Базовые эмоции в психологии. Фундаментальные эмоции по К.Изарду
Все виды чувств и эмоций можно разделить на отрицательные (печаль, страх, враждебность, разочарование, гнев, отчаяние, чувство вины, ревность), позитивные (счастье, настроение, радость, любовь, благодарность, надежда) и нейтральные (сострадание, удивление).
Чувства человека в психологии, рассматривают субъективные переживания эмоций. Рассматриваются переживания, психические состояния тела которые возникают, когда мозг воспринимает эмоции которые появляются во внешних раздражителях.
Содержание:
Чувства и реакции на эмоции происходят в области мозга. Кроме того, носят субъективный характер, будучи под влиянием личного опыта, воспоминаний и убеждений.
Фундаментальное различие между эмоциями и чувствами, по мнению нейробиолога Антонио Дамасио, заключается в том, что эмоции являются непроизвольными ответами, более сложной версией рефлекса. Например, когда вы находитесь в опасности, и ваш импульс ускоряется. Чувство — это осознание этой эмоции.
Чувства являются частью человеческого существа от рождения. Мы существа чувственные, и мы можем воспринимать мир с помощью различных органов чувств.
Чувства являются частью человека с момента рождения. Мы — чувственные существа, и мы можем воспринимать мир через различные органы чувств.
Многие стимулы пробуждают в нас чувства: мы ощущаем то, что мы думаем, что наблюдаем, что слышим, то, что мы чувствуем, что мы касаемся или что мы едим.
Эмоции и чувства человека
В человеке есть 6 основных эмоций: отвращение, гнев, страх, удивление, радость и печаль.
Во-первых, мы должны отличать чувства от эмоций.
Хотя эти два термина используются во многих случаях невнятно, мы увидим определение каждого из них:
Эмоции — это импульсы, которые связаны с автоматическими реакциями и представляют собой врожденный набор систем адаптации к окружающей среде индивидуумом.
Обычно эмоции имеют продолжительность меньше, чем чувства, и те, которые побуждают и мотивируют людей к действию. Они короче, но также более интенсивны.
Чувства являются блоками интегрированной информации, синтезом данных предыдущих опытов, которые человек прожил, желаний, проектов и собственной системы ценностей.
Вы можете понять чувства как субъективное состояние человека, которое возникает в результате эмоций, которые вызывают что-то или кого-то.
Они являются эмоциональным настроением и, как правило, долговечны. Они являются внутренним руководством к тому, как человек руководит своей жизнью и противостоит окружающей среде.
Чувства и эмоции: их виды и функции
Исследования совпадают, указывая на четыре основные функции чувств:
Субъективная и конкретная точка зрения субъекта
Они служат для установления их связи с миром. Люди, а также знания и окружающая среда, воспринимаемые индивидуумом, проходят через фильтр чувств ранее.
Это те, которые интерпретируют, если что-то известно, хочет, желает или наоборот отвергается.
Чувства предназначены для обозначения людей
Субъективно и по-разному для каждого индивида они указывают состояние, в котором мы находимся на всех уровнях (биологическом, ментальном, социальном, экономическом и т. д.).
Значения, в соответствии с которыми человек действует
Через чувства человек ведет свое поведение в том или ином направлении. Они устанавливают руководящие принципы, путь вперед. Они облегчают оценку реальности, на которой мы действуем определенным образом.
Чувства являются основой связи, которая объединяет нас с остальными людьми
Они помогают нам выражать себя, общаться и понимать друг друга.
Во-первых, чувства влияют на то, где мы находимся, и поэтому как мы действуем.
Кроме того, это выражение воспринимается человеком, с которым мы взаимодействуем, указывая, в каком состоянии мы находимся и действуем как основа нашего общения.
Во-вторых, чувства позволяют нам развивать эмпатию, помогают нам понять состояние, в котором находится другой, и облегчает нам ставить себя на их место, чтобы мы могли их понять и помочь.
Виды чувств человека
Мы можем разделить виды чувств на три типа в зависимости от реакций, которые они провоцируют на человека, который их переживает: негативные, позитивные и нейтральные.
Негативные чувства
Негативные чувства проявляются в виде дискомфорта в человеке и служат для указания того, что что-то не так. Хотя привычная тенденция состоит в том, чтобы отклонить этот тип чувств, необходимо жить с ними, анализировать их и извлекать урок.
Это, среди прочего, помогает нам развиваться как человеку. Хотя время от времени они могут стать более серьезными генераторами состояний и привести к таким заболеваниям, как депрессия или тревога.
Это происходит, если негативные чувства сильнее, чем положительные, повторяющиеся и привычные формы.
Существует длинный список чувств, которые можно отнести к категории негативных. Мы будем только называть и определять некоторые из наиболее распространенных:
Чувство печали появляется как ответ на события, которые, как считается, не приятны или не желательны. Человек чувствует уныние, хочется плакать и низкая самооценка.
Основные провоцирующие печаль-это разделение физического или психологического состояния, потери или неудачи, разочарование и ситуации беспомощности.
Чувство гнева определяется как ответ на раздражительность или гнев, которое появляется, когда человек чувствует что его права нарушены.
Основные провоцирующие гнев, в ситуациях, когда человек чувствует себя раненым, обманутым или его предали. Это ситуации, которые блокируют человека и мешают ему достичь своей цели.
Чувство страха возникает из-за появления опасности, или их возможного появления в скором будущем. Служит как сигнал тревоги, предупреждающий о близости опасности.
Страх, который чувствует человек будет связан с ресурсами и реальными возможностями для борьбы с ним.
То есть, в случаях, когда лицо считает, что не имеет достаточно ресурсов, чтобы справиться с ситуацией будет чувство страха.
Враждебность определяется как чувство обиды, горечи и негодования, которое сопровождается словесными ответами и/или моторными реакциями.
Основные триггеры являются физическое насилие и терпение враждебности косвенно. Когда человек чувствует, что другой показывает на него, или на какого-либо близкого человека своего окружения, проявляется отношение раздражительности, недовольства или опасения.
Чувство безнадежности характеризуется субъективной верой человека, у которого мало или вообще нет альтернативы изменять неприятную ситуацию. Или вы чувствуете себя неспособным мобилизовать свою энергию и использовать ее в свою пользу.
Это чувство учитывается в случаях людей с депрессией, потому что, как показали многочисленные исследования, оно коррелирует с автолитическими идеями и попытками.
Основными триггерами обычно являются снижение или ухудшение физического и / или психологического состояния, социальной изоляции и долгосрочного стресса.
Чувство разочарования возникает, когда ожидания человека не удовлетворяются, неспособными достичь того, что предназначено.
Чем больше ожиданий или желаний для его достижения, тем больше разочарование, если оно не достигнуто. Основной триггер — это провал желания или надежда на достижение чего-то.
Чувство ненависти определяется как антипатия или отвращение к чему-то или кому-то. Существует также чувство желания зла для ненавистного предмета или объекта.
Основными факторами являются люди или события, которые вызывают или угрожают существованию человека.
Чувство вины возникает из-за веры или чувства нарушения общественных или социальных этических норм, особенно если кому-то причинен вред.
Основной триггер — это отсутствие (или убеждение в совершении), которое совершает человек, и что приводит к раскаянию и плохой совести.
Ревность определяется как чувство, испытываемое человеком, когда он подозревает, что любимый чувствует любовь или привязанность к другому, или когда он чувствует, что другой человек предпочитает третье лицо вместо нее.
Различные реальные ситуации или воспринимаемые как угрожающие человеком могут вызвать такие чувства.
Положительные чувства
Положительные чувства — это те, которые генерируют в человеке субъективное состояние благополучия, в котором ситуация оценивается как полезная и подразумевает приятные и желательные ощущения.
Кроме того, многочисленные исследования показали преимущества наличия положительных эмоций, выделяя среди других:
- Большая гибкость мысли
- Это способствует творчеству и более широкому взгляду на ситуацию.
Они функционируют как буфер негативных чувств, потому что оба они несовместимы. Они защищают физическое и психическое здоровье человека, например, действуя против стресса и предотвращая вредные последствия человека. И они поддерживают социальные связи, не только производят благополучие в нас, но и окружающих нас.
Ниже мы будем называть и определять наиболее распространенные положительные чувства:
Чувство счастья оказывает большое влияние на человека. Это способ, которым жизнь ценится положительно во всех ее разных аспектах, как семья, пара или работа.
Был продемонстрирован ряд преимуществ, полученных от счастья, таких как усиление эмпатии, креативность, обучение или альтруистическое поведение.
Главными триггерами являются достижение человеком целей или целей, которые он или она хочет, и соответствия между тем, что он хочет, и тем, что у него есть.
Юмор относится к восприятию стимула как удовольствия и может сопровождаться такими физическими выражениями, как улыбка или смех. Это также дает человеку хорошую предрасположенность к выполнению задачи.
Триггеры могут быть очень разнообразными и разнообразными по своему характеру, это обычно ситуация или социальная среда.
Чувство радости характеризуется созданием хорошего настроения и личного благополучия, кроме того, человек, находящийся в этом состоянии, имеет конструктивное и оптимистичное настроение.
Триггер обычно является событием, которое человек воспринимает как благоприятное. Это может также сопровождаться каким-то физическим знаком, похожим на улыбку.
Это может быть переходное состояние в результате конкретного факта (сдача экзамена или получение работы) или жизненная тенденция или привычное отношение, которым человек руководит своей жизнью.
Любовь определяется как привязанность, которую мы испытываем к человеку, животному, предмету или идее. Триггеры — это восприятие или субъективные оценки, которые мы делаем для другого человека.
Другие факторы, такие как одиночество или незащищенность, могут привести к ощущению любви как необходимости.
Благодарность
Это чувство ощущается, когда человек ценит пользу или пользу, которую кто-то предоставил. Это сопровождается желанием переписываться с тем же обращением.
Основными триггерами могут быть действия, выполняемые другим человеком, или чувство общего благополучия, которое человек ценит.
Надежда
Это чувство определяется как убеждение со стороны человека в том, что он может достичь целей или целей, которые он предложил. Человек полагает, что у него есть потенциал или ресурсы, необходимые для решения данной ситуации.
Кроме того, это чувство может выступать в качестве стимула, обеспечивая мотивацию и энергию, которая направлена именно на достижение того, что предлагается.
Триггеры могут быть очень разнообразными. С одной стороны, уверенность в том, что человек сам по себе. И, с другой стороны, неблагоприятная ситуация может предрасполагать человека чувствовать надежду на его преодоление.
Нейтральные чувства
Нейтральные чувства те, которые, когда они происходят, не вызывают приятных или неприятных реакций, но они облегчат появление более поздних эмоциональных состояний. Некоторые из основных нейтральных чувств:
Сострадание
Это чувство, при котором человек может чувствовать жалость к другому, страдающему или находящемуся в неприятной ситуации, и также желает сопровождать его в этом процессе.
Триггеры могут варьироваться, но обычно это связано с неприятной ситуацией, которая случается с кем-то в окружающей среде, хотя она не обязательно должна быть любимым человеком или известным человеком.
Удивление
Удивление определяется как реакция, вызванная чем-то новым, странным или непредвиденным. Внимание человека направлено на обработку и анализ стимула, спровоцировавшего реакцию.
Триггеры — это эти стимулы, которые не ожидаются и появляются внезапно или происходят в контексте, который не является обычным.
В целях обеспечения личной безопасности сотрудник органов внутренних дел должен обладать умениями диагностики агрессивных намерений подозреваемых и проверяемых лиц. Своевременное выявление открытой враждебности в отношении представителя органов внутренних дел позволяет предупредить или локализовать с минимальными негативными последствиями противоправное посягательство.
Известно, что комплекс враждебности по отношению к другому человеку образуют три фундаментальные эмоции: 1) гнев; 2) отвращение; отвращение-возмущение; 3) презрение; презрение-неуважение. Проявляемая враждебность по отношению к требованиям и законным действиям сотрудников органов внутренних дел достаточно часто ведет к агрессивным действиям в виде физического (отталкивание, удары, драки) или психического насилия (оскорбление, угрозы).
В практике органов внутренних дел выработаны определенные приемы визуального обнаружения скрываемого правонарушителями оружия.
Одним из признаков, указывающих на наличие у человека пистолета является асимметричная походка . Суть ее заключается в том, что человек делает более короткий шаг на стороне пистолета, находящегося в кармане или заткнутого за пояс (с правой или левой стороны). Например, пистолет, заткнутый за пояс с правой стороны будет стеснять движения правой ноги, поэтому шаг правой ногой становится уже шага левой ногой. Следует также учесть стесненный взмах руки со стороны пистолета, которая инстинктивно будет ближе к телу, как бы охраняя оружие.
При подъеме по лестнице или в гору пистолет в кармане или за поясом может изменить положение. В связи с этим человек, имеющий оружие, старается быстрым круговым движением руки привести пистолет в исходное состояние. Внимательный наблюдатель может заметить эти действия и сделать вывод о наличии оружия. Замечено, что при беге человек, прячущий пистолет, склонен придерживать оружие рукой.
Когда вооруженного человека останавливает сотрудник органов внутренних дел, то он старается повернуться так, чтобы оружие оказалось подальше от остановившего его сотрудника полиции. Это может проявиться в едва заметном движении бедра или легком повороте. Одновременно рука инстинктивно делает движение туда, где спрятано оружие.
Конечно, не всегда демонстрируемая враждебность перерастает в
непосредственную агрессию против сотрудников органов внутренних
дел. Вместе с тем осторожность и разумная бдительность уместны в
случае любого контакта с проверяемым, подозреваемым или
правонарушителем. При принятии конкретных решений о действиях
сотруднику необходимо учитывать демонстрируемую
правонарушителем триаду эмоций враждебности: гнева - отвращения -презрения.
Промежуточное положение между переживанием эмоций враждебности и агрессивными физическими действиями подозреваемого или правонарушителя занимает речь. Речевые высказывания в ответ на справедливые требования сотрудника могут принимать форму несогласия, отрицания, пререкания, доказывание правоты, неуважения, ругани и оскорблений.
Наблюдения и исследования показывают, что при переживании человеком эмоций враждебности возможны различные поведенческие реакции:
Действия, направленные на приобретение или удержание контроля над собой и ситуацией;
Словесное или физическое нападение на объект эмоций;
Действия против объекта или ситуации, вызывающих эмоции;
Импульсивные и иррациональные действия;
Действия, направленные на оценку отношений;
Действия, направленные на избегание неприятной ситуации;
Высокомерные действия;
Действия, направленные на сокрытие мыслей и чувств;
Действия, направленные на сдерживание эмоций и чувств.
В процессе контакта необходимо обращать внимание на реакции подозреваемых или правонарушителей, несущих в себе угрозу прямого нападения на работников органов внутренних дел:
а) сокращение пространственной дистанции подозреваемым
(правонарушителем) между ним и сотрудником полиции;
б) высказывание угроз и оскорблений;
в) сжимание и разжимание кистей рук, что свидетельствует о крайнем
раздражении;
г) сжимание пальцев в кулак;
д) периодические удары себя кулаком в грудь, обычно характеризующие
высокий уровень нервного возбуждения;
е) принятие поз агрессивности (упереться кулаком в бок или выставить
кулак вперед или угрожать кулаком);
ж) откинутость корпуса назад, свидетельствующая о пренебрежении к
сотруднику полиции;
з) постукивание ногой, что является признаком нервозности;
и) принятие оборонительной позы (руки, скрещенные на груди) или агрессивной позы (борцовская или боксерская стойка).
- Что такое эмоции.
- Что ощущает человек.
- Сложные эмоциональные состояния.
- Настроение и чувство — в чем разница.
- Фундаментальные эмоции человека.
- Характеристики эмоций.
- Эмоции по Плутчику и Изарду.
Что такое эмоции.
Мы все испытываем эмоции и чувства, и поэтому каждый из нас примерно представляет что это такое. Или, по крайней мере, точно так думает.
Тем не менее, мы редко задумываемся о том, сколько их на самом деле и чем, например, отличается радость от удовольствия, а злость от гнева. И нетрудно понять почему, ведь, испытывая эмоции мы автоматически считаем их неотъемлимой частью себя самих, а значит чем то само собой разумеющимся. К сожалению, часто бывает так, что именно те вещи, которые кажутся нам слишком очевидными наиболее часто остаются без внимания.
Еще одна причина заключается в том, что мы часто испытываем сложные эмоциональные состояния или оттенки чувств, когда мы с трудом можем сказать что именно мы испытываем — радость ли, или просто удовлетворение, а бывает и так, что негативное вроде бы чувство, такое как ностальгия — грусть вызывает у нас нечто похожее и на радость и на печаль одновременно. А как насчет целого коктейля эмоций, например из разочарования, горя и гнева, а ведь это ни что иное как хорошо знакомая всем обида.
Все что связано с эмоциями может только показаться простым и элементарным, но на деле бывает довольно сложно понять и осознать ту гамму чувств, которую мы испытываем «здесь и сейчас». В лучшем случае мы можем выделить лишь несколько своих эмоций, которые нам представляются наиболее значимыми на этот момент, да и то, если они достаточно ярко выражены. И наверное каждому знакомо состояние, когда нам сложно сказать что мы чувствуем — то ли хорошо, то ли плохо, то ли радостно, то ли грустно, а в общем непонятно как.
Зачем нам знать о своих эмоциях?
Закономерный вопрос, нужно ли обычному человеку, живущему нормальной социальной жизнью разбираться в таких вещах как хитросплетения своих эмоций?
Большинство людей за всю свою жизнь так никогда и не задумывается на подобные темы, хотя многие понимают, что эмоции, это одна из существенных составляющих нашей жизни.
Ну и что же с того? Имеется ли проблема в том, что мы пользуемся многими вещами, часто не имея представления о том как они устроены?
Думаю на это вопрос вряд ли можно ответить как то определенно. Ведь любое знание изначально существует не просто так, а по причине своей целесообразности, потому, что оно нам для чего то необходимо. И если вам интересен какой то вопрос, то на то уже, вероятно, есть своя причина, она и делает его изучение целесообразным.
А вообще то, этот вопрос во многом риторический. Задайте себе другие вопросы — «кто я», «зачем я живу», «каково мое место в мире».
Это несколько так называемых экзистенциальных вопросов, и существует две категории людей, для одной эти вопросы пустая блажь, для других, возможно, одни из самых важных в их жизни. И если вы попали во вторую категорию, то вопрос об эмоциях не обойдет стороной ваш интерес.
Почему это важно?
Потому что вопрос об эмоциях, это вопрос о том, что именно я чувствую. А ведь это именно то, из чего, ни много ни мало состоит наша жизнь. И в этом стоит разобраться.
Такой трудный вопрос — что я сейчас чувствую?
Попробуйте ответить на этот, на первый взгляд незамысловатый вопрос и скорее всего вы придете в замешательство. Потому что вы не только не сможете вычленить свои эмоции по отдельности, но также и не сможете описать свое состояние, так чтобы вы сами сказали — да, это именно то, что я и чувствую на самом деле. Почему не получается? Да потому, что это вероятно, самая непростая задача в мире. Вы никогда не задумывались на тему — чем отличается талантливый писатель от посредственного? А ведь все дело в том, что он обладает тем редким даром, который и способен передать внутреннее состояние человека читателю достоверно. Однако, даже такие способные люди едва ли могут дать нам почувствовать эмоции исчерпывающим образом.
Все дело в природе эмоционального фона, ведь это всегда ни что иное как сложная смесь разных эмоций, и даже если каждую из них мы и могли бы назвать по-отдельности, то в совокупности это всегда останется тем, чему мы сможем дать лишь смутное название.
Несмотря на все сказанное, мы можем попытаться представить себе какую — либо жизненную ситуацию и постараться воспроизвести свою возможную реакцию на нее, с позиций «что вообще происходит при этом в поле моего сознания».
А возможно, в ходе этой работы нам удастся разобраться и с вопросом об эмоциях.
Реконструкция события.
Представьте себе ситуацию, что вы идете через лес. Вы торопитесь домой, но, вам кажется что вы сбились с дороги, а с каждой минутой вокруг становится все темнее и темнее. Опускаются сумерки. Деревья и их тени приобретают причудливые и даже таинственные формы, тени удлиняются, звук ваших шагов скрадывает ковер из сосновых иголок. Вы немного напряжены и в вас по капле рождается беспокойство. Ни фонаря ни компаса у вас нет и вы начинаете потихоньку проклинать свою непредусмотрительность. Вдруг, когда уже почти совсем стемнело, вы видите впереди себя движение, какую то тень, которая кажется вам то ли человеком, то ли животным. Вы похолодели и первобытный ужас на долю секунды коснулся вас, но в ту же минуту пришла мысль, что вы не так уж и далеко от цивилизации и нападение хищника вряд ли возможно. Вы успокаиваете себя и продолжаете медленно идти вперед, а когда минуете то место, то видите, что наткнулись на тропу, ведущую к дому, а тень которая вас так напугала оказалась меленькой и безобидной соседской собакой. В ту же минуту взошла луна и осветила дорожку так, что вы увидели забор соседнего к вам дома. Вы облегченно вздохнули и зашагали домой.
А теперь давайте попробуем себе представить что мы могли ощущать в это короткий промежуток времени, пусть это заняло у нас, например только одну минуту.
Анализ ощущений во время события.
Мы идем и мы охвачены тревожным предчувствием, это едва заметный страх плюс ожидание неизвестного. От этого мы ощущаем легкий холодок в области солнечного сплетения и спины. Нас даже совсем слегка тошнит. Мы чувствуем ногами землю, и легкую прохладу вечернего воздуха, мы ощущаем досаду от того, что забыли фонарь и легкое чувство вины оттого, что забыли дорогу. Вдруг мы видим тень и на нас немедленно обрушивается поток ужаса, холодеют руки, спина и выступает пот, слегка дрожат колени, в голове мелькает история о вампирах из книги, которую недавно прочитали, но в тот же момент приходит рациональная оценка ситуации и ужас проходит, но след его мы чувствуем еще некоторое время. Мы подходим к месту, которое напугало нас и чувствуем опасение (затихнувший, но все еще живущий в нас страх) и надежду на то, что здесь никого нет что нам все показалось. И вот, мы выходим на тропу, видим свет луны, собаку и забор, и в нас возникает чувство облегчения и легкой радости от того, что ситуация завершилась так быстро и благополучно. Наше настроение вернулось на прежний уровень и мы ощутили эмоциональный подъем, который, возможно, чувствовали все время в период сегодняшней прогулки по лесу. Мы вспомнили, что в доме нас ждут родные и близкие и через несколько минут мы увидим их. В нас поднимается чувство любви, которое еще больше поднимает настроение и дарит тепло, которое мы ощущаем буквально физически.
Вот тот, возможно далеко не полный перечень ощущений, которые мы могли бы пережить в описанной ситуации.
А теперь давайте разберемся, что же мы чувствовали.
1. У нас были физические ощущения, некоторые из которых порождались эмоциями (холод, потоотделение, дрожь, тепло), а некоторые окружающим нас миром (звуки, тени, запах, ощущения холодного воздуха и дороги под ногами).
2. Мы испытали эмоции — тревога, страх, ужас, досада, вина, облегчение, радость.
3. Мы испытали более сложные комплексы эмоций, давайте назовем их чувством и настроением.
Например, вспоминая своих близких, мы испытали любовь и теплоту, и мы восстановили некий эмоциональный баланс — настроение.
4. Мы рационально оценивали сложившуюся ситуацию и, эта оценка очевидно влияла на наш эмоциональный фон. Кроме того, были задействованы механизмы памяти, например, мы вспоминали книгу которую читали и скорее всего вспоминали похожие ситуации, в которые мы, возможно, попадали ранее.
Но не только это. Предположим, что мы также задействовали и некую память об эмоциях, ранее пережитых нами, ведь иначе, откуда бы мы узнали, что ужас это ужас, а радость это радость. Кроме того, мы пережили автоматическую реакцию — ужас, который вовсе не был следствием рациональной оценки событий. Мы просто увидели тень в лесу, и в тот же момент, автоматически ощутили мощную эмоцию и прилив адреналина, которая породила в теле физические реакции, такие как крайнее возбуждение, дрожь в коленях, потоотделение и холод в спине.
Вот каковы были последствия пережитого нами маленького триллера. И все это произошло в течении не более одной минуты, а в реальной ситуации мы могли бы пережить это и куда быстрее.
Анализ пережитого возможно подскажет вам то, что стало, в общем то очевидным, пережитые эмоции отличались друг от друга. Отличались их последствия. Давайте проанализируем, чем могут отличаться эмоции друг от друга и от чего они зависят.
Эмоции могут отличаться:
— По интенсивности (тревога и ужас, очевидно, относятся к одной группе, но они разные по интенсивности).
— Восприниматься нами качественно. Например, как приятные, неприятные и нейтральные (любовь обычно воспринимается как приятная эмоция, а страх как неприятная — но так происходит не всегда).
— Эмоции связаны с памятью и с ощущениями в теле (они могут как порождать эти ощущения, так и быть ими порождены).
— Они обусловлены. То есть связаны с причиной и одновременно они целесообразны (возникают вследствие и для чего то).
Так например, причиной эмоции может быть автоматическая реакция на опасность, как ужас который возник в нас без участия рационального осмысления ситуации.
Целесообразность такой автоматической реакции заложена в нас природой. Это подготовка либо к бегству, либо к сражению за свою жизнь, для этого и происходит выброс адреналина.
В этот момент мощная животная и автоматическая реакция мгновенно подготовила наш организм к выживанию без участия нашего, слишком медленного в таких ситуациях рационального ума.
— Эмоции оцениваются нами с рациональных позиций. Например, у нас есть понимание того, как называется то или иная эмоция, с чем она связана, мы оцениваем ее качество и интенсивность (заметьте, что здесь речь идет о двух разных оценках, это собственно непосредственное восприятие эмоции — например ее интенсивности, а также последующая рациональная оценка того, что уже было испытано, так мы автоматически (без участия рационального мышления) отдаем себе отчет в разнице между страхом и ужасом).
— Еще, эмоции могут быть более или менее сложными, и вместе создавать как бы цельный эмоциональный фон, который, при внимательном рассмотрении, представляет из себя комплексно проявляемый эмоциональный ряд.
Например, чувство вины, которое мы виртуально испытали в описанной ситуации, это чувство сложное и состоит из нескольких более элементарных эмоций, а именно, из страха, стыда, гнева и горя.
Следует отличать вину и стыд, стыд это эмоция, касающаяся того, кто я есть и что я сделал, а вина только того, что я уже сделал. Естественно эта грань очень тонка, ведь действия можно произвести в своем воображении и испытывать, таким образом вину за то, что на самом деле не было совершено.
Как уже наверняка стало понятно из наших первых уроков по представленной теме, актёрское мастерство является очень интересной и увлекательной творческой деятельностью. Но в то же время и очень сложной деятельностью, т.к. требует от любого человека, который в неё вовлечён, максимального раскрытия своего творческого потенциала, что, в свою очередь, подразумевает активизацию и мобилизацию всех психических ресурсов, и в особенности - умения выражать и передавать переживаемые эмоции. Таким образом, можно сделать вывод, что ремеслом актёра, в огромной степени, является умение управлять своими эмоциями.
Согласно Станиславскому, ремеслом является применение актёром уже готовых актёрских штампов, воспринимая которые зритель может однозначно определить, какие эмоции испытывает персонаж в данный момент времени. Причём, акцент должен ставиться именно на внешние проявления внутренних переживаний. Об умении актёра воспроизводить эмоции и пойдёт в речь в представленном вашему вниманию уроке.
Изучив данный урок, вы узнаете о том, что такое эмоции и чем они характеризуются, какие существуют базовые эмоции и как он проявляются внешне. Но главное - вы познакомитесь с различными способами и методами управления эмоциям, которыми так богато актёрское ремесло. В уроке будут подробно описаны основные эмоции и чувства, представлены упражнения и рекомендации, способствующие тренировке их воссоздания и проявления (мимике, жестам, позам и т.п.), а также будут рассмотрены несколько эффективных техник управления эмоциями, применяя которые вы научитесь быстро воспроизводить любые эмоциональные состояния в любой момент. Эмоции актёров - это эмоции людей, а этот урок сделает вас настоящим мастером управления эмоциями, что позволит вам использовать этот уникальный навык не только на сцене, но и в своей повседневной жизни.
Эмоциональный процесс
Эмоциональный процесс является психофизическим процессом, который мотивирует и регулирует деятельность человека (мышление, восприятие, поведение) и отражает субъективное значение различных ситуаций и объектов для человека, выражаясь в его сознании в виде переживаний. Несмотря на это определение, в научных кругах бытует огромное количество разных взглядов на саму природу эмоциональных процессов, и какого-то одного конкретного определения этому феномену нет, и понимать эмоциональные процессы всегда следует из того, в каком контексте они рассматриваются.
Классификация эмоциональных процессов разными учёными также происходит по-разному. Есть даже теории, которые берут за основу существование вообще только одной эмоции, которая просто зависит от определённых факторов и вызывает различные переживания. Большинством же исследователей среди эмоциональных процессов выделяются несколько основных - это аффекты, эмоции, чувства и настроения. Рассмотрим каждый из них немного подробнее.
- Аффекты - являются кратковременными интенсивными эмоциональными процессами, которые сопровождаются изменениями на физиологическом уровне. Например, внезапный испуг.
- Эмоции - являются более продолжительными, но менее интенсивными, чем первые, и отражают субъективное значение ситуаций (но не конкретных объектов) для человека. Например, ощущение тревоги.
- Чувства - являются более продолжительными, но менее интенсивными, чем аффекты, и отражают субъективное значение для человека конкретных объектов. Например, любовь.
- Настроения - являются продолжительными эмоциональными процессами низкой интенсивности. Например, скука.
Причинами для возникновения различных эмоциональных процессов, как несложно заметить, может послужить что угодно: события, ситуации, явления, предметы, люди, животные, мысли и т.п. Если же говорить относительно актёрского мастерства, то можно сказать, что эмоциональные процессы служат основой всех возникающих у актёра эмоций, и только умение управлять этими процессами делает возможным по-настоящему правдоподобное переживание, интерпретацию и репрезентацию мастером перевоплощений любых образов и ролей.
Учитывая то, что наш урок посвящён именно управлению эмоциями, нам следует немного побеседовать о том, что такое эмоции и перечислить базовые эмоции человека.
Эмоции и базовые эмоции
Эмоция является эмоциональным процессом, характеризующимся средней продолжительностью и отражающим субъективную оценку существующих или возможных ситуаций человеком. Как и большинство других психических явлений, они мало изучены и разными специалистами понимаются по-разному. Отсюда следует, что данное определение не является всеобъемлющим и общепринятым.
Эмоции характеризуются рядом признаков:
- Валентность - положительная или отрицательная окраска. Кстати, научно подтверждено, что отрицательные эмоции превалируют у человека над положительными, и их количество в несколько раз больше.
- Интенсивность - сила, с которой эмоции переживаются.
- Стеничность - эмоции могут быть побуждающими к активности (стеничными), например, радость, или расслабляющими, парализующими (астеничными), например, тоска.
- Содержание - эмоции могут отражать различные аспекты значений ситуаций, которые их вызывают.
- Физиология - фактор, отражающий воздействие эмоций на человека на физиологическом уровне и вызывающий определённую реакцию организма.
- Мимическая обратная связь - эмоции могут вызывать непроизвольные проявления на уровне мимики. Однако и мимика может вызвать определённые эмоции, т.е. связь является двухсторонней.
Здесь же следует заметить, что учёными выявлена сильнейшая связь между эмоциями и стрессом, что означает, что наиболее сильные эмоции, независимо от валентности, оказывают на организм человека утомляющее воздействие и приводят к состоянию стресса, что, при продолжительном воздействии, может даже вызывать проблемы на психическом, физиологическом и других уровнях.
Что такое базовые эмоции?
Базовые эмоции - это основной набор эмоций, присутствующих у каждого человека. На сегодняшний день не существует какой-либо общепринятой классификации эмоций, и одни учёные склоняются к тому, что базовые эмоции существуют, другие же отрицают факт их существования. Но большинство специалистов всё же склоняются к тому, что они есть, а для того чтобы определить, является ли эмоция базовой, имеется несколько определяющих параметров:
- Базовые эмоции имеют фундамент на нервном уровне
- Базовые эмоции проявляются на уровне мимики
- Базовые эмоции осознаются человеком и отчётливо переживаются им
- Базовые эмоции являются результатом эволюционно-биологических процессов
- Базовые эмоции оказывают на человека организующее и мотивирующее воздействие
Существуют и другие характеристики, которые следует учитывать при определении базовых эмоций, но они являются второстепенными.
Определить базовые эмоции пытались и пытаются многие исследователи, но какого-то одного их списка пока не создано. Но, несмотря на это, есть несколько основных классификаций, наиболее популярной из которых можно назвать классификацию Кэррола Изарда. Именно её мы и рассмотрим.
Классификация базовых эмоций по Изарду
Согласно Кэрролу Изарду, имеется одиннадцать базовых эмоций, а любые другие являются их комбинацией и модификацией, и возникают на их основе. Ниже приведён список базовых эмоций. Базовые эмоции по Изарду:
- Радость
- Удивление
- Печаль
- Отвращение
- Презрение
- Горе-страдание
- Интерес-волнение
- Смущение
Радость
Радость - относится к числу основных положительных эмоций человека. Характеризуется чувством удовлетворения, счастья и удовольствия, а также считается положительной внутренней мотивацией.
Улыбка, желание заниматься активной деятельностью, ярко выраженная жестикуляция, учащённое сердцебиение, стремление к общению, хорошее настроение.
Как вызвать радость: для того чтобы взывать у себя радость, можно подумать о чём-нибудь приятном (о каком-то радостном событии), воспроизвести в памяти приятные воспоминания, пообщаться с человеком, у которого хорошее настроение, купить что-то, о чём давно мечтали, в общем, сделать что-то, что вызывало, вызывает или может вызвать у вас приятные эмоции.
Удивление
Удивление является эмоцией, которая появляется в случае возникновения неожиданной ситуации. Говоря более научным языком, удивлением можно назвать адекватную реакцию на отклонение от нормы. В зависимости от особенностей ситуации, удивление может перейти в страх, интерес или радость.
Физиологические и внешние проявления: поднятые брови, округлённые глаза, разомкнутые губы, в другом случае - сведённые брови, наклонённая вперёд голова, при сильном удивлении - пересекающие лоб морщины.
Как вызвать удивление: основным способом вызвать у себя удивление является воспроизведение физиологических проявлений. Чтобы упростить себе задачу, можно мысленно представить что-то, что могло бы вас удивить: какой-то предмет, человека, ситуацию. Проще говоря, чтобы удивиться, нужно сделать вид, что вы удивлены.
Печаль
Печаль - это эмоция, занимающая промежуточное положение между тоской, грустью и унынием, и способная склоняться то к одному, то к другому, то к третьему. Возникает в случае возникновения каких-либо огорчающих человека обстоятельств.
Физиологические и внешние проявления: сведённые брови и приподнятая их внутренняя часть, натянутые уголки верхних век, опущенные уголки губ, вертикальные морщины между бровей, горизонтальные морщины в центре лба, иногда - слёзы, пассивное поведение, желание остаться наедине с собой.
Как вызвать печаль: взывать у себя печаль можно довольно просто: для этого нужно подумать о каком-либо печальном, грустном, трагическом событии в своей жизни, попытаться почувствовать то, что вы чувствовали тогда, когда это событие произошло, и постараться задержаться в этом состоянии, прочувствовать его как можно глубже, чтобы эмоция печали проявила свои внешние признаки.
Гнев
Гнев - это эмоция с яркой отрицательной валентностью. Чаще всего гнев вызывается несправедливостью по отношению к человеку и желание эту несправедливость немедленно устранить.
Физиологические и внешние проявления: сведённые и опущенные брови, если гнев доходит до предела, то внешняя сторона бровей взмывает вверх, суженые или, наоборот, выпученные глаза, напряжённые веки, напряжённые и сомкнутые губы, в других случаях возможен оскал, напряжённые мышцы шеи и подбородка, огромная мотивация к активным действиям, иногда неадекватным, желание воздействовать на объект гнева физически.
Как вызвать гнев: вызвать у себя эмоцию гнева можно очень просто: нужно подумать о чём-либо, вызывающем у вас откровенное чувство протеста и несправедливости, вспомнить конфликтную ситуацию или человека (если такой есть, конечно), действия которого вызывают у вас негативные эмоции. В случае с гневом очень хорошо помогает воспроизведение физиологических проявлений.
Отвращение
Отвращение представляет собой сильную форму неприятия, отрицательно окрашенное чувство. Возникает в случаях, когда человек сталкивается с чем-то, что ему очень неприятно с моральной, физической, эстетической точки зрения.
Физиологические и внешние проявления: сильно приподнятая верхняя губа, поднятая или опущенная, но выпученная нижняя губа, приподнятые щёки, суженые глаза и немного опущенные брови, морщины у переносицы, желание отвернуться, отмахнуться, отойти подальше.
Как вызвать отвращение: вызвать у себя отвращения очень легко, если постараться во всех деталях представить в своём воображении что-нибудь очень неприятное: какие-либо объекты, ситуации, проявления и поведение людей, запахи, привкусы, картинки и т.д. Легко выразить эмоцию отвращения, просто воспроизведя внешние её проявления. Скорее всего, необходимые внутренние переживания возникнут у вас сами собой.
Презрение
Презрение является отрицательно окрашенным чувством, которое возникает по отношению к какому-либо объекту, проявляющему поведение или качества, которые сам испытывающий отвращение человек не позволяет демонстрировать себе и которые кажутся ему крайне неприемлемыми. Нередко отвращение связано с чувством превосходства одного человека над другим и может перейти в гнев и даже в ненависть.
Физиологические и внешние проявления: признаки схожи с признаками отвращения, но в них чаще всего отсутствует симметрия, напряжённые уголки губ, сомкнутые губы, выдвинутый вперёд и/или приподнятый подбородок, желание выразить своё отрицательное отношение, указать на неправоту.
Как вызвать презрение: вызвать презрение немного сложнее, чем вышеназванные эмоции, но, конечно, можно. Для этого лучше всего так же, как и ранее, воссоздать в воображении образ какого-либо человека, поведение или качества которого вызывают у вас отрицательные эмоции, и проявить которые вы сами себе не позволяете. Для этого прекрасно подходят образы людей, совершающих низкие, лживые поступки.
Горе-страдание
Горе представляет собой отрицательно окрашенную эмоцию, связанную с ощущением потери. Нередко синонимами горя являются скорбь и печаль. Страдание же, в свою очередь, является совокупностью очень неприятных и мучительных физических или эмоциональных ощущений.
Приподнятая внутренняя сторона бровей, сведённые брови, опущенные уголки губ, морщины на лбу, в других случаях - сомкнутые челюсти, оскал, откинутая или опущенная голова, сжатые кулаки, напряжённое тело, слёзы.
Как вызвать горе-страдание: т.к. данная эмоция является очень сильной, вызвать её довольно просто: во-первых, можно воспроизвести внешние проявления, во-вторых, представить себе какую-либо физическую боль, в-третьих, можно воссоздать в воображении очень трагическую ситуацию из своей жизни (жизни другого человека) и погрузиться в испытываемые в связи с этим переживания.
Стыд
Стыд - это эмоция с отрицательной окраской, связанная с каким-то неприемлемым скрытым или явным поступком или качеством самого человека, который испытывает стыд, или с другим человеком, за которого ему становится стыдно.
Физиологические и внешние признаки: оцепенение, желание остаться одному, скованные движения, пассивность или желание убежать, чувство вины, напряжённое дыхание, опущенные глаза, морщины на лбу, сжатые губы, покраснение лица как следствие обильного притока к нему крови.
Как вызвать стыд: чтобы вызвать у себя эмоцию стыда, достаточно представить, что вы совершили что-то очень плохое или непристойное и все, кто находится рядом, об этом узнали. Очень хорошо почувствовать стыд позволяет представление себя голым на обозрении большого количества людей, которые над вами смеются. Также легко воспроизвести данную эмоцию, если отразить её физиологические признаки.
Интерес-волнение
Интерес представляет собой эмоцию с положительной окраской. Интерес связан, преимущественно, с потребностью узнавать что-то новое о каком-либо объекте, и повышенным вниманием к нему. Волнением в данном контексте можно назвать совокупность внутренних переживаний, связанных с чем-либо.
Физиологические и внешние признаки: немного сморщенный лоб и чуть сдвинутые брови, нередко учащённое сердцебиение и дыхание, сомкнутые или, наоборот, чуть приоткрытые губы, желание обладать, стремление к физическому контакту, пристальный взгляд, повышенная концентрация на объекте интереса, в случае сильного волнения - повышенное потоотделение, дрожь в конечностях, заикание, сбивчивое дыхание.
Как вызвать интерес-волнение: взывать у себя эмоцию интереса довольно просто: можно представить, что вам очень хочется больше узнать о человеке, с которым вы находитесь рядом, или о каком-то предмете, ситуации, событии, явлении, воспроизвести физиологические признаки интереса, думать о том, что интересно, говорить об этом, собирать необходимую информацию и т.п. Если нужно вызвать волнение, то можно подумать о каком-то важном предстоящем событии, или же о том, которое уже произошло, но представить себе в том состоянии, в котором вы находились ещё до этого.
Вина
Вина - это эмоция с отрицательной окраской, возникающая вследствие совершения некоего поступка, который представляется человеку несущим негативные для него самого или для других последствия. Чаще всего появляется у человека в отношении чего-то, сделанного конкретно им, что отличает эмоцию вины от эмоции стыда.
Физиологические и внешние признаки: опущенные или бегающие в стороны глаза, опущенная голова, глубокое дыхание, желание остаться наедине с собой, появление румянца на лице, дрожащий голос, иногда - задранный подбородок и презрительный взгляд, но нежелание встречаться глазами с другими.
Как вызвать вину: человек может вызвать у себя ощущение вины, во-первых, если представит, что он совершил какой-либо поступок, который будет причиной страданий других людей или его самого. Во-вторых, если в точности воспроизведёт физиологические признаки эмоции вины. Также можно вспомнить что-то из прошлого, за что чувствовал себя виноватым: какие-то действия, сказанные слова, совершённые поступки. Эмоция вины тесно связаны с эмоцией стыда, поэтому, можно прибегнуть к способам, которые позволяют вызвать именно эту эмоцию.
Как несложно заметить, эмоции тесно взаимосвязаны друг с другом и, в подавляющем большинстве случаев, позволяют одному человеку понять, что чувствует в данный момент другой человек. Но если актёр будет на сцене проявлять только те эмоции, которые в действительности чувствует в данный момент времени, это может крайне отрицательно отразиться на качестве его игры. Для того чтобы избежать неприятных ситуаций (связанных с выражением эмоций) во время репетиций, спектаклей, съёмок в кино, да и вообще в жизни, полезно обучиться некоторым техникам управления эмоциями. Но для начала об этих техниках нужно узнать. Именно этому мы и посвящаем заключительный раздел нашего урока.
15 техник управления эмоциями
1. Якорение
Техника « » берёт своё начало в нейролингвистическом программировании и поэтому является одной из самых результативных, когда речь заходит об управлении эмоциями. Она обладает потрясающей силой воздействия человеком, как на окружающих, так и на себя самого. По этой причине мы рассмотрим её несколько подробнее, чем все нижеследующие.
Смысл данной техники заключается в том, что в процессе простых, но регулярно выполняемых действий человек вызывает определённое эмоциональное состояние и закрепляет (производит якорение) его, посредством, так называемого, ритуального действия. Если говорить проще, то создаётся условный рефлекс, позволяющий через выполнение определённого действия входить в нужное состояние. С помощью якорения можно вызывать любые эмоции.
Первым делом, нужно создать подкрепление, т.е. вызвать нужное эмоциональное состояние, вспоминая какой-либо соответствующий ему прошлый опыт из жизни. Затем, в момент наивысшей интенсивности этого состояния, нужно выполнять определённое действие, придуманное заранее. Это может быть скрещивание пальцев, прикус губы, щипание кожи и т.д. Важно, чтобы об этом действии знали только вы. Проделав такую процедуру несколько раз, вы создаёте якорь, который в дальнейшем будет моментально вызывать нужную эмоцию. Процесс этот очень простой, но требует регулярного и систематического закрепления.
Итак, техника якорения такова:
- Вызываете желаемое состояние, обратившись к своей памяти. Представляйте его во всех деталях, визуализируйте, чувствуйте его, проникайтесь этим ощущением полностью, стараясь достигнуть пиковой точки.
- В момент достижения пиковой точки совершаете заранее придуманное действие. Старайтесь придумать такое, которое ни с чем и никогда не спутаете и наверняка не сделаете спонтанно. Повторите эту последовательность несколько раз, делая между каждым «подходом» небольшие паузы, пока находитесь «на пике».
- После этого отвлекитесь, чтобы войти в обычное эмоциональное состояние. Сделайте паузу на некоторое время (полчаса/час) и дайте состоянию утихнуть. Затем повторите первые два пункта и снова отвлекитесь.
- Повторяйте процедуру регулярно (10, 20, 30…100 раз), чтобы якорь стабильно закрепился. Итогом станет возможность взывать любую нужную вам эмоцию определённым действием.
2. Техника противоположного действия
Данный метод применяется для управления эмоциями высокой интенсивности. Он основан на замене переживаемых эмоций противоположными им по значению действиями. Причём, выполняемые действия не должны подавлять или тормозить переживаемое состояние, но должны просто выражать другое.
В качестве примера можно использовать состояние повышенного эмоционального возбуждения, когда человек, по какой бы то ни было причине, испытывает эмоциональный всплеск, который выражается в чрезмерной психической активности. Чтобы этот всплеск подавить, пользуясь техникой противоположного действия, нужно поудобнее расположиться на кресле или диване, расслабиться, замедлить дыхание, подумать о чём-нибудь спокойном и приятном. Некоторое время спустя, вы заметите, что ваше состояние сменилось с эмоциональной возбуждённости на спокойствие и умиротворение.
3. Техника мышечной разрядки
Эта техника помогает избавиться от напряжения и связанных с ним эмоций. Очень удобно применять её, когда ощущается прилив каких-либо отрицательно заряженных эмоций, например гнева, злости и т.п.
Применять её очень просто: как только вы почувствовали, что вами начинают овладевать негативные (или позитивные) эмоции, нужно резко и быстро напрячь все мышцы тела (или какую-то определённую группу мышц) и пробыть в таком состоянии до тех пор, пока не почувствуете, что сил находиться в напряжении больше нет. После этого мышцы начнут расслабляться самопроизвольно, а уходящее напряжение будет забирать с собой энергетический потенциал начавших развиваться эмоций.
4. Техника выявления и обозначения эмоциональной реакции
Предлагаемая техника представляет собой основной метод управления эмоциями, а именно: распознавание и выявления текущих эмоциональных состояний. Но этот метод по-своему сложен, т.к. требует о человека максимальной активизации способности к самонаблюдению и описанию своих психических проявлений.
Техника применения этого метода состоит из нескольких шагов:
- Определение и описание породившего эмоцию события
- Определение и описание придаваемого событию значения
- Определение и описание связанных с эмоцией ощущений
- Определение и описание движений, вызванных эмоцией
- Определение и описание того влияния, которое эмоция оказывает на вас
Пошаговое выполнение этих инструкций, во-первых, уже само по себе снимет большую часть эмоционального напряжения, а во-вторых, позволит вам адекватно и рационально оценить своё поведение и предпринять необходимые для устранения эмоции действия. Кстати, этот же метод можно использовать и для того, чтобы вызывать у себя какую-либо эмоцию. Но для этого нужно иметь чёткое представление о базовых эмоциях человека, чтобы было возможным воспроизвести нужные элементы.
5. Техника применения метода допуска страданий
Бытует мнение, что иногда человеку, чтобы справиться с отрицательной эмоцией, нужно позволить проявиться тем действиям, которые она вызывает. Данный метод основывается на том, что те переживания, которые сопутствуют негативной эмоции, можно и нужно просто перетерпеть.
Например, вы чувствуете гнев или злость и хотите покричать, что-то разбить, ударить кого-то. Делать этого ни в коем случае не нужно. Необходимо просто принять эту эмоцию такой, какая она есть, позволить ей быть. Через время вы заметите, что эта эмоция начнёт угасать, а позже исчезнет совсем. А зная о том, какие психические страдания может причинить отрицательный эмоциональный заряд, вы можете намеренно воспроизвести ту или иную эмоцию в случае необходимости, например, когда требуется воспроизвести поведение разъярённого человека.
6. Техника выявления барьеров, мешающих изменить эмоции
Во многих случаях изменить эмоции человеку мешают определённые барьеры. Они могут быть связаны с привычным образом действий, потаканием своим слабостям, защитой своего эго, сохранением статуса в обществе и т.д. Техника выявления барьеров делает возможным эти барьеры выявить, произвести их оценку, прийти к пониманию того, что вами движет и сделать на основе всего этого соответствующие выводы, которые позволят повлиять на своё эмоциональное состояние путём волевых усилий.
Как только вы почувствовали, что где-то в глубине вашего существа начинает зарождаться отрицательная эмоция, и вы не можете её перебороть, постарайтесь переключить своё внимание на определение её истинных причин: почему она возникает у вас, что мешает вам её изменить, какие факторы на это влияют. Такой анализ позволит вам не только научиться выявлять барьеры, но и лучше узнать себя и особенности своей личности. Впоследствии это пригодится вам в практике актёрского мастерства, т.к. поможет, например, освободиться от сценических зажимов, каких-либо комплексов и т.п. препятствий, мешающих раскрыться вашему актёрскому таланту.
7. Техника простого выявления эмоций
Ещё одна техника, относящаяся к основным. Её целью является овладение навыком смотреть своим эмоциям в лицо, а не искать от них спасения. Когда человек осознаёт свои эмоциональные состояния, у него всегда есть выбор, как отреагировать на ту или иную ситуацию и что почувствовать.
Осваивать данную технику нужно с простого записывания событий, которые вызывают у вас различные переживания, проявления этих переживаний, особенности их воздействия на вас и ваше поведение. Проделывая это, вы научитесь выявлять присущие вам типичные реакции на определённые эмоции. Зная такую информацию о себе, вы сможете в любой подходящий момент не только нейтрализовать состояния, которые не хотели бы переживать, но и продуцировать те, которые вам необходимы в настоящий момент времени. Представьте только, какое влияния окажет на ваши актёрские данные умение воспроизводить или гасить эмоциональные состояния!
8. Техника снижения чувствительности до уровня «эмоциональной разумности»
В случаях воздействия на человека стрессовых ситуаций и отрицательных эмоций повышается и его эмоциональная реактивность, т.е. человек начинает реагировать на всё очень быстро, порой, не отдавая себе отчёта в том, что делает. Основополагающим фактором здесь является умение сохранять эмоциональный баланс в любых жизненных ситуациях. Это и есть «эмоциональная разумность», которая предупреждает перенапряжения любого рода.
Чтобы стало возможным всегда и везде контролировать свой эмоциональный баланс, нужно не только стараться постоянно находиться в состоянии осознанности, но и учитывать такие факторы как правильное питание, здоровый сон, утренняя зарядка, воздержание от алкоголя и наркотиков и т.п. В совокупности, это окажет на вас потрясающее воздействие. Составьте сами для себя оптимальный «режим жизни». Если вы будете придерживаться особых правил, способствующих улучшению вашего образа жизни, это непременно отразится, как на вашем эмоциональном состоянии вообще, так и на умении его контролировать, что, в свою очередь, будет для вас преимуществом в актёрском амплуа и в жизни.
9. Техника увеличения количества событий, вызывающих положительные эмоции
Умение управлять эмоциями основывается, помимо всего прочего, на том, что отрицательные эмоции способствуют плохому самочувствию человека и наоборот. Конечно, можно изменить восприятие эмоций, но эмоции в любом случае останутся. Данная техника подразумевает овладение навыком контроля над тем, что вызывает негативные эмоции.
Главным и основным приёмом этой техники является увеличение положительных событий, которые происходят в жизни человека. Это можно осуществлять путём целенаправленного совершения каких-либо действий или организации мероприятий, доставляющих радостные переживания. Систематическая практика этого может даже привести к тому, что ваш образ жизни изменится в корне. Но первоначальным результатом станет то, что вы начнёте замечать больше хороших событий, которые происходят в вашей жизни. А это значит, что и ваш общий настрой на любую деятельность будет позитивным, а все начинания будут увенчиваться успехом, т.к. во всём вам будет сопутствовать энтузиазм и раскрытие творческого потенциала.
10. Техника безоценочного восприятия эмоций
Эта техника рассчитана на снижение интенсивности эмоций путём безоценочного их восприятия. Основополагающим принципом здесь является то, что, когда человек не выносит никаких суждений относительно своих эмоций, он, тем самым, не позволяет их психической энергии овладеть своим сознанием.
Применяется данная техника довольно просто: в момент возникновения сильной эмоции, не поддавайтесь её воздействию, не придавайте ей ни хорошей, ни плохой оценки, сконцентрируйтесь на дыхании, посмотрите на свои эмоции со стороны. Просто отмечайте все изменения, мысли, суждения об этих эмоциях, помните о том, что вы наблюдаете за собой. Можете даже постараться спрогнозировать возможные перемены, которые могли бы быть, если бы вы поддались переживаниям. Этот навык можно успешно применять и в реальной повседневной жизни, и в той, которую вы ведёте, находясь в образе, играя, например, в спектакле или в кино, т.к. позволяет входить в любые эмоциональные состояния путём воспроизведения их деталей.
11. Техника уменьшения психологической вовлечённости в текущее эмоциональное состояние
Представляемая техника базируется на утверждении о том, что ещё большее переживание возникшей отрицательной эмоции только усугубляет ситуацию, ведь начиная сопереживать сам себе, человек индуцирует появление связанных с базовой второстепенных эмоций, которые увеличивают потенциал первой, принося ещё большие страдания. Из этого следует, что любую негативную эмоцию нужно и можно тормозить, уменьшая свою психологическую вовлечённость в неё.
Так же, как и во многих предыдущих техниках, первой задачей здесь является умение вовремя заметить возникновение эмоции. Как только вы почувствовали, что эмоция появилась, не давайте себе выстроить привычную цепочку последующих реакций. Например, если вы почувствовали вину, то за ней непременно последует грусть, разочарование, самобичевание и т.д. Чтобы этого не произошло, «затормозите» свою эмоцию, не пускайтесь в дальнейшие размышления, не выносите суждений, не оценивайте. Просто примите состояние, как оно есть. Подумайте о чём-нибудь отвлечённом, приятном, приносящем противоположные - положительные эмоции и т.д. Если вы не будете вовлекаться в отрицательное состояние, его интенсивность со временем начнёт угасать и сойдёт на «нет». Этот навык будет вам полезен, как в жизни, так и на сцене.
12. Техника уменьшения физической чувствительности как способ борьбы с эмоциями
Данная техника схожа с техникой снижения чувствительности, рассмотренной выше. Здесь наиболее важным является умение распознавать физические состояния, которые делают человека в той или иной мере предрасположенным к воздействию эмоциональных состояний.
Для того чтобы определить, как физические состояния влияют на ваши эмоции, нужно задать себе несколько важных вопросов:
- Каким образом то, как я питаюсь, влияет на моё самочувствие?
- Каковы кратковременные и долговременные последствия переедания и недоедания?
- Каковы кратковременные и долговременные последствия употребления мной алкоголя, медикаментов и т.п.?
- Каким образом на моё самочувствие влияет мой сон?
Ответы на эти вопросы должны показать вам действительно положение вещей, а именно: как вышеупомянутые факторы в общем и целом влияют на ваше эмоциональное состояние, и как эти состояния изменяются, в зависимости от перемены показателей этих факторов. На основе этого вы сможете определить наиболее подходящий вам образ жизни, включающий сон, диету, употребление или неупотребление алкоголя и т.п. Правильно составленный режим непременно будет способствовать возникновению преимущественно положительных эмоций и улучшению жизни, а также будет оказывать влияние на вашу продуктивность, как в повседневной жизни, так и в актёрском мастерстве.
13. Техника «Вторая пара глаз»
Используя эту технику, вы сможете, так сказать, разделяться надвое и овладеете навыком смотреть на себя со стороны, что позволит вам более критично оценивать себя, свои поступки и эмоциональные переживания, видеть их суть и изменять по своему усмотрению.
Применение этой техники подразумевает то, что вы позволяете всему происходящему идти своим чередом. При этом, основная часть вашего внимания должна быть направлена на вас самих. Нужно наблюдать за своими реакциями, проявлениями, действиями и т.д. Воспитывайте в себе внутреннего наблюдателя, который должен быть максимально критичным и беспристрастным. Наблюдение за собой позволит вам, по необходимости, производить корректировки своих психических проявлений, а значит, в любой ситуации вы будете держать себя и своим эмоции под контролем, что является огромным преимуществом не только в состоянии нахождения в сценическом образе, но и в жизни вообще.
14. Техника глубокого дыхания
В основе рассматриваемой техники лежит дыхание т.к. оно тесно связано с нервной системой человека. Дыхание - это основа жизни, и то, как дышит человек, оказывает непосредственное влияние на любые переживаемые им состояния и эмоции.
Практика этой техники - это практика дыхательных упражнений, являющихся регуляторами состояний. На сегодняшний день существует очень много упражнений на дыхание, в которых люди совершают, главным образом, глубокие вдохи и выдохи. Вот одно из таких упражнений:
- Нужно ровно сесть и сделать на счёт четыре глубокий вдох через нос, затем на счёт четыре выдох через рот.
- На вдохе сначала поднимается левая нога, на выдохе - опускается. После этого - правая нога. И так по очереди.
- Нужно сделать по четыре подхода для каждой ноги.
Применение данной методики позволит вам понизить интенсивность любой эмоции и войти в состояние равновесия и умиротворённости. Она является очень эффективной, т.к. её можно применять практически всегда и везде.
15. Техника сознательного управления эмоциями
Это последняя техника, которую мы рассмотрим. Главным её принципом является сознательное и намеренное управление своими эмоциональными состояниями, позволяющее человеку держать под контролем все возникающие эмоции и их последующие проявления.
В любой ситуации, когда вы почувствуете, что возникает какая-либо сильная эмоция, сделайте небольшую передышку. Это значит, что нужно самому себе сказать: «Мне нужно подумать», «Я хочу перенести этот разговор», «Пора сделать паузу» или что-то подобное, что позволит вам на какое-то время абстрагироваться от переживаемого состояния и «разложить в голове всё по полочкам». Определите для себя временной лимит, в течение которого сможете осознать своё состояние и оценить его. Это станет стимулом к вхождению в состояния повышенной осознанности, во время которого вы сможете успокоиться и сделать необходимые выводы. Очень удобно применять данный способ для изучения эмоций, что в будущем позволит вам нейтрализовывать их или, наоборот, намеренно вызывать.
На основе приведённых нами в этом уроке техник мы можем сделать вывод о том, что существует множество способов оказывать влияние на свои эмоции. Из всех рассмотренных техник вы можете выбрать ту, которая наиболее подходит именно вам, развивать её, изучать её особенности и применять в повседневной жизни. Важно помнить одно важное правило: человек сам выбирает - быть ему рабом своих эмоций или их повелителем.
Что же касается управления эмоциями вообще, то следует заметить, что этот навык является необходимым человеку не только в тех случаях, если он актёр, но и в вообще в повседневной жизни. Умение управлять эмоциями может пригодиться и для публичных выступлений и для ведения переговоров, и для воздействия на людей, и для успешного ведения бизнеса, и для выстраивания дружеских или любовных отношений, и даже для таких вещей, как звукозапись, фотосессии, интервью и т.п.
Тренируйтесь, учитесь управлять своими эмоциями и познавайте себя! Мы желаем вам успехов в жизни и в актёрской деятельности!
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:
1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций
:
радость,
печаль,
гнев,
отвращение,
презрение,
страх,
стыд/смущение,
вина,
удивление,
интерес;
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;
3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;
4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.
В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.
Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).
Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:
1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;
4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;
5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.
В конце статьи на сайте сделана ремарка:
Интересно услышать мысли и мнения по поводу системы Изарда, в частности, про вину и стыд. :\"> =((Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S. Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.
Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой - как фундаментального личностного процесса.