Конспект старшая логоп гр на звук м. Занятие по грамоте: звук и буква М
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка»
город Лянтор Сургутский район ХМАО-Югра Тюменская область
Учитель-логопед Долгова Елена Валерьевна
Конспект подгруппового логопедического занятия
для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
«Машин день»
Цель: Учить детей выделять первый согласный звук в слове. Объяснить понятия твердый и мягкий звук. Познакомить с буквой «М», понятием «слог». Развивать слуховое внимание и восприятие, артикуляторную моторику, зрительно-моторную координацию; формировать навыки звукового анализа, воспитывать навыки сотрудничества.
Ход занятия:
1 . Ребята, вы любите интересные истории? Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась и пошла делать зарядку.
(под музыку дети маршируют, потягиваются)
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
а) Улыбаются лягушки - тянут губки прямо к ушкам. (Улыбк а с сомкнутыми губами).
б) Посмотрите-ка, ребятки, как играют зубки в прятки. (Упр. Шторка )
в) Вдох короткий через рот, выдохнем наоборот:
Воздух через нос выходит, очень длительно проходит.
3. Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Сначала в комнате было тихо. Маша прислушалась… Что она могла услышать? Дававйте и мы послушаем.
Д/и «Что ты услышал?» (на слуховое восприятие)
(тиканье часов, капает вода из крана, шум холодильника, льется вода, мяуканье кошки «Мяу-у») - фонограммы
Маша улыбнулась - значит сегодня я играю и дружу со звуком «м». Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Она поцеловала маму в щёку и сказала: «Ты в моей игре, мама, самая главная, потому что у тебя сразу два звука «м». Мама улыбнулась Маше, она любила принимать участие в играх своей дочки.
Маша вышла в сад. (дети под музыку поскоками отправляются в сад)
В саду росло много цветов, но она хотела нарвать букет цветов со звуком «м».
На клумбе росли цветы: астры, ирисы, маки, пионы. - картинки
Какие цветы Маша сорвала? Почему? (ответы детей)
Маша вернулась на кухню с букетом маков. Поставила их в воду. А на столе уже стояла манная каша и молоко . Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».
Почему так сказала Маша? (ответы детей)
Маша съела весь завтрак и поблагодарила маму. Девочка пошла в огород.
(дети под музыку поскоками отправляются в огород)
Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота. - картинки РР (с5, 17)
4. Д/и «Какой первый звук в этих словах?» (на звуковой анализ)
Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежат макароны и мясо .
Маша поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.
Что общего со звучанием слов макароны, мясо? (звук М в начале слова).
Когда обед был готов, приехал папа. Папа сказал: пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю.
Ехал я полем, и увидел вот кого со звуком М.
Серенькие, маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, чёрненькие глазки, остренькие зубки. Кто это? (мышки ).
Маша подумала и отгадала.
А вы отгадали, кого увидел Машин папа?
Бьют его, а он не плачет
А все время только скачет. (мяч)
Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети, любите играть с мячом?
5. Физпауза. Игра с мячом «Один-много со звуком «М» (на слуховое восприятие)
После обеда папа уехал на работу, а Маша и мама остались дома. Мама села вязать, а Маша взяла книгу с картинками. Она искала картинки со звуком «м».
6. Д/и «Найди картинку со звуком «м». (4 лишний) - на звуковой анализ
Вдруг, Маша задумалась - почему некоторые слова короткие, а другие длинные? Мяч - короткое слово, зато мотоцикл - длинное. Чем больше частей в слове, тем длиннее слово. Часть слова называется слогом.
Маше захотелось поиграть со словами и поделить их на слоги.
Давайте и мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:
7. Д/и «раздели слова на слоги».
му-ха - прохлопываем,
ма-ши-на - протопываем,
мор-ковь - пропрыгиваем.
Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о словах со звуком «м», которые она искала целый день. Папа поинтересовался, что же эти предметы делали.
8. Д/и «Подбери слово-действие» (на расширение глагольной лексики)
Муха - летала, жужжала, надоела…
Машина - ехала, останавливалась, везла…
Морковь - росла, зеленела…
Макароны - лежали, варились, жарились…
9. Знакомство с буквой.
Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».
Буквы Л я две поставил
Букву новую составил.
И теперь скажу я всем
Эта буква - буква «М».
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Дети выкладывают букву из счетных палочек, на обучающей дощечке, выкладывают из мозаики (развитие зрительно-моторной координации).
10. Итог занятия.
Цель:
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Познакомить с буквой М.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Закреплять навык:
- определятьпозицию звука в слове;
Анализа и синтеза слова «мама»;
Находить заданный звук в словах,
Дифференцировать твердость и мягкость звука,
Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
Уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];
Согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
Коррекционно – развивающие:
Развивать:
Слуховую память, внимание, восприятие;
Умение концентрировать внимание;
Слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
Речевое дыхание.
Определять по запаху растение.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать:
Умение работать в микрогруппах, группах;
Желание помогать друг другу;
Интерес к играм со звуками.
Словарная работа: поэт, буквоежка.
Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки
Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».
Оборудование:
Герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;
6 конвертов с одной частью от целой картины;
Две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];
- «волшебные» бусины;
Мешочки с ароматом лимона и пихты;
Кассы букв;
Листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;
Корзинка для фишек;
Фишки для рефлексии;
Малиновое варенье.
Ход НОД.
Организационный момент.
А) – Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро».
Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.
Массаж лица.
Совместное с логопедом выполнение массажа
Солнышко проснулось, поглаживающие движенья
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.
Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.
Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».
Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.
Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.
Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.
Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.
Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.
Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.
III. Сообщение темы НОД.
Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?
(Со звуками [М], [ М’]).
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:
Звук «М» - согласный или гласный? Почему?
Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?
Звук «М» - твердый или мягкий?
Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?
Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?
Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?
Звук «Мь» - твердый или мягкий?
Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?
V. Игра №2. «Поэты»
Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.
Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.
Например: МА-МА-МА – дома я сама.
Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.
ма – ма - ма – скоро к нам придет зима
му – му - му – молока кому
МО ЭСКИМО
мо – мо – мо – мы любим эскимо
ми –ми –ми – нас в игру прими
VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»
Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.
Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.
Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).
Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).
Назвать предмет, определить позицию звука в слове.
VII. Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы топаем ногами:
Топ – топ – топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведем,
По кругу все пойдем.
VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».
Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:
Пей чай с моя мёдом.
Правильно Миша сказал?
Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!
Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Образец: Моя мебель.
Работа с индивидуальными картинками.
IX. Аромотерапия.
Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.
На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.
Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.
Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.
Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».
Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».
Б) Манипуляции с буквами.
Как кричала Маша? «Ам – ам».
Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.
Как кричал Крокодил? «Мама».
Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».
Сколько слогов в лове МАМА?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.
Бусинкой круги катаю,
Взад- вперед её гоняю.
Ей поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.
Вспомнить из скольки элементов состоит буква.
Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).
От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!
Список литературы и адреса интернет-ресурсов:
1. Нищева Н.В . Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.
2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская
«Обучение дошкольников грамоте»
3.А.В.Никитина
«33 лексические темы»
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина
«Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
5.Е.В.Бородина
«Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»
6. http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/23165-masha-i-medved-20-kartinok.html
(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».
2. Формировать понятие «согласный звук».
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «М».
5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.
Материалы:
синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.
I. Организационный момент
Сядет тот, кто назовет грибы.
1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:
Гном, дом, альбом.
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».
II. Основная часть
2. Артикуляция звука.
Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.
Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.
А какие еще звуки вы уже знаете?
Какие они?
Почему их называют гласными?
Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.
3. «Определи место звука в слове»
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:
Дом, малина, мак, гном, муха.
4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
5. Знакомство с буквой «М»
Работа в тетрадях Коноваленко.
Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.
6. Упражнение «Сосчитай и назови»
Сосчитайте и назовите звуки в слогах:
Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.
7. Упражнение «Сложи из кубиков»
Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.
8. Чтение слогов в тетрадях.
Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».
Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».
9. Игра «Один – много»
Гриб – грибы, лисичка - лисички
Мухомор – мухоморы, опенок – опята,
Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.
10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «М».
11. Игра «Четвертый лишний»
Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.
Мухомор, опенок, лисичка, боровик;
Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;
Лисичка, малина, поганка, волнушка.
12. Выкладывание буквы «М» из палочек.
Сколько вам понадобилось палочек?
13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.
III. Итог занятия, оценка детей.
Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
Какой это звук?
Каким цветом обозначаем?
Что понравилось больше всего?
Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Занятие «Звуки [х], [х"]. Буква X. Ударение»
Цель: познакомить детей с буквой X.
Учить ставить ударение в словах
Развивать умение сопоставлять слова, противоположные по смыслу
Закреплять умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ.
Ход занятия
I. Объяснение нового материала
1. Знакомство со звуками [х], [х"] Послушайте стихотворение.
Завидовал хорек соседу хомяку:
«Имеет он в каждой щеке по мешку!
И мне бы хотелось с такими щеками
Зерно приносить в кладовую мешками».
(По Т. Крюковой)
О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х"].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?
2. Работа с антонимами. Послушайте слова-признаки. Подберите к ним
слова, противоположные по смыслу.
длинный - ... маленький - ... кислый - ...
белый - ... хороший - ... сухой - ...
Определите место звука [х] в словах: хороший, плохой, сухой, худой.
3. Знакомство с буквой X. Записать буквы X, х на доске.
4. Работа с Городом букв, буквой X.
X - это согласная буква. Как и буква М, она непарная и живет на Непарной улице. Вырежьте из разрезной
азбуки и наклейте букву X в свой домик
5. Письменное задание. Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам.
6. Чтение слогов. Посмотрите, как весело смеются дети
Давайте к ним присоединимся! Для этого прочитайте ряды слогов.
ха-ха-ха хе-хе-хе
хо-хо-хо хи-хи-хи
В каких слогах согласный звук звучит твердо?
(Ха, хо.) В каких - мягко? (Хе, х и.)
7. Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.
мех муха сухо
мох ухо уха
Выполните звуковой анализ слова мех. Если буква обозначает гласный звук - подчеркните её красным
карандашом, если твёрдый согласный - синим, если мягкий согласный - зелёным.
Педагогу необходимо четко произнести с детьми все звуки слова и дать характеристику каждому звуку (сказать, гласный звук или согласный, твердый согласный звук или мягкий).
Слова муха, ухо и уха раздели на слоги вертикальными черточками. Педагог еще раз напоминает детям, что в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук, обращает внимание детей на то, что одна гласная буква может составлять целый слог (у-хо, у-ха).
8. Знакомство с понятием «ударение» Эту собачку зовут Муха. Давайте ее позовем!
Подставьте ладошку под подбородок и произнесите слово. Сколько в нем слогов? Теперь позовите собачку: «Му-у-у-ха». Какой слог вы тянули дольше, выделили голосом? (My.) Этот Слог называется ударным. На письме он выделяется знаком ударения - наклонной черточкой над буквой.
Ударение всегда ставится над гласной буквой. На слоговой схеме ударный слог отмечается также. Назовите второй слог в слове Муха. (Ха.) Он называется безударным. Затем педагог просит детей подобрать собаке другие клички и найти ударный слог в этих словах.
II. ФизкультминуткаНа морковной вкусной грядке. Зайка делает зарядку. Предложил нам делать вместе
Будет первым бег на месте,Чтобы вы всегда смогли Быстро бегать от лисы. движения по тексту
А теперь пора кружиться,Чтобы точно убедиться:Волка рядом с вами нет,Значит, можно есть обед:На обед вас ждет морковка,Накланяйтесь, рвите ловко!
III. Закрепление изученного материала
1. Выделение ударного слога. Послушайте слова: мама, бабуля. Устно разделите их на слоги. Назовите ударный слог в каждом слове.
VI. Подведение итогов занятия
Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.
Слоги в словах могут быть ударными и безударными.
Ударение всегда стоит над гласной буквой.
Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Х в свой домик.
Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам
Прочитайте ряды слогов
Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.
мех муха сухо
мох ухо уха
Техника медитации
Технологическая карта по Организационной учебной деятельности старшей группы на тему: "Звук и буква М".
Б?лімі - Раздел: основы грамоты
Та?ырыбы - Тема: Буква и звук «М»
Ма?саты - Цель: Познакомить детей со звуками (М) и (М*) и буквами М, м. закрепить представление о том, что одна буква может обозначать два звука. Учить читать слоги с изученными буквами. Оборудование:
Билингвальды? компонент - Билингвальный компонент: мишка - аю, девочка - кыс,
Просмотр содержимого документа
«Занятие по грамоте: звук и буква М»
Ересек топқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы:
Білім саласы - Образовательная область: коммуникация
Бөлімі - Раздел: основы грамоты
Тақырыбы - Тема: Буква и звук «М»
Презентация «В гости к трём медведям».
Мақсаты - Цель: Познакомить детей со звуками (М) и (М*) и буквами М, м. закрепить представление о том, что одна буква может обозначать два звука. Учить читать слоги с изученными буквами. Оборудование: синяя, зелёная фишка, карточка с буквой «М»,»А»,»И» счётные палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.
Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: мишка – аю, девочка – кыс,
Қызмет кезеңдері деятельности | Тәрбиешінің іс - әрекеті Действия воспитателя | Балалардың іс - әрекеті Деятельность детей |
Мотивациялық –лептік Мотивационно- побудительный | Слышится стук в дверь. Кто же к нам стучится? Слайд 1 Спрашивает: Девочка, как тебя зовут? А почему ты такая грустная? Машенька огорчилась, что сломала стульчик у Мишутки. Что же ты решила, Машенька? Слайд 2 Ребята, давайте поможем Машеньке отыскать дом трёх медведей. | Прислушиваются и видят входит девочку. Здоровается с детьми. Меня зовут Машенька. Я в чаще заблудилась, К трём медведям в дом явилась. Суп у мишки похлебала, Стульчик маленький сломала. М: Я решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения. |
Ұйымдастық –ізденістік Организационно –поисковый | Какой 1-й звук мы слышим в имени Маша? Слайд 3 А в слове Мишутка? Слайд 4 Дайте характеристику звуку М. в словах. Я рядом с синим кружочком (со зв. [м]) поставлю красный (гл. звук). - Что это? (это слог) - Как вы догадались? (слоги состоят из звуков) - Если это звук А, как будет звучать слог? (МА) - Гласный звук превращается в И, слог звучит (МИ) 2. Назовите слова: Слайд 5 3. «Определи место звука в слове» Слайд 6,7 Слайд 8 Слайд 9 Анализ слова мишка Слайд 10 - Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»). Палочка и палочка, Между ними галочка. И теперь понятно всем Получилась буква «М». Слайд 11. Сколько надо палочек? Слайд 12, 13 - Вот мы и пришли к медведям. Машенька прошения попросила. | Отвечают, что слышат звук - М. Произносят и рассказывают, как правильно произнести: губы сомкнуты и напряжены. Согласный звук, потому что существует преграда, может быть синим и зелёным, звонкий показывают фишки. Наблюдают, догадываются, что это будет слог. Слоги состоят из звуков. Читают: МА, Маша, мёд, мишка звук М – первый. Называют слово и рассказывают где звук: в середине, начале, конце. Дети фишками выкладывают слово – мишка, мишки. Внимательно рассматривают букву М. Выкладывают из палочек букву М Нарисуйте в воздухе букву «М». Читают слоги. |
Рефлексивті – корригидтік Рефлексивно - корригирующий | Медведи благодарят детей и угощают их бочонком мёда. | Радуются. |
Күтімді нәтиже - Предполагаемый результат:
Ұғынады - Воспроизводят: гласные и согласные звуки.
Түсінеді - Понимают: что одна буква может обозначать два звука.
Қолданады - Применяют: проводить анализ слова, читать слоги с согласными и гласными буквами.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
воспитателя Климович Я. П.
Тема: Звуки [ л-л´] , буква Л, л.
Цель: позн-ть детей со звуком и буквой Л, уточнить артикуляцию звуков [л-л´], упражняться в выделении звука [ л], работать над лексическим значением слов, упр-ся в составлении слогов, слов с ними, проводить слого-звуковой анализ слов, упр-ся в написании букв.
Оборуд-е: игрушка Чипполино, шаблоны букв Л, л, тетради, ручки, таблица слогов, цв. карандаши, картинка «обед».
Ход занятия.
1). Повторение изученного.
* Дописать изуч. буквы на доске.
2). Знакомство со звуком [л]
Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость. Угадайте, кто он?
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому знаком
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся…(Чипполино)
Молодцы, угадали! А вот и сам Чипполино, поздоровайтесь с ним!
Он приготовил для вас загадки, т.к. знал, что вы их очень любите отгадывать.
* Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает.
Если к нам летит она,
Значит, началась весна. (ласточка)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. А кто это? (лиса).
Летом вырастают,
А осенью опадают. (листья)
* Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы,
В дождь лежим, в снег бежим,
Уж такой у нас режим. (лыжи)
Не зверь, не птица, всего боится.
Половит мух, и в воду-плюх! (лягушка)
– Назовите 1-й звук в слове «ласточка». А в слове «лиса»? Со звуками [л-л´] мы будем сегодня играть.
Произнесите звук [л]. Язык кончиком прижимается к зубам и сейчас же отходит от них. Этот звук надо произносить звонко, отрывисто.
Как вы думаете, звук[л]-гласный или согласный? Почему?(согласный, бывает мягкий и твёрдый)А в имени нашего гостя Чипполино есть этот звук?Назовите его.
3). - Чипполино принёс нам картинку. Что на ней изображено?(семья обедает за столом). Он просит нас помочь, и назвать все предметы на этой картинке, в которых мы можем услышать звук [л]. (ложка, вилка, яблоки, стол, стул, салфетка, тарелка,..)
А теперь из этих слов выберите только те, в которых два слога.
4). – А теперь Чипполино предлагает нам поиграть в «хлопушки». Вам нужно будет хлопнуть в ладоши, если вы услышите слово, которое заканчивается на звук [л´] . Слова: соль, лодка, моль, луна, боль, быль, лук, цель, даль, лес, роль, мель, шаль, лампа, пыль.
5). – А сейчас давайте поиграем в игру «Преврати слово». Я буду говорить слова, а вы заменять 1-ый звук в моём слове на звуки [л-л´] . И у вас получится новое слово.
Паз-Лаз Вес-Лес
Мама- Лама Мёд- Лёд
6). Физминутка:
Чипполино к нам пришёл,
С нами он плясать пошёл.
Он вприпрыжку, и в присядку
С нами делает зарядку.
Вправо-влево он нагнулся,
Потянулся, улыбнулся!
7). Показ буквы Л.
На что похожа буква Л?
* письмо в воздухе буквы Л, пальцем на столе.
* слого-звуковой анализ слова «лук» на доске
* чтение слогов с буквой Л по слоговой таблице
8). Закрепление начертания буквы Л.
* обвести букву Л, л по контуру и раскрасить синим цветом
* нарисовать предмет на букву Л (лук)
* письмо в тетради: Л, л, лук.
9). Итог занятия.
С каким звуком сегодня познакомились?
Какой он: гласный или согласный? Почему?
Какой буквой он обозначается?
Придумать слова, начинающиеся с буквы Л.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»
(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».
2. Формировать понятие «согласный звук».
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «М».
5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.
Материалы:
синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.
I . Организационный момент
– Сядет тот, кто назовет грибы.
1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:
Гном, дом, альбом.
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».
II . Основная часть
2. Артикуляция звука.
– Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.
Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.
– А какие еще звуки вы уже знаете?
– Какие они?
– Почему их называют гласными?
Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.
3. «Определи место звука в слове»
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:
Дом, малина, мак, гном, муха.
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"