В каких произведениях маяковский осуждает. В
Тема урока: «Оружия любимейшего род»
(Сатирические произведения В.В.Маяковского)
Тип урока : урок-практикум; 2 спаренных урока.
Цель урока : повторить особенности лирики Маяковского;
путем анализа стихотворений показать, как созревал талант
Маяковского-сатирика;
выявить, против чего направлена его сатира;
раскрыть способы создания сатирических образов;
развивать творческие способности учащихся.
Оборудование урока: раздаточный материал «Особенности лирики Маяковского», карточки с заданиями для работы в группах, сборники стихотворений поэта, электронная презентация «Маяковский и «Окна РОСТА».
Ход урока.
Организационный момент. Объявление темы, цели и задач урока.
Творческая разминка.
Учитель: Ребята, на доске записан сюжет для создания лирического произведения. (Запись на доске: «Порывистый ветер сдувает дым с печных труб, темную улицу освещает фонарь»). Попробуйте в течение 5-7 минут создать небольшое стихотворение по данному сюжету.
По истечении отведенного времени зачитываются работы. Вот некоторые из них:
В доме нега и тепло,
В сенях ветер буйный злится…
В печи с открытым желобом
Огонь веселеньки струится…
На улице горит фонарь,
Своим огнем мне душу грея,
А ветер злой, как демон ночи,
В своих порывах все страшнее…
(М.Шаланова)
Вот и настала ночь.
Темный сорвался лист.
Ветра бушующий свист
Глухо играл в ночи.
Света прорвался луч.
Это горит фонарь.
Он освещает путь.
Стала светлее ночь.
Если смотреть в печь,
Можно узреть тьму.
В тьме скрывается свет…
Помни об этом, друг!
(Кокшаров С.)
Учитель: А теперь прослушайте, пожалуйста, шедевр Маяковского:
Ветер колючий
Трубе
Вырывает
Дымчатой шерсти клок;
Лысый фонарь
Сладострастно снимает
С улицы
Черный чулок.
(Из стихотворения «Из улицы в улицу»)
Повторение.
Учитель: Заметим, как поразительна новизна поэзии Маяковского, насколько необычны запоминающиеся и удивляющие образы. На прошлом уроке мы говорили об особенностях лирики В.В.Маяковского. Пользуясь раздаточным материалом, который находится у вас на столах, определите, какая из особенностей его поэтики прослеживается в том или ином отрывке из его произведений.
Содержание раздаточного материала.
«Особенности лирики В.В.Маяковского ».
Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии.
В центре его поэзии – «грандиозный» лирический герой, на равных объясняющийся с миром, со Вселенной.
С необычайной смелостью поэт вводит слова и выражения грубого, вульгарного стиля – разрушает штампы, стереотипы, границы дозволенного.
Речь Маяковского обычно обращена к слушателю, поэтому многие стихотворения по форме представляют собой диалог, беседу.
Маяковский создает свою систему тонического и акцентного стиха, в его строке различное количество неударных слогов. Поэт располагает строки «лесенкой».
Маяковский – необычный реформатор в области рифмы.
Отрывки из стихотворений.
Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
(«Облако в штанах»)
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
(«Послушайте!»)
Знаете ли вы, бездарные многие,
Думающие нажраться лучше как,-
Может быть, сейчас бомбой ноги
Выдрало и Петрова поручика?...
(«Вам»)
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
(«Облако в штанах»)
Вам,
конечно, известно
явление «рифмы».
Скажем,
строчка
окончилась словом
«отца»,
И тогда
через строчку,
слога повторив, мы
Ставим
какое-нибудь:
ламцадрица-ца.
(«Разговор с фининспектором о сущности поэзии»)
Вот и вечер
В ночную жуть
Ушел от окон,
Хмурый,
Декабрый.
(«Облако в штанах»)
Ржут этажия.
Улицы пялятся.
Обдают водой холода.
Весь истыканный в дымы
и в пальцы,
Переваливаю года.
(«России»)
Иду – красивый
Двадцатидвухлетний.
(«Облако в штанах»)
4. Работа по теме урока.
1) Слово учителя : С огромной любовью писал В.В.Маяковский о людях, строящих новую жизнь. Именно поэтому он гневно выступал против тех, кто мешал этому строительству. «Оружия любимейшего род», так определил Маяковский свое отношение к сатире.
Ирония, гипербола, гротеск, фантастика, сарказм придавали сатирическим произведениям поэта различные оттенки.
«Маяковский улыбается,
Маяковский смеется,
Маяковский издевается»,- так назвал он один из сборников своих стихов.
2 ) Словарная работа (средства художественной выразительности).
Учитель: Давайте вспомним, что обозначают записанные на доске художественно-изобразительные средства. (На доске только выделенное жирным шрифтом)
Ирония (насмешка)
Сарказм (высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка)
Юмор (добрый, сочувствующий смех)
Сатира (обличающий, гневный смех)
Фантастика (надуманное, неправдоподобное, сверхъестественное)
Гипербола (преувеличение)
Гротеск (чрезмерное преувеличение, изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде)
Аллегория (образное иносказание)
Синекдоха (перенос значения по принципу количественного соотношения, название части вместо целого).
Учитель: Собственно сатирические стихи дореволюционного периода – это его знаменитые «Гимны», опубликованные в журнале «Новый сатирикон». В самих названиях гимнов: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду» - комическое несоответствие: ведь гимн – это торжественная песнь, петь которую в честь обеда или взятки просто смешно.
3) Чтение подготовленными учащимися стихотворений и их обсуждение. (Что высмеивает автор в этих произведениях?)
А) «Гимн судье» (1915 г.)
(Маяковский высмеивает общественный строй России, хотя местом действия названа далекая страна Перу.. Страной это правят унылые судьи, враждебные всему живому. Они сами не умеют радоваться жизни и запрещают это делать другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным. Так под взглядом судьи вылинял оранжево-синий павлиний хвост (гротеск). Далее:
Судья поймал и пух и перья
Бедной колибри выбрил.
Игра слов, основанная на сходном звучании (каламбур), создает комический эффект. Народ под властью злобных судей дан в образе каторжан, гребущих галеру. Освободить каторжников можно, только устранив судей, которые
…мешают и птице, и танцу,
И мне, и вам, и Перу.)
Б) «Гимн обеду» (1915 г.)
(особенно ненавистен Маяковскому буржуазный мир – мир «жирных». В стихотворении возникает прием, который носит название синекдоха (вместо целого называют часть). Вместо человека действует желудок:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
Кроме аппендицита и холеры!
Спи, не тревожась картиной крови
И тем, что пожаром мир опоясан,-
Молоком богаты силы коровья и
Безмерно богатство бычьего мяса.)
Учитель: После революции, в которую Маяковский искренне поверил, сатирическая направленность его поэзии меняется. Героями его стихов становятся враги революции. В 1919-1922 г.г. Маяковский работал в «Окнах РОСТА», рисовал плакаты, сочинял к ним стихотворные подписи. Поэт воспевал победы Красной Армии, беспощадно высмеивал врагов революции, гневно высказывался против мещан.
4) Электронная презентация ученика «Маяковский и «Окна РОСТА».
5) Большую известность приобрели в послереволюционное время стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Взяточники», «Протекция» и другие.
6) Работа в группах (4 группы).
Каждая группа получает задание проанализировать указанное стихотворение, опираясь на предложенные вопросы.
1 группа – «О дряни» (1920-1921).
- За что Маяковский осуждает мещан?
Какие художественно-изобразительные средства использует поэт для обличения мещан, приспособившихся к новому общественному укладу?
(На смену героям гражданской войны пришли новые «герои», которых поэт клеймит словами «дрянь», «мурло», «мразь». Они быстро приспособились к новому общественному укладу. Внешняя маскировка (портрет Маркса, газета «Известия») скрывают истинную суть мещанина, его стремление к материальному благополучию, комфорту, престижу.
Поэт использует различные средства изобразительности. Гипербола («намозолив от пятилетнего сидения зады…», «эх, и заведу себе тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф»). Создается гротескный образ чинуши, превратившегося в неодушевленный предмет, т.е. лишенного души. Гротескная картина возникает в финале – традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понатен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели обощенное значение символа мещанства (аллегория).
2 группа – «Прозаседавшиеся» (1922 г.)
- Что вызывает гнев поэта?
- С какой целью он прибегает к фантастике?
- Какими средствами выразительности пользуется автор?
- В каких строчках содержится основная мысль стихотворения?
(Тенденция к увеличению бюрократического аппарата наметилась уже в первые годы Советской власти. С невероятной быстротой стали возникать учреждения. Погрязшие в непрерывных заседаниях, собраниях, имитирующие кипучую деятельность, но далекие от истинных нужд народа. Против них и направлено это стихотворение.
Изобразительные средства: гипербола (преувеличенное количество заседаний), литота (покупка склянки чернил Гупкооперативом). Далее создается фантастическая картина («сидят людей половины») для того, чтобы показать, что служащим приходится буквально разрываться между заседаниями, которые проходят одновременно.
Основная мысль заключается в последних строчках стихотворения:
С волнения не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
Еще
Одно заседание
Относительно искоренения всех заседаний!»
В этом риторическом восклицании выражется мечта автора о том времени, когда будут искоренены все заседания.)
3 группа – «Взяточники» (1926г.)
- Против чего направлено стихотворение?
- К чему призывает Маяковский?
(В этом стихотворении гнев поэта направлен еще против одного врага революции – взяточничества. Вначале дается описание некоего «ответственного», которого весь день тяготит «непролазная дума»: куда бы пристроить кума. С горькой иронией пишет Маяковский, что чиновник этот буквально понял «братство народов» как счастье братьев, теть и сестер». Призванный на службу народу, он оттягивает решение вверенных ему вопросов, пока на его столе не окажется «пакет с листами новейших данных». Чувствуется авторский сарказм в описании того, как «со сладострастием, пальцы слюнявя, мерзавец считает червончики». Негодование Маяковского растет, он пишет:
Укравшему хлеб
Не потребуешь кар.
Возможно
простить и убийце.
Быть может, больной,
сумасшедший угар
В душе
у него
клубится.
Но если
скравший
этот вот рубль
Ладонью
ладонь мою тронет,
Я, руку помыв,
кирпичом ототру
Поганую кожу с ладони.
Презрение поэта растет, и оно в конце стихотворения выливается в открытый протест:
Долой присосавшихся
к нашим
рядам
И тех,
кто к грошам
присосался!)
4 группа – «Протекция (1926 г.)
- Что обличает Маяковский в этом стихотворении?
- Какова композиция стихотворения? Какое идейное содержание несет каждая часть?
- Каким чувством проникнуты последние строки произведения?
(С проявлением бюрократизма и мещанства Маяковский боролся до конца жизни. Во многих его стихотворениях обличаются карьеристы, взяточники, подхалимы, подлецы. В этом стихотворении поэт рассматривает еще одно зло – кумовство. Без покровительства, влиятельной поддержки не решается ни одно дело. Возникает безрадостная картина: человек чего-то стоит в этой жизни, если только у него есть «большущие связи». Интересна композиция стихотворения. Оно состоит из трех частей. 1 часть – описание различных связей. 2 часть – показ того, как быстро решается любое дело приналичии этих связей. 3 часть по содержанию противопоставляется (антитеза) 2 части: «а попробуй – полазий без родственных связей!», «не допустят близко».
С надеждой на изменение дел к лучшему звучат последние строки:
Кто бы ни были
сему виновниками
Сошка маленькая
или крупный кит,-
Разорвем
Сплетенную чиновниками
Паутину кумовства,
протекций, волокит.)
7)Выступление групп с анализом предложенных стихотворений.
8)Подведение итогов урока.
Ответ на вопрос: «Актуальны ли сатирические произведения Маяковского в наши дни?»
Домашнее задание:
1) Письменно ответить на последний вопрос урока.
- «Подлиза» (1 уровень)
- «Подлиза», «Мразь» (2 уровень)
- «Подлиза», «Мразь», «Трус» (3 уровень).
Стихотворение «Прозаседавшиеся» было создано поэтом в 1922 году. Тогда Маяковскому стало понятно, что революция, на которую были возложены такие большие надежды, не могла искоренить негатива, столетиями копившегося в государстве. Именно тогда поэт решил, что лучшим способом борьбы с этими отрицательными явлениями и будет сатира.
Название
Подготовить анализ «Прозаседавшихся» Маяковского школьнику не составит труда, ведь стихотворение читается легко. При знакомстве с произведением читателю сразу же бросается в глаза его название. Ведь, как и в любом другом художественном творении, название наделено большой смысловой нагрузкой. Однако в этом произведении оно задает весь эмоциональный тон.
У читателя сразу же возникает образ утомленных людей, которые мучимы усталостью от долгого заседания, так как они потратили очень много времени, но ничего не смогли достичь. Слова, которым поэт озаглавил свое стихотворение, в действительности в русском языке не существует. Это неологизм, специально выдуманный Маяковским по той модели, которая уже существует в русском языке (точно так же построены и слова «прослушавший», «просмотревший»). Иными словами, данное понятие обозначает, что некто производил определенные действия, однако не добился нужного результата.
Кого высмеивает поэт
В анализе «Прозаседавшихся» Маяковского можно упомянуть, что в своем произведении автор высмеивает бюрократов. Эта прослойка населения была объектом сатиры еще для Гоголя и Салтыкова-Щедрина, однако теперь, в послереволюционное время, их деятельность лишь приобрела немного другую окраску. Поэт упоминает в своем произведении названия различных организаций - «-полит», «-просвет», «-ком». И читателю становится понятно, что количество этих заведений не окупается качеством.
Метафора в произведении
В анализе стиха «Прозаседавшиеся» Маяковского следует рассказать и о применении метафоры. Поэт использует этот прием в выражении «дела бумажные», чтобы усилить впечатление. Ведь так сразу же представляется ворох различных документов, многочисленных вопросов, которые несчастные бюрократы должны решить в течение рабочего дня. Поэт мастерски формирует образ государственной машины, которая создает совершенно ненужные и непонятные простому смертному законы. А он между тем является тем «винтиком», до которого никому нет никакого дела.
Преувеличение
Анализ «Прозаседавшихся» Маяковского заставляет задуматься над тем, каких масштабов достигает бюрократия. Герой произведения не может в течение долгого времени получить аудиенцию, чтобы решить свой вопрос, поскольку некто Иван Ваныч постоянно занят решением каких-то глобальных вопросов.
Поэт упоминает одну из главных черт бюрократии в советскую эпоху - это абсурдность. В своем стихотворении он описывает, как проводится целое заседание по поводу приобретения «склянки чернил». Это преувеличение призвано еще раз подчеркнуть, каких масштабов достигла бюрократия в эпоху СССР.
Также нужно отметить и еще одну немаловажную деталь: заседание происходит в семиэтажном здании. То есть только такая огромная постройка может вместить всех бюрократов. Также гиперболизировано и последнее заседание, на котором опять исчезает Иван Ваныч: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком». С помощью этого преувеличения поэт подчеркивает, что чиновников не волнует, по какому именно вопросу заседать - важен сам факт собрания.
Гротеск
Подготавливая анализ «Прозаседавшихся» Маяковского, нужно упомянуть и о таком приеме в произведении, как гротеск. Кульминация произведения приходится на тот момент, когда его главный герой, наконец, в ярости врывается в зал заседания. Здесь уже Маяковскому недостаточно гиперболы, чтобы описать происходящее, и он использует прием гротеска. Читатель видит ужасающую картину: «…сидят людей половины». Герой стихотворения шокирован, ведь воображение нормального человека не способно вместить описываемую картину. Простой человек не может вообразить себе, что, для того чтобы успевать одновременно на два бюрократических заседания, он должен раздвоиться.
Проще всего сделать анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского по плану. Многоплановость произведения в том, что оно является и сатирическим, и содержит в себе фантастический гротеск, и описывает актуальные проблемы общества. Также стоит отметить тот факт, что для присутствия на заседании не обязательна верхняя часть туловища, где находится голова. Нижняя половина спокойно присутствует на этом собрании. Поэт этим хочет подчеркнуть, что для советских бюрократов вовсе не важен сам процесс заседания, главное - на нем присутствовать. Значение имеет только форма, а не содержание.
Эпитеты
Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского необходимо дополнить и описанием эпитетов. В своем произведении автор описывает кошмар, который испытывает главный герой произведения, в мучениях пытающийся осмыслить все то, что вокруг него имеет место. Поэт использует немало литературных средств выразительности, чтобы донести до читателя, что происходит с его героем. Эпитеты «взъяренный», «дикие» указывают на то, что главное действующее лицо уже дошло до точки кипения из-за нелепости бюрократии.
С помощью метафоры «врываюсь лавиной» поэт подчеркивает решимость своего героя, которая полностью его захлестывает. Деепричастие «изрыгает» (проклятия) сразу же вызывает ассоциации с настоящим диким зверем, а может быть, и драконом. Этим поэт еще больше усиливает преувеличенность, гротескность описываемой ситуации.
Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского по плану
План анализа произведения может быть приблизительно таким:
- Название и автор.
- Основная мысль (сформулирована в качестве афоризма, мечты о том, чтобы заседания были искоренены).
- Тема (гневное обличение бюрократии).
- Жанр (здесь это фельетон в стихотворной форме).
- Эмоциональное воздействие на читателя.
- Особенности композиции.
- Художественные средства.
- Впечатление школьника.
Характеристика главного героя
Герой стихотворения заинтересован не только в том, каким образом будет рассматриваться его дело, но и тем, что будет со всей этой бюрократической системой. Он является романтиком, который пытается уйти от действительности в свои мечты, ведь поэт пишет, что он еще способен увидеть «рассвет ранний» и «утро». И он мечтает о том, что когда-нибудь эта жизнь изменится.
Вывод
Мы рассмотрели анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского. Кратко состояние лирического героя в конце произведения можно описать так: он уверен, что бюрократия - это страшная болезнь, и в своем желании бороться с ней не знает других средств кроме тех, что предлагает само государство.
Однако, говоря о своей мечте, главный герой стихотворения даже не замечает, что сам уже является составляющей частью этой нелепой чиновничьей машины, поскольку она превозмогла его и заставила жить по собственным законам. Это видно по его восклицанию в заключительной части стихотворения, где он мечтает о «заседании» по случаю «искоренения всех заседаний». Даже тот язык, которым главный герой выражает свою мечту, тоже становится канцелярским. Так поэт осуждает ту часть общества, которая отреклась от результатов революции и посвятила свою свободу лишь формальному воплощению ее идей.
Как меняется внутреннее состояние лирического героя по мере развития сюжета приведенного фрагмента?
В начале фрагмента лирический герой относится с неким подозрением к солнцу, он «сконфужен», поэтому дерзит собеседнику. Однако по мере разговора герой сбрасывает серьезность и завязывает с солнцем непринужденную, дружественную беседу, перейдя на «ты». Герой более не испытывает страха перед собеседником, а наоборот, чувствует душевное спокойствие и даже позволяет себе по-доброму хлопнуть его по плечу. Солнце убеждает героя в том, что значение труда огромно, и как оно поддерживает жизнь всего живого, так и герой должен своими стихами нести пользу народу. С этими словами настроение героя меняется на воодушевленное и решительное, о чем свидетельствуют последние строки.
В каких произведениях русской литературы раскрывается мысль о значимости искусства и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В.
Маяковского?
Мысль о значимости искусства раскрывается в таких стихотворениях, как «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова и «Одним толчком согнать ладью живую…» А.А. Фета.
Как и в стихотворении Маяковского, у Некрасова поэтический труд ассоциируется с несением пользы народу. Если солнце Маяковского призывает поэта оживить, воспеть «у мира в сером хламе» и убеждает его «светить всегда, светить везде, до последних донца», несмотря ни на какие преграды, то гражданин Некрасова уверяет поэта в том, что нельзя сидеть на месте, а нужно нести пользу своим творчеством: «И не иди во стан безвредных, / Когда полезным можешь быть!».
В стихотворении Фета тоже идет речь о значимости искусства. Так, поэт считает, что искусство – это умение превращать печальное в веселое и делить с людьми их чувства. Он пишет: «Тоскливый сон прервать единым звуком, …/Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, /Чужое вмиг почувствовать своим». Так же и Маяковский в стихотворении упоминает несколько раз о свете, который поэт своим творчеством несет в массы, освещая самые темные закоулки человеческих душ.
Что составляет внутреннюю противоречивость образа поэта в стихотворении В.В. Маяковского «Нате»?
В данном стихотворении раскрывается внутренняя противоречивость поэта. С одной стороны, поэт – чувствительный, ранимый человек, отрывший людям «столько стихов шкатулок», человек, «на бабочку…сердца» которого взбираются «грязные, в калошах и без калош». Но с другой стороны, это грубый «гунн», который ничем не обязан обществу и не станет «кривляться» перед непонимающей его публикой, а просто «плюнет» им в лицо. Таким образом, противоречивость образа поэта состоит в сочетании в нем грубости и ранимости.
В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений поэта и толпы и в чем эти произведения близки стихотворению В.В. Маяковского?
Тема взаимоотношений поэта и толпы раскрывается в таких стихотворениях, как «Пророк» М.Ю. Лермонтова и «Мне ни к чему одические рати…» А.А. Ахматовой.
Лирический герой Лермонтова – поэт-изгнанник. Как и у Маяковского, он непонятый толпой, отчужденный человек, слова которого не находят отклика в душах людей: «Провозглашать я стал любви /И правды чистые ученья/ В меня все ближние меня/ Бросали бешено каменья…».
Анна Ахматова в своем стихотворении говорит о том, что, несмотря на тяжелый процесс написания стихотворений, она их пишет «на радость» читателей и ей. Так же и Маяковский творит для людей, раскрывает перед читателями «бабочку поэтиного сердца» и множество «стихов шкатулок».
В данном стихотворении Маяковский поднимает ряд проблемных вопросов.
В данном стихотворении Маяковский поднимает ряд проблемных вопросов. Главенствует в ней, конечно, проблема бюрократизма. Маяковский осуждает оторванных от забот и нужд народа чиновников, которые пошли на службу только чтобы отсиживаться в уютных кабинетах. Также поэт высмеивает низменные потребности человека, который мечтает не о чем-то великом, а о новых «галифищах» и платье. Поэт требует, чтобы государственные люди занимались развитием страны, служили на ее благо, а не предавались обывательским мечтам о материальном благе. Именно эти злободневные и «вечные» вопросы поднимает Маяковский.
В каких произведениях русских писателей звучат сатирические мотивы и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского?
Сатирические мотивы звучат в таких стихотворениях, как «Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасова и «Нате!» В.В. Маяковского.
Читая стихотворение Некрасова, можно разглядеть насмешку поэта над «владельцем роскошных палат», который умрет в окружении любимой семьи, на самом деле ждущей его смерти с нетерпеньем: «Ты уснешь, окружен попечением / Дорогой и любимой семьи / (Ждущей смерти твоей с нетерпением)».Как и Маяковский, Некрасов в своем стихотворении осуждает представителя власти: некрасовский чиновник гонит в шею пришедших к нему крестьян, а чиновник Маяковского вместо занятия проблемами народа размышляет о том, какие галифища купит с прибавкой.
В стихотворении «Нате!» Маяковский обличает низменные потребности людей, сатирически изображая их: «Вот вы мужчина, у вас в усах капуста/ где-то недокушанных, недоеденных щей; / вот вы, женщина, на вас белила густо, / вы смотрите устрицей из раковин вещей». Как и в стихотворении «О дряни», здесь поэт высмеивает людей, озабоченных не духовными проблемами, а материальными.
Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творческого пу-ти. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый сатирикон», а в автобиографии «Я сам» поддатой «1928», т. е. за два года до смерти, написал: «Пишу по-эму «Плохо» в противовес поэме 1927 года «Хо-рошо». Правда, «Плохо» поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный па-фос менялись.
В ранней поэзии В. Маяковского сатира про-диктована прежде всего пафосом антибуржу-азности, носящим к тому же романтический характер. В поэзии В. Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии кон-фликт творческой личности, авторского «я» — бунт (недаром часто стихи раннего В. Маяков-ского сравнивают с лермонтовскими), жела-ние дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами, эпатировать их.
Для футуризма — направления в поэзии, к которому принадлежал молодой автор, — такая тематика была типичной. Чуждая обы-вательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее (стихотворение «Нате!») как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, — на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Уже в ранней поэзии В. Маяковский исполь-зует весь арсенал художественных средств традиционных для русской поэзии и сатириче-ской литературы. Так, ирония введена в назва-ния целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн — это торжественная песнь. Гимны же Маяковского — это злая сатира. Его герои — судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это дру-гим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и скучным. В качестве места дей-ствия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду». Герои стихотворения — те самые сы-тые, которые обретают значение символа бур-жуазности. В стихотворении использован при-ем, который в литературоведении носит назва-ние синекдоха: вместо целого называют часть. В «Гимне обеду» вместо человека действует желудок:
Желудок в панаме!
Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
Кроме аппендицита и холеры!
Своеобразным поворотным моментом в са-тирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
Здесь еще и ранний романтический поэт, и В. Маяковский, поставивший свое творче-ство на службу новой власти. Эти отношения — поэт и новая власть — складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несо-мненно — бунтарь и футурист В. Маяковский искренне поверил в революцию. В автобио-графии он писал: «Принимать или не прини-мать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя рево-люция».
Сатирическая направленность поэзии В. Ма-яковского меняется. Во-первых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на дол-гие годы стала важной для поэта. В первые го-ды после революции поэт писал стихи, которые составляли «Окна РОСТА», т. е. Российского телеграфного агентства, выпускающего агита-ционные плакаты на злобу дня. В. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник — к многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое со-здавалось как единое целое в традиции народ-ных картинок — лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним. В «Окнах РОСТА» В. Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия. Так, некоторые надписи создавались на мотивы из-вестных песен, например, «Во Францию два гренадера» или известной по шаляпинскому исполнению «Блохи». Почти всегда их персона-жи — белые генералы, несознательные рабо-чие и крестьяне, буржуи — непременно в ци-линдре и с толстым животом.
К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому мно-гие его стихи сатирически показывают ее по-роки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В. Маяковского «О дряни», «Прозаседавшиеся». В последнем дана гротескная картина бесконечных засе-даний новых чиновников. В «Прозаседавших-ся» возникает гротескная картина. В том, что сидят «людей половины», не только реализа-ция метафоры — люди разрываются попо-лам, чтобы все успеть, — но и оценка таких заседаний.
В этих произведениях Маяковский верен традициям русской литературы, так как про-должает тему, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щед-риным. Так, в стихотворениях Маяковского «О дряни» и «Прозаседавшиеся» поэт широко использует целый спектр комических при-емов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не простираются дальше «тихооке-анских галифищ» и стремления «фигурять» в новом платье «на балу в Реввоенсовете». Поэт использует и разящие эпитеты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко вскрывают суть порока гипер-бола, сарказм и гротеск.
Для примера проведем параллель между «Прозаседавшимися» и «Ревизором». И то и другое являются законченными литератур-ными произведениями, обладающими завяз-кой, кульминацией и развязкой. Начало обоих произведений гиперболично: безнадежные попытки чиновников попасть на несколько за-седаний сразу, где обсуждается «покупка склянки чернил», а в другом произведении от ужаса чиновники признают в Хлестакове ре-визора. Кульминация представляет собой гротеск. В «Прозаседавшихся»: И вижу:
Сидят людей половины,
О, дьявольщина!
Где же половина другая?
В нескольких строках Маяковский довел си-туацию до абсурда. Более плавен переход к кульминации в гоголевском «Ревизоре», но по своей абсурдности она не уступает «Прозасе-давшимся» и характеризуется, например, таки-ми ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что в «таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский».
В развитии «Ревизора» Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка «Проза-седавшихся» иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, не-истребимость бюрократизма.
Если говорить о стихотворении Маяковско-го «О дряни», то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет «тихоокеанские галифища», и саркастическое выражение «мур-ло мещанина», и сравнение «зады, крепкие как умывальники». Поэт без стеснения упо-требляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который «страшнее Врангеля».
Это стихотворение можно соотнести с па-фосом творчества Салтыкова-Щедрина. В его произведениях сарказм, гротеск и ги-пербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в «Диком помещике», «Повести о том, как один мужик двух генера-лов прокормил», «Истории одного города». В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики. По-добный прием использовал и Маяковский в пьесе «Клоп», в которой Пьер Скрипкин пе-реносится в будущее.
В. В. Маяковский следовал традициям Гого-ля и Салтыкова-Щедрина не только в исполь-зовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических произведений, направленных против косности мышления, бюрократического, мещанского бытия и обы-вательской пошлости.
Менее известны сатирические произведения В. Маяковского, в которых он выступает не с по-зиции воинствующей революционности, а с по-зиций здравого смысла. Одно из таких стихо-творений — «Стихотворение о Мясницкой, о ба-бе и о всероссийском масштабе».
Здесь революционное стремление к гло-бальной переделке мира вступает в прямое противоречие с обыденными интересами ря-дового человека. Бабе, которой «грязью обда-ло рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских мас-штабов. В этом стихотворении можно увидеть перекличку с полными здравого смысла реча-ми профессора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце». Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти новых властей всем и всему давать имена героев. Так, в сти-хотворении «Ужасающая фамильярность» по-являются придуманные поэтом, но вполне достоверные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан».
В 1926 году В. Маяковский написал стихо-творение «Строго воспрещается»:
Погода такая, что маю впору.
Май — ерунда.
Настоящее лето.
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
Руку само подымает перо, и сердце вскипает песенным даром.
В рай готов расписать перрон Краснодара.
Тут бы запеть соловью-трелеру.
Настроение — китайская чайница!
И вдруг на стене:
— Задавать вопросы контролеру
строго воспрещается! —
И сразу сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить:
— Ну, как дела?
Как здоровьице?
Как детки? —
Прошел я, глаза к земле низя, только подхихикнул, ища покровительства,
И хочется задать вопрос, а нельзя —еще обидится правительство!
В стихотворении происходит столкновение естественных человеческих чувств, настрое-ний с казенщиной, с канцелярской систе-мой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинает-ся весенней картиной, которая должна рож-дать и рождает радостное настроение, самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение. В. Мая-ковский находит удивительное сравнение: «Настроение — китайская чайница!». Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного, и такие настроения перечер-кивает строгий канцеляризм. Поэт с порази-тельной психологической точностью переда-ет ощущение человека, который становится предметом строгого запрета — он делается приниженным, уже не смеется, а «подхихики-вает, ища покровительства». Стихотворение написано характерным для творчества В. Ма-яковского тоническим стихом, и надо отме-тить, что в нем «работают» рифмы. Так, самое веселое слово — «чайница» — рифмуется с глаголом «воспрещается» из убогой казен-ной лексики. Использует здесь поэт и харак-терный для него прием — неологизмы: тре-неру, низя — деепричастие от несуществую-щего «низить». Они активно работают на раскрытие художественного замысла. Лири-ческий герой этого произведения — не ора-тор, не борец, а просто человек с его естест-венным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту.
Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу литературу как «агитатор, горлан, гла-варь». Он в самом деле шагнул к нам «через ли-рические томики, как живой с живыми говоря». Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш — все эти слова ассоцииру-ются с творчеством поэта. Это действительно поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен, объемен, его поэзия никак не вмещается в уз-кий и тесный мир наших представлений.