Ночной таран виктора талалихина. Виктор Талалихин – герой советской авиации Талалихин герой ссср
18 сентября 1918 года, ровно 100 лет назад, родился будущий легендарный советский летчик и герой войны Виктор Васильевич Талалихин. Далеко не каждый человек удостаивается чести остаться в людской памяти и спустя целый век после своего рождения. Виктор Талалихин относится именно к таким людям, хотя и прожил он всего 23 года. Что это за возраст по сегодняшним меркам? Его ровесники только-только университеты заканчивают, а Виктор Талалихин в свои 23, трагически уйдя из жизни, получил всесоюзную известность. Ведь именно он одним из первых в советской авиации провел ночной воздушный таран, на своем истребителе И-16 атаковав немецкий самолет-бомбардировщик Heinkel He 111.
Это произошло в ночь на 7 августа 1941 года в небе над Москвой. Самолет лейтенанта И. Ташнера из 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры люфтваффе был сбит благодаря настоящему герою Талалихину. Наш И-16, в свою очередь, упал в лесу в районе деревни Степыгино (сейчас это городской округ Домодедово), а сам Виктор Талалихин, получивший ранение, тем не менее, смог спуститься в речку Северку и выжить. Впоследствии он провел еще несколько успешных боев, сбив пять немецких самолетов.
Виктор Васильевич Талалихин был самым обычным советским парнем – типичным представителем своего поколения, «сталинского». Именно «плюс-минус» ровесники Талалихина строили важнейшие объекты советской промышленности, несли на себе всю тяжесть индустриализации и коллективизации, героически сражались в годы Великой Отечественной войны. Виктор родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии в рабочей семье. Взрослели тогда рано и уже в 1933 году, в пятнадцатилетнем возрасте, Виктор устроился рабочим на Московский мясокомбинат, где в следующем году окончил фабрично-заводское училище и затем работал шпикорезом и мясообвальщиком в сырьевом цехе.
Однако, как и многие парни его возраста, Витя Талалихин грезил небом и мечтал о романтичной и сложной профессии военного летчика. Ведь тогда, в 1930-е годы, был самый пик развития и популяризации советской авиации. Вся страна знала имена прославленных летчиков, а молодежь стремилась равняться на них и получать связанные с авиацией профессии. Не стал исключением и Виктор Талалихин, который тоже мечтал о карьере летчика, тем более, что в авиации к этому времени уже служили его два старших брата.
Уже в сентябре 1935 года он записался в планерный кружок мясокомбината – такие кружки в то время действовали при многих советских предприятиях. Ведь именно рабочий класс считался кузницей кадров для армии, флота, органов безопасности советского государства. В октябре 1936 г. комсомол дал Виктору Талалихину путевку в аэроклуб Пролетарского района Москвы, где молодой человек в июне 1937 года и совершил первый самостоятельный полет на самолете У-2. Все же уникальная система отбора и подготовки кадров была в Советском Союзе в сталинское время! Ведь любой рабочий паренек имел все шансы проявить свои способности и таланты и стать военным летчиком или подводником, конструктором ракет или разведчиком. На примере Талалихина мы видим, что планерные кружки существовали даже на таких сугубо гражданских предприятиях как мясокомбинат, и молодые рабочие имели возможность определиться с будущей профессией и, проявив склонность к летному делу, уже всецело посвятить себя авиации.
В декабре 1937 г. Виктор Талалихин поступил и в декабре 1938 г. окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в Борисоглебске Воронежской области. Это военное учебное заведение было одним из первых, готовивших летчиков-истребителей, разведчиков и бомбардировщиков для Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота. В числе самых знаменитых выпускников школы был Валерий Павлович Чкалов и, конечно, молодые курсанты очень гордились тем, что им довелось учиться в «школе Чкалова», а в декабре 1938 года учебное заведение действительно переименовали в военное училище имени Валерия Чкалова.
Виктор Талалихин выпустился из Борисоглебской школы в звании младшего лейтенанта и с квалификацией летчика-истребителя. Он был распределен на должность младшего летчика в 3-ю авиационную эскадрилью 27-го истребительного авиационного полка ВВС Московского военного округа. В это время Виктор летал на И-153. Вскоре пришлось ему получить и первое боевое крещение – две эскадрильи полка перебросили на Карельский перешеек для участия в советско-финской войне, где включили в состав 152-го истребительного авиационного полка.
По официальным данным, во время советско-финской войны Виктор Талалихин, числившийся начальником связи 3-й эскадрильи 80-го авиаполка, совершил 47 боевых вылетов и лично сбил 3 самолета ВВС Финляндии, за что получил орден Красной Звезды. Однако в ряде современных публикаций этот эпизод в жизни прославленного летчика подвергается сомнению. Например, авторы публикации в «Совершенно секретно» ссылаются на документы авиационных частей, участвовавших в советско-финской войне. Согласно этим документам, 3-я эскадрилья, в составе которой служил Талалихин, не провела ни одного боя из-за того, что на том участке фронта, за который отвечал авиаполк, отсутствовала авиация противника. Но летчики эскадрильи, тем не менее, регулярно совершали боевые вылеты – только в качестве штурмовой авиации, подавляя огневые точки противника. Во время одного из таких вылетов погиб друг Талалихина младший лейтенант Гумар Аюпов. Именно благодаря действиям советских летчиков тогда была предотвращена гибель целой стрелковой дивизии и действовавшего вместе с ней оперативного полка войск НКВД.
После того, как весной 1941 г. Виктор Талалихин окончил курсы командиров звеньев, он был назначен командиром авиационного звена 1-й авиационной эскадрильи формирующегося 177-го истребительного авиационного полка. Это назначение не было неожиданностью – 177-м полком командовал Михаил Королев, сослуживец Виктора Талалихина по Финляндии. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Младший лейтенант Виктор Талалихин, служивший в 177-м полку, входившем в состав 6-го истребительного авиационного корпуса Московской зоны ПВО, с первых месяцев войны стал принимать участие в боевых действиях.
Герой Советского Союза полковник авиации Марк Лазаревич Галлай, служивший в начале войны летчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы, вспоминал о Талалихине:
«Главное же, что запомнилось из беседы с этим спокойным, вежливым, серьезным пареньком, был, конечно, не его орден, а какая-то острая внутренняя нацеленность на то тяжелое дело, которое предстояло делать всем нам, - на войну. Разумеется, в нашем разговоре не фигурировали какие-либо торжественные декларации или пышные слова. Это выяснилось с первых же дней войны; лучше всего воюет не обязательно тот, кто в мирное время громче всех декларировал свою воинственность и жажду подвигов...».
Возможно, именно эти качества и позволили Талалихину пойти на очень смелый поступок – воздушный таран. Тут надо отметить, что воздушный таран – русское изобретение. Первым в мире на воздушный таран пошел штабс-капитан Петр Нестеров – прославленный русский летчик, автор знаменитой «мертвой петли». 8 сентября 1914 года в районе Львова Петр Нестеров направил свою машину на таран тяжелого австрийского самолета, которым управляли опытные летчики Франц Малина и барон Фридрих фон Розенталь. К сожалению, 27-летний штабс-капитан Нестеров погиб.
Первый в мире ночной таран также совершил наш военный летчик - 28 октября 1937 года в небе над Барселоной летчик-интернационалист Евгений Степанов (Эву Хеньо), сражавшийся на стороне испанских республиканцев, атаковал итальянский самолет - бомбардировщик SM-81. Интересно, что при проведении ночного тарана Евгений Степанов остался жив.
Во время Великой Отечественной войны первый воздушный таран провел в небе над аэродромом Млынов в районе Дубно советский летчик старший лейтенант Иван Иванов. 22 июня 1941 года, около 4:25 утра, Иван Иванов атаковал немецкий бомбардировщик. При проведении тарана 31-летний советский летчик погиб, но был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза. Впрочем, в первый день войны было совершено еще несколько воздушных таранов - в 5:15 младший лейтенант Леонид Бутерин погиб в небе над Станиславом (ныне – Ивано-Франковск), атаковав немецкий «Юнкерс».
В 6 утра 22 июня еще один советский летчик, так и оставшийся неизвестным, протаранил на своем У-2 немецкий «Мессершмитт», а в 10 утра 22 июня летчик Петр Рябцев также протаранил немецкий самолет в небе над Брестом. Всего только в первый день Великой Отечественной войны советские летчики 19 раз таранили самолеты противника, а за все время войны пилоты советской авиации провели более 600 воздушных таранов. Во многом именно удивительный героизм советских летчиков позволил нам достойно противостоять люфтваффе в воздухе, хотя первоначально гитлеровская Германия и имела серьезные преимущества.
В ночь с 6 на 7 августа 1941 года командование полка получило сигнал тревоги, после чего истребитель И-16, который пилотировал младший лейтенант Талалихин, был поднят в воздух и вылетел на перехват вражеских самолетов, летевших на бомбардировку Москвы. Над деревнями Добрыниха и Щеглятьево Московской области Талалихин обнаружил следовавший на высоте 4800 м. самолет He-111 лейтенанта И.Ташнера.
Младший лейтенант Талалихин уверенно стал сближаться с вражеским бомбардировщиком. Поймав немецкий самолет в прицел, советский летчик открыл огонь, но и немец оказался не из простых – он мастерски увернулся и попытался оторваться от советского истребителя. В ответ Талалихин развернулся и снова открыл огонь по немецкому самолету. Лейтенант Ташнер, пилотировавший немецкий самолет, увеличил скорость и стал снижать свою машину. Талалихин опять ударил по немцу из пулемета и смог поразить правый мотор бомбардировщика.
Но Не-111 продолжал полет. У советского летчика, тем временем, кончились патроны и у Талалихина не оставалось иного выхода, кроме как пойти на таран. Стрелок бомбардировщика вел ответный огонь по советскому истребителю и Талалихин был ранен в руку, но не уклонился от тарана и, подойдя к хвосту немецкого самолета, нанес винтом по нему удар. Не-111 был сбит. Сам Талалихин выбросился из поврежденного истребителя с парашютом и попал в неглубокое озеро, где его увидели местные жители и помогли ему выбраться. В деревне Степыгино младшего лейтенанта перевязали, а затем доставили на У-2 в штаб полка. Там и стало известно о подвиге летчика. Советское командование тогда уделяло особое внимание подобным проявлениям отваги и доблести военнослужащих, поскольку пример Талалихина и многих других героев мог вдохновлять миллионы советских солдат и мирных граждан на фронтовые подвиги.
Уже 8 августа 1941 г. за совершенный таран младший лейтенант Виктор Талалихин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. 2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин лично вручил младшему лейтенанту Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Примечательно, что И-16, на котором летчик совершил таран, был обнаружен лишь спустя 73 года после описываемых событий – в июне 2014 г., в лесном массиве в 20 км. от Москвы.
Получив самую высшую награду советского государства, младший лейтенант Талалихин продолжал нести службу в составе своего авиационного полка в должности заместителя командира авиационной эскадрильи. Когда командир эскадрильи, получив ранение, выбыл из строя, Талалихин стал исполнять обязанности комэска. Он провел еще несколько успешных воздушных боев. Но жизнь большинства летчиков – истребителей в первые годы войны была очень недолгой. Обычно летчик-истребитель погибал в пятом – шестом боевом вылете, летчик – штурмовик – в десятом боевом вылете. Воздушный таран был смертельным для каждого третьего летчика, решившегося на его применение, поэтому пойти на таран, особенно на ночной, означало рисковать очень серьезно. Каждый летчик, решавшийся на воздушный таран, с полным на то правом может быть назван настоящим героем.
Младший лейтенант Виктор Талалихин погиб в воздушном бою в небе над Подольском 27 октября 1941 года, спустя чуть более месяца после своего 23-летия. Уже после войны, в 1948 году, его навечно включили в списки 1-й авиационной эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка. Как и ряд других выдающихся советских летчиков, Талалихин вошел в «пантеон» советских героев. Именем героя были названы улицы во множестве городов Советского Союза, небольшой город в Домодедовском районе Московской области, ряд школ, технологический колледж в Москве (в котором функционирует музей Виктора Талалихина).
Виктор Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. Мать и отец будущего героя были крестьянами. Виктор закончил 7 классов школы, затем отучился в фабрично-заводском училище, устроился работать на мясокомбинат.
В семье Талалихиных было еще двое сыновей, оба старше Виктора, оба служили в авиации. Это предопределило его юношеские увлечения - он хотел стать летчиком. Первые шаги в авиации Талалихин сделал в аэроклубе. Его инструктор отмечал, что юноша отлично летает, но для повышения мастерства ему необходима холодная голова. Стоит сказать, что со временем это качество было приобретено и в последующем не раз сослужило добрую службу.
В 1938 году Талалихина призвали на службу в армию. Параллельно со службой Виктор проходил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов. Его мастерство росло, накапливался опыт. Многие отмечали, что Виктор Талалихин отличается смелостью и логичностью решений во время полетов.
В составе 3-й эскадрильи полка Талалихин принимал участие в Советско-финской войне. Уже в своем первом воздушном бою на истребителе И-153 Виктор сбил вражеский самолет, заслужив похвалы командования и товарищей. Радость первой победы над врагом запомнилась лётчику навсегда.
Через некоторое время Талалихин вновь отличился в бою. На этот раз ему пришлось прикрывать самолет своего командира, Михаила Ивановича Королёва, который вёл преследование самолетов врага под огнем зенитных орудий. Командир оказался в очень тяжелом положении: его самолет сотрясало от множественных взрывов снарядов. На хвосте сидел вражеский «Фоккер», который уже успел нанести повреждения самолету Королева.
Талалихин без раздумий бросился на выручку командиру, однако к нему на хвост также сел «Фоккер». Виктор, заложив крутой вираж, освободился от преследования, а затем длинной очередью из пулемета подбил противника. После приземления Королев сердечно благодарил Талалихина за оказанную в бою помощь. На расспросы командования, как он решился на столь отважный поступок, Виктор скромно отвечал, что обязан был спасти жизнь командира.
Во время военных действий на Карельском перешейке лучшим товарищем Виктора был Гумар Аюпов - такой же бесстрашный летчик, как и Талалихин, беззаветно влюблённый в свое дело. Гумар был ровесником Виктора. Они быстро сдружились, спали на соседних кроватях в землянке. Часто их можно было застать вдвоем беседующих о своем детстве, юношестве, о друзьях, оставшихся дома, о родных и близких им людях. В полку их считали неразлучными друзьями.
Но война внесла свои изменения в дружеские отношения Виктора и Гумара. Во время боевого вылета самолет Аюпова был сбит и упал на замершее озеро Суана-Ярви. Летчик выжил, но был тяжело ранен. Его доставили в медико-санитарный батальон, находящийся под прикрытием леса. Здесь ему сделали операцию. Жизнь его, как казалось, была вне опасности. Однако война распорядилась по-иному. На следующее утро вражеские самолеты разбомбили батальон, несмотря на то, что отлично могли различить красный медицинский крест с воздуха. Гумар Аюпов погиб. Смерть друга сильно опечалила Виктора Талалихина, он тяжело переживал эту утрату.
В свой следующий бой Талалихин бросился с еще большим рвением - им двигало желание расквитаться с врагом за смерть фронтового товарища. В тот день он сбил еще один самолет противника, добавив красную звезду на фюзеляж своего истребителя. За время военных действий против Финляндии Талалихин 47 раз совершал боевые вылеты, сбил 4 самолета, за что был награжден Орденом Красной Звезды.
В марте 1940 Советско-финская война завершилась. Талалихин отбыл в отпуск, отправившись домой к родителям.
Весной 1941 года Виктор Талалихин завершил с отличием обучение на курсах командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк. Здесь он встретил своего старого фронтового товарища, Михаила Королева, который командовал полком.
В июне началась Великая Отечественная война. 177-й истребительный авиационный полк принимал участие в обороне Москвы, защищая город с юго-запада. Первый воздушный бой был принят уже 25 июля. В последних числах июля Талалихин назначен на должность заместителя командира первой эскадрильи. Работы стало значительно больше. Талалихин лично проводил разбор полетов с каждым из своих подчиненных, не скупился на похвалы в адрес тех, кто ее заслуживал, и беспристрастно критиковал за ошибки, допущенные во время боевого вылета.
Главным подвигом Виктора Талалихина, совершив который он вошёл в историю, был первый ночной таран. Ночью 7 августа он получил приказ подняться в небо на перехват фашистских бомбардировщиков. Талалихин сел на хвост «Хейнкелю -111». Невзирая на искусные маневры противника, ему удалось подбить один из моторов бомбардировщика. Вскоре боевые припасы в самолете Талалихина закончились. В следующий момент ему в голову пришла крайне смелая мысль - протаранить «Хейнкель-111». Он отдавал себе отчет в том, что, возможно, идёт на смерть, но успокаивал себя тем, что фашистов погибнет вчетверо больше. Самолет Виктора врезался в хвост бомбардировщику, истребитель откинуло, но Талалихин сумел выпрыгнуть с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился. Местные жители помогли ему добраться до части. 8 августа 1941 года за этот подвиг отважному лётчику Виктору Талалихину присвоили звание Героя Советского Союза, была вручена медаль «Золота звезда» и Орден Ленина. На тот момент бесстрашному герою было только 22 года.
После этого героического поступка Виктор Талалихин еще ни один раз отличался во время боевых действий в воздухе. Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры. В высшей степени ответственно Талалихин подходил к обязанностям командира своей эскадрильи, всегда был очень требователен, не терпел дезорганизации и нарушения дисциплины.
Лихой лётчик погиб 27 октября 1941 года во время очередного боевого вылета. В тот день 6 истребителей прикрывали наши войска в районе деревни Каменки, что возле Подольска. Ведомые Талалихиным, истребители вступили в бой самолетами «Мессерами» Ме-109. Виктор, ведомый свойственным ему бесстрашием, сумел сбить один из самолетов, но получил в схватке тяжелое ранение в голову. Через некоторое время его самолет упал.
Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В его честь названы улицы в ряде городов нашей Родины (Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде). Один из кораблей Морского Флота России носит его имя. В городе Подольске, недалеко от места гибели лётчика, установлен его памятник.
СССР СССР
Ви́ктор Васи́льевич Талали́хин (18 сентября , с. Тепловка , Вольский уезд , Саратовская губерния , РСФСР - 27 октября , Подольский район , Московская область , СССР) - военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО , младший лейтенант . Герой Советского Союза . Одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран .
Биография
Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии . Сын рабочего. Русский .
Самолёт
В 2014 году поисковики нашли в лесу под Москвой самолёт легендарного лётчика, на котором он 73 года назад одним из первых совершил ночной таран и сбил на подступах к советской столице немецкий бомбардировщик .
Награды
- 8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» ему присвоено звание Героя Советского Союза.
- Награждён орденами Ленина , Красного Знамени и Красной Звезды .
Память
В честь Виктора Талалихина названы улицы в:Напишите отзыв о статье "Талалихин, Виктор Васильевич"
Примечания
Литература
- Чистова Светлана Владимировна. Клин, что на реке Сестре // Христианская жизнь. 2011.
- Рымарь Леонид Витальевич . Талалихин В. Как я протаранил фашистский самолёт // Известия. 1941. 8 авг.
Ссылки
Отрывок, характеризующий Талалихин, Виктор Васильевич
В то время как проходил этот Апшеронский батальон, румяный Милорадович, без шинели, в мундире и орденах и со шляпой с огромным султаном, надетой набекрень и с поля, марш марш выскакал вперед и, молодецки салютуя, осадил лошадь перед государем.– С Богом, генерал, – сказал ему государь.
– Ma foi, sire, nous ferons ce que qui sera dans notre possibilite, sire, [Право, ваше величество, мы сделаем, что будет нам возможно сделать, ваше величество,] – отвечал он весело, тем не менее вызывая насмешливую улыбку у господ свиты государя своим дурным французским выговором.
Милорадович круто повернул свою лошадь и стал несколько позади государя. Апшеронцы, возбуждаемые присутствием государя, молодецким, бойким шагом отбивая ногу, проходили мимо императоров и их свиты.
– Ребята! – крикнул громким, самоуверенным и веселым голосом Милорадович, видимо, до такой степени возбужденный звуками стрельбы, ожиданием сражения и видом молодцов апшеронцев, еще своих суворовских товарищей, бойко проходивших мимо императоров, что забыл о присутствии государя. – Ребята, вам не первую деревню брать! – крикнул он.
– Рады стараться! – прокричали солдаты.
Лошадь государя шарахнулась от неожиданного крика. Лошадь эта, носившая государя еще на смотрах в России, здесь, на Аустерлицком поле, несла своего седока, выдерживая его рассеянные удары левой ногой, настораживала уши от звуков выстрелов, точно так же, как она делала это на Марсовом поле, не понимая значения ни этих слышавшихся выстрелов, ни соседства вороного жеребца императора Франца, ни всего того, что говорил, думал, чувствовал в этот день тот, кто ехал на ней.
Государь с улыбкой обратился к одному из своих приближенных, указывая на молодцов апшеронцев, и что то сказал ему.
Кутузов, сопутствуемый своими адъютантами, поехал шагом за карабинерами.
Проехав с полверсты в хвосте колонны, он остановился у одинокого заброшенного дома (вероятно, бывшего трактира) подле разветвления двух дорог. Обе дороги спускались под гору, и по обеим шли войска.
Туман начинал расходиться, и неопределенно, верстах в двух расстояния, виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Налево внизу стрельба становилась слышнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Князь Андрей, стоя несколько позади, вглядывался в них и, желая попросить зрительную трубу у адъютанта, обратился к нему.
– Посмотрите, посмотрите, – говорил этот адъютант, глядя не на дальнее войско, а вниз по горе перед собой. – Это французы!
Два генерала и адъютанты стали хвататься за трубу, вырывая ее один у другого. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами.
– Это неприятель?… Нет!… Да, смотрите, он… наверное… Что ж это? – послышались голоса.
Князь Андрей простым глазом увидал внизу направо поднимавшуюся навстречу апшеронцам густую колонну французов, не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов.
«Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело», подумал князь Андрей, и ударив лошадь, подъехал к Кутузову. «Надо остановить апшеронцев, – закричал он, – ваше высокопревосходительство!» Но в тот же миг всё застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и наивно испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «ну, братцы, шабаш!» И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать.
Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой.
Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
– Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти.
– Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.
Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад.
Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.
– Остановите этих мерзавцев! – задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова.
Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нем. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат.
Солдаты без команды стали стрелять.
– Ооох! – с выражением отчаяния промычал Кутузов и оглянулся. – Болконский, – прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом. – Болконский, – прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, – что ж это?
Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
– Ребята, вперед! – крикнул он детски пронзительно.
«Вот оно!» думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.
– Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. Впереди себя он видел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали пушки и бежали к нему навстречу; он видел и французских пехотных солдат, которые хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. Князь Андрей с батальоном уже был в 20 ти шагах от орудий. Он слышал над собою неперестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них; он вглядывался только в то, что происходило впереди его – на батарее. Он ясно видел уже одну фигуру рыжего артиллериста с сбитым на бок кивером, тянущего с одной стороны банник, тогда как французский солдат тянул банник к себе за другую сторону. Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо, не понимавших того, что они делали.
Родился 18 сентября 1918 года в с. Тепловке Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939 - 1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой . За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.
В Великую Отечественную должность Талалихина - заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиаполка, который входил в состав 6-го истребительного авиакорпуса, прикрывавшего небо Москвы. Поздним вечером 6 августа 1941 г. Талалихин на истребителе И-16 вылетел для отражения очередного налета вражеской авиации на столицу. На высоте около пяти километров над деревнями Добрыниха и Щеглятьево летчик заметил германский бомбардировщик «Хейнкель-111». Виктор немедленно пошел на сближение с врагом и, поймав «немца» в прицел, открыл огонь. «Хейнкель» Дважды умело увернулся от пулеметных очередей советского «ястребка». Наконец Талалихину удалось поразить правый двигатель бомбардировщика, но тот, постепенно снижаясь и ведя ответный огонь, продолжал упрямо двигаться к Москве...
Пулей Талалихина ранило в руку. И патроны, как на грех, кончились. «Надо таранить», - понял летчик и, резко увеличив скорость - будь что будет! - бросил своего «ишачка» на хвост «Хейнкеля»... Ночной таран (на часах было 23.28) оказался успешным. Вражеский бомбардировщик беспомощно закувыркался вниз.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за ночной таран вражеского бомбардировщика. Надо заметить, что Талалихин не был первым летчиком, применившим ночной таран. Еще 25 октября 1937 г. в небе Испании советский старший лейтенант Евгений Степанов на своем И-15 успешно таранил бомбардировщик «Савойя-Маркетти-79». Но в русском небе первый ночной таран совершил именно Талалихин.
Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. 27 октября Виктор Талалихин отправился во главе звена из шести истребителей на прикрытие наземных войск в район Подольска. Над деревней Каменка звено было атаковано шестеркой «Мессершмитов-109». Талалихин принял бой и сбил один вражеский самолет. На него тут же «насели» сразу три «мессера». В неравном бою Виктору удалось зажечь еще одного противника. Но тут рядом с его самолетом разорвался снаряд...
Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой!
Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!
Виктор Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. Мать и отец будущего героя были крестьянами. Виктор закончил 7 классов школы, затем отучился в фабрично-заводском училище, устроился работать на мясокомбинат.
В семье Талалихиных было еще двое сыновей, оба старше Виктора, оба служили в авиации. Это предопределило его юношеские увлечения – он хотел стать летчиком. Первые шаги в авиации Талалихин сделал в аэроклубе. Его инструктор отмечал, что юноша отлично летает, но для повышения мастерства ему необходима холодная голова. Стоит сказать, что со временем это качество было приобретено и в последующем не раз сослужило добрую службу.
В 1938 году Талалихина призвали на службу в армию. Параллельно со службой Виктор проходил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов. Его мастерство росло, накапливался опыт.
Многие отмечали, что Виктор Талалихин отличается смелостью и логичностью решений во время полетов.
В составе 3-й эскадрильи полка Талалихин принимал участие в Советско-финской войне. Уже в своем первом воздушном бою на истребителе И-153 Виктор сбил вражеский самолет, заслужив похвалы командования и товарищей. Радость первой победы над врагом запомнилась лётчику навсегда.
Через некоторое время Талалихин вновь отличился в бою. На этот раз ему пришлось прикрывать самолет своего командира, Михаила Ивановича Королёва, который вёл преследование самолетов врага под огнем зенитных орудий. Командир оказался в очень тяжелом положении: его самолет сотрясало от множественных взрывов снарядов. На хвосте сидел вражеский «Фоккер», который уже успел нанести повреждения самолету Королева.
Талалихин без раздумий бросился на выручку командиру, однако к нему на хвост также сел «Фоккер». Виктор, заложив крутой вираж, освободился от преследования, а затем длинной очередью из пулемета подбил противника. После приземления Королев сердечно благодарил Талалихина за оказанную в бою помощь. На расспросы командования, как он решился на столь отважный поступок, Виктор скромно отвечал, что обязан был спасти жизнь командира.
Во время военных действий на Карельском перешейке лучшим товарищем Виктора был Гумар Аюпов – такой же бесстрашный летчик, как и Талалихин, беззаветно влюблённый в свое дело. Гумар был ровесником Виктора. Они быстро сдружились, спали на соседних кроватях в землянке. Часто их можно было застать вдвоем беседующих о своем детстве, юношестве, о друзьях, оставшихся дома, о родных и близких им людях. В полку их считали неразлучными друзьями.
Но война внесла свои изменения в дружеские отношения Виктора и Гумара. Во время боевого вылета самолет Аюпова был сбит и упал на замершее озеро Суана-Ярви. Летчик выжил, но был тяжело ранен. Его доставили в медико-санитарный батальон, находящийся под прикрытием леса. Здесь ему сделали операцию. Жизнь его, как казалось, была вне опасности.
Однако война распорядилась по-иному. На следующее утро вражеские самолеты разбомбили батальон, несмотря на то, что отлично могли различить красный медицинский крест с воздуха.
Гумар Аюпов погиб. Смерть друга сильно опечалила Виктора Талалихина, он тяжело переживал эту утрату.
В свой следующий бой Талалихин бросился с еще большим рвением – им двигало желание расквитаться с врагом за смерть фронтового товарища. В тот день он сбил еще один самолет противника, добавив красную звезду на фюзеляж своего истребителя. За время военных действий против Финляндии Талалихин 47 раз совершал боевые вылеты, сбил 4 самолета, за что был награжден Орденом Красной Звезды.
В марте 1940 Советско-финская война завершилась. Талалихин отбыл в отпуск, отправившись домой к родителям.
Весной 1941 года Виктор Талалихин завершил с отличием обучение на курсах командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк. Здесь он встретил своего старого фронтового товарища, Михаила Королева, который командовал полком.
В июне началась Великая Отечественная война. 177-й истребительный авиационный полк принимал участие в обороне Москвы, защищая город с юго-запада. Первый воздушный бой был принят уже 25 июля. В последних числах июля Талалихин назначен на должность заместителя командира первой эскадрильи. Работы стало значительно больше. Талалихин лично проводил разбор полетов с каждым из своих подчиненных, не скупился на похвалы в адрес тех, кто ее заслуживал, и беспристрастно критиковал за ошибки, допущенные во время боевого вылета.
Главным подвигом Виктора Талалихина , совершив который он вошёл в историю, был первый ночной таран. Ночью 7 августа он получил приказ подняться в небо на перехват фашистских бомбардировщиков. Талалихин сел на хвост «Хейнкелю -111». Невзирая на искусные маневры противника, ему удалось подбить один из моторов бомбардировщика. Вскоре боевые припасы в самолете Талалихина закончились. В следующий момент ему в голову пришла крайне смелая мысль – протаранить «Хейнкель-111». Он отдавал себе отчет в том, что, возможно, идёт на смерть, но успокаивал себя тем, что фашистов погибнет вчетверо больше.
Самолет Виктора врезался в хвост бомбардировщику, истребитель откинуло, но Талалихин сумел выпрыгнуть с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился. Местные жители помогли ему добраться до части.
Удостоверение на медаль «За оборону Москвы» Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина. Источник фото: РИА Новости
Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (слева) беседует со своим боевым товарищем, сидящим в кабине самолёта. Источник фото: РИА Новости
Аудио рассказ Виктора Васильевича Талалихина о сбитом им врожеском бомбардировщике:
Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:
«В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел «хейкель-111». Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно…
Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы… Оставалось одно — таранить. «Если я погибну, так один, — подумал я, — а фашистов в бомбардировщике четверо». Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.
В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом».
Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный «хейнкель», как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время летчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть.
Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.
В.В.Талалихин около сбитого тараном «хейнкеля».
В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза и ему была вручена медаль «Золота звезда» и Орден Ленина. На тот момент бесстрашному герою было только 22 года.
После этого героического поступка Виктор Талалихин еще ни один раз отличался во время боевых действий в воздухе. Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры. В высшей степени ответственно Талалихин подходил к обязанностям командира своей эскадрильи, всегда был очень требователен, не терпел дезорганизации и нарушения дисциплины.
Виктор Талалихин погиб 27 октября 1941 года во время очередного боевого вылета. В тот день 6 истребителей прикрывали наши войска в районе деревни Каменки, что возле Подольска. Ведомые Талалихиным, истребители вступили в бой самолетами «Мессерами» Ме-109. Виктор, ведомый свойственным ему бесстрашием, сумел сбить один из самолетов, но получил в схватке тяжелое ранение в голову. Через некоторое время его самолет упал.
Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В его честь названы улицы в ряде городов нашей Родины (Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде). Один из кораблей Морского Флота России носит его имя. В городе Подольске, недалеко от места гибели лётчика, установлен его памятник.