Гаранина Л.В. Художественное конструирование как способ формирования эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста
ОТНОШЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира, проявляет и переживает развитые в себе способности и возможности активной творческой деятельности, оценивает степень совершенства явлений действительности и степень гармонии человека и мира.
История эстетики знает два принципиально различных подхода к выяснению сущности эстетического отношения. Идеалистическая эстетика искала основание эстетического отношения или в мире объективного духа, где изначально и независимо от человека живет идея совершенства и красоты, идеал прекрасного, или в человеческом духе, в его способности «проникать» в предмет, придавая ему эмоционально-эстетические характеристики («теория вчувствования»). Материалистическая эстетика старалась найти объективную и абсолютную основу эстетического отношения в конкретных материальных свойствах предметов и явлений (соразмерность, пропорциональность, симметрия, гармония, золотое сечение, S-образная линия и т. п.). Высшее достижение домарксистской эстетики в решении проблемы эстетического отношения - эстетическая концепция русских революционных демократов, которые подошли к пониманию общественной обусловленности эстетического чувства и отношения.
Марксистско-ленинская эстетика вскрыла действительную диалектику эстетического отношения, которое стоит в ряду основных отношений человека к объективному миру. Эстетическое отношение развивается и существует как самостоятельное ценностное отношение (см. ). В эстетическом отношении оценка явлений объективного мира не вытекает непосредственно из конкретных критериев той или иной деятельности, а дается относительно всей жизнедеятельности общественного человека и относительно объективного мира, присущей ему меры. Поэтому культура общества не знает более емких и весомых ценностей, чем те, которые формируются в эстетическом отношении человека к миру и которые выражаются в категориях прекрасного, возвышенного и др.
Эстетическое отношение вбирает в себя практическое и познавательное начала, в то же время освобождаясь от них, что проявляется в диалектике активно-эмоционального и созерцательно-незаинтересованного характера эстетического переживания. Как ценностное отношение, оно детерминируется не только объективной ситуацией, но и несет на себе следы социальной позиции субъекта: характер и содержание эстетических оценок исторически меняются, существенно отличаются у антагонистических классов (сравни эстетические идеалы буржуазии и рабочего класса).
Многообразие эстетических отношений человека к действительности проявляется и закрепляется в системе эстетических категорий: прекрасное,возвышенное, изящное, грациозное, трогательное, трагическое, комическое и т. д. Система эстетических отношений постоянно развивается как в результате прогресса общественной практики, так и под влиянием искусства, которое обобщает и развивает эстетический опыт общества.
Роль взрослого в развитии эстетического отношении ребен-
ка к окружающей действительности заключается не только в
том, чтобы привлекать внимание ребенка к красивым вещам,
явлениям природы, произведениям искусства, но и включать
его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Конеч-
но взрослы ft должен сам уметь испытывать и выражать эстети-
ческие эмоции, откликаться на чу вства малыша.
Предметом совместного эстетического переживания могут
быть не только произведения искусства, но и проявления
красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу или ваза
на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одеж-
да малыша. Например, расставляя посуду па столе, можпо
спросить детей: «А где наши красивые чашечки? Вот эти
желтенькие поставим на стол Машеньке и Пете, с красными
пятнышками - Сашеньке и Танюше». Можно попросить ма-
лышей выбрать вазу для принесенных с прогулки цветов или
листьев, сказать: «Вот какой получился красивый букет!»
Воспитателям следует обращать внимание детей на декора-
тивные детали одеясды (бантики, вышивку на кармашке,
красивые пуговицы).
Рассматривая с детьми картинки в книжках, можно обра-
тить их внимание на красные сапожки петушка, на яркий,
веселый узор сарафана матрешки, отметить в иллюстрациях
и противоположные примеры: девочка-грязнуля, неряха-по-
росенок. С целью ознакомления малышей с эталонами «кра-
сивый - некрасивый» можно подобрать соответствующие
картинки из книжек и обсудить их с ними. Не следует ис-
пользовать в качестве негативного примера особенности
внешнего облика детей.
Особое внимапие следует уделять интерьеру помещения,
в котором находятся дети. Известно, что для развития у
человека умения воспринимать и различать красивое и не-
красивое чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт
запечатления окружающего мира. Групповые помещения,
лестницы, коридоры детского учреждения должны быть кра-
сиво, со вкусом оформлены. Их могут украсить детские
рисунки, поделки, иллюстрации картин, экспозиции произ-
ведений народиого творчества, которые следует периодичес-
ки менять, обращая внимание детей на то, что нового и
красивого появилось в групповом помещепни. Предметом
совместного наблюдения может стать только что распустив-
шийся цветок на подоконнике, необычный букет в вазе, засу-
шенные листья деревьев, их цвет, форма и др.
Важно обращать внимание малышей на красоту природы
во всех ее проявлениях (деревья и травка осенью и весной;
сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрач-
ные сосульки; разноцветная радуга и т.д.). Можно заранее
подобрать соответствующие подобным явлепиям стихи или
отрывки из них, записи музыкальных фрагментов, картин-
ки, которые будут способствовать более эмоциональному от-
клику ребенка на окружающее, закрепят полученные им
впечатления. Во время прогулки нужно побуждать детей иг-
рать с разнообразным природным материалом: листьями,
травой, снегом, песком, камегаками, водой и т.д. Так, мож-
но складывать узоры-ковры из веточек и цветов, украшать
домики из леска травой и камешками: любоваться полетом
пушистых снежинок, слушать веселое журчание ручейка.
Воспитатель предлагает детям сравнивать, сопоставлять, ус-
танавливать сходство наблюдаемых явлений, пользуясь ху-
дожественными образами. Например, «листики шуршат,
будто шепчутся»; «камешек холодный, как льдинка» или
«похож на лягушку». Малыши учатся чувствовать необыч-
ность происходящего в природе (разноцветная капелька дож-
дя па веточке, распустившийся бутон, цветован гамма неба,
скрип снега и т.д.). Такие наблюдения способствуют накоп-
лению художественных впечатлений, создают основу для
развития эстетической деятельности.
Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным
проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удив-
ление при встрече с прекрасным всегда находят у них
отклик. Любые их попытки выразить свои эстетические пе-
реживания должны находить поддержку и одобрение взрос-
лого. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут
возникнуть у ребенка по указке педагога, для этого требует-
ся особый настрой и взрослый может лишь способствовать
его возникновению. Необходимо проявлять чуткость и дели-
катность в обращении к настроению малыша. Принуждение
и навязывание приводят к выхолащиванию чувств, форми-
рованию у него негативного отношения к общению на эстети-
ческие темы.
Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет
знакомство с произведениями искусства. Чем раньше состо-
ится встреча ребенка с миром искусства - тем лучше. При
этом необходимо соблюдать меру, исходя из индивидуаль-
ных ею особенностей, желаний, предпочтений. Если малы-
шу не хочется слушать музыку, стихотворение (он устал, от-
влекся), не стоит настаивать, можно привлечь его внимание
к этому в другой раз или подобрать для совместного восприя-
тия что-либо иное.
Для обогащения запаса детских впечатлений полезно про-
слушивать в качестве иллюстраций к различным видам дея-
тельности фрагменты классических поэтических и музы-
кальных произведений. Малыши с удовольствием двигаются
под эмоционально выразительные отрывки музыки М. Глин-
ки, П. Чайковского, X. Глюка, А. Вивальди, Ж. Бизе, охотно
фантазируют, ассоциируя музыкальные образы со своими
жизненными впечатлениями. Подобные произведения содер-
жат глубокое эмоциональное содержание, необходимое для
воспитания эстетических чувств у детей. Важно, чтобы про-
изведения искусства были включены в контекст общения
взрослого с ребенком, сопутствовали его жизни. Например,
выходя с малышами на прогулку в ясный зимний день, мож-
но выразительно прочесть отрывок из стихотворения
А.С. Пушкина «Зимнее утро»: «Мороз и солнце; день чудес-
ный!» Или, рассматривая с ребятами цветы - «Колокольчи-
ки мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голу-
бые?» А.К. Толстого. Укладывая детей спать, можно напеть
колыбельную песню или включить ее запись, затем иод этот
же музыкальный фрагмент попросить малышей покачать ку-
кол и т.п.
Чтение потешек, сказок желательно сопровождать рас-
сматриванием иллюстраций В. Васнецова, И. Билибина,
Т. Мавриной и др.
Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет Ганошенко Наталья Ивановна
Формирование эстетического отношения к окружающему миру
Предметом совместного эстетического переживания взрослого и ребенка могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу, ваза на столе, разноцветные чашки для чая, нарядная одежда (бантики, вышивка на кармашке, красивые пуговки). Например, расставляя на столе посуду, воспитатель может спросить детей: «А где наши красивые чашечки? Вот такие желтенькие поставим на стол Машеньке и Пете, а с красными пятнышками – Сашеньке и Танюше». Можно попросить малышей выбрать вазу для принесенных с прогулки цветов или листьев и сказать: «Вот какой получился красивый букет!»
Рассматривая с детьми картинки в книжках, полезно обращать их внимание на одежду персонажей (красивые красные сапожки у петушка, яркий, веселый узор на сарафане у матрешки). Также следует привлекать внимание детей к противоположным персонажам: аккуратная девочка и девочка-грязнуля. С целью ознакомления малышей с эталонами «красивый – некрасивый» можно заранее подобрать соответствующие картинки и обсудить их с малышами. При этом в качестве негативного примера нельзя использовать особенности внешнего облика детей.
Особое внимание следует уделять интерьеру помещения , в котором находятся дети. Известно, что для развития у человека умения воспринимать и различать красивое и некрасивое чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт. Групповые помещения, лестницы, коридоры детского учреждения должны быть оформлены красиво, со вкусом. Их могут украсить детские рисунки, поделки, репродукции картин, экспозиции произведений народного творчества, игрушки. Экспозиции следует периодически менять, обращая внимание детей на то новое и красивое, что появилось в групповом помещении. Предметом совместного наблюдения может стать только что распустившийся цветок на подоконнике или необычные цветы в вазе, засушенные листья различных деревьев (их цвет, форма) и др.
Очень важно обращать внимание малышей на красоту природы во всех ее проявлениях (например, деревья и трава осенью и весной; сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрачные сосульки; разноцветная радуга и т.д.). Можно заранее подобрать соответствующие стихи или отрывки из них, записи музыкальных фрагментов, картинки, которые будут способствовать эмоциональному отклику ребенка на окружающее, закрепят полученные им впечатления. Во время прогулки нужно побуждать детей играть с разнообразными природными материалами: листьями, травой, снегом, песком, камешками, водой и т.д. Так, можно складывать коврики из веточек и цветов, украшать домики из песка травой и камешками. Полезно предлагать детям сравнивать наблюдаемые явления, пользуясь художественными образами («листики шуршат, как будто шепчутся»; «камешек холодный, как льдинка» или «похож на лягушку»). Малыши учатся чувствовать уникальность, необычность происходящего в природе (разноцветная капелька дождя на веточке, распустившийся цветок, цветовая гамма неба, скрип снега и т.д.). Такие наблюдения способствуют накоплению у детей художественных впечатлений, создают основу для развития эстетической деятельности.
Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удивление при встрече с прекрасным всегда находят у детей отклик. Любые попытки малыша выразить свои эстетические переживания должны находить поддержку и одобрение взрослого. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут возникнуть у ребенка по указанию педагога, для этого требуется особый настрой. Взрослый может лишь способствовать его возникновению. Необходимо проявлять чуткость и деликатность по отношению к чувствам малыша. Принуждение и навязывание приводят к выхолащиванию чувств и формированию у ребенка негативного отношения к художественно-эстетической деятельности.
Особое значение в эстетическом воспитании имеет знакомство детей с произведениями искусства . Чем раньше состоится встреча ребенка с миром искусства – тем лучше. При этом необходимо соблюдать меру, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его желаний, предпочтений. Если малышу не хочется слушать музыку, стихотворение (он устал, отвлекся) – не стоит настаивать, можно привлечь его внимание в другой раз или подобрать для совместного восприятия с ним другое произведение.
Для обогащения запаса детских художественных впечатлений полезно прослушивать фрагменты классических поэтических и музыкальных произведений. Малыши с удовольствием двигаются под эмоционально выразительные отрывки музыки М. Глинки, П. Чайковского, А. Вивальди, Ж. Бизе, охотно фантазируют, ассоциируя музыкальные образы со своими жизненными впечатлениями. Важно, чтобы произведения искусства были включены в контекст общения взрослого с ребенком. Выходя с малышами на прогулку, педагог может выразительно прочитать подходящее стихотворение о природе А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева; укладывая детей спать – спеть колыбельную; во время чтения рассмотреть с ребятами иллюстрации В. Васнецова, И. Билибина, Т. Мавриной.
Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина ВикторовнаФормирование словаря Поскольку работа по обогащению и уточнению словаря дошкольников предполагает активное познание ими окружающей действительности, она входит в разные виды деятельности детей: игровую, бытовую, трудовую, учебную – и, следовательно, осуществляется и в
Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих ВильгельмФормирование грамматически правильной речи Грамматический строй языка дети усваивают в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих людей они заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться
Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса ШиковнаФормирование желаемого поведения в классе Учителю всегда приходится задумываться, как создать необходимые стимулы для учебы и нужную атмосферу в классе, способствующие хорошему поведению учеников и их желанию изу-чать учебную программу. Дети с СДВГ нуждаются в
Из книги Как заниматься самообразованием автора Рубакин Николай АлександровичСтановление предметного отношения к миру Прямохождение и речь резко изменяют ситуацию развития на втором году жизни ребенка. Самостоятельное перемещение в пространстве и новый характер отношений ребенка к предметному миру приводят к изменению отношений ребенка и
Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт АннаФормирование активного иммунитета Ребенок рождается свободным от микробной флоры, но уже с первых часов его организм заселяется микроорганизмами, которые будут сопровождать его всю жизнь. Новорожденные и дети первых месяцев жизни обладают пассивным иммунитетом к
Из книги Как воспитать незаурядную личность автора Бадрак Валентин Владимирович Из книги До трех еще рано автора Биддалф СтивФормирование положительного самосознания ребенка Для гармоничного развития личности ребенка необходимо на первом году его жизни создать такие условия, чтобы он был абсолютно уверен - я умный, красивый и любимый. Для этого чаще ласкайте детей, держите их на руках,
Из книги Нежные мальчики, сильные девочки… автора Гусева Юлия ЕвгеньевнаФормирование основ речи Самое главное правило - как можно больше говорите с малышом, пусть ему только один-два месяца. Объясняйте ему все, что происходит, рассказывайте об окружающих предметах и людях. Пусть каждое ваше действие, от кормления до умывания, сопровождается
Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева ТатьянаФормирование музыкальных образов Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Например, когда малыш нажал клавишу с низким звуком, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок стучит по клавишам с высокими звуками, покажите изображение
Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна Из книги автора Из книги автораФормирование отношения к собственной внешности, телу и здоровью Каждый человек имеет тело. И соответственно, отношение к собственному телу. Мужественность и женственность традиционно символизируются и выражаются разными способами, в том числе и телесно. «Настоящим
Из книги автораГлава 2 Формирование и нарушение привязанности Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и к сохранению этой близости. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это –
Из книги автораСтили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили) Эпистемологические стили – это индивидуально-своеобразные формы познавательного отношения к окружающему миру и самому себе как субъекту познавательной деятельности.Дж. Росс отмечал, что у каждого
Изучение любой науки начинается с выяснения объекта ее исследования и места в познании окружающего мира. Начало эстетического отношения к окружающему миру невозможно датировать не только годом, но и столетием. Его формирование проходило и проходит вместе с развитием цивилизации. Несмотря на многовековую историю развития эстетического отношения к предметам и явлениям, свое название эстетика получила в 1735 г. Термин "эстетика" ввел немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен, назвав этим термином науку о чувственном восприятии человеком окружающего мира. В своем трактате он как вывод определяет, что конечной целью данной науки должно быть познание красоты, являющейся "совершенством чувственного восприятия", а также искусства как высшей формы ее выражения.
Слово "эстетика" - одно из широкоупотребительных в нашей повседневной жизни. Говорят об эстетике быта, эстетике труда, эстетике живописи, эстетике костюма, технической эстетике и т.д. Столь широкая распространенность термина говорит о высокой значимости эстетики в жизни современного человека.
Очевидно, что эстетическое отношение как чувственное восприятие предметов и явлений рассматривается во взаимосвязи с человеческой деятельностью, которая формировала его как особую сущность в процессе труда. Именно труд является основным условием и основной формой жизнедеятельности и утверждения человека. Он существенно изменил биологическую природу, стал источником духовной, в том числе и художественной, деятельности. Появление и формирование эстетических чувств происходят в процессе трудовой деятельности. Производя необходимые предметы, люди формируют условия своего существования, собственную жизнедеятельность, следовательно, и самих себя.
Возникновению эстетического предшествовал длительный период освоения человеком окружающей действительности. На протяжении тысячелетий в смене поколений ценой огромного напряжения человек овладевал тайнами природы. В процессе трудовой деятельности и всей социальной практики он познает и осваивает окружающий мир. Находясь в постоянном контакте с природой и являясь ее частью, человек познает ее особенности, черпает в ней нужные для его жизни сведения и знания. Его взаимосвязи с естественной природой, землей и водой, солнцем и луной, светом и мраком, растениями и животными, теплом и холодом постепенно вырабатывали способность их оценки с позиций значимости для самой жизни.
В процессе взаимодействий человека с предметами и явлениями познается их сущность, они оцениваются с позиций их значимости в жизни человека. Создавая различные изделия, человек осваивает природные материалы, методы и способы их обработки, познает их свойства, находит необходимые конструктивные решения и средства выразительности. Одновременно с изготовлением изделий повышается мастерство человека, развивается способность проявить творчество в процессе производства. При этом человек приобретает ловкость, наблюдательность, способность сделать предметы быстрее и лучше. Гик постепенно и неуклонно развивался человек, его мыслительный аппарат, органы чувств. Их развитие явилось важнейшим условием формирования эстетического восприятия окружающего мира и эстетической деятельности.
Желание сделать предметы быта и труда полезными, удобными, эффективными, совершенными пробудилось у человека и мирных шагов его созидательной деятельности.
Вместе с тем на ранних ступенях своей эволюции человек относился к миру утилитарно-практически, используя природу для удовлетворения своих насущных потребностей. И только многократное повторение процесса использования и создания изделий человек в образах постигал их смысл и значение. Образы предметов, а также явления природы в чувственном восприятии вызывают определенную эмоциональную реакции», становятся небезразличными, вызывают интерес и предпочтения. Они осознаются как полезное или вредное, хорошее или плохое, нужное или ненужное, а стало быть, приносящее добро или зло, ценное для человека, или бесполезное. В этих представлениях отражались самые существенные характеристики предметов и явлений с точки зрения их значения для человека, его жизни.
Ограниченность познаний первобытного человека об окружающем мире, стремление познать невидимые причинные связи и как-то влиять на результаты природных явлений вызвали рождение веры в возможность, употребляя особые средства и особые тайные способы, призвать желаемое. Так родились различные обряды, заклинания, средства магии, с помощью которых человек стремился вызвать то или иное явление - обеспечить удачную охоту, избавление от болезни, выражение силы и могущества, удачную загробную жизнь и т.п. Появляются различные ритуалы, символы, амулеты, талисманы и т.д., в которых человек видел не просто украшения, а волшебные знаки, символы, оберегающие его и покровительствующие ему во всех делах.
Эстетическое отношение зарождалось как сложное, многозначное и многофункциональное общественное явление, в котором синкретически сливались все особенности человеческой жизни. Одновременно с процессом труда особое значение приобретали средства общения, порожденные совместной жизнью и деятельностью. Именно общение выступает как первейшая жизненная потребность, настоятельная необходимость формирующегося духовного мира людей. Общение посредством взаимодействия и единения было необходимо в различных трудовых процессах: поддержании очага, охоте на крупного зверя, обустройстве жилища и т.д. Важное значение в становлении эстетического отношения имело подражание как средство распространения познаний и опыта, игровые моменты как средство выражения определенных умений, религиозно-магические представления. Лишь позже были выделены и своей самостоятельности различные стороны общественных отношений творческой деятельности человека.
Жизненные ситуации ставили пород человеком нее новые и новые требования к созданию орудий труди, предметов потребления, познанию природы и окружающего мири в целом. На этой основе вследствие расширяющейся практики и углубления познания постепенно формировалось осмысление ценности предметов и явлений при чувственном восприятии их формы, рассматриваемых как совершенные, красивые или безобразно. Таким образом, человек различает предметы и явления по их ценности, и у него формируется эстетическое чувство как способность эмоционально воспринимать образы этих предметом и явлений с познанием их сущности. Возникают чувства, отличные от удовлетворения чисто физиологических или утилитарных потребностей. Чувства приобретают новый одухотворенный бескорыстный смысл, эстетические чувства. Человек научился воспринимать, а затем и осмысливать чувственно-конкретные формы предметов своего труда и окружающего природного мира.
По мере того, как познается суть вещей, они начинают говорить с человеком особым языком как полные смысла знаки, ним полы, открывающие человеку нечто важное, касающееся иго собственного бытия, и несут ему впечатления и переживания, связанные с этим бытием - бытием вещей, человеческим бытием, общественным бытием.
В созданных и используемых предметах по-разному могут проявляться особенности пространственного строения формы: фактуры материала, конфигурации и линий, состояния поверхности, организации частей, обработки и отделки, цветового решения и т.п. Помимо утилитарно-практической ценности, в образе предмета человек воспринимает полноту выражения особенностей рода и вида предмета, логичность проявления его внешних признаков, согласованность частей и т.д.
С возникновением эстетического отношения к предмету формируется и желание человека создать его совершенным через стремление к творчеству, развиваются и его эстетические потребности. Для создания совершенных, красивых предметов необходимо было выяснить и усвоить, какие свойства делают их такими, какие законы лежат в основе их создания. Так формируются в его сознании идеальные образы предметов и явлений.
Реализуя в процессе труда свои цели и замыслы, человек на основе приобретенного собственного опыта и опыта общения с другими людьми применяет к сделанным вещам критерий совершенства и испытывает чувство удовольствия не только оттого, что изделия удовлетворяют его материальные потребности, по и оттого, что в этих вещах воплощены его познания, его мастерство, его способность к творчеству.
Эстетические потребности людей становятся одним из духовных стимулов познания и утверждения красоты, постижения ценности предметов и явлений окружающего мира. В ходе исторического развития связь между полезным, добрым, магическим и красивым становилась все более опосредованной. Эстетическая ценность предметов и явлений стала восприниматься как независимая от их практической или магической ценности. Процессу становления эстетического как самостоятельной ценности способствовало установление контактов между племенами и обмен продуктами, ознакомление с обычаями.
С возникновением эстетического восприятия окружающего мира в процессе трудовой деятельности происходит развитие сущностных сил самого человека, он формируется не только физически, но и духовно. Воспринимая зафиксированные в созданных предметах плоды упорства, творчества и созидательных сил своих предшественников, следующие поколения создают более совершенное предметное окружение.
Образовавшаяся способность человека эстетически относиться к окружающему миру вызвала потребность как-то выразить и закрепить эти отношения. Так в процессе исторического развития сложилась особая форма общественного сознания - искусство, которое фиксирует, развивает и воспитывает эстетическое отношение человека к действительности. В нем наиболее ярко и всесторонне раскрывается эстетическое отношение к окружающему миру. Искусство служит не только средством познания, но и средством преобразования действительности. В произведениях искусства человек выражает не только свое понимание мира, но и свое отношение к нему. Подводя итог сказанному, можно определить, что природа и сущность эстетического с его многообразием в окружающем мире, принципы и закономерности отношения человека к ценностям при чувственном восприятии предметом и явлений окружающего мира, искусства выступают как основные положения предмета эстетики. Сама эстетика - наука о сущности чувственно-воспринимаемых общечеловеческих, ценностей, их созидании, восприятии, оценке и освоении. Они выражают систему эстетических взглядов общества на весь облик материальной и духовной деятельности людей.
За всю историю учений о эстетике и о прекрасном было много различных теорий возникновения у человека эстетического восприятия и понимания чего-либо. Некоторые древние считали, что это дар Божий, в то время Чарльз Дарвин считал, что чувство прекрасного нам передалось непосредственно от животных. В своих убеждениях он опирался на многие наблюдения за животными, которые проводил в течении жизни. Однако, я считаю, нельзя утверждать, что умение воспринимать мир и все нас окружающее эстетически досталось нам от наших животных предков.
Вначале разберемся, что же такое «эстетическое восприятие мира». Эстетическое восприятие мира , в моем понимании – это абсолютно осознанный процесс создания и формирования у человека эстетического отношения к окружающему миру и действительности, которое развивалось вместе с человечеством.
Я считаю, что нельзя утверждать, что человек приобрел бессознательно способность к эстетическому восприятию мира и его материального и духовного окружения. Ведь мы можем наблюдать и проследить с самых ранних цивилизаций и до настоящего времени как развивалось и формировалось понимание прекрасного у людей, как менялись их вкусы и предпочтения.
С долгим течением времени эстетическое восприятие в общих массах менялось. Если возьмем, к примеру, древнюю Грецию и античность в общем, то увидим, что прекрасное выражалось в различных великих архитектурных сооружениях, скульптурах. Древние греки, также, находили эстетическим и прекрасным само человеческое тело, его считали венцом творения Господа. По сути, почти вся направленность античности была на культ человеческого тела и его обожествления. Почти и полностью обнаженные тела изображались в виде скульптур, картин, фресках, которые сохранились и по сей день.
Более того, даже в более древних цивилизациях по-своему понимали эстетику и люди того времени имели свое эстетическое отношение к миру, хоть и своеобразное, как по меркам современных людей. Своеобразное мировоззрение люди имели с учетом их религиозной культуры, окружающей среды. Древние египтяне оставили нам такие великие объекты, при виде которых многие ощущают эстетическое удовольствие.
Таковыми являются древние египетские пирамиды, сфинкс, настенные иероглифы и различные украшения. Больше всего мне нравится величественный сфинкс. Сфинксы в египетской культуре изображали в виде животного (чаще это было тело льва), с человеческой головой.
В отдельных случаях вместо человеческих голов могли сооружать сфинкса с головой сокола, и еще в более редких случаях встречается голова барана. Слово «сфинкс» переводится, как «душительница». Данное название было выбрано не случайно, ведь сфинксы имели священную миссию — они оберегали фараонов в загробной жизни. На самом деле, культура древнего Египта очень интересна и завораживающая. Также, невероятное количество необычных богов просто захватывает дух.
Но перейдя от древнего Египта и античности к средневековью мы видим остановку и невероятный регресс в плане культуры и создании эстетических объектов. Виной всему этому, по большей части, играет приход церкви к абсолютной власти и всеобщим контролем населения. Церковь запрещала заниматься развитием культуры, созданием картин, скульптур и почти всего, что можно отнести к эстетическому восприятия мира у людей того времени.
По сути, чуть ли не единственными объектами для эстетического восприятия остались великие соборы и храмы из периода средневековья. К построению соборов и храмов уделялось очень много усилий и денег, что дало свои плоды. Теперь мы можем наслаждаться различными архитектурными построениями того времени, которые, как эхо, позволяют нам прочувствовать и представить быт и обстановку людей во времена средневековья.
Но на смену серой эпохи средневековья приходит эпоха возрождения, или ренессанса. Она занимает, относительно, не долгий период времени и, частично, возвращает эпоху античности. Церковь подвергаясь постоянной критике уходит на задний план, вновь набирает огромную популярность гуманизм, культ человеческого тела. Самыми яркими представителями эпохи ренессанса были такие выдающиеся люди как: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Уильям Шекспир и многие другие, которые внесли огромный вклад в культуру.
Как мы можем наблюдать, человечество с самых древних времен создавало объекты эстетического наслаждения. С течением времени искусство менялось и принимало различные течения и направления. Но по-прежнему нет единого объекта искусства, который бы вызывал у всех людей эстетическое удовольствие одинаково. Ведь каждый человек формирует в течении жизни свои определенные вкусы, взгляды, в конце концов, свое личное понимание и осознание эстетики и прекрасного.
На формирование вкусов и взглядов влияет очень много факторов, таких как: воспитание, социальное окружение из которых берут начало взгляды и вкусы на определенные вещи, которые, в свою очередь, воплощаются в личное и уникальное понимание и отношение к эстетическому.
Кто-то находит что-то прекрасное в некоторых видах музыки, которую мало кто оценит, некоторые же в иных экзотических вещах, но в общих чертах это направление искусства называет «арт-хаус». Означает оно направленность на определенную аудиторию людей. Различных вариаций эстетического и прекрасного невероятное количество, но, в конце концов, каждый человек находит что-то прекрасное для себя.