Сознание и бессознательное. психическая деятельность может выражать себя в фокусе сознания, но зачастую она не достигает этого уровня
Психическая деятельность может выражать себя в фокусе сознания, но зачастую она не достигает этого уровня.
Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человеком, лежащих вне сферы его разума, не поддающиеся в данный момент контролю есть бессознательное.
О связи сознания и бессознательного философы и ученые размышляли с давних пор. Так, в учении неоплатоника Плотина (III в.н.э.) сознание определяется как явленность духовного и подчеркивается, что оно находится между двумя сферами бессознательного: духовного и низменного. Он развивает тему бессознательного как первичного содержания сознания и приходит к выводу, что сознание обрекает человека на выбор духовности или телесности.
Р. Декарт (XVII в.) в духе идей Нового Времени отождествляет сознание и психическое вообще, тем самым оставляя за пределами сознания только физиологическую деятельность мозга. Концепция бессознательного в философии в строгом виде впервые была сформулирована Г. Лейбницем: бессознательное есть низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений. Представляет интерес мысль И. Канта о связи бессознательного и интуицией на уровне чувственного познания.
Таким образом, философы проявляли большой интерес к этой проблеме, однако научные исследования психических процессов начались активно только в XX в. Размышления И. Ф. Гербарта о бессознательном привели его к выводу, чот речь идет о «вытесненных» из сознания несовместимых идеях, которые не перестают влиять на динамику сознания. Ж. Шарко зафиксировал существование психической деятельности, не осознаваемой человеком, на уровне психопатологии, а З. Фрейд нашел прямые связи между невротическими симптомами и бессознательными переживаниями травматического характера. Формируется учение о бессознательном как могущественной иррациональной силе, антагонистичной по отношению к деятельности сознания. К XX в. складывается психоаналитическая традиция, в рамках которой:
1) З. Фрейд создает учение о бессознательном и способах его контроля;
2) К. _Г. Юнг создает учение о психоидном, личном и коллективном бессознательном;
3) Дж. Морено развивает концепцию «общего бессознательного»;
4) Э. Фромм предлагает теорию «социального бессознательного».
Суммируя достижения современной науки и философии, можно определить пространство бессознательного как:
1) совокупность активных психических состояний, образований, процессов, механизмов, операций и действий человека, не осознаваемых им без применения специальных методов;
2) самую обширную и наиболее содержательную сферу психики человека;
3) форму психического отражения, образование, содержание и функционирование которых не является предметом специальной вненаучной рефлексии;
4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.
Главный вывод З. Фрейда сводится к тому, что борьба бессознательного и сознательного есть атрибутивная и базисная основа психической деятельности и поведения человека.
Бессознательное по Фрейду, представлено, во-первых, «истинно реальным психическим». Это – психические процессы, которые происходят активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица. Во –вторых, это основная и наиболее содержательная часть психики, регулирующаяся принципом удовольствия и включающая в себя врожденные и вытесненные элементы, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и т.д. Они характеризуются неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью. Именно здесь происходит извечная борьба Эроса (сил жизни, сексуальности, самосохранения) и Танатоса (сил влечений, смерти, деструкции, агрессии). Энергия либидо и существует благодаря этой борьбе. Таким образом, Фрейд полагает, что процесс психического развития человека в своей сущности есть биологически детерминированный процесс. И хотя в последних работах З. Фрейд отходит от биологизации за счет введения двух космических «первичных позывов» – Жизни и Смерти, он по-прежнему считает причиной противоречия сознания и бессознательного (между цензурой и желанием) человеческую культуру. Культура основана на отказе от удовольствия желаний и существует за счет сублимации либидо. Значит, любой прогресс в культуре ведет к уменьшению человеческого счастья и увеличению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.
Каков же вывод? Жить вне культуры человек не может. Значит, необходима разработка особого метода, способного научить человека жить, невзирая на реальный конфликт сознательного и бессознательного. С этой целью им разрабатываются основы психоанализа.
Дальнейшее развитие учения о бессознательном и его взаимосвязи с сознанием получило в трудах К.-Г. Юнга. К.-Г. Юнг указывает, что в структуру бессознательного включает три слоя. Первый , поверхностный, состоит из эмоционально окрашенных представлений и комплексов. Это – интимная душевная жизнь личности. Второй слой содержит «коллективное бессознательное». Это врожденный глубокий слой, ядро психики, имеющее всеобщую природу! В нем аккумулируется опыт всех предшествующих поколений и содержаться архетипы (образцы, символы, стереотипы). Это – наследуемые способы психической деятельности и поведения. Третий слой – «психойдное бессознательное» – самый фундаментальный уровень, имеющий свойства, общие с органическим миром и обладающий нейтральным характером. Это то, что практически недоступно сознанию и даже не является полностью ни психическим, ни физиологическим.
Учение Юнга позволяет открыть новые возможности для изучения проблемы происхождения и сущность сознания, так как введение по крайней мере категории «коллективное бессознательное» заставляет обратить внимание на специфические связи сознания с процессом эволюции живого и роли архетипов в символизации бытия.
Дж. Морено вводит понимание бессознательного как общего: при продолжительном контакте между партнерами возникает механизм общения, что содействует снятию межличностных (интерперсональных) ролевых конфликтов.
Продолжая исследование бессознательного как общего, Э. Фромм рассматривает его как социальный феномен. Это, с точки зрения Фромма, «вытесненные сферы свойственные большинству членов общества». Они содержат то, что данное «общество не может позволить своим членам довести до сознания». Более того, Фромм пытается показать, что социальное бессознательное выражается через «социальный характер». С его точки зрения, все социально – экономические и политико - идеологические мотивы деятельности людей (их «активности») имеют шанс на успех в истории лишь при условии их «резонанса» с социологической «аурой», в которой они действуют.
Таким образом, разработанные в XX в. психоаналитические концепции дают определенное представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровне. В то же время созданы дополнительные возможности для дальнейшего исследования взаимосвязи сознания и бессознательного.
Сознание человека – это субъективное переживание внешней действительности, которое выражается в самоотчете этих событий. Более широкое определение понятия сознание это свойство психики, через которое отображаются внешние события, независимо от уровня осуществления (биологического, общественного, чувственного или рационального). В более узком значении – это функция головного мозга, свойственная только людям, которая, связанная с речью, выражается в целенаправленном и обобщенном отражений явлений действительности, предварительном построении действий в уме и прогнозировании результатов, проявляется в рациональном управлении и действий посредством .
Понятие сознание человека является предметом исследования во многих науках (психологии, философии, социологии), ученые пытаются раскрыть смысл существования и возникновения такого явления.
Сознание синоним: рассудок, осмысление, уяснение, постижение, мысль, разум, далее они будут использоваться в тексте.
Формы сознания
Существует индивидуальное и общественное сознания. Первое, индивидуальное – это сознательность каждого индивида о его индивидуальности бытия, посредством его общественного бытия. Оно является элементом общественного сознания. Следовательно, второе, понятие сознания общественного – это обобщенные индивидуальные сознания различных личностей. Такое обобщение происходит исторически, в процессе долгого времени. Поэтому оно также считается групповым.
В групповом сознании необходимо рассмотреть две особенности – это общественный контакт людей, как важный фактор и общая сила этих людей при объединении их отдельных сил.
Каждый коллектив составляет группу различных личностей, однако, не каждая группа личностей будет коллективом. Исходя из этого, проявление коллективного сознания всегда будет групповым, а групповое не всегда будет коллективным. Коллективный разум – это, во-первых, проявление общественного сознания, как общественной идеи, во-вторых, эта идея обусловливает деятельность отдельных личностей в этом коллективе.
Индивидуальная осознанность типичных личностей всегда определяет групповую осознанность. Но только типичное для определенной группы, которое подходит по частоте проявления, силе выражения в любое время, то есть такое, что опережает, направляет развитие данной группы.
Коллективное и групповое формы сознания пребывают под зависимостью общественного сознания и обусловливаются отношениями между членами группы. Таким образом, те психические явления, которые характерны процессу общения представляют различные явления в групповом сознании.
Последнее, в свою очередь, разделяется на несколько форм сознания. Самыми специфическими являются массовидные явления, они составляют общественные настроения и создают групповой психологический климат. Вызывают эти настроения в большей части межличностные отношения. Если в группе хорошие, теплые и доверчивые отношения, то соответственно и психологический климат будет благоприятный и проблемы такой группе легче решать. Но если в такой коллектив внедряется человек, рассеивающий вражду между членами группы, естественно, психологический климат будет ухудшаться, эффективность труда начнет падать. Также на массовые настроения в группе могут повлиять дидактогении – это изменения в настроении, доходящие до болезненного состояния и вызваны грубым поведением и воздействием руководителя.
Еще одна форма группового сознания – паника. Паника – это проявление , состояние , которое захватывает целую группу и под влиянием взаимного подражания усиливается еще больше.
Мода – форма группового сознания, когда люди начинают подражать друг другу, равняться на общественное мнение и опираться на извещение средств массовой информации, относительного того, в чем они должны ходить, одеваться, обуваться, какую музыку слушать.
Коллективное мышление – также форма групповой сознательности, оно закрепляет целенаправленность каждого члена в решении задания коллектива, дает возможность продумать ее и осветить с разных сторон, также способствует инициативности. Коллективное мышление добавляет критичность решениям, и это способствует развитию самокритичности в каждого члена группы, обогащает знаниями и опытом одних за счет приобретения знания у других, создает позитивный эмоциональный тонус, создает ситуации соревнования, повышая работоспособность, сокращает время для решения поставленной задачи. Решение одного задания способствует появлению новых и стимулирует, таким образом, развитие и прогрессирование группы, коллективное мышление двигает коллектив вперед.
Форма общественного сознания делится на несколько видов: религию, науку, право, нравственность, идеологию и искусство. Такие формы, как религия, право, нравственность и искусство, как социальные явления являются относительно самостоятельными и изучаются разными науками. Нравственное и эстетическое сознания имеют связь, какую можно повседневно наблюдать, например, нравственные поступки часто характеризуют как красивые, и наоборот, аморальные поступки называют отвратительными или безобразными.
Религиозное искусство через церковную живопись, музыку используется для углубления религиозных чувств и в целом религиозного сознания каждой личности и целых групп. В малых группах религиозная осознаваемость – это явление из религиозной психологии, которая включает религиозное мировоззрение отдельного человека и групп.
Философский вид сознания – теоретическое мировоззрение, познания о законах природы, человека и общества, она выделяет методы их познания. Отображает бытие в концептуальной форме, выполняет гносеологическую и мировоззренческую функции.
Научность сознания представляет собой рациональное систематизированное отображение окружающего мира через применение научных теорий, доводов и фактов, отображается в сознании людей в категориях законов и теорий. Оно позволяет человеку мыслить в категориях, применять различные принципы познания, чтобы делать новые открытия. Применение научного сознания можно увидеть во всевозможных сферах бытия людей.
Нравственность, как форма осознанности, появлялась и изменялась, также как нравственная психология группы, которая обобщает социальный полезный опыт общения в группах и в соответствующих условиях.
Нравственность сознания основывается на категории морали, она является самой древней формой общественного сознания, также оно проходит сквозь все области человеческой деятельности (профессию, быт, семью). Оно отражается в категориях, которым человек мыслит и руководится: добра, зла, совести, достоинства и другие. Мораль определяется кругозорами конкретных обществ и классов. В моральных нормах отображаются общечеловеческие, то есть независимые от общественного класса, нравственные ценности: гуманизм, честь, ответственность, сострадание, коллективизм, благодарность, великодушие.
Политичность сознания начала появляться с формированием государства, классов и сферы политики. Оно отражает взаимодействия классов и социальных групп, место и их роль в государственной власти, отношений между собой наций и государств, ориентированы экономическими мотивами. Оно интегрирует все формы общественного сознания. На него воздействуют различные сферы: религия, наука, право, но ведущим остается политическое. Также это элемент функционирования политической системы страны. В нем есть два уровня: обыденно-практический уровень и идеолого-теоретический. На обыденно-теоретическом уровне взаимосвязаны опыт и традиция, эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, оно появляется стихийно, из деятельности и жизненного опыта людей. Также оно нестабильное, потому что существует под влиянием и зависимостью от условий жизни, эмоций людей и постоянно меняющегося опыта.
Употребление обыденного сознания важно тем, что ему свойственна целостность жизнепонимания, и при творческой обработке оно есть основой теоретического сознания. Теоретическому политическому сознанию свойственна полнота и глубина отображения политической реальности, отличающаяся способностью прогнозировать и систематизировать взгляды. Оно может вырабатывать политическую программу, с опорой на экономическую и социальную сферы. Такая политическая идеология способна активно оказывать влияние на уровне общественного сознания. Над созданием идеологии трудятся только специально обученные люди, которые занимаются осмыслением закономерностей общественной жизни и занимают себя «политическим творчеством». Хорошо сформированная идеология может оказать влияние на сознательность общества в целом, поскольку это непросто система взглядов, а хорошо структурированная пропаганда, пронизывающая все слои и сферы общества, которая пользуется государственной силой и использует средства массовой информации, науку, культуру, религию.
В правовом сознании очень большая связь с политическим, поскольку в не м имеют место политические, как и экономические заинтересованности различных общественных групп. Оно воздействует на различные сферы общественной жизни, в которой выполняет такие функции: регулятивную, познавательную и оценочную.
Также правовое, имеет исторический характер, и его развитие происходит зависимо от экономических и политических обстоятельств и условий жизни, оно зарождается вместе с первыми проявлениями политической организации социума, права и деления на классы и отображает взаимоотношения людей, организаций, государственных органов, которые связаны правами и обязанностями, их гарантом является закон.
Экономическая осведомленность отображает знания и теории экономической деятельности и социальные потребности. Оно формируется под влиянием исторических условий и обусловливается необходимостью осознания экономических и социальных изменений. Также оно направлено на совершенствование экономической реальности.
Экологические аспекты сознательности человека выполняют общественные функции. Прежде всего познавательную и воспитательную функции. Оно взаимосвязано с другими формами сознания: нравственным, эстетическим и правовым. Состояние экологии требует от человека эстетического и нравственного отношения к окружающей природе, в ином случаи, человек поддается влиянию правового сознания с целью, оплатить ущерб, нанесенный природе.
Экологическая сознательность заключается в гуманном отношении к природе, осведомленностью человека себя, как часть этой природы. Критерием в этом служит духовная потребность бережного отношения и стремления к сохранению красоты природы.
Сознание и бессознательное
Состояние осведомленности – есть состоянием человека, в котором тот способен четко видит и осмысливать все, что происходит вокруг него и что происходит непосредственно с ним, способен держать под контролем свои действия и следить за развитием событий вокруг него.
Бессознательное – это неконтролируемые, неосознанные действия и особенные психические проявления. Это два различных полюса психики, но они находятся в связи и взаимодействии.
Первым в психологии начал изучать индивидуальную сознательность и бессознательное их взаимосвязь и, как они проявляются в поведении. Согласно с этим направлением, осведомленность человека – это всего лишь не более чем одна десятая психики. Большую часть составляет бессознательное, в котором хранятся инстинкты, желания, эмоции, страхи, они всегда с человеком, но только иногда проявляются и в тот момент руководят человеком.
Сознание синоним сознательности, и этот термин также будет использоваться. Итак, сознательное – это то, которое контролируется человеком, бессознательное – то, которое невозможно контролировать, только оно само способно воздействовать на человека. Озарение, сны, ассоциации, рефлексы, – проявляются без нашей воли, также интуиция, вдохновение, творчество, впечатления, вспоминания, навязчивые мысли, оговорки, описки, болезни, боли, побуждения – проявления бессознательного, иногда некоторые из них могут проявляться в совсем неподходящий момент или если человек этого совершенно не ожидает.
Таким образом, наблюдается связь бессознательного с сознательным, и на сегодняшний день никто не решается опровергнуть ее. Как сознательное, так и бессознательное переплетаются в человеке и влияют и на него и друг на друга. Бессознательная сфера может открыться человеку, чем устанавливается то, какие внутренние побуждения и силы движут человеком, его мыслями и поступками, вне сознания.
Руководствуясь этим знанием можно намного улучшить свою жизнь, научиться доверять интуиции, становиться открытым творчеству, работать над своими страхами, открываться , слушать внутренний голос, прорабатывать угнетенные желания. Для всего этого требуется запас сил и желание, но затем чтобы всецело понимать себя, развиваться, достигать целей, избавиться от комплексов, необходимо заниматься самоанализом и глубоким самопознанием.
Бессознательное избавляет разум от лишней нагрузки, защищает от перегрузки информацией. Оно помещает в себе негативные переживания, страхи, травмирующую психику информацию и благодаря этому, защищает человека от психологических перенапряжений и срывов. Без такого механизма люди не смогли бы выдерживать все давления из внешнего мира. Благодаря освобождению от негативных переживаний или устаревшей ненужной информации, человек способен полностью себя реализовывать.
Защита сознания человека проявляется в освобождении его от постоянного контроля над действиями, которые он осуществляет каждый день. Такие действия, как, например, чистка зубов, пользование приборами, езда на велосипеде, и многие другие становятся автоматическими и не требуют осмысливания действий. Также взрослый человек не замечает, как он из букв составляет слова, когда читает, не думает о том какие действия нужно совершать чтобы ходить. Точно так же действия становятся автоматическими в профессиях.
Оттого, что некоторая информация переходит в бессознательную область, освобождается гораздо больше места для усвоения новой информации, разум легче концентрируется на новых важных задачах. Но надо не забывать, что даже то, что ушло в бессознательное не пропало бесследно, оно хранится, и под влиянием какого-то стимула способно вырваться наружу, потому что, в любом случае, оно есть частью человека.
Сознательное и бессознательное психики имеют одинаковую важность для людей, и нельзя недооценивать функциональность какого-нибудь из них.
Сознание и самосознание
Понятие сознание человека применяется и в контексте самосознания. Свойства сознания в том, что оно как личностное ядро человека, вмещает в себе чувства, ощущения, мысли и эмоции. Значение самосознания в том, что оно является отношением человека к самому себе. Выходит, что оба понятия являются частями единого целого.
Если оглянутся на историю человечества, то первобытные люди имели только недоразвитое осведомление, которое развивалось поэтапно. Начиналось с того, что человек ощущал свое тело на физическом уровне, понимал ограничение его способностей. После исследования своего тела он начал исследовать внешний мир, от этого его ум обрел новую информацию, что стимулировало его развитие. Чем больше человек знакомится с разными предметами, тем больше он умеет находить их отличия и познавать новые свойства.
Сформированность самосознания, произошло еще немного позже. Сначала человеком руководили только врожденные инстинкты (размножения, самосохранения). Благодаря самосознанию человек сумел подняться над таким примитивизмом, и поспособствовало этому появление иерархичности в сообществах. Каждая группа имела вождя, которого все слушали, выполняли его указания, принимали критику и похвалы. Таким образом, люди становились выше своих инстинктов, потому что начали делать что-то не конкретно для себя одного, а для целой группы и вождя. Такое проявление самосознания в наружном мире, а не внутри сознания человека. Еще позже индивидуум начинал слушаться собственного голоса и действовать по отношению к «услышанному», это позволило ему подняться выше инстинктов, мимолетных желаний и других факторов, которые мешали личностному развитию.
В развитии современного человека формирование сознания и самосознания появляется также поэтапно. Сначала ребенок постепенно осознает себя, потом оказывается под руководством взрослых. Позже внешние руководители заменяются внутренними. Но такое развитие дошло не до всех. В неразвитых странах, есть такие люди, живущие все еще по прежнему инстинкту.
Без самосознания человек не может идти далее в своем личностном развитии, достигать целей, ладить с окружающими людьми, становиться успешным. С помощью самосознания человек видит и делает свою жизнь такой, как ему хочется. Все успешные люди владеют этим свойством. Иначе они не смогли бы стать разумными, развить интеллект.
Кстати, часто сравниваются такие категории, как сознание и . Многие люди считают, что если есть сознание, то это также говорит об интеллекте, но эти категории имеют разное значение. Интеллектуальный человек не всегда сознателен. Уровень сознательности у не очень образованных людей может быть выше. Поэтому сознание и интеллект – нетождественные понятия. Но с помощью самосознания происходит развитие интеллектуальных возможностей. Свойства самосознания и сознания – составляют жизнь современного человека, помогают ему в обретении свободы, иначе она бы осталась только в рамках желаний.
Сознание в философии
Понятие сознания в философии является сложной темой для изучения, над ней размышляли великие люди. Соотношение понятий сознание и мозг в философии еще более трудная тема, поскольку два понятия представляются, как абсолютно разные. Определением сознания является идея, а мозг – материальный субстрат. Но все же между ними определенно существует связь.
Современные философы уверены в существовании сознания и относительно источников, выделяют несколько его факторов. Первое, внешний и духовный мир, природное и духовное отражаются в сознании под видом определенных чувственно-понятийных представлений. Такая информация заключается в результате взаимодействий человека и ситуации, обеспечивающей контакт с ней.
Второе, социокультурная среда, эстетические и этические установки, правовые акты, знания, способы и средства познавательной деятельности – это позволяет человеку быть социальным существом.
Третье, это духовный внутренний мир личности, ее жизненный опыт и переживания, переосмысливая которые человек строит планы.
Четвертое, мозг является таким фактором, потому что он на клеточном уровне обеспечивает осуществление функционирование сознания.
Пятое, также фактором выступает космическое информационное поле, звеном которого есть функционирование сознания человека.
Получается, что источником сознания есть не только сами идеи (за теорией идеалистов), и не сам мозг (за материалистами), а объективная и субъективная действительность, отображающая человеком с помощью головного мозга в надличностных формах сознания.
Сознание и мозг в философии изучается с нескольких подходов. Одним из таких есть физикализм – материалистическое направление, отрицающее существование сознания в качестве самостоятельной субстанции, поскольку в первую очередь, оно порождено материей.
Солипсизм также является подходом, изучающим понятие сознания и предъявляющее крайние взгляды. Он гласит, что осознанность каждого человека существует, как единая достоверная реальность. Материальный мир есть продуктом сознания.
Описанные подходы предъявляют умеренный материализм и объективный идеализм. Относительно первого, то категория сознания в нем определяется, как уникальное проявление материи, позволяющее отображать самого себя. Второй, твердит, что в сознании имеется некая связь с материей, существование сознания определяют, как первоначальное.
В самом деле, осознанность человека относительно мозга, или как само по себе не объясняется вышеописанными подходами. Необходимо изучить другие направления. Например, существует космический взгляд, согласно ему – смысл сознания независимый от материального носителя – это дар космоса, и является неделимым.
Согласно биологической теории, возможность осознавать – это продукт живой природы и присущее абсолютно всем, даже самым простым организмам. Потому что жизнь не спонтанна, и закономерности истекают из сознания. Все живые создания имеют инстинкты врожденные и приобретенные в процессе их жизнедеятельности, накопленные вместе с опытом, они тоже способны проделывать сложные по структуре действия, а некоторым животным даже присуща своеобразная мораль.
Но есть также взгляд, относительно которого, свойство сознания считается присущим исключительно человеку. Но, даже выходя из таких разных версий, определений, философия не дает единого ответа на вопрос о источнике происхождения сознания. Разум человека находится в непрерывном движении, развитии, поскольку с ним каждый день происходят разные события, которые человек пытается осмыслить, осознать.
Сознание и язык в философии кратко можно описать, как еще один волнующий философов вопрос. Разум и язык непосредственно имеют взаимовлияние, которыми можно управлять. Когда человек работает над усовершенствованием речевых данных, он также изменяет собственные свойства сознания, развивая тем самым умение в объективном восприятии информации и принимать решения. Древние философские мыслители, такие как Гераклит, Платон, Аристотель занимались изучением взаимосвязи сознания, мышления и языка. Это даже можно проследить в греческом слове «логос», которое дословно значит, что мысль неотрывна от слова.
Сознание и язык в философии кратко можно обусловить через такое философское течение, как «философия языка», оно твердит, что способность сознания, непосредственно влияет на мировосприятие человека, в частности, его речь, из этого истекает, что также и на общение с окружающими.
В современном времени многие ученые пытаются найти все новые отношения в сознании и языку. Например, недавние исследования подтвердили, что в каждого человека в мышлении применяются визуальные картинки, которые сформировались под воздействием сознания. Таким образом, осознаваемость направляет мыслительный процесс. Близким к такому определению был мыслитель Рене Декарт, давший такое объяснение, которое навсегда закрепилось в философии и других науках, что его можно находить доминирующим.
Декарт полагал, что есть две субстанции – мыслящая и телесная, принципиально различающиеся друг от друга. Вещи и события телесной субстанции, считаются пространственными и доступными внешнему созерцанию, то сознания и события в нем не пространственные, то есть их наблюдать невозможно, но они могут осознаваться внутренним опытом носителя этого сознания.
Идеалисты не поддерживали такую мысль, а утверждали, что личность – это состояния сознания, как дух, в котором телесное и биологическое не имеет особого значения. Современники не удовлетворяются подобным взглядом, поэтому философы, обсуждающие психофизическую проблему сознания, придерживаются в большей степени вариантов материализма.
Самым последовательным вариантом материалистического направления есть теория тождества, полагающая, что мыслительные процессы, восприятия и ощущения тождественны с состоянием мозга.
Функционализм, как еще один взгляд на определение сознания, рассматривает явления и процессы, как функциональные состояния мозга, а не физические. Мозг определяется, как сложная многоуровневая система, обладающая физическими, функциональными и системными свойствами. Такой подход имеет несколько минусов, из которых основным есть то, что такое определение очень в духе картезианского дуализма.
Некоторые сторонники современной философии считают, что нужно отвернуться от представлений Декарта о личности, как «духе в машине», исходя из того, что изначально человек является разумным животным, способным к сознательному поведению, личность не можно разделить по двум мирам, поэтому есть необходимость в новом толковании понятий, связанных со способностью сознания – от простых ощущений до интеллектуальных процессов и самосознания.
Духовная жизнь общества.
Духовная жизнь - это сфера в жизни общества, в которой создаются и осваиваются духовные ценности, потребности и идеи, осуществляется их потребление и которая соотносится с экономической, социальной и политической сферами. Духовная жизнь общества имеет совокупный продукт - это прежде всего общественные сознание.
Общество состоит из индивидов, каждый человек обладает своими индивидуальным сознанием, и на этой базе формируется общественное сознание. Общественное и индивидуальное сознания соотносятся между собой как общее и единичное. Носителем общественного сознания выступает человечество в целом и социальные общности – классы, нации и т.д. Общественное сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, обусловленных объективной действительностью и воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности. Общественное сознание существует в качестве двигателя истории и культуры, когда его содержание освоено индивидуальным сознанием и деятельностью.
Общественное сознание имеет два уровня - обыденный и теоретический. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, это эмпирическое отражение внешней стороны действительности, отражение на уровне явления. Это знания, ценности, представления и нормы, которые направлены на получение непосредственной пользы. Оно не систематизировано, содержит как истину, так и суеверия, предрассудки. Носителем его является народ. Теоретическое сознание является отражением существенных связей и закономерностей действительности, оно систематизировано, нацелено на получение истины, хранится и передается в научных текстах, формулах, чертежах. Теоретическое сознание - это наука и идеология. Носителями его являются люди, знающие теорию.
В обыденном сознании содержится общественная психология. Это привычки, традиции, настроения, стремления, убеждения, верования, которые выражают интересы классов и других социальных общностей. Любое событие в обществе находит ответную реакцию в общественной психологии, а поскольку интересы социальных общностей различны, то в обществе, как правило, не существует единой социальной психологии. Помимо социально-классового признака общественная психология несет национальный характер, каждая народность, нация имеет какие-то свои психологические черты.
В теоретическом сознании содержится идеология . Это идеи, концепции, идеологические стереотипы, ценности, которые выражают интересы классов и других социальных общностей. Через идеологию социальные общности осознают свое бытие, свои коренные интересы, свои задачи и средства их решения. Идеологию создают политические деятели, политические партии, государство и т.д. Различия в интересах социальных общностей и приводит к различиям в идеологии. Различные идеологии сталкиваются, происходит идеологическая борьба, которая обостряется во время глубоких изменений в данном обществе.
Структура общественного сознания выражается и в его формах . Традиционными, классическими формами общественного сознания являются политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, философское и научное. Выделяются определенные критерии для различных форм сознания:
· по предмету отражения. Например, политическое сознание отражает политику, правовое - право;
· по форме отражения. Например, наука отражает действительность в категориях и законах, а эстетическое сознание - в художественных образах;
· по выполняемым ими функциям. Например, моральное сознание регулирует отношения между людьми, религиозное - дает человеку смысл жизни.
Введение…………………………………………………………………………3
I. Понятие сознания……………………………………………………………..4
II. Формы сознания………………………………………………………..…….6
2.1. Формы общественного сознания………………………………………….7
2.2 Политическое сознание….…………………………………………………..8
2.3 Правовое сознание………………………………………………………….10
2.4 Нравственное сознание…………………………………………………….12
2.5 Эстетическое сознание………………….………………………………….15
2.6 Религиозное и атеистическое сознание…………………………………...17
2.7 Естественнонаучное сознание…….…………………………………….…19
2.8 Экономическое сознание…………………………………………………..19
2.9 Экологическое сознание…………………...………………………………21
Заключение……………………………………………………………….……..24
Список использованной литературы……………………….………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в памяти. Это же относится к процессам его деятельности и к самому себе - к его состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однако теперь логика исследования оборачивается: проблема проявления психических процессов превращается в проблему их происхождения, их порождения теми общественными связями, в которые вступает человек в предметном мире.
Психическая реальность, которая недоступна для прямого измерения или изучения открывается нам в виде ощущений, воспоминаний и мотивов - это субъективный мир сознания. Потребовались века, чтобы освободиться от отождествления психического и сознательного. Удивительно то многообразие путей, которые вели к их различению в психологии, философии, физиологии: достаточно назвать имена Лейбница, Фехнера, Фрейда, Сеченова, Узнадзе и Павлова.
Решающий шаг состоял в утверждении идеи о разных уровнях психического отражения. С исторической, генетической точки зрения это означало признание существования досознательной психики животных и человека, а так же появления у человека качественно новой формы - сознания. Так возникли новые вопросы: о той объективной необходимости, которой отвечает возникающее сознание, о том, что его порождает, о его внутренней структуре, многообразии форм сознания. О формах сознания и пойдет речь в данной работе.
I. Понятие сознания
Сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и формируемая социальным окружением функция, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности в памяти субъекта, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Стержнем сознания, способом его существования является субъективное содержание памяти - знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, как и его память, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир отображаемый памятью, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.
Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы.
Критерии сознательного поведения
Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных.
Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания важно выделить осознание предметов и переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается.
Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания.
Мозг современного человека сформировался в результате длительной эволюции и представляет собой сложноорганизованный орган. Уровень сознания зависит от степени организации мозга и подтверждается это тем, что сознание ребенка формируется с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старика дряхлеет, угасают и функции сознания.
Связь сознания с протекающими в мозгу процессами
Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.
Сознание является высшей формой отражения мира в субъекте и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями и социальном окружением что присуще только человеку.
Стержнем сознания, способом его существования является память субъекта.
Труд развивает сознание.
Речь (язык) формируют сознание.
Сознание является функцией памяти.
Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.
Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.
Следовательно, за особенности высшей формы жизни, сознание, нужно благодарить общественноисторический опыт поколений, труд, язык и знания.
II. Формы сознания.
Описаны две формы сознания: персональное и общественное. Персональное сознание определяется как Up–перцепция, – осознание окружающего мира и субъективного Я. Перцепция реализуется с помощью объективных биологических и физических законов. Трансформация перцепции в Up–перцепцию, то есть трансформация объективных процессов в субъективные ощущения, неневозможно описать и представляет собой черный ящик. Одним из результатов деятельности сознания является возникновение идей и взглядов. Осознание этих идей и взглядов популяцией людей формирует общественное сознание. Развитие общественного сознания развивает идеи и взгляды, которые в свою очередь влияют на личное сознание.
Хорошо известно, что перед тем как приступить к анализу какой-нибудь проблемы, сначала необходимо дать ее определение. Но проблема сознания не имеет определения, или, наоборот, их слишком много. Поэтому я попытаюсь описать формы и характеристики сознания, с тем, чтобы далее обсудить их.
Сознание можно разделить на две формы: Первая форма, это так называемое личное, индивидуальное или персональное сознание человека, его субъективные ощущения и интеллект. Вторая форма, это то чем занимается философия – это так называемое общественное или социальное сознание.
Общественное сознание можно разделить на: научное сознание, поэтическое сознание, религиозное сознание и т.д. и т.п. К этой же форме сознания относится и культура.
Общественное сознание и любая из его форм представляет собой совокупность неких идей и взглядов, которые объединяют определенную популяцию людей. Но идеи и взгляды преломляются в сознании (в интеллекте) каждого индивидуума субъективным способом.
Общественное сознание, преломленное в индивидуальном сознании, это та форма сознания, которая свойственна только людям. Только люди ищут бога и смысл жизни. Только люди обладают культурой и творчеством: пишут картины, стихи, ищут истину, занимаясь наукой.
2.1. Формы общественного сознания
Формы общественного сознания различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности, общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. В отличие от. непосредственного отражения действительности в обыденном сознании, формы сознания выступают как более или менее систематизированное сознание, опосредствованное теоретическим или наглядно-образным отражением действительности. Формы общественного сознания различаются между, собой по объекту и, форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития. Многообразие Ф. о. с. определяется богатством и многообразием самого объективного мира природы и общества. Различные формы общественного сознания отражали различные, области и стороны действительности (напр., политические идеи, отражают отношения между классами, нациями, государствами и служат основой политических программ, реализуемых а действиях классов и социальных групп; в. науке познаются конкретные законы, природы и общества; в религии фантастически отражается зависимость людей от господствующих, над, ними, природных, а затем и социальных сил. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания характеризуется и особой, формой отражения (напр. научное понятие, моральная норма, художественный образ, религиозная догма). На богатство и сложность объективного мира создают лишь возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта, возможность на основе, конкретной общественной потребности. Так, наука возникает лишь тогда, когда простое накопление опыта и эмпирических знаний становится недостаточным для развитая общественного производства; политические и правовые взгляды и идеи возникают вместе, с появлением, классов и государства дал обоснования и закрепления отношений господства и подчинения, и т. д. В каждой, общественно-экономической формации все формы, сознания связаны между собой и в целом составляют духовную жизнь определенного общества. Своеобразие общественной потребности, порождающей те или иные Ф. о. с., определяет и ту конкретную историческую роль, которую они играют в жизни и развитии общества. С победой коммунизма исчезнет надобность в политической и правовой идеологии, и они отомрут. Зато расцвета достигнут такие формы общественного сознания, как мораль, наука, философия, которые не только будут обслуживать многообразные общественные потребности, но, формируя духовный облик, личности, явятся условием ее всестороннего развития, активной творческой деятельности.
Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественнонаучного сознания. Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира природы и общества. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ. Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности.сознания . Понятие сознания играет у него двоякую роль, выступая...
Сознание как философская проблема (1)
Реферат >> Философия... Сознание как философская проблема 2. Сознание – форма отражения, духовная сторона бытия 3. Основные свойства и структура сознания 4. Сознание ... - интерпретация интерпретации - имеет дело с «понятиями о понятиях» , является ведущей для философов, опирающихся...
Общественное сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависит от общественного бытия, оно обладает относительной самостоятельностью, развивается по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором – тормозит его развитие.
Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (идеалы, ценности, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), – то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.
Общественное сознание различается по уровням и формам.
Структура общественного сознания (его уровни):
Первый уровень общественного сознания - обыденное (повседневное, стихийное) сознание; оно основано на обыденном жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления. В обыденном сознании представлены одновременно и здравый смысл, и предрассудки, верные и порой точные наблюдения и вымысел.
Второй уровень - теоретическое сознание; это рационализированная, обоснованная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.
И обыденное, и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.
С точки зрения регуляции человеческого поведения в общественном сознании выделяют общественную психологию и идеологию . Общественная психология тесно связана с обыденным сознанием и охватывает массовидные психические процессы, присущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и психические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключается и ее целенаправленное планомерное формирование.
В отличие от общественной психологии, идеология является совокупностью теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология, в отличие от теоретического сознания, «заряжена» на определенную деятельность. Отражая социальную реальность с позиций интересов определенных классов и социальных групп, идеология содержит в себе программу действий по изменению (если реальность не отвечает интересам класса) или сохранению социальной реальности (если реальность отвечает интересам класса). Идеология – ценностное отображение социальной реальности, она формируется целенаправленно и имеет активную функциональную направленность, воздействует на мысли, чувства, поведение людей. Функции идеологии – интегративно-консолидирующая; организационно-мобилизующая; ценностно-мотивационная; легитимирующая.
Формы общественного сознания. Выделяют следующие формы общественного сознания :
Политическое сознание – совокупность взглядов, в которых отражаются политические отношения, т.е. отношения по поводу власти;
Правовое сознание – совокупность взглядов на систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством;
Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных отношениях и соответствующих нормах и идеалах, оценивающих и регулирующих поведение людей (добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть);
Художественное сознание – форма отражения природной и социальной реальности в виде художественных образов, представляющих органический сплав мыслей, чувств, оценок;
Научное сознание – форма отражения реальности в виде системы объективных знаний, раскрывающих закономерности мира.
Философское сознание – форма общественного сознания, выражающая рационально-критическое осознание человеком мира и своего отношения к нему;
Религиозное сознание – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественной реальности (Бога) и предполагающая определенные отношения человека к этой реальности.
В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время - политика и наука).
Важнейшие функции общественного сознания – познавательная, социально-преобразующая, прогностическая, регулятивная, воспитательная. Все они взаимосвязаны друг с другом.
МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания, идеи, смыслы, ценности и идеалы могут закрепляться и сохраняться в культуре, транслироваться и развиваться. Язык – не только способ сохранения и передачи информации , но и средство познания и общения . С помощью языка мы познаем объективный мир, получаем новое знание. Восприятие и познание осуществляются через призму языка. В языке существуют элементы, замещающие реальные объекты. Эти элементы играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Всякий язык содержит в себе определенную «концептуальную схему», задающую характер восприятия мира.
В силу этого язык можно определить как специфическую сложную развивающуюся знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, обработки и передачи информации, а также для обеспечения познания и коммуникации.
Таким образом, функции языка – экспрессивная (выражение мысли человека), сигнификативная (обозначение), коммуникативная (обеспечение общения между людьми), когнитивная (важнейшее средство познания), кумулятивная, или информационно-трансляционная (обеспечение сохранения, накопления и трансляции знаний).
Различают два вида языка: естественные и искусственные.
Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)
Искусственный язык специально создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки математики, логики, языки программирования, химии и других наук).
В естественном языке знаками являются слова и словосочетания, в искусственном - те или иные символы. Один из важнейших аспектов языка - его семантика, а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его предметное значение и смысл.
Предметное значение - это объект (отдельный предмет или некоторый класс предметов), представителем которого является знак.
Смысл знака - это такая совокупность признаков, которая позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.
Мысль может быть выражена не только с помощью языковых знаков. Она может быть воплощена в том или ином художественном образе, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.