Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чем заключалась хитрость воеводы Претича? Древнерусская литература. "Повесть временных лет"
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25» г. Симферополь
ЛЯШЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА
Цели деятельности учителя:
- дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи
- ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»
- развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному
- обучать составлению цитатного плана.
- Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
- Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
- Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
- Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
- Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
- Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.
Планируемые результаты изучения темы:
необходимость в распространении книг
Князь киевский Владимир Святославович
Рукописные книги
Писали на пергаменте.
Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.
Книги стоили очень дорого.
Хранились в монастырях
Начало письменности
у восточных славян связано
с Крещением Руси в 998
году во время княжения в
Киеве Владимира Святославича,
внука княгини Ольги.
На Русь письменность пришла из Болгарии,
где братья Кирилл (ок. 827-869) и
Мефодий (ок. 815-885)
создали славянскую азбуку и впервые
перевели богослужебные книги с греческого
на церковнославянский язык. Вместе с письменностью на Русь
пришли различные жанры
византийской христианской литературы:
житие, поучение, слово .
Древняя письменная литература делится на
светскую и церковную.
Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.
- Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык)
- Художественные образы находились под влиянием церкви. В основном – подвиги святых
- Летописи
- Хождение Поучение Послание
- Хождение Поучение Послание
- Поучение Послание
- Послание
Летопись
- В XI веке на Руси возникает летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей , т. е. записей по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») - отсюда и название летопись .
«Повесть временных лет» -
первый памятник литературы, дошедший до наших дней.
Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших.
В это произведение включены легенды,
предания.
В них нашли отражение такие темы,
как национально-
патриотическая,
борьбы княжеств
за объединение
и другие.
Мотивы «Повести…»:
Сведения о происхождении славян
Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях
Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.
Повествование о принятии Христианства на Руси.
Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Святослав (?-972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:
«В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.
В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас,
а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
Понятия и термины
- Отрок (устар.) - мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9-15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
- Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси. Ладья – средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом
- Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
- Воевода – предводитель дружины
- Дружина – отряд воинов на службе у князя
- «Я муж его»… я служу князю
- «в сторожах» – с передовым отрядом
- Отчина – земля отцов, родина
- Сокрушался – сильно печалился
- Княжичи – дети князя
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
- Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
- Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
- В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
- Что помогло отроку справиться с заданием
- воеводы?
- Какие черты характера вы увидели в отроке?
- Какая тема пронизывает это произведение?
Андрей Иванович Иванов
Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев.
Герой картины – безвестный юный киевлянин. Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сочувствие к безоружному герою.
- Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810.
- Холст, масло. 204 x 177,5. Государственный Русский музей
Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»
- Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
- Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»?
- Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
РЕФЛЕКСИЯ
- 1.На уроке я работал активно / пассивно
- 2.Материал урока мне был полезен / бесполезен
- 3.Урок был интересен/скучен
- 4.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
Домашнее задание
1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: "Кто это пришел?" А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь снова спросил: "А ты не князь ли уж?" Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?" Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.
Юлия Сергеевна Масленникова
Конспект урока «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания
Тема : Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича ». Герои летописного сказания .
Цель : показать героическое и духовно-нравственное содержание произведений древнерусской литературы на примере летописного рассказа «».
Планируемые результаты.
Предметные Метапредметные
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Расскажите о возникновении древнерусской литературы, жанрах, «Повести временных лет» .
(см. метод пособие Ерёмина стр. 74-75)
В каком году произошло крещение Руси.? (998 год – крещение Руси)
Возникла древнерусская литература в XI (11) веке.
Что такое летопись ? (Летопись – описание событий по годам (В лето 997 )
3. Работа по теме урока .
Все ли слова понятны в заглавии произведения? Какое именно слово непонятно?
(отрок – это дитя от 7 до 15 лет)
А что такое подвиг ? (Доблестный, героический поступок , важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.) Знаете ли вы хотя бы об одном человеке, совершившем подвиг ?
Как вы думаете, о чём это произведение?
Перед нами отрывок из летописи , которую обычно называют «Повестью временных лет» . Вспомните, что такое летопись ? А может быть, кто-нибудь знает имя монаха-летописца ?
Чтение или прослушивание фонохрестоматии рассказа «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича ».
4. Беседа по содержанию рассказа :
Чтение первого отрывка.
В лето 6476 (968) . Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой : было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить : стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.
Что означает выражение лето 6476 , от какого момента велось летоисчисление в Древней Руси (от сотворения мира) .
Кто такие печенеги? Святослав? (СВЯТОСЛАВ?-972, великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии , разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники - печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок .)
Чем знаменита княгиня Ольга?
Столицей какого государства является сегодня Киев?
Что такое Лыбедь? (Небольшая речка, которая впадает в Днепр.)
2. Чтение 2-го отрывка.
И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали :
Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им : если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам".
И сказал один отрок :
Я проберусь.
И ответили ему :
Что означает слово тужить (горевать) .
Всё ли понятно в этом отрывке? Кому отрок должен передать сообщение от киевлян?
3. Чтение третьего отрывка.
Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их :
Не видел ли кто-нибудь коня?
Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него, но не могли ему ничего сделать.
На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок :
Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.
Сказал же Воевода их , по имени Претич :
Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав".
Всё ли вам понятно из этого отрывка?
Значение каких слов затрудняетесь объяснить? (Ладья - большая лодка, гребная или под парусом. Воевода - начальник войска в древней Руси, княжичи – дети князя.)
Почему поступок отрока называют в летописи подвигом ? Чем рисковал отрок ?
4. Чтение четвертого отрывка.
Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же подумали, что пришел сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил :
Кто это пришел?
А тот ответил ему :
Люди той стороны Днепра.
Печенежский князь снова спросил :
А ты не князь ли?
Претич же ответил :
Я муж его, пришел в сторожах, а за мною идет полк (войско) с самим князем : бесчисленное их множество.
Так сказал он , чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу :
Будь мне другом.
Тот ответил :
Так и сделаю.
И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня , саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города.
Почему побежали печенеги от города?
Почему печенежский князь предложил Претичу дружбу ?
В чем хитрость Претича ? В чем смысл обмена подарками?
5. Чтение последнего отрывка.
И послали киевляне к Святославу со словами :
Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих?
Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришел в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и был мир.
Что такое отчина? (Владение, которое досталось по наследству от отца.)
Дружина? (Отряд воинов на службе у князя.)
Что значит сокрушаться? (Сильно печалиться.)
В чём киевляне обвиняют князя Святослава?
Что сделал князь?
III. рефлексия. Задания на выбор (письменный ответ на вопрос) .
1. Почему поступок отрока можно назвать подвигом ?
2. Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрил Претич или был искренним ?
3. Как вы оцениваете поступок князя Святослава (возвратился и прогнал печенегов) .
Общий вопрос : какое слово (событие) по-вашему самое главное в отрывке.
Ученики читают отрывок по абзацам, отмечая в каждом абзаце незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя. Возможно обучение работе с толковым словарём.
Претича".
5класс, учебник
Публикация на сайте: http://www. saharina. ru/metod/lit/
Источник иллюстрации: http://www. tainaxx. info/images/articles/s7_3.jpg
Тест
1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав
2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги
3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих
4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь
5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка
6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток
7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин
8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.
Тест
Тест
1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав
2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги
3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих
4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь
5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка
6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток
7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин
8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.
Тест
1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир
2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы
3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих
4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода
5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,
6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь
7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин
8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу
Тест
1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав
2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги
3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих
4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь
5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка
6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток
7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин
8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.
Тест
1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир
2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы
3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих
4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода
5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,
6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь
7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин
8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: "Кто это пришел?" А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь снова спросил: "А ты не князь ли уж?" Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?" Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.