Влияет ли общество на формирование личности человека. Аргументы из литературы на тему: «Влияние общества на человека
Ваше счастье и самочувствие не должно полностью зависеть от других людей, не смотря близкие люди это или нет. Но дело в том, что наше окружение влияет на нас, влияет на наше отношение к миру и отношение к самим себе.
Мы становимся похожими на тех людей, с которыми общаемся. Выбирайте свое окружение – какими мы не были бы уникальными, оно все равно влияет на нас — Роберт де Ниро
Многие взаимосвязи с людьми могут совершенно не помогать нам, а быть лишь в тягость. Такие люди не поддерживают нас в полной мере, а могут даже забирать нашу энергию, наши силы, мотивацию и нашу радость. Беда в том, что мы это можем и не замечать, до той поры пока не произведем зачистку и не сменим круг общения. Мы привыкаем к тяжесть таких отношений, к постоянному ежедневному дискомфорту.
Жизнь слишком прекрасна и коротка, чтобы тратить время на людей, которые плохо к вам относятся. Окружите себя людьми, которые вдохновляют вас, заставляют радоваться и улыбаться. Людьми, которые помогут вам, когда плохо на душе. Людьми, которые не пользуются вас. Людьми, которые искренне заботятся о вас. Именно они достойны быть в вашей жизни.
Как определить тех людей, которые не приносят вам пользы? Тех людей которые тянут вас вниз и не дают развиваться? Тех людей которые воруют ваше счастье?
Вот несколько признаков, того что вы находитесь в неправильном окружении:
Влияние общества на человека. Вам говорят, что вы не достаточно хороши для чего то?
Не позволяйте чужим мнениям о вас рушить ваш внутренний стержень — внутреннюю силу и дух. Никогда не жертвуйте тем кто вы есть и к чему стремитесь лишь потому, что кто-то еще считает по-другому. Иногда даже те, кого вы считаете близкими и кому доверяете могут небрежно раздавить ваш потенциал и не сказать ни слова. Ваши идеи могут разбивать в пух и прах, не оказывать ни малейшей эмоциональной поддержки, пытаясь убедить вас отказаться от вашей истиной сути, от вашего нового состояния, которое вы можете так и не приобрести, если пойдете на поводу и таких людей.
На практике хватает всего нескольких негативных высказываний, чтобы убить мечту человека. Не говорите таких вещей другим, и не слушайте тех, кто так делает. Не позволяйте людям останавливать вас и слушайте, когда вам внушают, что вы не можете сделать что-то. Если у вас есть мечта и вы ею увлечены — защищайте ее. Когда другие не могут сделать что-то самостоятельно, они говорят, что у вас тоже ничего не получится. Это ложь. Помните, что люди мыслят в пределах их собственных ограничений.
Не позволяйте несведущим убедить вас, что вы не достаточно сильны или умны.Окружите себя людьми, которые укрепляют вашу веру — тех, кто видит величие в вас, даже если вы этого не видите.
Окружающие (близкие люди) не поддерживают вашу сущность или, что еще хуже, высмеивают ее.
Мы все странные в некотором роде. Это отличие может показаться нам тяжестью, но это не так. Это то что делает нас неповторимыми и уникальными. Наша духовная природа — совершенна, а наши странности и отличия — это наша «изюминка».
Все имеют право быть тем, кто они есть. Каждый заслуживает любви и уважения, без условий и без претензий. Каждый человек имеет право на жизнь и на жизнь такую, какую он хочет. Никто не имеет право оскорблять и причинять вред никому другому. Каждый человек имеет право быть счастливым, не чувствуя себя виноватым. Это относиться и к вам!
Всегда выбирайте свою правду, даже если рискуете навлечь на себя насмешки других. Не «подделывайте» себя и не подстраивайте себя под те принципы которые вам навязывают. Это нормально, делать то, что вы хотите делать. Это нормально — быть счастливым являясь самим собой и жить своей жизнь. Это нормально, сказать нет другим и да собственным желаниям. Примите себя и выберите свое окружение из тех, кто ценит ваше решение.
Нет большей свободы, чем быть тем, кто вы есть.
Вас уважают только тогда, когда вы живете по их правилам и не идут на уступки.
Настоящие друзья (и семья) будут всегда идти на компромисс. Когда есть разногласия, вы сможете принять решение, которое будет приемлемо для обеих сторон, в котором нет необходимости другому человеку отказываться от своих побуждений, в котором обе стороны будут чем то жертвовать и что-то давать взамен. Если от вас требуют и ничего не предлагают — стоит задуматься.
Нужна смелость, чтобы столкнуться лицом к лицу со своими врагами, и еще больше мужества столкнуться с самыми близкими людьми. Будьте сознательны, наблюдайте как люди относятся к вам. При необходимости, противодействуйте им. Делайте все, что нужно, чтобы дать себе шанс жить так, как вам велит сердце.
Тренируйте внутреннего наблюдателя. Прислушивайтесь к внутреннему голосу. Попробуйте то, что вы хотите сделать, сходите туда, где вы хотите очутиться. Исследуйте свою интуицию. Не принимайте ложных выборов только потому, что кто-то не чувствует, то что вы чувствуете. Не позволяйте другим управлять вашими мечтами и вашим будущим.
Сделайте то что вы очень давно хотели, но не делали потому что другие в вас не верили. Не слушайте никого, Вы заслуживаете лучшего.
Влияние общества на человека. Окружение создает и подпитывает отрицательные эмоции внутри вас.
Это не просто оставаться в хорошем самочувствии, когда тебя окружает негатив. Не допускайте что бы он проник в вашу голову. Это ваша жизнь. Вы не можете контролировать все, что делают люди рядом с вами, но вы можете решить, что вы будете делать и как будете проводить свое время. Вы решаете, что впускать в свой ум и сердце, а что нет. Вы решаете, кого взять с собой завтра, а кого оставить.
Чем больше «правильных» людей в вашем окружении тем сильнее вы становитесь.
Они укрепляют ваше убеждение в том что вы неполноценны.
Помните если вы привыкли говорить себе, что вы не достойны, что вы неполноценны — вы обречены на провал. Вам никогда не будет комфортно в отношениях с людьми которые укрепляют такие негативные убеждения.
Это относиться как к внутренним так и к внешним проявлениям, что особенно важно для девушек. Нас заставляют верить, что загорелые блондинки с голубыми глазами — это идеал. Но на самом деле, оригинальность — вот что красиво. Ваши глаза красивы, ваш кожа, волосы, улыбка, голос, смех и личность в целом. Все это — ваша личная красота неповторимой уникальной сущности.
Если вам говорят, что ваша естественная красота неполноценна — стоит задуматься.
Их нет рядом, когда вы в них нуждается больше всего и просите об этом.
Окружите себя такими людьми, которые верит в вас и готовы поддержать вас, не смотря на то хорошо вам или плохо. В самые тяжелые периоды своей жизни, вы увидите истинное лицо тех людей, которые говорят, что заботятся о вас. Помогайте другим людям, заботьтесь о своих близких и осознавайте свою ценность.
Следите за своим окружение, некоторые люди заставляют вас терять энергию, а другие приносят радость вашей душе. Не гонитесь за теми кто вас не ценит, не пытайтесь заставить кого-то принять вас, любить вас и ценить вас, если вам не идут навстречу.
Кварчия Амир Рудольфович – студент кафедры Промышленного и гражданского строительства Донского государственного технического университета.
Аннотация: В данной статье раскрыто понятие личности. Освещено влияние общества на человека. Приведены аспекты жизни, которые оно регулирует.
Ключевые слова: Личность, жизнь, влияние, поведение, успех.
Появляясь на свет, младенец уже приобретает статус индивида. Так же имеет свою индивидуальность, но личностью он становится только под влиянием общества. Рассмотрим, какую же роль оно играет в развитии личности человека.
Личность явление культурной революции. Предположение, что общество оказывает большое влияние на нее, имеет место быть. Общество, в широком смысле, это отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает себя индивидов и способы взаимодействия людей. В узком смысле, общество – это объединение людей, связанных общим социальным признаком и общей деятельностью, отношения в котором регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Человек, всю свою жизнь находится в обществе. Если это младенец, то его первое общество это родители, которые его окружают, воспитывают. Для школьника, уже круг общения расширяется. Помимо родителей появляются такие группы общения как одноклассники, друзья, сверстники. И с каждым периодам жизни человека круг все больше расширяется.
Каждое общество вносит свою лепту в развитие личности.
Учитель в школе, сосед по парте, партнер по команде в футбольной секции, тренер и этот список можно продолжать до бесконечности. Каждое слово может повлиять на человека и изменить его отношение к чему либо. Так и формируется сознание, мировоззрение. Конечно, не любое мнение переворачивает представление о мире. Каждое слово осмысляется человеком и проходит ряд внутренних мысленных фильтров, подобно производству, какого либо продукта на фабрике, и в итоге пройдя множество умственных обработок, выходит сложившиеся мнение.
Происходит социализация индивида. А люди, которые влияют на человека, которых мы немного выше перечислили, называются агентами социализации.
Создатель теории психоанализа Фрейд считал, что в антропо-социогенезе - процессе возникновения и развития человека и общества - главной причиной является биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. В свою очередь, общество для защиты от нежелательных животных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде норм морали, культуры.
И все же, полагал Фрейд, эти бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь половые, играют решающую роль в поведении человека.
Формирование личности, процесс весьма сложный и многоплановый. На него влияют множество факторов.
Социальное окружение - это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств. Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность.
В наше время, общество представляет собой некую культурную область, попадая в которую, индивид подвергается нападению мнений, оценок. Много людей, которые стремятся навязать свои интересы и свое отношение к чему либо. Конечно, этому нужно уметь противостоять и как уже говорилось выше, строить внутреннюю систему мыслительных «фильтров».
Таким образом, мы рассмотрели, как общество оказывает влияние на личность и на ее развитие. В свою очередь проявление личности так же не проходит бесследно для окружения человека.
Список литературы
- 1. Федосеенков А.В. Социальнаямаргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
- 2. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М.Человек и общество (культурология). –Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
- Андреева И.Л «Социальная психология» М., 1994 г.
- В.А. Горянина «Психология общения», Академия, 2002 г.
Поскольку личность - продукт культурной, а не биологической эволюции, то можно предположить, что именно общество, а не природа, оказывает на личность максимальное влияние. Общество способно влиять на личность положительно - развивая ее, и отрицательно - подавляя.
Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отно-
Шений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.
Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков - родителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя взрослые иногда сознательно ищут одиночества и изоляции, предаваясь углубленным размышлениям и созерцанию. Даже когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, преодолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани.
Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. Чем же различаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? Так ли необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?
Дети и взрослые различаются: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассудочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретенных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить.
Но главное отличие - выполнение социальных ролей. Дети - единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский пол», «сын-дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у них не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, врача, педагога, парламентария и т.д. Они не знают, что такое ответственность, социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.
Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли: у них только игровое освоение социального мира. Взрослые никогда не играют в роли, если не считать так называемый игровой метод обучения в бизнесе.
Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент - когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта - взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта - родитель-ско-детские отношения являются самыми тесными и близкими из всех существующих в человеческом обществе.
Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ - от птиц до млекопитающих - родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих существ это справедливо наполовину. Родительство - прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только у людей детей намеренно подкидывают или передают на воспитание в
другую семью либо передают под опеку государства. Только человек придумал специальные учреждения для беспризорных детей и систему санкций, с помощью которых либо наказывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отношений родительства.
Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся источникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры оправдывали самые просвещенные умы человечества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе не обязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Средневековье пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и равнодушии к детям. Русский «Домострой» - свод житейских правил и наставлений XVI века - проникнут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве жаловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а убийство родителя - смертной казнью.
Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родителями. Таким образом, на протяжении почти всей истории человечества наблюдалась асимметрия в отношениях между родителями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других - принижена.
Только в XX веке произошел перелом в отношениях родительства. Они вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Число детей в одной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естественную цепочку социализации.
В ходе многовекового развития человеческое общество создало в отношениях родительства сложные системы ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их еще называют тинэйджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них - наступление половой зрелости), несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимой™ и самостоятельности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инновати-ке и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, называемое молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными не-
Гативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию - скрытому неповиновению родителям. Если раньше они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь ведут как бы двойной счет: у них выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частично пересекается с позицией родителей, а частично - со взглядами сверстников.
В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры
созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Ученые полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу, т.к. статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.
Современная молодежь разбивается на несколько поколений. Она уже не выступает, как прежде, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, исповедующих разные идеалы, ценности, неадекватные нормам и ценностям другого.
Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, сталкивающаяся с теми же самыми проблемами и имеющая такие же ценности и идеалы. Она предоставляет своим членам необходимые им свободу и независимость, как во взрослой субкультуре, и вместе с тем сохраняет для них со-
Циальную защиту и эмоциональную принадлежность, в которой они нуждаются как еще неполные взрослые. Группа сверстников одного возраста считается вполне подходящей на роль судей поступков и действий, совершаемых молодыми людьми. Благодаря сверстникам подросток учится смотреть на себя глазами других людей, не являющихся родственниками, а равных ему по возрасту. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого.
Вообще можно говорить о том, что, как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь: начиная с подросткового возраста группа сверстников уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.
Живя рядом со множеством групп, человек сам оказывает на них влияние и оказывается под их влиянием, но всегда старается сохранить свою личность, индивидуальность.
Понятия: социализация, детство, подростковый период.
Вопросы и задания
1. Институт материнства и отцовства играет важную роль не только в жизни общества в целом, но и в судьбе каждого отдельного человека. Какую роль он играет в вашей жизни? Какое влияние на формирование вашей личности оказывает мать или отец? Как между ними распределяются функции воспитания, кто чем занимается?
2. Сравните средства воздействия взрослых на ребенка и наоборот. Сделайте выводы.
3. Какую роль в становлении вашей личности сыграла
группа сверстников? Напишите краткое сочинение, ис
пользуя материал данного параграфа.
4. В чем заключаются особенности поведения подростков и с чем они связаны?
5. Как менялись взгляды ученых и общества на проблему взаимоотношения родителей и детей?
*6. Дети и взрослые представляют два разных мира. Попробуйте самостоятельно или при помощи взрослых продолжить его исследование. Объектом наблюдения вполне может стать ваша семья (либо семья знакомых). Понаблюдайте, как строятся взаимоотношения между этими мирами, выводы сформулируйте в кратком эссе.
*7. Вспомните свое детство, понаблюдайте за поведением младших братьев и сестер и ответьте:
а) Как изменяются игры детей в роли с возрастом, что по
является нового в 7 или 10 лет?
б) Какие роли осваиваются детьми вне игровой обстанов
ки, скажем, когда мама посылает в магазин купить про
дукты? Какие в этом и подобных случаях осваиваются ро
ли взрослых?
в) В какой половине жизни - первой или второй - человек
осваивает больше социальных ролей, культурных норм?
Проблема. Некоторые родители считают, что они должны вести себя с сыном (или дочерью) с позиции ровесника в вопросах одежды, речи, вкуса и манеры поведения, чтобы показать ему понимание его подростковых проблем. Вы согласны с такой точкой зрения?
Практикум 1. В восточных штатах США в начале XX в. заключенных приводили в темных капюшонах. Им не разрешали видеться, они были изолированы и общались только с Библией. Что это, жестокость? Ничего подобного. Американцы считали, что каждый человек может начать все сначала. Нельзя лишать его этого шанса. Но путь исправления тогда проходит легче, когда над тобой не довлеет груз отравленного прошлого.
Дайте комментарий с точки зрения теории социализации.
Практикум 2. Специалисты утверждают: человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам уже законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал колоться в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует.
Почему? Объясните проблему с позиции теории социализации.
Заключение
Заканчивая книгу, автор хотел бы остановиться на практических вопросах, от решения которых во многом будет зависеть ваше поступление в вуз. Итак, впереди у вас сдача выпускных экзаменов в школе и подготовка к вступительным экзаменам в вуз. Что от вас потребуется? Первое, о чем захотят на экзамене узнать преподаватели вуза, это то, насколько твердо вы усвоили базовый минимум знаний по обществознанию в рамках школьной программы. Причем речь идет о совокупности знаний за 8-9 и 10-11 классы. Их надо суммировать, поскольку темы, которые пройдены в 8-9 классах, не рассматриваются в 10-11 классах, они лишь кратко повторяются для плавного и логичного перехода к новому материалу.
Необходимый минимум в обоих случаях устанавливается Министерством образования и выражается в двух обязательных минимумах знаний по обществознанию - отдельно для 8-9 и 10- 11 классов. Если сравнить эти учебники, то обнаружится повторение некоторых тем. Так, например, тема «Сферы общества» присутствует в минимуме за 8-9-е и 10-11 классы. Такое повторение не предполагает, что в учебнике за 10-11 классы должна в том же объеме и с тем же содержанием раскрываться одна и та же тема. Повторение указывает на важность данной проблемы или данного понятия для выпускника школы, а не для автора учебника. Повторение темы означает также, что она может быть включена в экзаменационные вопросы в 10-11 классах. Кроме того, есть темы, которые не повторяются, но это не означает, что темы 8- 9 классов не встретятся вам на вступительных экзаменах.
Таким образом, готовясь к выпускным школьным экзаменам, ориентируйтесь на минимум для 10-11 классов, но при подготовке к вступительным вузовским экзаменам, штудируйте еще и учебники за 8-9 классы. Для этого надо сделать сводный мини-
мум по двум курсам, сложив все темы и отбросив повторяющиеся. Автор предлагает сделать вам перечень понятий и проблем, которые необходимо знать на вступительных экзаменах в вуз по курсу «Обществознание».
Мы представляем собой биологический вид, но как личность можем состояться только в результате культурной эволюции. Влияние общества на человека является процессом, когда каждый отдельно взятый представитель оказывает определенное воздействие на общее развитие.
Этапы формирования личности
Процесс становления индивида как личности начинается с момента рождения, когда фактором наследственности закладывается база формирования. Другие факторы влияния общества на развитие человека:
- природная среда, климатические особенности района проживания;
- совокупность социальных норм и культурных ценностей, принятых в группе;
- усвоение человеком норм, обеспечивающих влияние на процесс социализации;
- субъективный опыт, который накапливается при выходе из разных ситуаций.
Природный фактор является важнейшим условием гармоничного развития социума. Влияние общества на развитие личности заключается не только в прикладном значении, но и имеет художественное, научное, нравственное значение.
Влияние общества на формирование личности начинается буквально с момента рождения. Процесс социализации можно разделить на несколько возрастных категорий:
- ранний до 3 лет;
- с 3 до 11 лет;
- подростковый, с 12 до 15 лет;
- юношеский возраст (до 18 лет).
Наиболее важным в обеспечении влияния общества на личность является институт семьи, а также детские коллективы. К 18 годам уже практически сформированная молодая личность имеет свои мнения.
Влияние групп общества на психологию и поведение человека может быть как положительным, так и в негативном плане. Понятие личности проявляется в совокупности социальных качеств, приобретенных в жизни.
Влияние группы общества направляется на устранение отрицательных качеств индивида, а наличие обратной связи позволяет оценить правильность выбранного вектора развития.
В группе присутствуют люди с разным уровнем знаний, навыков и умений. Общаясь с людьми более высокого уровня развития, можно быстрее достигать поставленной цели, стать успешным.
Воздействие общества на индивидуума через группы заключается в требовании выполнять нормы. Здесь обрабатываются коммуникативные навыки, а положительные эмоции от общения повышают самооценку, придают уверенность.
Если групповые интересы становятся выше интересов отдельных ее членов и действуют в ущерб обществу, то отмечается негативное влияние группы. Когда мнение большинства навязывалось, одаренные личности находятся под психологическим давлением.
В результате такие люди или становились конформистами, или поддавались общественному остракизму, вплоть до изгнания. Иногда группа может инициировать развитие характера в негативном направлении, приобретение вредных привычек.
Проиллюстрировать такое влияние общества можно известной поговоркой «с кем поведешься, от того и наберешься».
Влияние личности на социум
Социум в современном понимании представляет собой сложную макросистему, стремящуюся к единому стандарту ценностей с учетом наследия разных культур и традиций. Отмечается не только влияние общества на личность, но и обратный процесс. Влияние человека на общество определяется степенью развития умственных способностей, навыком эффективно взаимодействовать с группами.
По отношению к окружающей среде особа может выступать в разных ролях: потребитель, созидатель или разрушитель. Самым низким уровнем ответственности является потребительский, когда индивидуум ограничивает свои интересы меркантильными и мелочными потребностями.
Более высокий уровень ответственности предусматривает усиление влияния позиции человека на окружающих. Степень воздействия личности на социум определяется способностью к действиям. Сильный и целеустремленный индивид может повлиять на изменения в мире, сплотив вокруг себя группу единомышленников.
При выполнении в социуме определенной функции деятельность человека на пользу окружения им поощряется. Сила положительного примера является одним из главных инструментов влияния личности на общество.
Во многих художественных произведениях поднимались острые социальные вопросы, и писатели оказывали существенное воздействие на ход истории. Рассказы Тургенева «Записки охотника», где с симпатией и любовью описаны образы крестьян, показали безнравственность крепостного права, и в России общественность поднялась на борьбу за его отмену.
Аргументы, приведенные Шолоховым в рассказе «Судьба человека », привели к принятию закона о реабилитации военнопленных, которых до этого судили как предателей родины.
Социум и человек не могут существовать и развиваться без зависимости друг от друга . А.М. Горький в произведении «Старуха Изергиль» показал, что человек не может счастливым, если ставит себя выше общества. Принося свою жизнь в жертву, как Данко, он останется в истории примером мужества.
Многогранный процесс превращения в личность возможен только при постоянной работе над собой и в результате влияния разнообразных групп.
К обществу относится все окружение человека, это его семья друзья, одногруппники, даже информацию которую он получает в процессе жизни, это тоже своего рода общество. Человек во многом зависит от общества, от его окружения зависит его образ мысли, образ жизни и физического здоровья. Помимо того, что общество влияет непосредственно на человека, так и на природу. А причем тут влияние, оказываемое на природу, спросите вы. Общество влияет на природу, а она оказывает непосредственное влияние на условие жизни человека, на здоровье и на развитие.
Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, -- без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Природа -- это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может.
Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.
У исследователей этой проблемы часто возникало искушение рассматривать человека в первую очередь как представителя биологического вида, а общество -- как совокупность индивидов. Отсюда главное в их действиях -- подчинение биологическим законам. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась второстепенная роль.
Создатель теории психоанализа 3. Фрейд считал, что в антропо-социогенезе -- процессе возникновения и развития человека и общества -- главной причиной является биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. В свою очередь, общество для защиты от нежелательных животных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде норм морали, культуры. И все же, полагал Фрейд, эти бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь половые, играют решающую роль в поведении человека. Культура же, особенно европейская, с ее обширными, пуританскими запретами, только загоняет биологические позывы в подсознание человека, являясь тем самым серьезным источником неврозов. Разумеется, человек -- биологическое существо. И это нельзя игнорировать. Однако современный научный анализ показывает, что лишь примерно 15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер. Человек не может существовать вне общества. Специфический общественный образ жизни способствует постоянному усилению роли внебиологических, социальных закономерностей в жизни человека и общества. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.