Сахалинская каторга в XX веке. Советские лагеря на сахалине Любая болезнь была практически приговором
В середине XIX века царские чиновники задумали провести эксперимент по очеловечиванию рецидивистов. 50 лет на острове Сахалин находилась «обособленная зона», где преступники перевоспитывались каторжным трудом.
Сахалин был выбран не случайно, сбежать оттуда было невозможно, кругом море. Предполагалось, что после окончания срока каторги колонисты останутся на острове и станут поднимать сельское хозяйство. Нечто подобное сделали англичане на австралийском континенте. Именно с них был списан сахалинский эксперимент.
Первых этапированных ссыльных Сахалин принял в 1858 году. Всего 16 человек. В 1869-м остров официально объявили местом ссылки и каторги. До 1905 года здесь находилось около 37 тысяч каторжников. Поначалу ссыльные добирались до Сахалина пешком через Сибирь - более двух лет. С 1879 года их стали перевозить по морю из одесского порта. Весь путь, занимающий 3-4 месяца, осужденные проводили в кандалах в душных трюмах. Десятая часть каторжников умирали, не доплыв до Сахалина.
Содержание на острове было невероятно суровым. Спали каторжники в бараках с земляным полом, по 30-50 человек. Днем во время работы их руки и ноги заковывали в кандалы, а иногда приковывали к тачке. Большинство осужденных работали на угольных шахтах, остальные занимались лесозаготовками и строительством.
Надежды царских чиновников не оправдались. Тяжелые условия людей еще больше озлобляли. 20% отбывших срок, совершали новые преступления и приговаривались к смертной казни. Такие приговоры приводили в исполнение кто-нибудь из осужденных. Например, серийный убийца Комлев, получивший 55 лет каторги, казнил 13 человек.
Не помогла также и строгая изоляция островитян. Только за первые три года с Сахалина сбежало более тысячи человек, третья их часть очутились в Японии. Японский МИД даже послал официальную депешу российским властям с требованием усилить охрану каторжников.
Женщин тоже ссылали на Сахалин, но только с 1884 года. Содержание для них было чуть более облегченное, чем для мужчин. В 90% случаев эти женщины были убийцами собственных мужей.
По одной из версий, знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» провела на Сахалине остаток своих дней. Администрация лагеря зарабатывала на этой экзальтированной особе хорошие деньги. Вот что писал о ней тогдашний журналист Панкратьев: «Сонька была главной достопримечательностью каторги. Ее содержали в одиночной камере в кандалах, но периодически выводили на тюремный двор, чтобы сфотографировать. Фотографии делали постановочные. Строили декорацию наковальни, выбирали крепких мужиков - кузнецов и снимали сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотокарточки пользовались большой популярностью на всех пароходах, которые приплывали на Сахалин. Они продавались сотнями. В 1894 году г. Сонька, отмотав срок, вышла на поселение. Ее отдали в сожительство к Степану Богданову, серийному убийце. Его все боялись, но Сонька смогла с ним договориться».
Получается, что тюремные власти пристраивали женщин к мужчинам каторжанам, соотношение которых было 8-10:1. Таким образом, в рамках эксперимента награждались особо образцовые арестанты, которым необходимо было адаптироваться к обычной жизни и приступить к сельскохозяйственным работам. При этом у женщин не было права выбора.
Когда срок каторги заканчивался, арестант получал статус поселенца. За счет казны ему выделяли лопату, топор, мотыгу, и провизии на месяц - рыбу, солонину и сухари. Поселенец должен был отправиться в тайгу, за несколько километров, там построить дом и разработать участок под посадки.
Если поселенец не ленился, то администрация каторги ссужала ему домашнюю скотину, инвентарь и семена. Казенное пищевое довольствие он получал в течение двух лет. За год один поселенец получал 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. Также выдавались сапоги и сукно. Если мужчина и женщина вступали в брак, то им выплачивалась премия в размере 30 рублей.
Сахалинский статистик Карпов привел такие цифры: в 1895 году всего поселенцев насчитывалось 2473, 222 из них женщины. Только у третьей части «было образцовое хозяйство». По словам Карпова, прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты. 10% поселенцев «сбивались в шайки, бомжевали. Остальные, стремясь вернуться на материк, выполняли какую-нибудь н сложную работу за еду.
К 1904 году на острове проживали 2 тысячи коренного народа айнов и 46 тысяч заключенных, поселенцев и вольных жителей. Когда война с Японией была проиграна, Россия лишилась Южного Сахалина. Граница пересекла остров пополам по 50-й параллели. В 1906 году сахалинскую каторгу официально упразднили. Но восстановление полных прав бывших каторжан произошло только к февралю 1913 года. В 1910 году им было разрешено свободное передвижение по острову и частное предпринимательство, но только внутри острова. Тогда на русской территории Сахалина проживало около 6 тысяч человек.
Японцы со своей части острова почти всех русских вывезли. Оставили только 220 человек, опять же поляков, старообрядцев и немцев-штундистов. А 400 беглых каторжников, живших грабежами и убийствами, которых царская власть искала их годами, японцы в короткий срок отловили и расстреляли.
В период с 1908 по 1917 год царское правительство России намеревалось заново заселить половину Сахалина обычными гражданами. Людям предлагались огромные по тем временам льготы: 400 рублей на семью, освобождение от налогов на 5 лет, мужчинам 3-х годовая отсрочка от армии. Но даже все это привлекло на остров минимальное количество желающих. За 9 лет туда переселились всего 600 человек. Сахалин оставался в памяти людей местом гиблым, прокаженным.
Сахалинская каторга в XX веке. В начале XX века население Сахалина превысило 40 тысяч человек. При этом доля ссыльных уменьшилась и выросло число свободных крестьян и мещан из ссыльных, которыми становились бывшие каторжники. В 1904 году пришлось закрыть тюрьмы в Дуэ и Онорах. Каторга как средство освоения острова явно себя изжила.
В это время также все большую популярность получают различные антиконсервативные политические кружки и образования. Одним из пунктов программ и конституций многих из этих обществ была отмена каторги на Сахалине. Например, подпольная газета тех лет «Беседы интеллигенции» писала: «Сахалин с его каторжным режимом и подавлением прав личности становится символом всеобщей российской несвободы и угнетения. И этот символ должен быть уничтожен во имя освобождения России». И правительство готовилось ее упразднить. 18 августа 1904 года наместник на Дальнем Востоке адмирал Е. И. Алексеев поручил Приамурскому генерал-губернатору подготовить вопрос об открытии Сахалина «для вольной колонизации». Разработку мероприятий по отмене каторги поручили губернатору Сахалина М. Н. Ляпунову с участием представителей министерств юстиции, внутренних дел, финансов и т.д. Однако события русско-японской войны опередили паны бюрократической машины царизма.
В начале XX века соперничество между России и Японии за влияние в Северо-Восточном Китае и Корее привело к обострению международной обстановки на Дальнем Востоке.
В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года японские миноносцы атаковали корабли русской эскадры на внешнем рейде Порт-Артура. Это было ознаменование началу русско-японской войны. Главной целью японцев стали Маньчжурия и Ляодунский полуостров, поэтому Приморье, Камчатка и Сахалин рассматривались русским военным командованием, как второстепенные плацдармы.
Поэтому количество войск на Сахалине было минимальным. Для избежания потери Сахалина проводится ряд мер по его укреплению. Все ссыльные и каторжные в срочном порядке были переведены на осуществления плана обороны острова, созданного военным министром А.Н. Куропаткиным. План предусматривал возведение укреплений близ поста Корсаковского, строительство госпиталя в селении Владимировка, а также подготовку к обороне постов Найбучи и Тихменевского. Но работы эти были сразу же приостановлены, не успев даже, начаться. 28 января 1904 года на острове были объявлены мобилизация и формирование вольных дружин. Для ссыльнокаторжных и поселенцев, вступивших в дружины, устанавливались льготы и сокращались сроки наказания.
Для них даже ввели специальную форму: серый бушлат, шаровары и шапки с высокой тульей, верх которой крестообразно обшивался красной тесьмой. Вместо кокарды шапку украшал ополченческий крест. Снаряжение дружинника включало вещевой мешок, лопату или топор, устаревшую винтовку системы Бердана с патронташем.
Замысел обороны заключался в затягивание противника в глубь острова и использовании тактики партизанства. Командовал обороной Сахалина военный губернатор генерал-лейтенант М. Н. Ляпунов. 24 июня 1905 года 13-я пехотная дивизия генерал-лейтенанта К. Харагучи при помощи эскадры вице-адмирала Катаоки высадилась на Сахалине. 27 июне больше половины сил обороны острова были разгромлены. 11 июля японцы нанесли окончательный удар с моря, чем и разгромили оставшееся войско. Причиной столь быстрого поражение послужило то, что основная часть войска состояла из ссыльнокаторжных.
Многие из них сразу же бежали, получив оружие, другие занимались мародерством или переходили на сторону японцев. 23 августа (5 сентября) 1905 года Россия и Япония в городе Портсмуте (США) подписали мирный договор, в котором среди прочего значилось, часть острова Сахалин к югу от 50-ой параллели отходили Японии. Русско-японская война и Портсмутский мирный договор стали еще одним важным рубежом в истории Сахалинской каторги.
После 1905 года жизнь северной и южной частей острова в течение сорока лет шла совершенно разными путями. Динамичное развитие экономики и колонизационных процессов на Южном Сахалине были резким контрастом тому, что происходило в северной, каторжной части острова, сотрясавшейся от социальных катаклизмов, охвативших в эти годы всю Россию. Пока шли переговоры в Портсмуте, Япония стремилась как можно скорее утвердится на Сахалине.
Гражданское население японские власти спешно постарались «эвакуировать» на материк через Де-Кастри и Николаевск. Небольшую часть сахалинцев, главным образом чиновников, пароходам везли в Одессу. В октябре 1905 года каторжники, воспользовавшись отсутствием охраны и властей, учинили беспорядок в посту Александровском, подожгли тюрьму и здание окружного полицейского управления. Чиновники генерал-губернаторства прилагали отчаянные усилия для рассредоточения «опасного сахалинского элемента» в Приморской и Амурской областях.
Крестьян из ссыльных отправляли в Западную Сибирь. Из небольшого количества оставшихся к 1905 году каторжан около 500 человек отправили в Забайкалье на Нерченскую каторгу. Переход к нормальной жизни на Северном Сахалине шел медленно. Обезлюдели селения, а некоторые из них вовсе были заброшены. Так, в Александровском округе из 37 осталось только14 селений, а в Тымовском – 23 селения из 28. Замерла добыча угля на шахтах. Проложенные каторжным трудом дороги разрушались, зарастая лесом и покрываясь оврагами.
До Сахалина у правительства руки не доходили. Потрясенная военным поражением, Россия оказалась ввергнутой в водоворот революционных событий 1905-1907 годов. Казалось, что остров, с его богатейшими природными ресурсами, забыт правящими кругами империи. Сенью 1905 года на остров прибыл новый военный губернатор – полковник Генерального штаба Аркадий Михайлович Валуев, имевший немалый административный опыт. К этому времени на Северном Сахалине насчитывалось 5,5 тысячи русских жителей и около 2 тысяч аборигенов. «Такое бегство объясняется паническим страхом, наведенным минувшей войной, упорно держащимся в населении слухом о новой грядущей войне и вечной мечте населения о материке как о земле обетованной» писал в своем первом отчете А. М. Валуев.
Тюрьмы и каторжные работы перестали существовать. Жители «свободного состояния» составляли 79% населения, ссыльнопоселенцы – 20% и только 1% - каторжные. В конце концов законом от 10 апреля 1906 года каторга на Сахалине была официально отменена.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Основные этапы превращения острова Сахалин во всероссийскую каторгу
Правительство уже не могло бороться с постоянными бунтами и выступлениями крестьян, для этого оно избрало метод выселения опасного контингента на.. Первая часть Свода «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» -.. Каторга обязательно предполагала труд осужденных, причем труд тяжелый. Он должен был выступать одновременно в трех..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
ПЕРВЫЕ ССЫЛЬНЫЕ НА САХАЛИНЕ (1858). Каторга на Сахалине
155 лет со времени события
Небольшое лирическое отступление
: в школьные годы я жила на Сахалине. Мы изучали историю Сахалинской области, но почему-то очень смутно помню материал о сахалинской каторге
. Помню только что представляла её себе как нечто очень страшное и ужасное. Возможно, информации тогда мало было о ней. Но сейчас я с большим интересом прочитала всё, что нашла в Интернете о сахалинской каторге.
Предлагаю и вам, дорогие читатели блога, познакомиться с этим уникальным явлением в истории Сахалина.
Дежурный домик на морской пристани в посту Александровском.
Фото И.И. Павловского
Официальной датой учреждения cахалинской каторги считается 18 апреля 1869 г. – дата утверждения Александром II «Положения Комитета об устройстве каторжных работ». Первый же каторжник оказался на Сахалине еще в 1858 г. Его имя Иван Лапшин . Он служил у одного из горных инженеров, занимавшихся изучением угольных месторождений. Первые годы каторжан доставляли в Дуэ небольшими партиями: в 1870 г. – 250 человек, в 1871 г. – 165 человек и т. д. Отработав в шахте один-два года, они возвращались на материк. С января 1880 г. по распоряжению начальника Главного тюремного управления М. Н. Галкина-Враского каторжане, отбывшие наказание в тюрьме, оставались на Сахалине и переходили в разряд ссыльнопоселенцев . 10 апреля 1906 г. каторга на Сахалине была отменена. По оценкам историков, всего за время существования каторги на острове отбыли наказание до 40 тысяч осужденных.
См.: Земля, на которой живем. – Южно-Сахалинск, 2007. – С. 37; Костанов А. И. Создание ссыльнокаторжной колонии на Сахалине // История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия. – Южно-Сахалинск, 2008. – С. 359–360: ил.
Дуэ, фото 1858 г.
В течение 50 лет на окраине Российской империи проходил эксперимент по перевоспитанию особо опасных преступников. Еще в начале 1850-х годов царские чиновники задумали создать «обособленную зону», где рецидивисты сначала подневольным, а потом и вольным трудом могли бы вернуться к «нормальной человеческой жизни». Для эксперимента был выбран остров Сахалин – идеальное место с точки зрения охраны каторжников: кругом море, а за морем – безлюдные места. Еще одним новшеством было то, что после окончания срока каторги людей оставляли на острове на «карантине», пытаясь сделать из них сельскохозяйственных колонистов . Как позднее признавался один из высокопоставленных чиновников МВД Панов, сахалинский эксперимент был списан с эксперимента австралийского – в то время англичане практически теми же способами колонизировали «зелёный континент».
Первые ссыльные появились на Сахалине в 1858 году – туда пешком по этапу было отправлено 20 человек. 4 человека умерли в пути, спустя 2 года на самом острове скончались еще 4 каторжника. Но в Петербург пошли депеши – «остров место хоть и гиблое, но к жизни приспособить его можно».
Погрузка каторжан в портах, например, в Одессе
В 1869 году остров был официально объявлен местом каторги и ссылки . Всего за время существования сахалинской каторги (до 1906 года) сюда было сослано около 37 тысяч человек. То есть в среднем примерно по 1 тысяче человек в год. При этом первые 10 лет ссыльных направляли на Сахалин пешком через Сибирь – и их путь сюда иногда занимал до 14 месяцев. С 1879 года каторжников стали перевозить морем на пароходах Добровольного флота . Суда шли из Одессы вокруг Азии со стоянками в Константинополе, Порт-Саиде, Адене, Коломбо, Сингапуре, Нагасаки и Владивостоке. Путь занимал в среднем 65-75 дней. Все это время уголовники сидели в душных трюмах в кандалах. В некоторых партиях около 10% осужденных погибали в пути (как в 1893 году).
Корсаковская тюрьма
Ещё одной новацией было то, что на Сахалин высылали очень мало политических – за 36 лет всего 58 человек. В Сибири политические вели среди каторжан миссионерскую деятельность – учили осужденных читать и писать, лечили их. А на Сахалине уголовники были лишены такого внимания.
Вход в каторжанскую шахту
Содержание каторжников на острове было очень суровым. Первые 3-5 лет они были закованы в ручные и ножные кандалы, а иногда прикованы сверх того к тачке . 80% осужденных работали на угольных шахтах (в основном около Александровска), остальные – на лесозаготовках и строительных работах. Жили в бараках на 30-50 человек, с земляным полом. Около 20% каторжников, отбывая срок, совершали новые нарушения, за особо тяжкие (в основном убийства) их приговаривали к смертной казни. Приговор приводили в исполнение в Воеводской тюрьме, причем палач выбирался из среды самих осуждённых. Так, палач Комлев, приговорённый к 55 годам каторги за убийства и побеги из-под стражи, лично казнил 13 человек .
Заковка ссыльных в кандалы
Не оправдались надежды царских чиновников и на строгую изоляцию каторжников . Только с 1898-го по 1901 гг. сбежало около 1100 человек, из них примерно 320 человек оказались на японских острова х. Дошло до того, что японский МИД отправил официальное письмо российским коллегам с требованием усилить охрану заключенных .
Женщины стали ссылаться на Сахалин с 1884 г ., они находились в тюрьме только пока длилось следствие, а затем отбывали особую каторгу – чуть более легкую по содержанию, чем у мужчин . Так, в кандалах они находились только в тюрьме, особо опасных преступниц в них могли держать до года.
Женщины-зеки, конвоируемые по улицам г. Александровска
в лагерь после работы
За какие преступления сюда ссылались женщины – можно, к примеру, увидеть из статистики за 1894-й и 1895 гг. В первом случае из 120 женщин 75 были осуждены за убийство , во втором – из 84 убийцами были 52 женщины. В 80-90% случаев они лишали жизней мужей.
Воеводинская тюрьма
Остаток своих дней провела на сахалинской каторге и печально знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» (Блювштейн). Причем местная администрация делала на ней неплохие деньги. Журналист Панкратьев писал тогда о ней:
«Каторга, от администрации до арестантов, гордилась Сонькой Золотой Ручкой. Сонька стала главной Сахалинской достопримечательностью . Даже в одиночной камере, с кандалами на ногах, Соньке не давали покоя. Она сама вспоминала следующее — только, бывает, успокоишься, снова требуют Соньку Золотую Ручку. Думаешь, что опять? Нет, фотографию снимать. Мучили меня этими фотографиями…
Соньку выводили на тюремный двор, устанавливали декорацию — наковальни, кузнецы с молотами, надзиратели, — и снимали якобы сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотографии продавались сотнями на всех пароходах, приходившие на Сахалин. Особенной популярностью эти фотографии пользовалась в Европе.
Сонька Золотая Ручка
В конце 1894 г. Сонька вышла на поселение и была определена в сожительство к Степану Богданову, самому свирепому из каторжан, сосланному за убийство. Его боялся весь остров, но Сонька нашла к нему подход и он исполнял при ней функции защитника и телохранителя» .
Добыча угля на шахте общества "Сахалин"
Как можно видеть из этого отрывка, тюремные власти волевым решением распределяли женщин среди каторжан. «Стерпится – слюбится». Соотношение мужчин и женщин на каторге было 8-10:1, и заполучить девицу было большим счастьем. А потому администрация – в рамках эксперимента – таким образом награждала образцовых арестантов (или нужных в деле – к примеру, палачей или сексотов). При этом администрация не предоставляла женщинам права выбора себе сожителя .
Следующий этап эксперимента на Сахалине: постепенная адаптация бывшего каторжника в обычную жизнь через сельскохозяйственные работы.
После отбытия срока каторги арестант получал звание ссыльного поселенца , ему выдавали за счет казны топор, лопату, мотыгу, 2 фунта веревок и на 1 месяц провизии – 30 фунтов рыбы, 15 фунтов солонины и 1,5 фунта сухарей. С этими запасами на собственной спине поселенец отправлялся в глухую тайгу, километров за 30-40 от своего прежнего места обитания, и там он должен был построить дом и разработать участок земли.
Слобода ссыльных в Александровске, фотография
из личной коллекции А.П. Чехова. 1890 г.
Если в дальнейшем поселенец был замечен «в трудолюбии и добропорядочности», то он, по распоряжению администрации, получал в виде ссуды корову, лошадь, земледельческий инвентарь, семена для посева . Кроме того, ссыльнопоселенцы в течение двух лет оставались на казенном пищевом довольствии. Так, в год на одного человека полагалось около 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. На 2 года также бесплатно выдавались 2 пары сапог и 20 кв. м сукна. При вступлении в брак на мужа и жену была положена премия – по 15 рублей на каждого.
Ссыльнопоселенцы одного из селений о. Сахалин. Фотография П. Лаббе
По подсчетам сахалинского статистика Карпова, в 1895 году ссыльнопоселенцами числились 2251 мужчина и 222 женщины. Примерно у 30% из них «было образцовое хозяйство». «В основном прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты», — писал Карпов. Около 10% скрывались от властей – «сбивались в преступные шайки, варили самогон, бродяжничали». Остальные 60% ссыльнопоселенцев «отбывали номер», дожидаясь в «кое-каком труде – лишь бы ноги не протянуть» окончания срока ссылки и возможности убыть на материк.
Сахалинские айны
К началу русско-японской войны в 1904 году на острове проживало около 46 тысяч человек заключенных, ссыльнопоселенцев, вольных жителей и коренного народа айнов (около 2 тысяч). Проигрыш в войне с Японией, как известно, привёл к отторжению от России Южного Сахалина, граница между двумя частями острова прошла по 50-й параллели. 10 апреля 1906 г. был объявлен Закон об упразднении сахалинской каторги. Хотя каторжная система была упразднена, восстановление полных прав бывших ссыльных и каторжан осуществлялось постепенно. Так, в 1910 г. им разрешили свободное предпринимательство и передвижение по острову. Но эти права утрачивали силу, если человек покидал остров. Только в феврале 1913 г. их права восстановили полностью . К этому времени на российской части Сахалина оставалось жить всего около 6 тысяч человек (в том числе заключённые в единственной оставшейся на острове тюрьме – в Александровске).
С японской части острова почти все русские были эвакуированы. Вольным людям японцы оплатили стоимость утраченного имущества. Около 400 беглых каторжников и ссыльнопоселенцев, сбившихся в шайки и живших грабежами и убийствами, японцы в течение полугода отловили и расстреляли (царская власть искала их годами ). Остались жить при японцах лишь около 220 человек – теперь уже бывших граждан Российской империи. В основном это были уже упоминавшиеся поляки, старообрядцы и немцы-штундисты.
Поселок Владимировка, который перерос в центр Сахалинской области
(Тоёхара, Южно-Сахалинск)
Между 1908-м и 1917-м царское правительство пыталось вторично заселить северную часть Сахалина – теперь уже вольными людьми . Переселенцам были обещаны значительные льготы: денежное пособие — 400 рублей на семью, освобождение от воинской повинности на 3 года и от налогов — на 5 лет. Но даже такие прекрасные по тем временам экономические условия не смогли привлечь на остров за 9 лет больше 600 человек. Сахалин продолжал восприниматься людьми как место гиблое, неприветливое, «почти ад».
ПЕРВЫЕ ССЫЛЬНЫЕ НА САХАЛИНЕ (1858). Каторга на Сахалине
155 лет со времени события
Небольшое лирическое отступление
: в школьные годы я жила на Сахалине. Мы изучали историю Сахалинской области, но почему-то очень смутно помню материал о сахалинской каторге
. Помню только что представляла её себе как нечто очень страшное и ужасное. Возможно, информации тогда мало было о ней. Но сейчас я с большим интересом прочитала всё, что нашла в Интернете о сахалинской каторге.
Предлагаю и вам, дорогие читатели блога, познакомиться с этим уникальным явлением в истории Сахалина.
Дежурный домик на морской пристани в посту Александровском.
Фото И.И. Павловского
Официальной датой учреждения cахалинской каторги считается 18 апреля 1869 г. – дата утверждения Александром II «Положения Комитета об устройстве каторжных работ». Первый же каторжник оказался на Сахалине еще в 1858 г. Его имя Иван Лапшин . Он служил у одного из горных инженеров, занимавшихся изучением угольных месторождений. Первые годы каторжан доставляли в Дуэ небольшими партиями: в 1870 г. – 250 человек, в 1871 г. – 165 человек и т. д. Отработав в шахте один-два года, они возвращались на материк. С января 1880 г. по распоряжению начальника Главного тюремного управления М. Н. Галкина-Враского каторжане, отбывшие наказание в тюрьме, оставались на Сахалине и переходили в разряд ссыльнопоселенцев . 10 апреля 1906 г. каторга на Сахалине была отменена. По оценкам историков, всего за время существования каторги на острове отбыли наказание до 40 тысяч осужденных.
См.: Земля, на которой живем. – Южно-Сахалинск, 2007. – С. 37; Костанов А. И. Создание ссыльнокаторжной колонии на Сахалине // История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия. – Южно-Сахалинск, 2008. – С. 359–360: ил.
Дуэ, фото 1858 г.
В течение 50 лет на окраине Российской империи проходил эксперимент по перевоспитанию особо опасных преступников. Еще в начале 1850-х годов царские чиновники задумали создать «обособленную зону», где рецидивисты сначала подневольным, а потом и вольным трудом могли бы вернуться к «нормальной человеческой жизни». Для эксперимента был выбран остров Сахалин – идеальное место с точки зрения охраны каторжников: кругом море, а за морем – безлюдные места. Еще одним новшеством было то, что после окончания срока каторги людей оставляли на острове на «карантине», пытаясь сделать из них сельскохозяйственных колонистов . Как позднее признавался один из высокопоставленных чиновников МВД Панов, сахалинский эксперимент был списан с эксперимента австралийского – в то время англичане практически теми же способами колонизировали «зелёный континент».
Первые ссыльные появились на Сахалине в 1858 году – туда пешком по этапу было отправлено 20 человек. 4 человека умерли в пути, спустя 2 года на самом острове скончались еще 4 каторжника. Но в Петербург пошли депеши – «остров место хоть и гиблое, но к жизни приспособить его можно».
Погрузка каторжан в портах, например, в Одессе
В 1869 году остров был официально объявлен местом каторги и ссылки . Всего за время существования сахалинской каторги (до 1906 года) сюда было сослано около 37 тысяч человек. То есть в среднем примерно по 1 тысяче человек в год. При этом первые 10 лет ссыльных направляли на Сахалин пешком через Сибирь – и их путь сюда иногда занимал до 14 месяцев. С 1879 года каторжников стали перевозить морем на пароходах Добровольного флота . Суда шли из Одессы вокруг Азии со стоянками в Константинополе, Порт-Саиде, Адене, Коломбо, Сингапуре, Нагасаки и Владивостоке. Путь занимал в среднем 65-75 дней. Все это время уголовники сидели в душных трюмах в кандалах. В некоторых партиях около 10% осужденных погибали в пути (как в 1893 году).
Корсаковская тюрьма
Ещё одной новацией было то, что на Сахалин высылали очень мало политических – за 36 лет всего 58 человек. В Сибири политические вели среди каторжан миссионерскую деятельность – учили осужденных читать и писать, лечили их. А на Сахалине уголовники были лишены такого внимания.
Вход в каторжанскую шахту
Содержание каторжников на острове было очень суровым. Первые 3-5 лет они были закованы в ручные и ножные кандалы, а иногда прикованы сверх того к тачке . 80% осужденных работали на угольных шахтах (в основном около Александровска), остальные – на лесозаготовках и строительных работах. Жили в бараках на 30-50 человек, с земляным полом. Около 20% каторжников, отбывая срок, совершали новые нарушения, за особо тяжкие (в основном убийства) их приговаривали к смертной казни. Приговор приводили в исполнение в Воеводской тюрьме, причем палач выбирался из среды самих осуждённых. Так, палач Комлев, приговорённый к 55 годам каторги за убийства и побеги из-под стражи, лично казнил 13 человек .
Заковка ссыльных в кандалы
Не оправдались надежды царских чиновников и на строгую изоляцию каторжников . Только с 1898-го по 1901 гг. сбежало около 1100 человек, из них примерно 320 человек оказались на японских острова х. Дошло до того, что японский МИД отправил официальное письмо российским коллегам с требованием усилить охрану заключенных .
Женщины стали ссылаться на Сахалин с 1884 г ., они находились в тюрьме только пока длилось следствие, а затем отбывали особую каторгу – чуть более легкую по содержанию, чем у мужчин . Так, в кандалах они находились только в тюрьме, особо опасных преступниц в них могли держать до года.
Женщины-зеки, конвоируемые по улицам г. Александровска
в лагерь после работы
За какие преступления сюда ссылались женщины – можно, к примеру, увидеть из статистики за 1894-й и 1895 гг. В первом случае из 120 женщин 75 были осуждены за убийство , во втором – из 84 убийцами были 52 женщины. В 80-90% случаев они лишали жизней мужей.
Воеводинская тюрьма
Остаток своих дней провела на сахалинской каторге и печально знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» (Блювштейн). Причем местная администрация делала на ней неплохие деньги. Журналист Панкратьев писал тогда о ней:
«Каторга, от администрации до арестантов, гордилась Сонькой Золотой Ручкой. Сонька стала главной Сахалинской достопримечательностью . Даже в одиночной камере, с кандалами на ногах, Соньке не давали покоя. Она сама вспоминала следующее — только, бывает, успокоишься, снова требуют Соньку Золотую Ручку. Думаешь, что опять? Нет, фотографию снимать. Мучили меня этими фотографиями…
Соньку выводили на тюремный двор, устанавливали декорацию — наковальни, кузнецы с молотами, надзиратели, — и снимали якобы сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотографии продавались сотнями на всех пароходах, приходившие на Сахалин. Особенной популярностью эти фотографии пользовалась в Европе.
Сонька Золотая Ручка
В конце 1894 г. Сонька вышла на поселение и была определена в сожительство к Степану Богданову, самому свирепому из каторжан, сосланному за убийство. Его боялся весь остров, но Сонька нашла к нему подход и он исполнял при ней функции защитника и телохранителя» .
Добыча угля на шахте общества "Сахалин"
Как можно видеть из этого отрывка, тюремные власти волевым решением распределяли женщин среди каторжан. «Стерпится – слюбится». Соотношение мужчин и женщин на каторге было 8-10:1, и заполучить девицу было большим счастьем. А потому администрация – в рамках эксперимента – таким образом награждала образцовых арестантов (или нужных в деле – к примеру, палачей или сексотов). При этом администрация не предоставляла женщинам права выбора себе сожителя .
Следующий этап эксперимента на Сахалине: постепенная адаптация бывшего каторжника в обычную жизнь через сельскохозяйственные работы.
После отбытия срока каторги арестант получал звание ссыльного поселенца , ему выдавали за счет казны топор, лопату, мотыгу, 2 фунта веревок и на 1 месяц провизии – 30 фунтов рыбы, 15 фунтов солонины и 1,5 фунта сухарей. С этими запасами на собственной спине поселенец отправлялся в глухую тайгу, километров за 30-40 от своего прежнего места обитания, и там он должен был построить дом и разработать участок земли.
Слобода ссыльных в Александровске, фотография
из личной коллекции А.П. Чехова. 1890 г.
Если в дальнейшем поселенец был замечен «в трудолюбии и добропорядочности», то он, по распоряжению администрации, получал в виде ссуды корову, лошадь, земледельческий инвентарь, семена для посева . Кроме того, ссыльнопоселенцы в течение двух лет оставались на казенном пищевом довольствии. Так, в год на одного человека полагалось около 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. На 2 года также бесплатно выдавались 2 пары сапог и 20 кв. м сукна. При вступлении в брак на мужа и жену была положена премия – по 15 рублей на каждого.
Ссыльнопоселенцы одного из селений о. Сахалин. Фотография П. Лаббе
По подсчетам сахалинского статистика Карпова, в 1895 году ссыльнопоселенцами числились 2251 мужчина и 222 женщины. Примерно у 30% из них «было образцовое хозяйство». «В основном прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты», — писал Карпов. Около 10% скрывались от властей – «сбивались в преступные шайки, варили самогон, бродяжничали». Остальные 60% ссыльнопоселенцев «отбывали номер», дожидаясь в «кое-каком труде – лишь бы ноги не протянуть» окончания срока ссылки и возможности убыть на материк.
Сахалинские айны
К началу русско-японской войны в 1904 году на острове проживало около 46 тысяч человек заключенных, ссыльнопоселенцев, вольных жителей и коренного народа айнов (около 2 тысяч). Проигрыш в войне с Японией, как известно, привёл к отторжению от России Южного Сахалина, граница между двумя частями острова прошла по 50-й параллели. 10 апреля 1906 г. был объявлен Закон об упразднении сахалинской каторги. Хотя каторжная система была упразднена, восстановление полных прав бывших ссыльных и каторжан осуществлялось постепенно. Так, в 1910 г. им разрешили свободное предпринимательство и передвижение по острову. Но эти права утрачивали силу, если человек покидал остров. Только в феврале 1913 г. их права восстановили полностью . К этому времени на российской части Сахалина оставалось жить всего около 6 тысяч человек (в том числе заключённые в единственной оставшейся на острове тюрьме – в Александровске).
С японской части острова почти все русские были эвакуированы. Вольным людям японцы оплатили стоимость утраченного имущества. Около 400 беглых каторжников и ссыльнопоселенцев, сбившихся в шайки и живших грабежами и убийствами, японцы в течение полугода отловили и расстреляли (царская власть искала их годами ). Остались жить при японцах лишь около 220 человек – теперь уже бывших граждан Российской империи. В основном это были уже упоминавшиеся поляки, старообрядцы и немцы-штундисты.
Поселок Владимировка, который перерос в центр Сахалинской области
(Тоёхара, Южно-Сахалинск)
Между 1908-м и 1917-м царское правительство пыталось вторично заселить северную часть Сахалина – теперь уже вольными людьми . Переселенцам были обещаны значительные льготы: денежное пособие — 400 рублей на семью, освобождение от воинской повинности на 3 года и от налогов — на 5 лет. Но даже такие прекрасные по тем временам экономические условия не смогли привлечь на остров за 9 лет больше 600 человек. Сахалин продолжал восприниматься людьми как место гиблое, неприветливое, «почти ад».