Общая характеристика представления. Отличие представлений от восприятия
Воспроизведение чувственных o6pазов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований - представлений.
Представление - это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В то время как восприятие дает нам образ предмета лишь в его непосредственном присутствии, в результате тех раздражении, которые падают от него на наши периферические рецеп-торные аппараты, представление - это образ предмета, который - на основе предшествовавшего сенсорного воздействия - воспроизводится в отсутствие предмета. Именно в этом, т. е. в разном у представлений и восприятии отношении к предметам, к явлениям действительности, заключается основное отличие представления от восприятия.
Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны; представления - это образы. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости представления бывает очень различной.
Представления далее отличаются некоторой-то большей, то меньшей - фрагментарностью. При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Вместе с тем, у нас может быть единое общее представление об очень сложном целом, например общий образ какого-нибудь художественного произведения.
Представления, наконец, отличаются большей или меньшей обобщенностью. Перенося во времени данные опыта, знания, добытые в процессе действенного отражения мира, из настоящего в будущее и из прошлого в настоящее, процессы памяти неизбежно в какой-то мере отвлекают эти данные от частных условий единичного момента в пространстве и времени. В них поэтому неизбежно совершается первый шаг на пути к абстракции и обобщению. Воспроизведенные образы памяти, представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление. Во-первых, представление может быть более или менее индивидуализированным образом воспоминания об однократной сцене, об определенном лице не вообще, а так, как оно предстало перед нами в один особенно памятный момент. Во-вторых, представление может быть образным, но обобщенным знанием о каком-нибудь предмете так, как он нам вообще представляется, независимо от какой-то определенной частной ситуации, в которой он в том или ином случае был нами как-то воспринят. Такое представление об определенном единичном предмете в отвлечении от конкретных условий места и времени, от специфических условий ситуации, в которой он реально предстал перед нами, предполагает уже известное отвлечение, некоторую абстракцию, совершающуюся в пределах наглядно-образного содержания представления. Оно tребует уже определенной переработки. Эта переработка воспроизведенного образа-представления подготовляется в некоторых случаях уже внутри восприятия, которое тоже, как мы видели, может обладать различной степенью общности. Эта переработка выражается в том, что в образе-представлении выступают на передний план и сохраняют наибольшее постоянство некоторые основные, наиболее существенные черты, которые характеризуют данный предмет, будучи существенно связаны с его значением; другие как бы стушевываются, отступая на задний план. В представлении эти последние черты отличаются часто большой неустойчивостью, изменчивостью, текучестью. Неустойчивость представлений, выражающаяся в изменчивости и текучести некоторых частей, свойств или деталей образа-представления, как бы вводит в представление ряд переменных. Это обстоятельство имеет и положительное значение. Благодаря ему представление приобретает большие возможности для обобщенного представительства различных предметов, чем если бы оно было абсолютно устойчивым образованием, неизменным во всех своих частях, свойствах и деталях.
Наконец, представление может быть обобщенным образом не единичного предмета или лица, а целого класса или категории аналогичных предметов. Существование таких общих представлений было предметом больших философских и психологических дискуссий (Дж. Беркли и др.). Однако существование схем не подлежит сомнению, а схема, будучи наглядной, тоже является, своеобразным представлением. Схема какого-либо прибора, машины, схема нервной системы, локализации функций в мозгу и т.п. представляют в наглядной форме не единичный объект, а множест1во однородных объектов, давая представление об их структуре. Формы схематизации, т. е. мысленной обобщающей обработки воспроизведенного образа-представления,- чрезвычайно разнообразны. Они дают многообразные виды обобщенных представлений. Особое значение имеют те виды обобщающей обработки представления, которые приводят к созданию художественного образа, соединяющего в себе характер индивидуализированности и типичности. В таком художественном образе определяющим является уже не воспроизведение, а преобразование, характеризующее деятельность не памяти, а воображения.
Таким образом, представления могут обладать различной степенью общности; они образуют целую ступенчатую иерархию все более обобщенных представлений, которые на одном полюсе переходят в понятия, между тем как на другом - в образах воспоминания они воспроизводят восприятия в их единичности.
Представления являются собственно образами памяти лишь в том случае, когда образ-представление воспроизводит прежде воспринятое и в той или иной мере осознается в своем отношении к нему. Когда представление возникает или формируется безотносительно к прежде воспринятому, хотя бы и с использованием воспринятого в более или менее преображенном виде, представление является образом не памяти собственно, а скорее воображения. Наконец, представление функционирует в системе мышления. Включаясь в мыслительные операции, представление вместе с новыми функциями приобретает и новые черты. Вводя здесь представления, мы заодно вкратце суммируем основные их черты.
В быту представление часто смешивают с воображением.
Представление – это психический процесс, заключающийся в воссоздании образов объектов, которые в данный момент не действуют на наши органы чувств, но ранее когда-то действовали. В воображении же мы создаем такой образ, который никогда ранее не воздействовал на наши органы чувств. Правильнее сказать: вообразите себя лауреатом Нобелевской премии, а не представьте, если вы на самом деле не лауреат Нобелевской премии. Обычно под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов. Продуктом представления является образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов или явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.
От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач.
Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами. С ощущением и восприятием представление роднит образная, наглядная форма их существования. Но ощущение и восприятие всегда предшествуют представлению, которое не может возникнуть на пустом месте. Представление как раз и является результатом обобщения ряда существенных, а иногда и несущественных признаков объекта.
Представления часто выступают в роли эталонов. Это обстоятельство сближает их с процессами познания. Опознание предполагает наличие, по крайней мере, двух объектов – реального, воспринимаемого, и эталонного. В представлениях такая раздвоенность отсутствует.
Представление – это вторичные образы. Это восстановление уже виденного образа. Мы видим доску и цветы, представление о них появится тогда, когда мы закроем глаза. Услышали мелодию, а потом вспомнили и представили ее, звучащей в том же регистре и исполняемой теми же музыкальными инструментами. Итак, представление – это воссозданный образ на основе прошлого опыта. Часто представления называют образами памяти, так как в обоих случаях идет воспроизведение прошлого опыта человека. Те и другие относятся к вторичным образам, возникающим без опоры на непосредственное восприятие. Но в представлении отсутствуют процессы запоминания и сохранения. В процессе припоминания человек всегда осознает связь с прошлым, в представлении же помимо прошлого может отражаться настоящее и будущее. «Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представлениях (Б. Г. Ананьев) составляет их отличительную особенность и позволяет говорить о представлении как о самостоятельном психическом процессе.
Свойства и виды образа представления
Представление имеет следующиесвойства :
1. Панорамность – образ может выходить за границы поля зрения, быть развернутым, шире поля.
2. Фон, на котором видим предмет, может меняться в представлении.
3. Нет константности образа, есть нарушения, образ меняется по абсолютной величине, может быть больше или меньше реального объекта.
4. В образе идет сокращение, обобщение. Может быть временная панорамность: объединение, сжимаемость событий с нарушением последовательности, можно услышать симфонию в одну минуту. Возможны сдвиги в изображении длительности: событие тянется в памяти, а было всего лишь минуту, годы могут в представлении сжиматься, а один день – растянуться.
5. В представлении может происходить смещение окраски в сторону основных цветов либо обесцвечивание вообще. Чаще образы в памяти бледнеют, интенсивность их снижается, реже – наоборот.
6. Фрагментарность образов представления: запоминается лучше то, что произвело большее впечатление, но образ остается целостным.
7. Обобщенность – представляется не конкретный стул, а вообще; образы схематизируются.
Виды представлений
В зависимости от особенностей предмета представления выделяют два основных вида : визуальные , за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические , за которыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.
Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку (Б. Г. Ананьев). Она включает зрительные, обонятельные, слуховые, осязательные, вкусовые, кинестетические, органические представления.
Последние – представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классификации используется вид анализатора.
Отдельным видом представления можно выделить идеомоторные представления – представления движения. Особенно актуальны они для спортсменов, артистов балета, танцоров, музыкантов, когда непосредственно перед действием они должны представить его в мельчайших подробностях, опираясь на прошлый опыт.
В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений , как представления о пространстве и времени . И те, и другие являются полимодальными, но можно выделить отражение пространственных и временных характеристик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов.
На основании временной отнесенности представлений была предложена классификация образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие) (Ж. Пиаже). В свою очередь каждый из них может быть: а) статическим (представления о неподвижном объекте); б) кинетическим (представления о разных видах движения); в) преобразующим (отражение известных человеку преобразований объектов – от отражения конечного результата до отражения всех этапов трансформации объекта из начального состояния – в конечное).
Образами-представлениями можно совершать следующие основные операции: мыслительное вращение, масштабные преобразования, различного рода перемещения объектов, комбинирование составных частей представляемого объекта, изменение пространственной ориентации, приращение, группировку, разбиение.
Особую группу составляют операции перекодирования информации, связанные с изменением объекта. Например, составить представление о рельефе местности по карте или представить объемный предмет в виде проекции на плоскости.
Понимание представления как процесса оперирования образами-представлениями предполагает в этом процессе наличие отдельных мыслительных операций.
Все мыслительные операции можно разбить на три группы (И. С. Якиманская): 1) изменение в процессе представления положения объекта или его частей (мысленное вращение, группировка, изменение пространственной ориентации, мысленного перемещения объектов и т.п.); 2) изменение в процессе представления структуры объекта (масштабные преобразования, изменения в представлении мерности объектов, группировка объектов); 3) одновременные изменения положения и структуры (приращение, разбиение, комбинирование).
Представление как процесс активно функционирует в таком психическом явлении, как проекция. Проекция (от лат. рrojection – выбрасывание вперед) – психическое явление постижения и порождения значений, механизм психологической защиты, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; наделении других людей особенностями своего характера и поведения; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. Определение особенностей личности по её проекции используется в проективном методе . Пристрастность отражения мира, обеспечиваемая проекцией, может иметь как защитный, патологический, так и творческий, созидательный характер.
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова – случайно или намеренно – вызван нами.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственнонаглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее .
Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.
Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Представления – это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы.
С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.
Функции представлений: сигнальная, регулирующая и настроечная.
Сигнальная функции – отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая – отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств с учетом реальных условий предстоящей деятельности.
Настроечная – в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.
Виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.
Классификация по Б. М. Теплову:
- по их содержанию (математические, географические, технические, музыкальные и т.д.;
- по степени обобщенности (частные и общие); по степени проявления волевых усилий (произвольные и непроизвольные).
Введение………………………………………………………………….3
1. Представление…………………………………………………….5
1.1 Способы классификации представлений…………………….…5
1.2 Способы представлений…………………………………...……..7
1.3 Отличия и сходства представления и восприятия…………..…9
2. Память ……………………………………………………….……10
2.1 Процессы памяти………………………………………………...10
2.2 Структура памяти………………………………………………..11
2.3 Виды памяти……………………………………………………...12
2.4 Факторы забывания…………………………………………..….14
Заключение…………………………………………………………...…16
Список использованной литературы………………………………….18
Введение.
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счёт накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой они закрепляются, сохраняются и
воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.
Представление – образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения. Представления возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем, например, восприятия, но в то же время более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов.
Представление может быть зрительным, слуховым, вкусовым, обонятельным, температурным. Так же представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.
Память – запоминание, сохранение и последующее использование индивидом его опыта. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека.
Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у
человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.
В целом, память и представление человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.
1. Представление.
Представление
- процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.
Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов.
Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной "пластичности" центральной нервной системы.
1.1 Способы классификации представлений.
По анализаторам:
- зрительные (образ человека, места, пейзажа);
- слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
- обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);
- вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.);
- тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
- температурные (представление о холоде и тепле);
Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.
По степени обобщенности.
В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).
Единичные представления
- это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
Общие представления
- представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
Схематизированные представления
представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
По степени волевых усилий.
В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные представления
- это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.
Произвольные представления
- это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
По происхождению.
В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе, восприятия, мышления и воображения.
Большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе
восприятия
– то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
Представления, сформированные на основе мышления
, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами. Представления могут формироваться и на основе
воображения
, и данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.
1.2Свойства представлений.
Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.
Наглядность . Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
Фрагментарность . Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений состоит в том, что при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение ее дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. В представлении материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.
1.3 Отличия и сходства представления и восприятия.
Сходство представления с восприятием. При формировании образов представления и восприятия возникающий образ существенно видоизменяется по сравнению с исходным образом под влиянием ряда факторов: потребностей, мотивации, установок, жизненного опята и т.д.
Отличие представления от восприятия.
Образы представления, как правило, менее ярки, мене детальны и более фрагментарны, чем образы восприятия;
В них находят отражения наиболее характерные черты для данного предмета, а второстепенные детали часто опускаются;
Неустойчивость образа, его тенденция к саморазрушению;
Большая искаженность образа по сравнению с образом восприятия;
Под действием языка и внутренней речи происходит перевод представления в абстрактное понятие.
2. Память.
Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.
2.1 Процессы памяти
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.
Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, ощущений, восприятий, мышлений и переживаний, предпосылка сохранения.
Сохранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различия между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встречи с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствии объекта.
Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания).
2.2 Структура памяти.
Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее систему удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1 – 0,5 сек.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память (второй уровень), которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2кратного повторения. Кратковременна память ограничена по объему. В средне с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, чисел, цифр, фигур, картинок, кусков информацию. Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален, по объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения.
Долговременная память обеспечивает длительное хранение информации. Она бывает двух типов: 1) долговременна память с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2)долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, раздражение участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).
Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течении нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а так же определенный процент и нужной информации.
2.3. Виды памяти.
В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют следующие виды памяти.
Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).
Непроизвольная память – информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Произвольная память – информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от:
От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
Механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;
Логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти;
Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образна память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно – двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная:
Мнемотехнические приемы запоминания – специальные приемы для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий.
2.4 Факторы забывания.
Большинство проблем с памятью связаны не с трудностями запоминания, а скорее – припоминания. Некоторые данные современной науки позволяют утверждать, что информация в памяти хранится неопределенно долго, но большей ее частью человек не может воспользоваться. Она ему практически недоступна, он ее «забыл», хотя и справедливо утверждает, что когда-то об этом «знал»,читал, слышал, но.… Это и есть забывание, временное ситуационное, внезапное, полно или частичное, избирательное и т.п., т.е. процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема могущих быть актуализированных в психике данных. Глубина забывания бывает поразительной, иногда «забывшие, отрицают сам факт своего знакомства с тем, что им надо вспомнить, не узнают то, с чем неоднократно сталкивались.
Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них – время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.
Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.
Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Затормаживание происходит тем более выражено, чем более схож новый материал с тем, который был уже изучен. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.
Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.
Впечатления детства, двигательные навыки (езда на велосипеде, игра на гитаре, умение плавать) остаются достаточно устойчивыми в течение десятилетий, без каких-либо упражнений. Известен, впрочем, случай, когда человек, просидевший в тюрьме около трёх лет, разучился завязывать не только галстук, но и шнурки на ботинках.
Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психике, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надёжно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).
Для уменьшения забывания необходимо:
Понимание, осмысление информации (механически выученные, но непонятная до конца информация забывается быстро и почти полностью);
Повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остаётся только 50% механически заученной информации);
Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери от забывания. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учёба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объёма информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделя после сессии.
Заключение.
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании
образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из
нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.
Список использованной литературы.
1. Григорович А.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие – М: Гардарики, 20012. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: высшее образование, Ростов н/Дону: Феникс, 2003
4. Щербатых Ю.В. Общая психология». – СПб: Питер, 2008.
Интернет – ресурсы.
5. http://ru.wikipedia.org
Это возникающие в мозгу образы предметов и явлений, не воздействующих в данный момент на органы чувств. Физиологической основой представлений являются следы, оставшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, которые были раньше. Под воздействием раздражителя старые нервные связи в коре головного мозга оживляются, возникает образ.
Это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений.
Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. Они отражают характерные, наглядные признаки предметов и явлений. Например, в представлении реки отражается текущая между двумя берегами полоса воды. Мы воспринимаем много рек, разной ширины, с разными берегами, с разной скоростью течения. В представлении же отражаются наглядные признаки, характерные для всякой реки. 6 представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные, имеющиеся в отдельных восприятиях.
В представлениях, как и в восприятиях, действительность отражается в виде наглядных образов. Представлять - значит мысленно видеть или мысленно слышать что-то, отражать наглядно, а не просто знать.
Представление - более высокая ступень познания, чем восприятие, оно является ступенью перехода от ощущения к мысли. Это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Главная особенность представления - взаимопроникновение в нем наглядного и обобщенного. Это результат взаимодействия двух сигнальных систем: исходными в образовании представлений являются сигналы первой сигнальной системы (цвета, запахи, формы и т. д.), но представления становятся обобщенным образом благодаря участию второй сигнальной системы (произнесенное или написанное слово) в их формировании.
Общие и единичные представления
Представления бывают единичными и общими , в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Представление, основанное на восприятии одного определенного предмета, будет единичным, так как оно отражает единичный предмет. Представление, обобщенно отражающее ряд сходных предметов, является общим. В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называние одним словом ряда предметов.
В единичном представлении отражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета. В общем представлении отражаются черты, общие для многих сходных предметов, т. е. черты, имеющиеся в каждом предмете этой группы.
Сравните, например, образ Невы - реки, закованной в гранит, с образом реки вообще. Образ Невы - это единичное представление, образ реки - общее. Но даже единичное представление, в сравнении с образом восприятия, является обобщенным, так как оно обобщает ряд восприятий изменяющегося предмета. Образ Невы, т. е. единичное представление, складывается на основе отражения ее в разное время: в ледоход, подо льдом, в жаркий летний полдень, когда цвет воды отражает голубое небо, в серый осенний день, при сильном ветре, когда на Неве появляются волны, в наводнение, когда вода выходит из берегов.
Меняющееся отражение содержит и постоянные, характерные признаки предметов и явлений, которые становятся определяющими в представлении. Единичные представления обобщаются, в результате чего возникают общие представления.
В учебном процессе представления формируются на основе знакомства учащихся с отдельными явлениями, на основе образования единичных представлений и последующего их обобщения.
Общее представление, в отличие от единичного, лишено индивидуальных черт, которые характерны только для отдельного представления. В общем представлении собраны лишь те черты, которые относятся ко всем явлениям этого рода. Однако и общие представления носят наглядный характер - это отражение наглядных особенностей предметов, явлений, процессов.
Виды представлений
Представления разделяют по видам восприятий, на которых они основаны. Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), вкусовые (представление вкуса лимона), осязательно-двигательные (представление положения своего тела при прыжке) представления. Деление представлений по видам условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов и носят синтетический характер.
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный , у композитора - слуховой , у спортсмена и балерины - двигательный , у химика - обонятельный , у дегустатора - вкусовой .
Мышечно-двигательные представления вызывают так называемые зачаточные движения. Они невидимы, но могут быть фиксированы специальными приборами. Когда мы представляем себе, как именно надо совершить какое-то определенное движение, в этот момент в двигательных центрах коры больших полушарий возникают нервные возбуждения, приводящие к слабым двигательным импульсам. Такие зачаточные движения получили название идеомоторных актов .
Можно провести опыт, при котором эти движения становятся заметными. Если человек возьмет двумя пальцами шнурок с привязанным к нему небольшим грузом и будет напряженно думать о том, что груз раскачивается, то груз действительно начнет медленно раскачиваться. Связанный с представлением о каком-нибудь движении, процесс возбуждения приводит к едва заметному движению рабочего органа. Напряженно представляя себе движение, человек бессознательно начинает осуществлять его, хотя и в очень слабой форме.
В настоящее время доказано, что представление о движении вызывает в мышцах токи действия, или биотоки. Эти токи могут быть использованы при конструировании механической руки, соединенной проводами с браслетом-токосъемником, надетым на руку. Механическая рука выполняет те движения, которые человек только представляет себе. Он мысленно сжимает руку- механическая рука сжимается в кулак.
Идеомоторными актами объясняют и так называемое «чтение мыслей» (опыты Вольфа Мессинга и Михаила Куни): отгадчик «угадывает» идеомоторные сигналы, которые невольно подает ему проводник, напряженно думающий о том, какие движения и в каком направлении должен произвести, чтобы выполнить задуманное. Отгадчик не «читает мысли», а ощущает идеомоторные сигналы мышц руки проводника. Биотоки возникают и в мышцах органов речи. Специальными приборами можно записать движения, которые производят речевые органы при решении мыслительной задачи. Это показывает, что мышление всегда происходит в речевой форме.
Общая психология. (Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с. С. 208-211.