Календарный план логопеда на каждый день. Перспективное планирование коррекционной работы с детьми старшей группы
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа).Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение, детский сад общеразвивающего вида второй категории №
«Согласованно» «Утверждаю»
Старший воспитатель Заведующий МДОУ
Перспективный план логопедических работы с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи
2010 – 2011 учебный год
Учитель-логопед: Черкашина И.В.
Список детей:
Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | Адрес | Речевое заключение |
|
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
* подготовку к овладению диалогической формой общения;
* практическое усвоение некоторых способов словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
* усвоение притяжательных местоимений «мой - моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
* преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» - «спит», «пей» - «пьет»);
* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
* усвоение навыка составления короткого рассказа.
Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
Второй период обучения - декабрь, январь, февраль, март
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю.
* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» - «лежит» - «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» - «иду» - «идешь» - «идем»;
* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость - звонкость; твердость - мягкость;
* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Третий период - апрель, май, июнь
Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» - «подъехал» - «въехал» - «съехал» и т.п.);
* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк - оньк;
* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» - «злой» и т.п.);
* уточнение значений обобщающих слов;
* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» - с родительным падежом, «с - со» - с винительным и творительным падежом;
* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
* составление разных типов предложений:
а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» - «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» - «мальчик написал письмо»);
* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» - «три» - «четыре»);
* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:
1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);
3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас - са), односложных слов типа «суп».
Месяц | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
Сентябрь | Детский сад | Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Развитие внимания и зрительно-моторной координации | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям |
|
Овощи | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных | Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем» |
||
Октябрь | Фрукты | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Лимон» |
||
Сад – огород | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Согласование существительных с глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: в, на ; отработка падежных окончаний имен существительных множественного числа | Составление рассказа – описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко» |
|
Грибы | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже | Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» |
|
Осень | Формирование фонематического восприятия | Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски |
|
Ноябрь | Перелетные птицы | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; усвоение категории родительного падежа; усвоение глаголов с разными приставками | Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям |
Лес | Формирование фонематического восприятия | Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около . Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы) | Составление описательного рассказа «Что можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок |
|
Игрушки | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени | Составление короткого рассказа-описания «Кукла» |
|
Одежда и обувь | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложно-подчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок |
|
Декабрь | Посуда | Уточнение артикуляции и произношения звука [а] | Усвоение употребления имени существительного в категории родительного падежа с предлогом из . Усвоение употребления существительных в категории творительного падежа с предлогом с . Усвоение образования прилагательных. Закреплять умение употреблять предлоги из, с | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» |
Продукты питания | Уточнение артикуляции и произношения звука [у] | Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам |
||
Зима | Уточнение артикуляции и произношения звука [и] | Усвоение категории предложного падежа с предлогом на . Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа . |
|
Новогодний праздник | Уточнение артикуляции и произношения звука [о] | Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения | Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику |
|
Январь | Зимующие птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [э] | Закрепление понятий «одушевлённый/неодушевлённый». Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря | Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы |
Дом и его части | Уточнение артикуляции и произношения звука [м] , [м’] | Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных | Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа |
|
Февраль | Мебель | Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п’] | Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предме ты по их различным или сходным качествам (стул -кресло). | Рассказ – описание «Стул». Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций . |
Транспорт | Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б’] | Усвоение глагола «ехать » с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро - медленно, дале ко - близко) | Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа. |
|
Части тела | Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т’] | Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица | Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций . |
|
Домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д’] | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря | Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам |
|
Март | Дикие животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к’] | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме | Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит» |
Дикие и домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г’] | Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилага тельных (лисий хвост, вол чьи зубы ) | Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ – сравнение «Лошадь и белка» |
|
Дикие животные холодных стран | Уточнение артикуляции и произношения звука [с] | Составление рассказа – сравнения «морж и ёж» по картинкам и вопросам логопеда |
||
Дикие животные жарких стран | Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с] | Выделение четвертого лишнего. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются | Рассказ – описание «Слон». Формирование навыка составления короткого рассказа. |
|
Апрель | Профессии | Дифференциация звуков [с] и [з] | Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы |
Наш город | Уточнение артикуляции и произношения звука [ш] | Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке» |
|
Весна | Дифференциация звуков [с] и [ш] | Учить составлять предложения с союзом потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения | Составление рассказа о весне по вопросам логопеда |
|
Насекомые | Уточнение артикуляции и произношения звука [л] | Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под , развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ «Сороконожка» |
|
Май | Хлеб | Уточнение артикуляции и произношения звука [р] | Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам | Драматизация сказки «Колобок». Кукольный театр |
Лето | Дифференциация звуков [р] и [л] | Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени | Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине |
Список литературы:
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)
2. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.» (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.)
3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия.» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. , Туманова Т.В.и др. « Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)
6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
Эльвира Шамсутдинова
Календарно-тематическое планирование в старшей логопедической группе «Осень» (на неделю)
Дата 24 октября день недели понедельник
Утро
Рассматривание картин русских и зарубежных художников, посвящённых осени – воспитывать эстетический вкус, эстетические чувства и переживания, связанные с красотой природы.
Беседа об осени – систематизировать знания детей об осени. Воспитывать эстетическое восприятие к окружающему миру.
Игра с крупным строительным материалом «Строим дом, в котором мы живем» - учить детей осуществлять пространственный анализ знакомой постройки, самостоятельно и находить способы ее выполнения из конструктора, обосновывать свои решения
1. Логопед (по плану логопеда)
2. Познавательное «Осень» - закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.
3. Изо «Осенний лес» - совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти, наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие детали.
4. Физо (на улице).
Прогулка Наблюдение : Рассматривание и нахождение различий деревьев и кустарников - способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам.
П/и . «Стрельба в мишень» - совершенствовать технику метания предмета в горизонтальную цель с расстояния 3-4 метра. Развивать меткость, интерес к п/и.
П/и. «Большой мяч» - упражнять детей в прокатывании мяча друг другу правой и левой ногой, развивать ловкость и меткость.
И. р. - закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь - вместе; одна вперед - другая назад).
Т. п. Подметание дорожек - учить детей определять и распределять фронт работ, договариваться о взаимодействии. Закреплять умение пользоваться необходимым инвентарем, воспитывать трудолюбие, ответственность
Вечер
Организация развив. среды для самост. деят-ти детей (центры активности, все помещения группы) Коррекционный час :1) по заданию логопеда;
2) Д/и. «Когда это бывает» - дифференциация признаков лета и осени по картинкам.
Самокоррекция: 1) Учить рисовать дерево.
2) «Похож–не похож» - сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу
3) Упражнять в вырезании круга из квадрата путем плавного срезания углов.
4) «Разрезные картинки» - развивать мышление и память
Прогулка Наблюдение за погодой. Сравнить с погодой прошлой недели. Что изменилось? – учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
П/и. «Ловушки» - совершенствовать выполнение детьми основных движений при беге, развивать скорости качества и ловкость.
П/и. «Кот и мыши» - учить соблюдать правила игры.
И. р. - развивать навыки бросания мяча в цель.
Игры с выносным материалом.
Дата 25 октября день недели вторник Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Утро
Организация развив. среды для самост. деят-ти детей (центры активности, все помещения группы)
Упражнение «Мой шкафчик» - формировать культурно-гигиенические навыки, во время приема детей обращать внимание на их самостоятельность, умение быстро раздеваться, вешать одежду в определенном порядке, проверять правильность своих действий.
Речевая игра «Весёлый шоколад» - приобщать детей к здоровому образу жизни; закреплять двигательные навыки, развивать фантазию.
Д/и. «Не ошибись» - развивать быстроту мышления; закреплять знания о том, что делают дети в разное время суток.
Самостоятельная деятельность детей.
1. Логопед (по плану логопеда)
2. ФЭМП
3. Физо (по плану физ. инструктора).
Прогулка Наблюдение: за осадками - отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха
П/и . «Догони свою пару» - учить действовать согласовано в парах; развивать ловкость, быстроту, воспитывать решительность.
П/и . «Школа мяча» - упражнять в подбрасывании и ловле мяча одной рукой. Совершенствовать умение бросать мяч вверх, набивать его о землю, ловить его одной рукой, не прижимая к груди.
И. р . упражнять в бросании мяча вверх, о землю, и ловле его обеими руками.
Т. п. Помочь воспитателю собрать листья в мешки.
Вечер
Организация развив. среды для самост. деят-ти детей (центры активности, все помещения группы)
Коррекционный час :1) по заданию логопеда;
2) Д/и. «Когда это бывает?» - развивать у детей умение выделять характерные признаки времён года.
Самокоррекция: 1) «Мой, моя, моё» - умение соотносить существительные с местоимениями.
2) «Скажи наоборот» - подбирать слова, противоположные по значению (холодный – тёплый, ранний – поздний, пасмурно – солнечно и т. д.)
3) Сравнение двух групп предметов – закрепить представление о равенстве и неравенстве групп предметов.
4) Подгруппе детей предложить разукрашки – развивать мелкую моторику; умение аккуратно разукрашивать не выходя за контур
Прогулка Наблюдение за ветром осенью – учить определять силу и направление ветра различными способами (по деревьям, по движению облаков, опавшей листве). Предложить сравнить, каким был ветер летом, в начале сентября и каким стал сейчас.
П/и. «Пустое место» - соблюдать правила игры, правильно выполнять игровые действия.
П/и. «Баба – Яга» - учить ходить, бегать легко и ритмично, изменяя направление и темп движения в соответствии с игровой ситуацией.
И. р . Упражнение «Отбей волан» - учить правильно держать ракетку, выполнять удар по волану, брошенному воспитателем.
Самостоятельная игровая деятельность.
Дата 26 октября день недели среда Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Утро
Организация развив. среды для самост. деят-ти детей (центры активности, все помещения группы)
Рассматривание альбома на тему «Осень» - развивать познавательные интересы детей.
Чтение стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем расписной» - воспитывать любовь к родной природе и поэзии; помочь в понимании поэтических строк.
Игра – имитация «Листопад» - развивать творческую активность, способность к двигательной импровизации.
Реч. игра «Сладкоежка» (с мячом) - приобщать к здоровому образу жизни; развивать быстроту реакции.
1. Развитие речи: «Осень» - расширять словарь по теме; формировать умения употреблять единственное и множественное число сущ., подбирать слова – антонимы, составлять рассказ по опорным словам.
1) «Один – много»; 2) «Скажи наоборот»; 3) Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении (Л. Н. Зырьянова, стр. 49)
2. Музо (по плану муз. работника)
3. Лепка «Осеннее дерево» (барельеф) -Развивать навыки лепки барельефа - изображения из пластилина на картоне; закреплять знания о строении дерева; совершенствовать навыки размазывания пластилина по пластине для создания общего фона композиции.
Прогулка Наблюдение за облаками и тучами – формировать представление о том, как ветер формирует облака и тучи; развивать умение видеть красоту неба, творческое воображение; познакомить с приметой «Облака движутся с севера на юг – к ясной погоде; с юга на север – к ненастью».
П/и. «Мышеловка» - развивать внимание, быстроту реакции, воспитывать доброжелательность.
П/и. «Стоп!» - упражнять в беге, развивать внимание, умение согласовывать свои действия с командой.
Оздоровительная пробежка вокруг д. с. – учить сохранять осанку, согласовывать движения рук и ног, ритмично дышать носом.
Т. п . Уборка листвы на площадке.
Вечер
Организация развив. среды для самост. деят-ти детей (центры активности, все помещения группы)
Беседа на тему «Осенние приметы» - познакомить детей с осенними приметами; развивать познавательные интересы.
Рисование контурных изображений листочков «Осенние листочки», их штриховка – развивать графомоторные навыки, усидчивость, аккуратность.
Игра «Кухонный оркестр» - формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.
Пальчиковая игра «Мышка Маша» - приобщать к здоровому образу жизни, развивать фантазию.
Свободная деятельность детей.
Прогулка Наблюдение за погодой и одеждой прохожих осенью – обсудить, почему очень важно одеваться по погоде.
П/и . «С кочки на кочку» - формировать навыки прыжков в длину.
П/и . «Совушка» - учить ориентироваться в пространстве.
И. р. – упражнять в подтягивании на турнике.
Свободная деятельность детей.
Дата 27 октября день недели четверг Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Утро
Организация развив. среды для самост. деят-ти детей (центры активности)
Чтение стих. М. Ивенсен «Падают, падают листья» - пояснить значения образных слов и выражений; продолжать приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Слушание аудиозаписи звуков природы «Осенний лес» - продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость.
Разгадывание путаниц, ребусов на тему «Времена года» - развивать память, мышление, воображение.
Практическое упр. «Чудесные расчёски» - воспитывать потребность быть чистыми, опрятными, аккуратными, учить с помощью зеркала следить за своей внешностью, находить недостатки и исправлять их.
1. Логопед (по плану логопеда)
2. Физо (по плану физ. инструктора)
3. ФЭМП «Сравнение групп предметов» - закрепить представление о равенстве и неравенстве групп предметов, умение правильно выбирать знак «=» или «#»; закрепить знание свойств предметов, умение ориентироваться в таблице.
4. Чтение худ. лит .: укр. сказка «Колосок» - учить пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам, рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию); развивать умение понимать образное содержание и значение пословиц. (рассказывание сказки, беседа о прочитанном, пересказ сказки (во второй половине дня)
Прогулка Наблюдение за растениями: мхи осенью. Предложить найти на участке места, где растёт мох – подвести к выводу о том, что мхи любят влажные, тенистые места, неприхотливы, могут существовать в сложных для других растений условиях (например, на камнях).
П/и . «Мельница» - упражнять в передаче мяча друг другу по кругу в быстром темпе; развивать ловкость, сноровку.
П/и. «Сбей кеглю» - учить детей принимать правильное исходное положение при метании в цель, выполнять бросок с определенного расстояния; развивать ловкость, меткость.
И. р . упражнять в прыжках в длину с места двумя ногами.
Т. п . Уборка листвы.
Вечер
Организация развив. среды для самост. деят-ти детей (центры активности, все помещения группы)
Коррекционный час :1) по заданию логопеда;
2) Д/и. «Какая погода?» - образование относительных прилагательных.
Самокоррекция: 1) Закрепить предлоги «в», «у», «за», «под», «между»: Наберём грибов в корзину, в ведро, за пеньком гриб, под ёлкой, у сосны, между берёзами.
2) Закрепить умение правильно выбирать знак «=» или «#».
3) «Муха» - умение ориентироваться на листе бумаги.
4) С подгруппой детей работа в тетрадях по ФЭМП – развивать графические навыки.
Прогулка Целевая прогулка во круг д. с. «Кто во что играет?» - выяснить, во что играют ребята других групп, назвать знакомые игры; обогащать игровой опыт детей, поддерживать интерес к игровой деятельности.
П/и. «Сделай фигуру». Предложить при помощи рук, туловища, объединяясь в пары изобразить различные геометрические фигуры – упражнять в беге, обогащать двигательный опыт.
П/и . р. н. и. «Стадо» - развивать двигательные навыки, быстроту, ловкость.
И. р. Ходьба «змейкой» меняя направление движения.
Игры с выносным материалом.
Дата 28 октября день недели пятница Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Утро
Организация развив. среды для самост. деят-ти детей (центры активности, все помещения группы)
Практическое упр . «Самые аккуратные». Чтение стих. Г. Остера «Никогда не мойте руки…» (из книги «Вредные советы») – познакомить с произведением, предложить ответить на вопросы о том, почему автор советует не проводить различные гигиенические процедуры. Предложить высказать и аргументировать своё мнение - актуализировать представление о важности соблюдения правил гигиены, развивать чувство юмора; учить следить за своей внешностью, приводить в порядок лицо, руки, причёску.
Беседа «погода и здоровье» - обобщить и дополнить представления детей об особенностях осенней погоды, о том, какие опасности для здоровья она таит; учить одеваться по погоде, соблюдать элементарные правила безопасности.
1. Логопед (по плану логопеда)
2. Музо (по плану муз. работника)
3. Конструирование по замыслу – закреплять умение создавать постройку, развивать навыки творческого конструирования; закреплять умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению других, помогать друг другу в реализации задуманного. Способствовать формированию коллективного замысла.
Прогулка Наблюдение за погодой и одеждой людей – предложить по результатам наблюдения охарактеризовать погоду, пояснить, как необходимо одеваться в соответствии с подобными погодными условиями; обсудить, почему важно одеваться по погоде.
П/и. «Мы весёлые ребята» - учить при помощи считалки выбирать водящих; упражнять в беге, учить уворачиваться от водящего.
П/и. «Лягушки» - учить сопоставлять движения со словами
И. р. Упражнять в игре с мячом – перебрасывать друг другу 2-мя руками из-за головы.
Т. п. Уборка листьев на участке – совершенствовать трудовые навыки детей, формировать умение пользоваться детским инвентарём.
Вечер
Организация развив. среды для самост. деят-ти детей (центры активности, все помещения группы)
Коррекционный час :1) по заданию логопеда;
2) Д/и. «Скажи какой?» - выделять признаки предметов, использовать в речи качественные прилагательные.
Самокоррекция: 1) «Нарисуй и вырежи» - учить правильно держать ножницы, плавно закруглять квадраты и прямоугольники.
2) «Шнуровка» - развивать мелкую моторику рук, активизировать речь детей.
3) Умение определять части суток, аргументировать свой ответ.
4) Упражнять в составлении рассказа по сюжетной картине.
Прогулка Наблюдение за погодой: отметить состояние погоды. Поговорить о том, какие природные явления характерны для осени.
П/и. «Затейники» - развивать воображение, творчество в двигательной деятельности.
П/и. «Перебрось мяч» - организовать отработку приёмов перебрасывания мяча; развивать ловкость.
И. р . - отбивание мяча об пол двумя руками.
Свободные игры детей.
Работа
с родителями Домашнее задание: нарисовать осеннее дерево; подобрать загадки про осень.
План индивидуальной работы на 25.10.16
п/пвремя
Ф. И ребенка
Цель занятия
Программное содержание
8.00-8.20
Антонов Коля
Подготовка к исправлению Р (из одноударного)
8.20-8.40
Алексаненко Капитолина
Растягивание подьязычной связки. Подготовка к исправление произношения Ш (из щечного)
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Пассивная артик. гимнастика: растягивание подяз.
Упражнения на укрепления щек: буря в стакане.
8.40-9.00
Голополосов Семен
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка(статично), терка, барабан.
4. Задания на автом. ДР, ТР.
9.00-9.20
Иванова София
Автоматизация Р в словах с ТР, ДР, отделение Р.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций (см. приложение).
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка(статично), терка, барабан.
4. Задания на автом. ДР, ТР.
9.20-9.40
Капустина София
Автоматизация Р в словах с ТР, ДР, отделение Р.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка(статично), терка, барабан.
5. Задания на автом. ДР, ТР.
9.40-10.00
Лоюк Ульяна
Подготовка к постановке Р
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка(статично), терка, барабан.
Тренировка выдоха (буря в стакане), речевого дыхания для звука Р: сдуй ватку (язык в форме чашечки)
Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:
Из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р
Из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА (Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).
10.00-10.20
Реконвальд Дарья
Подготовка к постановке Р
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка(статично), терка, барабан.
Тренировка выдоха (буря в стакане), речевого дыхания для звука Р: сдуй ватку (язык в форме чашечки)
Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:
Из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р
Из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА (Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).
6. Повторение артикуляции звука Р.
15.00-15.20
Варнавина Настя
Атоматизация Л’ словах.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
3. Заучивание логоритмического упражнения «Лебеди»
4. Игра «Цепочка»(Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j » , Крупечук, стр 61
5. Выполнения упр. 5-8 стр 62-63 (Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j » , Крупечук,)
15.20-15.40
Гандуров Артем
Автоматизация Л в словосчетаниях
Пальчиковая гимнастика «Пальчики-помощники» («Звуковые превращения», Исханова, стр 141).
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Игра «Путаница» («Звуковые превращения», Исханова, стр 142).
Проговаривание двустиший (Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j » , Крупечук, стр 18).
15.40-16.00
Наракшина Дарья
Подготовка к постановке Ш.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Активная Артик. гимнатика: улыбка-хоботок-поцелуйчик, бегемот-лев-киска, толстяк-худышка, попеременное надувание щек, щетка- сметка, змейка, качели, лошадка, грибок, гармошка, лопатка, чашечка, чашечка за зубками, терка
Упражнения на укрепления щек и силы выдоха: буря в стакане.
16.00-16.20
Белов Иван
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка(статично), терка, барабан.
Закрепление знаний артикуляции звука Р.
Игра «Футбол» с проторным Р
Проговаривание и заучивание чистоговорок с проторным Р, убыстряя темп. (Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j » , Крупечук, стр 77)
16.20-16.40
Левченко Юлия
Автоматизация проторного Р, выработка сильной, целенаправленной воздушной струи на кончик языка.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка(статично), терка, барабан.
Закрепление знаний артикуляции звука Р.
Игра «Футбол» с проторным Р
6. Проговаривание и заучивание чистоговорок с проторным Р, убыстряя темп. (Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j » , Крупечук, стр 77)
16.40-17.00
Загоруйко Иван
Подготовка к постановке Р.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций
Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка(статично), терка, барабан.
Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:
Из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р
Из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА (Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).
План индивидуально-подгрупповой работы на 25.10.16
п/пвремя
Ф. И ребенка
Цель занятия
Программное содержание
10.20-10.50
1. Лисов Григорий
2. Крапивенцева Алина
Дифференциация Р-Л в предложениях
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Картинка-небылица («Практические задания для автоматизации звуков Л, Л’, Р’,j » , Крупечук, стр 108)
Игра «Веселая рыбалка» (Мерсибо)
10.50-11.20
1. Гонзолюк София
2. Комиссаров Степан
3. Малкова Ксения
Автоматизация Р в словосчетаниях.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: игра «Просьба» (Коррекция фонетических нарушений. Подготовительный этап». Ткаченко).
Проговаривание словосочетаний, игра «Театр»
Игра «Назови признак» (с последующим привешиванием картинки с помощью прищепки).
Образвание притяжат. прилагат от. : баран, корова, кролик
11.20-11.45
1. Фатеева Варя
2. Шкеппу Дарья
3. Меньшов Егор
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активная Артик. гимнатика: улыбка-хоботок-поцелуйчик, бегемот-лев-киска, толстяк-худышка, попеременное надувание щек, щетка- сметка, змейка, качели, лошадка, грибок, гармошка, лопатка, чашечка, чашечка за зубками, терка
Развитие силы выдоха. Игра «Футбол»
Развитие слухового внимания и памяти. Упр 1 (Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 30).
Развитие мелодико-интонационной стороны речи. Проговаривание Ш с разной интонацией.
Биоэнергопластика под песню «Обжоры» (прямые слоги с Ш+ гласный)
1. Блинова Вика
2. Мальцева Алиса
Развитие слухового внимания и памяти. Развитие фонематического восприятия. Работа над слоговой структурой.
Пальчиковая гимнастика «Коза и козленок» («Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 44.
Активация слухового внимания и памяти: выполнение двусложных словестных инструкций» (Коррекция фонетических нарушений. Подготовительный этап». Ткаченко).
Игра «Неречевые звуки» (Мерсибо)
Развитие речевого внимания. Упражнение 10 (Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 13).
5. Развитие слухового внимания и памяти. Упр 1 (Логопедические упражнения» Ткаченко, стр 30).
6. Воспроизведение рядов гласных.
7. Кодировка рядов гласных хлопками.
12.10-12.35
1. Самульник Саша
2. Ярославский Дмитрий
Тема: времена года.
См конспект «Подгрупповое занятие «ремена года»»
17.00-17.30
1. Алексаненко Капитолина
2. Загоруйко Иван
Развитие навыка фонематического анализа
Повторение символов гласных звуков (по Ткаченко). Выполнение упражнений № 5 («Логопедческие упражнения» Ткаченко, стр 73)., определение первого и последнего ударного гласного: игра «Инопланетяне»
Татьяна Чудаева
Перспективный план учителя-логопеда для старшей группы детей с ОНР
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
структурное подразделение «Детский сад № 4 комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Перспективный план работы в старшей группе ОНР 2015-2016 уч . год
Учитель-логопед :
Чудаева Т. В.
Рузаевка 2015
Перспективный план образовательной деятельности для детей
ОНР в старшей группе на 2015-1016 учебный год.
Неделя, месяц Тема Фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ слова Интеграция образовательных областей Тема образовательной деятельности по лексике и грамматике Грамматический строй речи Связная речь
сентября Логопедическое обследование
сентября Звуки речи. Артикуляционный аппарат Строение речевого аппарата. Гласные и согласные звуки. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Игрушки. Мордовская народная игрушка. Косвенные падежи существительных. Составление описательного рассказа о любимой игрушке.
4 неделя сентября Звук У Выделение начального ударного гласного Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Хлеб – всему голова. Существительные родительного падежа, сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласование в их роде с сущ. Пересказ рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб» , заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
1 неделя октября Звук А Выделение начального ударного гласного Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Здравствуй, осень! Относительные прилагательные.
Согласование прилагательных с существительнымв роде и числе. Составление предложений по картинкам, распространение предложений.
2 неделя октября Звук О. Дифференциация О-У. Выделение начального ударного гласного.
Анализ звукового ряда из двух гласных Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Овощи. Труд людей в огороде. Сущ. ед. и мн. ч в разных падежах. Составление описательного рассказа об овощах
3 неделя октября Звук Ы Выделение конечного ударного гласного Ы. Выделение глас. зв. в середине слова. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Фрукты. Труд людей в саду. Сущ. ед. и мн. ч в разных падежах. Притяжательные местоимения мой, моя. Загадки-описания. Составление описательных рассказов по картинкам.
4 неделя октября Звук И. Выделение начального ударного гласного. «И» смягчает предыдущую согл. и она читается мягко. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Грибы, лесные ягоды, лес. Сущ. ед и мн. ч в разных падежах. Чтение, пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом»
1 неделя ноября Звук П Выделение первого согласного звука, последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа АП Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Лиственные и хвойные деревья. Кустарники . Сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова. Загадки-описания.
2 неделя ноября Звук Т Выделение первого согласного звука, последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа УТ.
Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги) Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Моя страна – Россия. Мой край. Мой город. Сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова. Согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. Составление описательного рассказа о своем городе, своей республике.
3 неделя ноября Звук К Звуковой анализ обратного слога типа ИК. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги) Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Транспорт Сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова. Согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. Описательные рассказы транспорта по картинкам.
4 неделя ноября Звук Х Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Подготовка к зиме диких животных, поздняя осень. Относительные прилагательные.
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Сопоставление ранней и поздней осени. Составление описательного рассказа : «Осенний лес»
1 неделя декабря Дифференциация звуков К-Х Уточнение артикуляции и произношения звуков К, Х. Определение места звука в слове. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Домашние животные и птицы. Образование существительных в разных падежах. Образование глаголов с помощью приставок. Заучивание стихотворений о домашних животных и птицах.
2 неделя декабря Звук С Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Обитатели подводного мира, рыбы и земноводные. Однокоренные слова. Сложные слова. Употребление предлогов НАД, ПОД, НА, В. Составление рассказов описаний. Загадки-описания.
3 неделя декабря Звук З Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Зимушка - зима. Однокоренные слова. Сложные слова. Образование глаголов с помощью приставок. Составление описательного рассказа о природе зимой.
4 неделя декабря Звук Н Закрепить характеристику звуков. Определить место в словах. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Зимующие птицы. Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. Сложные предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА. Рассказы-описания про птиц.
1 неделя января КАНИКУЛЫ
2 неделя января Звук Г Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Пожарная безопасность
Однокоренные слова. Относительные прилагательные. Беседа о пожаре по картинкам.
3 неделя января Дифференциация Г-К Уточнение артикуляции и произношения звуков К, Г. Определение места звука в слове. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Зимние забавы. Относительные прилагательные. Сравнительная степень прилагательных. Образование глаголов с помощью приставок. Составление описательных рассказов на тему :
На горке
Как я ходил на каток.
4 неделя января Звук Л Уточнить артикуляцию и произношение звуков. Развивать фонематический слух Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. В гостях у сказки Образование сравнительной степени прилагательных. Притяжательные прилагательные. Пересказ сказок. Припоминание главных героев.
1 неделя февраля Звук В Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Человек. Забота о своем здоровье. Образование существительных с разными суффиксами Составление рассказов-описаний.
2 неделя февраля Звук М Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Сезонная одежда. Головные уборы. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Совершенствование навыков словообразования. Составление рассказов по темам :
Для чего нужна одежда?
Как ухаживать за одеждой?
3 неделя февраля Звук Е. Выделение начального ударного гласного. «Е» смягчает предыдущую согл. и она читается мягко. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Обувь. Глаголы несовершенного вида единственного и множественного числа Загадки-описания.
Рассказы по темам :
Для чего нужна обувь.
Как ухаживать за обувью.
4 неделя февраля Звук Д Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Праздник 23 февраля, профессии мужчин. Однокоренные слова. Сложные слова. Составление описательного рассказа о папе.
1 неделя марта Звук Ш Закрепить, что звук Ш всегда твердый. Определение места звука в словах. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Я – и моя семья. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Составление рассказа о своей семье
2 неделя марта Звук Ж Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Праздник 8 марта, женские профессии Употребление предлогов НАД, ПОД, НА, В и др. Образование глаголов с помощью приставок. Составление рассказа о маме и бабушке.
3 неделя марта Звук Щ Уточнение артикуляции и произношения звука. Закрепить, что всегда мягкий. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Продукты питания, труд повара, посуда. Относительные прилагательные. Употребление предлогов К, С, У. Составление предложений по картинкам, по серии сюжетных картин.
4 неделя марта Звук Ц Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Весна – изменения в природе. Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ. Заучивание стихотворения «Весна» . Составление рассказа по серии сюжетных картин.
1 неделя апреля Звук Ч Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Перелетные птицы, прилет птиц. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Совершенствование навыков словообразования.
Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
2 неделя апреля Звук Я Закрепление представлений о мягкости согласных Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. День космонавтики. Относительные прилагательные.
3 неделя апреля Звук Ю
Закрепление представлений о мягкости согласных Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Мой дом, мебель, бытовые приборы. Относительные прилагательные. Совершенствование навыков словообразования.
Составление предложений по картинкам
4 неделя апреля Звук Р Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Комнатные растения. Употребление предлогов НА, В.
Относительные прилагательные. Рассказы по темам :
Мой любимый цветок.
Зачем нужны цветы.
1 неделя мая Звук Л Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. День Победы – 9 мая. Относительные прилагательные.
Притяжательные прилагательные. Составление предложений по картинкам, распространение предложений.
2 неделя мая Звуки речи Закрепление произношения и различения звуков Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Насекомые. Относительные прилагательные.
Притяжательные прилагательные. Составление описательного рассказа о насекомом.
3-4 неделя мая Логопедическое обследование Обследование детей .
В плане подробно представлено планирование работы учителя-логопеда на каждый месяц по развитию всех компонентов речи. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю, а начиная со 2 периода обучения предусмотрено усложнение учебного материала за счет составления рассказов и пересказов сказок с опорой на серию предметных и сюжетных картин.
В дополнение можно использовать альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями Н. М. Мироновой «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы».
Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи и первоначального звукового и слогового анализа у детей старшей группы с общим недоразвитием речи
Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
СЕНТЯБРЬ
1,2 | |||
3 | Осень. Складывание для Гнома домика и ели из геометрических фигур. | 1 | |
Осень. Понятия «предмет» и «действие». | 2 | ||
Развитие слухового восприятия на неречевых звуках. | 3 | ||
4 | Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие «слово». | 4 | |
Деревья осенью. Различение понятий «предмет» и «действие». Одушевленные и неодушевленные существительные. | 5 | ||
Развитие слухового восприятия на речевых звуках. | 6 |
ОКТЯБРЬ
Деревья осенью. Листья. Повторение и закрепление по теме «Предмет и действие», «Одушевленные и неодушевленные существительные» | |||
Овощи. Согласование им.сущ. с им. прилаг. в числе, роде падеже. Предлоги «в, на». | |||
У | Звук [у] | 9 | |
2 | Овощи. Согласование им. сущ. с им. прилаг. в роде, числе и падеже. Составление загадок описаний. Польза овощей. Практическое употребление предлогов «в, на». | 10 | |
Овощи. Количественные числительные «один, одна». Согласование им. числит. с им. сущ. в роде, числе и падеже. Дифференциация предлогов «в, на». | |||
А | Звук [а] | 12 | |
Фрукты. Им. пад. мн. ч. им. сущ. Предлоги «в, на». | 13 | ||
Фрукты. Им. пад. мн. ч. им. сущ. | 14 | ||
А, У | Звуки [а-у] | 15 | |
Золотая осень. Глаголы 3-го л. ед. и мн.ч. наст. вр. Составление описательного рассказа. | 16 | ||
Перелетные птицы. Употребление глаголов 3-го л. ед. и мн. ч. наст. вр. | 17 | ||
И | Звук [и] | 18 | |
Перелетные птицы. Уменьшительно-ласкательная форма им. сущ. | 19 | ||
Игрушки. Уменьшительно-ласкательная форма им. сущ. | 20 | ||
Н | Звук [н] | 21 |
НОЯБРЬ
22 | |||
Одежда. Обувь. Притяжательные местоимения «мой, моя, мое, мои». | 23 | ||
М | Звук [м] | 24 | |
Головные уборы. Глаголы прош. вр. ед.ч. | 25 | ||
Посуда. Вин. пад. ед.ч. сущ. Понятие «предложение». | 26 | ||
Н-М | Звуки [н-м] | 27 | |
Домашние птицы. Род. пад. ед. ч. им. сущ. без предлога. | 28 | ||
Домашние птицы. Род. пад. ед. ч. им. сущ. с предлогом «у». | 29 | ||
Н-М | Звуки [н-м] | 30 | |
4 | 31 | ||
Дикие птицы. Приставочные глаголы. | 32 | ||
Н-М | Звуковой анализ слогов со звуками [н-м] | 33 |
Второй период обучения (декабрь, январь, февраль)
ДЕКАБРЬ
34 | |||
Зима. Количественные числительные «два, две». | 35 | ||
П | Звук [п] | 36 | |
Зимующие птицы. Предлог «на». | 37 | ||
Зимующие птицы. Расширение глагольного словаря. Практическое употребление предлога «на». | 38 | ||
Т | Звук [т] | 39 | |
Зимний лес. Зимующие птицы. Предлоги «в, на». | 40 | ||
Красота зимнего леса. Зимующие птицы. Расширение словаря признаков. Предлоги «на, с». | 41 | ||
К | Звук [к] | 42 | |
Новый год. Елочные игрушки. Расширение словаря признаков. Составление описательного рассказа. | |||
Работа над составлением рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. | 44 | ||
К | Звук [к] | 45 | |
5 | Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. | 46 |
ЯНВАРЬ
1,2 |
Зимние каникулы |
||
3 | Зимние забавы и развлечения. Предлоги «на-под». | 47 | |
Зимние забавы и развлечения. Предлоги «на-под». Введение условных обозначений слов в предложении для схематического анализа структуры предложения. | 48 | ||
К-Т | Звуки [к-т] | 49 | |
4 | Домашние животные. Род. пад. ед. и мн. ч. им. сущ. | 50 | |
Домашние животные. Род. пад. ед. и мн. ч. им. сущ. Практическое употребление предлога «в». | 51 | ||
П-Т | Звуки [п-т] | 52 | |
5 | Дикие животные. Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами «в, на, с, под». | 53 | |
Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации. | 54 | ||
П-Т-К | Звуки [п-т-к] | 55 |
ФЕВРАЛЬ
56 | |||
Наше тело и уход за ним. Род имен существительных. | 57 | ||
Х | Звук [х] | 58 | |
Семья. Понятие «признак». Предлог «за». | 59 | ||
Семья. Понятие «признак». Предлог «по». | 60 | ||
К-Х | Звуки [к-х] | 61 | |
День защитника Отечества. Мужские профессии. Признаки предметов, выраженные качественными им. прилагательными. Практическое употребление предлогов «за, по». | |||
Транспорт. Признаки предметов, выраженные качественными им. прилагательными. Практическое употребление предлогов «по, в, под». | |||
О | Звук [о] | 64 | |
Рыбы. Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательной формы им. сущ. | 65 | ||
Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. | 66 | ||
ХЬ | Звук [х’] | 67 |
Третий период обучения (март, апрель, май)
МАРТ
Рыбы. Употребление мн.ч. род. и твор. пад. им. сущ. Приставочные глаголы. Качественные им. прилагательные, выраженные словами-признаками по «Сказке о рыбаке и рыбке». | |||
Относительные им. прилагательные, обозначающие материал (по «Сказке о рыбаке и рыбке» и «Три поросенка»). | |||
ПЬ | Звук [п"] | 70 | |
71 | |||
Праздник 8 Марта. Женские профессии. Качественные прилагательные. | 72 | ||
ТЬ | Звук [т’] | 73 | |
Работа над пересказом русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам. | 74 | ||
Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам. | |||
КЬ | Звук [к’] | 76 | |
77 | |||
Продукты питания. Качественные прилагательные. Предлог «из». | 78 | ||
Ы | Звук [ы] | 79 |
АПРЕЛЬ
Весна. Работа над пересказом русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картин. | |||
Весна. Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картин. | |||
И-Ы | Звуки [и-ы] | 82 | |
Цветы. Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин-. Предлог «к». | 83 | ||
Цветы. Притяжательные прилагательные с суффиксом – ин-. Предлог «от». Дифференциация предлогов «к-от». | |||
Л | Звук [л] | 85 | |
Природа весной. Составление рассказа «Весна» по серии сюжетных картин. | 86 | ||
Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин с дополнительной опорой на предметные картинки. | |||
Л-Й | Звуки [л’-j] | 88 | |
Инструменты. Употребление дат. и твор. пад. ед. и мн. ч. им. сущ. | 89 | ||
Инструменты. Употребление твор. пад. ед. и. мн. ч. им. сущ. Построение сложноподчиненных предложений с союзным словом «чтобы». | |||
В | Звук [в] | 91 |
Мебель. Образование относительных прилагательных. Практическое употребление в речи предлогов «на, под, из, в, по, к, от, за, с». | |||
Мебель. Образование относительных прилагательных. | 93 | ||
В | Звук [в]. Звуковой анализ слогов и коротких слов. | 94 | |
95 | |||
Фабрики. Образование относительных прилагательных. | 96 | ||
Ф | Звук [ф] | 97 | |
Дикие и домашние животные. Повторение и закрепление по теме. Притяжательные прилагательные с суффиксом –й- (на –ий, -ья, -ье, -ьи). | |||
Дикие и домашние животные. Притяжательные прилагательные с суффиксом –й- (на –ий, -ья, -ье, -ьи). Практическое употребление предлогов «по, на, в, за, под». | |||
ФЬ | Звук [ф] | 100 | |
101 | |||
Насекомые. Сравнительная степень качественных прилагательных. | 102 | ||
В-Ф | Звуки [в-ф] |