Динамический стереотип. Торможение условных рефлексов
ДС представляет собой цепь условно рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем – сигналом последующей.
Проявлением динамического стереотипа является условный рефлекс на время, способствующий оптимальной деятельности организма при правильном режиме дня.
Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности. Многие действия становятся автоматическими .
Динамический стереотип становится основой образования привычек у человека, приобретения умения и навыков .
Ходьба, бег, катание на лыжах, прыжки, игра на рояле, письмо – все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий.
Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Динамический стереотип – последовательная цепь условно-рефлекторных реакций, которые происходят в строго определенном порядке. Динамический стереотип выражается в том, что на систему различных условных сигналов через определенное время вырабатывается постоянная и прочная система ответных реакций. В этой цепной системе условных рефлексов каждый предыдущий рефлекс является условным сигналом для последующего условного рефлекса. В естественных условиях жизни человека образование динамического стереотипа лежит в основе различных навыков (трудовых, бытовых, двигательных), привычек, режима питания, отдыха и труда, определенной системы поведения. Такие формы поведения человека обеспечивают его деятельность с наименьшими затратами энергии и меньшим напряжением нервной системы, так как действия человека становятся автоматическими.
Выработка динамических стереотипов требует от ребенка значительных усилий, но, если они выработаны, поддержание их не представляет трудностей для нервной системы. Наиболее прочные стереотипы вырабатываются у детей до 5 лет. Отечественные педагоги К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко определили, что формы поведения, воспитанные в первые три года жизни и до пяти лет во многом определяют все дальнейшее поведение человека.
Стереотип можно переделать, поэтому его называют динамическим, но выработка стереотипов осуществляется значительно легче, чем переделка, что связано малой силой и подвижностью нервных процессов. В раннем детстве дети болезненно реагируют на нарушение стереотипа (капризничают, плачут, долго не засыпают, если их положить на новом месте).
В связи с трудностью изменения стереотипа нужно с ранних лет выбирать правильные приемы обучения и воспитания детей.
В период второго детства (7 -10 лет) условные рефлексы образуются легче и быстрее, чем в дошкольном возрасте, и отличаютсябольшей устойчивостью. Клетки коры головного мозга становятся более выносливыми, а нервные процессы более сильными, однако все еще преобладают процессы возбуждения.Нерациональная учебная нагрузка, нарушения режима дня могут вызвать у детей младшего школьного возраста нарушение условно- рефлекторной деятельности, что следует знать учителям начальных классов и родителям.
В подростковом возрасте (11 - 14 лет) возникает ряд неблагоприятных моментов в условно-рефлекторной деятельности в связи с периодом полового созревания. В организме подростков наблюдаются гормональные сдвиги, повышается возбудимость ЦНС, снижается корковый контроль над деятельностью подкорковых структур. В результате преобладания процессов возбуждения вновь появляется выраженная генерализация нервных процессов. Это приводит к тому,что реакции у подростков сопровождаются дополнительными движениями, подобно тому, как это было в раннем детстве. В этот период снижается скорость образования и устойчивость условных рефлексов, наблюдается общее нарушение корковой деятельности, которые проявляются негативизмом и аффективным состоянием: подростки часто противоречат, упрямятся, делают все наоборот, быстро приходят в состояние раздражения.
В юношеском возрасте (15 - 17 лег) происходит окончательное созревание всех физиологических систем, восстанавливается гормональный баланс, снижается возбудимость ЦНС, повышается роль коры головного мозга в регуляции всех систем и психической деятельности. Образование условных рефлексов происходит достаточно легко и быстро, они становятся тонко специализированными, многообразными и совершенными, обладают большой прочностью, устойчивы к внешним раздражителям. Двигательные рефлексы не сопровождаются сопутствующими движениями, они строго локализованы. На скорость образования условных рефлексов характер подкрепления не оказывает влияния, что имело место в младшем школьном возрасте. Нервные клетки у старшеклассников обладают большой выносливостью, нервные процессы сильные и уравновешенные.
Учитель, воспитатель, зная особенности образования условных рефлексов в разные возрастные периоды, может выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения и создать оптимальные условия для полноценного гармоничного развития детей. Педагогам необходимо знать, что чрезмерная учебная нагрузка, грубые нарушения режима дня, психотравмирующие воздействия (конфликты в семье, с друзьями, несправедливые обвинения, постоянный командный тон в общении и т. п.) могут вызвать нарушения высшей нервной деятельности детей - неврозы.
19. Проанализировать теорию И.П.Павлова о типах ВНД .
Изучая «настоящую физиологию» головного мозга собак, И. П. Павлов точно определил понятие высшей нервной деятельности: «Деятельность больших полушарий с ближайшей подкоркой, деятельность, обеспечивающую нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру, законно считать и называть вместо прежнего термина «психической» - высшей нервной деятельностью, внешним поведением животного, противопоставляя ей деятельность дальнейших отделов головного и спинного мозга, заведующих главнейшим образом соотношениями и интеграцией частей организма между собой под названием низшей нервной деятельностью».
Ясно, что физиология высшей нервной деятельности - это закономерности нервного процесса головного мозга, а не психических функций нервной системы. Отождествление высшей нервной деятельности и психики вульгарными механистическими материалистами привело к отрицанию существования психологии как самостоятельной науки. И. П. Павлов изучал высшую нервную деятельность животных, а не человека и специально подчеркивал недопустимость отождествления высшей нервной деятельности животных с психикой людей.
Особенности ВНД человека . Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизические механизмы, которые определяют особенности его внд. Павлов считал, что специфика внд человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миров, который стал возможен в результате деятельности людей и который выразился в речи.
Основа высшей нервной деятельности - условные рефлексы, возникающие в процессе жизнедеятельности организма, и позволяющих ему целесообразно реагировать на внешние раздражители и тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Выработанные ранее УР способны затухать и исчезать благодаря торможению при изменении среды.
Раздражителями для образования условных рефлексов у человека являются не только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запасе), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучать опыт, накопленный за долгие годы существования человечества, и передавать его потомкам.
Особенностью высшей нервной деятельности человека является высокое развитие рассудочной деятельности и ее проявление в виде мышления. Уровень рассудочной деятельности напрямую зависит от уровня развития нервной системы. Человек обладает самой развитой НС. Особенностью внд человека является осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание – функция человеческого мозга.
20. Выявить особенности учения И.П.Павлова о двух сигнальных системах действительности .
Учение Ивана Петровича Павлова о двух сигнальных системах действительности:
Высшая нервная деятельность у человек, так же, как у животных, носит рефлекторный характер. Общими для человека и животных является анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему. Коллективная трудовая деятельность людей способствует возникновению и развитию членораздельной речи, которая внесла новое в деятельность полушарий головного мозга.
Только человеку свойственно высокоразвитое сознание, отвлеченное мышление. У человека в процессе его развития появилось «чрезвычайная прибавка» к механизмам работы мозга – это вторая сигнальная система действительности. Вторая сигнальная система социально обусловлена. Без общества с другими людьми она не развивается.
Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга. Они функционируют совместно.
Из видеофильма: Обезьяна хорошо манипулирует предметами, чтобы достать пищу – у обезьян появляется вторая сигнальная система действительности.
Первая сигнальная система действительности опирается на образы, на ощущения, у нас появляется представление об окружающем мире (обоняние, осязание,). Мы можем выразить словами, а они нет – они имеют ощущения, которые …..
Вторая возникла тогда, когда возникла речь. Человек говорит и выражает свои мысли словами.
Условный рефлекс можем выработать у собаки, если он поддерживается безусловным.
Только у человека слова облекаются в образы.
У дельфинов вторая сигнальная система есть – они начинают понимать человека. Дельфины более близки нам, чем обезьяны. У них очень быстро вырабатываются условные рефлексы. Эволюция идет очень быстро. Момент эволюции сейчас затрагивает человека меньше, чем у людей.
Вторая сигнальная система социально обусловлена, возникает там, где есть общение.
21. Объяснить биологический ритм «сон-бодрствование» .
Сон н его значение. Днем человек бодрствует и ведет активный образ жизни. Ночью он отдыхает и спит. Третью часть своей жизни человек проводит во сне. Во время сна обмен веществ снижается, замедляется частота сердечных сокращений и т. д. Тем не менее сон это активный психофизиологический процесс, одно из проявлений координированной деятельности мозга. Во время сна мозг не спеша дает необходимую оценку всей информации, полученной в течение дня. За счет сна организм приводит к норме свою работоспособность. Как следствие, появляются бодрость, тяга к труду. Клетки активно потребляют питательные вещества и накапливают энергию.
Бессонница очень вредна для организма. При недосыпании болит голова, появляются усталость, быстрая утомляемость, снижаются внимание и память, могут возникнуть заболевания нервной системы и др. Новорожденный спит в сутки 21-22 ч, 6-месячный младенец - 14 ч. годовалый ребенок -13 ч, 4-летний малыш -12 ч, 7-летний - 11ч, 10-летний - 10 ч, 15-летний подросток должен спать 9 ч. С 17- летнего возраста достаточно спать 8 ч.
В соответствии с активностью мозга различают два вида сна: медленный и быстрый. Во время медленного сна в коре мозга наблюдаются медленные электрические волны. Дыхание и пульс замедляются, мышцы расслабляются, артериальное давление понижается. Человек крепко спит.
Через некоторое время медленные волны сменяются быстрыми. У спящего человека повышается артериальное давление, дыхание и пульс учащаются, усиливается обмен веществ. Несмотря на то что человек спит, мозг его активно работает.
Электроэнцефалограмма, или ЭЭГ, показывает более частые ритмы, чем во время бодрствования. Такой сон называетсяпарадоксальным (необычным). Во время быстрого, парадоксального, сна человек видит сны. Сновидения возникают при распространении торможения но коре мозга, в результате торможения подкорковых центров бодрствования.
Мозг и весь организм во время сна восстанавливают силы.
Сновидения - сложный психологический процесс, связанный с функциями мозга. Сны зачастую основаны на фактах, событиях, которые когда-то переживал человек, или на переживаниях, которые долгое время занимают его мысли. Часто снятся невероятные комбинации реальных событий, напоминающие бредовые фантазии.Иногда во время сна находят решение нерешенные проблемы. Например, известно, что периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеев открыл во сне. Многие люди по- своему толкуют приснившиеся события. Толкование снов издавна бытует у многих народов, но не имеет под собой научной основы.
Сновидения являются показателем работы мозга. Каждый здоровый человек видит сны. Если человек просыпается в фазе быстрого сна. он помнит и рассказывает, что видел во сне. А если просыпается в фазе медленного сна, он может не помнить сны.
Когда в ходе добровольных экспериментов людей постоянно будили в состоянии быстрого сна, они спали по 12-14 ч в сутки и все равно чувствовали себя абсолютно не выспавшимися.
Следовательно, для полноценной работы мозга необходим быстрый сон.
Гигиена сна. Нарушение сна влияет на биологические ритмы в организме. При этом наблюдаются сдвиги в функциях отдельных органов и систем органов. Расстройство сна появляется в затрудненном засыпании, неглубоком поверхностном сне с частыми и ранними пробуждениями. Одним из распространенных нарушений сна является бессонница. Она бывает при чрезмерном утомлении нервной системы, при длительной тяжелой умственной работе в результате волнений, шумных игр или чтения остросюжетных произведений перед сном. Зачастую причинами нарушения сна являются употребление алкоголя, наркотиков, курение, вредные привычки. Чтобы предупредить бессонницу, необходимо соблюдать строгий режим труда и отдыха, побольше гулять на свежем воздухе, а также уметь правильно чередовать умственный труд с двигательной активностью. Иногда встречается такое заболевание центральной нервной системы, как летаргия, когда человек спит продолжительное время. Она может продолжаться от нескольких недель до нескольких лет (рис. 143).
Для нормального спокойного сна необходимо помнить простые правила:
засыпать в одно и то же время; перед сном не наедаться, не пить много жидкостей; не заниматься напряженной умственной работой. Например, работу над уроками нужно прекращать за 1,5-2 ч до сна; создать вокруг себя тишину (выключить свет, телевизор); гулять на свежем воздухе и проветривать комнату перед сном. Значение биоритмов. В течение определенного отрезка времени многие явления в природе ритмически повторяются. Например, смена дня и ночи, приливов и отливов, времен года и т. д. В организме человека также постояпно наблюдаются ритмические изменения: сокрашения сердца, распространение возбуждения и торможения по нервным волокнам и др. Ритмические изменения в живом организме называются биологическими ритмами (биоритмы). Они повторяются и влияют на его жизнедеятельность.
Развитие живых организмов на Земле находится под воздействием космических факторов, и прежде всего таких небесных тел, как Солнце и Луна. Особое влияние на живые организмы оказывает солнечная активность. Соответственно ее колебаниям изменяется внутренняя среда организма. Например, под влиянием магнитных бурь у человека изменяется кровяное давление, нарушается работа центральной нервной системы. Солнечная активность может также влиять на творческую деятельность.
В период полнолуния у человека, как у всего живого, повышается обмен веществ, усиливается нервно эмоциональная напряженность. В эти дни он Солее раздражителен и пр. В период новолуния преобладают процессы торможения.Человек более спокоен и устойчив к стрессам.
Наука, изучающая биоритмы организмов, называется хронобиологией (от греч. хроиос время). Иногда эту науку называют биоритмологией.
Ритмичность качество, присущее живым организмам. Но законам биоритмов организм растет, развивается, приспосабливается к условиям внешней среды. Координированная регуляция ритмов в организме человека осуществляется нервной и эндокринной системами. Вместе с тем в регуляции ритмичности функций большое значение играют социальные факторы. Так, человек подчиняется режиму работы и другим регламентам, касающимся суточных ритмов.
11оякление биоритмов начинается, когда эмбрион еще развивается н утробе матери. Рождение ребенка на свет играет особую роль н их формировании. В связи со сном и6ол1>ствовамием складываются биоритмы в системе кровообращения и дыхания. Большую роль играют воспитание И правильная.организация режима дня. В период полового созревания биоритмам свойственны колебания. К 20-30 годам они становятся устойчивыми. в результате чего повышается работоспособность. С возрастом биоритмы меняются, некоторые из них вообще могут исчезнуть. Разлад биоритмов - один из признаков старения.
Организму человека свойственны также сезонные колебания. Тнк. соответственно смене времен гада изменяются обмен веществ, терморегуляции, работоспособность. Осенью и зимой снижается устойчивость организма к заболеваниям.
Существуют также недельные циклы. В связи с этим меняется и рабо тоспособность человека. В понедельник (день тяжелый) мы входим в трудовой ритм. Вторник, среда и четверг период устойчивой работосно собност. пятница и суббота - аил активности, период утомления.
В организме человека явно наблюдаются и суточные ритмы. В зависимости от времени суток у человека меняются показатели кропи, желудочного сока, сердечной и эндокринной систем. Например, в 3 ч ночи у наг самое низкое артериальное давление, снижены частота пульса и дыхания. В 9 ч утра сердце работает на полную мощь. В I б.00 а крови обычно повышается содержание сахара и т. д. Многие заболевания moot быть
связаны непосредственно с нарушением суточных ритмов. Поэтому необходимо правильно питаться н отдыхать, вовремя ложиться спать.
Колебания работоспособности у разных людей не бывают одинаковыми. Все люди условно делятся на 3 основных типа. «Жаворонки» просыпаются рано утром бодрыми и работоспособными и предпочитают рано ложиться спать. «Совы* обычно засыпают за полночь. Утром они тяжело поднимаются с постели. Все жизненные показатели н это время у них снижены. Активными они становятся к 16 ч. «Нормального* распорядка дня придерживаются «голуби*, которых среди нас больше всего - 60%. Возможности их организма наиболее оптимальны в поздние утренние и дневные часы.
Помимо суточных, недельных и сезонных колебаний существуют и годичные. Так. профессор А. Л. Чижевский в своей книге «Земное эхо солнечных бурь* установил зависимость между11-12-летними циклами активности Солнца и многими явлениями в биосфере.
О Биологические ритмы (биоритмы), медленный и быстрый (парадоксальный)сон. бессонница, летаргия, хронобиология.
22. Рассказать о гигиене учебно-воспитательной работы .
Школьное обучение представляет собой результат совместной деятельности учителя и ученика. В связи с этим необходимо различать гигиенические требования, предъявляемые и к педагогу, и к ученику. Это помогает, с одной стороны, выработать систему индивидуальных действий ученика, которая включает в себя планирование всех этапов учебной деятельности, подготовку и содержание в порядке рабочего места, выполнение заданий в соответствии с принципом от легкого к трудному, от простого к сложному и др. С другой стороны, рациональное распределение рабочей нагрузки учителя в течение дня, устранение перерывов между уроками, учет трудности учебного предмета при составлении расписания, предоставление максимальной возможности для расширения знаний входят в понятие научной организации труда учителя. К гигиене педагогического труда также относятся нормирование деятельности каждого учителя (при этом учитывается нарастание утомления на протяжении рабочего дня), возможность ежедневного отдыха, отдыха в выходные дни, смена деятельности во время каникул, полноценный отдых летом.
Научно-гигиенические основы труда детей. Умственная работа является продуктом деятельности клеток коры головного мозга, которая у детей обычно сопровождается двигательной активностью – работой мышц. Мышечная работа, в свою очередь, связана с деятельностью центральной и периферической нервной системы. Таким образом, труд ученика представляет собой продукт обязательного сочетания умственного и физического труда.
Научно-гигиеническая организация труда школьника включает в себя организацию учебного и воспитательного процесса, а также отдыха с учетом физиологических возможностей ребенка. Сюда входит создание оптимальных условий, которые способствуют сохранению работоспособности ребенка, его нормальному росту и развитию, укреплению его здоровья. Следовательно, все стороны учебы и воспитания детей (соблюдение режима дня, возрастное нормирование нагрузки на нервную систему и мышечный аппарат, правильная организация быта, полноценный отдых) должны быть тесно взаимосвязаны. Недостаточное удовлетворение физиологических потребностей ребенка ведет к угнетению нормальных жизненных функций, снижению устойчивости к неблагоприятным факторам, повышению восприимчивости к инфекционным болезням, нарушению взаимосвязи между системами организма, отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности.
В гигиене значительное внимание уделяется соблюдению физиологических норм, влияющих на способности ребенка. Основными ограничительными факторами являются утомление и переутомление.
Утомление и переутомление. Результатом любой достаточно длительной работы является утомление организма в связи с тем, что в процессе деятельности запасы энергии, накопленные в клетках и необходимые для работы, постепенно истощаются. Постепенное нарастание умственного утомления выражается в снижении работоспособности: уменьшается количество и ухудшается качество сделанного, снижается интерес к работе, нарушается координация отдельных операций, рассеивается внимание, ослабляется память, появляется неуверенность. Временное снижение работоспособности клеток мозговой ткани и всего организма в целом называется утомлением. Это естественное физиологическое явление.
Физиологическую природу и нервные механизмы умственного утомления объясняет классическая рефлекторная теория Сеченова – Павлова, в соответствии с которой источник ощущения усталости находится «исключительно в центральной нервной системе», а не в мышцах, как считалось ранее. Утомление корковых клеток И.П. Павлов рассматривал как их «функциональное разрушение», а наступающее в них торможение – как процесс, предотвращающий дальнейшее разрушение и дающий возможность клеткам восстановить свое нормальное состояние.
Таким образом, утомление – это естественное временное физиологическое состояние организма. Избежать его нельзя, но умелое использование методики работы и своевременная разгрузка организма позволяют на некоторое время отсрочить утомление.
Признаки утомления у детей обычно появляются к концу четвертого-пятого урока: возникают вялость, рассеянность, сонливость, внимание плохо концентрируется, возможны нарушения дисциплины. Если возникшее утомление не сменяется отдыхом, то наступает переутомление, которое очень вредно для организма, поскольку связано с превышением функциональных возможностей корковых клеток и является запредельным. Переутомление школьников связано с чрезмерной нагрузкой, сочетающей учебную работу и занятия в кружках, музыкальной, спортивной школах, нарушение режима дня и правил личной гигиены.
Обычно переутомление проявляется сразу после перегрузки, но может возникнуть и через некоторое время. Например, если в период летних каникул отдых ребенка организован неправильно, то в начале учебного года это может и не сказаться на успеваемости, однако работоспособность такого ученика снизится значительно раньше, чем у нормально отдохнувшего ребенка.
Чтобы устранить острое (быстрое и однократное) утомление, как правило, достаточно хорошо выспаться ночью. Систематическое утомление и переутомление одним нормальным сном не устраняется. Для этого необходимы отдых в течение не менее двух недель, высококалорийное питание с обилием витаминов, водные процедуры, соответствующая организация сна. Употребление тонизирующих средств и напитков при этом нежелательно.
Чтобы предупредить утомление, необходимо правильно и рационально организовать труд школьника. Это обеспечивается усилиями учителя, так как сами дети к этому еще недостаточно способны в связи с возрастными особенностями.
Понятие о «школьной зрелости» ребенка. В нашей стране обязательное школьное обучение детей введено с 6–7 лет. Как правило, к этому времени организм ребенка морфологически и функционально подготовлен для обучения. Тем не менее поступление ребенка в школу – это поворотный момент в его жизни, ломающий стереотип, выработанный в дошкольных учреждениях и семье.
Самыми трудными для большинства учащихся обычно бывают первые 2–3 месяца учебы. Возможно даже возникновение такого состояния, которое определяется врачами как адаптационная болезнь (еще ее называют «школьным стрессом» или «школьным шоком»). В задачу педагога входит облегчение периода адаптации ребенка к новым условиям, т. е. уменьшение нервно-психологической травматичности переходного периода от дошкольной жизни к школьной.
Понятие школьной зрелости, т. е. функциональной готовности ребенка к учебе, относят к числу важных проблем возрастной физиологии, педагогики, психологии и школьной гигиены. С ним связана характеристика уровня физического, психического и социального развития, при котором ребенок становится восприимчивым к систематическому обучению и воспитанию в школе. Педагоги, врачи, психологи должны учитывать степень школьной зрелости, так как дети, не достигшие этого уровня, становятся неуспевающими учениками.
Чтобы определить степень школьной зрелости, используют тест, предложенный в 1955 г. немецким психологом А. Керном и усовершенствованный И. Ирасеком в 1966 г. Тест Керна – Ирасека состоит из следующих заданий: ребенку предлагают нарисовать человека и точки, расположенные в определенном порядке, по памяти после их демонстрации и срисовывать фразу, написанную прописью. Работа оценивается по пятибалльной системе – от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Сумма баллов за отдельные задания является общим показателем. Дети, получившие за выполнение трех заданий теста от 3 до 5 баллов, считаются готовыми к систематическому обучению. Получение 6–8 баллов указывает на необходимость дополнительной подготовки детей к школе (это так называемые среднезрелые дети). Оценка в 9 и более баллов говорит о неготовности к школьному обучению.
Индивидуальный подход к детям. Появится ли интерес учеников к уроку, зависит от мастерства учителя, от его умения преподносить материал с учетом возрастных особенностей учеников, а также от физического состояния детей, типа их высшей нервной деятельности и функциональных возможностей.
Чаще всего состав учеников в классе неоднороден: встречаются дети с ослабленным здоровьем и более низким уровнем подготовки, нуждающиеся в индивидуальном режиме и подборе особого материала для домашних заданий, консультациях, дополнительных занятиях.
Для детей, страдающих хроническими болезнями (ревматизмом, туберкулезной интоксикацией), предусмотрен свободный от посещения школы один день в неделю, когда они работают дома по заданию учителей. Решение о предоставлении ребенку свободного от посещения школы дня выносит педсовет на основании медицинских документов. Прежде всего на такую льготу претендуют дети, которые живут на расстоянии 500 м и далее от школы.
Расстановка ударений: ДИНАМИ`ЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИ`П
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), обеспечивающая определённую интенсивность и последовательность реакций. Д. с. образуется при достаточно длительном воздействии системы одних и тех же раздражителей (т. е. внешнем стереотипе). Процесс образования Д. с. состоит не только в упрочении входящих в него условных рефлексов, но и в объединении их в целостную систему. Поэтому, напр., если у собаки вырабатывается ряд положительных и тормозных рефлексов, ежедневно повторяемых в одной и той же последовательности и с одинаковыми интервалами, то через нек-рое время применение какого-нибудь одного из них (лучше слабого) будет воспроизводить всю систему реакций.
Образование Д. с. представляет собой напряжённый нервный труд. Зато для сложившегося стереотипа характерны лёгкость, чёткость и постоянство реакций, что в большой степени экономит затрату нервной энергии на выполнение деятельности. В этом состоит его биологич. значение. Инертность Д. с. не является отрицательным качеством. Она избавляет организм от необходимости приспосабливаться к случайным и кратковременным изменениям внешних условий. Нецелесообразность Д. с. в меняющихся условиях исправляется его «динамичностью», способностью к перестройке. При изменении внешнего стереотипа система временных связей корригируется, преобразуется новыми воздействиями.
Д. с. - физиологич. основа множества явлений пси-хич. деятельности человека, напр, навыков, привычек, отношений, приобретённых потребностей и др. Система Д. с. представляет собой физиологич. основу устойчивых особенностей поведения личности.
Знание закономерностей формирования Д. с. полезно для правильной организации обучения. Д. с., как основа навыков, обеспечивает не только лёгкость, точность, но и автоматизированность деятельности. Разгружая сознание от постоянного контроля за каждой операцией, сформировавшиеся навыки дают возможность сосредоточить внимание на более общем и целостном руководстве деятельностью, создают предпосылки для творчества. Учёт особенностей функционирования Д. с. важен и в воспитательной работе. Создание чёткого ритма чередования труда и отдыха, организация рационального режима обеспечивают бодрое состояние организма и высокую продуктивность деятельности. Переделка Д. с. представляет большие трудности для нервной системы. Поэтому очень важно в процессе обучения добиваться от уч-ся с самого начала овладения правильными навыками и умениями, т. к. переучивание, т. е. установление нового Д. с., вредно отзывается на нервной системе уч-ся, отрицательно сказывается на качестве их знаний. Особенности нарушения Д. с. необходимо знать и для понимания и предупреждения психич. «кризисов» личности, к-рые могут возникнуть при изменении образа жизни или характера деятельности человека. «...Часто,- писал И. П. Павлов,- тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового» (Поли, собр. соч., т. 3, кн. 2, 1951, с. 243 - 44). Резкие нарушения Д. с. могут в нек-рых случаях иметь тяжёлые последствия, вплоть до невроза, а. Г. Вацуро. Ленинград.
Окружающая среда действует на организм не единичными раздражителями, а системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то со временем организм воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчивое закрепление определенной последовательности реакций называется динамическим стереотипом (от греч. ”- твердый и “typos”-отпечаток).
Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Это форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга высших животных и человека, выражением которой является фиксированный (стереотипный) порядок осуществляемых ими условно-рефлекторных действий. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем – сигналом последующей.
Многие наши навыки, например, способность писать, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д. являются автоматическими цепями двигательных актов. В процессе жизни человека обычно вырабатываются и более сложные стереотипы поступков: поведение после пробуждения или перед сном, режим труда, отдыха, питания.
Возникают относительно устойчивые формы поведения в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в оценке текущих событий и реагирования на них. Такие стереотипы имеют большое значение в жизни человека, так как позволяют выполнять многие виды деятельности с меньшим напряжением нервной системы. Биологический смысл динамических стереотипов сводится к тому, чтобы освободить корковые центры от решения стандартных задач, для того чтобы обеспечить выполнение более сложных, требующих эвристического мышления.
Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему.
Выработка стереотипа проходит в 3 фазы:
1) иррадиация процесса возбуждения по коре больших полушарий;
2) концентрацияпроцесса возбуждения в тех нервных центрах, участие которых необходимо для данного действия;
3) автоматизация,когда действие осуществляется без контроля сознания.
Например, при выработке навыка письма сначала ребенок судорожно сжимает ручку, склоняет голову, иногда высовывает даже язык (первая фаза). Затем у ребенка посадка правильная, ручку сжимает с необходимой силой, но все время контролирует правильность написания букв (вторая фаза). Наконец, он следит не за правильностью написания букв, а только засмыслом написанного (третья фаза).
Выработку динамических стереотипов надо доводить до третьей фазы, т. е. до автоматизма, и сразу же правильно. Особенно это касается таких стереотипов, как стереотипы поведения в классе, в школе, в столовой, на улице.
Выработка динамического стереотипа - значительная нагрузка на центральную нервную систему, но однажды выработанный стереотип автоматизируется и становится инертным. Поэтому перестройка стереотипа вызывает большое напряжение нервных элементов коры больших полушарий, выходящее иногда за пределы их функциональных возможностей, и нередко ведёт к нарушениям в высшей нервной деятельности, развитию невротических состояний. Тяжёлые чувства человека при изменении обычного образа жизни, его умственные кризисы и т.п. имеют часто своё физиологическое основание именно в нарушении старого динамического стереотипа и трудности установки нового. Степень трудности перестройки динамического стереотипа зависит от характера раздражителей, особенностей нервной системы, возраста и состояния организма.
Теория организации движений
Следуя современной теории физиологии, все действия осуществляются на уровне простой рефлекторной дуги : раздражение - рецептор - чувствительный нейрон - сегмент спинного мозга - двигательный нейрон - исполнительный орган - это путь прохождения нервного импульса. Рефлекторную дугу контролируют вышележащие отделы центральной нервной системы (ЦНС). Различают безусловные, врожденные рефлексы , которые «вшиты» в структуру центральной нервной системы. И условные, вновь созданные, которые основаны на «проторении» нервных связей по Павлову. Дигательный стереотип это набор взаимосвязанных безусловных и условных рефлексов, это определенная программа , которая работает, следуя четкому алгоритму . Например: перемещение центра тяжести приводит к сокращению икроножной мышцы - результат - восстановление положения тела.
Уровни организации движений
- Уровень «A» - уровень слепого выполнения движений (чистая физиология) обеспечивает настройку тонуса мышц (то есть способность мышц к релаксации, отношения мышц-антагонистов).
- Уровень «B» - уровень двигательных штампов. Он обеспечивает врожденную особенность моторики (ловкость, грациозность, пластику), а также черновую технику повторяющихся движений (осанку, позу, ходьбу, бег). Собственно на этом уровне формируется так называемая «привычная осанка», то есть осанка, характерная для конкретного человека. Уровень «В» является уровнем неосознанной осанки, уровнем рефлекторной коррекции осанки.
- Уровень «С»
уровень пространственного поля, обеспечивает вписывание двигательных штампов в реальное пространство: Это умение расслабиться по команде, умение напрячь отдельную мышцу, повтор движений по показу, группирование тела, сохранение позы. Для этого используются дистанционные рецепторы (зрение, слух). Применительно к осанке это уровень внешней коррекции: Например, коррекция положения тела педагогом или тренером или коррекция «по показу».
Дефекты уровня «С» хорошо видны в подростковом возрасте. Молодые люди, с плохой моторикой, отличаются неуклюжестью, неумением расслабиться, они с трудом осваивают гимнастические упражнения. Это так называемые «моторные бездари». Специфичен их внешний вид: прогиб поясницы или сутулость, приподнятые и выдвинутые вперед плечи, полусогнутые ноги. Их движения сопровождаются так называемым «двигательным мусором» (то есть ненужными мимикой, жестами, гримасами). Чаще всего такой дефект не связан с их генотипом или с заболеванием нервной системы, а обусловлен незрелостью нервной системы, плохим физическим воспитанием . Отметим, что признаком хорошей осанки является не только правильное выравнивание сегментов тела, но и отсутствие «двигательного мусора», который является признаком плохой моторики.
- Уровень D - уровень слияния физиологического и психологического, он обеспечивает выработку сложных автоматизмов движения. Это уровень действия, уровень формирования двигательного навыка. На этом уровне формируются профессиональные движения. Применительно к осанке этот уровень отвечает за осознанное группирование тела - т.е осмысленную коррекцию положения тела.
- Уровень E (смысловой уровень) - обеспечивает смысловую коррекцию всех нижележащих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как пилотирование самолета, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется самоконтроль осанки. Воздействуя на свои мысли, мы можем менять напряжение мышц и, расслабляя мышцы, сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться. На этом уровне реализуются методы телесно-ориентированной психотерапии (психосоматической коррекции) - высший уровень контроля осанки.
Деятельность уровня «В» реализуется через уровень «А», подчиняясь вышележащему уровню С. Уровни A, B и C являются врожденными, безусловными. Однако, в результате сложного взаимодействия, граница между физиологическим и психологическим стирается. Эта граница подвижна. Таким образом,
сознательное действие, автоматизируясь, переходит в уровень бессознательного, рефлекторного, и наоборот, рефлекторное может приобрести самостоятельное значение, войти в сферу сознания.
Это важный закон построения движения, он используется при коррекции ходьбы и осанки .
Индивидуально двигательный стереотип формируется под влиянием разнообразных факторов, имеющих отношение к становлению моторики. Эти факторы могут быть закономерными и случайными: вспомним школьника, склонившегося над низким столом и проводящего многие часы учебы в этой позе, лишенного своевременной педагогической поправки. В последующем накопившиеся двигательные ошибки суммируются с неизменно наступающими возрастными изменениями в осанке подростка, что в итоге способствует фиксации патологической цепи ошибок в формировании осанки, пластики, ловкости. Подобных ситуаций достаточно в профессиональной деятельности, когда люди с правильно сформированной моторикой в нерациональной рабочей позе подвергают ДС проверке на устойчивость с нередкими потерями. Здесь ДС выступает как индивидуальное приобретение моторики.
Связанные понятия
Двигательный навык
Двигательный навык - это выработанное вследствие тренировки движение , компоненты которого в значительной степени автоматизированы. Двигательный навык - основа формирования двигательного стереотипа. Двигательный навык характеризуется словесными «рабочими формулами», которые произносятся мысленно про себя или в виде команд. Эти команды предполагают выполнение определенного движения или физического упражнения. Эти движения многократно повторяются и заучиваются. Так формируется двигательный навык.
Тренировка
Тренировка - многократное повторение определенных движений, которое приводит к их автоматизации, благодаря чему они становятся более точными, в необходимой степени быстрыми, размеренными по силе и амплитуде, в соответствии с задачей, которая решается при выполнении данного двигательного акта (упражнения). Лишние движения в процессе тренировок устраняются. Автоматизированными двигательными актами у человека являются ходьба , бег и многие трудовые движения (процессы, акты).
Моторика
Моторикой принято называть совокупность двигательных возможностей. Существует концепция физических качеств как качественно особых базовых сторон моторики, каждое из них измеряется свойственной ему единицей измерения. Таких параметров определено 5: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Нередко физические качества отождествляют с двигательными. Термином «двигательные качества» обозначают структурно особые максимальные базовые проявления моторности. Имеются в виду максимальные проявления прыгучести отталкиванием одной и двумя ногами, с места и с темпа, различные по структуре удары, сохранение устойчивости своего тела на одной и на двух ногах, на месте и после быстрого перемещения тела, на подвижной и неподвижной опоре и т. д. Необходимо отметить, что и в физическом воспитании, и в спорте непосредственное значение имеют именно двигательные качества, а физические либо моторные функциональные качества развивают только для того, чтобы повысить двигательные качества.
Литература
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Динамический стереотип" в других словарях:
динамический стереотип - (от греч. dynamikos сильный, подвижный, stereos твердый, typos отпечаток) интегральная система привычных условно рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда (см. стимул). Понятие… … Большая психологическая энциклопедия
См. Стереотип динамический … Большой Энциклопедический словарь
См. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Понятие, отражающее интеграцию условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами… … Психологический словарь
Физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды. Д. с. образуется при достаточно длительном… … Философская энциклопедия
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - (от греч. stereos – твердый + typos – отпечаток). Устойчивая система условно рефлекторных действий, которая вырабатывается как реакция на повторяющиеся предъявляемые стимулы. В методической литературе 50–60 х гг. XX в. этот термин употреблялся… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
См. Стереотип динамический. * * * ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП, см. Стереотип динамический (см. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ) … Энциклопедический словарь
динамический стереотип - dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Galvos smegenų žievėje susidariusi nuolatinė ir darni sąlyginių refleksų sistema, lemianti išmoktų veiksmų pastovumą, ekonomiškumą, įgūdžius, įpročius, mąstymo ir elgesio… … Sporto terminų žodynas
Все ли рефлексы безусловные? Обоснуйте своё мнение.
Что означает слово «динамика»?
Нет, существуют условные рефлексы, например опыт Павлова с собакой.
Это увеличение или уменьшение каких-либо параметров. Когда мы знаем изначальный результат и начинаем от него отслеживать дальнейшие цифры.
1. Перечислите формы приобретённой программы поведения, начиная с условного рефлекса.
Приобретенные формы поведения формируются у каждого человека в процессе жизни. Условные рефлексы - результат многократного сочетания безразличного раздражителя с жизненно значимым. Условные рефлексы могут быть как положительными (в случае подкрепления), так и отрицательными (тормозными) в результате систематического не подкрепления.
2. Что такое динамический стереотип и как он образуется?
Динамический стереотип - это система условных связей, сложившаяся в головном мозге в результате многократного повторения всей программы одних и тех же действий в одной и той же последовательности. Динамический стереотип лежит в основе навыков и привычек, вырабатывается в течение жизни и может быть перестроен или отвергнут. Ломка динамического стереотипа вызывает отрицательные эмоции.
3. Динамический стереотип лежит в основе всех навыков и привычек. Попробуйте это доказать на примере формирования навыка письма.
Нужно написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Сделать 10 попыток, каждый раз отмечая затраченное время. Против каждой попытки проставьте время. Затем построить график. На оси абсцисс отложите номера попыток, на оси ординат - время. Как правило, если упражнение выполняется первый раз, график не представляет собой плавную кривую с постоянно улучшающимися результатами. У большинства людей наиболее ощутимые сдвиги наблюдаются между первой и второй попытками. Затем наступает момент, когда результаты перестают улучшаться (так называемое плато), а вслед за этим, ухудшившись на некоторое время, снова продолжают наращиваться. Объясним такую динамику формирования навыка. Первая система связей далека от совершенства, и человек бессознательно ищет новые способы решения задачи. Часто они дают более скромные результаты, по крайней мере вначале. Затем показатели улучшаются. Такие волны обычно возникают не один раз, пока наконец навык не стабилизируется.
4. Чем условно-рефлекторная деятельность отличается от рассудочной?
Рассудочная деятельность является началом мышления, так как в ее основе лежит обобщение прошлого опыта. Рассудочная деятельность не отражает ранее найденные связи, а, прогнозируя возможность появления новых, помогает человеку строить свое поведение. Временные связи между явлениями, в отличие от условных рефлексов, устанавливаются спонтанно, путем догадки, которая затем проверяется на практике. В отличие от условных рефлексов и динамического стереотипа рассудочная деятельность не отражает найденные ранее связи между явлениями, а прогнозирует возможность возникновения новых.