Рабочие программы по биологии год. Медицинский класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Дмитряшевка
Хлевенского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрено на заседании Утверждено
Педагогического совета приказом по школе
протокол №_____от «___»_______2016 № от 2016
Директор_______ С.А.Дедов
Протокол № от
Руководитель МО _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
биология
7_б______ класс
на 2016-2017 учебный год
ФИО разработчика:Кретинина И. В.
Должность:учитель химии
с. Дмитряшевка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы:
Федеральный уровень
2)Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
3)Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
4) Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
5) Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
6) Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"
7) Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
8) Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 N 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312".
9) Приказ Минобрнауки РФ от 24.01.2012 N 39 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089".
10) Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 N 729 (ред. от 16.01.2012) "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 N 15987).
11) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
12) Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"
13) Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
14) Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) http:// www.fgosreestr.ru/
Информация о федеральных нормативных документах на сайтах: http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ); http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал); http://www.edu.ru/ (Единый государственный экзамен); http://fipi.ru/ (ФИПИ)
Региональный уровень
Приказ УОиН Липецкой области от 29.04.15 № 424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015/2016 учебный год».
Письмо УОиН Липецкой области от 27.04.2015 г. № СК - 1350 «О реализации в образовательных организациях Липецкой области ФГОС общего образования в 2015-2016 учебном году».
Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 № 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
Школьный уровень
Устав школы
Программа развития школы
Образовательная программа школы на 2016-2017 уч.г.
Календарный учебный график
Учебный план на 2016-2017уч.г.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Дмитряшевка.
Цел и:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Задачи:
- Обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 70 уроков.
- Продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии и видео-уроки.
- Особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, презентаций.
- Закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков.
- Развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего обра-зования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений (курс «Животные», авторы Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н.).
Обоснование выбора авторской программы: Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:
Основные изменения, внесенные в программу И.Н. Пономаревой:
1. Уделено более пристальное и детальное внимание многообразию отдельных систематических групп животных..
2. Введены экскурсии, в том числе виртуальные с использованием ресурсов Интернета
3. Делается акцент на использовании проектных и исследовательских технологий.
Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
программа рассчитана на 2 классных занятия в неделю (70 часов в год).
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами): программа рассчитана на 2 классных занятия в неделю (70 часов в год), включает 12 лабораторных работ.
Формы организации образовательного процесса: Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается активная форма обучения, а также выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Обязательным компонентом являются экскурсии для изучения объектов живой природы в их естественной среде, также предполагаются виртуальные экскурсии с использованием материалов специализированных сайтов Интернета (например сайтов Дарвиновского, Палеонтологического музеев РАН, Лондонского национального музея естественной истории, музея института Л.Пастера и т.д.)
Программа предполагает возможность использовать на уроке различные типы заданий для учащихся, развивающие у школьни-ков интеллектуальные и практические умения. Такие как:
1. Нахождение логической связи между терминами и понятиями, написанными учителем на доске. Комментирование этой связи.
2.Ответ учащегося по плану, составленному им са-мим или предложенному учителем.
- Ответ на вопросы в конце параграфа учебника.
4.Составление собственных вопросов к тексту для других учащихся класса.
- Ответ на вопросы, которые задают товарищи по классу.
6.Ответ учащегося по логической опорной схеме, изображенной им на доске.
- Решение проблемных задач.
- Участие во фронтальном опросе-беседе, проводи-мом учителем.
9.Заполнение сравнительной или обобщающей таб-лицы на доске или в тетради.
- Исправление «ошибок» в терминах, написанных на доске.
- Написание тестовых письменных работ.
- Выступление по итогам работы с дополнительной литературой (доклад, реферат).
- Составление в тетради «биологического словари-ка» с помощью учебника.
- Нахождение лишнего в совокупности предложен-ных учителем понятий или терминов.
- Написание словарного диктанта по общей био-логии.
16.Распределение терминов, понятий, объектов по группам, то есть их классификация на основании какого-либо принципа.
17.Формулирование гипотез.
18.Разработка научного эксперимента.
19.Практическое выполнение наблюдения и опыта.
20.Обсуждение результатов проведенного исследования (своего и чужого).
Технологии обучения:
В ходе реализации программы предпочтение отдается деятельностному подходу к обучению, предполагается широкое использование проектной деятельности, отдельное внимание уделено личностно-ориентированному подходу. Обязательным является использование ИКТ.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
1. Ценностно-смысловая компетенция формируется благодаря детальному знакомству с многообразием животного мира, самостоятельным и групповым исследованиям, проводимых в форме практических и лабораторных работ. Особую роль играет изучение тем, посвященных исчезающим видам.
2. Общекультурная компетенция отражающая круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, формируется благодаря широкому спектру тем, в которых зоология рассматривается в интеграции с общественными и гуманитарными дисциплинами. Общекультурное содержание курса «Животные» включает в себя основы анатомии, физиологии и систематики животных в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий.
3. Учебно-познавательная компетенция
успешно формируется благодаря детальному изучению объектов живой природы, многие из которых обитают рядом и доступны для непосредственного изучения. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Информационная компетенция.
При помощи реальных объектов и информационных технологий, формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция.
Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Данные навыки ученик приобретает во время групповых лабораторных работ и уроков с использованием проектной технологии. Ученик по ходу изучения курса овладевает умением представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Программа предусматривает, что он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся представления о личной ответственности за сохранение видов животных и целых экосистем
Виды и формы контроля (согласно Уставу образовательного учреждения):
устные и письменные; фронтальные, групповые, индивидуальные; итоговые и текущие; с применением компьютера и других технических средств; программированные и непрограммированные.
Информация об используемом учебнике.
Учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец года в соответствии с требованиями, установленными государственными образовательными стандартами, Программой развития школы, Образовательной программой школы.
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен:
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний животными;
- оказания первой помощи при укусах животных.
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. . Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма .
Признаки живых организмов, их проявление у животных. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).
СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царство животных. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Царство животных. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными.
Одноклеточные животные, или Простейшие.
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших . Значение простейших в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные.
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей.
Тип Моллюски.
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие.
Общая характеристика типа Членистоногие. Происхождение членистоногих . Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека.
Тип Хордовые.
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Охрана рыбных богатств.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных . Многообразие, значение и их охрана.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Происхождение и многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие - переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих.
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов, домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
Тематический план 7 класс
литература
1.Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
2.«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
3.Кучменко В.С., Суматохин С.В. «Биология. Животные. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2003 год.
4.Резанов А.Г. «Зоология в таблицах, рисунках и схемах». Москва, «Издат-школа», 1999 год.
5.«Я иду на урок биологии. Зоология. Рыбы и земноводные. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
6.«Я иду на урок биологии. Зоология. Беспозвоночные. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
7.«Я иду на урок биологии. Зоология. Птицы. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
8.«Я иду на урок биологии. Зоология. Пресмыкающиеся. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
9.«Я иду на урок биологии. Зоология. Млекопитающие. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
10.Рязанов А.Г. «Зоология. Тесты». Москва, «Издат-школа», 1998 год.
11.Тугусова Е.В. «Зоология. Поурочные планы с проверочными заданиями и контрольными тестами». Москва, «Юнвес», 2001 год.
12.Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 - 8 классы». Москва, «Дрофа», 1997 год.
13.Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.
14.«Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
15.«Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
16.Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. «Биология. Материалы к урокам - экскурсиям». Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 год.
17.Сухова Т.С. «Урок биологии. Технология развивающего обучения. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
18.Реброва Л.В., Прохорова Е.В. «Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
19.Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
20.Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Биология. Тесты, вопросы и задания». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.
21.Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.
22.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 7 класс. 2005 год.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Каменская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Каменской
средней общеобразовательной школы
Л.А.Шеставина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии, 11 класс
(базовый уровень)
Составитель: Маринина Нина Сергеевна,
учитель биологии
Количество часов в год-68
Количество часов в неделю-2
2016-2017 учебный год
1. Пояснительная записка…………………………………………………...…3
3. Требования к уровню подготовки……………………………………….....5
4. Контроль уровня обученности…………………………………………...…6
5. Календарно-тематическое планирование……………………………….....8
6. Литература…………………………………………………………….…….16
7. Средства обучения………………………………………………………......17
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне
Цель:формирование у каждого учащегося биологического мышления и экологической культуры.
Задачи:
развитие творческого мышления у школьников путём использования на уроках идей проблемного обучения биологии;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
Межпредметные связи:
химия,
физика,
история,
основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ),
информационно-коммуникативные технологии.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
устные ответы,
тематические сообщения,
самостоятельные работы,
контрольные работы, тесты, зачётно-обобщающие уроки.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 3.Основные закономерности явлений наследственности.
Закономерности изменчивости (17 часов)
Глава 4.Генетика человека (4 часа)
Глава 5.Основы учения об эволюции (12 часов)
Глава 6.Основы селекции и биотехнологии (6 часов)
Глава 7. Антропогенез (6 часов)
Глава 8.Основы экологии (16 часов)
Глава 9.Эволюция биосферы и человек (7 часов)
Лабораторных-4. Практических работ-6.
Количество учебных часов – 68
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:
основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина);
строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
биологическую терминологию и символику.
Уметь:
объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому признаку;
выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
анализировать и оценивать различные гипотезы существования жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.
Использовать приобретенные ЗУН для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.
4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Для контроля уровня обученности используются две основные системы:
Традиционная система . В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок
Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.
Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.
Итоговая оценка (за полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5 » ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4 » ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3 » ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2 » ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5 » ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4 » ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3 » ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2 » ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п№ урока
Дата
Тема
Новые понятия, термины
Демонстрацион.опыт, лабор. и практич.работы
Домашнее задание
Примечание
Глава 3. Основы генетики (17час)
Основные закономерности явлений наследственности-
Закономерности изменчивости
История развития генетики. Гибридологический метод.
Генетика, гибридологический метод, чистые линии
Правила техники безопасности в кабинете биологии(Т/Б)
§38
Сообщения, презентации о Г.Менделе
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.
Гибридологический метод, чистые линии, рецессивный и доминантные признаки, гомозигота, гетерозигота, расщепление
§39
Решение задач на моногибридное скрещи вание
Практическая работа №1 «Решение задач на моногибридное скрещи вание»
Сборник задач по генетике стр5 №4,6
Т/Б при проведении Пр/р
Генотип и фенотип. Аллельные гены.
Аллели, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание, неполное доминирование, множественный аллелизм, генофонд вида
§40
Решение задач на анализирующее скрещивание и неполное доминирование.
Практическая работа №2 «Решение задач на анализирующее скрещивание и неполное доминирование»
Сборник задач стр.9 №26
Т/Б при проведении Пр/р
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков(Третий закон Менделя)
Дигибридное, независимое наследование, решетка Пенетта.
§41
Решение задач на дигибридное скрещи вание
Практическая работа №3 «Решение задач на дигибридное скрещивание
Сборник задач стр.13 №41,43
Т/Б при проведении Пр/р
Хромосомная теория наследственности
Кроссинговер, генетические карты
§42
Взаимодействие неаллельных генов
Эпистаз, полимерия,плейотропность
§43
Решение задач на взаимодействие неаллельных генов (эпистаз, полимерия, плейотропность)
Практическая работа №4 «Решение задач на эпистаз, полимерию, плейотропность
Сборник задач стр.14 №45.46,47
Т/Б при проведении Пр/р
Цитоплазматическая наследственность
§44
Генетическое определение пола
Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол
§45
Решение задач на сцепленное с полом наследование.
Практическая работа №5
«Решение задач на сцепленное с полом наследование.
Сборник задач стр.27 №89,90
Т/Б при проведении Пр/р
Изменчивость. Наследственная изменчивость.
§46(1 часть)
Изменчивость, Модификационная изменчивость
Лаборат. работа №1 .
Изучение изменчивости у растений и животных. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Изучение фенотипов растений .
§46(2 часть
Т/Б при проведении Л/р
Виды мутаций
Генные, хромосомные, геномные, делеция, дупликация, инверсия, траслокация
Лаборат. работа №2.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде(косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
§47
Т/Б при проведении Л/р
Причины мутаций, Соматические и генеративные мутации
Мутагенные факторы
§48
Глава 4. Генетика человека(4 часа)
Методы исследования генетики человека
Генеалогический, популяционный, близнецовый
Практическая работа №6
Составление родословной
Т/Б при проведении Пр/р
§49
Сообщения, презентации о методах исследования человека
Генетика и здоровье
Генные заболевания, хромосомные болезни
§50
Сообщения, презентации о наследственных болезнях человека
Проблемы генетической безопасности
Медико-генетическое консультирование
§51
Зачетно-обобщающий урок по темам: »Основы генетики», »Генетика человека»
Тест,Решение задач
Глава 5.Основы учения об эволюции(12 часов)
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина
Эволюция, наследственная изменчивость, искусственный отбор, борьба за существование
§52
Вид, его критерии
Генетический, морфологический, физиологический, экологический, географический, исторический. Систематика, ареал.
Лабор.работа №3
"Морфологические особенности растений различных видов"
§53
Т/Б при проведении Л/р
Популяции. Генетический состав популяций.
Популяции, генофонд популяции
§54§55
Изменения генофонда популяции
Генетическое равновесие, дрейф генов
§56
Борьба за существование и ее формы
Формы борьбы за существование
§57
Естественный отбор и его формы
Формы естественного отбора
§58
Изолирующие механизмы
Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы
§59
Видообразование
Микроэволюция, аллопатрическое и симпатрическое видообразование
§60
Макроэволюция, ее доказательства
Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды
§61
Систем растений и животных-отображение эволюции
Биноминальное название видов, естественная классификация
§62
Главные направления эволюции органического мира
Параллелизм,конвергенция,дивергенция.ароморфоз,идиоадаптация,дегенерация,биологический прогресс и регресс
Лабор.работа №4
Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у животных и растений
§63
Т/Б при проведении Л/р
Зачетно-обобщающий урок по теме:» « Основы учения об эволюции»
ТЕСТ
Глава 6.Основы селекции и биотехнологии(6 часов)
Основные методы селекции и биотехнологии
Селекция, сорт, порода, штамм, гибридизация, гетерозис, клеточная и генная инженерия
§64
Методы селекции растений
Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости
§65
Сообщения, презентации о Н.И.Вавилове
Методы селекции животных
Полиэмбриония, генетическое клонирование
§66
Сообщения, презентации о возможном клонировании с биологической, хозяйственной и этической точек зрения
Селекция микроорганизмов
клон
§67
Сообщения, презентации о методах генной инженерии в селекции микроорганизмов
Современное состояние и перспективы биотехнологии
Биогумус, культура тканей, экологические виды топлива
§68
Сообщения, презентации о биогумусе, культуре тканей, экологических видах топлива
Зачетно-обобщающий урок
С 2015 года ГБОУ Школа № 185, в соответствии с Приказом №334 от 24.06.2015 года Департамента образования города Москвы, является участником проекта «Медицинский класс в московской школе», который объединяет усилия учителей, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и лучших специалистов Первого Московского государственного медицинского университета имени Ивана Михайловича Сеченова.
В состав проектного офиса проекта входят:
- Специалисты МГМУ имени И.М. Сеченова
- Сотрудники развивающихся в настоящее время центров молодежного инновационного творчества
- Представители Городского методического центра
- Центра педагогического мастерства
- Московского центра качества образования
- Центра технологической модернизации образования
Проект реализуется на основании договора о сотрудничестве Образовательной организации с ФГБОУ ВПО «Первый Московский Медицинский Университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Учебный план для профильных 10-11 и предпрофильных 9-х медицинских классов (групп) составляется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ВУЗа с учетом углубленного изучения химии и биологии, специализированных программ эффективного выбора внеурочной деятельности, ресурсов дополнительного образования, комплексной работы по профориентации и социализации обучающихся.
Реализация образовательного проекта осуществляется в соответствии с планом профильного образования медицинской направленности и в сотрудничестве с медицинским университетом, учреждения здравоохранения, центрами поддержки образования.
Сайт проекта «Медицинский класс в московской школе» http://profil.mos.ru/med.html#/
Основные мероприятия проекта http://profil.mos.ru/med/meropriyatiya.html#/
Ход реализации проекта "Медицинский класс в московской школе"
Учебный план для профильных 10-11-х и предпрофильных 8-9-х медицинских классов (групп) осуществляется на основе углубленного изучения химии и биологии, специализированных программ эффективного выбора внеурочной деятельности, ресурсов дополнительного образования, комплексной работы по профориентации и социализации обучающихся.
В работе над проектом принимают участие два учителя биологии и один учитель химии.
В 2018 году заключен новый договор с ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова по вопросу осуществления совместной образовательной деятельности по профессиональной ориентации медицинской направленности, дополнительному образованию учащихся Школы.
Договор |
Организация высшего образования |
Направление сотрудничества |
---|---|---|
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова |
Осуществление совместной образовательной деятельности по профессиональной ориентации медицинской направленности, дополнительному образованию учащихся Школы |
|
|
Проведение мастер-классов, занятий |
|
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет |
Углубленная подготовка обучающихся |
В 2018-2019 учебном году продолжается сотрудничество образовательной организации с ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова». Для обучающихся 10-11 классов преподаватели университета провели цикл мероприятий по учебно-образовательной программе «Школа юного хирурга».
Мероприятия в рамках реализации проекта, посещенные обучающимися проектных классов
Мероприятие |
Организация |
Дата |
---|---|---|
Торжественное открытие Университетских суббот |
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова |
|
«Университетские субботы в Сеченовском Университете для будущих биотехнологов» Генетическая паспортизация. Персонализированная медицина. |
||
Установочный семинар "Биотехнология растений - технологическая основа развития селекции, генетики и растениеводства" |
||
Лекция и практическое занятие «Выделение ДНК методом сорбентов» |
ЦТПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова |
|
Обучение по специальности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» |
ГБПОУ ДЗМ "Медицинский колледж №1" |
|
Мастер-классы и практикумы по темам: «Что посеешь, то и пожнешь. Как оценить качество семян?», «Возможна ли жизнь растений в пробирке?», «Грумминг собак» в рамках проекта "Университетские субботы" |
РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева |
|
Лекции по организации и проведению работ над учебно-образовательной проектной деятельностью |
||
Консультации по организации и проведению работ над учебно-образовательной проектной деятельностью в рамках медико-биологического профиля |
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ |
|
Консультации по организации и проведению работ над учебно-образовательной проектной деятельностью, в рамках медико-биологического профиля и проекта, «Медицинский класс в Московской школе» |
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ |
|
День открытых дверей в ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России |
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России |
|
Проектно-исследовательское обучение учащихся по теме «Биотехнология растений - технологическая основа развития селекции, генетики и растениеводства» |
||
Подготовка проектов на базе Кафедры фармацевтической технологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова |
ФГАОУ ВО "Первый МГМУ имени И.М.Сеченова" |
|
Работа над проектом во Всероссийском НИИ сельскохозяйственной биотехнологии |
Всероссийский НИИ сельскохозяйственной биотехнологии |
|
Подготовка проектов "Магнитное поле Земли, как абиотический фактор", "Взаимодействие (взаимовлияние) магнитного поля Земли с «культурными» растениями" |
Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной биотехнологии |
|
Городская Сеченовская конференция проектных и исследовательских работ школьников |
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России |
|
Конференция "Медицина будущего" |
РГМУ им. Н.И. Пирогова |
|
Награждение победителей и призеров Городской Сеченовской конференции |
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России |
Объединения дополнительного образования ГБОУ Школа №185,
осуществляющие реализацию проекта «Медицинский класс в московской школе»
Наименование |
Уровень |
Количество обучающихся |
Основы генетики, микробиологии |
Ознакомительный |
|
Физиология растений |
Ознакомительный |
|
Практикум по общей и неорганической химии |
Ознакомительный |
|
Физиология и анатомия |
||
Биохимия |
||
Химия по программе ЗФТШ МФТИ |
Углубленный |
Отчет о реализации проекта "Медицинский класс в московской школе" в 2017-2018 учебном году
В 2015-2016 учебном году, в соответствии с Приказами ДогМ №334 от 24.06.2015 года, ДогМ №1029 от 25.08.2016 и приложением к приказу №1116 от 24.10.2016, школа стала участником образовательного проекта «Медицинский класс в московской школе», организованного Департаментом образования города Москвы, при непосредственном участии:
ФГБОУ ВПО «Первый Московский Медицинский Университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева (РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева»;
ФГБОУ ВПО «Московский политехнический университет».
С 1 сентября 2015 года была открыта профильная медицинская группа обучающихся в 10-х классах.
В 2017-2018 учебном году школа продолжила работу над проектом «Медицинский класс в московской школе».
Учебный план для профильных 10-11-х и предпрофильных 8-9-х медицинских классов (групп) был составлен в соответствии с требованиями ФГОС и осуществлялся на основе углубленного изучения химии и биологии, специализированных программ эффективного выбора курсов «Генетика и медицина», «Анатомия», курса внеурочной деятельности «Шаг в медицину», ресурсов дополнительного образования, комплексной работы по профориентации и социализации обучающихся.
Класс |
Предметы |
Профильные курсы |
Кружки |
Мероприятия, проекты |
10 класс |
Химия (4 часа) |
Э/К «Практикум |
Профильная химия (ЗФТШ МФТИ) |
Медицинский класс в Московской школе http://profil.mos.ru/med.html#/ |
11 класс |
Химия (4 часа) |
Э/К «Практикум |
Количество обучающихся в медицинских классах
Учебный год |
Профиль |
Предпрофиль |
||
2015-2016 |
6 человек |
5 человек |
||
10 человек |
||||
2016-2017 |
11 человек |
12 человек |
||
6 человек |
5 человек |
|||
2017-2018 |
6 человек |
15 человек |
||
12 человек |
6 человек |
Участие в городской научно-практической конференции «Старт в медицину»
Научно-практическая конференция «Старт в медицину» проводится ежегодно в рамках мероприятий городского проекта «Медицинский класс в московской школе» с целью обсуждения проблем развития основного и среднего общего образования медицинской направленности, определения актуальных эффективных моделей реализации профильного обучения Москвы, использования научного и культурно-образовательного пространства, а также представления новых образовательных достижений обучающихся медицинских классов. Организаторами Конференции являются Департамент образования города Москвы и ФГБОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России.
10-12 апреля 2018 г. в МГМУ им И.М.Сеченова обучающиеся предпрофильных и профильных классов представили свои проекты в различных секциях:
- Табунова Ю., 9 кл., науч.рук. Графутко Е.А., секция «Экология и эволюция»;
- Серова А., 10 кл., науч.рук. Левашов Д.А., секция «Экология и эволюция»;
- Бредихина К., 10 кл., науч.рук. Левашов Д.А., секция «Биотехнология и биоинженерия»;
- Медведева И., 10 кл., науч.рук. Петрова Т.В., секция «Медицина»;
- Батчаева, 10 кл., науч.рук. Киселева Т.С.
По итогам конференции обучающаяся 9 класса Табунова Юлия стала призером.
Результативность реализации проекта «Медицинский класс в московской школе» в ГБОУ Школа № 185
в 2017-2018 учебном году
№ |
Критерий |
Результат |
1 |
Предпрофессиональный экзамен |
90% обучающихся медицинского класса. |
2 |
Научно-практическая конференция |
1 призер, |
3 |
Московская олимпиада школьников |
2 призера |
4 |
|
1 призер 3 этапа |
5 |
Всероссийская олимпиада школьников |
2 призера 3 этапа |
6 |
Всероссийская Сеченовская олимпиада |
2 участника |
Результаты диагностики учебных достижений медицинского класса
Предмет |
Класс |
Кол-во |
% выполнения |
% учащихся, |
% выполнения
|
Биология |
|||||
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА 2015-2016 учебного года
1 полугодие
|
Реализация ОП |
|
|
1. Разработка программ учебных предметов для изучения на углубленном уровне, образовательные мероприятия для педагогов |
|
2. У частие в конференциях |
|
3. Программа курса ранней профессиональной ориентации «Шаг в медицину» (для 10-11 классов) |
|
|
|
1. Всероссийская Сеченовская олимпиада школьников по химии и биологии |
|
2. Проектно-исследовательская деятельность, участие в конференциях - 9-10 классы (12 человек) |
|
3. Конкурс сочинений учащихся «Форсайт в медицине: культура, организация, технологии, оборудование» (10 класс) |
|
4. Мероприятия просветительско-образовательной программы «Университетские субботы» и специализированные занятия по программам внеурочной деятельности (5-11 классы) |
|
5. Экскурсии по направлениям проектно-исследовательской деятельности |
|
6. Реализация программы курса ранней профессиональной ориентации «Шаг в медицину» (10 класс) |
|
7. Контроль знаний (10 класс) |
11 /11 - входное тестирование по химии и биологии (оценка реального уровня знаний по профильным предметам) |
II . Второе полугодие 2015-16 учебного года.
Планируемые мероприятия в рамках ОП |
Реализация ОП |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ |
|
1. Программа ранней профессиональной ориентации «Шаг в медицину» |
|
2. К омплексная программа повышения квалификации учителей |
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|
1. Контроль знаний |
|
2. Всероссийская Сеченовская олимпиада школьников по химии и биологии для 10-11 классов (10-11 клласс) |
|
3. Проектно-исследовательская деятельность, участие в конференциях |
|
4. Мероприятия просветительско-образовательной программы «Университетские субботы» (5-11 классы) |
|
5. Экскурсии по направлениям |
|
III . Перспективы развития ОП «Медицинский класс в московской школе» в 2016-2017 учебном году
Сейчас в школе проводятся мероприятия по организации работы медицинского профиля на следующий учебный год:
- Составлен учебный план профильных (10-11) и предпрофильных (7-9) медицинских классов с углубленным изучением химии, биологии, русского языка и курса «Шаг в медицину»;
- составлено предварительное календарное планирование мероприятий;
- составлены программы внеурочной деятельности «Практикум по общей химии» и «Практикум по органической химии»;
- для 10 класса были разработана совместно с кафедрой «Генетики, биотехнологии и селекции» РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева специализированная программа внеурочной деятельности:
- «Генетика» - 10 класс;
- в Издательстве Первого МГМУ имени И.М. Сеченова подготовлены рабочие тетради и учебно-методические пособия для работы с обучающимися медицинских классов.
- для учащихся: «Университетские субботы» в Первом МГМУ имени И.М.Сеченова;
- турниры Всероссийской Сеченовской олимпиады школьников по химии и биологии,
- конкурс «Знатоки естественных наук»;
- экскурсии по направлениям проектно-исследовательской деятельности;
- «Биомедицинский турнир им. И.М. Сеченова»;
- акция «Здоровье наших детей» (выявление заболеваний желудочно-кишечного тракта на ранней стадии»;
- соревнования «МосЮнСпас»;
- Сеченовские научно-практические конференции проектных и исследовательских работ по химии и биологии «Старт в медицину»;
- курс ранней профессиональной ориентации «Шаг в медицину»;
- медицинская практика в больнице;
- образовательные мероприятия для педагогов: комплексная программа повышения квалификации, семинары, мастер-классы, профессиональные конкурсы, вебинары, конференции, обучающие семинары, работа с контентом информационно-образовательной среды для профильных классов медицинской направленности на портале «Сеченовская школа».