+», при отрицательном – знак «–».1. Отмечаете ли вы за собой некоторую поспешность в принятии решений?2. Свойственно ли вам в
Из книги автораДиагностика Тест: Способность к эмпатии Оцените каждое из утверждений следующим образом: ответ «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4, «да, всегда» – 5. Убедитесь, что вы дали ответ во всех пунктах.1. Мне больше нравятся книги о
Из книги автораОтражение эмоционального состояния ребенка по предпочитаемым цветам в рисунке В цветном рисунке ребенка всегда отразятся его настроение и эмоции.Рисуя, ребенок уже в 3–4 года выбирает тот цвет, который наиболее точно отражает его психическое и эмоциональное состояние.
Из книги автораМандалы черного цвета Мандалы выполнены в технике граттаж. Мандалы способствуют раскрытию экстрасенсорного потенциала, стимулируют основные источники подсознания, включают механизмы саморегуляции. На рисунок мандалы можно смотреть в течение пяти минут в любое время
Из книги автора5. Рисование мандалы: выразительная сила искусства Мандала – это санскритское слово. Буквально означающее «круг» или «завершение». В наиболее общем смысле этот термин можно использовать для любого узора, обладающего сложной геометрической симметрией, например,
Из книги автора16 Алмазный центр мандалы Сущность – это Пустота, Все остальное несущественно… В этом мире обмана пустота – это то Чего желает твоя душа. «Пустота» Руми вторит тому, о чем говорили тантристские мистики – что «существует универсальная пустота, все сущее
Сегодня многие знают, что цветовая гамма имеет определенное влияние на психику человека. Множество проблем можно решить, правильно подобрав цвет. Грамотный подбор сочетания цветов позволит привлекать клиентов в магазины и рестораны. Уютный интерьер тоже можно создать с помощью правильных оттенков. Для людям проводят тест Люшера. Как правильно расположить цвета? Так, как подскажет вам интуиция. Интерпретация и анализ результатов этого теста показывают состояние личности на данный период времени.
Тест Люшера - детская забава или научный инструмент?
Разумеется, довольно сложено поверить в то, что настолько простая методика диагностики может показать достоверные результаты, особенно человеку, далекому от такой науки, как психология. Однако научно подтверждены следующие преимущества этого теста:
- Тест Люшера - методика экспресс-диагностики, которая занимает не больше пяти минут. Кроме того, она позволяет не прибегать к непосредственному опросу тестируемого.
- Субъективно повлиять на результат во время теста Люшера невозможно - это затрагивает и сам процесс диагностики, и обработку и расшифровку показанных результатов. То есть тест Люшера, ответы на который нельзя предугадать, является объективной диагностикой состояния личности.
- С помощью этого метода возможно узнать причины и структуру многих недугов или же их симптомы без консультации опытного психолога.
- Тест Люшера может выявить как конституциональные особенности характера пациента, так и его актуальное психологическое состояние.
- Эта методика диагностики содержит подробнейшие рекомендации для лечащего врача при использовании как в гомеопатической, так и в психотерапевтической практике.
- Причины многих болезней, а также профессиональные качества тестируемого способен диагностировать тест Люшера. Описание результатов также выявит многие черты характера испытуемого.
Плод многолетних трудов
Макс Люшер - швейцарский психолог, создавший цветовой тест, который обрел всемирную известность. Причем сделал он это на заре своей научной деятельности, будучи еще совсем молодым ученым. К своим 16-ти годам Люшер уже наработал солидную теоретическую базу и усердно трудился над собственными научными трудами и разработками. Например, в начале 1940-х годов одним из увлечений ученого стало создание альтернативной типологии характеров.
Во время работы Люшер выделил цветовосприятие в качестве показательной личности, которая дает представление об особенностях характера, а также о психоэмоциональном состоянии человека. В процессе этой научной деятельности Макс Люшер пришел к оригинальному по тем временам выводу о том, что цветовосприятие каждого человека универсально, а вот эмоциональное - сугубо индивидуально. На основании этого Люшер сделал следующий еще один вывод: существует возможность использования цветовых тестов в качестве методики диагностики в психиатрии и психологии.
Характеристика цветов по Люшеру
Люшер разделил цвета на 4 дополнительных и 4 основных. Дополнительные - это коричневый (символизирует стресс), серый, или нулевой (символ огорчения), фиолетовый (символизирует тревогу) и черный (символ переживаний).
Основные цвета - это синий, символизирующий спокойствие и удовлетворение, оранжево-красный - символ агрессивности, возбуждения, сине-зеленый, символизирующий упрямство, уверенность и настойчивость, и светло-желтый - символ активности и веселья.
Физиологические характеристики цветов
Эксперименты доказали, что при длительном рассматривании оранжевого цвета люди испытывали стимулирующий эффект, например ускорение сердцебиения, дыхания, повышение давления и прочее. также способен оказывать возбуждающее действие на нервную систему.
А вот темно-синий, по данным эксперимента, показал абсолютно противоположные результаты: понижение давления, замедление дыхания и сердцебиения. То есть экспериментально доказано, что оказывает успокаивающее действие на организм человека в целом и на вегетативную нервную систему в частности (все комплексные процессы организма, осуществляющиеся непрерывно и бессознательно, к примеру пищеварение, сердцебиение и деятельность легких, регулируются вегетативной нервной системой).
Возможно ли использовать тест Люшера, если у тестируемого наблюдается дальтонизм?
Этой проблемой занимался Л. Штайке. Ученый сделал проверку теста Люшера на возможность его использования при дальтонизме. Л. Штайке изучил контрольную группу лиц, не являющихся дальтониками, и лиц, страдающих полной или частичной слепотой к зеленому и красному цветам. Обширные статистические результаты исследований показали, что дальтонизм при прохождении теста Люшера не играет абсолютно никакой роли.
Как проходить тест Люшера?
Согласно описанию теста, выбор одного из четырех основных цветов указывает на желаемое состояние человека, а выбор дополнительного цвета покажет действительное положение испытуемого.
Результатом теста является составление восьми позиций, из которых первые две показывают выраженное предпочтение, третья и четвертая - предпочтение, пятая и шестая - нечувствительность к цвету, а седьмая и восьмая - полную антипатию тестируемого к цвету.
Во время прохождения теста психолог записывает выбранные испытуемым цвета в виде перечня номеров в порядке предпочтения, при этом указывая их позиции. Интерпретация полученных значений дает результаты. В первую очередь описывают положение четырех основных цветов, с условием что их позиция не далее пятой. В противном случае можно заключить, что у тестируемого имеются тревоги и неудовлетворенные потребности.
На основании интерпретируемого теста Люшера, а также при сопоставлении его с анкетированием, беседами с испытуемым можно судить о его чертах характера и особенностях личности.
Требования к предъявляемым цветам
Психологи считают, что цветовой тест Люшера необходимо проводить при естественном освещении, ни в коем случае не под светом ламп в помещении. При этом прямой солнечный свет не должен воздействовать на таблицу цветов. Полный тест Люшера необходимо проводить исключительно с использованием оригинальных карточек размером 8 на 8 сантиметров. Иначе материал для теста считается непригодным.
Однако проведенные исследования показали, что цветовой тест Люшера можно проводить с монитора компьютера, но при этом необходимо учитывать, что каждое устройство обладает своей цветопередачей.
Достоинства и недостатки теста Люшера
Бессознательные процессы диктуют выбор цвета - это основа, на которую опирается тест Люшера. Правильный выбор цвета основывается на том, каким человек является, а не на том, каким он себя видит или каким желает стать, как это в большинстве случаев происходит при использовании прочих методов опроса.
Сторонники теста Люшера как методики диагностики психофизического состояния человека утверждают, что этот метод опроса позволяет сделать глубокий и в то же время быстрый анализ личности на базе информации, полученной при обычном ранжировании цветовых карточек.
Тест Люшера: как правильно расположить цвета?
Созданный Люшером метод - один из самых любимых у психологов. В тройку лидеров входят еще тесты Кеттелла и Айзенка. Помимо этого, данный тест очень часто необоснованно применяют для отбора людей. Почему? Потому что он зачастую дает много полезной информации о человеке за незначительное время. А необоснованно потому, что полный тест Люшера является методикой диагностики не свойств личности, а ее состояния. Опытным путем доказано, что спустя несколько месяцев люди раскладывают цвета абсолютно по-другому. Отбирать людей необходимо по характеристикам, устойчивым во времени, к примеру по интеллекту.
Кроме того, не составит труда обойти тест Люшера. Как правильно расположить цвета - это все, что необходимо будет запомнить. Существует идеальная последовательность из восьми цветов.
Есть большое количество толкований теста Люшера. Поэтому, если вы не хотите в глазах психолога оказаться беременной женщиной, алкоголиком или наркоманом, то лучше расположить цвета в близкой к идеальной последовательности. Это послужит своеобразной техникой безопасности.
Итак, вы проходите тест Люшера. Как правильно расположить цвета? Верная последовательность - это красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый и черный. Также помните, что карточки, по которым проводят тест Люшера, имеют своеобразные оттенки.
Лучше не рисковать и не располагать цвета в идеальной последовательности, так как она хорошо и носит название «аутогенная норма». Будет лучше, если вы немного поменяете цвета местами. В идеале в первую очередь должны идти основные цвета - от красного до синего, а потом дополнительные. Можно поменять местами, например, желтый и красный. Ни в коем случае не отодвигайте на шестое место синий цвет! Можно поменять его с фиолетовым.