Предложения с рядом стоящими союзами. «Запятая на стыке двух союзов
1. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие придаточного предложения не требует перестройки главного предложения (практически - если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но , наличие которой требует такой перестройки), например: Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение (Л. Толстой) (придаточная часть чтобы кормиться может быть опущена или переставлена в другое место предложения без перестройки главной части); Наконец он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если теперь он сядет, ему уже больше не подняться (Б. Полевой) (придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить); А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Симонов) (при изъятии придаточного уступительного с союзом хотя предложно-местоименное сочетание от них становится неясным, но в структурном отношении такое изъятие возможно, поэтому запятая между сочинительным и подчинительным союзами в подобных случаях обычно ставится).
Если же за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится, например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Короленко) (придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить без перестройки подчиняющего предложения, так как рядом окажутся слова что и то); Ноги женщины были обожжены и босы, и когда она говорила, то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням, словно пробуя этим утишить боль (Симонов) (при изъятии или перестановке придаточного времени с союзом когда рядом окажутся слова и и то ).
Ср. также: Надвигалась гроза, и, когда тучи заволокли все небо, стало темно, как в сумерки. - Надвигалась гроза, и когда тучи заволокли все небо, то стало темно, как в сумерки (во втором случае после союза и, присоединяющего сложноподчиненное предложение, запятая не ставится); Сборы затянулись, а когда все было готово к отъезду, ехать не имело уже смысла (после противительного союза а запятая в этих случаях, как правило, не ставится, так как ни изъятие, ни перестановка следующего за союзом придаточного предложения невозможны).
В предложениях типа "Он давно уже уехал, и где он теперь, я не знаю" запятая после союза и не ставится.
2. Запятая обычно не ставится между присоединительным союзом (после точки) и союзом подчинительным, например: И кто вы такой, я знаю; А зачем это говорится, мне непонятно. Возможность постановки запятой после других присоединительных союзов связана с интонационно-смысловым выделением придаточного предложения, например: Однако, если вы так настаиваете на своем предложении, я готов его принять.
Сочинительный соединительный союз и может связывать:
- однородные члены предложения;
- простые предложения в составе сложноподчиненного;
- однородные придаточные в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Знаки препинания при однородных членах предложения
Если однородные члены предложения связываются одиночным союзом и, запятая между ними не ставится.
Например:У меня есть два брата и три сестры.
Если однородные члены предложения связываются повторяющимся союзом и, запятая между ними ставится. При этом запятая ставится перед вторым из повторяющихся союзов.
Например:В магазине мы купили хлеб и колбасу, и масло, и картофель.
Если перед однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом и, есть член предложения без союза, то запятая ставится уже перед первым повторяющимся союзом.
Например:В магазине мы купили и хлеб, и колбасу, и масло, и картофель.
Внимание! Запятая не ставится в таких выражениях, как и папа и мама, и бабушка и дедушка и подобных, так как оба слова можно заменить одним, например родители.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Если союз И связывает простые предложения в составе сложносочиненного, то перед ним всегда ставится запятая.
Например: Началась весна, и все дороги размыло.
Запятая не ставится в том случае, если обе части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
Например: Утром в лесу просыпаются птицы и выходят на охоту дикие звери (и птицы просыпаются, и звери выходят на охоту утром).
Знаки препинания при однородных придаточных
В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными придаточные могут соединяться между собой однородным соподчинением (т. е. они присоединяются к главному одинаковыми союзами и отвечают на одинаковые вопросы). Такие придаточные могут между собой соединяться союзом и, при этом второй подчинительный союз опускается. Запятая перед союзом и не ставится.
Например:[Сосед сообщил мне], (что дети уже пришли из школы) и (отец вернулся из командировки).
В этом задании проверяются умения учащихся отличать структуру сложносочиненного предложения от простого с однородными сказуемыми или подлежащими. Обычно требуется определить, есть ли запятая перед союзом и.
Сложносочиненное предложение – предложение, в котором две и более грамматических основ связаны сочинительными союзами (например, и, а, но, однако, или и т.д. )
Простое предложение – предложение с одной грамматической основой. Предложение с однородными сказуемыми, которые образуют сочинительную связь, не являются сложными.
Жара и усталость взяли , однако ж, свое, и я заснул мертвым сном (две основы, сложносочиненное предложение).
Огромная и ослепительно яркая луна стояла уже над горою и ясным зеленоватым светом заливала город (одна основа – подлежащее и два относящихся к нему сказуемых, простое предложение).
В сложносочиненном предложении грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.
Ловушка!
Если в сложносочиненном предложении с союзом И есть общий член предложения (то есть к нему можно задать вопрос от обеих грамматических основ), то запятая между основами не ставится.
Алгоритм действий:
1) В предложении выделить грамматическую(-ие) основу(-ы).
Следует помнить, что основа может состоять только из подлежащего или сказуемого.
Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. (Два односоставных предложения: в первом есть только сказуемое, во втором – только подлежащее).
Туман редел , и становилось темнее . (Два предложения: одно двусоставное, второе – односоставное, только сказуемое).
Мне жаль с тобой расстаться , и о тебе вспоминать хотелось бы хорошо . (Два односоставных предложения, только сказуемые).
2) Если предложение простое, то запятую ставить не нужно.
3) Если предложение сложное, то необходимо посмотреть, нет ли в нем общего члена предложения. Есть – запятая не нужна, нет – запятая нужна.
Разбор задания.
На море не видно ни одного огонька () и не слышно ни одного всплеска.
Выделим основы в предложении: На море не видно ни одного огонька () и не слышно ни одного всплеска. Это предложение сложное, состоящее из двух односоставных предложений. Определяем, есть ли у этих основ один общий член предложения. Есть – на море (где?) .
Таким образом, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Снег согнало () и старые мхи у оврага набухли.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу () и на своих полотнах стремились воссоздать Русь легендарную.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Вода расступалась () и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
Ответы: 1) 3; 2) 1; 3) 4.
Разделы: Русский язык
Цели:
- Обучающая : Знать: условия постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов; уметь: применять правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов; составлять сложноподчиненные предложения по предложенным схемам или на предложенную тему; использовать в речи сложноподчиненные предложения; анализировать, сопоставлять, формулировать мысли, выполнять проблемные задания.
- Развивающая : на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию пунктуационного чутья, формированию умения анализировать и сопоставлять, формулировать мысли, развивать культуру речи, умению работать в группе.
- Воспитательная : создать условия для высказывания суждений.
Оборудование : практические материалы, ключи, словарь
Тип урока: объяснение нового материала.
Эпиграф: Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. М. Карамзин)
Ход урока
І этап. Организационный (до 2 мин)Психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
ІІ этап. Учебная деятельность по принятию проблемы урока (до 6 мин)Цель этапа (планируемый результат): активизация субъективного опыта учеников, познавательный интерес, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.
Педагогическая задача: актуализировать опорные знания и умения, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
2.1. Вступительное слово учителя
– С какой темой мы с вами работали на предыдущих уроках? (Сложноподчиненное предложение) – Как вы думаете, мы уже все изучили в данной теме? (Нет) – Значит, сегодня мы будем продолжать знакомство со сложноподчиненными предложениями. Тем более что русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго: всю жизнь. Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка Николая Михайловича Карамзина, которые стали эпиграфом к нашему уроку: “Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному”. |
2.1. Актуализируют знания |
2.2. Формулировка темы, цели,
проблемы урока
– Какова же тема нашего урока? Как видите, на доске нет никаких записей. Это потому, что тему урока должны определить вы. Поэтому мы начнем работу с выполнения задания. В ваших рабочих тетрадях даны сложноподчиненные предложения. Расставьте в них знаки препинания, используя знания, полученные на предыдущих уроках. И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт (Р. Тагор). Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого (Л. Фейхтвангер). Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, его оставляет ум и талант! (В. Белинский) Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает (Г. Гейне). Если не браться за дело, все равно не узнаешь, каким будет конец. (О. Погорелов) |
2.2. Выполняют задание |
2.3. Постановка учебной задачи
– Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом. – Кто сделал 1 ошибку? 2 ошибки? 3 ошибки? – Какое из предложений вызвало наибольшее затруднение? (3 предложение. ) – Почему? Чем это предложение не похоже на другие? (Рядом два подчинительных союза. ) – Какой возникает вопрос? (Как ставить знаки препинания, если рядом стоят два подчинительных союза. ) – Какова тема нашего урока? (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов .) |
2.3. Проводят самоанализ. Определяют затруднения |
2.4. Поиск решения учебной задачи
– Как же мы будем работать на уроке? Обратимся к вашим рабочим тетрадям. Используя глаголы, составьте программу действий, которая поможет изучить правило и научиться расставлять знаки препинания. Находить... Использовать... |
2.4. Определяют для себя цели и задачи урока. |
ІІІ этап. Обобщение и систематизация знаний по решению проблемы урока (27 мин)
Цель этапа (планируемый результат): решение проблемы урока с опорой на собственный опыт, знание теоретического материала; познавательная активность учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся, создать ситуацию творческих размышлений с целью решения проблемы урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
3.1. Создание условий для
формулировки правила
– Итак, программа составлена. Для того чтобы сформулировать правило, предлагаю вам сравнить два примера. 1. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать. 2. Старик предупредил, что если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать. – Чем похожи и чем отличаются эти примеры? – Готовы ли вы сформулировать правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух союзов? Как оно звучит? – Проговорите правило друг другу – Итак. Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя; что когда и т. п.), то между союзами ставится запятая. Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза - то или так. |
3.1. Работают в группе, обсуждают,
выделяют необходимую информацию в тексте,
анализируют, ведут диалог, делают выводы. Проговаривают правило друг другу. |
3.2. Организация групповой работы.
При работе группа пользуется опорой,
предложенной учителем
– Сейчас я предлагаю вам, используя собственные знания и материал учебника, составить алгоритм рассуждения при применении данного правила. (В рабочей тетради.) Алгоритм Убедись, что перед тобой именно сложноподчиненное предложение. Определи границы главного и придаточных предложений. Определи ошибкоопасное место. Посмотри, есть ли вторая часть союза. Запятая не ставится Запятая ставится |
3.2. Еще раз прорабатывают правило, составляют алгоритм применения данного правила |
3.3. Презентация выполненных заданий с последующей корректировкой продуцируемых учащимися ответов | 3.3. Представляют результаты работы группы. При необходимости проводится коррекция. |
3.4. Организация первичного
закрепления (фронтальная работа)
На практике проверить можно точно, кто теорию усвоил прочно. Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании. – Правило сформулировано. Теперь следует закрепить на практике его применение. Обратимся к заданию 5 в ваших рабочих тетрадях. 1) Он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. (Гончаров) 2) Известно ведь, что когда паны дерутся, то у холопов чубы начинают трястись. (Константинов) 3) Ночами темно так, что, сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев. (Соколов – Микитов) 4) На задаваемые вопросы он [Дерсу] объяснил, что, если в тихую погоду туман подымается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя. (Арсеньев.) 5) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (Пушкин) 6) Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро. (Чехов) 7) Я люблю эту бедную природу, может, потому, что, какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне. (Салтыков-Щедрин) 8) Я ждал ее рассказа, молчал, боясь, что, если спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону. (Горький) 9) Брат строго сказал Алеше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить свое обещание. 10) Сначала страшно показалось Вакуле, так что если б он не наклонился, то задел бы его шапкой. (Гоголь) |
3.4. Работая фронтально, формируют навык постановки знаков препинания. |
3.5. Страничка знатока
– Какой раздел языкознания изучает постановку знаков препинания? (Пунктуация.) – К.Г. Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”. А знаете ли вы, когда появились знаки препинания и как они изначально назывались? – С.И. Львов в книге “Язык и речь” приводит интересные сведения о знаках препинания. В середине XV в. типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности; она была принята большинством народов Европы и существует до настоящего времени. Учеными установлено, что в древних рукописях точка появилась раньше, чем все остальные знаки препинания. Затем в XV в. стало употребляться двоеточие, немного позже – запятая и, наконец, точка с запятой (“полуточие”). До XVI века слова на Руси не разделялись вообще. Названия некоторых знаков препинания послужили основой создания фразеологизмов. Вот перечень фразеологических сочетаний: поставить точку над и; ставить точку; между ними запятая вышла; отправная точка; высказывать точку зрения. Ну а более подробно вы сможете познакомиться с историей знаков препинания дома, использовав материал “Это интересно”, который помещен в конце вашей рабочей тетради. |
3.5. Слушают, расширяя свои представления о истории литературного языка. |
3.6. Практикум
– Писатели, поэты, ученые делают свои наблюдения и формулируют яркие мысли, которые носят обобщенный характер. Это авторские пословицы. Именно с такими обобщенными наблюдениями вы начинали работать в начале урока. Вы знаете, как называются эти авторские пословицы? (Афоризмы ) – Дайте определение афоризма. Для этогоЗаглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь . (Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Шведовой ). – Наша жизнь, как и язык, подчиняется системе правил, норм поведения. Но последнее время наше общество поразила под названием “кризис”. Это не только кризис экономический, это, что гораздо страшнее, кризис человечности. И самый главный симптом этого кризиса – равнодушие. Я хочу познакомить вас с высказыванием педагога В. Сухомлинского: “Равнодушие – еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал своё сердце. Человек для эгоиста – это не безграничный мир мыслей, переживаний, стремлений, а источник наслаждений или же совершенно нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы”. Какое предложение у вас получилось? (Сложноподчиненное ) Как вы считаете, почему равнодушие в обществе можно назвать самым страшным симптомом разрушения человека? (С молчаливого согласия равнодушных людей совершается все страшное на земле. ) – Подберите антоним к слову эгоист (альтруист). |
3.6. Осмысление высказывания Сухомлинского. Размышления. Формулировка собственной позиции. |
3.7. Решение проблемной задачи с
опорой на текст и собственный опыт. (Творческое
(индивидуальное) задание)
– Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением Сухомлинского. Предложение начните так: Я согласен (не согласен) с тем, что если.... Полагаю, что, для того чтобы.... Работа с предложенными схемами. Форма работы: в парах – Мы расставляли знаки препинания, строили сложноподчиненные предложения по предложенному началу, а теперь давайте попробуем, работая в парах, построить предложения по схемам. 1. [ глаг. ], (что, (когда…), ….). 2. [ глаг. ], (что (если…), то….). 3. [ глаг. ], (что, (хотя…), ….). |
3.7. Выполняют задания, направленные на формирование навыка постановки знаков препинания, умений строить СПП по предложенной теме и схемам |
Цель этапа (планируемый результат):
Педагогическая задача: создать ситуацию творческого поиска.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
4.1. Выходной контроль
– А сейчас предлагаю выполнить вам контрольный тест, чтобы проверить усвоение изученного материала. 1. Дерсу сообщил мне, что, когда начинают замерзать реки, все крупные пернатые хищники спускаются в низовья рек. (Арсеньев) 2. Ей все казалось, что, если надеяться, страстно желать, все обойдется. (Каверин) 3. Вы действительно согласны с тем, что когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую? (Погорелов) 4. Чувствуется, что, когда он собирал материал к своей истории Пугачева и писал ее, он в этом случае оставался прежде всего поэтом. (Маймин) 5. Мама всегда говорила мне, что, если уж обещание дано, так нужно выполнить его обязательно. – Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом. – Кто сделал ошибки? Какие? (При наличии ошибок проводится коррекционная работа.) Чтобы знания были впрок, следует повторить урок . – О чем мы вели речь сегодня на уроке? Какое правило изучили? – Как ставятся знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов? – Какие сведения, полученные ранее, пригодились вам на сегодняшнем уроке? |
4.1. Выполняют задание. Проводят
самоанализ.
4.2. Обобщают изученное. Определяют личностную значимость изученного |
Цель этапа (планируемый результат): определение учащимися степени своего участия в учебной деятельности, ситуация успеха.
Педагогическая задача: создать условия для осознания учащимися личностных смыслов в изучении темы.
VІ этап. Домашнее задание (1 мин)Цель этапа (планируемый результат): осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.
Педагогическая задача: подготовить учащихся к выбору домашнего задания.
В начале дня работается обычно легко, легче, чем в конце, когда уже мысли путаются. Так и в начале предложения: его проскакиваем легко, не спотыкаясь на запятых, не то что в середине, когда в обособлениях и оборотах сам черт не разберется. А не спотыкаемся в начале предложения на запятых потому, что их там редко встретишь.
Про союзы с вводными словами в начале предложения , аналогичный подход - к сочетанию союзов. Правило таково:
«В начале предложения не разделяются запятой сочинительный и подчинительный союзы, а также подчинительный союз и союзное слово: Денис помер. И когда я уезжал, старуха его вынесла мне гуся… (Пришв.); Потому что где же они теперь могут встретиться? ».
Хотелось бы сказать «вот и всё». Но нет, не всё. Это правило - из справочника Лопатина, а справочник Розенталя «разговорчивее»:
«Постановка запятой между присоединительным союзом (в начале предложения, после точки) и следующим за ним подчинительным союзом зависит от значения союза:
1) …после союза и запятая не ставится: ; ;
2) после… союза а запятая не ставится: ; ;
3) после союза но запятая ставится при наличии паузы между союзами и не ставится, если паузы нет (оцените коварство! - «По правилам» ): (Сим.); (Павл.);
4) после союза однако запятая обычно ставится: ».
Запятая в начале предложения после союзов «но», «однако», «и», «а» перед подчинительным союзом
Запятая ставится | Запятая не ставится | ||
Но (при паузе) | Но, если далее противнику удавалось отбить атакующих, пехота снова бросалась в атаку | Но (нет паузы) | Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь… что-то защемило в ране |
Однако | Однако, если обстоятельства того потребуют, я в стороне стоять не буду | И | И хотя погода значительно улучшилась, опасность засухи не миновала
; И вместо того чтобы свернуть направо, по ошибке поехали прямо |
А | А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на снеговую вершину
; А если верить сообщениям синоптиков, завтра должно наступить потепление |